Священнодействия были открыты взорам молящихся, что само по себе создавало для мирян атмосферу сопричастности совершению богослужения. Даже более поздний обычай тайного чтения молитв литургии архиереем или священником не нарушал характера активного всеобщего участия, потому что миряне участвовали во всенародном пении или совместно произносили возгласы Аминь , И духови Твоему,  Милость мира…, Достойно и праведно и так далее. 2 .  Обычай закрывать алтарь во время служения Божественной литургии от взоров мирян восходит к XI в., а именно к распоряжению, данному патриархом Константинопольским Евстафием, и первоначально был распространен в только в монастырских храмах. Правила Диатаксиса и Устава (Типикона) относительно отверстия завесы и врат заимствованы из практики Афонских обителей, следовательно, они являются элементами монашеской традиции богослужения. 3 .  Данный обычай изначально основывался на весьма спорных богословских утверждениях, основанных на заведомо неверной трактовке некоторых отрывков из Священного Писания и Corpus Areopagiticum . 4 .  Современная практика отверстия/закрытия Царских врат и завесы во время совершения Божественной литургии иереем не соответствует предписаниям Типикона и Служебника. 5 .  Введенный в богослужебный обиход в конце XVII Чиновник архиерейского служения ясно отражает характер литургии как  Таинства Собрания. Именно в таком ракурсе следует рассматривать то обстоятельство, что Царские врата и завеса во время архиерейского служения открыты даже во время совершения анафоры. Поэтому нет никаких логических препятствий предоставить такую же возможность и всем иереям. Сложившаяся практика служения Божественной литургии иереями создает видимое отчуждение мирян от совершающегося священнодействия, поэтому противоречит богословскому смыслу таинства Евхаристии — таинства общения, причастия и единства как всего народа Божия, так и каждого отдельного верного со Христом и во Христе в Его едином Теле — Церкви. Однако для того, чтобы миряне могли осознавать себя активными участниками священнодействия, ограничиться открытием Царских врат во время литургии, безусловно, недостаточно.

http://bogoslov.ru/article/5823274

На примере Запада можно поучиться тому, что реформаторское движение является антимиссионерским, и, следовательно, антицерковным. Беспорядочные, нелепые и кощунственные богослужебные реформы, а также заигрывание с массовой и маргинальной культурой – вернейший способ отпугнуть целые поколения людей от Церкви. Еще более удивляет то, что все эти неообновленческие реформы начинают озвучиваться и кое-где внедряться в богослужебную практику после исторического события – воссоединения двух частей Русской Церкви. Что такое воссоединение с Русской Зарубежной Церковью как не исповедание веры в неизменность исторического пути, верность Писанию и Преданию! Как безудержное " обновление " будет оценено в Зарубежной Церкви, особенно остро осознавшей губительность обновленческого движения? Сторонникам богослужебной реформы хотелось бы напомнить, что и 350 лет не хватило Русской Церкви для полного уврачевания старообрядческого раскола. А ведь события середины XVII века и разворачивались именно вокруг споров об общецерковной норме богослужения и о частных искажениях и нововведениях. Богослужебные тексты и чины не могут быть безразличными для православного человека. Идеология же реформаторов выражается в конформизме с окружающим миром, требующим либеральных реформ богослужения в духе политкорректности и приспособленности к нуждам падшего человеческого естества. Нам трудно охватить масштаб ползучей богослужебной реформации в Русской Православной Церкви, но мы ясно понимаем, что это явление исторически тупиковое и чисто .маргинальное во всех отношениях – и по форме, и по сути. Мы дерзаем обратиться к Архиерейскому Собору с просьбой: дать оценку необъявленной богослужебной реформации в Русской Православной Церкви, указать масштабы этого модернистского явления и его опасность для основ Православия. Необходимо, думается, вскрыть источники и указать персонально руководителей этого антицерковного течения. Это остро необходимо, прежде всего, для развития и успеха подлинной православной миссии в России и за ее пределами.

http://religare.ru/2_55074.html

Кстати, страх Божий – словосочетание, пугающее и раздражающее – архиепископ Феофилакт тоже объясняет понятно и доступно. Страх Божий – это любовь, которая боится принести хоть какой-то вред. Иными словами, любовь, боящаяся злоупотреблений. То есть это ответственность и есть. Попробую проиллюстрировать объяснения владыки именно в контексте монашеской жизни. «Послушание превыше поста и молитвы», — известная фраза, часто толкуемая совершенно превратно как «Слушайся беспрекословно». В реальности она означает ровно то, что в ней сказано: послушание превыше именно поста и именно молитвы. Послушание человек принимает своей свободной волей, свобода опирается на любовь к ближнему и страх Божий, а страх Божий – это ответственность, в том числе и за свое дело, понимаемое как служение – Богу и ближнему. В итоге: если тебя ставят мыть туалет, чистить картошку, фотографировать архиерейское богослужение, отправляют в миссионерскую поездку – ты идешь мыть туалет, даже если ты хочешь уединиться для чтения монашеского правила; чистить картошку, даже если ты хочешь идти на службу; снимать архиерейское богослужение, а потом обрабатывать фотографии, с ущербом для сосредоточенной молитвы; а в миссионерской поездке ешь, что дают, и если это борщ с мясом в пятницу, то ты ешь борщ с мясом и уже за трапезой начинаешь разговор о вере. Фото: russkiymir.ru Добродетель послушания в принципе парадоксальна. С одной стороны, бунт против духовника и братии – это грех. С другой – слепое послушание, послушание без рассуждения, еще никому в духовной жизни не помогло, будем говорить начистоту. Истории из патериков про монахов, который по послушанию своим духовникам, например, начинали сажать петрушку (или морковку, или еще что-то в этом роде) вверх корешками – это своего рода церковные анекдоты в классическом смысле этого слова, то есть любопытные инциденты. Они призваны продемонстрировать не столько добродетель послушания в действии, сколько степень доверия старцу. Добровольного, прошу заметить, доверия. Монаха не под угрозой изгнания заставляли так своеобразно огородничать. Это был его свободный выбор, неоднозначный, очень персональный и не подходящий всем и сразу. Понимать, что примеры из жизни святого вовсе не универсальны, а показывают его личность, и никакое «обезьянничание» здесь неуместно – это и есть ответственность.

http://pravmir.ru/poslushanie-ili-svobod...

Кто поставил первых священно- церковнослужителей? В ветхозаветное время Сам Бог чрез Моисея поставил для служения в храме первосвященника, священников и левитов. В новозаветное время, право совершать богослужение на первый раз И. Христос вручил своим апостолам, когда заповедал им совершать таинство св. причащения, научать вере и крестить и пр. Св. апостолы передали потом власть священнослужения своим преемникам, епископам и, в помощь им, поставили пресвитеров, или священников, и диаконов. В помощь сим впоследствии поставлены были еще чтецы, певцы и др. На сколько чинов разделяются священно- церковнослужители? При отправлении богослужения обыкновенно мы видим, как поставили и св. апостолы, лица, совершающие богослужение, как то: епископов, священников и диаконов, которые носят название священнослужителей; на служение посвящаются они чрез таинство священства. Еще видим, как поставленных впоследствии, лица, прислуживающие при богослужении: чтецов и певцов, которые носят название церковнослужителей; на служение поставляются они по благословению архиерейскому. Так лица, отправляющие богослужение, разделяются на священнослужителей: епископов, священников и диаконов, и церковнослужителей: чтецов и певцов, иначе называемых причетниками, псаломщиками и дьячками и пономарями. Кто такие между священнослужителями епископы? Ответ на этот вопрос составить по сказанному на вопрос: на сколько чинов разделяются священно-церковнослужители? Что значит название епископ? Не называются ли епископы еще как, и что значат сии названия их? Название епископ с греческого значит надзиратель; так как дело епископа не только отправлять богослужение, но иметь духовное наблюдение над вверенным ему народом: напр. за верою и нравственностью его, за преподаванием слова Божия в церквах и закона Божия в училищах, и пр. – Епископы называются иначе архиереями, или архипастырями, т. е. начальниками над иереями, или священниками; иерархами, т. е. священноначальствующими; святителями, т. е. осветителями своей паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Была-таки одна существенная заминка. Храм после закрытия отдали под дом культуры. И, конечно же, такому заведению требовался идол, которого и отлили из гипса, трех- или четырехметровой высоты. Никто не дерзал к нему подступиться, потому что в случае какого-либо повреждения кара будет наи­строжайшей и мгновенной. Владыка нашелся и здесь; он распорядился аккуратненько задвинуть его за печь, сшить огромное покрывало и тщательно задрапировать его. Так и стоял он засунутым в угол какой-то период времени, пока власть предержащие, спохватившись, не извлекли его оттуда и не увезли. Богослужение было незабываемым. Весь город стекся на первое архиерейское богослужение. Нелегально служившие в городе священники все сослужили архиерею. Была и трудность — священники видели архиерея скорее всего только в день своего посвящения и потому, конечно, совсем не знали архиерейского служения. Потерянность была полная, забыли даже, какие, когда и как давать возгласы, и потому мне приходилось выполнять обязанности не только иподиакона (одному за всех), но и ключаря. Я должен был каждому священнику подсказать, что сейчас его возглас, когда и как он должен перекреститься, как поклониться, как выстраиваться на выход, когда и как подать архиерею крест, как поминать правящего архиерея и как лобызать его при этом, как подходить к архиерею для причастия и т. д. Надо было не забыть и самому при этом вовремя сунуть кому-либо дикирий, рассказать как правильно подать его… В общем, круговерть была совершенно немыслимая. Но в целом богослужение прошло весьма стройно и даже торжественно. Архиерей по своему обычаю во время богослужения несколько раз выходил к народу с коротким словом, с тем, чтобы вдохновить народ, и закончил богослужение пламенным обращением по поводу сбора средств в пользу семей погибших. Сбор, говорили, был необыкновенным. Прощаясь перед отъездом с Денисовой и вручая ей собранные деньги, Владыка сказал: “Вы сами понимаете, что закрыть храм теперь просто нельзя, потерпите немного, по возвращении из Москвы я сделаю все, чтобы храм был официально зарегистрирован, и назначу сюда священников”. Денисовой ничего не оставалось, как согласиться. Замысел Владыки реализован был полностью. Храм был открыт и больше не закрывался.

http://pravmir.ru/vyisokopreosvyashhenny...

1060 Принадлежность архиерейского богослужения. Сулок представляет из себя небольшой кусок парчовой ткани (иногда украшенный золотым шитьем), который повязывают вокруг архиерейского жезла в верхней его части. Своим возникновенияем обязан русским холодным зимам и первоначально предназначался для защиты руки архиерея от мороза во время богоявленских крестных ходов «на иордань». – Ред. 1061 Очевидно, что Владыка в педагогической деятельности использует свои познания в философии. См., напр., у Гегеля о единении в свете Нагорной проповеди Христа человеческих склонностей и принуждения законом: «...последний теряет свою форму закона: это совпадение со склонностью есть pleroma (πλρωμα) закона, бытие, которое, как принято говорить, служит дополнением возможности, ибо возможность есть объект как нечто мысленное, всеобщее; бытие же – синтез субъекта и объекта, в котором субъект и объект теряют свою противоположность. Так же и эта склонность, добродетель... есть синтез, в котором закон (...) теряет свою всеобщность, а субъект – свою особенность, оба они лишаются своей противоположности... Совпадение склонности с законом заключается в том, что закон и склонность перестают отличаться друг от друга...» (Гегель Ф. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. С. 109). – Ред. 1062 Все вещи преосвященного Михаила оставались неоткупоренными в ящиках вплоть до назначения его самостоятельным епископом. – А. Л. 1063 Имеются в виду «Положение Комитета министров от 4 июля 1894 г.» и циркуляр Министерства внутренних дел от 3 сентября 1894 г. за Л» 24 «О признании штунды особо вредною сектою и о воспрещении собраний штунды», в котором, в частности, говорилось о том, что «права и льготы, дарованные законом 3 мая 1883 г. раскольникам менее вредных сект, не могут быть применяемы к штундистам и что всякие общественные молитвенные их собрания отнюдь не должны быть допускаемы на будущее время, под опасением привлечения виновных к строгой судебной ответственности в установленном для сего порядке» (см. в сб.: Законы о раскольниках и сектантах. М., 1903). – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Назначено определённое годовое содержание и каждому епархиальному архиерею в патриархате. Размер этого содержания не одинаков: он колеблется между двенадцатью (архиереям мосхонийскому и халепскому) и сотней тысяч пиастров в год (митрополитам – ефесскому, адрианопольскому и боснийскому). Весь годовой оклад архиереям патриарха простирается до шести миллионов пиастров. Жалованье архиереям собирается следующим образом: епархиальный архиерей и члены местного смешанного совета вызывают в кафедральный город представителей от каждого уездного города и села и в общем собрании, руководясь численностью населения епархии и требованиям справедливости, разлагают определённый канонисмом жалованье архиерею и сумму взноса на оклад патриарху на всех христиан епархии; составленные таким способом списки сборов с каждого города и села хранятся в митрополии, смешанном совете и патриархии. Кроме жалованья, некоторые архиереи имеют доход с недвижимых имуществ и монастырей, а патриархи получают сборы от ставропигиальных обителей. Затем, у каждого епархиального архиерея возможны случайные доходы. Из них в новом канонисме сохранены лишь очень немногие, а именно: за разрешение брака, первого, второго и третьего без различия, назначается во всех епархиях десять пиастров, за совершение литургии, погребения и брака по приглашению, – не менее пятидесяти пиастров, от каждого священника – ежегодный канонический взнос (κανονικν) в количестве десяти пиастров. Всякая вынужденная уплата денег и приношение вещами возбраняются. Совершенно уничтожаются и следующие архиерейские доходы: отдача священникам на откуп церкви со всеми её доходами (γεδκιον), сборы, собираемые через каждые два-три года (βοϑεια), подарки от духовенства, тождественные с взяткой (φιλτιμον), подарки при вступлении архиерея на новую кафедру (μβατοκιον), обязательные водоосвящения, сборы во время богослужения в пользу архиереев и других лиц, сборы за освящение церкви, за разрешение запрещённого брака, за рукоположение в священный сан и избрание в должность игумена; уничтожены и все другие случайные архиерейские доходы, как бы они ни назывались.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

На несколько дней сообщение с некоторыми заречными местами совершенно прекращалось. Теперь вода начинает спадать, образуются островки» 865 . «Пред моими окошками весь луг покрыт водою, и я любуюсь этим зрелищем из комнат», – писал он ему же 5 апреля следующего 1859 года 866 . Еще с большим удовольствием преосв. Макарий проводил весну и лето в загородном архиерейском доме. Здесь был большой сад, который преосв. Макарий застал в запущенном виде и летом и осенью 1857 года привел в порядок, насадив в нем самолично множество деревьев 867 . Пребывание в загородном архиерейском доме давало преосв. Макарию возможность дышать свежим чистым воздухом и слушать пение соловьев, которым он любил подолгу наслаждаться. «Сад у меня прекрасный за городом», – писал он 26 мая 1857 года, – «воздух самый чистый, от утра до вечера поют соловьи» 868 . «Еще со вторника», – писал он ему же 18 мая следующего 1858 года, – «живу на своей даче: превосходно»! 869 В Тамбове преосв. Макарий пользовался расположением высшего начальства, любовью окружающих лиц – знакомых и уважением со стороны подчиненных. Св. Синод в большинстве случаев, как можно видеть и из предыдущего, одобрял и утверждал все распоряжения преосв. Макария по консистории и вообще по управлению Тамбовской епархией, и удовлетворял все его просьбы и ходатайства. Граждане Тамбова и вообще все Тамбовское общество относилось к преосв. Макарию предупредительно и с уважением. Этому немало содействовала, без сомнения, известность преосв. Макария, которая предварила его прибытие в Тамбов. Оттого Тамбовская паства с редкими почестями встретила преосв. Макария при самом прибытии его в Тамбов. Впоследствии же преосв. Макарий еще больше расположил к себе Тамбовских граждан своим простым обращением со всеми, благолепным совершением богослужения и простыми, ясными, доступными для всех проповедями. За все это Тамбовское общество любило своего архипастыря и всячески старалось выражать свое уважение к нему. Появление его в торжественных собраниях сопровождалось иногда публичным выражением глубокого уважения, какое питала к нему образованная Тамбовская паства.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Успешному взаимодействию внутри митрополии должно способствовать правильное выстраивание работы архиерейского совета. Согласно Положению о митрополиях этому органу предписывается рассмотрение вопросов, касающихся координации " богослужебной, пастырской, духовно-просветительской, образовательной, миссионерской, молодежной, издательской, информационной, социальной, благотворительной деятельности епархий, … их взаимодействия с обществом и органами светской власти " , а также материального обеспечения и деятельности духовных школ митрополии. На практике работа архиерейских советов порой сводится к определению дат совместных богослужений архиереев митрополии и проведения общих конференций. Впрочем, у многих митрополий есть положительный опыт работы архиерейских советов, которые занимаются такими вопросами, как, например, преподавание Основ православной культуры во всем регионе, прославление подвижников благочестия и развитие почитания уже прославленных в регионе святых, подготовка совместных издательских проектов, соблюдение законодательства при реставрации значимых памятников архитектуры. Все эти темы могли бы рассматриваться и на уровне отдельных епархий, но практика показывает, что их совместное обсуждение архиереями митрополии позволяет добиваться лучших результатов. Полезным может также быть ежегодное проведение расширенного архиерейского совета с приглашением руководителей ключевых епархиальных отделов всех епархий для совместного обсуждения планов и результатов деятельности. Более того, полезно поощрять регулярное взаимодействие однопрофильных епархиальных отделов, при соблюдении канонических прерогатив каждого епархиального архиерея. Поскольку речь зашла о епархиальных отделах, предлагаю также обсудить координацию их деятельности внутри отдельных епархий. Некоторое время тому назад группа руководителей епархиальных отделов социальной направленности обратилась к председателю соответствующего синодального отдела с просьбой инициировать внесение в Устав поправок, предполагающих включение глав всех епархиальных учреждений в епархиальные советы.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

24 сентября 2013 г. 22:59 Третий общецерковный съезд по социальному служению открылся в российской столице Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: «ОБРАЗЕЦ СОЦРАБОТНИКА – МИЛОСЕРДНЫЙ САМАРЯНИН» С Божественной Литургии в Покровском храме Марфо-Мариинской обители милосердия стартовал III общецерковный съезд по социальному служению, куда собрались несколько сотен руководителей и штатных сотрудников профильных епархиальных отделов. Во второй половине дня под председательством главы Синодального отдела по социальному служению и церковной благотворительности епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона состоялось пленарное заседание. Зачитав собравшимся проникновенное приветствие Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Преосвященный Пантелеимон выступил с эмоциональным программным докладом. Его главной темой стало выполнение социальными структурами Русской Православной Церкви решений Архиерейского Собора 2013 года. В первую очередь, по словам владыки, необходимо продолжать расширять спектр церковной благотворительности и увеличивать разнообразие форм и методов помощи нуждающимся. «Образец современного социального работника – милосердный самарянин, - считает руководитель Синодального отдела. – Он не просто помог израненному встречному. Он сошел с собственного «транспорта», довез несчастного до гостиницы и оплатил его пребывание, обработал раны, дал лечебные средства, попросил персонал хорошенько ухаживать за больным и даже пообещал на обратном пути возместить издержки, если их не покроет аванс. Это евангельский пример разнонаправленности комплексного социального служения, с которой не грех бы взять пример». К насущным задачам, которые предстоит решать в первую очередь в развитие документов Архиерейского собора, докладчик отнес также необходимость повышения профессионального уровня соцработников новообразованных епархий (и обусловленные ею грядущие масштабные курсы повышения квалификации), приспособление храмовых зданий для участия инвалидов в богослужениях и обустройство для совместной молитвы помещений в сельских поселениях, где нет церкви (согласно решению священноначалия, каждый населенный пункт должен быть приписан к конкретному приходу и к определенному священнику).

http://e-vestnik.ru/news/sezd_sotsrabotn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010