Хотя этот последний проект, как известно, и не был осуществлен при Петре во всех его подробностях, тем не менее он заслуживает полнейшего внимания с нашей стороны, потому что из него ясно открывается, какие цели преследовало правительство преобразовательной эпохи при устройстве духовных школ. Но прежде мы скажем о низших духовных училищах, которые должны были быть устроены по плану регламента при архиерейских домах. Общее законодательное учреждение архиерейских школ изложено в главе регламента под заглавием «дела епископов» в параграфах с 9 по 13. По распоряжению регламента каждый епархиальный преосвященный непременно обязан был завести при своем доме на частные средства своей кафедры, без всяких субсидий со стороны, школу «для детей священнических или прочих в надежду священства определенных». Так Духовный регламент в первый раз назначает свои особые, специально-духовные школы, задача которых состоит в том, чтобы приготовлять людей годных «в надежду священства». Приведенные слова регламента не оставляют никакого сомнения в том, что главный контингент лиц, которые должны были поступать в архиерейские школы, должно доставлять духовенство из своей сословной среды. Хотя здесь и замечается, что в архиерейские школы могут поступать дети и не духовного звания («для детей священнических пли прочих»), но значение этого вскользь брошенного замечания будет понятно само собою, когда нам наперед известно, что в ведомстве гражданском и военном в означенный период времени уже открыт был целый ряд специально профессиональных школ. С учреждением этих архиерейских школ дети духовенства были освобождены от требования в цифирные школы; сами эти школы с изданием регламента или совсем были закрываемы или же, – что чаще бывало, соединялись с архиерейскими школами 204 . Проектируемые регламентом архиерейские школы становятся исключительно приуготовительной ступенью для вступления на духовные должности. De jure никто не имел теперь права, не пройдя полного образовательного курса архиерейской школы, рассчитывать на получение места или должности в церковном клире.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

«Когда я был в аэропорту в тот день, - вспоминает епископ Ириней, - я увидел маму, которая потеряла мужа и единственного ребенка, я взял нашего водителя и поехал с ней, за рулем был наш водитель, не дал этой женщине самой вести машину, и остались ночевать в доме у этой женщины, у нее осталась мама, лежачая больная. Еще у нас есть две студентки педагогического колледжа, которые потеряли маму. Я их знаю, они занимаются гиревым спортом, активно участвуют в турнире Орской епархии. Я им сказал, что буду выплачивать им архиерейскую стипендию столько лет, сколько они будут учиться. У них есть еще младшая сестра, ей пять лет, нам говорят, что по закону ребенка должны забрать в детский дом. Я помогу, сделаю все, чтобы этого не случилось. Папу они потеряли раньше, а маму вот в воскресенье. Если этот ребенок потеряет еще и двух сестричек, то это будет страшно». «Мы плачем с каждым, с утра до вечера, - признался он. - Во вторник на службе собрался полный храм студентов Орского гуманитарно-психологического института, в котором я преподаю на историческом факультете. Пришли и студенты медицинского, педагогического и технологического колледжей, представители команды " Южный Урал " . Был полный храм молодежи, и мы молились». Отвечая на вопрос, в чем найти утешение родственникам, детям, владыка отметил: «Когда они к нам приходят, я совершаю службу, беседую, много исповедую, а порой мы просто плачем вместе. Жизнь не заканчивается на этом, от вашего здоровья зависит будущее семьи, города, страны, не надо терять голову, берегите себя, от вас зависят ваши родные. А родным говорю: ни в коем случае не оставляйте тех людей, которые остались одни, им нужна поддержка, обязательно неделю-две вы должны пожить с ними, перебраться в их дом или забрать их к себе, надо жить вместе с ними. Многие слушают, благодарят, обнимают нас. К нам подходят жители города, предлагают свою помощь». Говоря о материальной помощи, епископ Ириней заверил: «Я лично передам 100 тысяч этим людям, возьму на себя помощь двум студенткам, буду оплачивать им архиерейскую стипендию. Кстати, 16 человек в Орской епархии получают архиерейскую стипендию от двух до пяти тысяч рублей. В храмы приходят люди и передают деньги настоятелям, а они в свою очередь будут узнавать у прихожан, кто потерял родных, чтобы можно было оказать им помощь. Причем важно, чтобы это была не разовая помощь. Один раз помогли и забыли - увы, так бывает. Важно, чтобы это было всегда, на несколько лет вперед».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/16/my...

Того же 1721 года, Сентября 20, указом Св. Синода велено Преосвященному Алексию, Епископу Вятскому, обучать детей Новокрещенских: «аще кто из них пожелает отдать к учению ему Епископу, и устроить таковые училищные домы, которых бы отроков учить безденежно и по казённым книгам, аще будут от маломощных, и наблюдать их ему Епископу яко родных своих детей». В Июле 1722 года Указами от Святейшего Синода предписано Архиереям заводить «Грамматическое учение каковое уже в Новгородской Епархии не точию при Архиерейском доме в великом Новеграде, но и в прочих городах и уездах действительно является». В том же 1722 году учреждена шкала в Рязани, но вскоре за недостатком учителей упразднена, а возобновлена в 1726 году Славяно-Латинская. В 1737 году было в ней учеников 339 человек; и обучались букварю, начаткам Латинского языка, Грамматике Славянской, Азбуке, Часослову и Псалтири. В том же 1723 году учреждена школа в Твери. В 1737 году было учеников 39 человек. В 1733 году, Марта 13, заведена там Преосвященным Феофилактом и Еллино-Греческая школа. В том же 1722 году Преосвященный Епифаний, Епископ Белгородский, завёл школу в Белгороде, а в 1726 году перевёл оную в Харьков (смотри ниже историю о Харьковском Коллегиуме), в Белгороде оставил только нижние школы. В 1727 году были уже в оном училище классы: Философский, Риторический, Пиитический, Синтаксический, Грамматический, Инфимический, Фарический и Славянский, а в них учеников – 422. В 1736 году Преосвященный Пётр, Архиепископ Белгородский учредил ещё Математический класс в Белгородской Семинарии и завёл училища в Курске и Старом Осколе. В 1780 году определено отпускать на сию Семинарию казённой суммы по 2.000 рублей, из коей большая часть отделялась на Харьковский Коллегиум. А в 1800 году по ассигнованию на Коллегиум особенной суммы, на Белгородскую Семинарию положены все, в 1797 году определённые, 4 000 рублей. К Семинарии сей принадлежат училища: Курское, Путивльское и Рыльское. В 1723 году учреждена школа в Казани, и собрано было учеников 52 человека; но вскоре за недостатком содержания распущены; а осталось только 5 человек, которые обучались букварям и Грамматике, Катехизису, о семи тайнах церковных, Арифметике, и проч. Кроме того, в 1724 году при доме Архиерейском в Казани Новокрещенских детей обучалось Славянской Грамматике 14 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

На несколько дней сообщение с некоторыми заречными местами совершенно прекращалось. Теперь вода начинает спадать, образуются островки» 865 . «Пред моими окошками весь луг покрыт водою, и я любуюсь этим зрелищем из комнат», – писал он ему же 5 апреля следующего 1859 года 866 . Еще с большим удовольствием преосв. Макарий проводил весну и лето в загородном архиерейском доме. Здесь был большой сад, который преосв. Макарий застал в запущенном виде и летом и осенью 1857 года привел в порядок, насадив в нем самолично множество деревьев 867 . Пребывание в загородном архиерейском доме давало преосв. Макарию возможность дышать свежим чистым воздухом и слушать пение соловьев, которым он любил подолгу наслаждаться. «Сад у меня прекрасный за городом», – писал он 26 мая 1857 года, – «воздух самый чистый, от утра до вечера поют соловьи» 868 . «Еще со вторника», – писал он ему же 18 мая следующего 1858 года, – «живу на своей даче: превосходно»! 869 В Тамбове преосв. Макарий пользовался расположением высшего начальства, любовью окружающих лиц – знакомых и уважением со стороны подчиненных. Св. Синод в большинстве случаев, как можно видеть и из предыдущего, одобрял и утверждал все распоряжения преосв. Макария по консистории и вообще по управлению Тамбовской епархией, и удовлетворял все его просьбы и ходатайства. Граждане Тамбова и вообще все Тамбовское общество относилось к преосв. Макарию предупредительно и с уважением. Этому немало содействовала, без сомнения, известность преосв. Макария, которая предварила его прибытие в Тамбов. Оттого Тамбовская паства с редкими почестями встретила преосв. Макария при самом прибытии его в Тамбов. Впоследствии же преосв. Макарий еще больше расположил к себе Тамбовских граждан своим простым обращением со всеми, благолепным совершением богослужения и простыми, ясными, доступными для всех проповедями. За все это Тамбовское общество любило своего архипастыря и всячески старалось выражать свое уважение к нему. Появление его в торжественных собраниях сопровождалось иногда публичным выражением глубокого уважения, какое питала к нему образованная Тамбовская паства.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Святейший Правительствующий Синод, слушав присланного из Правительствующего Сената ведения, согласно приговорили: о сборе и о высылке с объявленных в том ведении архиерейских и монастырских вотчин определённых в нынешнем 721-м году к бечевому делу работных людей, а к канальному и к городовым делам денег послать Святейшего Правительствующего Синода к вице-президенту преосвященному Феодосию, архиепископу Новгородскому и Великолукскому и архимандриту Александро-Невскому, до которого требование оных с вотчин его архиерейской епархии надлежит, также и в монастырский Приказ к судье господину Ершову послать Его Великого Государя указы с таким объявлением, чтоб по означенным во оном сенатском ведении Его Царского Величества указам повеленное учинено и что с синодальной команды спрашивается против дворцовых и шляхетских крестьян отправлено было без отлагательства. 199 (175). – 30 Августа. О назначении содержания Вятскому епископу Алексию по 1200 рублей в год. По приказанию преосвященного Алексия, епископа Вятского и Великопермского, казначей его архиерейского дома иеромонах Филарет в Августе 1721 года подал Святейшему Правительствующему Синоду следующее доношение: В прошлом 710-м году бил челом Великому Государю, а на Москве в Сибирском Приказе подавал челобитную прежде бывший архиепископ Дионисий Вятский, что его братия архиереи определены денежным жалованьем с пополнением, а он определён не против прочих архиерейских домов и со служители своими имел в доме архиерейском недостаточество, понеже соборянам, и певчим, и всякого чина домовым людям денежное и хлебное жалованье идёт из дому архиерейского, и в годовую Московскую чреду для священнослужения на подъём и на подводы излишней казны не выдают же. И в том же 710-м году Декабря в 20 день по указу Царского Пресветлого Величества против означенного прошения прибавлено четыреста рублёв, и держать повелено из окладных и неокладных сборов, которые собираются в доме архиерейском, прежнее определение и прибавочные по тысяче по четыреста рублёв на год; и Великого Государя грамота о том в Вятку к воевода послана и в Сибирском Приказе указ записан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преосвященный Филарет, по прибытии в Ригу, нашел здесь небольшое духовное училище, помещавшееся в бывшей цитадели, в доме, принадлежавшем Петропавловскому собору, устроенное для первоначального образования детей местного духовенства. Из училища этого воспитанники поступали для дальнейшего образования в Псковскую семинарию. Училище это было слишком мало и слишком неудовлетворительно, чтобы соответствовать нуждам даже городского православного духовенства; поэтому преосвященный Филарет в 1843 г. учредил в Риге особое духовное училище (оно было известно под именем архиерейского и помещалось в архиерейском доме против Алексеевской церкви), по учебной программе прочих духовных училищ, для начального образования детей местного духовенства и преимущественно малолетних певчих архиерейского хора, учрежденного по штату 1836 г. Это училище все-таки никак не могло заменить учебного заведения, какое, по тогдашним обстоятельствам, требовалось для нужд новоустраиваемой православной ливонской Церкви. Преосвященный Филарет в 1845 г. составил проект нового учебного заведения и представил его установленным порядком на Высочайшее утверждение. Мысль преосвященного была такова: новое духовно-учебное заведение должно было подготовлять воспитанников к занятию священнослужительских мест в новоучреждаемых сельских приходах Рижского викариатства. Но этого мало: чтобы основать учебное заведение со специально православно-богословским характером, надобно было поставить это заведение таким образом, чтобы оно служило и для укрепления православия в новоустрояемой Церкви, следовательно необходимо, чтобы воспитанники нового учебного заведения выходили из него людьми, не только получившими хорошее богословское образование, но и хорошо знакомыми с языком, духовным и бытовым строем тех племен, духовыми нуждам которых им придется служить; для этого преосвященный признал необходимым открыть доступ в учебное заведение детям коренных латышей и эстонцев, принявших православие. Пусть новое учебное заведение служит одинаково для молодых русских, латышей и эстонцев: взаимное сближение разноплеменных воспитанников, при преподавательском языке русском, весьма желательно, лишь бы только учебное и воспитательное дело находилось в хороших руках. Такова была основная мысль преосвященного Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Семеры сумки переметных, старых и новых. Два ресца коретные железные. Два пятна железные конские. Два колокольца железные конские стадные. Подъем коретной ввертной, с крюком. Семь закрутин коретных, з железом. Два малыя коромысла коретные. Четыре крюка шорных. Две чоки коретные. Две пряжи шорных. Четыре крюка коретные. (Л. 104 об.) Два стремяна железные. Дватцать шесть сажен варовины. Пять дуг зеленых. Сто дуг вязовых красных. Семеры сани красные, новые. Пятеры сани красные подъездок. Сани, крыты рогожею, ризнишные, з дышлом. Одиннатцатеры сани, крыты рогожами. Двои сани болковни. Одиннатцать телег, крыты кожами, новых и старых. Тритцать телег, крыты рогожами, новых и старых. Семь телег езжалых. Пять станов четвертных колес коретных. Полтретья стана коретных же колес. Перед ризнишных колес. Сорок гнезд тяжей лычных. Сто десеть гнезд заверток лычных. Восмь хомутин мочальных. Четверы сволоки ризнишных.   248 В архиерейском доме двор: мерою от дороги, что подле городовой стены, позадь двора до каменные ограды, что против соборной церкви, длиннику тритцать деветь сажен трехаршинных, а поперешнику того архиерейского двора восмьдесят сажен. А около двора полаты и ограды каменные .   (Л. 105) Книги приходные и росходные в доме архиерейском всякому хлебу, житного старца Боголепа   (Л. 106) В 203-м году в приходе 1928 четвертей с полуосминою и четвериком ржи. 1487 четвертей с полуосминою и с четвериком овса. 344 четверти полторы осмины с получетвериком пшеницы. 29 четвертей полторы осмины грешневой крупы. 123 четверти полторы осмины с четвериком и с получе[т]вериком гороху.   (Л. 106 об.) В 203-м году в росходе Про домовой обиход изошло и роздано в жалованье домовым и всяких чинов людем: 1928 четвертей с полуосминою и с четвериком ржи; 1487 четвертей с полуосминою и с четвериком овса; 344 четверти полторы осмины с четвериком пшеницы; 29 четвертей с осьминою и с полуосминою грешневых круп; 123 четверти с осьминою, и с полуосминою, и с четвериком, и с получетвериком гороху.   (Л. 107) В 204-м году в приходе

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

—511— 1866 г. Полоцкой кафедре, в архиерейском доме, вероятно, никаких поправок и возобновлений не было, и потому жилище полоцкого архипастыря к 1866 г. пришло в такое положение, о котором ректор семинарии, архим. Никанор в письме своем ко мне от 16-го июля означенного года писал: «помещения архиерейского жалче здешнего на своем веку я нигде не видал»… И только лишь за несколько дней до моего прибытия в Витебск архиерейский дом был приведен в некоторый порядок: своды и потолки в комнатах побелены, полы покрашены, в некоторых комнатах повешены были иконы, которых в доме, как писал архим. Никанор, вовсе не было. Когда на другой день, по водворении моем в Витебске, вышел я в свою обширную залу, я чрезвычайно неприятно поражен был видом картин, коими увешаны были все стены залы и из коих некоторые были во всю вышину стен. Мне показалось, что я нахожусь не в жилище православного архиерея, а в палатах генерала иезуитского ордена Игнатия Лойолы, благословляемого св. Троицею, и умирающего Ксаверия Сальского, и Алоизия Гонзаго, и трех иезуитов-миссионеров с большими крестами в руках, и портреты женских лиц, и проч. и проч. – Я немедленно приказал удалить с глаз эти, столь несвойственные жилищу православного епископа, украшения. – Напрасно г. Рачинский в письме своем к Н.Н. Новикову называет картины эти превосходными и приписывает их кисти Ксаверия Розы 1806 . Я показывал их бывшему у меня мимоездом академику Солнцеву 1807 , и он одну только из них, не помню, какую именно, оценил рублей в триста, а прочие признал не заслуживающими никакого особенного внимания. Когда я начал всматриваться в хозяйство архиерейского дома, то нашел, что при доме не было ни колодца, ни удобного погреба для помещения овощей, ни бани, ни одного приличного экипажа, ни для выездов в городе, ни для поездок по епархии как мне, так и моей свите. Всё это необходимо было сейчас же устроять и заводить —512— 1866 г. вновь. К счастью, благодаря значительному промежутку между удалением от епархии архиеп. Василия (27-го марта) и моим вступлением на кафедру (9-го сент.), сбережена была при архиерейском доме довольно значительная сумма, а именно, около 5 000 р.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святейший Правительствующий Синод, слушав вышеписанных присланных из Смоленска архиерейского дому судии иеромонаха Лаврентия Полторацкого да от виц-губернатора господина Панина доношений о преставлении преосвященного Варлаама, митрополита Смоленского, и при тех доношениях с духовного заветного его преосвященного митрополита с письма копии, приговорили: тело его преосвященного митрополита, с подобающею архиерейскою честию приуготовя гробницу, где по завещанию его архиерейскому надлежит ему погребену быть, в той гробнице во гробе поставить с отпеванием большой токмо панихиды, и то всё действовать тамошним архимандритам, и игуменам, и прочим священнослужителям; и учиня то, оную гробницу заключить, а надгробного по обычаю отпевания не творить, понеже то повелено будет впредь учинить будучему в Смоленску архиерею, преемнику престола его. А в доме его архиерейском ризницу, и наличную денежную и прочую казну, и посуду золотую и серебряную, медную и оловянную, и одежды, и прочее, какого бы звания ни были, и на конюшенных дворах лошади, и всякие конюшенные припасы и конскую сбрую, и в вотчинах лошади ж и прочую скотину, и хлеб стоячий и молочёный, и скотинный корм переписать Бизюкова монастыря архимандриту Иннокентию Лапицкому с вице-губернатором Смоленским господином Паниным, и помянутому всему переписные книги за их руками прислать в Правительствующий Синод с помянутым судьёю Полторацким, а таковые ж оставить в Смоленску в доме архиерейском впредь для ведома. А после его архиерея о остаточных, писанных во оной его заветной духовной келейных вещах учинить по сему: которые во отдачу написаны в Киевские монастыри, и того ничего в те монастыри не отдавать, а оставить их в доме архиерейском до указу; а определённые вещи для в Иркутск и которые написаны в продажу, прислать в Правительствующий Духовный Синод со оным же судьёю Полторацким; а духовнику его архиерейскому и прочим дому его служителям, которые во оной его заветной имённо объявлены, определённые им по той духовной вещи отдать с расписками. А тот Смоленского архиерея дом, и домовых служителей, и епархию всяким правлением ведать до указу Бизюковскому помянутому архимандриту Иннокентию Лапицкому купно со иеродиаконом Александром, которого ради правления учинить им при оном доме консисторию; а чего в расправе невозможно им будет учинить и о прочих неудоборешимых им делах писать в Правительствующий Синод. И для взятья того судии с помянутыми вещми послать из Правительствующего Духовного Синода от лейб-гвардии солдата, которому в инструкции написать, дабы он того судию как в Смоленску, так и в пути имел во охранении. А служителям его бывшего митрополита келейным Малороссийцам куды кто похощет дать свободу. И о вышеписанном о всём к помянутым к Бизюковскому архимандриту Лапицкому с другими да к вице-губернатору господину Панину послать Его Великого Государя указы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

зак. т. XIV уст. пред. прест. по прод. ст. 31, следующее распоряжение: 1) в тех случаях, когда Генерал-Губернаторы, или военные Губернаторы, управляющее гражданскою частью, и гражданские Губернаторы, вследствие сообщенных им, по распоряжению правительства, телеграфичееских известий о событиях в Царствующем Доме, обратятся к епархиальному начальству с письменными, в установленном законами порядке, отношениями о совершении торжественного богослужения, соответственного событию, разрешить епархиальным Преосвященным Архиереям делать, на основании таковых отношений, зависящие по духовной части распоряжения о совершении требуемого богослужения, не ожидая указных предписаний Святейшего Синода, но с тем, чтобы таковые богослужения совершаемы были только при архиерейских кафедрах или в домовых архиерейских церквах; а для совершения оных в прочих по епархии церквах ожидать, при каждом случай, указов Святейшего Синода; 2) при богослужениях в этих случаях возношение имен Высочайших Особ на ектеньях совершать, применяясь к общей форме ектеньи и событию, по которому будет совершено богослужение и 3) о тех затруднениях, какие могли бы встретиться при осуществлении настоящей меры, доводите немедленно до сведения Святейшего Синода, для дальнейших со стороны оного распоряжений; о чем и объявлено по духовному ведомству циркулярным указом от 4 сентября 1864 года. Ныне из вступивших в Святейший Синод донесений от некоторых епархиальных начальств усматривается, что светские начальства, по получении телеграфических известий о событиях в Царствующем Доме, обращаются с требованиями своими о совершении соответственных по полученным ими известиям, богослужений в церквах не только к епархиальным начальствам в губернских городах, но и в городах уездных и далее селах к местным церковным причтам, и что последние, по неимении положительных на сей предмет указаний со стороны духовного начальства, затрудняются в удовлетворении подобного рода требований, а гражданские чины приносят вследствие того жалобы на них начальству и таким образом заводится напрасная переписка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010