Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСПОВЕДЬ [греч. ξομολγησις; лат. confessio (peccatorum)], один из основных элементов таинства Покаяния в христ. Церкви; представляет собой устное или письменное изложение своих греховных поступков и помыслов перед священнослужителем в надежде обрести их прощение у Бога по молитвам Церкви. И. обычно сопровождают покаянные молитвословия и священнодействия над кающимися, а завершают чины разрешения от грехов и примирения с Церковью. О богословии таинства и о покаянных обрядах см. ст. Покаяние ; см. также Анафема , Говение , Духовник , Епитимия , Пост , Публичное покаяние и соответствующие разделы статей о разных литургических обрядах: Амвросианский обряд , Армянский обряд , Восточно-сирийский обряд , Галликанский обряд , Испано-мосарабский обряд , Коптский обряд , Римский обряд . Принятое в рус. дореволюционной традиции деление И. на 2 типа - общую (публичную) и частную (тайную) не вполне отражает разнообразие ее форм на протяжении истории. Основные критерии для выделения разных типов И.: кто является совершителем И.; участвует ли в И. вся церковная община и какова ее роль; в какой момент и как происходит разрешение от грехов; является ли И. повторяемой и насколько часто возможно ее совершение. Одним из распространенных типов И. в древней Церкви была И., связанная с т. н. каноническим покаянием (покаянной дисциплиной). Основным совершителем таинства в этом типе И. выступал епископ, отлучавший грешников и принимавший кающихся через возложение рук в присутствии всей общины, к-рая выступает свидетелем покаяния грешника, хотя само исповедание грехов чаще всего совершалось тайно (перед епископом или назначенным пресвитером). Епитимией всегда являлось отлучение от причащения на разные сроки. В древности прохождение канонического покаяния, а следов., и И. перед ним часто было однократным в течение жизни и уподоблялось «второму крещению». Эта форма И. официально не была отменена, однако постепенно вышла из употребления.

http://pravenc.ru/text/675011.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление 1. Введение Схождение Благодатного огня, важнейший обряд Православной Церкви, происходит в Храме Воскресения Христова в полдень Великой Субботы, накануне Пасхи по юлианскому календарю. Неизвестно, когда впервые появился этот обряд, но он без сомнения восходит к традиции и символике ранней Церкви: впервые о нем упоминает монах Бернард в середине IX века, возможно, что возник он во времена Карла Великого, когда паломничества на Святую Землю всячески поощрялись и стали очень популярными. В сущности, обряд символизирует триумф христианской веры, повторяемый из года в год, в ознаменование первой Победы после Голгофы. Патриарх входит в Кувуклию, расположенную над Гробом, в которой только на это время гасят все свечи и лампады, и происходит Чудо схождения Благодатного огня. Затем Огонь раздается огромному множеству людей, окружающих Храм и разносится по всему миру. До войны, Огонь, тщательно сохраняемый, добирался до самых дальних уголков России. Турецкое правительство, опасаясь, что фанатизм и возбуждение пасхальной толпы могут привести к массовым беспорядкам, обычно размещало большую воинскую часть внутри Храма и на его территории. 2. Совершение обряда Обряд совершает Православный Патриарх. Принимает участие также епископ Армянской апостольской церкви, единственный кто сопровождает Патриарха в Кувуклию, а также представители Коптской и Сирийской церквей, представители Эфиопской церкви не участвуют. По сути своей обряд является богослужением Православной Церкви, поэтому представители других конфессий предварительно получают разрешение у Православного Патриарха на участие, проходя в православный алтарь для выражения своего почтения. 3. Участники обряда Помимо Патриарха и епископа Армянской церкви в богослужении периодически участвуют следующие клирики и миряне: епископ, архимандрит, драгоман и […] Православной и Армянской церквей, мирянин от каждой из этих церквей и по одному представителю священства или мирян от Коптской и Сирийской церквей. От Коптской церкви часто представителем является мирянин, который приобрел привилегию получить Благодатный Огонь.

http://azbyka.ru/ceremoniya-shozhdeniya-...

Скачать epub pdf Актовая речь, произнесенная 9 октября 1949г. Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, глубокоуважаемые коллеги и дорогие гости! Совет Ленинградской Духовной Академии, в соответствии с существующей в русских Духовных Академиях многолетней традицией отмечать годичный акт докладом научно-богословского значения, в заседании своем 31 августа с.г. поручил мне сделать таковой доклад в настоящем торжественном собрании. Исполняя волю Совета Академии, имею честь доложить Высокому Ученому Собранию реферат на тему «К истории обряда святого огня, совершаемого в великую субботу в Иерусалиме». Избранная мною и одобренная Советом Академии тема в основном касается исторических истоков священнодействия, которое известно еще как раздаяние благодатного огня от Гроба Господня. Едва ли можно указать еще какой-либо иной христианский обряд, который создал бы вокруг себя такую обширную литературу, как иерусалимский обряд святого огня. «У всех путешественников, побывавших в Иерусалиме и имевших случай провести здесь день великой субботы, пишет проф Дмитриевский , к какому бы он вероисповеданию ни принадлежал,каких бы убеждений не держался, непременно одно из первых мест в их заметках отводится описанию религиозной церемонии этого святого дня». 1 По описанию проф. Дмитриевского 2 в настоящее время обряд совершается следующим образом. В конце утрени, когда архидиакон кончает евангелие и произнесет слова «Они же шедше утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею», в кувуклий Св. Гроба входят кандиловжигатели которые тушат в нем огни и наливают в лампады нового масла. Главный привратник Святогробского храма запечатывает двери кувуклии четырьмя восковыми печатями на шнурах. Около 2 часов дня греческий патриарх, в сопровождении епископов и прочего клира, в торжественной обстановке шествует в Святогробский храм. Здесь он южной дверью входит в алтарь св. Воскресения. За православным патриархом в такой же торжественной обстановке вступают в храм патриарх армянский и митрополит коптский (абун), которые занимают принадлежащие им в храме места.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Содержание     Актовая речь, произнесенная 9 октября 1949г.    Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, глубокоуважаемые коллеги и дорогие гости!    Совет Ленинградской Духовной Академии, в соответствии с существующей в русских Духовных Академиях многолетней традицией отмечать годичный акт докладом научно-богословского значения, в заседании своем 31 августа с.г. поручил мне сделать таковой доклад в настоящем торжественном собрании. Исполняя волю Совета Академии, имею честь доложить Высокому Ученому Собранию реферат на тему «К истории обряда святого огня, совершаемого в великую субботу в Иерусалиме».    Избранная мною и одобренная Советом Академии тема в основном касается исторических истоков священнодействия, которое известно еще как раздаяние благодатного огня от Гроба Господня.    Едва ли можно указать еще какой-либо иной христианский обряд, который создал бы вокруг себя такую обширную литературу, как иерусалимский обряд святого огня. «У всех путешественников, побывавших в Иерусалиме и имевших случай провести здесь день великой субботы, пишет проф Дмитриевский, к какому бы он вероисповеданию ни принадлежал,каких бы убеждений не держался, непременно одно из первых мест в их заметках отводится описанию религиозной церемонии этого святого дня».    По описанию проф. Дмитриевского в настоящее время обряд совершается следующим образом. В конце утрени, когда архидиакон кончает евангелие и произнесет слова «Они же шедше утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею», в кувуклий Св. Гроба входят кандиловжигатели которые тушат в нем огни и наливают в лампады нового масла. Главный привратник Святогробского храма запечатывает двери кувуклии четырьмя восковыми печатями на шнурах. Около 2 часов дня греческий патриарх, в сопровождении епископов и прочего клира, в торжественной обстановке шествует в Святогробский храм. Здесь он южной дверью входит в алтарь св. Воскресения. За православным патриархом в такой же торжественной обстановке вступают в храм патриарх армянский и митрополит коптский (абун), которые занимают принадлежащие им в храме места.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3751...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСМОГЛАСИЕ [Греч. κτηχος, κταηχα], система организации церковных напевов на 8 гласов, имеющих индивидуальные мелодико-формульные ладовые характеристики (см. в ст. Глас ). О. распространилось в Византийской империи и в более поздней греч. традиции, в слав. странах, Румынии, Армении (см. в ст. Армянский обряд , разд. «Церковное пение и гимнография»), в Грузии, Сирии (западносир. традиции - мелькитская и яковитская), в Египте (О. присутствует только в небольшом числе копт. рукописей) и на Западе ( григорианское пение и возникшее на его основе церковное многоголосие). В византийской церковно-певческой традиции В византийской церковно-певческой традиции возникновение и сложение системы О. следует отнести приблизительно к VII-VIII вв.; на это указывают соответствующие рубрики с упоминанием гласовой принадлежности отдельных песнопений в пространной версии иерусалимского Лекционария, сохранившегося в груз. переводе (списки: Sinait. iber. 37, 982 г.; Paris. georg. 3, X-XI вв.; лакургский (кальский) - НПБГ. 40, X в.; латальский - ИЭМС. М 635, X в.; см. изд.: Кекелидзе. Канонарь. 1912; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. 1959-1960). Т. о., есть основания предполагать палестинское происхождение визант. О., к-рому, возможно, предшествовала иная организация церковных напевов (см. в ст. Византийская империя , разд. «Церковное пение»). Существуют предположения, что осмогласный принцип сформировался веком ранее (см. анализ папирусов VI-VII вв.: Troelsgård. 2008. P. 668-679) или даже в IV-V вв. ( Фрейсхов. 2014). Последняя гипотеза может быть подвергнута сомнению, поскольку сведения почерпнуты из списков «Изречений египетских отцов», к-рые датируются значительно позднее (XI-XII вв.), чем собственно тексты (IV-VI вв.) (см. статьи Глас , Византийская империя , разд. «Церковное пение»; Лозовая. Модальный комплекс. 2011. С. 336-337. Примеч. 5). Восемь гласов делятся на 2 группы: 4 основных, или господствующих (κριοι), гласа и 4 плагальных гласа. Основные гласы могли называться также автентическими гласами, в т. ч. в ранних источниках (Sinait gr. 212, VII-VIII вв.; см.: Husmann. 1976; см. также статьи Автентический лад , Плагальный лад ). В трактате «Вопросоответник Псевдо-Иоанна Дамаскина о пападическом искусстве» (предположительно XIV в.) описаны 8 гласов, 4 основных и 4 плагальных: «Вопрос: а сколько существует разновидностей гласов? Ответ: восемь, то есть первый, второй, третий, четвертый и от них плагальные» (Die Erotapokriseis. 1997. S. 72). Финалисы (заключительные звуки напевов) плагальных гласов отстоят от финалисов соответствующих основных гласов на квинту вниз. Плагальная разновидность 3-го гласа в певческих книгах традиционно и почти неизменно называется термином βαρς (низкий), однако в теоретических текстах встречается и термин «плагальный третьего» ( Troelsgård . 2011. P. 61).

http://pravenc.ru/text/2581627.html

Митрополит Иларион присутствовал при освящении крестов нового армянского собора в Москве 24 октября, 2011. Новостная служба В Армянской Церкви освящение крестов нового храма является значимым событием в жизни нового прихода, после которого храм считается построенным. После завершения отделочных работ совершится великое освящение храма. 24 октября. ПРАВМИР. В воскресенье по приглашению главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви епископа Езраса Нерсисяна председатель Отела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион  присутствовал на совершении обряда освящения и миропомазания крестов нового армянского кафедрального собора во имя Честного и Животворящего Креста Господня в Москве. Обряд совершил Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II в сослужении епископата и духовенства Армянской Апостольской Церкви. Также при освящении присутствовал Президент Республики Армения Серж Саргсян, прибывший в Москву с трехдневным официальным визитом по приглашению Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, представители армянского государства, дипломатического корпуса, видные представители армянской диаспоры в России. В Армянской Церкви освящение крестов нового храма является  значимым событием в жизни нового прихода, после которого храм считается построенным. После завершения отделочных работ совершится великое освящение храма. После церемонии освящения митрополит Иларион побеседовал с Предстоятелем Армянской Апостольской Церкви и Президентом Армении и тепло поздравил их с окончанием очередного этапа строительства собора, пожелав скорейшего завершения отделочных работ. Он также высоко оценил уровеньотношений Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей, отметил вклад армянской диаспоры в жизнь современного российского общества. По его словам, новый храм станет центром духовной жизни армянской общины Москвы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-pri...

Перед обеднею все духовенство уже собрано было в алтаре греческого собора. Несметная толпа народа всех языков и вер закрывала все помосты, ступени и хоры. Гул толпы подобился дальнему шуму моря. Наружные врата были уже заперты; паша Шериф и муселим Иерусалимский с своими женами занимали одну из аркад ротонды Святого Гроба, и несколько отрядов регулярного египетского войска расставлены были в некоторых частях храма, особенно у Гроба Господня, для отстранения арабов; но арабы устремлялись к соборному греческому алтарю и сколько знаками, столько и словами просили у греческого митрополита защиты и изъявляли свое негодование на притеснение. Беспокойство возрастало… Достопочтенный старец митрополит Мисаил, получив приказание от сирийского паши начать службу, объявил, что, имея положительные опасения в нарушении благочиния церкви, он не может начать служения, если не допустят арабов исполнить обряд, утвержденный им фирманами султанов. Приказание паши было объявлено Митрополиту чрез драгомана армянского монастыря и замысел был слишком очевиден. Вскоре тот же посланный явился вторично в греческий алтарь с подтверждением того же приказания паши и дерзнул возвысить свой голос. Тут один из нас, исполнясь негодованием, принял речь и велел сказать сирийскому паше чрез греческого драгомана, что права, дарованные султанами и нынешним правителем Египта, нам известны, что нарушение этих прав слишком явно и что мы, будучи свидетелями того, что делается, и тех смятений, которые могут произойти, – берем на себя довести все это до сведения Мегмета-Али, и требовать суда виновнику происшествия. Эта речь произвела желаемое действие. Паша отступил от своего обещания армянам, – арабы получили дозволение исполнить свой обряд, но раздраженный паша вывел почти всех стражей, дабы в случае беспорядков обратить всю вину на греков и на нас. Радость и признательность арабов были невыразимы; сквозь решетки алтаря они посылали нам свои изъявления благодарности обычными знаками восточных народов и даже поцелуями. Шумное торжество их и возгласы – совершились; тогда растворились Царские двери греческого алтаря; толпа раздвинулась, открыв путь к Гробу Господню, – и разоблаченный митрополит в одном белом подризнике, со связкою незажженных свечей в руках, для принятия святого огня, направился к часовне Гроба Господня, предшествуемый всем духовенством в белых ризах, блестящих золотом. Митрополит удостоил дать нам место вслед за собою. Толпы диких и бунтовавших арабов пребыли мирны как агнцы, лишь некоторые вырывались иногда из рядов, чтоб поцеловать одежду митрополита или только коснуться ее, несмотря на все воспрещения и угрозы предводившего процессию янычара.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Патриарх Нерсес Петрос XIX огласил свое послание, посвященное скорбным событиям начала XX века в Османской империи. Обращаясь к собравшимся после завершения богослужения, епископ Воскресенский Савва сказал: «Мы вспоминаем трагические события столетней давности, когда в Османской Турции произошло массовое истребление христианского населения, среди которого большинство составляли армяне. Десятки тысяч армян были депортированы на территории современных Сирии, Ирака, Ливана и других стран. Немало людей было замучено по дороге или не вынесло тяжестей пути. Я посещал Музей геноцида армян в Ереване и был поражен масштабом страданий, которые перенес тогда армянский народ. Каждый посетитель этого музея узнает, что Россия и ее союзники в Первой мировой войне первыми выступили с осуждением геноцида армян, став инициаторами декларации от 24 мая 1915 года, в которой эти убийства были признаны преступлением против человечества. Наш народ и сегодня разделяет скорбь братского армянского народа. В наши дни армяне, живущие на Ближнем Востоке, вновь подвергаются геноциду. Пытаясь оправдать свои преступления религиозной риторикой, радикальные группировки сознательно стремятся превзойти преступления вековой давности: вновь убивают тысячи христиан только за то, что они христиане. Более того, радикалы намерены полностью искоренить древнее христианское присутствие в ближневосточном регионе — колыбели христианства». От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Савва передал пожелания мира и процветания Армяно-Католической Церкви. После богослужения был совершен крестный ход к установленному рядом с храмом в память о жертвах геноцида каменному кресту (хачкару). Католическое духовенство совершило молебен и освящение хачкара. Памятные мероприятия завершились традиционной армянской трапезой. Армянская Католическая Церковь, сохраняя богослужебный обряд Армянской Церкви, находится в полном единстве с Римско-Католической Церковью. Появившаяся в XV веке, на сегодня Армянская Католическая Церковь насчитывает более полумиллиона верующих и одиннадцать епархий по всему миру.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4058981...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАШТОЦ [Арм. ], богослужебная книга, требник Армянской Апостольской Церкви , к-рый содержит чинопоследования таинств, а также молитвы и чины освящений и благословений на разные случаи (см. также ст. Армянский обряд ). Происхождение названия традиционно связывается с именем св. Месропа Маштоца (V в.) или, согласно историку XIII в. Киракосу Гандзакеци , с именем арм. католикоса Маштоца I Егивардеци. В арменоведении более достоверным считается свидетельство Киракоса Гандзакеци. М. формировался с IV-V вв., сохраняя следы даже ряда древнейших обрядов, распространенных в дохрист. Армении. В процессе формирования М. участвовали святые Григорий Просветитель , католикосы Саак I Партев , Григор II Вкаясер , Нерсес IV Шнорали , Григор Татеваци и др. В М. вошли переводы цикла канонов и отдельных проповедей и молитв святителей Василия Великого , Григория Богослова , Ефрема Сирина , Кирилла Иерусалимского, а также самостоятельные сочинения ритуального содержания армянских авторов. Существует несколько типов М.: 1) малый, или «ручной», М. ((?), ) содержит обряды, совершаемые священником; 2) большой, или епископский, М. ( ) составлен из текстов обрядов рукоположения, вручения жезла, освящения храма, помазания, погребения священника, а также содержит большие благословения; 3) М. католикоса ((?) ), включающий обряды, совершаемые католикосом (помазание на царство, рукоположение во епископа, освящение мира и др.). В рукописных М. тексты канонов перемежаются с невмированными псалмами, шараканами, гандзами и тагами. В позднем средневековье появились сборники смешанного типа - М.-Гандзаран, М.-Тагаран, в которых появляются светские и народные таги и вохбы (плачи). Наличие канонических и неканонических песнопений в последованиях М., тенденция к т. н. открытым формам данных последований составляют основное отличие М. от др. арм. музыкально-богослужебных книг. Арм. писцы создали ряд образцовых М. К их числу относятся рукописи Матен. 1001 (IX-X вв.), N 457 б-ки Конгрегации ордена мхитаристов о-ва Сан-Ладзаро-дельи-Армени в Венеции (IX-X вв.), N 2027 б-ки Армянского Иерусалимского патриархата (1266).

http://pravenc.ru/text/2562736.html

В Свято-Владимирской семинарии (США) состоялась презентация нового издания по армянской и восточно-христианской литургике 15 декабря 2006 г. 14:45 На состоявшейся 6 декабря презентации нового научного сборника декан Свято-Владимирской семинарии ( Православная Церковь в Америке ) иерей Джон Эриксон и декан семинарии святого Нерсеса (Армянская Апостольская Церковь) протоиерей Даниэл Финдикян отметили, что сотрудничество двух духовных школ успешно развивается в течение десятилетий, сообщает сайт Свято-Владимирской семинарии . Свидетельством тому стал сборник «Богослужебные традиции в Армении и окружающих странах христианского Востока» под редакцией доктора Роберты Р. Эрвин. В основу издания легли материалы научного симпозиума, приуроченного к 40-летию семинарии святого Нерсеса. На презентации выступил доктор Павел Мейендорф, профессор литургического богословия Свято-Владимирской семинарии, который говорил о содержании книги и ее значении для современных исследований в области литургики. «Армянская литургия в значительной степени игнорировалась до настоящего времени, — отметил профессор, — поскольку церкви, следующие данной традиции, относительно немногочисленны, а их язык был недоступен западным ученым, представлявшим авангард литургических исследований. Однако в течение последних 50 лет произошел поворот в сторону сравнительной литургики. Важное значение приобрел армянский обряд, на которые оказали огромное влияние все основные литургические традиции, и который сам, в свою очередь, оказал на них влияние. С выходом в свет этой книги армянский обряд входит в основное русло литургических исследований». Доктор Мейендорф особо отметил первую статью сборника, принадлежащую перу ведущего литургиста Роберта Ф. Тафта: «Произносилась ли евхаристическая анафора тайно или вслух? Древняя традиция и что из нее получилось». Эта работа, посвященная «жгучей проблеме большинства современных церквей», «одна стоит целой книги», полагает профессор. Доктор Роберта Р. Эрвин, редактор издания, рассказала, что в книгу, охватывающую прошлое, настоящее и будущее литургических исследований, вошли работы как именитых, так и начинающих ученых. Она высоко оценила коллег из семинарии св. Нерсеса, находящихся, по ее словам, на переднем крае современной науки.

http://patriarchia.ru/db/text/171210.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010