С янв. 1876 по 1903 г. был регентом митрополичьего хора в Яссах; в 1895 г., следуя примеру А. А. Архангельского , ввел в состав хора женщин. Благодаря деятельности М. хор стал крупным исполнительским коллективом, известным и за границей. Г. В. Музыческу. Фотография. Кон. XIX в. Г. В. Музыческу. Фотография. Кон. XIX в. М. занимался изучением румын. церковных напевов. В 1885 г. вступил в переписку с прот. Димитрием Разумовским , в к-рой сообщал об упадке церковного пения в Румынии, причинами упадка, по его мнению, были плохое знание певчими новогреч. нотации (см. в статьях Византийская нотация , Новый метод ), несоответствие исполняемых песнопений нотной записи. Синод Румынской Православной Церкви дал согласие на предложение М. переложить церковные напевы на 5-линейную систему вместо греч. нотации. Обширный репертуар обихода М. дополнил собственными композициями и обработками, к-рые вошли в сб. «Песнопения литургии» (1900) (см.: Пожар. 1991). Херувимская песнь М. неоднократно исполнялась московским Синодальным хором (РДМДМ. 1998. Т. 1; 2002-2004. Т. 2 (по указ.)), в частности под упр. Н. М. Данилина в Успенском соборе Московского Кремля в день Кириопасхи, 25 марта 1912 г. (см.: Пасхальное богослужение в Московском Успенском соборе: Восп. очевидца, Варшава, 1937 г.//Мир Православия: Ежемес. газ. Таллин, 2003. 4(61) (www.baltwillinfo.com/4_03.htm) [Электр. ресурс]). Это сочинение, как и некоторые другие песнопения М., выдержано в стиле петербургской школы XIX в. и напоминает торжественные композиции Д. С. Бортнянского , А. Ф. Львова , Архангельского . В репертуар Синодального хора входило также песнопение М. «Тебе поем» (РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 740). Духовные песнопения М., составлявшие репертуар молдав. хоровой капеллы «Дойна», звучали в СССР; во время гастролей капеллы в 1960 г. в Москве был исполнен концерт 1 « Cine se va sui î n muntele Domnului » («Кто взыдет на гору Господню?»; на стихи из псалмов 23, 150, 142) с новым текстом на слова поэта А. А. Бусуйока; в рецензии упоминается, что этот концерт был одним из 3 хоровых концертов М. на библейский текст (см.: Ткач Е. Молдавская хоровая капелла «Дойна»//Сов. музыка. 1960. 3. С. 116).

http://pravenc.ru/text/2564324.html

Деталь фрески «Встреча Марии и Елисаветы». Софийский собор, Киев. XI в. До сегодняшнего дня сохранились старинные фрески Георгиевской церкви в Старой Ладоге (XII в.), церкви Спаса на Нередице под Великим Новгородом (1198 г.). Особое место в русской православной традиции занимают фрески Дионисия, вершиной творчества которого являются росписи Ферапонтова Белозерского Рождественского монастыря (основан в 1397 г.). Большое значение в истории развития православной иконописи и фрески занимает также творчество преподобного Феофана Грека, расписавшего Архангельский и Благовещенский соборы Московского Кремля. Мозаики Мозаику изобрели еще в древнем Шумере, а на Русь она попала из Византии. Впервые техника мозаики была использована тоже при украшении Десятинной церкви. Крупнейший в мире — 260 м² — ансамбль древнерусских мозаик находится в Софийском соборе в Киеве. Мозаики использовались и при украшении Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1113 г.). Возрождением искусства мозаики в России занимался М. В. Ломоносов (1711–1765), под руководством которого были созданы в этой технике станковые портреты и батальные композиции. Новый расцвет пришелся на середину XIX века. В 1851 году открылась Мозаичная мастерская Императорской Академии художеств. В этой мастерской были созданы мозаики Исаакиевского собора, собора «Спас-на-Крови», иконостаса собора «Спаса-на-Водах» (сейчас разрушен), храма Христа Спасителя в Москве. В Князь-Владимирском соборе имеется мозаичная икона святого равноапостольного князя Владимира. Церковное пение Русское церковное пение пришло на Русь вместе с христианством. Князь Владимир привез в Киев демественников (т. е. певцов) «от славян», присланных ему византийскими императором и патриархом. В XI веке греческие певцы-учителя вводят в обиход «изрядное осмогласие» (т. е. систему восьми греческих гласов или напевов, положенных в основу нашего богослужебного пения). Возникают школы пения в Смоленске, Новгороде, во Владимире, а также «крылосы», т. е. певческие хоры в разных городах. Собор 1274 года постановил, чтобы церковное чтение и пение производилось людьми особо для того посвященными.

http://blog.predanie.ru/article/zavety-k...

В 1337 г. возобновилось противостояние И. Д. с кн. Александром Михайловичем, к-рый, получив от Узбека прощение, вернулся на тверское княжение и попытался восстановить прежнее влияние. В 1339 г. И. Д. ездил в Орду с 2 сыновьями, затем отправил туда всех сыновей. Одновременно у хана побывали Александр Михайлович и др. русские князья. 28 окт. 1339 г. Александр и его сын Федор по повелению хана были казнены в Орде. Зимой 1339/40 г. И. Д. участвовал в организации ордынско-рус. похода на Смоленск, признавший власть Литовского вел. кн. Гедимина (И. Д. в походе не участвовал). Перед кончиной И. Д. принял схиму (встречающееся в ряде источников указание на смерть вел. князя в 1341 ошибочно), похоронен в построенном при нем Архангельском соборе Московского Кремля. И. Д. был дважды женат. В браке с 1-й супругой Еленой († 1331) родились сыновья: Симеон Иоаннович Гордый - в 1317 г., Даниил - в 1319 г. (умер в младенчестве), Иоанн II Иоаннович - в 1326 г., Андрей - в 1327 г., а также дочери Мария и Фотиния. В браке с вел. кнг. Ульяной родились Мария и Феодосия. «Свт. Петр благословляет вел. кн. Иоанна построить в Москве каменную Успенскую церковь». Роспись Исаакиевского собора. 2-я пол. XIX в. Худож. Ф.Н. Рисс «Свт. Петр благословляет вел. кн. Иоанна построить в Москве каменную Успенскую церковь». Роспись Исаакиевского собора. 2-я пол. XIX в. Худож. Ф.Н. Рисс И. Д. значительно расширил владения вел. князя Владимирского. Ему удалось приобрести по ханскому ярлыку половину Ростовского княжества (в 1328 или в 1332). По-видимому, при нем в состав великого княжения вошло (также по ярлыку) Дмитровское княжество (скорее всего в результате поездки в Орду в 1336). И. Д. осуществил «купли» Галицкого (Галича Мерского), Угличского и Белозерского княжеств. О характере этих приобретений в историографии нет единого мнения. Наиболее вероятно, что И. Д. приобрел у местных князей их верховные суверенные права, в результате чего они перешли в статус служебных князей вел. князя Владимирского. Все территориальные приращения И. Д. осуществлял в пользу не Московского княжества, но великого княжества Владимирского, право распоряжения к-рым принадлежало хану. В отношениях с Ордой И. Д. в отличие от старшего брата, кн. Юрия, соблюдал полную лояльность (распространенное в популярной научной и художественной лит-ре представление, будто, ведя такую политику, он предполагал копить силы для последующего свержения монг. ига, почвы под собой не имеет). Он успешно использовал Орду для борьбы с политическими противниками, в первую очередь с тверскими князьями.

http://pravenc.ru/text/469776.html

В 1902 г. по инициативе жителей волжских городов в Осташкове был учрежден комитет под председательством столобенского архим. Пахомия по строительству у истока Волги Преображенского собора, проект к-рого, созданный тверским архит. В. Назариным в неорус. стиле, частично повторял формы собора Василия Блаженного в Москве. 29 мая 1902 г. состоялась закладка трехпрестольного храма (с лев. приделом во имя св. Иоанна Предтечи, правым - во имя равноап. кнг. Ольги), к-рую возглавил Тверской архиеп. Димитрий (Самбикин) . На строительстве, производившемся на пожертвования, трудились местные крестьяне. 23 апр. 1912 г. был освящен Преображенский престол собора, однако оформление интерьера не было завершено к 1917 г. Росписи собора предполагалось посвятить кнг. Ольге и всему «древу московской великокняжеской династии», представленному в живописи Золотой палаты и Архангельского собора Московского Кремля, а также собора московского Новоспасского мон-ря . В иконостасе должны были «поместить все лики святых угодников, происходящих от потомства... святой равноапостольной великой княгини русской» (РГАИ. Ф. 799. Оп. 26. Д. 383. Л. 10). Собор в честь Преображения Господня в Волговерховском мон-ре. Фотография. Кон. 90-х гг. ХХ в. Собор в честь Преображения Господня в Волговерховском мон-ре. Фотография. Кон. 90-х гг. ХХ в. К 1906 г. при соборе была создана жен. иноческая Верхневолжская Преображенская община, 28 февр. 1907 г. утвержденная определением Святейшего Синода как приписная к вышневолоцкому в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рю . В 1907 г. в В. м. был заложен, 27 июля следующего года освящен деревянный храм во имя свт. Николая Чудотворца, возведенный по проекту архит. Назарина, в 1907-1910 гг. построены деревянная трапезная, 2-этажные деревянные кельи на юж. стороне, 2-этажный дом для сестер и паломников, хозяйственные сооружения, ограда. В 1907 г. в В. м. открылась школа грамоты (с 1911 церковноприходская), для к-рой в юж. части мон-ря был построен одноэтажный деревянный дом. Указом Синода 25 сент. 1909 г. община была преобразована в самостоятельный Волговерховский Преображенский общежительный мон-рь, в 1912 г. переименованный в Волговерховский Ольгинский. Настоятельницей стала игум. Вера. Из служивших в обители священников известны Петр Тугаринов (1913) и Василий Данилов (1917).

http://pravenc.ru/text/155144.html

В 1672 г. указом царя Алексея Михайловича игум. Павел был назначен настоятелем Желтоводского мон-ря с возведением в сан архимандрита. Ок. 1674 г. он вновь возглавил М. м., а 2 апр. 1676 г. в Успенском соборе Московского Кремля патриархом Иоакимом хиротонисан во епископа Коломенского и Каширского с возведением в сан архиепископа. Крестный ход с иконой Божией Матери «Избавительница» от ц. ап. Иоанна Богослова в с. Вазьянка к Маровскому мон-рю. Фотография. 2014 г. Крестный ход с иконой Божией Матери «Избавительница» от ц. ап. Иоанна Богослова в с. Вазьянка к Маровскому мон-рю. Фотография. 2014 г. В царствование имп. Петра I хозяйство М. м. пришло в упадок. В 1705 г. все монастырские мельницы, места для рыбной ловли и постоялые дворы были обложены пошлиной, сократились и вклады жертвователей. В 1717 г. при игум. Варсонофии пустынь была разграблена И. Шадриным с др. крестьянами из с. Толбы и дер. Погореловский Майдан. В сент. того же года по челобитной игум. Варсонофия началось следствие. Крестьяне признались, что вынесли из мон-ря 464 р. 31 алтын и 1,5 деньги. Вскоре они вернули 200 р., 64 р. 31 алтын и 1,5 деньги грабителям простили, а дело о возврате 200 р. затянулось до 1724 г. К нач. 20-х гг. XVIII в. пустынь владела луговыми угодьями по р. Изме, местами для рыбной ловли, а также 9 дес. пахотной земли, «сбор хлеба был не очень значителен»: от 8 (в 1721 г.) до 14 (в 1720 г.) четвертей ржи ( Гавриил, иером. 1871. С. 38). Со времени основания М. м. был самостоятельным и находился в ведении Патриаршего приказа, но в 1721 г. приписан к Оранской в честь Владимирской иконы Божией Матери пустыни . Настоятель Оранской пуст., в которой проживало 20 чел., не решался приютить 26 маровских монахов. Только в июле 1723 г. Нижегородский еп. Питирим ( 1738) приказал оранскому архим. Исаии (Ичанову) «ехать на Мары», принять от игум. Стефана имущество и перевести всю братию в дер. Оранка. В итоге только 9 маровских иноков поселились в Оранском мон-ре. К сер. XVIII в. в М. м. оставалось не более 10 монахов вместе с игум. Викентием, уроженцем с. Низовка. Во время пожара в Михаило-Архангельской ц. сгорела чудотворная икона арх. Михаила, привезенная из Москвы иером. Макарием. В 1758 г. доход обители составил 115 р. Из них 60 р. выплатили крестьяне - арендаторы рыбных ловель. Для пополнения казны игумен был вынужден продать 11 коров из монастырского стада за 21 р. Согласно отчету игум. Феодосия за 1764 г., доход М. м. составил 60 р. 67 к.

http://pravenc.ru/text/2562378.html

Поставление свт. Петром, митр. Московским, Моисея архиепископом Новгородским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 280) Поставление свт. Петром, митр. Московским, Моисея архиепископом Новгородским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 280) Согласно Житию М., буд. архиепископ род. в благочестивой новгородской семье, его отец Филипп был «нарочит родом». Мирским именем М. было Митрофан. В юности он так возлюбил Бога, что тайно покинул Новгород и принял постриг в тверском Отроче в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . Через нек-рое время родители упросили его вернуться в Новгородскую землю; буд. святитель стал иноком, а вскоре иеромонахом новгородского Колмова (на Коломцах) мон-ря, где вел аскетический образ жизни. Впоследствии был (вероятно, избран на вече) архимандритом Юрьева новгородского мужского монастыря (это произошло не ранее 1310, когда в последний раз упом. новгородский архим. Кирилл - НПЛ. С. 93, 333), т. е., учитывая значение этой должности в Новгороде, возглавил все черное духовенство Новгорода. Через некоторое время он «вышел» в «свой» Колмов Богородицкий монастырь. В февр. 1325 г., после кончины архиеп. Давида ( 5 февр. 1325), был избран нареченным Новгородским архиепископом (очевидно, традиционным к тому времени способом для Новгорода - по жребию на престоле кафедрального собора Св. Софии; см. характеристику М. во владычной летописи - «Богом назнаменан» в НПЛ. С. 97, 340), после чего отправлен на хиротонию в Москву, где в то время пребывал митр. Киевский свт. Петр . Первосвятитель возглавил хиротонию М. 9 февр. 1326 г. В Москве вместе со свт. Петром и неск. епископами М. участвовал в погребении в Архангельском соборе Кремля вел. кн. Владимирского и Московского Георгия (Юрия) Данииловича , убитого в Орде Тверским кн. Димитрием Михайловичем Грозные Очи. В Новгород М. вернулся 11 марта 1326 г. («во вторник на вербьнои недели» - НПЛ. С. 97, 340). В 1327 г. в Новгороде «на Десятине» (земле, вероятно издавна принадлежавшей Новгородской епископии) М. поставил ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, тем самым скорее всего положив начало Десятинному в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырю .

http://pravenc.ru/text/2563954.html

Важнейшей святыней монастыря являлись хранившиеся в Вознесенском соборе под спудом мощи святой основательницы обители - великой княгини Евдокии (преподобной Ефросинии). Особым почитанием пользовались также чудотворные иконы " Богоматерь Одигитрия " (ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее) и " Богоматерь Казанская " (ныне - в Оружейной палате Московского Кремля). История Вознесенского монастыря неразрывно связана с историей Кремля и Москвы. Вместе с городом обитель пережила пожары, нашествия и разорения. В годы смуты после воцарения Лжедмитрия I в монастыре жила последняя жена Ивана Грозного Мария Нагая, в иночестве Марфа. Здесь же несколько дней перед свадьбой провела Марина Мнишек, будущая жена Лжедмитрия I, а далее и Лжедмитрия II. После воцарения династии Романовых, с 1613 по 1631 год в стенах обители проживала другая знаменитая инокиня с именем Марфа - мать первого царя династии Михаила Фёдоровича. Русские государи делали богатые вклады в обитель. Инокинями Вознесенского монастыря нередко становились представительницы знатных родов. Во время нашествия Наполеона в 1812 году монастырь был разграблен, но после восстановлен, как и другие соборы и церкви Кремля. В 1907 году в обители прошли торжества в честь 500-летия со дня преставления Княгини Евдокии, в которых участвовали митрополит Владимир (Богоявленский), многочисленное духовенство, а также великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Организаторами торжеств были игумения Евгения (Виноградова), её портрет можно видеть в экспозиции, и протоиерей Вознесенского собора Александр (Пшеничников), один из первых историографов обители. Революционные события 1917 года изменили судьбу Вознесенского монастыря. В 1918 году, после переезда советского правительства в Кремль, он был закрыт. В 1929 году правительственной комиссией было принято решение о сносе Вознесенского монастыря, а также находившегося рядом с ним Чудова монастыря и Малого Николаевского дворца для строительства на их месте Военной школы имени ВЦИК. Несмотря на попытки спасти памятники, предпринятые специалистами музея и ведущими архитекторами, комплексы двух монастырей и дворца были уничтожены. Благодаря деятельности комиссии, созданной в музеях Московского Кремля, в состав которой вошли заведующий отделов памятников Кремля Н.Н. Померанцев, архитектор Оружейной палаты Д.П. Сухов, заместитель директора Оружейной палаты В.К. Клейн, представитель Исторического музея А.В. Орешников и другие специалисты, ценой героических усилий в кратчайшие сроки удалось спасти от уничтожения иконы и богослужебные предметы, выполнить фотофиксацию и обследование захоронений. Архитектор-реставратор П.Н. Максимов выполнил архитектурные обмеры зданий. Гробницы великих князей и княгинь были перевезены в подземную палату под южной пристройкой Архангельского собора.

http://sobory.ru/article/?object=21397

Образом Успенского собора Московского Кремля навеяны строй могучего пятиглавия, а также общие пропорции здания, создающие впечатление спокойного, но вместе с тем громадного массива. Стены же, филёнки, горизонтальные тяги напоминают московский Архангельский собор. Вместе с тем в ростовском памятнике окон, согласно владимирской традиции в аркатурном поясе нет, они расположены над ним. Разная ширина вертикальных членений южного и северного фасадов отсылает нас к владимирскому Успенскому собору. Южное крыльцо на столбах с двойными арками и висячими гирьками относится к концу XVII века. Фресковые росписи паперти выполнены в 1697 году. Западный вход в Успенский собор оформлен перспективным порталом. В 1671 году он был расписан орнаментом, от которого сохранились лишь фрагменты. Портал содержит черты как владимиро-суздальского зодчества XII - XIII веков (арочная дуга без килевидного завершения), так и раннемосковского зодчества XIV - первой половины XV столетий ( " дыньки " на полуколонках обрамления). По периметру храма, между верхним и нижним рядами окон, тянется узорчатый аркатурно-колончатый пояс. Он восходит к аркатурно-колончатому фризу московского Успенского собора, который, в свою очередь, был создан на основе фриза Успенского собора во Владимире. Позакомарная кровля собора восстановлена во время реставрационных работ, проводившихся в Ростове с осени 1953 года, после мощнейшего смерча, который повредил соборный храм и другие ростовские церкви. Разрушения открывали небывалые возможности для натурного исследования памятников и, следовательно, для научной реставрации всего Ростовского кремля. Было решено воссоздать первоначальный облик кремля, а Успенский собор - в формах, близких первоначальным, но при этом не выбивающихся из общей стилистики кремлёвского ансамбля. В ходе реставрации позакомарные и многоскатные покрытия на Успенском соборе вернулись к формам XVI века, луковичные же главы соответствуют эпохе митрополита Ионы Сысоевича (1652-1690). Внутри храм поражает своей высотой.

http://sobory.ru/article/?object=00224

В нач. дек. 1812 г. Л. получил указ сопровождать обоз с ценностями обратно в Москву; 12 дек. он выехал из Вологды и 31 дек. прибыл в Москву. Первоначально поселился в Златоустовском мон-ре, который не пострадал от пожаров, но подвергся разграблению и осквернению (так, в Троицкой ц. франц. солдаты устроили конюшню). В янв. 1813 г., переселившись в Перервинский мон-рь, приступил к исполнению синодского указа, к-рым предписывалось сделать опись имущества и подать ведомости о том, «что в каждом монастыре разрушено, сгорело, похищено». 6 апр. того же года освятил восстановленную надвратную ц. в честь Толгской иконы Божией Матери (XVIII в.), а 9 мая - храм во имя свт. Николая Чудотворца в Перервинской обители. К февр. 1813 г. в монастыре проживали уже более 100 иноков. Одновременно к нояб. 1813 г. Л. восстановил московский в честь Богоявления мужской монастырь . Являлся казначеем комитета «Высочайше составленного, для золочения глав» на соборах Московского Кремля, с 1 дек. 1813 г.- присутствующим в Московской духовной консистории. В 1814 г. Л. был уволен от должности префекта Перервинской ДС и назначен членом Московского комитета духовной цензуры; 30(20?) сент. 1815 г. уволен от управления Перервинским монастырем. 26 июня 1815 г. Синод поручил Л. возобновление Архангельского собора Московского Кремля, выделив на это 40 тыс. р. ассигнациями. Убранство собора было обновлено: в частности, колонны иконостаса заменены резными и изготовлены резные царские врата. 26 июня 1816 г. по рекомендации еп. Августина Л. был переведен настоятелем в Высокопетровский во имя свт. Петра, митр. Московского, монастырь , 13 марта 1817 г. назначен благочинным муж. монастырей Московской епархии. 30 авг. 1816 г. имп. Александр I пожаловал Л. орден св. Анны 2-й степени за «отличное усердие, оказанное при восстановлении духовной части в Москве после нашествия неприятельскаго». Вскоре Л. был представлен императору. 12 марта 1818 г., в день восшествия на престол имп. Александра I, Л. произнес свою 1-ю проповедь в столичном Казанском соборе. Ревельский еп. свт. Филарет (Дроздов) и С.-Петербургский митр. Амвросий (Подобедов) при предварительной цензуре назвали проповедь «очень хорошею». 7 апр. того же года при освящении церкви в городовой тюрьме С.-Петербурга Л. произнес Слово, напечатанное позднее за счет средств министра духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицына .

http://pravenc.ru/text/2462461.html

Дух в звездчатом медальоне (композиция «Новозаветная Троица», или «Сопрестолие»); на 4-м клейме «Приидите, людие» - Г. С. на престоле херувимском, во славе, с символами евангелистов, с раскрытой книгой в руках. На иконе «Страшный Суд» (сер. XVI в., ГТГ) Г. С. на престоле изображен дважды: в небесах в окружении сил небесных и отсылающим Христа на Суд, в обоих случаях в руках - развернутый свиток. Такой же образ на иконе из Сольвычегодска (1580-1590, СИХМ). Образ Г. С. получил широкое распространение на иконах, в стенописи и книжной миниатюре. В храмовых росписях в этот период он занял особое место - в куполе вместо традиц. изображения Господа Вседержителя . В росписи центрального купола соборов Архангельского в Московском Кремле (1564-1565), Успенского в Свияжске (60-е гг. XVI в.), Смоленского в московском Новодевичьем мон-ре (1598) представлена композиция «Отечество», где образ Г. С. соответствует Ветхому денми в визант. иконографии. В перечисленных выше композициях Г. С., как и Ветхий денми, ассоциируется с первой Ипостасью Св. Троицы. Поясное изображение Г. С. находится в юго-вост. малом куполе Благовещенского собора Московского Кремля (после 1547), в куполе Троицкой (ныне Покровской) шатровой ц. Александровской слободы (70-е гг. XVI в.), в центральном куполе ц. Св. Троицы в Вязёмах (кон. XVI в.), в конхе диаконника собора Спасо-Преображенского мон-ря в Ярославле (1563). Господь Саваоф. Роспись Спасо-Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле. 1563 - 1564 гг. Господь Саваоф. Роспись Спасо-Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле. 1563 - 1564 гг. Иконы «Отечество» с Г. С. становятся средником праотеческого ряда иконостасов (напр., в Смоленском соборе Новодевичьего мон-ря, Успенском соборе Московского Кремля, Троицком и Успенском (икона «Новозаветная Троица - Сопрестолие») соборах ТСЛ), а также встречаются в виде небольших аналойных образов (иконы XVI в., СПГИАХМЗ). Различные варианты изображения Г. С. в небесном сегменте, сидящего на престоле или на херувимах, в композициях «Отечество» и «Новозаветная Троица», или «Сопрестолие», встречаются на мн.

http://pravenc.ru/text/166347.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010