Архимандрит Макарий (Веретенников): Важнейшие вехи жизни святителя Макария Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 21 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 После непродолжительного, трехлетнего настоятельства в Лужецком монастыре1 Господь призвал архимандрита Макария к святительскому служению в Русской Церкви на старейшей кафедре Великого Новгорода и Пскова. С сообщения об архиерейской хиротонии его имя начинает встречаться в летописях. В зависимости от летописи характер данной записи различен. Так, в Холмогорской летописи под 1526 годом очень кратко говорится: “Того же лета поставлен владыка Новгородцкой Макарей”2. Воскресенская летопись, современная описываемому событию, более подробно говорит о хиротонии, называя предшествующее место служения Святителя: “7034. Тое же зимы, марта 4, преосвященный Даниил Митрополит поставил Макария архимандрита из Лужков архиепископом Великому Новугороду и Пьскову”3. В Новгородских летописях дополняется, что хиротония состоялась “при благоверном Великом князи Васильи Ивановичи” в день памяти “преподобного отца нашего Ерасима иже на Иордани”, на третьей недели Великого Поста4. В 4-й Новгородской летописи по списку Н. Никольского называется также и дата архиерейского наречения Святителя: “Того же лета, месяца февраля 26, на память святаго отца Перфириа епископа Газска, нарекоша на Москве в Новъгород владыкои архимандрита Макариа из Мужаиска из Лушков, на второй недели Поста, в понеделник. Того же же лета, марта в 4 день, в 3-ю неделю Поста, при благоверном Великом князе Васильи Ивановиче и при Митрополите Даниле поставиша в Новгород владыку Макариа”5. Другой список летописи уточняет, что это было в день памяти преподобного Герасима, “иже на Иордане”6. По свидетельству иностранцев, посещавших нашу страну в то время, кандидаты в архиереи “избираются по жребию из достойнейших кандидатов”7. Эти скупые сведения могут дополнить литургические данные о поставлении епископов в Древней Руси. В начале собравшиеся святители, совершив краткий молебен, называют имена возможных кандидатов, список которых затем приносился Митрополиту. Последний, “вшед в обычное место, идеже молитву деет”, полагал свиток пред иконою Спасителя или Богородицы и становился на молитву. Помолившись “доволне, паче же и с слезами, затворився сам един”, Митрополит распечатывал свиток, рассматривал “написанная имена три” и избирал из них одно, “яже аще хочет”8. К сожалению, не известны имена двух других кандидатов в Новгородские владыки. Этот так называемый “Устав како достоит избирать епископа” должен был состояться до 26 февраля, то есть до наречения святителя Макария, а, следовательно, архимандрит Макарий должен был еще раньше прибыть в Москву. Можно предполагать, что одно из наиболее значительных последних Богослужений и Чинопоследований в Лужецком монастыре, совершенных архимандритом Макарием, был Чин прощения перед началом Великого Поста 11 марта, который, вероятно, носил прощальный характер в более широком смысле.

http://pravmir.ru/arhimandrit-makariy-ve...

Первого проректора Московской Духовной Академии, магистра богословия архимандрита Макария (Веретенникова) Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 23, 2000 23 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 23, 2000 1 1996 186. Макарий, архим. Макариевские чтения: наши интервью. Для нас и потомков//Новая жизнь (Можайск). 1996 август 17. — С. 2. 187. Он же. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. — С. 304. 188. Он же. Московский Митрополит Макарий//Первый Проректор Московской Духовной Академии архимандрит Макарий (Веретен­ников). М., 1996. — С. 24–26. 189. Он же. Заметки по русской агиологии//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1996. 2/3 (9/10). — С. 257–267. 190. В “Зеркало” заглянул… архимандрит Макарий. В генах русского человека заложено Православие//Зеркало (Вологда). 1996 октября 3. 198. — С. 11, 13. 191. “Я говорю об ответственности каждого”. Беседа с архимандритом Макарием (Веретенниковым)//Благовестник. Вологодская епархиальная газета. 1996. 5 (20). — С. 3. 192. Makari Archimandrit . Bischof Guri von Rjasan (1554–1562). Aus der Geschichte der russischen Hierarchie des 16. Jahrhunderts//Stimme der Orthodoxie. 1996. 3. — S. 60–61. 193. Макарий архим. Первый образ в иконографии русских святых//Православие и русская народная культура. Кн. 6. М., 1996. — С. 5–21. 194. Он же. Митрополит Макарий и его святые современники//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1996. 4(11). — С. 158–172. 195. Он же. Ростовский архиепископ Никандр//Русь. Литературно-исторический журнал. 1996. 5. — С. 28–32. 196. Он же. Всероссийский Митрополит Макарий и его святые современники//Вышенский паломник. Православный журнал религиозного объединения — братства “Благотворитель” во имя святителя Феофа­на Затворника Вышенского. Рязань. 1996. Сентябрь — Ноябрь. — С. 56–60. 197. Он же. Митрополит Макарий — выдающийся книжник Древней Руси (традиции и особенности)//Там же. — С. 61–65.

http://pravmir.ru/pervogo-prorektoramosk...

Скачать epub pdf 20 июля 2012 г. После непродолжительного, трехлетнего настоятельства в Лужецком монастыре 1 Господь призвал архимандрита Макария к святительскому служению в Русской Церкви на старейшей кафедре Великого Новгорода и Пскова. С сообщения об архиерейской хиротонии его имя начинает встречаться в летописях. В зависимости от летописи характер данной записи различен. Так, в Холмогорской летописи под 1526 годом очень кратко говорится: “Того же лета поставлен владыка Новгородцкой Макарей 2 . Воскресенская летопись, современная описываемому событию, более подробно говорит о хиротонии, называя предшествующее место служения Святителя: “7034. Тое же зимы, марта 4, преосвященный Даниил Митрополит поставил Макария архимандрита из Лужков архиепископом Великому Новугороду и Пьскову 3 . В Новгородских летописях дополняется, что хиротония состоялась “при благоверном Великом князи Васильи Ивановичи” в день памяти “преподобного отца нашего Ерасима иже на Иордани”, на третьей недели Великого Пост 4 . В 4-й Новгородской летописи по списку Н. Никольского называется также и дата архиерейского наречения Святителя: “Того же лета, месяца февраля 26, на память святаго отца Перфириа епископа Газска, нарекоша на Москве в Новъгород владыкои архимандрита Макариа из Мужаиска из Лушков, на второй недели Поста, в понеделник. Того же же лета, марта в 4 день, в 3-ю неделю Поста, при благоверном Великом князе Васильи Ивановиче и при Митрополите Даниле поставиша в Новгород владыку Макариа 5 . Другой список летописи уточняет, что это было в день памяти преподобного Герасима, “иже на Иордане 6 . По свидетельству иностранцев, посещавших нашу страну в то время, кандидаты в архиереи “избираются по жребию из достойнейших кандидатов 7 . Эти скупые сведения могут дополнить литургические данные о поставлении епископов в Древней Руси. В начале собравшиеся святители, совершив краткий молебен, называют имена возможных кандидатов, список которых затем приносился Митрополиту. Последний, “вшед в обычное место, идеже молитву деет”, полагал свиток пред иконою Спасителя или Богородицы и становился на молитву. Помолившись “доволне, паче же и с слезами, затворився сам един”, Митрополит распечатывал свиток, рассматривал “написанная имена три” и избирал из них одно, “яже аще хочет 8 . К сожалению, не известны имена двух других кандидатов в Новгородские владыки. Этот так называемый “Устав како достоит избирать епископа” должен был состояться до 26 февраля, то есть до наречения святителя Макария, а, следовательно, архимандрит Макарий должен был еще раньше прибыть в Москву. Можно предполагать, что одно из наиболее значительных последних Богослужений и Чинопоследований в Лужецком монастыре, совершенных архимандритом Макарием, был Чин прощения перед началом Великого Поста 11 марта, который, вероятно, носил прощальный характер в более широком смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Макарий Калязинский – святой заступник земли Русской» Пятые Макарьевские Чтения объединят Москву, Калязин и Кашин 18.05.2021 815 Время на чтение 4 минуты 20-21 мая 2021 года состоятся V Калязинские Макарьевские чтения под традиционным девизом «Макарий Калязинский – святой заступник земли Русской», сообщает пресс-служба Администрации Калязинского района . Чтения проводятся с 2012 года по благословению правящих архиереев Тверской и Кашинской епархии Русской Православной Церкви и приобрели всероссийский характер. Первые Чтения были приурочены к важнейшему событию – переносу из Твери в Калязин мощей Преподобного Макария Калязинского. Это мероприятие позволило привлечь внимание к имени святого, к проблеме сохранения духовности на нашей земле. Четыре прошедшие краеведческие конференции памяти преподобного Макария объединили немало людей: ученых, музейных работников, духовенство, краеведов - всех тех, для кого имя святого Макария дорого и почитаемо. Представленные в прошлые годы доклады открыли много интересных важных страниц в истории Калязина и Тверского края, в истории средневековой святости и трагической истории новомучеников и исповедников Российских, прославленных в Соборе Тверских святых. Изданы три красочных сборника докладов по итогам прошлых чтений. Нынешние Чтения посвящены предстоящему 500-летию прославления Преподобного Макария Калязинского, а также 800-летию Св. Благоверного князя Александра Невского, 450-летию со дня рождения Преподобного Дионисия Радонежского (в миру Давида Зобниновского) и 600-летию Кашинского Николаевского Клобукова монастыря. В оргкомитет чтений входят: архимандрит Макарий (Веретенников) - доктор церковной истории, доктор теологии, Троице Сергиева Лавра; игумения Варвара - настоятельница Кашинского Николаевского Клобукова монастыря; Конявская Елена Леонидовна - доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИРИ РАН, главный редактор журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики»; Леонтьев Ярослав Викторович - доктор исторических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, староста Кашинско-Калязинского землячества; Воробьев Вячеслав Михайлович - доктор культурологии, член Общественной палаты Тверской области; Гадалова Галина Сергеевна - кандидат исторических наук, автор монографии «Преподобный Макарий Калязинский. История почитания»; Матасова Татьяна Александровна - кандидат исторических наук, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова; Рудаков Владимир Николаевич - кандидат филологических наук, главный редактор журнала «Историк»; Шокарев Сергей Юрьевич - кандидат исторических наук, доцент РГГУ, главный редактор журнала «Подмосковный летописец» и другие уважаемые ученые. Почетным председателем Оргкомитета Чтений является митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/18/ma...

Обычно исследователи освещают жизненный путь Святителя лишь начиная с новгородского периода, так как его имя появляется в летописных источниках только с 1526 года. Что же касается предшествующего времени жизни Митрополита, то здесь историки ограничиваются в своих высказываниях лишь отдельными соображениями. Так, Н. Андреев пишет: «О происхождении и молодых годах Макария сведений не сохранилось. Но имеется очень важное известие, что Макарий был монахом Пафнутьево-Боровского монастыря, того самого, где в 70-х годах XV века работал вместе с большой артелью иконописцев знаменитый Дионисий, расписывавший позднее Ферапонтов монастырь. Факт этот для нас значителен, так как позволяет предположить, что именно здесь Макарий мог найти и среду, давшую возможность сформироваться его художественным вкусам и отчасти удовлетворить его религиозно-эстетические склонности. Более того, можно думать, что именно здесь он научился иконописному мастерству, так как целая группа мастеров, там работавшая во главе с Митрофаном и Дионисием, вероятно, оставила в монастыре художественно-ремесленную традицию» 563 . А профессор Московской Духовной Академии И. Н. Шаботин высказывает такую мысль: «Меркнут в исторической дали вехи ранней биографии Макария. Сквозь туман этой дали видим свечечку в тесной келье преподобного Пафнутия (Боровского), приобщившего молодого Макария к иноческому чину. Через многие годы сурового монашеского искуса и послушаний, которые выковывают волю к деланию на ниве Христовой, приходит Макарий к архимандритству в довольно известном тогда Лужецком монастыре» 564 . Таким образом, о раннем этапе деятельности Святителя известно очень мало. И если возможно некоторое снятие завесы неведения с предшествующего времени жизни иерарха, то лишь на основании отдельных косвенных данных. Но тем большую ценность представляют собой возможные результаты такого исследования, так как до сих пор не было предпринято попыток даже периодизировать жизненный путь святителя Макария до его архиерейской хиротонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Одним из святых, канонизированных на Соборе в связи с 1000-летием Крещения Руси, был выдающийся иерарх Московской Руси – святитель, митрополит Макарий († 1563; память 30 декабря). Это собиратель духовных ценностей на Руси, много потрудившийся в деле прославления русских святых, патриот своего Отечества, дипломат, государственный деятель, писатель, богослов, подвижник. Исследователи отмечают большую духовную близость святителя Макария и преподобного Иосифа Волоцкого († 1515; память 9 сентября). В «Настольной книге священнослужителя» читаем: «Учениками и последователями Преподобного (Иосифа – а. М.) были Митрополиты Московские и всея Руси Даниил († 1539) 1 и Макарий († 1563)». 2 «Кроме основателя монастыря, Пафнутия, на молодого инока имел сильное влияние Иосиф Санин, который пробыл в Пафнутьевом монастыре 17 лет и после смерти Пафнутия был в нем игуменом. Макарий сделался ревностным последователем его учения и всю жизнь оставался таким», 3 – пишет К. Заусцинский. И преподобный Иосиф, и святитель Макарий были пострижениками одного монастыря, основанного преподобным Пафнутием Боровским († 1477; память 1 мая). Правда, будущий Святитель, придя в обитель, не застал уже здесь инока Иосифа, но он мог видеть в монастыре могилу отца преподобного Иосифа. Свидетельств же о том, что два великих святых когда-либо виделись или встречались, у нас нет. Однако их духовные связи очевидны, свидетельством чего служат различные стороны деятельности святителя Макария, начиная с новгородского периода его жизни. В 1534 году архиепископ Великого Новгорода и Пскова Макарий (1526–1542) дарит в монастырь своего пострижения рукопись, содержащую «Просветитель», полемический труд преподобного Иосифа против жидовствующих еретиков. 4 «В 1538 г. по инициативе Макария пострижеником Пафнутиева монастыря Аркадцем была составлена Четья Минея за июль, в которой находился Просветитель Иосифа Волоцкого », – пишет советский исследователь А. Зимин. 5 А еще раньше по благословению Святителя племянник преподобного Иосифа, инок Досифей, будучи в Великом Новгороде, работает над исправлением текста Синайского Патерика, который вошел затем в состав Великих Макарьевских Миней. 6 Анализ содержания рукописных сборников Иосифо-Волоколамского монастыря позволяет говорить о его тесных литературных связях с Новгородской кафедрой времени архиепископа Макария. 7 В своих посланиях святитель Макарий использует творения Иосифа Волоцкого . 8

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Скачать epub pdf Выдающимся центром духовной жизни на Руси во второй половине XV века был монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный преподобным Пафнутием Боровским. Здесь полагали начало монашеских подвигов преподобные Давид Серпуховский, Даниил Переяславский, Иосиф и Левкий Волоколамские. Здесь принял в конце XV века монашеский постриг юный Михаил, будущий Всероссийский Митрополит Макарий. Его последующий жизненный путь проходил следующим образом: после длительного пребывания под кровом преподобного Пафнутия – трехлетнее настоятельство в Можайском Лужецком монастыре. В 1526 году митрополит Даниил с Собором русских архиереев хиротонисал его в архиепископа Великого Новгорода и Пскова. С этого времени его имя встречается в летописях, актах, житиях. С 1542 по 1563 год святитель Макарий возглавляет Русскую Церковь 1 . Новгородская кафедра известна своими давними богатыми культурными традициями, которые святитель Макарий активно продолжал и развивал (1 а, с. 75; 16, с. 37–39) . Интересен такой факт. Анализ содержания рукописных сборников Иосифо-Волоколамского монастыря позволяет говорить о его тесных литературных связях с Новгородской кафедрой времен владыки Макария (2, с. 215–216) . Но с другой стороны, и сам архиепископ Макарий поддерживал близкие отношения с обителью преподобного Иосифа Волоцкого . Прежде всего он глубоко чтил основателя монастыря (3, с. 21–22; 4, с. 77) . Они оба были пострижениками одного монастыря. Более того, одним из первых сотрудников Новгородского владыки был племянник преподобного – инок Досифей Топорков. В 1528–1529 годах он работал по благословению святителя Макария над исправлением текста Синайского Патерика (5, с. 34) . В составленном к нему послесловии он писал, что и в нашей Русской земле есть немало подвижников, «но нашим небрежением презираема и писанию не предаваема, еже некая и мы сами свемы» (6, с. 278) . Сказанное имеет прямое отношение к святителю Макарию. Систематизация восточного византийского духовного наследия и разработка русского – определяющие принципы и черты последующей деятельности святителя Макария. Учитывая опыт Новгородского архиепископа Геннадия по собранию Библейских книг, святитель Макарий начинает собирание и систематизацию всего агиографического, гомилетического, святоотеческого духовного наследия Православной Руси. Созданный им сборник носил традиционное название Минеи. Эти Четьи-Минеи святителя Макария сохранились в трех списках: самый ранний называется Софийским, так как был положен в Новгородский Софийский собор в 1541 году 2 , полностью сохранился Успенский комплект Миней, данный в Успенский собор Русской Митрополии, и десять Царских Миней из числа книг, пожалованных царю Иоанну Грозному 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Скачать epub pdf 29 декабря 2012 г. В последнее время был канонизован огромный лик русских святых и среди них – три Предстоятеля Русской Церкви: Святейшие Патриархи Тихон (†1925; пам. 25 марта) и Иов (†1607; пам. 19 июня), а также Всероссийский Митрополит Макарий (†1563; пам. 30 дек.), Предстоятель Русской Церкви XVI века. Он известен как аскет-молитвенник, благочестивый подвижник и собеседник святых современников. Это выдающийся деятель русской культуры, замечательный книжник своего времени, известный своими большими организаторскими способностями. Он трижды предпринял попытку – всё с большим успехом – и осуществил собрание воедино всей духовной литературы Руси того времени. С его именем связано первое систематическое изложение истории – составление Степенной Книги, а также начало новой страницы в истории русской книжности – учреждение книгопечатания на Руси. Многочисленны источники, освещающие труды святителя Макария, – это летописи, повести, жития, службы, иконы, акты, записки иностранцев и т. д. Его вхождению в Церковь , как и у всех верующих, послужила святая купель. В Таинстве Крещения крещаемый получает, по учению Православной Церкви, Ангела-хранителя а также имя святого подвижника, который становится для крещаемого Небесным покровителем в течение всей его жизни, подвигам которого он должен подражать. “…в Церкви Божией имя есть печать союза, или завета с Богом, Работающим же Мне, говорит Господь, наречется имя новое ( Ис 65:15 )” При Крещении будущий Святитель, как удалось установить, был назван во имя Архистратига Небесных Сил – Архангела Михаила (пам. 8 ноября) Мирское имя святителя Макария очень многозначительно. «Имя Архистратига Небесных Сил, первое из тварных имён духовного мира, Михаил, самой этимологией своей указывает на высшую меру духовности, на особливую близость к Вечному: оно значит “Кто как Бог”, или “Тот, Кто как Бог”. Оно означает, следовательно, наивысшую ступень богоподобия» Будучи москвичом, отрок Михаил мог бывать на богослужениях в Кремле в великокняжеском Архангельском соборе

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Скачать epub pdf Выдающимся Предстоятелем Русской Церкви середины XVI века был митрополит Московский Макарий († 1563, память 30 декабря) – аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, собеседник святых современников, иконописец. По его инициативе были созваны знаменитые в истории Русской Православной Церкви Соборы, он заботился о прославлении святых, исправлении недостатков в жизни Церкви и искоренении лжеучений. Его Первосвятительство приходится на стык малолетства и зрелого возраста Иоанна Грозного. Митрополит Макарий впервые в истории Руси венчал царским венцом первого Московского государя. Это был выдающийся деятель русской культуры, замечательный книжник своего времени, известный своими большими организаторскими способностями. Он предпринял попытку и трижды – все с большим успехом осуществлял собирание воедино всей духовной литературы того времени, составив Великие Четьи-Минеи. С его именем связано первое систематическое изложение отечественной истории – составление Степенной книги, а также начало новой страницы в истории русской книжности – учреждение книгопечатания на Руси. Современники называли митрополита Макария чудным. Можно говорить, что с его именем связан весь период середины XVI века 1 . В своей первосвятительской деятельности святитель Макарий проявлял постоянную заботу о монастырях 2 . Сохранились некоторые материалы, показывающие его попечение о знаменитом Соловецком монастыре, а также об игумене Филиппе (Колычеве; 1545–1548–1566). На следующий год после своего прибытия в Великий Новгород, в 1527 году, святитель выдал Соловецкому игумену Варлааму грамоту о невзимании пошлин с приписного к монастырю Петропавловского храма в Вирме 3 . В 1538 году Соловецкая обитель перенесла сильный пожар. В феврале 1539 года был поставлен новый Предстоятель Русской Церкви – Митрополит Иоасаф (1539– 1542) 4 . Его интронизацию возглавил Новгородский архиепископ Макарий. В жалованной великокняжеской грамоте, данной Соловецкому монастырю в марте 1539 года, говорится, как о Соловках «поминал... богомолец... архиепископ Великого Новагорода и Пскова владыка Макарей, что у них по грехом манастырь згорел весь до основанья» 5 . Таким образом, находясь в Москве во время интронизации нового митрополита, святитель Макарий проявил заботу о нуждах пострадавшей Соловецкой обители. Со своей стороны великий князь Иоанн IV «по докладу о сем происшествии Макария архиепископа Новаграда и Пскова в вознаграждение убытков пожаловал монастырю кроме церковных вещей поморские деревни» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

06 декабря 2012 г. Содержание Жалованная грамота царя и великаго князя Иоанна Васильевича IV архиепископу Пимену, об утверждении за Софийским домом Подмосковной вотчины (1555 года 20 февраля) Грамота Новгородского архиепископа Пимена псковскому духовенству (1556, 20 авг.) Грамота Митрополита Макария Новгородскому архиепископу Пимену об иеромонахе Авраамии из Юрьева монастыря, служившем Божественную Литургию без епитрахили (1556, декабря 18) Богомольная грамота митрополита Макария в Новгород, о совершении молебных пений по случаю голода (1557, февраля 27) Послание Новгородского архиепископа Пимена Митрополиту Макарию в связи с обретением мощей святителя Никиты (1558 июнь-июль) Челобитная житничнего ключника архиепископу Новгородскому Пимену (1552–1563 гг.) Послание Новгородскаго архиепископа Пимена Царю Иоанну Васильевичу о укреплении на брань с литовцами (1563, января 24) Отписка к государю царю Иоанну Васильевичу от Новгородского архиепископа Пимина известительная о приложении своей руки на присланной к нему записи касательно прощения вины боярину Ивану Петровичу Яковлеву и о посылке помянутой записи обратно к нему государю. Писана 1565 года июня 2 дня     После недолго занимавшего древнейшую кафедру архиепископа Серапиона (Курцова; 1551–1552) 1 в Великий Новгород был поставлен архиепископ Пимен, по прозвищу Черный. Родился он, нужно думать, при Великом князе Василии III (1503–1533) 2 . Он был постриженником Кирилло-Белозерского монастыря. В Новгороде ко времени архиерейской хиротонии владыки Пимена свирепствовала эпидемия. Поэтому летописное сообщение о поставлении нового владыки пространнее обычного, так как при этом говорится о молебне, служившемся в Успенском соборе с молением о прекращении мора: “Того же году, месяца ноября, поставлен бысть Макарием Митрополитом архиепископ Великому Новуграду и Пскову старец Пимин Черной Андриановой пустыни; Царь и Великий князь Иван Василиевич всея Русии и Митрополит Макарей вносили мощи всех святых отец да, молив Бога и святя воды, отпустил богомолца владыку Пимина в Новгород. И приеха владыка в Новгород на николин день и служил в Софии Премудрости Божии первую обедню на Николин день; и от того дни явил Бог милосердие свое, преста поветрие” 3 . Соловецкий летописец называет точную дату архиерейской хиротонии владыки Пимена – 20 ноября 1552 года; а также дату его прибытия в Великий Новгород – 6 декабря. В летописце он называется “клириком честные обители Кирилова монастыря з Белаозера” 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010