«Помещения архиерейского жалче здешнего на своем веку я нигде не видел: мебель была крайне скудная, но и ту слышно предместник вашего преосвященства вывез в собственное имение; иконы для архиерейских комнат, слышно, куплены только на днях; едва ли есть при архиерейском доме экипаж и лошади… Излишним считаю говорить об архиерейских церковных облачениях и утварях: как все это ни было жалко, многие вещи, слышно, взяты предместником, как собственность. При архиерейском доме один только иеромонах. Регента нет, был регент старик диакон Кутузов, но тот уезжает в Александро-Невскую лавру. Есть и, архидиакон и протодиакон, но протодиакон состоит не при кафедральном соборе, а архидиакон протодиаконского в себе имеет мало. Иподиаконов при кафедральном соборе нет. Полного прибора облачения на всех служащих сколько-либо добропорядочного нет; все сборное, многое, в самые великие дни, крайне ветхое и грязное, особенное же диаконские стихари. Хор жалкий и те заморены голодом и заедены всякого рода скудостью. Довольно. Для практических соображений вашего преосвященства теперь пока на месте вашего пребывания будет достаточно этих сообщений. А здесь по неволе усмотрите вещи баснословного свойства. А главное – вашему преосвященству придется здесь чуть не все создавать, и страница в истории церкви ожидает вас, как первого искони православного преемника униатских и униатствовавших архиереев. А ждут ваше преосвященство здесь с некоторою тревогою, немногие с боязнью, а большинство с благими надеждами по той причине, что, не говоря об известном здесь факте – сюда искали архипастыря доброго и милостивого, не говоря об общем мнении, приписывающем особе вашей прямоту и мягкость нрава, ухудшить, более исковеркать здесь отношения святительской власти к подчиненным, ей невозможно». В ответе на письмо о. архимандрита я писал ему от 25-го июля следующее: «Усердно благодарю, вас. за благовременное сообщение мне известий, хотя и не весьма утешительных. Но в вашем письме сообщаются сведения, большею частью предположительные и основанные на слухах; а мне хотелось бы и необходимо иметь сведения точные и положительные. Посему прошу вас доставить мне и без замедления точные ответы на следующие вопросы:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

И Св. Синод дозволил, по исправлении доски, печатать ею антиминсы для Тобольской епархии в Тобольском архиерейском доме, как то прежде бывало. И если деньги, данные мастеру за сделание той доски, возвращены уже в казну, то печатать антиминсы без взятия за «их пошлин и заработных денег, подобно тому, как делается в Московской типографской конторе. Преосвященный Варлаам, Епископ Тобольский, в декабре 1778 года, прислал в Св. Синод донесение, в котором писал, что хотя указом Св. Синода, 1770 года ноября 4-го, велено требовать антиминсы и для Тобольской епархии из Московской типографии; но за дальностью Тобольска от Москвы не отыскивается верных оказий к получению антиминсов и к пересылке в типографию материи для них или вместо того денег, а для посылки за антиминсами нарочных лиц нет кошту. Отсюда происходит не малое затруднение, а иногда бывает, за неполучением антиминсов из типографии, остановка в освящении новых церквей и в перемене прежних ветхих антиминсов новыми. Посему преосвященный Варлаам просил у Св. Синода дозволение печатать антиминсы в Тобольске. При этом прислал на рассмотрение Св. Синода два экземпляра рисунка, выградырованного на медной доске для антиминса 179 . По справке в Канцелярии Св. Синода оказалось, что в 1754 году Св. Синодом дозволено было, по причине дальнего расстояния Тобольска от Москвы, печатать антиминсы в Тобольском архиерейском доме. Но, так как там без дозволения Св. Синода начали печатать ставленые и другие о заложении и освящении церквей грамоты и листы, которые не имели сходства с печатанными в Московской типографии, да и самые антиминсы, по рассмотрению Св. Синода, оказались в печатании неисправными; то указом 1769 года запрещено было преосвященному Варлааму, Епископу Тобольскому, печатать в Тобольске антиминсы, грамоты и листы, а которые напечатаны, тех не раздавать, а требовать, по надобности их, из Московской типографии. Св. Синод за тем, рассмотрев присланные из Тобольска экземпляры антиминсного рисунка, нашел, что медная доска для печатания антиминсов вырезана исправно и, приняв во внимание представленные Преосвященным Тобольским резоны о печатании антиминсов тою доскою в Тобольске, дозволил печатать их для Тобольской епархии. Сверх того, по надобности и по требованиям Преосвященного Иркутского, Св. Синод позволил отпускать печатные антиминсы и в Иркутскую епархию, но при этом подтвердил, чтоб, под видом этого дозволения, никаких грамот, молитв и ничего, кроме антиминсов,не было печатаемо, а исполнялось бы так, как то было в Тобольской епархии до 1769 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушал учинённую выписку против поданных прошений Володимирского уезда Ярополческой десятины города Арзамаса и города ж Балахны с уездами священно и церковнослужителей об отрешении их из ведомства Нижегородской епархии, а о бытии им всякими делами в ведомстве во области Святейшего Правительствующего Синода за происходящими им препятствиями. Приказали : обретающимся в ведомстве Нижегородской епархии синодальной области городам со уездами впредь до рассмотрения Святейшего Правительствующего Синода отныне ведомством в Нижегородской епархии быть точию раскольническими делами и над смотрением о благочинии, в чём Нижегородского архиерейского дома управителям иметь наиприлежнейшее попечение, а обид и налог никому не чинить и взяткам отнюдь не касаться под страхом достойного штрафования, а поставлением во священные и причта церковного чины и всякими сборами оным синодальной области городам и уездам быть по-прежнему в синодальной области, а колико со всех тех городов и уездов каких именно по званиям порознь сборов и доходов, какого б звания ни были, в прошлом 1737 году в приходе было, и из того сколько и каких именно в синодальный дом отослано и затем в отсылке быть должно, и чего ради такой отсылки не учинено, и из тех сборов и доходов не оставлено ль каковых в доме архиерейском и не употреблено ль было на какие расходы, також и о сем, сколько ныне в тех городах и уездах монастырей и пустынь и приходских церквей обретается, и колико ж архимандритов и игуменов имеется, и в коих городах и уездах, учинить в Нижегородском архиерейском доме справедливую без всякой наималейшей утайки ведомость, и по учинении прислать Святейшему Синоду при доношении немедленно, и о том из Святейшего Правительствующего Синода Нижегородского архиерейского дома к управителям и куда надлежит послать указы, а присланных с прошением о вышеписанном священнослужителей из Санкт-Петербурга отпустить и для свободного в пути проезда дать им надлежащий паспорт.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Опись нынешнему церковно-судебному имуществу епархиального архиерея. Наименование делителей. Виды прав, за разделом, уступаемых епархиальному архиерею. Ныне епархиальный архиерей имеет власть в качестве судьи налагать следующие наказания. А. Единолично и безапелляционно на духовные лица: епитимию до 2 недель с прохождением оной на месте, или в архиерейском доме. Б. По формальному суду чрез консисторию: 1) Лишение священнослужителей сана, а монашествующих сана и монашества, с исключением из дух. ведомства. 2) Лишение священнослужителей сана с оставлением в дух. ведомстве на низших должностях, и лишение священномонашествующих сана с оставлением в одном монашестве на покаянии. 3) Временное запрещение в священнослужении с отрешением от должности и с определением в причетники. 4) Временное запрещение в священнослужении с отрешением от места, но с возложением епитимии. 5) Временное испытание в архиерейском доме, или монастырях; 6) Отрешение от места; 7) Исключение за штат; 8) Усугубление надзора; 9) Пеня и денежное взыскание; 10) Поклоны; 11) Строгий, или простой выговор; 12) Замечание. В. На монашествующих сверх вышеуказанных: взыскания, определенные св. Василием Вел., в Кормчей книге, в Номоканоне и в Дух. регламенте. Г. В отношении к мирянам и клирикам по формальному же суду полагает: 1) Уничтожение незаконного брака; 2) Расторжение брака по законным причинам; 3) Осуждение на всегдашнее безбрачие; 4) Епитимию с отлучением от Св. причастия на определенное церковными правилами время. Д. Епархиальный архиерей с консисториею судебным порядком разрешает споры, возникающие между духовными лицами из пользования движимою и недвижимою церковною собственностью. Г.Соколов. Власть судебная. Право административно без суда налагать наказания. Власть обвинительная, прокурорская. Исполнительная часть. Никакой. Не должно допускать ни малейшего изъятия из общего правила, чтобы наказания налагаемы были только по суду. Посему не должно оставлять в распоряжении епарх. архиерея даже наказаний, предоставленных ему 165 статьею уст. д. консисторий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Вот и теперь большая нужда в открытии двух станов в Алтайской миссии и двух в Киргизской; но, не имея в виду средств, приходится лишь только терпеливо выжидать их. Жертва г-жи Товаровой имеет то внутреннее достоинство, что принесена из чистого, искреннего, сердечного благорасположения жертвовательницы к Алтайской миссии. «Много приходилось на своём веку переживать дней скорбных, но были дни радостные», говорила она Начальнику миссии, когда в бытность свою в Москве приходил он благодарить жертвовательницу за пожертвование, «но не помню такого радостного дня, как тот, когда я подписала акт о даровании своего дома в пользу Алтайской миссии. Какое-то особенное, прежде мною неизведанное душевное наслаждение я испытывала в тот день. И как я рада, как счастлива, что Господь подал мне такую благую мысль». Кроме дома, Александра Григорьевна пожертвовала в Алтайскую миссию тысячу рублей, лично переданных Высокопреосвященнейшим Митрополитом Московским Леонтием Начальнику миссии. Слава и благодарение Господу Богу, возглаголевшему благая в добром сердце жертвовательницы! Благодарение и низкий поклон Его Превосходительству А. Н. Шишкову 13 , способствующему в добром деле добрым своим словом! Да воздаст им Господь Своими земными и небесными дарами! Пожертвования, поступившие в отчётном году в пользу Алтайской миссии небывалые со времени её основания. Кроме пожертвованного дома, Бийский купец Я. А. Сахаров (ныне умерший) оставил по духовному завещанию капитал в 15 тысяч рублей на вечное время с тем, чтобы процентами с капитала содержалась 2-х классная школа при Бийском Архиерейском доме. В 1885 году Я. А. Сахаров построил при Бийском Архиерейском доме школу для начального обучения как инородцев, так и русских. На содержание этой школы ежегодно выдавал по 500 рублей, и, чтобы навсегда обеспечить эту школу содержанием, завещал ей сказанную сумму. Долг наш обязывает сказать, что в лице Я. А. Сахарова как Бийское общество, так и миссия потеряли полезного, честного и весьма доброго члена и благотворителя на постройку церквей и школ; пособие бедным, явное и тайное, покойный давал щедрою рукой. И всякая его жертва большая и малая была искрення и бескорыстна; он делал добро по истинному, благочестивому, истинно-христианскому расположению доброго своего сердца, ибо и сам он был искренний, православный христианин, неуклонно исполнявший православные обычаи и уставы церкви православной. Да помянет его Господь Бог в царствии Своем!

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/materi...

Чего для сие закрепляю своею рукою и утверждаю печатью. Дан в Иркутску июля 16 дня 1726 года. Промедлив несколько дней, Преосвященный послал в магистрат иеродиакона своего Серафима Месяцова с словесною просьбою об отведении под приезд Его помещения в доме посадского человека Ивана Заозерского. На это магистрат отвечал Преосвященному, чрез архиерейский приказ от 21 Октября следующею бумагою: «понеже ныне оный Заозерской обретается у дел в таможне Его Величества всегда, и объявляет, дабы ему быть от того уволену: сего ради о том с ним получа магистрат адмистицыум, постоем весьма не соизволяете, но разве за собственную волю его Заозерского будет изготовлен. Ныне сим иркутской провинциальный магистрат предъявляет, дабы архиерейский приказ соблаговолил Преосвященному Иннокентию, Епископу Иркутскому и Нерчинскому квартиру к приезду Его в Иркутск требовать от протопопа с товарыщи.» О неотложности построения в Иркутске архиерейского дома Преосвященный представил Святейшему Синоду, а между тем должен был склонять утомленную делами главу свою там, где застигала Его в Иркутске темная ночь. Слишком год продолжалось сие странничество. Наконец – наступила глубокая осень 1728 года; настал Декабрь. Шуга 40 на Ангаре напомнила, что сообщение между городом и Вознесенским монастырем прекращается, а Святителю по случаю великих в этом месяце молитвенных дней было необходимо находиться в городе. Между тем посол Владиславич давно уже уехал в Россию, и следовательно его охранный лист на дом Бургомистра Сухова не имел приложения к делу, и самый дом этот оставался ни кем незанятым. Все это вынудило Преосвященного, от 11 Декабря 1728 года еще попытаться отнестись с просьбою об отведении себе временной квартиры в этом доме, как ближайшем к Собору. Но Он обратился уже не к магистрату, а в Иркутскую провинциальную канцелярию. Воеводы Измайлова в это время не было в Иркутске, он уехал за Байкал встречать возвращавшейся из Китая Караван. Провинциальная Канцелярия поступила вежливее, чем городский магистрат.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

149 Впрочем не восемь, как семинарское правление предполагало в 1819 г., и не двенадцать человек, как оно предпологало в 1829 году, потребовалось для семинарской прислуги. Число служителей при семинарии в тридцатых годах доходило до 35 человек. 151 Доселе семинарские суммы, как это было и в непреобразованной семинарии, хранились при архиерейском доме. Но получив такие большие деньги, семинарское правление просило у преосвященного позволения хранить оные при уездном казначействе. Не в долгом впрочем времени, предвидя, что постройка семинарии начнется нескоро, дабы отпущенные деньги не лежали даром и без всякой пользы, семинарское правление 40.000 из них отослало в опекунский совет для приращения процентами. 153 Такое расположение корпуса порешено было впрочем вопреки мнению архитектора Св-з-ва. Последний хотел обратить главный фасад семинарии в широкий переулок, приводя в защиту своего мнения то, что в этом случае семинарские здания будут иметь в pendant себе каменные строения довольно также значительные, как то: архиерейский дом, колокольню и консисторию. Сии строения вместе с зданием семинарии образовали бы площадь, следственно нечто целое. К тому же место сие, заключая вход в кафедральный собор и в дом архиерейский, бывает гораздо более посещаемо жителями, нежели монастырская улица, по которой ходят разве только жители оной. При том же монастырская улица имеет всего от 7 до 8 сажен и застроена деревянными обывательскими домами весьма скудными, которые будут составлять жалкую противоположность с зданием семинарии, довольно величественным, если оно будет построено по сей улице. Но с этим мнением архитектора не согласился губернатор, опираясь главным образом на том, что такие дома, как семинария, должны быть обращены фасадом в улицу, а не в переулок. 154 Для того, чтобы этот дом не оставался без всякой пользы, по приказанию преосвященного Мелетия, в нем и еще в доме, прежде принадлежавшем к архиерейским службам, и тоже отошедшем под семинарию, помещены были ученики семинарии, пользовавшиеся казенным содержанием, но жившие, как мы выше видели, за неимением помещения, в самой семинарии, на частных квартирах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Антоний встретил нас все же любезно и даже уступил свою комнату митрополиту Питириму, а меня поместил в смежной комнате на диване. Из дальнейшего выяснилось, что все иерархи уже давно проживали в Екатеринодаре и не только запаслись заграничными паспортами для проезда в Сербию, но заручились даже отдельным вагоном, который должен был довезти их до Новороссийска, где их ожидал уже пароход “Иртыш”, принадлежавший какому-то русско-сербскому обществу, и что их отъезд из Екатеринодара был назначен на сегодня, в день нашего приезда. 1 же января они и уехали. Остался только епископ Феодор Старобельский, заболевший сыпным тифом и лежавший без сознания в одной из больниц. Вскоре он скончался. Его отпевали в заколоченном гробу митрополит Антоний и епископ Сергий и похоронили на погосте стоявшей по соседству с больницей церкви. Еще одним хорошим человеком стало меньше, еще тоскливее становилось на душе… Горячими слезами заливалась убитая горем сестра почившего Владыки. Горько мы пожалели, что приехали с опозданием, еще обиднее было сознание, что никто не вспомнил о митрополите Питириме, но делать было нечего, и я немедленно принялся за хлопоты о заграничных паспортах для митрополита и для себя. Между тем митрополит Питирим стал понемногу оживать и поправляться и был бесконечно счастлив, что вырвался из кошмарных условий жизни пятигорского подворья. Появлялись в архиерейском доме и другие лица и между ними неожиданно протопресвитер Шавельский. Митрополит Антоний точно растерялся и просил меня и митрополита Питирима не показываться ему на глаза, ссылаясь на крайнее недоброжелательство, какое питал о. Шавельский к митрополиту и ко мне. Я не знал, чему удивляться, этому ли предупредительному жесту или тем своеобразным формам отношений, какие существовали между митрополитом Антонием и протопресвитером Шавельским и какие скрывали их взаимную ненависть под покровом удвоенной любезности. Г.И. Шавельский часто заходил к митрополиту Антонию и в архиерейском доме устраивал какие-то заседания. Встретился я и с редактором издаваемых при Святейшем Синоде “Церковных Ведомостей” профессором П.Остроумовым, одним из наиболее ярых моих недоброжелателей в мою бытность товарищем обер-прокурора… Находясь у разбитого корыта, и он, подобно многим другим, показался мне иным, чем был раньше. То, чего не могли сделать слова, то сделала революция, переубедившая многих и переставившая прежние точки зрения.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

В период оккупации 1915-1918 гг. на территории Косово и Метохии были убиты следующие сербские архиереи и священники: 1-2) Митрополит Викентий (Крдзич) и его дьякон Цветко Нешич, которые ночью 23 ноября были уведены из Призрена в Урошевац, где ночью 25 ноября привязаны проволокой к столбу, облиты керосином и сожжены живьем. 3-9) Иеромонах Даниил, настоятель монастыря Св.Марка Коришского, зарезан албанцами 17 ноября 1917 г. вместе с еще 6-ю священнослужителями. 10) Иеромнах Савва Попович из монастыря Грачаница убит албанцами ночью 16 апреля 1916 г. в своем доме в Прилужье. 11) Игумен Руфин Николич, настоятель монастыря Девич, отравлен албанцами в ноябре 1917 г. 12) Протоиерей Коста Йованович из Призрена убит в декабре 1915 г. 13) Любомир Репич, настоятель (парох) Призренский, замучен 17 ноября 1917 г. 14) Сречко Чжурич, настоятель (парох) Печский, убит в 1917 г. 15) Священник Дена Дебелькович, парох Липлянский зарезан 12 ноября 1915 г. в селе Суви До под Липляном в доме одного албанца и брошен в канаву 16) Свяшенник Милько Симич, из Сухого Грла в Метохии, убит в ноябре 1915 г. в Сухом Грло 17) Викентий Симич, парох Сачаницкий, повешен вместе с 12 известными сербами из Сочаницы у Косовской Митровицы 30 января 1917 г. 18) Джура Стоянович, парох Зочиштский (под Великой Хочей), убит албанцами 20 апреля 1918 г. межу Зочиштом и Ретимльем. 19-20) Протоиерей Новопазарский Тома Протич и его сослужитель Коста Кулагич из Нови Пазара схвачены 19 ноября 1915 г. в одном сербском доме в Митровице, выведены и убиты при впадении р.Ситницы в Ибар. 21) Петар Бачанин, парох Врачевский, убит 28 сентября 1915 г. 22) Петар Попович, парох Штавицкий под Рожаем, убит с двумя сербами около Сопочан 10 ноября 1915 г. После освобождения в 1918 г. и образования Королевства СХС, а затем Югославии, сербское население Косово и Метохии, уменьшившееся за время войны и оккупации, было увеличено за счет частичной колонизации, но она не была систематизирована не сопровождалась необходимой заботой о населении Косово.

http://pravoslavie.ru/40798.html

«Вне очереди в Верный. Областной совет. Копия наркому, Совдепу. Предлагаю немедленно освободить из-под стражи Викарного Епископа Пимена. Если на него падают какие-либо обвинения, ограничиться домашним арестом в архиерейском доме. Об исполнении телеграфировать. И.д. председателя Туркестанского совнаркома народный комиссар юстиции Х. Ибрагимов». Следом летела ещё одна телеграмма: «Прошу сообщить место заключения епископа Пимена. Срочно принять меры исполнение телеграммы председателя совнаркома относительно Пимена 1041. Заведующий тюремным отделом республики Гредингер " 478 . Телеграмму от Туркестанского совнаркома председатель Верненского исполкома Ламанов передал 20 сентября 1918 года командующему войсками области Л.П. Емелеву. После чего, сославшись на Емелева, ответил в Ташкент коротким телеграфным сообщением: «1041 отправлен конвоем Ташкент». Епископа в Ташкент никто не отправлял. В Верном хотели отвести от себя обвинения. С точки зрения Туркестанского совнаркома, арест был самоуправством должностных лиц Семиреченской области, входившей в состав Туркестанской республики. Тому, что епископ выслан из Верного, никто не верил. Шёпотом по городу передавали, что «архиерей убит». Об убийстве сообщалось в Омске в декабре 1918 года на страницах газеты «Русская армия» 479 − официального издания правительства А.В. Колчака 480 . Спустя сорок лет скрывать факт уже не имело смысла. В июне 1957 года в редакции газеты «Алма-Атинская правда» о епископе Пимене спросили бывшего члена Верненского ревтрибунала Малетина: « − А как архиерей Пимен? Его убили, говорят? − Да, это было в 1918 году. Он в своём доме принимал тьму всяких паломников, особенно женщин, целые дни у него торчал народ. Бешеную агитацию он разводил, тут же, против облисполкома, находившегося в бывшем губернаторском доме. Ну, терпели, терпели это, а потом раз ночью арестовали его, вывели в Баумскую рощу и там расстреляли. Это в 1918 году было» 481 . В романе «Мятеж», сюжет которого разворачивается в городе Верном, о расстреле упоминает Дм. Фурманов:

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010