Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛАТА [греч. Γαλτα], сел. в долине Солея в горном массиве Троодос (Кипр). В Г. и ее окрестностях расположены памятники архитектуры и живописи нач. XVI в.: в центре селения - ц. во имя св. Созомена, на окраине - ц. Пресв. Богородицы (Панагии тис Подиту) и ц. во имя арх. Михаила, в 2,5 км к северу - ц. во имя праведных Иоакима и Анны (XII в.). Кроме того, в Г. находятся церкви во имя св. Параскевы, свт. Николая и вмч. Георгия, поствизант. небольшие 1-нефные строения с деревянными 2-скатными крышами, украшенные фресками, и совр. большая крестово-купольная ц. во имя Пресв. Богородицы «Одигитрии». Церковь Пресв. Богородицы в Галате. 1502 г. Церковь Пресв. Богородицы в Галате. 1502 г. Церковь Пресв. Богородицы (Панагии тис Подиту) (Παναγα τς Ποδθου) построена в 1502 г. Из посвятительной надписи известно, что она была освящена во имя Божией Матери Елеусы и являлась монастырским собором. Название «тис Подиту» предположительно связывают с композицией «Моисей, снимающий сандалии перед Неопалимой Купиной», изображающей момент, когда из Купины раздался глас, повелевший ему разуться (от греч. глагола ποδνω - Исх 3. 5). Церковь построена на средства Димитрия де Корон и его жены Елены. О ктиторе известно, что он находился на службе у кипрского кор. Иакова II Лузиньяна (1464-1473). Наос обстроен галереей, высокая, остроконечная, черепичная крыша защищает здание от зимней непогоды. Мон-рь продолжал действовать и в XVIII в.: в 1735 г. В. Г. Григорович-Барский застал здесь 2 монахов, живущих в большой бедности ( Григорович-Барский. Ч. 2. С. 261). Росписи, совр. постройке церкви, сохранились в алтарной части храма, на вост. и зап. фронтонах. Они принадлежат к итало-визант. школе живописи и являются примером стиля, основанного на синтезе визант. и ренессансных элементов, к-рый распространился на Кипре после перехода острова под власть венецианцев в 1489 г. На внешней стороне зап. фронтона представлен портрет Димитрия и Елены де Корон, подносящих Богородице модель храма. Справа от ктиторской композиции изображен монах и 2 фигуры в светской одежде - мужчина и женщина. Выше расположена большая композиция «Свыше пророцы Тя предвозвестиша»: Богоматерь с Младенцем на престоле в окружении 10 пророков со свитками, содержащими пророчества о Деве Марии и Боговоплощении. В верхнем углу фронтона изображен Ветхий денми, благословляющий обеими руками.

http://pravenc.ru/text/161497.html

Киев. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Подоле. Покровская церковь на Подоле Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1766 и 1772. колокольня 1831. Адрес: Украина, Киев, Покровская ул., 7 Координаты: 50.460977, 30.518836 Проезд:автобусом 62, 144 до остановки м. " Почтовая площадь " , далее по улице Петра Сагайдачного, потом повернуть налево на улицу Андреевская, затем повернуть направо на улицу Покровская; автобусом и маршрутным такси до остановки м. " Контрактовая площадь " , далее идти по улицам Константиновская и Покровская Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Один из лучших образцов архитектуры украинского барокко XVIII в., шедевр киевского архитектора Ивана Григоровича-Барского (Покровская, 7). На месте армянской Рождествобогородицкой церкви, сгоревшей в 1651 г., греческий купец Николай Тарнавиот в 1685 г. построил деревянную церковь Покрова Божьей Матери. Сначала она была " придворной " церковью семьи Тарнавиотов, но в начале XVIII в. вдова Тарнавиота завещала сделать ее приходской. На протяжении 1766—72 гг. на ее месте Григорович-Барский воздвиг свою лучшую, как считается, постройку — двухэтажный каменный храм в виде триконха, увенчанный тремя куполами. Несомненно, архитектор учел существование сзади на горе Андреевской церкви, с которой Покровская перекликается своими барочными формами. Первоначально на первом этаже находился главный алтарь Покрова Богородицы. Внутри внешних крылечек были устроены винтовые лестницы на второй этаж, где существовал придел апостола Иакова Алфеева. В 1791 г. междуэтажное перекрытие было разобрано, а престол св.Иакова перенесен в боковое помещение. После пожара 1811 года изменена форма куполов, утрачен лепленый декор фасадов. В 1824 г. с запада пристроили теплый храм св.Иоанна Воина. Иконостас церкви проектировал в середине XIX в. Иван Штром (иконостас " как псевдомосковский " разобран в 1931 г.). Современная колокольня, стоящая отдельно, существует с 1798—99 гг. Ее второй этаж, первоначально деревянный, сгорел в 1811 г. С 1831 г. он заменен каменным, а на первый ярус перенесли церковь св.Иоанна Воина.

http://sobory.ru/article/?object=01027

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ «ТИС СТЕГИС» Свт. Николай. Роспись ц. свт. Николая «тис Стегис». Кон. XII в. Свт. Николай. Роспись ц. свт. Николая «тис Стегис». Кон. XII в. [Греч. Εκκλησα Αγου Νικολου της Στγης; церковь святого Николая под крышей], в 5 км к северо-западу от дер. Какопетрия на о-ве Кипр, на берегу р. Клариос, на месте средневек. одноименного мон-ря. В наст. время это единственный на Кипре монастырский кафоликон (главный храм) средневизант. эпохи. Храм с хорошо сохранившимися фресками внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с 8 др. храмами горного массива Троодос, расположенными в центральной части Кипра. Сведений о местном монастыре в письменных источниках до XIII в. не сохранилось. Предположительно мон-рь был основан в нач. XI в. К этому времени относятся строительство Н. ц. и ее первоначальная роспись. В нач. XII в. к церкви пристроили нартекс. До установления правления крестоносцев на Кипре (1190) мон-рь процветал. В XIII в. он начал приходить в упадок, однако продолжал окормлять жителей Какопетрии. Монастырь также имел в окрестностях довольно значительные земельные наделы, которые обрабатывали сами монахи. В 1735 г. мон-рь посетил рус. путешественник В. Г. Григорович-Барский , к-рый отметил особенную красоту этих мест. Монашеская община прекратила существование в 1808 г., со смертью эконома, последнего мон. Герасима. Все строения мон-ря, кроме кафоликона, в последующие десятилетия были разрушены. В Какопетрии сохранилась также ц. Пресв. Богородицы, простой конструкции, прямоугольная в плане, с 2-скатной крышей (построена ок. 1520, расписана в XVI в.). Как и другие церкви в этой части горного массива Троодос, Н. ц. имеет скромный облик и небольшие размеры. По плану и объемной композиции это крестово-купольный храм. Стены выложены из местного камня, снаружи оштукатурены, проемы окон, своды, арочные перемычки сделаны из кирпича или пористого известняка. В нач. XII в. был возведен нартекс с куполом. Наименование храма - «под крышей» - отражает его архитектурную особенность: над крестово-купольной постройкой возведено дополнительное внешнее покрытие в виде 2-скатной деревянной кровли.

http://pravenc.ru/text/2566148.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Монастырь Неа-Мони [Греч. Να Μον - Новый монастырь], правосл. мон-рь Пресв. Богородицы на о-ве Хиос (Греция), крупнейший памятник визант. архитектуры и изобразительного искусства XI в.; в 1990 г. включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с византийскими мон-рями Осиос Лукас и Дафни . Н.-М. основан вскоре после 1042 г. местными монахами Никитой, Иоанном и Иосифом . Их Житие написано не ранее XV-XVI вв. и, по мнению совр. исследователей, содержит ряд недостоверных деталей. Согласно Житию, близ пещеры, в к-рой подвизались монахи, им явилась икона Пресв. Богородицы Оранты на горевшей и не сгоравшей миртовой ветви. Впосл. в Н.-М. икона почиталась как чудотворная. Помимо нее в мон-ре был святой источник, также посвященный Богородице. Чудесное явление иконы произошло в правление визант. имп. Михаила IV (1034-1041). Вскоре монахи посетили находившегося в то время в ссылке на Лесбосе придворного Константина Мономаха и рассказали ему о том, что от иконы им было видение, предсказывавшее, что Константин станет императором. Тот пообещал в случае исполнения пророчества построить ц. во имя Пресв. Богородицы на Хиосе. Став императором в 1042 г., Константин IX Мономах начал строительство мон-ря. На Хиос отправили столичных мастеров-строителей и художников. В июле 1049 г. главный храм (кафоликон) Успения Пресв. Богородицы был освящен. Возведение всего комплекса, как считают историки, завершилось ок. 1055 г., уже после смерти имп. Константина. Скорее всего в тот же период были созданы мозаики кафоликона. Русский путешественник В. Г. Григорович-Барский , неоднократно посещавший Н.-М. в 1725-1743 гг., сообщил, что видел в Н.-М. рельефную памятную надпись о начале строительства кафоликона 11 янв. 6553 г. от сотворения мира, т. е. в 1045 г. (надпись утрачена, вероятно, в 1822). В первые десятилетия своей истории Н.-М. находился в центре внимания визант. политической элиты. Ктиторами мон-ря были и имп. Константин IX, и его жена августа Зоя , и ее сестра Феодора . Особое покровительство монахам оказывал К-польский патриарх Михаил I Кируларий . Сохранились сведения о 8 хрисовулах и др. имп. актах, изданных для Н.-М. при Константине IX, большей частью между 1044 и 1051 гг. (RegImp, N 861, 862, 868, 878, 887, 892, 893, 902; Miklosich, Muller. Vol. 5. P. 1-13, 440-449). Часть из этих документов известна по рукописным копиям в собраниях Халкинской богословской школы, Святогробского подворья в К-поле и б-ки мон-ря св. Илии на о-ве Самос. Подлинные акты были утрачены в 1822 г.

http://pravenc.ru/text/2564792.html

Преображенская церковь выстроена в западной части монастыря, являясь его архитектурной доминантой. Построенное на самом высоком месте острова, здание господствует над окружающей местностью, " царит над окружностью " . Храм " старинной Ломбардской архитектуры, смешанной с Византийскою " ; в прежние времена его купола были обиты белой жестью, а потом покрыты зелёной краской с золочёными на ней звёздочками. Кресты завершали не только все три главы, но и четыре выступа храма. Иван Григорьевич Григорович-Барский (1713-1785) получил архитектурное образование в киевской академии. Ко времени постройки Преображенского храма зодчий пользовался широкой популярностью, прославившись созданием архитектурных ансамблей и храмов в господствовавшим тогда стиле барокко. Этот стиль характеризуется торжественностью и впечатляющими эффектами, ему присуща динамичность композиции и декоративная пышность. Проявление стиля барокко в архитектуре - использование больших контрастных объёмов, перегрузка скульптурными украшениями, светотеневыми и цветовыми эффектами. Для творчества Григоровича-Барского характерно разнообразие композиционных приёмов, живописная пластика фасадов, сдержанный, изысканный декор. В архитектуре монастырского храма воплощена ещё одна черта стиля барокко - равноправие и бесконечность: с какой стороны к храму не подойти - все они равнозначно парадные - нет чётко выделенного разделения на основной и второстепенные входы в здание; с какой стороны не начать осмотр фасадов церкви - невозможно выделить начало и окончание архитектурного оформления здания. Григоровичу-Барскому пришлось решать трудную задачу - спроектировать и построить церковь на сложном рельефе и ограниченной территории острова. Знаменитый архитектор блестяще с ней справился. Церковь оказалась гармонично вписанной в окружающий ландшафт. С тех пор её купола, возвышающиеся над лесом, хорошо видны со многих мест Слюзчиной Слободки и Антиповки. В ясную погоду с восточной окраины Золотоноши открывается прекрасный вид на монастырь. После постройки нового каменного храма к названию Золотоношский Красногорский монастырь добавилось слово " Преображенский " . С закрытием монастыря в 20-х годах ХХ столетия перестала функционировать и Преображенская церковь Красногорской обители.

http://sobory.ru/article/?object=20455

Киев. Кирилловский монастырь. Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Одним из лучших творений знаменитого украинского архитектора Ивана Григоровича-Барского считается колокольня киевского Кирилловского монастыря. О ней вспоминает и сам архитектор в... эпитафии, которую он написал сам на себя. Серьезно заболев, Григорович-Барский составил проект собственной эпитафии с хронологическими показаниями своих архитектурных творений, первой из которых была Благовещенская церковь-колокольня Кирилловского монастыря. Кстати, в эпитафии он указал и дату своей возможной смерти - май 1785 г.; но смерть отступила, и автору суждено было прожить до 10 сентября 1791 г. Это сооружение, которое мы можем наблюдать только в картинках, было примером архитектурного новаторства. Ее оригинальность и новизна для Киева была в сочетании надвратной церкви с колокольней. Колокольня, построенная в XVIII веке, органично вписалась в монастырский ансамбль XII века и стала его доминантой. Григорович-Барский изменил и внешний вид монастыря, построив въездные ворота, каменную стену, и достроил в Кирилловской церкви волнистого фронтона, украсил их барочной лепниной, то есть придал ансамблю черты украинского барокко. Как указывали многочисленные исследователи, Кирилловская колокольня была построена в 1760 г. Дворянство мещанина На шиферной доске, хранящейся в нартексе Кирилловской церкви, есть надпись, что храм построен во имя благовещения Пресвятой Богородицы содержанием игумена Троицкого и Кирилловского Феофана Желтовского в 1760 г., а " делал мастер... мещанин... Иван Григорьевич " . Действительно, Иван Григорович-Барский имел именно такой социальный статус, поскольку родился в 1713 г. в семье лавочника и старосты Успенского городского собора Григория Барского. И только в 1787 году Киевский магистрат по просьбе архитектора соответствующими документами признал его благородство. До получения дворянства он называл себя " мещанином - каменным делам мастером " . Дата рождения " первенца " , опираясь на упомянутую в надписи дату, построение колокольни определяют 1760 годом. Наряду с этим известный исследователь Л. Зимин в журнале " Киевлянин " за 1909 г. в статье " Кирилловская обитель " писал о " каменной трехъярусной колокольне, построенной в 1748 году " . Указывая на эту дату, он, вероятно, опирался на тот известный факт, что ремонтно-реставрационные работы в Кирилловском монастыре под руководством Григоровича-Барского проводились в 1748-1749 г.г. А современный нам автор М. Дегтярев считает, что эти работы выполнялись не до 1760 г., а позже - в 1760-70-х г.г.

http://sobory.ru/article/?object=42918

монах Василий (Григорович-Барский) (12.01.1701–18.10.1747) монах Василий (Григорович-Барский) Паломник, путешественник, писатель, публицист, православный монах. Биография Использовал следующие псевдонимы: Василий Киевский, Василий Киево-Российский, Василий Рос, Василий Плака, Василий Плака-Альбов, Беляев Плака-Альбов. Родной брат известного киевского архитектора Ивана Григоровича-Барского. Родился в семье купца Григория Ивановича Беляева, предки которого выехали из подольского местечка Бар. Получил домашнее начальное образование, с 1708 года обучался у преподавателей Киевской духовной академии, в 1715—1723 гг. студент Киево-Могилянской Академии, куда поступил по протекции ректора Феофана Прокоповича. Учился одновременно с будущими писателями и государственными деятелями С. Тодорским, С. Кулябкой, М. Козачинским. В 1723 году оставил Академию по официальной причине болезни, пройдя, по его словам, «малыя школы даже до риторики… и начал философии». Его не привлекала карьера священнослужителя, и он «имел охоту видеть чужие страны». Вместе с Иустином Леницким, братом епископа Варлаама Леницкого, отправился во Львов (Речь Посполитая), где в начале 1724 года поступил в иезуитскую коллегию под видом униата, но подлог раскрылся и он был вынужден покинуть школу. В 1724 году путешественники через Словакию, Венгрию и Австрию направились в Италию с целью поклониться мощам Николая Мирликийского в городе Бари, посетив по пути Рим, Неаполь, Венецию, Болонью и Флоренцию. В 1725 году, расставшись с Леницким, отправился на Афон. Его сопровождал бывший архимандрит Тихвинского монастыря Рувим Гурский, доверенное лицо царевича Алексея Петровича, бежавший из России после начала следствия по делу сына Петра I. Не добравшись до Афона, Гурский умер. В 1726—1728 годы странствовал по Палестине, посетил Иерусалим, Иордан, побывал на Мертвом море, затем направился в Каир, осмотрел Синайский монастырь и через Суэц, Дамиетту, Бейрут и Триполи добрался до Дамаска, а затем вновь отправился на Синай и в Палестину. Во время путешествия по Ливану, в 1728 году посетил Монастырь Илии Пророка в Эш-Шувейре. В 1729—1731 годы жил в Триполи, где изучал старо- и новогреческий язык и литературу, философию, логику, естественные науки, а во время каникул посетил Александрию, Кипр, Сим, Самос, Хиос, Патмос.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Grigor...

Киев. Церковь Рождества Христова. Тёплая или Малая София Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 1722 и 1730. Адрес: Украина, Киев, улица Владимирская, д. 24 Координаты: 50.452497, 30.515131 Проезд:автобусы 16ТР, 18ТР и троллейбусы 16, 18 до остановки " Софиевская площадь " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь мученика Феодора Стратилата (территория Софиевского монастыря). Памятник архитектуры XVII—XIX вв., часть барочного ансамбля Софийского подворья (Владимирская, 24). Деревянная трапезная с церковью святого великомученика Феодора Стратилата впервые упоминается в 1682 г. По описанию 1695 г. она была теплой. На плане Ушакова того же года изображено двухэтажное здание, нижний этаж которой каменный, а верхний — деревянный. Высокая гонтовая крыша трапезной имеет характерную для московской архитектуры " бочкообразную " форму. Это сооружение погибло во время пожара 1697 г., однако глубокие погреба с подземными галереями и стены нижнего яруса были использованы при строительстве существующей трапезной. По стилистическим признакам сохранившейся части можно сделать предположение, что первоначальную постройку возводил " каменных дел подмастерье " Савва Яковлев, который в то же время надстраивал вторые этажи галерей Софийского собора. Между 1722—30 гг., при митрополите Варлааме Ванатовиче, на основе старых стен сооружено двухэтажная каменная постройка. В ее нижнем этаже находилась трапезная палата с церковью Воскресения св.Лазаря и кухней, а в верхнем — склад продуктов и утвари. Этажи соединялись винтовыми лестницами в пристроенной башне. Над церковью сооружен купол, а перед входом с северного фасада — тамбур. Около1769 г. Иван Григорович-Барский осуществил реконструкцию трапезной, во время которой появился фронтон на западном фасаде (значительно переделанный в XIX в.). В трапезной церкви, в частности, происходило освящение мира для соборного богослужения. После закрытия монастыря потребность в трапезной отпала, и митрополит Евгений Болховитинов оборудовал вместо нее зимний собор во имя Рождества Христова. Работами руководил Андрей Меленский.

http://sobory.ru/article/?object=22431

Киев. Церковь Николая Чудотворца (Николы Набережного). Церковь Николы Набережного Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1772 и 1775. Архитектор:И.Г. Григорович-Барский Адрес: г. Киев, ул. Григория Сковороды, д. 12/8, угол улиц Сковороды и Почайнинской Координаты: 50.467476, 30.522973 Проезд:на автобусе 115 до остановок " улица Почайнинская " , " улица Григория Сковороды " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты С древних времен и до наших дней Святой Николай особо любим и почитаем в Киеве. Его всегда считали заступником людей, нуждающихся в помощи. Считается, что Николай Чудотворец от бед верующих спасает, в нелегкий час выручает, и всячески людям помогает. Множество легенд сложено о чудесах Николая в Киеве: о спасении новорожденного младенца от гибели в водах Днепра, о помощи мореплавателям, о защите храмов от преступных рук воров… Недаром в стольном граде испокон веков строили храмы в честь самого любимого и чтимого святого. В них люди обращались к Николаю и Господу с молитвой, просьбой о защите и помощи, а также с благодарностью за чудеса. В начале 19 века здесь была возведена церковь-ротонда во имя Николая по проекту архитектора А.И. Меленского. Она была закрыта в 1930-е годы; кладбище, находившееся рядом, было разрушено, та же участь постигла и колокольню. Затем церковь переоборудовали: сначала – под питейное заведение, затем – под парковый павильон. Только в 90-е годы 20 века вследствие реставрации она приобрела первоначальный вид, и ее передали религиозному обществу Украинской греко-католической церкви. В освященном Николаевском храме проходят службы; в 2001 году его посетил Папа Римский Иоанн Павел во время своего апостольского визита в Украину. Церковь во имя св. Николая Чудотворца «Набережного» названа так по своему положению на береговой террасе реки Днепр. Каменный храм был построен по чертежам известного архитектора И.Григоровича-Барского в 1772 -1775 гг. на месте одноименной деревянной церкви. Говорят, предшественницу Храма Николы Набережного возвели еще в XI веке на месте чудесного спасения младенца, утонувшего в Почайне. В 1861—1863 гг. с западной стороны храма по проекту архитектора М. С. Иконникова была построена шатровая колокольня с теплой церковью в «епархиальном» стиле. Этот стиль был типичным для культовой архитектуры России второй половины XIX в.

http://sobory.ru/article/?object=09802

Киев. Церковь Николая Чудотворца (Притиско-Микольская). Церковь Притиско-Микольская Церковь Николая Притиски. наименование происходит от образа Николая притыцкого, стоявшего на пристани ( " притыке " ). Деревянная церковь на этом месте впервые упоминается в 1611 году, ну а каменный храм в стиле барокко выстроили в конце XVII века. Елена Васильева 25 октября 2009 Карта и ближайшие объекты Церковь Николы Притиска была сооружена в 1631 году (по другим данным — в конце 17 в.) на средства киевского мещанина Петра (по прозвищу Железный Грош) на месте одноименной деревянной церкви (середина 16 в.). Находится на Подоле, на пересечении улиц Хорива и Г. Ливера (бывшая Притисконикольская). В честь святого на Украине издавна строились храмы. Церковь Николая Притиска расположена в заповедной части Подола в Киеве. Строительство каменной церкви, сохранившейся до наших времен, было начато на месте одноименной старой деревянной церкви в средине XVI века. Церковь Николая Набережного на старинном Подоле построена в 1772-1774 годах (архитектор Григорович-Барский). Свято-Николаевский храм в честь святителя построен в Киеве и в 2001 году. Самый древний памятник монументальной архитектуры Львова - церковь святого Николая считается дворовой княжеской церковью, основанной еще в веке, которая была не только храмом, но и ячейкой общественно-политической жизни. Именно святого Николая избрало своим патроном украинское общество Каменца-Подольского, отстаивая свои права наравне с другими обществами города - польским и армянским. В начале XVII века на средства украинского общества там была построена деревянная Николаевская церковь в Старом городе. Храм вспоминается в описании Каменца в 1700 году. Подол советских времен был тихим и сонным районом. Время текло здесь медленно, как вода в застоявшемся водоеме. Этот древний район был своеобразным оазисом, где затаились действующие культовые сооружения самых разных конфессий. Синагога на Нижнем Валу, православный Фроловский монастырь и старообрядческая церковь на Почайнинской улице мирно уживались между собой при сдержанном, но терпимом отношении тогдашних властей. Сюда даже привозили иностранных туристов – демонстрируя свободу вероисповеданий в тогдашнем СССР. А рядом стояло немало закрытых храмов, которые использовались под склады и музеи.

http://sobory.ru/article/?object=01666

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010