А между тем в Москву являются восточные иерархи – милостыне-собиратели, сближаются здесь с Никоном и начинают «зазирать» ему, что будто бы русская церковь содержит неправый, чуть не еретический обряд, в роде армянского двоеперстия, и что Никону, в интересах православия, следует всячески позаботиться исправить неправые русские обряды Близко к сердцу принял впечатлительный, ревностный к православию Никон эти зазирания восточных иерархов, искренно стал думать, что содержимый русскою церковью неправый будто бы обряд, действительно грозит серьезною опасностью русскому православию. В своих зазирателях Никон видел людей более его сведущих, образованных и опытных в ведении церковных дел, и потому вполне и искренно поверил в справедливость и истинность их зазираний. Находившиеся в Москве ученые киевляне, тоже подтверждали справедливость заявлений греческих иерархов, так как и в южно-русской церкви существовали ранее подобные же обряды и тоже были исправлены по образцу греческих, ученым киевским митрополитом Петром Могилою . Под такими неотразимыми для Никона влияниями и воздействиями, при его московской вере в обряд, как равный вероучению, Никон неизбежно должен был прийти к мысли о действительной испорченности некоторых русских обрядов и о необходимости немедленного их исправления. Не мог же в самом деле Никон объяснять и доказывать более его образованным восточным иерархам и ученым киевлянам, что они решительно ошибаются в понимании важности и значения в церкви особенностей в обрядах, что они неверно и ошибочно принимают русский обряд за неправый, а русское перстосложение даже за армянское еретическое, тогда как в действительности оно настоящее православное перстосложение, ранее употреблявшееся самою греческою церковью; невозможно было ожидать и требовать от Никона что бы он, только обыкновенный, хотя и очень даровитый московский начётчик, не знавший, что такое богословская и вообще наука, разъяснил своим образованным зазирателям и советчикам, что русская церковь , как и всякая другая, имеет полное право на свой поместный обряд, если только не соединяет с ним какого либо противного православию учения, что и в древнее время в различных поместных церквах обряд был очень не одинаков, однако это не мешало им держаться единого православного учения и составлять единую вселенскую православную церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Насколько предстоятель…(то есть извинения Папы Римского есть), насколько необходимо приносить эти извинения и идти дальше, чтобы снять эту точку напряжения, потому что все-таки люди, которые исповедуют Христа, у них не должно быть повода жить во лжи. И комплексовать, и, комплексуя, ретушировать свою историю. Мы должны помнить о каждой святыне, о каждой ране. В том числе — о тех ранах, которые наносили. Мария Антиохийская была свергнута в этот момент и Андроник Комнин решил с ней поиграть в игру: он взял своего племянника, ее сына, Алексея II, заставил его подписать приказ о смерти матери. И, перед тем как ее задушить, ей показали, что она будет казнена по приказу своего безвольного сына, который тоже был вскоре убит. Ну и, конечно, финальное, очень важный элемент, о котором нельзя не сказать, — это антиохийское богослужение. Когда мы смотрим на древневосточные дохалкидонские православные церкви, мы видим многообразие. Они все номинально говорят: мы все в общении. Копты и сиро-яковиты вообще почти всегда были в общении, но литургия у них разная. Копты и эфиопы вообще было одним патриархатом, но богослужения совершенно разные. Есть многообразие. Православная Церковь, к сожалению, это многообразие утратила. А раньше оно было. И вот Антиохийская Церковь интересующего нас времени, как и Иерусалимская, и Александрийская,— это не только Церковь многих народов, о которых я говорил, но и Церковь разных литургических традиций, разных литургических обрядов. Был как византийский литургический обряд, так и антиохийский обряд — более древний, который и породил и византийский и армянский обряд. Служились разные литургии — в Антиохийском Патриархате, в том числе, католикосате Ромагиры, в Мцхетском католикосате, то есть в лоне Грузинской Церкви. В Иерусалимской Церкви, в Александрийской — там был александрийский обряд с литургией святого Марка. Антиохийская, Грузинская и Иерусалимская Церкви — они сохраняли и западносирийский антиохийский, и византийский обряд. То есть была литургия святых апостолов, литургия мар Петра, князя апостолов.

http://foma.ru/udivitelnyie-faktyi-o-hri...

Находившиеся в Москве ученые киевляне, тоже подтверждали справедливость заявлений греческих иерархов, так как и в южно-русской церкви существовали ранее подобные же обряды и тоже были исправлены по образцу греческих, ученым киевским митрополитом Петром Могилою . Под такими неотразимыми для Никона влияниями и воздействиями, при его московской вере в обряд, как равный вероучению, Никон неизбежно должен был прийти к мысли о действительной испорченности некоторых русских обрядов и о необходимости немедленного их исправления. Не мог же в самом деле Никон объяснять и доказывать более его образованным восточным иерархам и ученым киевлянам, что они решительно ошибаются в понимании важности и значения в церкви особенностей в обрядах, что они неверно и ошибочно принимают русский обряд за неправый, а русское перстосложение даже за армянское еретическое, тогда как в действительности оно настоящее православное перстосложение, ранее употреблявшееся самой греческой церковью; невозможно было ожидать и требовать от Никона чтобы он, только обыкновенный, хотя и очень даровитый московский начётчик, не знавший, что такое богословская и вообще наука, разъяснил своим образованным зазирателям и советчикам, что русская церковь , как и всякая другая, имеет полное право на свой поместный обряд, если только не соединяет с ним какого-либо противного православию учения, что и в древнее время в различных поместных церквах обряд был очень не одинаков, однако это не мешало им держаться единого православного учения и составлять единую вселенскую православную церковь. Подобных разъяснений нужно было ожидать вовсе не от Никона, а от его образованных и ученых зазирателей и руководителей. Это была даже их прямая обязанность, как скоро они решились деятельно вмешаться в русские церковные дела. А между тем они то именно и толкнули Никона на путь исправлений русского обряда, и деятельно поощряли и поддерживали его на этом пути. Для чести и оправдания Никона достаточно и того, что он, благодаря своему светлому уму, действительно пришел впоследствии к той верной мысли, что старые и новоисправленные служебники одинаково добры, что можно служить по тем и другим, что можно одинаково держаться и старого и новоисправленного обряда, и что эта верная мысль Никона была потом усвоена и высказывалась и некоторыми русскими иерархами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРМЯНСКИЙ ОБРЯД Богослужебная традиция Армянской Апостольской Церкви (ААЦ). Формирование арм. богослужения в III-IV вв. происходило под влиянием в первую очередь греч. (через Каппадокию) и сир. (через Эдессу и Осроену) традиций ( Taft. The Armenian. P. 176-179). Языками богослужения в это время были греч. и сир. ( Малахия Орманиан. С. 24). С V в. в связи с переводом Библии и богослужебных текстов на арм. язык богослужебная традиция ААЦ становится самостоятельной (Там же. С. 26). Собор мон-ря ап. Иакова в Иерусалиме. XVII–XVIII вв. Интерьер Собор мон-ря ап. Иакова в Иерусалиме. XVII–XVIII вв. Интерьер В V-VII вв. было ощутимо сильное влияние греч. иерусалимского богослужения , что объясняется в т. ч. присутствием арм. диаспоры в Иерусалиме. Арм. христ. общины существовали здесь уже в IV в. Известно, что немало армян было среди монахов лавры св. Саввы Освященного и др. палестинских мон-рей. Трон ап. Иакова. 1656 г. (Собор мон-ря ап. Иакова. Иерусалим) Трон ап. Иакова. 1656 г. (Собор мон-ря ап. Иакова. Иерусалим) По сообщению Кирилла Скифопольского (VI в.), прп. Евфимий († 473) из Мелитины (М. Армения) организовывал монашеские общины в Палестине. В сер. V в. в Иерусалиме был основан арм. мон-рь во имя св. ап. Иакова, получивший впосл. статус Патриархата, в VI в. поблизости, возле Дамасских ворот Иерусалима, образовался арм. квартал. Арм. часовни, церкви и мон-ри строились как в самом Иерусалиме, так и в его окрестностях: по археологическим данным, в VI в. здесь было не менее 12 арм. мон-рей, в «Истории» Себеоса говорится о восстановлении богослужения в арм. церквях в VII в. после нашествия персов, Анастас Вардапет (рубеж VII-VIII вв.) приводит названия 70 арм. мон-рей в этих местах. Кроме того, определенное воздействие на арм. литургическую традицию в это время оказал зап.-сир. обряд . В IX-XIII вв. арм. богослужение претерпело весьма заметное влияние визант. обряда ( Taft. Liturgy of the Hours. P. 219; idem. The armenian. P. 179-195). В XII-XIV вв. присутствие крестоносцев в М. Азии, а также участие в их рядах киликийских и сир. армян (многие из них впосл. поселились в Иерусалиме, влившись в число верных арм. Иерусалимского Патриархата) привело к проникновению нек-рых элементов рим. обряда (в первую очередь традиций ордена доминиканцев) в арм. богослужение ( Winkler. Armenia. P. 348-353; Taft. The Armenian. P. 179). Богослужебные книги

http://pravenc.ru/text/76130.html

Митрополит Волоколамский Иларион присутствовал при освящении крестов нового армянского кафедрального собора в Москве 24 октября 2011 г. 12:12 23 октября 2011 года председатель Отела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион по приглашению главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви епископа Езраса Нерсисяна присутствовал на совершении обряда освящения и миропомазания крестов нового армянского кафедрального собора во имя Честного и Животворящего Креста Господня в Москве. Обряд совершил Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II в сослужении епископата и духовенства Армянской Апостольской Церкви. На церемонии также присутствовал Президент Республики Армения Серж Саргсян , прибывший в Москву с трехдневным официальным визитом по приглашению Президента Российской Федерации Д.А. Медведева , представители армянского государства, дипломатического корпуса, видные представители армянской диаспоры в России. Освящение крестов нового храма является в Армянской Церкви значимым событием в жизни новообразуемого прихода, после которого храм считается построенным. После завершения отделочных работ совершится великое освящение храма. После церемонии освящения состоялись краткие беседы митрополита Илариона с Предстоятелем Армянской Апостольской Церкви и Президентом Армении, в ходе которых владыка тепло поздравил их с окончанием очередного этапа строительства собора и пожелал скорейшего завершения отделочных работ. Он также высоко оценил уровень и динамику отношений Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей, отметил вклад армянской диаспоры в жизнь современного российского общества. По его словам, новый храм станет центром духовной жизни и объединения армянской общины Москвы. На церемонии освящения крестов также присутствовали секретарь ОВЦС МП по межхристианским отношениям протоиерей Димитрий Сизоненко, сотрудники ОВЦС священник Александр Васютин и иеромонах Иоанн (Гуайта). Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1655120.ht...

Кончили службу, рассказывает Павел, и чтец начал первое чтение из жития святого, сказав по обычном начале: «благослофи оче», как обычно говорят настоятелю. В это время царь сидел на кресле, а наш учитель на другом. Вдруг царь вскакивает на ноги и с бранью говорит чтецу: «што кафари, мужик бл…н сын (в этой стране у патриарха, царя и вельмож главное ругательство, обыкновенно: «мужик, бл…н сын» т. е. крестьянин, безумный, а слова: што кафари значат, «что ты говориши».): благослофи, оче? и тут есть батриарх, скажу: благослофи фладико» т. е. «зачем ты говоришь: благослови, отче? тут патриарх, скажи: благослови владыко». (Ibid. стр. 126). 106 Говорим все это вовсе не в видах обвинения лично Никона, которого менее всего можно обвинять за церковно-обрядовой характер его реформы. Вина этого заключается, прежде всего, в воззрениях тогдашнего русского общества, придававшего преувеличенно важное значение всякому обряду. Никон был во всем сын своего времени, и ни условия его воспитания, ни постоянная среда, в которой он вращался, не дали ему возможности разглядеть ошибочности господствовавшего тогда у нас взгляда на обряд, возвыситься над уровнем прочно установившихся в обществе понятий, отнестись к ним критически и выработать себе иные, более верные воззрения. А между тем в Москву являются восточные иерархи – милостыне-собиратели, сближаются здесь с Никоном и начинают «зазирать» ему, что будто бы русская церковь содержит неправый, чуть не еретический обряд, вроде армянского двоеперстия, и что Никону, в интересах православия, следует всячески позаботиться исправить неправые русские обряды Близко к сердцу принял впечатлительный, ревностный к православию Никон эти зазирания восточных иерархов, искренно стал думать, что содержимый русской церковью неправый будто бы обряд, действительно грозит серьезной опасностью русскому православию. В своих зазирателях Никон видел людей более его сведущих, образованных и опытных в ведении церковных дел, и потому вполне и искренно поверил в справедливость и истинность их зазираний.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Содержание     Актовая речь, произнесенная 9 октября 1949г.    Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, глубокоуважаемые коллеги и дорогие гости!    Совет Ленинградской Духовной Академии, в соответствии с существующей в русских Духовных Академиях многолетней традицией отмечать годичный акт докладом научно-богословского значения, в заседании своем 31 августа с.г. поручил мне сделать таковой доклад в настоящем торжественном собрании. Исполняя волю Совета Академии, имею честь доложить Высокому Ученому Собранию реферат на тему «К истории обряда святого огня, совершаемого в великую субботу в Иерусалиме».    Избранная мною и одобренная Советом Академии тема в основном касается исторических истоков священнодействия, которое известно еще как раздаяние благодатного огня от Гроба Господня.    Едва ли можно указать еще какой-либо иной христианский обряд, который создал бы вокруг себя такую обширную литературу, как иерусалимский обряд святого огня. «У всех путешественников, побывавших в Иерусалиме и имевших случай провести здесь день великой субботы, пишет проф Дмитриевский, к какому бы он вероисповеданию ни принадлежал,каких бы убеждений не держался, непременно одно из первых мест в их заметках отводится описанию религиозной церемонии этого святого дня».    По описанию проф. Дмитриевского в настоящее время обряд совершается следующим образом. В конце утрени, когда архидиакон кончает евангелие и произнесет слова «Они же шедше утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею», в кувуклий Св. Гроба входят кандиловжигатели которые тушат в нем огни и наливают в лампады нового масла. Главный привратник Святогробского храма запечатывает двери кувуклии четырьмя восковыми печатями на шнурах. Около 2 часов дня греческий патриарх, в сопровождении епископов и прочего клира, в торжественной обстановке шествует в Святогробский храм. Здесь он южной дверью входит в алтарь св. Воскресения. За православным патриархом в такой же торжественной обстановке вступают в храм патриарх армянский и митрополит коптский (абун), которые занимают принадлежащие им в храме места.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3751...

В самой Италии также проживает около пятидесяти тысяч униатов албанского происхождения, бежавших оттуда в период гонений. В настоящее время они проживают в Южной Италии – в Калабрии и Сицилии. В 1917 году в Калабрии была образована епархия албанского обряда в Лунгро, управлявшаяся отдельным епископом, а в 1937 г. в Сицилии была создана еще одна епархия – Планенская – Албанская, подчиненная архиепископу Палермскому, который управляет ею через особого викарного епископа. Есть еще в Италии и прямые преемники монахов, живших в южной оконечности Аппенинского полуострова, включая Неаполь и Сицилию. В начале XI в. они покинули родные места из-за нашествия сарацинов и осели у самого Рима на холмах Фраскати, обосновавшись в известном аббатстве Гроттаферрата, которое и стало крупнейшим центром итальянского византийского обряда (речь о монастыре также шла выше). Остается сказать еще несколько слов о халдейском и армянском обрядах. Халдейский обряд происходит из некогда могущественной Несторианской Церкви. На начало 60-х годов униатов-халдеев насчитывается от 150 до 200 тысяч человек. Литургия халдеев – латинизированная несторианская, в основе своей очень древняя. Духовенства мало. Халдейский или восточно-сирийский обряд Римской Церкви окормляется Патриархом Вавилонским – Халдейским (не носящим титула Блаженства). Резиденция его в столице Ирака Багдаде. В настоящее время Патриархом Вавилонским является 56-летний Павел II Шейхо. Он, как и многие другие униатские патриархи, входит в состав соборной Комиссии по делам Восточных Церквей. В V веке по почину Вавилонского Халдейского Патриарха возник сиро-малабарский обряд в юго-восточной Индии, который сейчас могущественнее и сильнее, чем его древняя Мать- Церковь . Малабарцы помогают чем могут халдеям Ближнего Востока, например, устройством для них семинарии. Численность сиро-малабарских униатов превышает полтора миллиона верующих. Отметим еще раз, что, помимо сиро-малабарского (бывшего несторианского) обряда, у Римской Церкви в Индии есть еще и маланкарский (бывший якобитский). Эти два обряда различны и не зависимы один от другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Иларион присутствовал при освящении крестов нового армянского собора в Москве 24 октября, 2011. Новостная служба В Армянской Церкви освящение крестов нового храма является значимым событием в жизни нового прихода, после которого храм считается построенным. После завершения отделочных работ совершится великое освящение храма. 24 октября. ПРАВМИР. В воскресенье по приглашению главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви епископа Езраса Нерсисяна председатель Отела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион  присутствовал на совершении обряда освящения и миропомазания крестов нового армянского кафедрального собора во имя Честного и Животворящего Креста Господня в Москве. Обряд совершил Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II в сослужении епископата и духовенства Армянской Апостольской Церкви. Также при освящении присутствовал Президент Республики Армения Серж Саргсян, прибывший в Москву с трехдневным официальным визитом по приглашению Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, представители армянского государства, дипломатического корпуса, видные представители армянской диаспоры в России. В Армянской Церкви освящение крестов нового храма является  значимым событием в жизни нового прихода, после которого храм считается построенным. После завершения отделочных работ совершится великое освящение храма. После церемонии освящения митрополит Иларион побеседовал с Предстоятелем Армянской Апостольской Церкви и Президентом Армении и тепло поздравил их с окончанием очередного этапа строительства собора, пожелав скорейшего завершения отделочных работ. Он также высоко оценил уровеньотношений Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей, отметил вклад армянской диаспоры в жизнь современного российского общества. По его словам, новый храм станет центром духовной жизни армянской общины Москвы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-pri...

На Востоке теология и литургия брака сильнее вдохновлялась образом Св. Павла, сравнивавшего брак с союзом Христа и Церкви ( Еф. 5,22 сл.). Поэтому религиозный обряд венчания приобрёл фундаментальную важность уже с весьма отдалённых времён. Западная концепция брака, носившая типично юридический характер, была чуждой восточной ментальности, особенно чувствительной к мистическому значению брака. Св. Игнатий первым настаивал на том, чтобы христианские браки заключались с разрешения Епископа, «чтобы брак состоялся согласно Господу» (ut nuptiae secundum Dominum sint). В первые века христианства под браком «о Господе» подразумевался, как для Св. Павла, брак между христианами, а тем самым такой брак, который был заключён и в котором жили согласно христианским принципам. Тем не менее даже на Востоке в первые три века христианства христианский брак заключался в соответствии с обычаями; здесь не было каких-либо существенных различий между Западом и Востоком. Благословение супругов носило частный характер, и до IV века оно давалось Епископом или священником, который во время брачного торжества наносил визит новой семье. Из этих нерегулярных благословений к концу IV века развилось литургическое действо с молитвами и гимнами. Брак стал торжественным обрядом, в котором клир играл основную роль. Армянская Церковь первой признала обряд священнического благословения молодых существенным актом бракосочетания. В Собрании Канонов Апостолов (Collectio Canonum Apostolorum), включённым в Акты Собора в Аширисмате (365 г.), канон 33 гласит: «Человек сочетается браком благодаря деснице священника и его благословению» («Per dexteram sacerdotis manum eisque benedictionem homo in matrimonium coniungitur»). С V века церковное венчание является условием действительности брака, как явствует из канона 7 Собора в Шахапиване (444 г.). Это было заново подтверждено Синодом в Двине (719 г.), который в канонах 15 и 16 предписывает благословение священника как для первого, так и для второго брака. Именно эту дисциплину и соблюдала впоследствии армянская Церковь – как православная, так и католическая. Акты Армянского Собора 1911 года под 575 гласят: «У нас уже веками установлено, что действительными должны считаться те браки, которые заключаются перед лицом священника. Бракосочетание, заключённое без присутствия священника, недействительно» (Apud nos iam a saeculis invaluit, ut valida habeantur matrimonia quae coram sacerdote contrahuntur. Coniugium sine praesentia sacerdotes initum nullum est).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010