5. Хозива. Мон-рь основан в V в. как лавра; в кон. V в. преобразован в киновию. Возрожден ИПЦ в кон. XIX в. План Новой лавры План Новой лавры 6. Лавра прп. Евфимия Великого (Великая лавра, Хан-эль-Ахмар, близ совр. г. Маале-Адумим, к востоку от Иерусалима). Основана до 428 г., заброшена в XII в. С XIII в. комплекс построек мон-ря использовался как караван-сарай (араб. Хан-эль-Ахмар). Согласно археологическим исследованиям, мон-рь, реконструированный в кон. V в., представлял собой одну из крупнейших обителей-киновий. Его комплекс был несколько меньше комплексов киновий прп. Феодосия и Мартирия, в плане имел почти правильную квадратную форму (54×65 м) и включал храм, отдельную церковь-усыпальницу прп. Евфимия, трапезные, кельи, окруженные стеной и составлявшие 2 внутренних двора, один из которых был доступен паломникам, а другой предназначался только для монахов. Главный храм, 3-нефная базилика (ок. 20×10 м), согласно Житию прп. Евфимия, освящен в 428/9 г., перестраивался последний раз после землетрясения ок. 660 г. ( Hirschfeld. 1993; Murphy-O " Connor. 2008. P. 334-337). Мон-рь в крепости Иродион. V–VII вв. Мон-рь в крепости Иродион. V–VII вв. 7. Мон-рь Капарвариха. Основан в 425 г. прп. Евфимием при помощи жителей расположенной рядом дер. Аристобулиас, после того как он покинул Фаранскую лавру. В VI-VII вв. бездействовал. 8. Мон-рь прп. Феоктиста (Нижняя Киновия; в Вади-эль-Мукаллик; в 15 км к востоку от Иерусалима), киновийный. Основан ок. 411 г. преподобными Феоктистом и Евфимием как лавра, но вскоре преобразован в общежительный мон-рь из-за больших трудностей в переходах от церкви к кельям по крутым склонам вади ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. S. 16-18). Главный храм был вырублен в скале; остальные постройки находились рядом с ним на уступе шириной в 25 м, который был укреплен снизу высокой подпорной стеной, частично сохранившейся. Главный вход расположен с запада; от него к храму вела длинная, вырубленная в скале лестница, по ее сторонам находились различные монастырские строения, нек-рые были перестроены в средние века. Вероятно, в VI в., в период расцвета, здесь жили неск. десятков монахов ( Hirschfeld. 1992. P. 34-36).

http://pravenc.ru/text/1237767.html

В 397 г. Руфин вернулся в Италию († 410). Блж. Иероним продолжал подвизаться в Вифлееме, где и скончался в 419/20 г. и был погребен в Св. пещере, поблизости от места Рождества Христова. Прп. Мелания Старшая скончалась в 405 г., но история мон-рей на Елеонской горе получила продолжение, когда там поселились ее внучка прп. Мелания Младшая († 439) и ее муж прп. Пиниан. В 30-х гг. V в. они основали муж. и жен. мон-ри, поскольку, вероятно, к этому времени мон-ри Мелании Старшей и Руфина пришли в упадок (Vita Sanctae Melaniae Junioris//AnBoll. 1889. Vol. 8. P. 19-63). В V в., по мере развития кризиса Зап. Римской империи и ее крушения, приток в Св. землю паломников из Зап. Средиземноморья постепенно сокращался. Мон-ри, основанные латиноязычными подвижниками и рассчитанные на прием пилигримов с Запада, неизбежно должны были прийти в упадок. Тем не менее жизнь в этих обителях продолжалась еще не одно столетие; могилы блж. Иеронима и его духовных учениц в Вифлееме сохранились до наст. времени. Паломники же из Вост. Римской империи продолжали прибывать. Обустройство странноприимных домов и монастырей, где они могли бы остановиться,- одна из главных забот имп. Евдокии, которая так же, как ранее благородные рим. дамы, приехала в Иерусалим паломницей, но затем осталась здесь навсегда. Важнейшее значение для дальнейшей истории монашества Палестины имела подвижническая деятельность прп. Евфимия Великого (ок. 377-473), к-рый пришел в Палестину как паломник в нач. V в. и некоторое время жил в мон-ре Фаран под Иерусалимом. В 411 г. Евфимий и его спутник прп. Феоктист из Каппадокии поселились в пещере у Вади-эль-Мукаллик, недалеко от Иерихона. Через неск. лет вокруг их пещеры сложился новый общежительный мон-рь, настоятелем к-рого стал Феоктист. В нач. 20-х гг. IV в. Евфимий отправился в странствие по окрестным пустынным местам, но через неск. лет вернулся и поселился в пещере недалеко от мон-ря Феоктиста и дал основание новому мон-рю - лавре (араб. Хан-эль-Ахмар). В 428/9 г. свт. Иувеналий Иерусалимский освятил для лавры Евфимия монастырский храм. За свою долгую жизнь прп. Евфимий стал духовным отцом для монахов, пастырей и всей христ. общины ИПЦ ( Cyr. Scyth. Vita Euthym.). Со времени становления его лавры монашество начинает во многом определять жизнь Церкви Палестины. Из числа монахов вышли большинство известных нам Иерусалимских патриархов, епископов и церковных писателей 2-й пол. V-VII в. Расцвет христианства в Палестине (451-636)

http://pravenc.ru/text/293788.html

3.      Монастырь архидиакона Стефана в Иерусалиме. Основан императрицею Евдокиею, супругою Феодосия Младшего, близ созданного ею храма Первомученика архидиакона Стефана 402 . 4.      Монастырь Гавриила в окрестностях Иерусалима, к востоку, в долине 403 . 5.      Монастырь св. мученика Леонтия 404 . 6.      Монастырь Мартирия. Основан патриархом Мартирием недалеко от Елеонской горы, к востоку 405 . Ныне остались развалины этого монастыря 406 . 7.      Монастырь к юго-востоку от Хеврона близ Аристовулиады, в пустыне Зиф 407 , основанный св. Евфимием Великим. 8.      Монастырь Романа, находившийся близ Фекои. Роман, ученик Елпидия, игумена обители Пассариона в Иерусалиме, последователь оригенистов, за свое упорство был изгнан из своей обители 408 . 9.      Монастырь Метопин. Основан Марином, учеником Евфимия Великого. Ныне место его называется Хирбет-дзубб-ер-Рум 409 . 10.      Монастырь на Сионе, основан был Маркианом, пресвитером и сосудохранителем храма Воскресения, впоследствии епископом Севастийским 410 . 11.      Монастырь близ Вифлеема, основан Маркианом, спутником Елпидия 411 . 12.      Монастырь Евсторгия в Иерусалиме. В нем полагал начало подвижничества преподобный Кириак 412 . 13.      Монастырь патриарха Илии в Иерусалиме. Илия, сделавшись первосвятителем Святого града, собрал иноков, подвизавшихся отдельно близ башни Давидовой на Сионе, и поместил их в свою обитель. Она была устроена близ патриаршего дома у храма Воскресения 413 . 14.      Иерихонские монастыри патриарха Илии. Они находились в окрестностях Иерихона 414 . 160 См.: Ueber die alten Lauren und Klöster in der Wüste Juda v. Marti//Zeitschrift des Deucschen Palästina Vereins. Bd. 3. 161 Современные исследователи полагают, что развалины лавры Евфимия Великого (араб. Хан эль-Ахмар) находятся в 8 км к востоку от Иерусалима, в центре промышленной зоны Мишор-Адуммим. – Примеч. ред. 164 Мелитина – главный город Малой Армении , провинции Римской империи, ныне Малатья в Турции. Город этот замечателен мученическою кончиною св. Полиевкта (9 января).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поездка на восток: Иерихон и Мертвое море Дорога в Иерихон После Вифании от Иерусалимского шоссе, проложенного в 1936 г., ответвляется налево дорога к «источнику Апостолов» (Айн Аль- Гауд) – библейскому Ен-Шемешу, находившемуся на северной границе удела Иудина (см. Нав. 15, 7 ). Но мы едем прямо – мимо греческого Марфо-Мариинского монастыря (монастырь Встречи), о котором мы уже говорили. Разрезая на своем пути один за другим, словно большие караваи, холмы пустыни, шоссе круто спускается от Иерусалима к Мертвому морю и позволяет доехать до Иерихона быстрее чем за час. Уши закладывает как в самолете: ведь Иерусалим лежит на высоте 750 м над уровнем моря, а Мертвое море на 392 м ниже его, так что разность высот составляет почти 1200 м, а перепад давления около 100 мм ртутного столба. На пятнадцатом километре от Иерусалима будет поворот к Хан аль-Ахмар, где находятся развалины Лавры Евфимия Великого (†473). На восемнадцатом километре – Хан Хатрур, «Гостиница Доброго Самарянина» («хан» по арабски означает «гостиница», «постоялый двор»). Сюда, по преданию, привез Добрый Самарянин из евангельской притчи найденного им на дороге раненого и ограбленного человека. ...В Евангелии от Луки рассказывается, как один законник, искушая Спасителя, спросил: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус сказал: посмотри, что написано в законе. И тот отвечал: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего твоего как самого себя, и тогда Иисус сказал: ты правильно ответил, так поступай и наследуешь жизнь вечную. Тогда законник, пытаясь уловить Учителя, задал знаменитый вопрос: а кто мой ближний? На это Иисус и ответил притчей. Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино, и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем, а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Рассказав эту притчу, Спаситель спросил: Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? И законник вынужден был ответить: оказавший ему милость ( Лк. 10, 25–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Она была засеяна хлебом. Эта равнина далеко расстилается с севера на юг и собой составляет как бы широкую ступень, до которой и от которой горный кряж наклонно понижается к Иерихону. Отсюда ясно видны впереди развалины древней Адумимской крепости на вершине остроконечного холма. Около 25 минут мы ехали поперек сей равнины, которой название Биссамек, – маслянистая, выражает ее плодородие, и спустились в долину Сидыр (в 11час. без 5мин.). Тут растут колючие дерева с кисленькими ягодами, немного более крупной рябины. Этот вкусный плод, называемый дум (кровавик по цвету его), утоляет жажду; арабы сбивают его палками. От слабого сотрясения думы летят на землю, словно дождевые капли. Спустя 15 минут езды Сидырская долина отклонилась вправо к Мертвому морю. В том месте, где она поворачивает к юго-востоку, слева, впадает в нее юдоль Шааб-Лярд (12час. 10мин.). Тут одиноко стоит большое дерево сидыр, а бока долины живописно испещрены каменными пластами черно-багрового цвета, как бы многолинейными и дугообразными карнизами. Видно, что тут некогда работал огонь. У поворота Сидырской долины мы поднялись на известковую площадь, называемую Фугур-ид-Дабар, которая определяла северную границу колена Иудина 2 , и скоро спустились в овраг у подошвы Ляхмарского возвышения, а из оврага поднялись на это возвышение и спешились в развалинах хана для краткого отдыха и для обозрения смежной крепости, которая нам видна была с дороги. Хан называется ел-Ахмар, по нашему красный, потому что земля около него красная. По словам проводников наших, он разорен был предводителем геджасских бедуинов, бени-Гляль, из Неджа, шехом абу-Зед-ел-Гиляли. Это здание построено было в виде продолговатого четвероугольника. Но теперь только на северной и западной линиях его торчат куски ограды, складенной из тесанных камней; прочие же стены срыты до оснований. В хан люди входили с южной стороны. Тут, у полуразрушенных ворот, в юго-западном углу, помещена мечеть. Крыши на ней уже нет. Над входом в нее видна разоренная арабская надпись. Среди просторного двора устроена глубокая цистерна; но воды в ней не было. У хана подле дороги, вправо, немалая пещера укрывает странников под своей тенью. С этого перепутья ясно видны на западе Елеонская гора, на севере – библейское село Роммон, стоящее на высоком холме, и недалеко от него гора Асор, на востоке же – Заиорданские горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

146 Марти признает необходимым искать место Св. Евфимия гораздо севернее Мерт, и склоняется к мнению Тоблера, что она находилась южнее хан-ел-Хасрура (быть может в хан ес-Сахль). 147 Хан-ес-Сахль представляет в настоящее время развалины, по своему виду достойные особенного внимания, и указывающие на то, что в этой местности был сперва не Хан (хан – постоялый двор), а монастырь. 148 То описание лавры Св. Евфимия, какое находится в его житии, развалины цистерн и остатки церкви в ханеес-Сахль побудили Фуррера заявить, что здесь именно и нигде в другом месте должно искать монастырь Св. Евфимия. 149 Мнение Марти и Фуррера подробно обосновано в статье Рисса, специально посвященной описанию топографического положения монастыря Св. Евфимия. 150 У Рисса сведены в одно показания самого Кирилла и свидетельства целого ряда путешественников относительно положения монастыря Св. Евфимия (Фоки Стефана Савваита, Епифания Иерусалимского, автора πδειξις τν εροσολμων. Обобщение этих сведений привело Рисса к следующему выводу: должно стоять вне всякого сомнения то, что лавра Евфимия, затем киновия, находились в окружности хан-ес-Сахль (иначе хан-ел-Ахмар) и что хан-ес-Сахль и есть, именно, место этого монастыря. 151 К этому мнению, как вполне согласному с данными, находящимися у тщательного историка Кирилла, должны присоединиться и мы, отвергнув как вышеупомянутое мнение Шика, так и ни на чём не основанное предположение некоторых русских исследователей ( А.С. Норова , арх. Леонида) 152 о положении лавры Евфимия на чтимой ныне палестинскими мусульманами горе неб-Мса. В климатическом отношении, избранное Св. Евфимием для монастыря место, представлялось весьма удобным. То обстоятельство, что лавра была расположена на небольшом холме, окруженном со всех сторон величественными долинами, делало всю местность весьма мягкой и достойной удивления; климат в ней всегда был умеренный; она теплее холодных мест и прохладнее жарких, суше влажных и влажнее сухих. 153 По освящении лавры Евфимий принялся устраивать помещения для братии, заботясь о том, чтобы все необходимое для подвижников, находилось в самой лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5) Монастырь в пустыне Зиф (на юго-востоке от Хеврона), между Абарисом (Адорим?) и селением Аристовулиадой, в окрестностях тех пещер, в которых укрывался Давид от гонения Саула, как сказано в житии прп. Евфимия. Место это доселе еще никем не было исследовано. 6) Монастырь Мартириев, основанный аввою Мартирием, учеником прп. Евфимия (был впоследствии Иерусалимским патриархом), в 15-ти стадиях от лавры прп. Евфимия, при небольшой пещере. В житии прп. Евфимия монастырь этот назывался «великим и славным». Развалины его указывают в стороне от дороги, ведущей из Иерусалима к лавре прп. Евфимия (Неби-Муса), в виду лавры (сходно с указанием в одном месте из жития преподобного Евфимия), на месте, называемом арабами Ель-Мелааб (от неровности места, окруженного со всех сторон холмами). Самые эти развалины арабы называют Хан-Ахмар – красный хан, вероятно, по коричневому цвету полей, его окружающих, которые принадлежат вифанским феллахам. 7) Монастырь прп. Феодосия, друга и спостника прп. Саввы Освященного, основанный около той пещеры, в которой, по преданию, ночевали волхвы, возвращаясь из Вифлеема иным путем (т. е. не чрез Иерусалим) в страну свою. О месте сего монастыря в житии прп. Саввы упомянуто в следующих словах: «авва Феодосий жил к западу от лавры, расстоянием стадий около 35, и там, при содействии Христа, основал весьма славную киновию». 8) Лавра, или келья, Хузивы, построенная, как говорит предание, на том месте, где постился Иоаким «неплодства ради». Здесь, сказано в житии прп. Саввы, в его время сиял добродетелями св. Иоанн Хозевит, основатель этой обители, впоследствии епископ Кесарии Палестинской. Развалины этой обители находятся в потоке Куттилийском (который в верховьях своих, протекая чрез пустыню Фаран, называется Фара) недалеко от Иерихонской дороги. Испытав общую судьбу обителей пустыни св. града, то есть будучи разорена от варваров, лавра прп. Хозевита в XVI столетии была временно восстановлена какими-то двумя любителями безмолвия, но вскоре опять запустела. Любопытные развалины ее с хорошо сохранившимися фресками и надписями в усыпальнице, по своей недоступной местности, редко посещаются путешественниками. Ниже лавры, в том же потоке, видны небольшие развалины, которые называются, по преданию, скитом Георгия Хозевита.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

4) Лавра Пр. Евфимия, обращенная по его кончине в киновию, чрез что и уцелели до позднейшего времени ее развалины. Турки по овладении Палестиною обратили ее в свой монастырь, вероятно из уважения к местному преданию о благодеяниях, оказанных святым мужем, здесь погребенным, для окрестных жителей. Монастырь этот мусульмане (привыкшие искажать христианские предания) назвали по-своему монастырем пророка Моисея, Неби-Муса. Нельзя сомневаться, что он стоит на развалинах знаменитой обители, промыслительно сберегая от конечного забвения гроб святого отца иночествующих этой пустыни. 5) Монастырь в пустыне Зиф (на юго-восток от Хеврона), между Абарасом (Адорим?) и селением Аристовулиадою, в окрестностях тех пещер, в которых укрывался Давид от гонения Саула 13 , как сказано в житии преподобного Евфимия. Место это доселе еще никем не было исследовано. 6) Монастырь Мартириев, основанный аввою Мартирием, учеником преподобного Евфимия (был впоследствии Иерусалимским Патриархом,) в пятнадцати стадиях от лавры Пр. Евфимия, при небольшой пещере. В житии преподобного Евфимия монастырь этот называется «великим и славным». Развалины его указывают в стороне от дороги, ведущей из Иерусалима к лавре преподобного Евфимия (Неби муса), в виду лавры (сходно с указанием в одном месте из жития преподобного Евфимия), на месте, называемом арабами Ель-Мелааб (от неровности места, обставленного со всех сторон холмами). Самые эти развалины арабы называют Хан-Ахмар – красный хан, вероятно, по коричневому цвету полей, его окружающих, которые принадлежат вифанским феллахам. 7) Монастырь Пр. Феодосия, друга и спостника преподобного Саввы Освященного, основанный около той пещеры, в которой, по преданию, ночевали волхвы, возвращаясь из Вифлеема иным путем (т.е. не чрез Иерусалим) во страну свою. О месте сего монастыря в житии преподобного Саввы упомянуто в следующих словах: «Авва Феодосий жил к западу от лавры расстоянием стадий около 35 и там, при содействии Христа, основал весьма славную киновию». 8) Лавра или келья Хузивы, построенная, как говорит предание, на том месте, где постился Иоаким «неплодства ради». Здесь, сказано в житии преподобного Саввы, в его время сиял добродетелями святой Иоанн Хозевит, основатель этой обители, впоследствии епископ Кесарии Палестинской. Развалины этой обители находятся в потоке Куттиллийском (который в верховьях своих, протекая чрез пустыню Фаран, называется Фара), не далеко от Иерихонской дороги. Испытав общую судьбу обителей пустыни Святого Града, то есть будучи разорена от варваров, лавра Пр. Хозевита в XVI столетии была временно восстановлена какими-то двумя любителями безмолвия, но вскоре опять запустела. Любопытные развалины ее, с хорошо сохранившимися фресками и надписями в усыпальнице, по своей недоступной местности редко бывают посещаемы путешественниками. Ниже лавры, в том же потоке, видны небольшие развалины, которые называются, по преданию, скитом Георгия Хозевита.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Что же подвигло его на возведение церкви в Марде, если не существование там в его время монашеского общества типа лавры? Справедливости ради следует сказать, что приемлемые ответы на эти вопросы могут быть получены и в рамках предположения Патриха о времени возникновения лавры Марда.    Так или иначе, в Масаде имеются и церковь, и часовня при келье. Датировка их строительства в соответствующих разделах приводится в согласии с версией Патриха.     Внешние ссылки: Евфимий Великий (толковая краткая статья с одной бросающейся в глаза ошибкой: Евфимий умер не в пустыне Зиф, а в основанной им лавре – сегодня урочище Хан эль-Ахмар в промзоне Мишор-Адумим, – т. е. в пустыне Кутила (Кофила)).     Источники: 1. Кирилл Скифопольский. Житие иже во святых отца нашего Евфимия Великого. 2. Кирилл Скифопольский. Житие преподобного отца нашего Саввы Освященного. 3. Робинсон, Эдвард, Смит, Илай и др. Библейские исследования в Палестине и прилегающих областях: дневник путешествий в 1838 и 1852 гг. (Biblical Researches in Palestine and the Adjacent Regions: A Journal of Travels in the Years 1838 & 1852, by Edward Robinson, Eli Smith and others). L., John Murray, 1856. 4. Кондер, Клод Ренье, и Китченер, Горацио Герберт. Обзор западной Палестины: записки о топографии, орографии, гидрографии и археологии. Т. 3. (Conder, Claude Reignier & Kitchener Horatio Herbert. “The Survey of Western Palestine: Memoirs of the Topography, Orography, Hydrography and Archeology”, Vol. 3. London, 1881. (На англ.) 5. Священная библиотека, или Исследования и заметки о вещах, связанных с библейской литературой и теологией. Под ред. Э. Робинсона. (Bibliotheca Sacra, or Tracts and Essays on topics connected with Biblical Literature and Theology. Ed.: Edward Robinson.) NY & L., Wiley & Putnam, 1843. (На англ.) 6. Féderlin, J.-L. Récherches sur les laures et monastères de la plaine de Jourdain et du désert du Jérusalem. La Terre Sainte, 19 (1902), 20 (1903), 21 (1904). 7. Хиршфельд, Изхар. Перечень византийских монастырей в Иудейской пустыне. (Hirschfeld Y., “List of Byzantine Monasteries in the Judean Desert”.) В книге “Christian Archeology in the Holy Land. New Discoveries”. Jerusalem, Franciscan Printing Press, 1990. (На англ.) 8. Хиршфельд, Изхар. Пустыня Святого Града. Монастыри Иудейской пустыни византийского периода. Иерусалим, изд-во «Яд Ицхак Бен-Цви», 2002. (На иврите.)

http://sobory.ru/article/?object=16371

Патриарх Иерусалимский (после 1 июня 478 - 13 апр. 486). Происходил из Каппадокии; подвизался сначала в пустыне Нитрия в Египте. Ок. 457 г. М. бежал оттуда вместе с мон. Илией (Иерусалимский патриарх свт. Илия I (II) в 494-516), когда в Александрийской Православной Церкви временно возобладала монофизитская партия и монахи-халкидониты подверглись преследованиям. М. и Илия поселились в Великой лавре св. Евфимия Великого (ныне Хан-эль-Ахмар) близ Иерусалима ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 48). Спустя краткое время М. основал свой мон-рь, в к-ром пребывал в безмолвии. Мон-рь Мартирия впосл. стал киновийным, находился он в 2 км к западу от лавры св. Евфимия (Хирбат-эль-Мурассас, в 8 км к востоку от Иерусалима; монастырь был заброшен уже в VII в., сохранились руины и неск. напольных мозаик; см. ст. Иудейская пустыня ). М. неоднократно сопровождал св. Евфимия во время его походов в пустыню, где подвижники проводили много дней без воды и пищи (Ibid. 55). М. и Илия были среди тех иноков, которые с великой скорбью оплакивали смерть св. Евфимия в 473 г. После этого патриарх Анастасий I Иерусалимский рукоположил М. и Илию во пресвитеров и ввел в состав клира Гроба Господня (Воскресения Христова) храма (Ibid. 61). М. некоторое время жил в Иерусалиме. В 478 г., после смерти патриарха Анастасия, в Иерусалимской Православной Церкви вновь обострился конфликт между православной и монофизитской монашескими партиями, к-рый в предыдущие годы удавалось отчасти сдерживать. На Патриарший престол претендовал Геронтий, промонофизитски настроенный игумен мон-ря св. Мелании на Елеонской горе. Однако большинство епископов поддержали кандидатуру М. Противостояние партий оставалось главной проблемой Церкви в годы Патриаршества М. Оно осложнилось тем, что в Византии в 474-476 гг. случилась гражданская война между императорами Зиноном и Василиском , в которой богословские разногласия также играли существенную роль. Позиция М. по этим вопросам была неоднозначна. Церковный историк Псевдо-Захария (нач. VI в.; см. Захарии Ритора хроника ) сообщает, что М. вскоре после своего восшествия на престол отказался признавать «Антэнкиклион», прохалкидонитский вероучительный документ, изданный имп. Василиском в 476 г. Выдержки из послания М. приведены Псевдо-Захарией ( Zach. Rhet. Hist. eccl. V 6). М. объявил себя сторонником богословского компромисса: признав 3 первых Вселенских Собора, он перестал считать обязательными все прочие, в т. ч. Халкидонский. Спустя несколько лет подобная позиция получила подкрепление, когда в К-поле патриарх Акакий и имп. Зинон издали «Энотикон» . Монофизиты могли трактовать позицию М. как стремление присоединиться к ним. Однако скорее всего письмо М. отражает процесс поисков уступок монофизитам, которые были необходимы М. для заключения объединительного соглашения в Иерусалимской Церкви.

http://pravenc.ru/text/2562468.html

  001     002    003    004    005