Заключение Итак, мучение любви… Из-за чего же она мучается? Почему не дается ей место в наших сердцах? Мне видится, потому что любовь не сочетается у нас с церковной мудростью, с евангельским разумом. За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь Бог твой, в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя ( Втор. 28:47-48 )… Видимо, это с нами и происходит. Не научены мы, не взыскуем мы служить Богу в “веселии и радости”; не видим, не замечаем “изобилия всего”, что дает нам Господь в Церкви – дает совершенно независимо от “последних времен”, от “апостасии”, от “оскудения”… От того и мучается наша любовь. Она “зашорена” идеологией и неадекватна. Что же нам делать? Не унывать, не “ностальгировать”, смириться, хранить себя от идолов (см. 1 Ин. 5:21 )… Мы – не Бахи, не Моцарты, не Макарии Великие и не Серафимы Саровские . Если мы будем адекватно относиться к самим себе, к времени, в которое поставил нас Господь, если мы будем стараться познавать, что есть христианство, и осуществлять его в своей жизни, а не сооружать себе идеологии и схемы – то у нас будет много поводов для радости. Бог – с нами, и мы – с Ним: вот главное в нашей жизни, которое никто и ничто не отнимет у нас (см. Ин. 16:22 ; Рим. 8:35-39 ). игумен Петр Мещеринов Источник: Фома.ru Использованная литература и примечания Это и нижеследующие высказывания автора позволяют размышлять о том, что смирение не может и не должно быть внешним приемом. С одной стороны, не следует допускать поругания образа Божия в человеке, равно как и “смиренно” подчиняться, например, запрету на исповедание веры в Бога. С другой – чисто внешние “упражнения в смирении”, как правило, приводят к завышенной самооценке собственной праведности. – Ред. Вернуться Пример несовпадения святых Отцов и святоотеческой идеологии: преподобный Макарий Великий пишет, что христианину на всех следует взирать чистым оком и никого не порицать – ни злодея, ни явную блудницу… а архимандрит Лазарь постоянно пишет: “все мы полумертвы” (С. 76), “мы думаем спастись как-нибудь”, “вся наша церковная жизнь нами воспринимается, как…” (С. 73), “сегодня мы все очень плохие христиане!”(С. 123). По святым Отцам все же корректнее говорить “я” , “моя церковная жизнь” , а не “мы” .

http://azbyka.ru/fiction/otzyv-o-knige-m...

Злой дух подтолкнул Каина на братоубийство. Евреи избивали пророков и продолжали свою греховную жизнь. Зло толкнуло руку Ирода убить вифлеемских младенцев, ища убить Богомладенца Христа. Сей же дух вразумил Иродиаду искать главы Иоанна Крестителя. И наконец, Голгофа... «Распни Его, распни». Не этот ли дух двигал тогда сердцами и умами иудеев? Несмотря на эти печальные факты, в сущности, зло побеждено, и победа эта пришла с Голгофы. Голгофский Крест стал символом победы над злом. Христово учение уверенно завладело миром. Через три года по Вознесении Спасителя под водительством апостолов стала создаваться раннехристианская Церковь . Огромная работа была уже не под силу апостолам во все умножающейся Церкви. «Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: «Нехорошо нам, оставив Слово Божие, пещись о столах. Итак, братие, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости» ( Деян.6:2–3 ). И были избраны семь диаконов, среди которых был и Стефан, муж, исполненный веры в Духа Святаго ( Деян.6:5 ). Имя первомученика архидиакона Стефана означает по-гречески «корона». Это было чудное совпадение, ибо он получил корону первомученика. Святой евангелист Лука, мастер художественного слова, точной фразой обрисовывает нам духовный облик этого человека: «Исполнен веры». И такая вера динамичная, творческая, по словам Спасителя, может горы передвигать. Он был исполнен Духа Святого, веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе ( Деян.6:8 ) – качества, присущие духовной и высоконравственной личности. И вот в зарождавшейся Церкви Христовой зло вновь поднимает руку на такого человека. Когда иудейские религиозные вожди увидели, что они не в состоянии противостоять мудрости и ревности, с которой святой Стефан проповедовал учение Христово, они решили расправиться с ним. Святой Стефан обличал Иерусалим, как живой свидетель Слова, его проповедь шла от сердца. Со всей Римской империи приходили евреи, чтобы поклониться общенациональной святыне – храму, на праздник Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Ибо они не согласились на мерзость их, как я слышал паки от сослужителей. Да будет же причтен к исповедникам и всяк живущий по примеру Тимофеа, и повинующийся глаголющему: гони правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость: подвизайся добрым подвигом веры, емлися за вечную жизнь, в нюже и зван был еси, и исповедал еси доброе исповедание пред многими свидетели 186 . Правило 15. Его же, из Слова на Пасху Никто да не укоряет нас за соблюдение среды и пятка, в которые дни благословно заповедано нам поститися, по преданию. В среду, по причине составленнаго иудеями совета, о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас. Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради Воскресшаго в оный. В сей день и колена преклоняти мы не прияли. II. Петра, святейшего епископа Александрийского и мученика Из книги «О божестве » Если в самом деле истина и благодать произошла через Иисуса Христа (см. Ин.1:17 ), то мы именно благодатью спасемся по Апостольскому слову: «И сие, – говорит он, – не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф.2:8–9 ). Волей Божьей Логос, став плотью и будучи обретен во внешнем виде как человек (см. Флп.2:7 ), не был оставлен без Божественной благодати. Ведь это совершилось не для того, чтобы, будучи богатым в нищете, Он удалился от Своей славы и силы; но для того, чтобы принять смерть за нас, грешников (см. 2Кор.8:9 ), Правый за неправых, чтобы нас привести к Богу. Умерщвленный по плоти, Он был оживлен в Духе (см. 1Пет.3:18–19 ). Поэтому и Евангелист воистину говорит: «Слово стало плотию, и обитало с нами» ( Ин.1:14 ). Поэтому Ангел приветствовал Деву словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» ( Лк.1:28 ). «Бог-Слово с Тобою!». Ведь он показывает, что Сам (Бог) пребывал в Материнском чреве и стал плотью, как написано: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:35 ). Но Бог-Слово, вопреки нежеланию мужа, по воле Бога, могущего выполнить все, вошел в Материнское чрево и стал плотью, не нуждаясь в энергии или в присутствии мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать над умершими и живущими» ( Рим.14:8 −9). И паки: «Не хочу, братия, оставить вас в неведении о умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то также и умерших во Иисусе, (т. е. в вере во Христа и в союзе с Ним и с Церковью Его святою, единою на небеси и на земли) Бог приведет с Ним. Ибо сие сказываем вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь, по предвозвещении гласом Архангела и трубою Божьею, снидет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними, восхищены будем на облаках по воздуху, навстречу Господу, и таким образом всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга тем, что здесь сказано ( 1Фес.4:13 −18). А что мертвые воскресают, глаголет Господь, не читали ли вы, что сказано вам от Бога, глаголющего: Я есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковлев? ( Исх.3:6 ). Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Мф.22:31 −32; Лк.20:37 −38). Сии слова Божии предлагая вниманию твоему, всечестная матерь, во утешение сердца твоего, плачущего о преставлении дражайшего сына, которого, как и всех нас, Иисус Христос возлюбил и омыл от грехов его кровью Своею, всеусердно желаю, да будет Он Спасителем, и светом и миром и радостью раба Своего Сергия в небесном царствии, и тебя, вкупе со всеми, любезными сердцу его и твоему, да сподобит сего блаженства, ο κοтоροм и говорит Иоанн Богослов: «Возлюбленные! Мы уже дети Божии, но еще не открылось, что мы будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему; ибо узрим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» ( 1Ин.3:2 −3). И Апостол Иаков: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что прошедши испытание, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак.1:12 ). 30 октября 1845 г. Болхов. Троицкий монастырь. Читать далее Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс./Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - 558 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Иеромонах Отец И... мне рассказывал, что у нас на Крумнице стал помирать один схимонах, и не может помереть. Ему говорят: «Ты не исповедал грехов своих, и потому не помираешь». Он говорит: «Я дважды исповедался, но думаю, что грехи мне не прощены, и я хочу исповедаться у Игумена Макария». По его желанию так и сделали: приехал из Монастыря Игумен Макарий и исповедал схимонаха, и тогда тот спокойно и в мире скончался. Отец Иеромонах И... спросил меня, почему это так, и я ответил ему, что хотя он и исповедался, но не было у него веры, что грехи прощены, и по его душевному расположению, т. е. по неверию его, так и было. Но мы должны иметь крепкую веру, что в Церкви нашей все установлено Духом Святым, и тогда по вере своей человек получает от Господа благодать. Молодой монах БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ, Господи, что сегодня Ты прислал мне раба Твоего, молодого монаха, имя которого скрою, чтобы не пал он от тщеславия, и обесценится тогда его святая жизнь. Этот молодой монах, в беседе по любви, сказал мне, что он за тридцать лет своей жизни никогда никого не оскорбил. Я смотрел на него, и душа моя смирилась в прах пред ним. С детства душа его возлюбила Бога и он, созерцая духом Господа, не смел оскорбить кого-либо, и за это Господь сохранил его от грехов. Вот за этих людей, думаю, Господь сохраняет мир, ибо они так приятны Богу, и Бог всегда послушает Своих смиренных рабов, и нам всем бывает хорошо за их молитвы. Благодарю Тебя, Господи, что Ты показал мне Твоего раба. И сколько еще есть святых, которых мы не можем знать, но душа слышит приход святых и изменяется во смирении Духа Христова. Дух Божий живет во святых, и душа чувствует пришествие Его. О, Господи, дай, чтобы все люди были подобны этому молодому монаху. Весь мир красовался бы славою, потому что благодать Божия жила бы в мире обильно. Дух Святой дает душе познать любовь Божию и любовь к человеку. Дух Святой научает душу кротости и смирению, и она покойна в Боге, и забывает все горести этого мира, ибо Дух Святой утешает ее. Души святых вкушают Духа Святого еще на земле. Это и есть то «Царствие Божие..., которое «внутри нас», как говорит Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

«Исследуйте Писания» ( Ин. 5:39 ). Писанию учили катехуменов, в нем поучались день и ночь, его истолковывали в проповедях и апологиях, лишь им решали «межрелигиозные» и «межконфессиональные» споры, им аргументировали догматические позиции. А когда возникло монашество, монахи изучали его день и ночь. Даже еще в начале V века преп. Кассиан Римлянин , один из первых организаторов монашества на Западе, устанавливает в качестве монашеского «правила» ежедневное шестичасовое (!) изучение Писания 84 . Преп. Кассиан не вводит этим новизны – этому он научился за долгие годы жизни среди египетских монахов. Еще и еще раз Иисус Навин слышит повеление Божие и Его обещание: Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь (1:9). Все дальнейшее повествование книги будет исполнением обетования: никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей… Ты народу сему передашь во владение землю… (1:5–6). Сам Господь будет сражаться за Израиля, Сам Всевышний будет вести Свои войны ( Втор. 9:3 . Нав. 23:3,9. 24:12,18 ). От Израиля требуется только, чтобы «любил Господа Бога.., слушал глас Его и прилеплялся к Нему.., чтобы пребывать… на земле, которую Господь с клятвою обещал… Аврааму, Исааку и Иакову, дать им» ( Втор. 30:20 ). На пороге земли обетованной. Приготовления (1:10–18) Приготовления к переходу Иордана начинаются с указания Иисуса Навина надзирателям: И дал Иисус повеление надзирателям народа и сказал (1:10). Этими надзирателями народа (,ih yruw), уже упоминавшиеся во Втор. 16:18 с судьями (,yupw) и во Втор. 1:15. 20:5,8,9 без упоминания о судьях, были, видимо, писарями, обязанными, среди прочего, производить набор рекрутов в народное ополчение. Возможно, в их задачу входила также инспекция и поддержание дисциплины в войсках 85 . Однако, на основе библейских текстов нет возможности четко очертить функции этих чиновников. ruw (иногда – ruvw) – тип чиновника с не совсем ясным статусом; это слово можно перевести как «сторож», «руководитель», «надсмотрщик» 86 . (LXX: grammate‹j; Vulgata: scribas; Церковнослав.: книгочии). Bibbia Piemme переводит это слово как «писарь», Bibbia Paoline как «полководец». Архимандрит Макарий (Глухарев) переводит это слово как «надзиратель» 87 . Этот перевод переходит затем в Синодальный текст 1876 года. Протоиерей Порфирий Владимирский считает этих чиновников (на основании перевода LXX) предшественниками книжников: «Мы видим этих надзирателей в качестве главных писцов (при Моисее и Иисусе Навине. – Арс.). В этих должностях они находились и после, при старейшинах-судьях по городам; но так в основании суда… у евреев полагался закон Моисеев и прочие священные книги, то они назывались после учителями закона и книжниками» 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Итак, мучение любви… Из-за чего же она мучается? Почему не дается ей место в наших сердцах? Мне видится, потому что любовь не сочетается у нас с церковной мудростью, с евангельским разумом. За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь Бог твой, в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя(Втор 28:47–48)… Видимо, это с нами и происходит. Не научены мы, не взыскуем мы служить Богу в “веселии и радости”; не видим, не замечаем “изобилия всего”, что дает нам Господь в Церкви — дает совершенно независимо от “последних времен”, от “апос­та­сии”, от “оскудения”… От того и мучается наша любовь. Она “за­шорена” идеологией и неадекватна. Что же нам делать? Не унывать, не “ностальгировать”, смириться, хранить себя от идолов (см. 1 Ин 5:21)… Мы — не Бахи, не Моцарты, не Макарии Великие и не Серафимы Саровские. Если мы будем адекватно относиться к самим себе, к времени, в которое поставил нас Господь, если мы будем стараться познавать, что есть христианство, и осуществлять его в своей жизни, а не сооружать себе идеологии и схемы — то у нас будет много поводов для радости. Бог — с нами, и мы — с Ним: вот главное в нашей жизни, которое никто и ничто не отнимет у нас (см. Ин 16:22; Рим 8:35–39). 1 Это и нижеследующие высказывания автора позволяют размышлять о том, что смирение не может и не должно быть внешним приемом. С одной стороны, не следует допускать поругания образа Божия в человеке, равно как и “сми­­ренно” подчиняться, например, запрету на исповедание веры в Бога. С другой — чисто внешние “упражнения в смирении”, как правило, приводят к завышенной самооценке собственной праведности. — Ред. 2 Пример несовпадения святых Отцов и святоотеческой идеологии: преподобный Макарий Великий пишет, что христианину на всех следует взирать чистым оком и никого не порицать — ни злодея, ни явную блудницу… а архимандрит Лазарь постоянно пишет: “все мы полумертвы” (С. 76), “мы думаем спастись как-нибудь”, “вся наша церковная жизнь нами воспринимается, как…” (С. 73), “сегодня мы все очень плохие христиане!” (С. 123). По святым Отцам все же корректнее говорить “я”, “моя церковная жизнь”, а не “мы”.

http://pravmir.ru/muchenie-lyubvi-ili-ra...

Итак, я имею основанную на свидетельствах и верных обетованиях Божиих надежду, что вам уготовано место упокоения в небесном царствии, уготовано Тем, Кого любит ваша душа, и Кто сказал: «В дому Отца Моего обителей много; Я иду приготовить место вам». Но мы не были первоначально предназначены умирать; смерть со грехом вошла в человеческий род; и если бы первые человеки не согрешили, то восхождение человечества в высшую жизнь совершалось бы безболезненным образом. Вот почему память смерти горька во всяком случае, и нет обычая между самими христианами поздравлять болящих с болезнию. Отсюда, без сомнения, происходили и святейшие слезы Иисусовы о друге Лазаре, хотя, я думаю, что сей родник открыт состраданием и сочувствием сердца Иисусова с сердцами сестер Лазаревых и всех друзей, принимавших в печали их искреннее участие. Ибо сказано, что Иисус, когда увидел Марию плачущую, и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам огорчился духом, и возмутился, еще немного, – и прослезился: ибо сердце Иисусово было в союзе и сочувствии с человечеством искупляемым и спасаемым; и как Ап. Павел говорит, что и в нас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе, то сей же Апостол в другом месте сказал: радуйтесь с радующимися, плачьте с плачущими. Но не правда ли, что душа богатая любовию Божиею оплакивает и неплачущих? Грех разобщает сердце человеческое с человечеством; и хотя бы это сердце хотело плакать о бедности человечества, однако не может этого делать, и бывает само достойно слез милосердой молитвы другого сердца, связуемого союзом любви с сердцем Иисуса Христа, и в Нем со всем человечеством. Поминайте меня в св. молитвах ваших в благоприятное время. Слава Богу, что вы благополучно прошли искушение; и ныне, как мне кажется, в спокойнейшем устроении укрепляетесь словом Божиим и молитвою, чтобы и всякие другие испытания принимать мужественно, добрым подвигом подвизаться, пробегать страшное поприще, взирая на Иисуса, Начальника и Совершителя веры, Который вместо предлежащей Ему радости претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия, – и в верности супружескому союзу вашему с небесным Женихом и Богом сердца вашего до конца пребывши, получит от Него венец блаженства и славы, приготовленный тем, кои любят Его, сражаются под Его предводительством и побеждают с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Кроме того, мы хотели учиться быть братьями во Христе, и я не насылал к тебе никаких повелений, и не требовал, чтобы ты повиновалась безусловно, но мы учились в простоте сердца вести общение между собою в воспоминаниях друг о друге пред Господом, и в слове Божием по священному Писанию, и в служении церкви. – По вашему предварительному предложению я соглашался на то, чтобы вы, когда будет угодно и нужно, писали ко мне о своих искушениях внешних и внутренних; и я обязан был по силам, по временам соответствовать вашему простосердечию, и искренности, сообразуясь с правилом христианской веры и жизни, преданным Церкви от Господа посредством святых Пророков Его и Апостолов. Но, между тем. я внушал тебе, что брат далеко, а верный и единственный Друг и Жених души твоей всегда с тобою, всегда в тебе, дабы ты не привязывалась ко мне, не опиралась, не надеялась на меня, но всею верою, надеждою и любовию прилеплялась к Тому, Который один взял на Себя грехи наши, и не только наши, но и грехи всего мира, как имеющий силу спасти ( Ис. 23:1 ). Посему я и не смел никогда обнадеживать тебя ни каким-нибудь знанием, ни молитвами, но всегда предавал тебя Богу и благодатному слову Его, и советовал тебе ходить пред Ним в духе свободы Евангельской, внимая слову Его в совести твоей и в Богодухновенном Писании, приемля от Него благословения на все доброе, действуя с Ним и воинствуя с Ним в искушениях, изливая душу свою пред Ним в день скорби, прославляя верность и истину Его надеждою, где, по-видимому, нет уже и надежды ( Рим. 4:18 ), все почитая за сор, чтобы приобрести Христа, и найтись в Нем не со своею праведностию, но с праведностию, которая от Бога по вере ( Фил. 3:9 .) во Христа Иисуса, – словом, учась жить верою в Сына Божия, возлюбившего нас, и предавшего Себя за нас ( Гал. 2:20 ). Напоминая тебе об этом, я не учу тебя, а сам учусь; и ты, по милости Божией, знаешь священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса; и все Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, чтобы совершен был человек Божий, ко всякому делу доброму приуготовлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Народная мудрость гласит: «Великий пост всем прижмет хвост», «Пришли редька да хрен, да книга Ефрем» (во время великопостных Богослужений читались поучения преподобного Ефрема Сирина , IV век). В наше время, в силу секулярного сознания или протестантствующего отрицания, или просто в силу человеческой лени и небрежения о своем духовном состоянии, посты с легкостью начинают «отменять». Объясняют это также трудностью их соблюдения: как можно-де отказаться самому от мяса, сала, колбасы, яиц, масла? До недавнего времени «помогала» нам в этом отношении и атеистическая пропаганда, говорившая о вредности постов для здоровья. Между тем, трудно сделать только первый шаг. Но его можно и нужно сделать, если мы думаем о духовном возрождении нашего общества, нашей семьи, каждого человека. Можно привести слова, адресованные автору в письме недавно пришедшего в Церковь человека: «Вот впервые я выдерживаю пост, и все, все это благодаря Богу». Вспомним слова Христа Спасителя: «Иго бо мое благо и бремя Мое легко есть» ( Мф.11:30 ). Трудности первых шагов соблюдения поста неминуемы, но их покроет любовь, о чем говорит апостол Павел: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не унижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его... Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» ( Рим. 14:1–3:6 ). Триодная память мученика Феодора Тирона В субботу первой седмицы Великого Поста Православная Церковь чтит святого мученика Феодора Тирона († ок. 306; пам. 17 февр.) 42 . Поскольку вечернее Богослужение субботы творится накануне, то уже в пятницу после Литургии Преждеосвященных даров совершается молебен, на котором читается особый канон мученику Феодору Тирону. В Синаксаре службы говорится о событиях, происходивших в Константинополе при императоре Юлиане отступнике (361–363). Желая досадить христианам, он повелел осквернить идоложертвенной кровью пищу, продаваемую на столичных рынках. Таким образом постившиеся всю первую седмицу Великого Поста христиане невольно стали бы жертвой языческих скверн. Но Господь «архиерею Евдоксию, аще и неправому и неправославному бывающу, посылает великаго Своего страстотерпца Феодора, от тиронскаго чина, Тирона именуема» 43 . Явившийся в чудесном явлении святой мученик повелел не покупать продукты, но готовить коливо, «сице бо мы во Евхаитех глаголати обыкохом» 44 . Благодаря этому верующий народ был избавлен «невредимо от врага и преступника коварства» 45 . Это событие отмечается ежегодно на первой седмице Великого Поста. «Оттоле убо вернии даже и до ныне чудо обновляюще, да не забвено толикое дело мученика временем будет, великаго Феодора коливами почитаем» 46 . Так, наряду с минейной памятью мученика Тирона в православном календаре появилась также и триодная память ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010