Особо следует сказать о фасадах собора. Дело в том, что к нему примыкало здание Казенной палаты и практически полностью закрывало собор с востока. Апсиды, которые вы видите сейчас, вырублены в толще восточной стены этой палаты уже в XVIII веке. Так вот в процессе их реставрации мы обнаружили следы примыкания Казенной палаты, обнаружили следы лестницы, которая шла под кровлю палаты, следы сводов помещений этой палаты... Все они выявлены на фасаде для того, чтобы зритель смог увидеть место нахождения исчезнувшего комплекса Казенного двора. Мы установили, что все пространство между Архангельским и Благовещенским соборами было занято Казенным двором. Мы обнаружили и отреставрировали остатки этого исчезнувшего строения. Так грозненский этап истории этого памятника предстал перед нами. — Иными словами, собор получил новую экспозицию? — Помимо научного исследования у реставрации была еще одна цель: не только выявить следы, которые свидетельствуют о разных периодах в истории собора, но и сделать их видимыми. Это принятая в мире практика. — Что дальше? — Планомерная реставрация ансамбля Московского Кремля только началась, мы в начале борьбы с равнодушием и нежеланием узнать больше о самих себе. И пока нам удается отвоевывать у прошлого непрочитанные страницы и скрытые под толщей веков камни. Мы полностью изучили Благовещенский собор и реконструировали его историю. На том же пути находимся в отношении Архангельского собора. Надеемся начать планомерную реставрацию Успенского собора — она тоже предполагает массу открытий. Продолжаем реставрацию Патриаршего дворца — сложную структуру палат Патриарха Никона . Беседовала Анастасия Литовченко «Российская газета», федеральный выпуск (116) от 1 июня 2011 г. за темою Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля : Голова Синодального з чернецтва звершив Передосвячених в Успенському Московського Кремля Предстоятель Церкви звершив в Успенському в день пам " святителя в Успенському Московського Кремля.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1507837...

Дело в том, что в контексте научного, равно как и популярного изложения истории Московского Кремля его нельзя рассматривать в отрыве от Красной площади. От великого князя Ивана III до царя Алексея Михайловича постепенно формируется ритуал восприятия этого места как сакрального центра всего Русского государства. Государь обязательно въезжает в Кремль через «святые» Спасские ворота с образом Спаса-Вседержителя. Троицкие с иконой Пресвятой Троицы — это патриаршие ворота, хозяйственные — Боровицкие, а военные — Никольские, расположенные в примыкавшей к Арсеналу проездной башне. В этот же период строго регламентируется порядок кремлевских крестных ходов. Они неизменно начинаются на Соборной площади, проходят вдоль Чудова монастыря к Троицкой улице, поворачивают к Архиерейскому дому (позднее Малому Николаевскому дворцу), в Вознесенском монастыре минуют могилы русских цариц и завершаются молебном на Лобном месте Красной площади. После этого участники крестного хода, как правило, возвращались в Кремль через Спасские ворота и в Архангельском соборе — царском храме-усыпальнице — кланялись могилам самодержцев. В общем, в прошлом году вышло продолжение под названием «Красная площадь». — С какими источниками вы работали? — Я использовал все перечисленные издания, включая прекрасные в информативном смысле дореволюционные двухтомники Фабрициуса и Бартенева. Есть по Кремлю и огромный объем архивной фактуры. В основном это оказавшие неоценимую помощь архивы Музеев Московского Кремля, а также архив Оружейной палаты и Кремлевский инженерный архив. В настоящий момент аналогов у книги нет, в том числе и по ее иллюстративному ряду. Так, впервые публикуется снимок крестного хода по Красной площади 1918 года из личного фотоальбома Ленина. Приводятся также четыре подробнейших плана Кремля: современный, наполеоновских подрывов 1812 года при отступлении арьергарда французских войск, последний дореволюционный 1910 года и первый советский 1920 года, составленный возглавлявшей музейный отдел Наркомпроса Натальей Троцкой (революционерка, вторая жена Льва Троцкого, заведующая музейным отделом Наркомпроса в 1918–1928 годы. — Прим. ред. ). Кстати, на последнем из перечисленных планов все здания с большевистской прямотой раскрашены по четырем категориям: красным цветом — «исключительного археологического или художественного значения», зеленым — «ценные», черным — «частично древние» и желтым — «не имеющие археологического значения». Стенам и башням, Патриаршему дворцу и соборам повезло: их заштриховали красным карандашом. А вот в отношении «приговоренной» «желтой группы» план реконструкции с той или иной степенью успешности в сталинские годы реализовался. Современные иллюстрации также уникальны. Это — результат четырех фотосъемок Кремля, проведенных с разрешения коменданта в разное время года и в разное время суток.

http://e-vestnik.ru/history/kreml_devyat...

28 июля (10 августа) 1472 года по приказу московского князя Гребневская икона была торжественно, с крестным ходом перенесена из Кремля в новоустроенную церковь на Лубянке, - отсюда и явился августовский праздник. Здесь же на Лубянке обосновались переселенцы из покоренного Новгорода. Вероятно, они и дали имя местности Лубянка, назвав ее в честь родной новгородской улицы Лубяница. Эти переселенцы, знатные состоятельные «житьи люди», были своеобразными заложниками великого московского князя – чтобы их соотечественники в Новгороде не подняли мятеж против его власти. Вторая версия гласит, что Иван III создал только деревянный храм Успения, а каменный храм построил его сын Василий III. Оттого архитектором Гребневской церкви предположительно называют Алевиза Фрязина – любимого придворного зодчего Василия III, построившего кремлевский Архангельский собор. Третья версия сложней. Ее приверженцы считают, что Гребневский храм был выстроен сразу каменным при Василии III, приблизительно в 1514-1520 годах, и намеренно во имя чудотворной Гребневской иконы, ради ее перенесения из Кремля. А в честь Новгородского похода Ивана III была устроена другая местная церковь во имя св. архидиакона Евпла. Она тоже не сохранилась до наших дней. Наконец, четвертая версия полагает устроителем Гребневского храма самого Иоанна Грозного. Якобы он после возвращения из собственного Новгородского похода своим коштом построил каменный храм на месте дедовского деревянного, и будто бы именно он перенес сюда Гребневскую икону из Кремля. Связь с Грозным вполне понятна: в его времена на Лубянке появилась стрелецкая слобода. А сам царь очень чтил Гребневский храм. Известно, что он подарил в него резную надпрестольную сень о девяти шатрах. К тому же в 1585 году в этом храме был освящен придел во имя св. Дмитрия Солунского - в благодарность за рождение царевича Дмитрия. Придел венчала шатровая колокольня, которую считали древнейшей из сохранившихся в дореволюционной Москве. Вопреки традиции она стояла не с запада, а с юга-востока, над алтарем Дмитриевского придела. По преданию, ее завершал крест старинной формы, которая была упразднена на Стоглавом соборе 1551 года – в начале правления Ивана Грозного. Придел действительно был необычен, он даже имел собственный… приход, но после 1812 года не возобновлялся до революции. Второй придел во имя св. Иоанна Нового Белградского был освящен в 1635 году по именинам другого царевича – Ивана Михайловича, сына царя Михаила Федоровича. В основном своем виде каменный храм сохранился с XVI века - это была одна из самых древних церквей в советской Москве. По словам историка С.Романюка, она «как приезжий провинциал остановилась в самом центре, изумленно вглядываясь в суету большого города». На особой мраморной доске перечислялись вклады в церковь царственных особ, начиная с основателя Ивана III.

http://pravoslavie.ru/346.html

Несмотря на то, что и после смерти Димитрия Донского Золотая Орда продолжала совершать набеги на Русь, именно его стратегия правления и его воинские победы стали переломными в многовековой истории взаимотношений с Ордой. Кроме того в эпоху Димитрия Донского в Москве построили величественный Кремль — тогда он был белокаменным. А еще монастыри-крепости — Симонов и Андроников. Святой Димитрий преставился ко Господу 19 мая 1389 год. Его похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля. Димитрий Донской — икона До наших дней дошли одни из первых иконографические изображений великого князя Димитрия Донского. Это лик святого на фресках в Архангельском соборе и в Грановитой палате Московского Кремля. Существует интересная икона — «Явление иконы святителя Николая Димитрию Донскому на реке Угреше». До наших дней дошло описание XIX века хоругви, которая является самым древним изображением этой иконографии: «На хоругви написан образ святителя Николая Чудотворца, перед которым изображен в молении великий князь Дмитрий Донской со своими боярами, вдали видна ставка». В основе иконографии «Явления иконы святителя Николая Димитрию Донскому на реке Угреше» — историческое событие, которое произошло с великим князем по дороге на Куликово поле в августе 1380 года. Войско держало путь вдоль реки Москвы, чтобы предотвратить готовящийся набег хана Мамая на Русь, и сделало остановку в 15 верстах от Москвы. Ночью перед будущим святым появилась в сиянии икона святителя Николая Чудотворца. Димитрий Донской вместе с другими воинами молились перед образом. И икона сошла с высоты в прямо в руки князя, он благоговейно поцеловал ее и воскликнул: «Сия вся угреша сердце мое!» («Это все согрело сердце мое!»). С той поры место явления чудотворной иконы стало называться Угреша, сейчас территориально это городок Дзержинский Московской области. Димитрий Донской — молитва святому Тропарь благоверному князю Димитрию Донскому Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, языки побеждающа. Якоже на Доне Мамаеву низложил еси гордыню, на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия, тако, княже Димитрие, Христу Богу молися даровати нам велию милость. Кондак благоверному князю Димитрию Донскому

http://foma.ru/dimitrij-donskoj.html

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. На заупокойной ектении были вознесены молитвы о упокоении душ усопших рабов Божиих «приснопамятных Предстоятелей Церкви Русския, строителей и правителей Святой Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочной вере и с прилежанием в вере христианского закона управлявших страною нашею, на месте сем упокоения и в иных местех погребенных и всех от века усопших праотец, отец и братий наших, о них же поминовение творим ныне». Проповедь перед причастием произнес иерей Игорь Левтринский, клирик храма Казанской иконы Божией Матери на Красной площади г. Москвы. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил заупокойную литию и каждение у надгробий, находящихся в Архангельском соборе Кремля. Затем Святейший Владыка поздравил участников богослужения с днем пасхального поминовения усопших. Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил хор, а также приветствовал членов делегации Маланкарской Церкви, прибывших в Москву для участия в заседании Рабочей группы по координации двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью. Святейший Владыка сказал: «Хотел бы приветствовать владыку и священника, представляющих Маланкарскую Церковь Индии. Причем эта Церковь аутентичная, в том смысле, что она состоит не из иноплеменников, которые приехали в Индию в качестве миссионеров, а из местных жителей, несущих в сердце своем православную веру от святого апостола Фомы. Мы радуемся, братья, что ваша Церковь на протяжении двух тысячелетий хранит веру, воспитывает ваш народ и молится за свою страну. Индийский народ очень близок нашему народу, у нас много общего, а сейчас по милости Божией мы во многом единомыслены и перед лицом тех кризисов, которые существуют в мире. Пусть Господь помогает России и Индии, Русской Церкви и Маланкарской Церкви нести свое апостольское служение, дабы свет Христов никогда не померкнул в сердцах и умах наших народов.

http://patriarchia.ru/db/text/6021857.ht...

Произведения «парсунного письма» неоднородны по стилистическим и технико-технологическим характеристикам. П. «иконного» типа исполнены темперой на деревянной основе с ковчегом, покрытой, как и иконы, паволокой и левкасом. Эти портреты, преимущественно оплечные и оглавные, предназначались в качестве надгробных образов, с чем и связан их вневременной и внепространственный характер. Фигуры, как правило, дополнялись священными изображениями (Спас Нерукотворный). Сохранилось немного подобных произведений, они имеют небольшой размер, хотя существовали и крупноформатные П. (портрет царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича к «государевым гробам», 1678, Ф. Е. Зубов, ГИМ). П. царя Феодора Иоанновича и боярина М. В. Скопина-Шуйского (ГИМ, ГТГ), входившие в надгробные комплексы в Архангельском соборе Московского Кремля, датируются разными исследователями в пределах от нач. XVII до нач. 80-х гг. XVII в. (копии изображения царя Феодора Иоанновича - ГРМ, ГММК). Близкий по манере исполнения портрет царя Иоанна Грозного (Национальный музей Дании в Копенгагене) в наст. время считается «подстаринной» стилизацией рубежа XIX и XX вв. ( Бусева-Давыдова И. Л. Некоторые проблемы атрибуции парсуны//Русский ист. портрет. 2006. С. 38-45). К группе «иконных» П. можно отнести также неск. изображений в др. техниках (масляная живопись, аппликация), в частности парадный портрет царя Феодора Алексеевича 1686 г. (приписывается Салтанову, при участии Е. А. Елины, Смольянинова; см.: Комашко Н. И. Живописец Богдан Салтанов в контексте худож. жизни Москвы 2-й пол. XVII в.//ДРВМ. 2003. 2(12). С. 50-51), монументальный тафтяной ростовой портрет патриарха Никона ок. 1682 г. (приписывается Безмину, Салтанову или И. А. Валтырю, ГИМ). Портрет патриарха Иоакима (Савёлова), выполненный К. И. Золотарёвым в 1678 г. в смешанной технике (ТГИАМЗ), является самым ранним известным примером подписной и датированной П. (авторская подпись с датой на фоне прописана в XVIII в.). Как и портрет архиеп. Холмогорского Афанасия (Любимова) (нач. XVIII в., АМИИ), он принадлежит к более традиц. направлению, отличавшемуся относительно плоскостным решением формы и сохранением некоторых иконописных приемов. С данной традицией соотносится и большинство сохранившихся настенных изображений русских царей, князей и патриархов (росписи в кремлевском Архангельском соборе (1652-1666), Преображенском соборе Новоспасского мон-ря (1689), Троицком соборе Ипатиевского мон-ря (1684), соборе в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери московского Сретенского мон-ря (1707)), а также книжных миниатюр (царские Титулярники).

http://pravenc.ru/text/2579059.html

20 ноября , в 17.00, в канун дня Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Его Святейшество совершит Всенощное бдение в храме св. Архангела Михаила в Тропареве. 21 ноября , в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. Начало богослужения в 9.30. 22 ноября , в день иконы Божией Матери «Скоропослушница», Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в крестовом храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Переделкино. Начало богослужения в 9.30. 26 ноября , в день памяти святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий совершит Божественную литургию и хиротонию архимандрита Елисея (Ганабы) во епископа Богородского, викария Корсунской епархии. Начало богослужения в 9.30. 30 ноября по случаю дня памяти святителя Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в храме свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке (Б. Полянка, 29-а). Декабрь: 1 декабря Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в храме Христа Спасителя. Начало богослужения в в 17.00,  2 декабря , в день памяти Свт. Филарета, митр. Московского Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. Начало богослужения в 9.30. 3 декабря Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в храме Христа Спасителя. Начало богослужения в 17.00. 4 декабря , в 9.30, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Святейший Патриарх совершит Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. 13 декабря , в  17.00, Святейший Патриарх совершит панихиду по митрополиту Николаю (Ярушевичу) в крипте Смоленской церкви Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 18.00 Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в крестовом храме Патриарших покоев в честь св. прав. Филарета Милостивого в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

http://patriarchia.ru/db/text/154913.htm...

Программа юбилейных празднований - 21-22 мая 2005 г. — крестный ход из Николо-Перервинского в Николо-Угрешский монастырь, Патриаршее богослужение в Николо-Угрешском монастыре (Московская Патриархия, Николо-Угрешский монастырь). - Май-октябрь 2005 г. — Всероссийский фестиваль-конкурс художественного творчества детей и молодежи « Любовию и единением спасемся» (Патриарший центр духовного развития детей и молодежи, Москва). - май — сентябрь 2005 г. Восстановление памятника-колонныДимитрия Донского на Красном холме Куликова Поля; финансирование изготовления колоколов для храма Рождества Пресвятой Богородицы в Монастырщине (Куликово Поле); финансирование посадки дубравы на Куликовом Поле; организация паломнического поезда «Святой благоверный князь Димитрий Донской» в дни сентябрьских церковных торжеств на Куликовом Поле (Фонд Андрея Первозванного). - 1 июня 2005 г. — Память благоверного великого князя Димитрия Донского. Патриаршее богослужение в Архангельском Соборе Московского Кремля (Московская Патриархия). - 18 июля  2005 г. — Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского. Патриаршее богослужение в Троице-Сергиевой Лавре.  (Московская Патриархия. Начало юбилейных торжеств). - 18 июля 2005 г. — Молодежное просветительское спортивное мероприятие — велопробег «Куликово Поле» (Синодальный отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви). - 18 июля 2005 г. — Молодежный православный фестиваль святогого Димитрия Донского (Государственный музей-заповедник «Куликово поле»). - 28 июля 2005 г. — Память св. равноапостольного Великого Князя Владимира. Святейший Патриарх совершит Божественную Литургию в соборе Николы Белого г. Серпухова. Крестный ход на Соборную гору. Посещение Введенского Владычнего женского монастыря (Московская епархия). - 6 сентября 2005 г. — Перенесение мощей сятителя Московского Петра, всея России чудотворца. Патриаршее богослужение в Успенском Соборе Московского Кремля (Московская Патриархия). - 2-7 сентября 2005 г. — Фестиваль молодежи и студентов «Обретенное поколение» (Синодальный отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви).

http://patriarchia.ru/db/text/20850.html

А во времена Бориса Годунова у Колокольни Ивана Великого на Ивановской площади громогласно, как тогда говорили - « во всю Ивановскую» - читались царские указы. Эта площадь была одним из самых бойких и многолюдных мест Москвы. Здесь же, у колокольни Ивана Великого, в XVII веке было устроено особое помещение для площадных подьячих, у которых каждый желающий мог за плату составить челобитную либо оформить какой-либо частный юридический документ. Сюда стекались челобитчики со всей Руси. Нередко на площади проводились телесные наказания осужденных. Больше всего же я люблю бывать в Архангельском соборе. В октябре 1508 года Великий князь Василий III «повелел уготовить места и перенести мощи прародителей своих Великих князей Русских» в новый Архангельский собор с указанием правил захоронения. Первым здесь был похоронен великий князь Иван Калита (1340), последним - император Пётр II (1730). Всего в соборе 54 погребения, включая две деревянных раки с мощами святых царевича Дмитрия Ивановича и Михаила Черниговского. У южной стены собора похоронен святой благоверный великий князь Дмитрий Донской. В дьяконнике за иконостасом - особая царская усыпальница великого государя Ивана Грозного и его сыновей царевича Ивана и царя Федора Ивановича. В конце 19 века настоятелем Архангельского собора был замечательный московский священник протоиерей Валентин Амфитеатров. В Московском Кремле находится официальная резиденция Президента Российской Федерации. В июле 2014 года Президент России Владимир Путин предложил снести административный 14-й корпус на Ивановской площади Московского Кремля и восстановить стоявшие на его месте Чудов и Вознесенский монастыри. Прекрасный замысел. 29 апреля 2016 года 14 корпус был полностью демонтирован. Бог даст, будут восстановлены здесь и знаменитые кремлевские обители. Как входить на территорию государственного музея-заповедника Московского Кремля, так и выходить отсюда нужно через Троицкие ворота. Александровским садом иду мимо поставленного здесь в 2013 году памятника священномученику Гермогену, мимо Вечного огня у Могилы неизвестного солдата, и выхожу на Красную площадь. Впереди Покровский собор или, как его называют - собор Василия Блаженного. Облик храма неповторим. Девять церквей на едином основании - такой архитектурной композиции не было в мире ни до, ни после. Собор был освящен в день Петра и Павла 12 июля несколько веков назад, и в этом году шедевру русского зодчества исполнилось 455 лет. Собор Василия Блаженного собирался взорвать Наполеон, но дождь загасил фитили. Лазарь Каганович пытался доказать, что храм мешает проведению парадов и демонстраций, и убрал его с макета Красной площади. Сталин грозно посмотрел на безбожника и сказал: «Лазарь, поставь собор на место».

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/10/...

«Иконы» Ивана IV Действительно, до нас дошло несколько иконографических изображений Ивана Грозного, причем на некоторых из них Царь изображен с нимбом. Это – фреска Царя Иоанна в Грановитой палате Московского Кремля (Х I Х в. по образцу XVI в.), «Моление Царя Иоанна Грозного с сыновьями Феодором и Димитрием перед иконой Владимирской Божией Матери» (XVI в.), фреска «Царь Иоанн» в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря ( XIX в. по образцу XVII в). Кроме того, существует изображение с нимбом великого князя Василия III, отца Иоанна Грозного, на иконе св. Василия Парийского (XVI век, собрание Государственного исторического музея). Между тем, эти изображения никак не свидетельствуют о почитании царя Ивана или великого князя Василия в лике святых. В Византии изображали с нимбом всех Императоров и Патриархов, причем многие из них со временем были отдельно прославлены Церковью, некоторые были признаны еретиками, а об иных не было сделано никаких определений церковной власти. На Руси, следуя византийской традиции, изображали с нимбами всех крещеных Великих Князей. В качестве примера можно привести фрески в Архангельском соборе Московского Кремля с изображением князей из династии Рюриковичей, а также рисунки из «Царского Титулярника» 1672 года, напечатанные в издании « Н.И.Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» 3 . Изображенные с нимбом, но не прославленные Церковью патриархи, цари и князья могли относиться к разряду почитаемых усопших, но никак не святых, даже местночтимых (как мы увидим дальше, почитаемые усопшие и местночтимые святые – это далеко не одно и то же). На их изображениях сделаны надписи: «Великий князь…», «Царь Иоанн», «Благоверный князь…», «Благоверный и Христолюбивый, Богом венчанный Великий Государь и Царь…». Слово «святой» отсутствует. Иконописец руководствовался каноном и точно знал, какая надпись полагается каждому изображаемому лицу. C вятцы Коряжемского монастыря Действительно, существуют подлинные «Святцы Коряжемского монастыря», в которых сказано: «Июня 10 – обретение святого телеси великомученика царя Иоанна».

http://pravmir.ru/byl-li-car-ivan-grozny...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010