Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Г. Ф. Корзухина. Фотография. 1935 г. Гали Федоровна (17.01.1906, С.-Петербург - 29.08. 1974, Ленинград), российский археолог, историк искусства, исследователь художественного ремесла и материальной культуры Др. Руси, этногенеза в Вост. Европе. Дед - А. И. Корзухин, рус. худож., член Товарищества передвижных художественных выставок; отец - Ф. А. Корзухин, рус. архит., работавший в С.-Петербурге. В 1923-1926 гг. училась в ЛГУ (на фак-те языка и материальной культуры), в 1927-1930 гг.- в аспирантуре ГАИМК. По окончании аспирантуры работала в ГРМ (1935-1938) хранителем фонда прикладного искусства, была научным сотрудником Ин-та истории материальной культуры, прикомандированным к Ин-ту археологии АН УССР в Киеве (1938-1941). В начале Великой Отечественной войны эвакуировалась в Свердловск (ныне Екатеринбург), в кон. 1943 г. переехала в Москву. В 1945 г. защитила канд. дис. «Русские клады IX-XIII вв.». Эта работа стала эталонным в российской археологии трудом, продолжившим серию сводов, начатую в 80-х гг. XIX в. имп. Археологической комиссией ; 1-м изданием в этой серии была монография Н. П. Кондакова «Русские клады: Исследование древностей великокняжеского периода» (СПб., 1896; таблицы к т. 2, собранные Кондаковым, выборочно опубл. А. С. Гущин, см.: Гущин А. С. Памятники худож. ремесла Др. Руси X-XIII вв. Л., 1936). В 1945-1972 гг. К. работала в Ин-те истории материальной культуры в Ленинграде, изучая памятники славян IV-VIII вв., преимущественно Ср. Поднепровья. Сбор материалов для этой работы К. начала еще в Киеве. В 1960-1961 гг. К. вела раскопки в Торопце (совр. Тверская обл.), в 1968 г.- в Ст. Ладоге (Ленинградская обл.), в исследование которой внесла серьезный вклад. Метод К., основанный на строгой систематизации при анализе артефактов, был близок к методам кружка Кондакова. Ряд трудов, которые К. не успела опубликовать, доработали и издали ее ученики и коллеги. В память о К. организованы конференции в Ст. Ладоге и С.-Петербурге (VI конференция «Северо-Западная Русь в эпоху средневековья»: К 30-летию работ Г. Ф. Корзухиной в Ст. Ладоге. Ст. Ладога. 2-4 июня 1998 г. [Неопубл.]; Славянско-рус. ювелирное дело и его истоки: Мат-лы Междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рожд. Г. Ф. Корзухиной. СПб., 10-16 апр. 2006 г. СПб., 2010).

http://pravenc.ru/text/2057278.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. П. Барсуков. Акварель. Худож. П. Шереметев. 1892 г. (ГИМ) Николай Платонович (8.11.1838, Липецк - 23.11.1906, С.-Петербург), историк, археограф, библиограф. Из старинного дворянского рода. Учился в Воронежском кадетском корпусе (1850-1856), затем Константиновском военном уч-ще в С.-Петербурге, после окончания к-рого в 1859 г. подал в отставку по состоянию здоровья. В 1859-1862 гг. в качестве вольнослушателя посещал занятия на юридическом фак-те С.-Петербургского ун-та. С 1863 г. являлся сотрудником (с 1870 - членом) Археографической комиссии. С 1868 г. помощник начальника б-ки и архива Святейшего Синода, в 1883-1906 гг. начальник архива Мин-ва народного просвещения. Чл.-кор. ОЛДП (с 1877, с 1900 почетный член), член-сотрудник РАО (с 1879), член ОИДР (с 1881), Киевского церковно-археологического об-ва (с 1900), ОЛРС (с 1901). Научная деятельность Б. во многом связана с архивной и библиографической работой. В 60-х гг. XIX в. он исследовал ряд личных архивов (Д. Б. Голицына, К. С. Сербиновича, П. В. Киреевского и др.). С 1866 г. печатался в журналах «Русский архив» , «Вестник Европы» и «Русская старина». В «Русском архиве» опубликовал «Заметки о Пушкине», материалы о Н. М. Карамзине и др. Составил библиографический указатель за первые 5 лет издания «Русского архива» и алфавитные указатели к этому журналу за 60-70-е гг. XIX в. Среди многочисленных публикаций Б. в «Вестнике Европы» особо следует отметить подробный «Библиографический обзор епархиальных губернских ведомостей за 1865 г.», многочисленные материалы о М. П. Погодине . С сер. 60-х гг. XIX в. Б. сотрудничал в газетах «Русский» и «Московские ведомости». В 70-х гг. сблизился с семьей Вяземских, в 1872-1878 гг. разбирал архив кн. П. А. Вяземского и фактически был редактором его Собрания сочинений (СПб., 1878-1896. 12 т.). В 1897-1905 гг. в сб. «Старина и новизна» Б. опубликовал мн. документы из Остафьевского архива князей Вяземских. Им составлены систематические указатели к сб. П. И. Бартенева «Осмнадцатый век» (1868-1869) и ж. «Русский архив» за 1863-1875 гг., совместно с А. Ф. Бычковым - «Указатель к 8 томам ПСРЛ» (СПб., 1868).

http://pravenc.ru/text/77616.html

Мониторинг СМИ Небесные покровители Следственный комитет предоставил главе РПЦ копию постановления о прекращении дела об убийстве Романовых 14.10.2011 15:05 Найденные в 2007 году под Екатеринбургом останки, которые экспертизы признают принадлежащими цесаревичу Алексею и княжне Марии, до решения о захоронении останутся в Государственном архиве РФ. Об этом сообщил старший следователь-криминалист Главного управления криминалистики СКР Владимир Соловьев на видеоконференции «Венценосная семья - обретение покоя». Он подчеркнул, что нет никаких сомнений в принадлежности этих останков. - Категорически да, 100 процентов. Это Романовы, - заявил следователь. - Методы, которые применялись для идентификации, наверное, будут внедрены лет только через десять. Таких штучных специалистов трудно найти не только в России, но и в мире. Он так же сообщил, что копию постановления о прекращении дела об убийстве членов царской семьи СКР планирует передать Романовым в скором времени. - Сейчас документы оформляются. Думаю, когда все будет готово, мы торжественно их передадим, - сказал он. Копию постановления о прекращении уголовного дела СКР передал и главе Русской Православной Церкви патриарху Кириллу. По словам Владимира Соловьева, диалог с Церковью затрудняется тем, что в РПЦ была создана специальная комиссия по вопросу о принадлежности екатеринбургских останков, которая пока не начинала работать. Напомним, что в 2007 году при проведении археологических раскопок в 70 км к югу от места первого захоронения были найдены останки двух человек. Многочисленные экспертизы утверждают, что останки принадлежат цесаревичу Алексею и его сестре Марии. Однако представители Дома Романовых опасаются поспешных выводов и считают, что вопрос подлинности останков царской семьи нужно решать  деликатно. - Сегодня этот вопрос ставится так, как будто нет абсолютно никаких сомнений, что останки обнаруженные под Екатеринбургом принадлежат императорской семье, - сказал «РГ» Александр Закатов, директор канцелярии Главы Российского Императорского Дома великой княгини Марии Владимировны. - Что это абсолютно доказано и есть какие-то злые, темные силы, препятствующие этому признанию. И в то же время нашлись добрые люди, которые хотят похоронить и упокоить царскую семью. Но это, конечно, не верная постановка вопроса. Сомнения в отношении подлинности екатеринбургских останков продолжают оставаться, по этому поводу высказывался еще святейший патриарх Алексий II, да и позиция всей церкви ясна: на многие вопросы до сих не даны удовлетворительные ответы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости 27 июня, 2012 Глава иранской делегации пообещал митрополиту Илариону содействовать в освобождении пастора Надархани «Мы знаем, что в настоящее время решение судьбы Надархани зависит от Верховного руководителя страны аятоллы Хаменеи, который должен вынести официальный вердикт», — сказал митрополит Иларион. 26 июня, 2012 В Луганской епархии УПЦ опровергли слухи о рейдерском захвате власти В связи с болезнью епархиального архиерея – митрополита Луганского и Алчевского Иоанникия (Кобзева), постоянного члена Священного Синода Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат), в руководстве Луганской епархии возникли сложности в управлении, потребовавшие создания специальной комиссии. 26 июня, 2012 В Белоруссии православные храмы вновь подверглись осквернению (дополненная версия) Вандалы разбили стекла и нацарапали на стенах сатанистскую символику и надпись «Смерть христианам». 26 июня, 2012 Российский центр науки и культуры открыт в Вифлееме Здание возведено на земле, которую палестинские власти четыре года назад передали в дар российскому Императорскому православному палестинскому обществу. Оно передало большую часть объекта в безвозмездное пользование агентству Россотрудничество для открытия в нем центра. 26 июня, 2012 Православные врачи Архангельска провели выездной прием пациентов в Каргополе Кроме того, архангельские врачи обсудили с главой Каргопольского района Андреем Егоровым и главврачем ЦРБ Александром Поздеевым вопросы дальнейшего сотрудничества. 26 июня, 2012 Россия и Палестина договорились о правовом статусе музея-парка в Иерихоне Земельный участок, на котором расположен комплекс, является собственностью России и имеет значительную археологическую и естественно-научную ценность - здесь, помимо библейского дерева, обнаружены развалины византийского храма V века. 26 июня, 2012 Борьба с наркоманией в России зависит от развития социального партнерства Церкви и государства, - игумен Мефодий (Кондратьев) В области церковной работы в сфере реабилитации наркозависимых намечается положительная динамика: растет как количество церковных реабилитационных центров и епархиальных отделов, которые работают в этом направлении, так и качество их работы.

http://pravmir.ru/category/news/page/496...

профессор Александр Васильевич Иванов (1837–1911) Священное Писание Нового Завета профессор Александр Васильевич Иванов Ученый-богослов, автор популярнейших толкований на Книги Священного Писания Нового Завета, духовный писатель, археограф. Биография Родился в 1837 году. Окончил Киевскую духовную академию. Впоследствии был инспектором Владимирской духовной семинарии. Преподавал классические языки. Последние 30 лет жил в Крыму, состоял в должности епархиального наблюдателя церковноприходских школ Таврической епархии. Многие годы преподавал богословские дисциплины и Священное Писание Одесской, Таврической и Владимирской Духовных Семинариях. Основным трудом А. В. Иванова стали руководства по изучению Нового Завета в нескольких томах, неоднократно переиздававшиеся на протяжении десятков лет (в том числе и под разными названиями). Кроме того, писателю принадлежат популярные очерки по церковной истории, исследования о положении раскольников в Крыму, этнографические очерки, мемуары о церковных иерархах. «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета», впервые увидевшее свет в 1886-м году и выдержавшее несколько изданий, явилось самым важным плодом его многолетней научной и преподавательской деятельности и было введено для обучения юношества во многих семинариях России, став наиболее полным учебным пособием для Православных Духовных Школ. Особенная ценность этого труда состоит в тщательном исследовании последовательности событий до и после Тайной Вечери, которые автору удалось связать в единую цельную картину, собранную из изложений всех Евангелистов. Особое место занимают археографические работы А. В. Иванова. В частности, ему принадлежит первое описание и введение в научный оборот Балаклавского 1-го Евангелия XI века. Печатался в «Записках Императорского Русского Археологического общества», «Таврических Губернских Ведомостях», «Записках Одесского Общества Истории и Древностей» и др., а также в церковной периодике (как под собственной фамилией, так и под псевдонимом А. Состоял членом Таврической учёной архивной комиссии и публиковался в выпускавшихся ею изданиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

сост. О.А. Платонов Сокращения названий учреждений и организаций АМИИ – Архангельский областной музей изобразительных искусств АОКМ – Архангельский областной краеведческий музей БАН – Библиотека Академии наук (Санкт-Петербург) БИХМ – Белозерский историко-художественный музей ВМЗ – Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник ВОКМ – Вологодский областной краеведческий музей (ныне ВМЗ) ВСХМ – Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей ВУМЗ – Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник ВХНРЦ – Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря ГИИИ – Государственный Институт истории искусств (СПб.) ГИМ – Государственный Исторический музей ГМЗК – Государственный художественный и историко-архитектурный музей-заповедник «Коломенское» ГМЗМК – Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» ГМЗРК – Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» ГМИР – Государственный музей истории религии ГМФ – Государственный музейный фонд ГОП – Государственная Оружейная палата ГосНИИР – Государственный научно-исследовательский институт реставрации ГПБ – Государственная Публичная библиотека имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (ныне РНБ) ГТГ – Государственная Третьяковская галерея ГЭ – Государственный Эрмитаж ДИХМ – Дмитровский историко-художественный музей ИАК – Императорская археологическая комиссия ИИМК – Институт истории материальной культуры российской академии наук (Санкт-Петербург) ИПБ – Императорская Публичная библиотека (ныне ГПБ) КБМЗ – Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник КГХМ – Костромской государственный объединенный художественный музей КМЗ – Костромской государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник КМИИ – Карельский музей изобразительных искусств КМРИ – Киевский музей русского искусства КОМК – Кировский областной музей краеведения КОХМ – Кировский областной художественный музей

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

[франц. Dupont] Жак (19.12.1915, Льеж - 10.09.1998, Оттиньи), бельг. католич. библеист и богослов. В окт. 1933 г. поступил в бенедиктинский мон-рь Синт-Андрисабдей (св. Андрея) в Брюгге. Богословское образование получил в мон-ре Шевтонь, в аббатстве Кейзерсберг (Мон-Сезар), на богословском фак-те Лёвенского (Лувенского) ун-та; изучал филологию в Восточном ин-те (Лёвен). В 1946 г. в Лёвенском ун-те получил степень д-ра богословия за дис. «Премудрость Божия по Посланиям апостола Павла» (Sophia Theou dans les Épîtres de St. Paul. Louvain-la-Neuve). В 1949 г. в том же ун-те получил степень магистра богословия за дис. «Гнозис. Религиозное познание по Посланиям апостола Павла» (Gnôsis: La Connaissance Religieuse dans les Épîtres de St. Paul. Louvain). С 1949 по 1950 г. учился в Высшей практической школе в Париже (École Pratique des Hautes Études), где защитил дис. «Со Христом: Союз со Христом согласно апостолу Павлу» (Syn Christôi: L " Union avec le Christ suivant St. Paul. Bruges, 1952). В 1951 г. обучался во Французской библейской и археологической школе (École Biblique et Archéologique Française). Читал лекции по новозаветной экзегезе: в 1950-1967 гг.- в мон-ре св. Андрея в Брюгге, в 1954-1955 гг.- на богословском фак-те бенедиктинского Папского ун-та св. Ансельма в Риме (Pontificio Ateneo S. Anselmo), с 1969 г.- в мон-ре Камальдоли, в монашеских общинах Венеции, Болоньи, Палермо, Милана и др. городов Италии, а также в Папском библейском ин-те (в качестве «приглашенного профессора» (visiting professor)). По просьбе католич. епископов и монашеских общин читал лекции в Конго (1969), Бразилии, Чили. С 1954 г. член Об-ва исследователей НЗ (Societas Novi Testamenti Studiorum), 38-е общее собрание к-рого (1984, Базель) возглавлял в качестве председателя (в этой должности состоял в 1984-1985). Как эксперт (peritus) принимал участие в заседаниях Ватиканского II Собора . Один из основателей (в 1968) Павлинианского коллоквиума (Colloquium Paulinum) - регулярных собраний исследователей Посланий ап. Павла в аббатстве св. Павла в Риме; был председателем 7-го коллоквиума, посвященного 1 Кор 12-14 (1981). В 1971 г., покинув фламандский мон-рь св. Андрея в Брюгге, присоединился к франкоязычной общине св. Андрея в Оттиньи. С 1972 по 1989 г. член Папской библейской комиссии . Председатель 24-го Лёвенского библейского коллоквиума (22-24 авг. 1973) на тему «Иисус и истоки христологии» (Jésus aux Origines de la Christologie. Gembloux; Leuven, 1975, 19892). В 1987 г. в Канаде в Монреальском ун-те Д. была присуждена докт. степень honoris causa.

http://pravenc.ru/text/180830.html

Верховский Погост (Верховье). Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Деревянный храмовый комплекс.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1748 и 1889. Храм был построен в 1748 году, к 1889 году обветшал, был полностью разобран и вновь построен в прежней форме. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Вологодская область, Тарногский район, с. Верховье Координаты: 60.461037, 42.958021 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Земли нынешнего Тарногского района возле рек Ваги и Кокшеньги в XVII веке располагались неподалеку от центрального торгового пути по Сухоне и Северной Двине из Вологды в Архангельск. Первые населенные пункты появились здесь еще в конце XIV века. Когда именно возник Верховской погост сейчас сказать трудно, однако Верховская волость, в которой он находился, известен с 1552 года. Вероятно, сам Верховской погост впервые или вновь был отстроен не ранее 1616-1617 годов, так как в 1615 год тотемские земли разорили польско-литовские войска. В середине XVII века в Верховском погосте Тотемского уезда уже существовала летняя церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, позже ставшая называться Зосимо-Савватиевской . Местным краеведам удалось обнаружить колокол с ее колокольни, датированный 1653 годом Столетием позже была срублена зимняя церковь во имя свт. Николая (освящена в 1748 году) К концу XIX века она уже обветшала. В 1889 году ее разобрали и выстроили заново по образцу предшественницы Нельзя сказать, насколько удачной была эта реконструкция. Например, художник Иван Билибин считал, что она тем самым была испорчена Обе церкви погоста не сохранились. Обстоятельства и время утраты Никольского храма пока не выяснены. Судить об облике храма мы можем по нескольким фотографиям ансамбля Верховского погоста 1900-х годов и акварели Антона Михайловича Гуржиенко, выполненной им для Императорского археологического общества в 1908 году: «Никольская церковь. 1525 год. Село Верховье, Тарногский район. Вологодская область. перспектива. Вид с юга». Около 3 декабря 1908 года. Об этом есть запись в протоколе заседания Комиссии по сохранению древних памятников: «А.М. Гуржиенко представил Обществу исполненные им два акварельных рисунка церкви Николая Чудотворца, Вологодской губернии; построенной в 1625 году, церкви Николая Чудотворца в селе Верховье Вологодской губернии и фотографические снимки древних деревянных церквей Вологодской губернии» Датировка храма на акварели указана не верно. Вероятно, здесь произошла путаница с Никольским храмом Тарногского городка. Гурженко (Гуржиенко) Антон Михайлович (1872-1932 годы) – был не только архитектором и реставратором, но и исследователем Русского Севера. С 7 января 1908 года являлся членом Императорского Московского Археологического Общества, с 10 февраля 1909 года - действительным членом Общества. Кроме того, он состоял в Комиссии по сохранению древних памятников.

http://sobory.ru/article/?object=50375

Киренск. Троицкий Киренский монастырь. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Старинная деревянная церковь построена в 1756 году в Киренском монастыре. " Размер ее, для деревянного здания, огромный. На ней было девять глав; каждая имеет основанием отдельную пирамидальную башенку. А окна и балконы тянутся в несколько рядов, с прихотливыми уступами и резными фигурами " - пишет Н.А. Пономарев из поездки преосвященного епископа Евгения в Киренский уезд. Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа Евгения в Киренский уезд в июне-июле месяцах 1913 г. Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.) По сведениям Императорской Археологической Комиссии, Киренская надвратная церковь устроена в 1693 году. В 1758 году она была переустроена иеромонахом Вениамином, а в 1853 году обновлена Киренским купцом Марковым, «в воспоминание древности и в признательность Императору Николаю, возведшему монастырь во второй класс», и освящена во имя святителя Николая чудотворца. С начала 1860 гг. служение в этой церкви не производится, потому что по ветхости она опасна для молящихся и приходит в разрушение; однако она не разобрана, «что опечалило бы все местное и окрестное население, так как она дорога как воспоминание возстановления города, и находится в первоначальном положении» (Известия Имп. Археологической Комиссии, вып. 50) . По всей вероятности, настоящий свой облик Киренская Николаевская надвратная церковь сохраняет с 1758 года. По словам о. протоиерея П.К. Кокоулина, кругом Киренской надвратной церкви на высоте второго этажа снаружи были устроены такие приспособления в роде хоров, по которым, очевидно, можно было ходить кругом церкви, но теперь от этих приспособлений остались только следы. http://ostrog.ucoz.ru/publikacii_2/4_90.htm#9 " Киренский монастырь расположен на северной стороне города, при устье р. Киренги; основан в 1663 г. Вид от монастыря на Лену угрюм, но величав: скалы левого противоположного берега могли бы с честию занять место хоть у берегов океана.

http://sobory.ru/article/?object=38616

Царёво-Займище. Церковь Собора Иоанна Предтечи. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Собора Иоанна Предтечи Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:приблизительно 1880 - 1890. Год утраты:1942 (колокольня взорвана немцами, остатки снесены после войны) Адрес: Россия, Смоленская область, Вяземский район, село Царёво-Займище Координаты: 55.427928, 34.823505 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты О храмах в Царево-Займище известно немного. В 1870 г. здесь стоял деревянный храм с престолом во имя Иоанна Предтечи. С 1868 г. при храме была церковно-приходская школа. К приходу относились деревни Красная, Слобода, Истратово, Степарыкино, Кузнецово, Зайцево, Корогино, Ломы, Телятновка, Леонцево, в которых было 120 дворов и 1623 жителей. Московским купцом Иаковом Котовым в 1900 г. на украшение храма в Царево-Займище пожертвовано 50 рублей; старостой храма крестьянином Алексеем Андреевым пожертвовано 200 рублей и из " черного манчестера новое облачение для двух священников и диакона стоимостью 65 рублей " . А.М. Сычев, Интересные материалы о строительстве новой церкви в селе Чаль нам удалось обнаружить в трудах комиссии по сохранению древних памятников, состоящих при Императорском московском обществе за 1915 год. (Труды комиссии по сохранению древних памятников, состоящей при Императорском Московском археологическом обществе. Т.6. - М.: 1915). Здесь и далее цитируем по этому документу. Неожиданно эти материалы начинаются следующим образом: причт и староста села Царево-Займища Вяземского уезда в феврале 1910 года обратились в Смоленскую Епархию с прошением о разрешении «разобрать ветхую деревянную церковь и годный материал употребить на устройство при церкви богадельни». Епархиальное начальство разрешило причту разобрать сельский храм «как устроенный в 1717 году, а потому не относящийся к древним и ценным в археологическом отношении памятникам». Но спустя некоторое время постановление было изменено в связи с тем, что «вместо разборки и устройства богадельни, сообразно с изменившимися обстоятельствами, ветхий храм села Царева-Займища разрешено продать причту и старосте села Чали Гжатского уезда».

http://sobory.ru/article/?object=53192

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010