Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами с историческим очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царя на Руси//ЧОИДР. 1883. Кн. I. С.80–85). 22. Поучение Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу и царице Анастасии Романовне по совершении их бракосочетания (1547, февраля 3) Поучение Макария, Митрополита всеа Русии к новобрачному царю великому князю Ивану Васильевичи), всеа Русии самодръжцу и к его новобрачной царици великой княгини Анастасии, после венчаниа, егда из церкве отпустить, и тогда поучает их сице: Се отныне, о Святем Дусе великие господие и възлюбленная о Христе чада, о благочестивый и боговенчанный и христолюбивый царю князь великий Иван Васильевичу всеа Русии самодръжець, и ты великая госпоже и дъщи, благородная и благочестивая и христолюбивая царица великая княгини Анастасиа! Послушайте с вниманием нашего смиреннаго поучениа: не суть бо ученяа сиа на вред вам, но на спасение души и телу вашему и в умножение лет христолюбива го царства вашего. Днесь от Бога съчетана еста царскым и законным браком, якоже и прочий святии цари и царици святии, и почтени есте от Бога, и венчани царскым венцем великого царства Росийскаго. Такоже и вы потщитеся, о благочестивый царю и царице, въздати против славу Всесилному Богу, в Троици покланяему, елика ваша сила. И заповеди Его творите и по воли Божии живите, и любите суд и правду и милость к всем; паче же к Божиим церквам приходите с страхом и трепетом и сердечною любовию, и честь Богу издавайте, Господу нашему Иисусу Христу и Того Пречистой Богоматери, всего мира Заступници сущей Богородици, покрову и прибежищу и в бедах и в скорбех всем нам Христианом помощници и заступници. Такоже и к великым чюдотворцем и к честным святым монастырем велию свою царскую веру и любовь дръжите; к нищим же паче милостыню творите, вдовиц, и сирот, и обидящих заступайте и в темницех заточенных посещайте. Се бо, о царю и царице, такова жрътва богоугодна и приатна суть и будет от вашего царства!

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Рукописная традиция XVI–XIX вв. на востоке России Новосибирск, 1983, с. 119. 37 Дыбо В. А., Кучкин В. А. Болгарский текст в русской Минее XVI в. – Byzantino bulgarica, Sofia, 1966, t 2, s. 279–301. 38 Молдован А. М. К истории составления Троицкой Минеи 678 (Значение её для текстологического исследования произведений митрополита Илариона) – в кн. Записки Отдела рукописей. М., 1981, вып. 42, с. 74–75. 39 Гаврюшин Н. К. Первая русская энциклопедия – В кн. Памятники науки и техники. 1982–1983 М., 1984, с. 120. 42 Как выразился один исследователь, «под последним днём года, под 31 августа, помещены разные мелкие произведения, – отдел, который мы сейчас назвали бы «разное» (Демин А. С. Об одном письмовнике XVI века – Ученые записки азербайджанского Государственного университета им с м Кирова Серия исторических и философских наук Баку, 1964, 5, c. 91). 43 Иосиф, архим. Подробное оглавление Великих Миней Всероссийского митрополита Макария, хранящихся в Московской Патриаршей (ныне Синодальной) библиотеке М., 1892, стб. 192–193. 45 См.: Фонкич Б. Л. Греческо-русские культурные связи в XV–XVII вв. (Греческие рукописи в России). М., 1977, с 34. 46 Казакевич А. Н. Произведения старинной болгарской литературы. с. 156–157, Рогов А. И. Петка Тырновская в восточнославянской письменности и искусстве – В кн.; Русско-балканские культурные связи в эпоху Средневековья София, 1982, с. 175. 47 Бегунов Ю. К. Малоизвестные и неизвестные сочинения Григория Цамблака –Byzantinobulgarica, Sofia, 1978, t. 5, s. 312. 48 Молдован А. М. «Слово о Законе и Благодати» (сопоставление списков) – в кн. История русского языка. Исследования и тексты. М, 1982, с. 261. 49 См: Бегунов Ю. К. изучению истории текста «Беседы на новоявившуюся ересь Богомилу» болгарского писателя Х в озмы Пресвитера – Византийский временник, М., 1969, т. 30, с. 178 – 179. Книжная деятельность святителя Макария способствовала распространению и другого местного произведения – краткой редакции Послания Новгородского архиепископа Василия алики (1331 – 1352) Тверскому святителю Феодору о рае «Дальнейшее распространение краткой редакции, – пишет исследователь, – связано с деятельностью митрополита Макария, проявившего, как известно, особый интерес к новгородскому литературному наследию в начале сороковых годов XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

И ты бы, государь, пожаловал, в том на меня, отца своего и богомолца, опалы не учинил, что есми иным приказным людем и детем боярским быти у собя не велел. А яз тебя царя государя благословляю и челом бью (Сб. РИО. Т. 59. Стб. 469–470). 50. Грамота Митрополита Макария католическому Виленскому епископу Павлу (1555, август) А се грамота от Митрополита с Савлуком к бискупу Виленскому и к воеводе от пресвященнаго Макариа, Митрополита всеа Русии, паном радам Жигимонта Августа, короля Полского и великого князя Литовского, Русского, Пруского, Жемоитцского, Мозоветцкого и иных, Павлу, бископу Виленскому и княжате Голшанскому, и Миколаю Яновичю Радивилу, воеводе Виленскому. Прислали есте ко мне свой лист за своими печатми с своим человеком з Дементьем с Федоровым; а писали есте в том листе ко мне, да к господина и сына нашего смиренья, царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии, боярину князю Ивану Михайловичи) Шуйскому, что господин и сын нашь царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии через послов государя вашего короля и великого князя Жигимонта Августа, пана Станислава Довойна, воеводы Полотского, и пана Остафья Воловича, и писаря Петра Семешка, учинил с вашим государем, королем и великим князем Жигимонтом Августом, перемирье на два года, и тые перемирные лета имеют борзо выйти в передьидучии год Благовещенье Пречистыа Богородици. И государь ваш король и великий князь Жигимонт Август в те перемирные два года, подле перемирных грамот, послов своих великих о миру и о доброй смолве до господина и сына нашего смиренья, царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии не посылавал. Также господин и сын нашего смиренья, царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии, к вашему государю, королю и великому князю, послов своих не посылывал, и никакые добрые смолвы межи себя государи братской приязни не постановили. И после того коли перемирные лета выйдут, а государи меж собя о миру и о доброй смолве и о имени царском послов своих великих не пошлют, и смолвы добрые межи себя не учинят, ино вборзе межь таких великих государей и валка почнется кровь христьянская неповиннаа на обе стороны прольется, и христьянство к немалому убытку придет; и то по-слышев, бусурманскые государи учнут радоваться, и вндечи незгоды межи государей християнскых, тем учнут утешатися.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

И вы бы отныне и впредь Волокиту и ево приказщика слушали во всем и пошлину его всякою ему платили, а Дмитрея и ево прикащика не слушали ни в чем и пошлин ему не давали никоторых. Писано на Москве лета 7065-го декабря в 29 день. А у подлинные у правые грамоты припись митрополичья дьяка Совлука Турбеева (Кистерев С.Н. Документы частного архива служилых людей первой половины XVII века//Архив русской истории. М., 1992. Вып. I. С.118). 55. Богомольная грамота митрополита Макария в Новгород, о совершении молебных пений по случаю голода (1557, февраля 27) Благословение преосвященнаго Макариа, Митрополита всеа Руси, о Святем Дусе сыну и сослужебнику нашего смиренна Пимину, архиепископу Великаго Новаграда и Пскова. Да увесте отныне вси и со вниманием услышите нынешнюю належащую общую скорбь, боговенчаннаго и христолюбиваго царя государя великаго князя Ивана Васильевича, всеа Руси самодержьца, и нашего смиренна, и всех православных христиан. За умножение грех ради наших нашедший ныне на нас праведный Божий гладный, не токмо зде во царствующем граде Москве, но и по всем градом и но волостем и весем всего Русийского царства, по которые лета хлеб не родится, ноипачеже нынешний год велми скуден и скорбен явися всем Христианом хлебным гладом, по многим, сказывают, ныне волостем и весем люди розошлися по градом питатися, а оставшии гладом изнемогаху, ницы же от них и умираху гладною горкою нужною смертию. По реченному древле Иезекиилем пророком: «И бысть слово Господне ко мне, глаголя: Сыне человечь, страна аще согрешит Ми, яко пастися грехом, прострю руку Свою на ню и сотру утвержение хлебное, и пущу на ню глад, и огьиму с нея человеки и скоты, аще будут сии трие мужи и среди еа, Ное, Данил, Иов... жив аз глаголет Аданаи Господь, не избави ни сынов ни дщерей своих, те сами спасутся, а земля в потребление и всех будет» ( Иез.15:12– 14,16 ). Толк(ование): «Аще убо покааниа же не помыслят сотворити, не получат ни единаго милованиа, и аще будут в них Ное и Иов и Данил, сии убо своея правды отьемлют плод, а их не избавят от грядущиа казни.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

«Конечно, наиболее величественным памятником навсегда останутся Четии-Минеи, скорейшее издание которых является одною из насущных задач нашей исторической науки» 132 , – писал исследователь Степенной Книги П. Г. Васенко. В наши дни в газете «Советская Россия» один из историков высказал следующую мысль: «Ничего сопоставимого по размаху с этим сводом в нашей культуре не предпринималось ни до, ни спустя три сотни лет. Археографическая комиссия, начавшая в конце прошлого века публикацию этого уникального памятника, до конца работу так и не довела. С благоговением берёшь в руки ценнейшие тома. Но, прикасаясь к ним, как историк научных знаний, я всякий раз испытываю боль: совсем не обязательно мне было тревожить подлинник, достаточно обратиться к печатной копии. А её нет. Неужели при современном научном потенциале и типографской технике нельзя завершить предприятие, оказавшееся не под силу старой дореволюционной археографии?» 133 . И ещё один вопрос, который стоит в тесной связи с Великими Четьими-Минеями. Это вопрос о библиотеке митрополита Макария. Выше было отмечено, что при создании Миней святитель Макарий использовал книжные сокровища Новгородской кафедры и, прежде всего, рукописи, связанные с именем архиепископа Геннадия, а также библиотеки новгородских монастырей. Но он должен был иметь и свою библиотеку и мог её также использовать при создании Миней. Н. П. Попов связывает с именем митрополита Макария создание Московской митрополичьей (позднее Патриаршей, а затем Синодальной) библиотеки. Анализируя вкладную минейную запись, он обращает внимание на её слова о «душевной пользе» Миней для всех читающих их и говорит: «Мысль о собрании в центре тогдашней церковной и политической жизни – Москве митрополичьей библиотеки, которая могла бы обслуживать всю Русь со всем её чиноначалием, нигде не выражена с такой яркостью, краткостью и вместе простотой, как в процитированной вкладной» 134 . В последнее время Б. М. Клосс, изучавший книгописную деятельность митрополита Даниила, показал, что библиотека могла существовать и раньше 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Интересно также мнение, сформулированное профессором A B. Карташевым: «При отсутствии книгопечатания – это драгоценное «собрание», конечно, не могло иметь прикладного утилитарного значения. Это была библиотека-уникум, доступная лишь очень небольшому привилегированному кругу лиц, живущих в столице» 86 . Но, думается, такую задачу и не ставили в середине XVI в. 87 Памятники письменности, собранные в Минеях, уже бытовали на Руси, а если ощущался недостаток в русских агиографических памятниках, то он восполнялся традиционным для того времени рукописным способом. Великие Макарьевские Четьи-Минеи и Макарьевские Соборы 1547, 1549 гг., на которых были канонизированы русские святые, взаимосвязаны между собой; это –аккумуляция письменности и толчок к её последующему развитию. В это время создается множество житий русских святых или их новых редакций, служб, похвальных слов 88 , появляется типологически новая по своему содержанию книга, сверстница Великих Миней – Книга новых чудотворцев (так тогда называли новоканонизированных и вообще всех русских святых) в ней содержатся службы, жития, похвальные слова русским святым. Подобные сборники, начиная с середины XVI в., получают широкое распространение в древнерусской книжности 89 . Памятями русских святых в это время пополняется Пролог 90 . Высокий культурный подъём, который наблюдается в это время в русской письменности, иконописи, архитектуре и т.д., позволяет говорить о сопоставимости духовно-культурных процессов на Руси времени митрополита Макария и в Болгарии времени патриарха Евфимия 91 . Исследователи сравнивают митрополита Макария с византийским писателем X в. Симеоном Метафрастом , перелагателем житий святых. Современники святителя сравнивали его с египетским царем Птоломеем Филадельфом, при котором была переведена Библия с еврейского языка на греческий, а его усердие – с трудолюбием пчелы. Говоря о влиянии и значении Великих Миней, следует отметить, что духовное собирание Русской земли, начатое через работу над Минеями, имело продолжение. «Макарьево стремление снабдить Русское государство историческими материалами не закончилось составлением Великих Миней. В последние годы жизни Макарий создал и другое, более компилятивное произведение – Степенную книгу царского родословия» 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В древнерусской письменности говорится о важности, необходимости и полезности чтения духовных книг. «Доброе дело, братья, чтение книг, особенно для каждого христианина, ибо сказано: «блаженны познающие учение Его, всем сердцем стремящиеся к Нему». Что же означает: познать учение Его? Когда читаешь книгу, не старайся быстро дочитать до следующей главы, но подумай, о чем говорит книга и слова ее, и трижды обратись к одной главе» 269 . Ниже продолжается: «Скажу так: конь управляется и удерживается уздою, праведник же – книгами. Не собрать корабля без гвоздей – не будет праведника без чтения книжного. Как пленник всегда думает о родных своих, так и праведник – о чтении книжном. Красота воину оружие и кораблю – паруса, так и праведнику – почитание книжное» 270 . В Повести временных лет под 1036 годом читаем: «Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания... кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу» 271 . Однако, святые подвижники говорят о возможных искушениях, возникающих при чтении душеполезных книг. В «Добротолюбии» читаем об этом: «Некоторые их нечистых демонов всегда приседят подле читающих и всячески ухитряются отвлекать ум их инуды. Часто, взяв повод от самих Божественных Писаний, они наводят их на худые помыслы; бывает, что они против обыкновения заставляют зевать, или наводить тяжкий сон, много отличный от обыкновенного. Это испытал я сам на себе; но не понимал хорошо причины, хотя часто подвергался тому. От святаго же Макария слышал, что и зевота безвременная, и сон от демонов; в доказательство чего он приводит обычай при зевоте полагать крестное знамение на уста, по древнему незапамятному преданию. Все это мы терпим от них потому, что при чтении не храним трезвенного внимания, и не помним, что читаем святые словеса Бога Живого» 272 . Таким образом, во время преподобного Макария Великого (†390; пам. 19 янв.) крестить рот при зевоте было обычаем. Следовательно, эта особенность, можно думать, восходит ко времени зарождения монашества в христианстве, т.е. к IV веку.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

1. Послание Новгородского архиепископа Макария великому князю Василию Иоанновичу об учреждении общежития в новгородских монастырях (1526–1527 гг.) Благородному и христолюбивому и вседержавному царю и государю великому князю (...), всея Руси самодержцу, богомолец твой архиепископ Великаго Новагорода и Пскова владыка (...) благословляет и челом биет. Бога ради, государь, и Пречистые Богородица и великих ради чудотворцов, подщися и промысли о Божественных церквах и честных монастырех: занеже, государь, от вышняа Божиа десница поставлен еси самодержец и государь всея Русии. Тебя, государя, Бог в Себе место избра на земли и на Свои престол вознес посади, милость и живот тебе поручи всего великаго Православна; нам же лепо по царскому твоему остроумию и богопреданной премудрости, вспоминати яко государю и самодержцу царю. Ты, о боговенчанный государь, уподобился еси благочестивому и равноапостолному великому князю Константину: якоже он христианский род в своем царствии из рова преисподняго возведе и всяко благочиние церковное утверди, такоже и ты створил еси, боговенчанный самодержец и государь всея Русии, в своем царствии, попреже сих лесть явльшуюся чрез ноугородцких еретиков до конца низложил еси, с богохульными их преданьи, и свое великое Православие всех верующих в Святую и Животворящую Троицу сердца возвеселил еси, и вся церковнаа и монастырское благочинье и благостояние в всех церквах и монастырех боголепно и благообразно управление имуть, твоим царским остроумием и богоданной ти ревности, государю и самодержцу царю. Так и ныне, государь, потщися и покажи ревность о Божественных церквах и честных монастырех своих богомолей, в твоей отчизне в Великом Новогороде и Пскове упраздни некое бесчиние, своим царьским повелением. Тебе б должно, государю и самодержцу, от треволнениа спасти и съблюдати, також и нам, богомолцем твоим, попеченье имети о своей Богом порученей нам пастве, о святых Божиих церквах, и честных монастырех, и о всех право· славных христианах, о единородных и безсмертных их душах, и неправдивати и учити по Божественому Писанью Святых Апостол и Святых Отец седьми Соборов и поместных, и обращати съгрешающих на покаянье, и приимати и миловати кающихся по правилом Святых Отец, а не кающихся, ни обращающихся анафеме предавати по уставу священых правил Святых Отец, и от Церкви отлучати: аще иереи, или диакон, или причетник, или простолюдин, такоже да извержетца; аще покаются, достоит миловати, аще, ли не покаются, и нам должно о тех отцу своему Данилу Митрополиту возвещати, такоже и тебе вседержавному государю возвестити, по Божественому Писанью: вся да сказана бывают царю 9 и архиерею.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971. С.131). 30. Вторичное послание Митрополита Макария Митрополиту Иоасафу (1549, ноября 14) О Святем Дусе господину и брату нашему великому старцу Иасафу, бывшему Митрополиту всея Русии, смиренный брат твой Макарие, Митрополит всеа Русии, челом бью.Писал еси, господине, к нам ныне в своей грамоте, что к тебе Данил Митрополит прислал грамоту о Исаке, и нам бы ныне зде у собя поискати тое грамоты Данила Митрополита, которую, ты сказываешь, грамоту Данил Митрополит прислал тебе, Иосафу Митрополиту, о Исаке, а в ней, сказываешь, тамо написано, все обрящеши. А подлинно еси к нам не отписал, что в ней писано о Исаке. И мы, господине, зде и до сех времен такие грамоты не видали, а ныне есмя по твоей грамоте в казне и по келиям искали, и такие грамоты не нашли. И ты б, господине, нам о той Данилове митрополичие грамоте, что тебе писал о Исаке, велел отписати подлинно, что в ней написано было, чтоб нам о том известно было. А яз тебе, господину и брату своему, челом бью. Писана на Москве лета 7057-го, месяца ноября в 14 день (Покровским H.H. Судные списки Максима Грека . М., 1971. С.131–132). 31. Ответ Митрополита Иоасафа И против сее грамоты Иасаф, бывшей Митрополит, прислал свою другую грамоту за своею печатаю. А в ней пишет: Господину преосвященному Макарию, Митрополиту всея Русии, Троецкой и Сергиева монастыря чернец Иасаф челом бью. Писал еси господине ко мне, чтоб яз к тебе подлинно отписал о Исаке, что в грамоте писано в Данилове ко мне. Ино, господине, за десять лет как вспамятовати подлинно, что писано в грамоте. А яз, тебе, господину своему, челом бью (Покровский H.H. Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971. С.132). 32. Послание Новгородского архиепископа Феодосия Митрополиту Макарию (ок.1550 г.) 19 Божию великому архиерею, и апостольскому сопрестольнику, и вселенскому учителю, блаженному и преблаженному, пресвятейшему господину и государю, отцу моему, имярк, Митрополиту всея Русии, смиренейший сын твой, имярк, архиепископ Богом спасаемых градов Новгорода и Пскова, челом бью.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

С докладом по итогам учебного года выступил проректор по учебной работе профессор М.С. Иванов. Советом были утверж- —589— дены разрядные списки успеваемости учащихся и принято решение подготовить проект положения о дипломной работе Семинарии, постановлено рассмотреть проект в 1 полугодии 2003/2004 учебного года. После дискуссии о порядке защиты дипломных работ Совет вынес решение позволить выпускникам Семинарии, не защитившим дипломную работу, представить работы к осенней защите не позднее 1 ноября. Совет заслушал также доклады проректора по воспитательной работе архимандрита Саввы (Базюка), и. о. заведующего Сектором заочного обучения иерея Сергия Маратканова, заведующего Регентской школой архимандрита Макария (Веретенникова) , заведующего Иконописной школой игумена Луки (Головкова) об итогах 2002/2003 учебного года. Секретарь Совета иерей Павел Великанов сделал сообщение о защите выпускниками Академии кандидатских диссертаций и дипломных работ, а также о первой защите выпускниками Семинарии дипломных работ. Совет одобрил работу комиссий по рассмотрению кандидатских диссертаций и дипломных работ и вынес решение обязать выпускников представлять научные работы, кроме печатного, также в электронном виде и просить Учебный комитет создать единую базу данных дипломных работ и кандидатских диссертаций с целью обмена между духовными школами. Председатели Богословской, Библейской, Церковно-исторической, Церковно-практической и Филологической комиссий сделали сообщения о работе комиссий. Совет принял отчеты председателей комиссий, утвердил принятые в комиссиях темы кандидатских диссертаций. Совет заслушал сообщение заведующего библиотекой игумена Всеволода (Варющенко) о работе библиотеки. В связи с большим объемом литературы, издаваемой в настоящее время, Совет принял решение возобновить деятельность библиотечной комиссии по проблемам комплектации библиотечного фонда во главе с доцентом архимандритом Макарием (Веретенниковым) . —590— Заведующий Церковно-археологическим кабинетом и помощник ректора по представительской работе протодиакон Игорь Михайлов проинформировал Совет о деятельности ЦАКа и о приеме в Академии отечественных и зарубежных гостей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010