Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Питириму, епископу Джакартскому 1 сентября 2020 г. 16:19 1 сентября 2020 года за Литургией в Большом соборе Донского ставропигиального монастыря г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Питирима (Донденко) во епископа Джакартского, викария Сингапурской епархии . По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Питирима на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Питирим!  Сегодня по промыслу Господа и Владыки всяческих, через возложение на твою главу рук Преосвященных архипастырей, при молитвенном участии клира и народа Божия был поставлен ты во епископа Православной Церкви.  Ты подошел к нынешнему рубежу своей жизни еще довольно молодым человеком, в расцвете сил, но имея за плечами уже значительный опыт церковной деятельности в различных странах и регионах. Господь вел тебя к этому важнейшему в твоей жизни событию одному Ему ведомыми путями. Окидывая ныне мысленным взором минувшее, ты имеешь возможность воскликнуть вместе с апостолом языков: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33).  Тебе довелось немало потрудиться на территории государства Сингапур. Ты заботился о должной организации приходской деятельности, сначала помогая духовенству в совершении богослужений как мирянин, а затем и сам восприняв жребий пастырства. Ныне же Бог, избравший тебя от утробы матери и призвавший благодатью Своею, благоволил (Гал. 1:15) соделать тебя епископом, дабы ты продолжил и умножил свои усилия, прилагаемые тобой доселе, к утверждению Православия в пределах Юго-Восточной Азии.  За минувшие годы трудов под омофором Преосвященного митрополита Сергия ты стяжал уважение собратьев-пастырей и любовь пасомых. И сегодня владыка был одним из архиереев, участвовавших в твоей епископской хиротонии. Тебе надлежит быть для него добрым помощником и впредь. Посему, взирая на вас обоих, я вторю первоверховному апостолу: «Если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Флп. 2:1-2). Думаю, вы с готовностью откликнитесь на этот мой призыв и осуществите его в своей жизни и в своей совместной работе на очень важном направлении нашей миссионерской работы. 

http://patriarchia.ru/db/text/5685775.ht...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Роману, епископу Якутскому и Ленскому 19 июня 2011 г. 15:30 19 июня 2011 года, в неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. За богослужением Святейший Патриарх возглавил хиротонию архимандрита Романа (Лукина) во епископа Якутского и Ленского. По окончании Литургии Святейший Владыка вручил новохиротонисанному епископу архиерейский жезл и обратился к нему с напутственным словом. Преосвященный епископ Роман! Ныне всеблагим Промыслом Божиим, направляющим стези человеческие, и решением Священного Синода ты призван к высшему церковному служению на ниве Христовой. В сей знаменательный час твоей личной Пятидесятницы возложением на твою главу святого Евангелия и архиерейских дланей ты тайнодействием Духа Святаго соделался нашим собратом и сослужителем. Это означает, что вместе с полнотой благодатных даров ты воспринял тяжкое бремя ответственности уже не только за себя самого, но и за ближних и дальних твоих пред Богом и Церковью. Ибо, по слову Спасителя, «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48). Приветствуя и поздравляя тебя с ныне явленной на тебе волей и милостью Божией, вместе с тобой и с православным народом мы молились о том, чтобы Пастыреначальник Господь всегда помогал тебе право править слово Его истины во спасение твое и твоей паствы, во славу Церкви и на благо Отечества. Ибо «таков нам подобает архиерей: преподобен, незлобив, безсквернен, отлучен от всякого зла» (Евр. 7, 26). Помни, что честь, которую отныне будут воздавать твоему сану, на самом деле относится к Богу. «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» , — молитвенно восклицает Псалмопевец (Пс. 113, 9). И потому именно епископ Церкви в первую очередь призван быть по слову апостола «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12) и «для всех соделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (см. 1 Кор. 9, 22). «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал?» — восклицает апостол. «Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11, 29), — вопрошает он, через века научая все новые поколения преемников самовидцев и учеников Христовых. Ныне и ты сопричислен к ним как новохиротонисанный правящий архиерей Якутской епархии нашей Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/1544760.ht...

Беседа 1. О священно-церковнослужителях I. Для совершения Божественной Литургии и других церковных служб у нас, в Православной Церкви, существуют особые священнослужители, которые могут быть выбираемы из всех сословий, и власть священнодействовать получают в таинстве священства, от Самого Иисуса Христа через архиерейское рукоположение. II. а) Дивное дело! Обыкновенный человек, как и прочие люди, вдруг через архиерейское рукоположение делается в духовном отношении необыкновенным: сподобляется благодати Божией, освящается этой благодатью и получает право быть освятителем других посредством св. таинств. Для нас это непонятно, точно так же, как непонятно и то, что обыкновенная стальная пластинка, соприкасаясь с магнитом, сама получает силу магнита и может притягивать железо. Надо помнить, что сообщение благодати священства через архиерейское рукоположение есть тайна, – а тайны постигаются верой. Если в видимом мире есть тайны, то могут ли они не быть в мире духовном, невидимом?... А что действительно священнослужителям сообщается особенная благодать Св. Духа через архиерейское рукоположение, это видно из следующих слов апостола Павла: «внимайте себе и всему стаду; – говорил он некогда пастырям Ефесской Церкви, – в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян.20:28 ); «не неради, – писал он к епископу Тимофею, – о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ); «напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение» ( 2Тим.1:6 ). Кроме того, известно, что в Православной Церкви со времен апостольских существует молитва о ниспослании благодати Св. Духа на священнослужителей, которая и читается архиереями с возложением рук при посвящении избранного лица в известную степень священства; чтение ее сопровождается возложением на посвящаемого архиерейских рук. О важности этого рукоположения св. Иоанн Златоуст рассуждает так: «возлагает руку человек, а все делает Бог , и Его рука касается главы рукополагаемого» (Догм.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В ближайшее воскресенье я был посвящен во диакона, через неделю во священника и стал младшим священником кафедрального собора. Я сразу развил большую проповедническую деятельность и проводил внебогослужебные беседы. А на диспутах с безбожниками побивал их нещадно. Через 2 года 4 месяца я стал епископом, и уже в этом сане Господь привел меня в дальний город Енисейск. Все священники этого города, сверкавшего множеством церквей, как и все священники областного центра Красноярска, уже были живоцерковниками и обновленцами. Богослужение я должен был поэтому совершать, с тремя сопровождавшими меня священниками, в своей квартире. И вот однажды, когда я вошел в зал, чтобы начать литургию, я увидел стоявшего у входной двери пожилого монаха. Глядя на меня он точно остолбенел и даже не поклонился мне. Вот почему это с ним случилось: православные люди г. Красноярска, не хотевшие молиться со своими неверными священниками, избрали этого монаха и послали в г. Минусинск, к югу от Красноярска, к жившему там православному епископу для рукоположения во иеромонаха. Но какая-то неведомая сила повлекла его не на юг, а на север, в Енисейск, где жил я. Он рассказал почему так остолбенел, увидев меня: 10 лет тому назад, когда я еще жил в средней России, он видел сон: ему снилось, что неведомый ему архиерей рукополагал его в сан иеромонаха. Увидев меня, он узнал этого архиерея. Итак, уже 10 лет тому назад, когда я был только хирургом Преславль-Залесской больницы, я уже числился архиереем у Бога. Вы видите, таким образом, как неуклонно в течение десятков лет Господь Бог вел меня к архиерейскому служению в трудное для Церкви время. На мне сбылись слова Апостола Павла в посл. к Римлянам: «Кого Бог предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил». Еще не мало удивительного о Божием руководительстве моей жизнью мог бы я рассказать, но думаю, что и сказанного достаточно, чтобы все вы воскликнули вместе со мною: Богу нашему слава во веки веков! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

В освящении участвовал протоиерей Иоанн Кронштадтский, который сказал: «Сегодня Господь сподобил нас вместе с православными эстонскими братьями присутствовать при архиерейском освящении первого временного православного эстонского храма в столице. Освящение как настоящего храма рукотворенного, так и нас всех, храмов нерукотворенных, проистекает от единого всеосвящающего Источника Бога и Сына Его Единородного Господа нашего Иисуса Христа и Духа Святого... Этот храм сооружен и освящен для совершения в нем богослужения и таинств в душевную и телесную пользу эстонского народа, но он не чужд и для русских православных людей, здесь живущих, потому что все службы и таинства будут совершаться в нем по обрядам и книгам Православной Церкви не только по-эстонски, но и по-русски и в нем могут молиться дружно, в одном духе, и эстонцы и русские. Таким образом единая вера православная, единая Церковь, одинаковое богослужение и таинства будут соединять людей двух народностей в одно духовное тело, в один дух, по слову Писания: Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего... едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех (Еф. 4, 4-6). Слава Церкви Божией, собирающей расточенных чад Божиих воедино! О том и молился Господь Отцу Своему Небесному, чтобы все люди были едино: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21). Господь пришел на землю для того, чтобы составить из всех народов единую Церковь. Таким образом составляют едино Тело церковное и русский народ, и сплины, или греки, сербы, болгары, молдо-влахи, грузины, арабы, православные эстонцы, японцы, китайцы...» . В 1917 году отец Павел, возведенный к тому времени за ревностную церковную деятельность в сан протоиерея, был избран членом исполнительного комитета по созыву епархиального собрания для избрания архиерея на Петроградскую кафедру; исполнительный комитет был призван выработать порядок избрания архиерея. В результате выборов Петроградскую кафедру возглавил владыка Вениамин (Казанский).

http://fond.ru/kalendar/31/platon/

В эту вторую молитвенную встречу в мою юношескую душу запал духовный образ архиепископа Трифона и мне очень хотелось вновь быть на его богослужениях, слышать его слово о Боге, о Церкви, о нравственности. Но я не знал, где и когда он служит. В школу повышенного разряда, находящуюся рядом с моим домом, меня не приняли как сына репрессированного. Ведь наша семья чудом осталась в Москве и не была выслана. Поэтому я учился на 1-й Мещанской (теперь проспект Мира). Рядом со школой находилась великолепная церковь святых мучеников Адриана и Наталии, но я боялся ходить в нее – а вдруг кто-нибудь из школы увидит, как я вхожу в храм, и тогда надо мной устроят судилище (как было с одной девочкой). Как-то, идя из школы, я услышал разговор двух женщин, собиравшихся на акафист мученику Трифону в храм Адриана и Наталии. У меня промелькнула надежда – а вдруг богослужение будет совершать владыка Трифон? И я решился. Вечером вернулся, с опаской прошел школьный двор – и вот я в храме. В этот памятный для меня вечер владыка Трифон (он уже был митрополитом) сам прочитал от начала до конца акафист мученику Трифону. Его проникновенный и удивительно задушевный голос трогал всех до самой глубины души. В храме установилась особая молитвенная атмосфера, когда священнослужитель и молящиеся как бы составляют единое целое; тогда понимаешь значение евангельского изречения: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них ( Ин.17:21–26 ). У меня сжалось сердце, на душе же стало легко. Рядом со мной стоял мужчина; я заметил, что он захвачен всеобщим духовным порывом, слушает каждое слово, но не крестится. Вдруг я увидел его просветленное лицо; по окончании службы он обращается к окружающим его богомольцам: «Знаете, я пришел из любопытства, а ухожу верующим. Теперь я буду ходить в церковь и молиться Богу». С этого дня, считая увиденное чудесным прозрением, совершенным Господом по молитвам Владыки, я стал ходить почти на все богослужения митрополита Трифона, иногда даже пропуская занятия, за что мне изрядно попадало дома и в школе. Приходил я всегда заранее, до начала службы; за всенощной становился с левой стороны от архиерейской кафедры, а за обедней – у клироса.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Господь сказал им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» ( Мф.4:19 ). И оба брата, оставив лодку, сети и дом пошли вслед за Божественным Учителем. Когда Господь спросил однажды учеников Своих: «А вы за кого почитаете Меня?», Симон от лица всех апостолов сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого»( Мф.16:16 ). За это изречение, внушенное Самим Богом, Господь назвал Симона блаженным, нарек Петром (т. е. камнем, в знак твердости его веры) и обещал дать ему ключи Царствия Небесного, т. е. власть вязать и решить грехи человеков. Увидев Господа, идущего по воде, как по суше, Петр испросил у Него позволение прийти к Нему – и пошел, но испугался высоких волн, потому что на озере была сильная буря, и начал тонуть. Тогда Господь подал ему руку и сказал: «Маловерный! зачем ты усомнился?» ( Мф.14:31 ). Вместе с Иоанном и Иаковом Петр удостоился видеть на Фаворе славу преобразившегося Господа и по своей пламенной любви к Нему умолял Его остаться здесь навсегда. Перед страданиями Господа Петр обещает идти с Ним даже на смерть, но слышит от Него предсказание о троекратном отречении. В саду Гефсиманском он, действительно, как бы готов был умереть за Иисуса Христа, потому что в виду многочисленной и вооруженной толпы хотел защищать своего Божественного Учителя и ножом отсек ухо одному из рабов архиерейских; но Господь сказал ему: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» ( Мф.26:52 ). Но когда Иисуса Христа связанного привели на судилище озлобленных врагов Его, оказалось, как немощен человек сам по себе. Петр, обещавшийся умереть за Иисуса Христа, три раза отрекся от Него: «Не знаю, – говорил он, – человека сего». Но это отречение он загладил горькими слезами, троекратным уверением Господа в любви своей, всей последующей жизнью и мученической кончиной. Господь и не помянул Петру о его малодушии; в первый же день по воскресении Своем Он явился ему и потом, на море Тивериадском, троекратным изречением: «Паси овцы Моя» восстановил его в апостольском звании.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Далее священник становится перед закрытыми царскими вратами и произносит молитву: Господи, низпосли руку Твою с высоты святаго жилища Твоего и укрепи мя в предлежащую службу Твою, да неосужденно предстану страшному престолу Твоему, и безкровное священнодействие совершу, яко Твоя есть сила и слава во веки веков, аминь. Господи, простри руку Твою с высоты святого жилища Твоего и укрепи меня для предстоящего служения Тебе, чтобы мне без осуждения предстать перед страшным престолом Твоим и совершить бескровное священнодействие. Ибо Твоя сила и слава во веки веков. Аминь. После этого, по обычаю испросив прощения у диакона и сослужащего духовенства, священник входит в алтарь вместе с диаконом, читающим стихи 5-го псалма: Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их: языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи: яко оружием благоволения венчал еси нас ( Пс.5:8–13 ). Войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему со страхом Твоем. Господи, наставь меня правдой Твоей, из-за врагов моих направь пред Тобою путь мой. Ибо нет в устах их истины, сердце их суетно, гортань их – отверстый гроб, языками своими лгут. Осуди их, Боже, да откажутся они от замыслов своих, по множеству нечестия их отвергни их, ибо они огорчили Тебя, Господи. И да возвеселятся все уповающие на Тебя, вовек возрадуются, и Ты поселишься среди них, и будут восхвалять Тебя любящие имя Твое. Ибо Ты благословишь праведника, Господи, благоволением, как оружием, Ты увенчал нас. Войдя в алтарь, священник целует напрестольное Евангелие и престол, диакон целует престол. На этом чин вхóдных молитв завершается. В современной церковной практике священнослужители, как правило, приходят в храм первыми, а затем к началу богослужения, а то и после начала в храм подтягиваются верующие. В древней Церкви дело обстояло иначе: члены общины приходили в храм до начала службы и ожидали входа предстоятеля (епископа или священника), с появлением которого начиналось богослужение. В наше время такой порядок имеет место только при архиерейском служении, когда архиерей служит «со встречей».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Движенцем никогда не перестаешь быть – до гробовой доски. Обособлять себя от старших, выделять молодежь из целого – ослаблять Движение. Это вторая болезнь чаще всего встречается у начинающего работника Движения. Третий соблазн в том, чтобы себя, свое дело, свое мнение ставить на первое место и не подчиняться общему. Это, может быть, самая серьезная болезнь Движения – ей подвержены активные его работники. Чтобы преодолевать эти соблазны обособления, всем нам, членам Движения, нужно всегда держать в уме и сердце и посильно исполнять замечательные слова апостола Павла к Филиппийцам (2:2–5), в которых дан законченный образ духа соборности: «...Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Соловецкие епископы и декларация митрополита Сергия 1927 года В недавнем послании Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей 52 приводится ряд аргументов, которые не позволяют Синоду положительно ответить на призыв Московской Патриархии к юбилею 1000-летия крещения Руси воссоединиться с Матерью-Церковью. Не входя в проблематику по существу 53 , мы хотели бы коснуться одного исторического вопроса, а именно отношения соловецких епископов к декларации лояльности митр. Сергия.             Справедливо отмечая, что «декларация митр. Сергия 1927 года о тожестве интересов Церкви и безбожного государства до сих пор лишает патриархию свободы» (но не только декларация, а создавшееся десятилетиями зависимое положение), члены Зарубежного Синода пишут: «Мы знаем о том, что декларация эта не была принята в свое время на родине большинством иерархов-исповедников, верным им клиром и паствою, в силу чего все они окончили жизнь мученически в страшных лагерях смерти. Находясь еще в Соловецком лагере, эти исповедники, обреченные на смерть, обратились к советскому правительству с памятной запиской...» К сожалению, в этих словах все, или почти все, исторически неточно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если чрез благословение ветхозаветного иерея преподавалось благословение Божие, то не тем ли более сильно благословение новозаветного иерея? Оно низводит благодать и мир Божий на достойно и с верою приемлющего его. Сам Иисус Христос, посылая Своих учеников на проповедь , повелевает им словами: «мир дому сему» приветственно благословлять тот дом, в который они будут входить с проповедию, и при этом замечает: «Если дом будет достоин, то мир ваш придет на него» ( Мф.10:12–13 ). И мы видим, что святые апостолы в своих Посланиях обычно и, прежде всего, преподают христианам свое приветственное благословение, иногда тем же самым заканчивая Послание. Не бессильно, следовательно, и благословение пастырей Церкви, получивших от Самого Иисуса Христа через апостолов и в лице апостолов благодать и власть священства. А если величайшее чудо – пресуществление хлеба и вина совершается чрез крестообразное благословение священника, то последнее, конечно, не бессильно и в вещах менее важных. Посему-то издревле народ жаждал получить благословение от священника; цари и князья смиренно склоняли свои головы и целовали благословляющую руку служителя Божия. III. Таким образом, благословение архиерейское и иерейское следует, братие, принимать с верою в то, что оно, и как преподаваемое от богоданной власти и благодати священства, есть благословение Самого Иисуса Христа, через Которого и в Котором мы прияхом благодать, милость и мир. (Составлено по «Воскресному чтению» за 1889 г., 18). Беседа О крестном знамении I. Крестное знамение есть такой знак, коим верующие во Христа, избранные Божии, отличаются от неверующих – от нехристиан. Различные указывал Бог людям знамения, и все они имеют важное и глубокое значение. В Ветхом Завете мы находим, что Бог положил знамение отвержения на братоубийце Каине. А на лицо чудного Моисея положил знамение Своего высочайшего благоволения: лучи небесного света, как знамение сего благоволения, на лице Моисея были видимы для всех, хотя и нестерпимы для ока. А у пророка читаем: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» [знамение].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010