14-е Свв. мучч. Назария, Гервасия, Протасия, Кельсия, Виталия и супруги его Валерии Св. Назарий Римлянин был сын Еврея Африкана и христианки Перпетуи, принявшей св. крещение от св. Апостола Петра. Достигнув совершеннолетнего возраста, Назарий пожелал посвятить себя просвещению язычников и отправился проповедовать веру Христову в разные города. – Придя в Медиолан, где в то время Неронова гонения содержались в темнице христиане Гервасий и Протасий, братья-близнецы, Назарий за посещение их и за вспоможение им подвергся мукам и был изгнан из города. Отсюда отправился он в Галлию, крестил между прочими юношу Кельсия, уроженца города Медиа (Кимелла – близ Ниццы), которого мать отпустила и сопутствовать крестившему его. Продолжая путешествие с целью проповеди, Назарий не раз подвергался побоям и заключению в оковах в темнице. Возвратясь в Медиолан, где ещё содержались в темнице Гервасий и Протасий, он снова посещал их вместе с Кельсием, и за это оба они были схвачены и обезглавлены по повелению правителя Анулина. Вскоре после того были преданы смерти и Гервасий с Протасием, – Гервасий был до смерти засечён оловянными прутьями, а Протасий обезглавлен. – Мощи этих мучеников были открыты св. Амвросием Медиоланским , который таким образом передаёт об этом событии: – «когда в прошедшую св. Четыредесятницу, после причащения св. Таин, я ночью молился, то, задремав, увидел двух юношей, молящихся с воздетыми руками. Когда я очнулся, они стали невидимы. Не зная, как объяснить это видение, не зная, от Бога ли оно, я усиленно постился и в следующую ночь увидел то же видение. В третью ночь явились мне те же юноши уже не спящему, но удивляющемуся, и явились в сопровождении св. Апостола Павла, каким изображают его на иконах, и сказал мне Апостол: – эти юноши, послушав слов моих, презрели мир и богатство и последовали Господу нашему Иисусу Христу. Отрешившись от всех земных и плотских желаний, они прожили здесь, в Медиолане, служа единому Богу, и удостоились быть мучениками за Христа, тела которых ты обретёшь на том месте, где молишься...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1 . Небо и земля состязаются между собою в настоящем торжестве, (посвященном) памяти апостолов. С одной стороны, небесные силы почтительными голосами прославляют возращенное апостольскими трудами учение, так как через апостолов же стало известно им таинство домостроительства, как восклицает Павел: «дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» ( Ефес.3:10 ). С другой – и люди на земле усиливаются сложить достойную хвалу в честь первоверховных, трудами которых устроилось их спасение. Что выше Петра? Что равно Павлу? Они и словом и делом превзошли всякое создание небесное и земное. Облеченные бренным телом, они оказались выше ангелов. Что же скажем мы в похвалу этим наставникам земных и небесных? Не нахожу для похвалы слов, достойных тех, которые составляют похвалу рода нашего, которые обошли всю земли и море, истребили самые корни греха и в сердцах неверных людей насадили семена благочестия. Петр – вождь апостолов; Павел – учитель вселенной и соучастник небесных сил. Петр – узда ослепленных иудеев; Павел – наставник язычников. И заметь превосходящую все мудрость Владыки. Петр избрал Он из рыбаков, Павла – из делателей палаток. И это сделано было на пользу: через это возвышалась слава иудеев. И вот что поручил Господь этому рыбаку: «пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир « ( Мф.17:27 ). Море здесь в словах Спасителя означает непостоянство беззаконных иудеев, улица – искусное слово учения, под рыбой же разумеется закон; отверсти уста его – значит истолковать его, а найти в нем статир – значит духовно осудить его. Павлу, как делателю палаток, Господь поручил язычников, чтобы их, лишенных покрова закона и благодати, он облек в одежду, окрашенную водою и кровью Господнею: »иди, – говорит ему сам Господь, – Я пошлю тебя далеко к язычникам» ( Деян.22:21 ). О, блаженная двоица, верно уловившая души всего мира! Петр – начало правой веры, великий священноделатель Церкви, наставник христиан, сокровище вышних сил, апостол, облеченный честью от самого Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

I раздел Настоящий вопрос имеет свою многовековую историю. Возникновение его восходит ко временам апостольским, когда в недрах самой церкви Христовой появились различного рода еретики и раскольники, отделившие себя от единства веры и духа. Таковы были еретики: Симон волхв, называвший себя богом и допускавший безнравственные действия, – Менандр, выдававший себя за высшее существо и говоривший, что крещение в его имя сообщает бессмертие, – Керинф, признававший Господа И. Христа обыкновенным человеком, – Николаиты, последователи одного из семи диаконов, считавшие тело произведением злого начала и проповедовавшие разврат, – Евиониты, строгие блюстители закона Моисеева и не признававшие божества И. Христа и др. Уже в посланиях свв. апостолов Петра и Павла встречаются указания на противохристианские и безнравственные начала, лежащие в основе учения всех этих еретиков и особенно выразительно говорит о них верующим св. апостол Иуда в послании, известном под его именем. Одновременно с появлением еретиков неизбежно возник вопрос и о способе принятия в церковь тех из них, которые с искренним раскаянием искали общения с ней. Пока отпадения от православной церкви ограничивались людьми, крайне заблуждавшимися, каковы, например, были симониане и николаиты, отрицавшие основные начала христианской веры и нравственности, вопрос о способе принятия еретиков не представлял серьезных затруднений. Каждый предстоятель церкви – епископ мог легко знать, как ему поступить при введении в ограду св. церкви таких лиц, которые от рождения своего были почти совсем чужды христианской веры. Таких людей обыкновенно принимали в церковь , как язычников, – чрез св. крещение. Совершенно иначе стало дело, когда среди отпадших начали появляться такие общества, которые мало чем отличались от православной церкви, ибо содержа одинаковую с ней веру, они имели у себя преемственную от свв. апостолов трехчинную иерархию и семь таинств, отделяясь от церкви лишь из-за некоторых обрядовых и дисциплинарных особенностей. Таковы были донатисты и новатиане. Что было делать с сими заблудшими, при обращении их с раскаянием к православной церкви? Оставлять ли в силе совершенные над ними вне церкви неповторяемые таинства: крещение, миропомазание и хиротонию, если из обращавшихся были священные лица или вновь совершать над ними названные таинства?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

VI. Замечательнейшия посещения обители I. Посещение митрополита Михаила В 1819 году, 16-го июля, посетил Валаамский монастырь высокопреосвященный Михаил, митрополит Новгородский и С. – Петербургский. Он прибыл в обитель на трех лодках в сопровождении Выборгского собора протоиерея Лошневского, Валаамского иеромонаха Макария, управлявшего монастырскими ловлями на реке Кюмени, двух иеродиаконов Александро-Невской лавры, четырёх певчих, келейника и прочих духовных и светских лиц. На пристани, под горою, при колокольном звоне, встретили владыку настоятель с братиею в облачениях, с хоругвями и крестом. Осенив своим благословением братию, архипастырь шествовал в собор, где, по кратком молитвословии, с амвона, с крестом в руках, говорил братии приветственную речь; потом вся братия прикладывались ко кресту. Из собора святитель отправился в храм Преподобных, потом в келию настоятеля. На другой день, 17-го числа, после ранней литургии, отправленной в церкви св. Апостол Петра и Павла, владыка посетил пещеру схимонаха Никона и пустынные кельи. Вечером, по его желанию, отправлено было всенощное бдение во храме Преподобных; архипастырь сам выходил на литию и на величание и всех помазывал освященным елеем. 18-го числа со славою шествовал он в собор для совершения поздней литургии; во время служения благословил настоятелю палицу и двух рясофорных посвятил в стихарь; по литургии с амвона говорил проповедь и трапезовал с братиею в общей трапезе. Вечером посетил скит. 19-го числа архипастырь, по случаю погребения Братского духовника иеромонаха Игнатия, слушал литургию во храме Живоносного Источника, и по отпевании, проводил старца до могилы. Потом осматривал церкви, новую больницу, рухольную, библиотеку, ризницу, посетил кельи многих братий и просматривал монастырский устав; 20-го числа архипастырь служил литургию в соборе и, по литургии, говорил проповедь; потом, простясь с братиею, отправился в Сердоболь. II. Государь император Александр на Валааме 91 В августе 1819 года на Валааме разнеслось известие о путешествии Его Величества Александра и к 10 числу ожидали прибытия его в город Сердоболь из Архангельска.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VI. Монастырское гостеприимство Окружённая водами бурного Нево и отделенная от С.-Петербурга на 300 верст каменистыми горами Финляндии и самою бедностию селений, лежащих по дороге, Валаамская обитель в течение трёх четвертей года редко видит посетителей русских; единственными её гостями тогда бывают бедные жители окрестных берегов Ладожского озера, которые, впрочем, как ближайшие соседи, посещают её круглый год; число этих посетителей в течение года восходить до семи и восьми тысяч. Для приюта им под монастырскою горою выстроен, как мы видели, во всех отношениях удобный каменный странноприимный дом. По два и по три дня, а иногда по неделе и более, за непогодой, гостят нищие в обители: она питает их, снабжает при отправлении в дорогу хлебом, подаёт по возможности кому платье, кому сапоги, в случае особой надобности – и деньги; уделяет также разные семена для посева, много сена, соломы, огородных овощей. Бедность окрестного края до того велика, что не имея почти обуви, в самом ветхом рубище, в глубокую зиму, для того, чтобы несколько дней пожить на монастырском продовольствии и получить подаяние на дорогу, жители его пускаются по озеру в монастырь, – и нередко за несколько верст от обители, или даже и среди дороги находят их замершими от великой стужи. Многие из окрестных жителей болеют глазами, золотухой, и по неимению у себя средств к врачеванию, прибегают к монастырской помощи: безденежно из монастырской аптеки, с должными наставлениями об употреблении, выдаются им разные медикаменты. Особенно значительно стечение окрестных жителей в монастырь издавна бывает на день Благовещения Пресвятой Богородицы и на праздник св. Апостол Петра и Павла. На первый праздник их бывает до 900, а во второй – до 4000 человек. Некоторые из них приезжают в монастырь по обещанию. Добрые корелы, в своих многообразных скорбях и болезнях, часто не находят и не могут найти никакой помощи от своих ближних; тогда с живою верою и пламенною молитвою обращаются они к преподобным отцам Сергию и Герману. Небесные жители, св. Угодники, внемлют молитве их. Признательные корелы, получив помощь от Валаамских чудотворцев, служат Им благодарственные молебны, ставят свечи пред многоцелебными мощами Их и рассказывают в монастыре о своём чудесном избавлении. Чистосердечные рассказы о чудотворениях, по надлежащей поверке, записываются в особый сборник чудес преподобных и Богоносных отец наших Сергия и Германа Валаамских чудотворцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

     В апостольском чтении Недели о Самаряныне мы встречаем первый из трех случаев употребления в Библии слова «христианин». Перед тем как обратиться к данному стиху, скажем, где еще ученики Христовы называются христианами. Например, мы слышим это наименование в речи царя Агриппы: «Агриппа сказал Павлу: ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином» (Деян. 26:28). Есть данное слово и в послании апостола Петра: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4:15). Но самый первый раз в Библии ученики Христовы названы христианами в стихе, содержащемся в сегодняшнем апостольском отрывке: «…ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян. 11:26). Надо сказать, антиохийская Церковь имеет довольно интересную историю возникновения. Жители Антиохии были первыми язычниками, услышавшими христианскую проповедь. Они уверовали во Христа, крестились и составили первую в истории языко-христианскую общину. Иерусалимская Церковь, узнав об этом, послала в Антиохию апостола Варнаву. Он удостоверился, что язычники действительно стали настоящими христианами. Однако Варнава также понял важную вещь: новокрещенных необходимо было продолжать учить вере, ибо они имели еще довольно зыбкие понятия о христианстве. И в самом деле, ведь можно веровать во Христа, но руководствоваться неправильными представлениями о разных сторонах христианского вероучения; можно быть по виду церковным человеком, но иметь в голове «кашу». И Книга Деяний говорит нам, что антиохийские христиане нуждались в том, чтобы пройти курс катехизации. Священное Писание очень высоко отзывается об апостоле Варнаве: «муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры» (Деян.11:24). Однако Варнава не решился заняться катехизаторской работой в одиночку, потому что для нее нужны были немного другие качества. Чтобы учить эллинов, следовало хорошо знать греческий язык и эллинскую культуру, иметь познания в философии, уметь спорить с греками и иудеями, объяснять основы веры в приемлемых для язычников образах и примерах, хорошо владеть Священным Писанием. Варнава отправляется в Тарс и приводит Савла (будущего апостола Павла), потому что он как раз все это умел. И вот апостол Лука пишет: «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян. 11:26).

http://pravoslavie.ru/103482.html

     Проповедь, поддержанная силой Божией – Когда мы говорим о миссионерской проповеди, мы имеем перед глазами идеал – апостольскую проповедь. Апостолы, приходя в какое-то селение, рассказывали людям о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. Их проповедь позже была записана и стала синоптическими Евангелиями. Верно ли мое представление? Как проповедовали апостолы? Содержание христианской проповеди всегда было, есть и будет одно и тоже – Содержание христианской проповеди всегда было, есть и будет одно и тоже – это воплощение Бога, это жизнь Сына Божия Иисуса Христа, Его смерть и воскресение , вознесение на небо и сошествие Святого Духа. Но это содержание имеет разные формы и передается разными методами. Для нас самый высокий образец проповеди – это Сам Иисус Христос. Он Свидетель о Себе Самом, Он Посланник, Апостол и Миссионер. Да, Он постоянно говорит Свои слова, и эти слова очень разные. Но слова Христа неотделимы от Его дел, и дела Его говорят не меньше, чем Его слова. – Чудеса подкрепляют слова проповеди, а каковы были слова? – В Деяниях апостолов описано несколько случаев проповеди самих апостолов и мужей апостольских. Это проповедь апостола Петра в день Пятидесятницы , где он говорит о смерти и воскресении Иисуса Христа. Это проповедь архидьякона и первомученика Стефана, где он начинает от Ветхого Завета и заканчивает словами о том, что Мессия – Христос был убит иудеями, но восстал из мертвых. Это проповедь апостола Павла в афинском ареопаге и другие примеры. И везде мы видим, что проповеди апостолов о жизни и смерти Христа сопровождались силой Божией. Апостолы шли по всему миру на проповедь, и, конечно, они говорили людям о Христе. Но главное то, что все их свидетельства были подтверждены силой Божией. Святое Писание и жития всех апостолов говорят, что их проповедь сопровождалась явлениями силы Божией, то есть знамениями и чудесами. Проповедь, поддержанная силой Божией, была действенной, достаточной, чтобы убеждать людей, которых тогда было убедить не легче, чем сегодня.

http://pravoslavie.ru/95298.html

архим. Мелетий (Шергин) Историческое описание Среди самого Анзерского острова, от Троицкого скита на восток, находится конусообразная необыкновенной высоты крутая гора, на которую для въезда сделана винтообразная дорога. С вершины горы при ясной летней погоде представляется взору прекрасный вид: необъятное для глаз пространство морских вод, по которым часто несутся с распущенными парусами суда, а на самом острове возвышенные холмы с зеленеющим лесом и озера различной величины с пресною водою. С неё можно обозреть часть островов Соловецкого и Муксальмского и виден остров Жигжин, а на материке видны летние берега и так называемый Орлов мыс. Гора эта – конечное возвышение цепи холмов, простирающихся по острову от северо-запада к востоку, называется Голгофою. Здесь первоначально жил в уединении преп. Елеазар, основатель Троицкого Анзерского скита. Эту гору никогда не оставляли пустынножители, но как бы преемственно один за другим имели на ней свое пребывание. В 1712 году жил при ней доблестный подвижник, благоговейный иеродиакон Паисий. Из уважения к нему в том году приходил Анзерского Троицкого скита строитель иеромонах Иов, в схимонасех Иисус, который, окропив святою водою гору, водрузил на ней крест. Местная надпись свидетельствует, что это сделано не просто, а по бывшему, летом 1712 года июня в 18 день, в тонком сне явлению Пресв. Богородицы с Пр. Елеазаром Иисусу распятскому. Достопамятная эта надпись, открывающая начально причину основания Распятского скита, вырезана на деревянном позолоченном кресте, который сохранился доныне и находится на стене в теплой церкви, против гробницы вышеупомянутого Иисуса. На кресте следующая надпись: «Лета 1712 июня в 8 день в среду, у иеродиакона Паисия в келии, в тонце сне явися Пресвятыя Богородица с преподобным Елеазаром Богоблаженному отцу Иисусу распятскому и глагола ему: сия гора нарицается Голгофа; на ней же имат быти церковь распятия Господня и, устроится вселение твое, со двумя ученики твоими, на верху горы сея и скит Распятский построится; слыши глас Божий, освяти гору сию Голгофу и постави на ней крест Господень. Иисус взем с собою два ученика своя, ихже в явлении виде, и шед с ними в неделю по литургии, в память святых Апостол Петра и Павла, и освяти воду по показанному ему образу, и пояше тропари, и каждяше и кропяше гору, и постави сей крест по изволению Пресвятыя Богородицы во уверение и в поклонение».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

архим. Сильвестр (Стойчев) §56 Бесы – падшие ангелы. Причина падения В Писании нет развернутого повествования о происхождении демонов. Естественно, что не может идти речи об их создании Богом, так как всё творение Божье добро: «Благой Бог у всех благомыслящих именуется Создателем благих. Поэтому не создал Он такого естества, которое не в силах делать что–либо доброе» 344 . Есть несколько библейских текстов, приоткрывающих историю падения части ангелов: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы» ( Ис. 14:12 ); 28–я глава книги пророка Иезекииля и особенно слова апостольские: «Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» ( Иуд. 1:6 ) 345 . В Послании святого апостола Петра говорится о согрешивших ангелах, которые были наказаны «узами адского мрака» ( 2Пет. 2:4 ). Из приведенных текстов видно, что некогда часть ангелов во главе с Люцифером согрешила 346 перед Богом, следствием чего стало их падение и наказание. Что же стало причиной этого бунта? Блаженный Феодорит в следующих словах апостола Павла: «Чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» ( 1Тим. 3:6 ), видит указание на то, что гордость и есть грех, совершённый диаволом. Ведь одинаковость наказания предполагает одинаковость преступления, и если апостол в качестве кары за гордыню указывает осуждение с диаволом, то, соответственно, диавол согрешил именно гордыней. У святых отцов есть немало высказываний о гордыне диавола как причине его падения. Однако немаловажным является вопрос о причине самой гордыни. Что повлияло на Денницу и его приспешников таким образом, что в них взыграла гордыня? Святитель Иннокентий Херсонский указывает на два мнения по этому вопросу. Некоторые богословы на основании слов: «Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» ( Евр. 1:5–6 ), полагали, что Люцифер соблазнился этим Откровением 347 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

архимандрит Еммануил (Каливас) Глава III. Осуждение папства церковной историей 1. Осуждение папства словом Божиим, Святым Писанием 1) потому что папство не признает авторитета Писания Папство нарушает слово Божие и Святое Писание и поэтому несет на себе вечное осуждение. Христос сказал: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» 348 . Папство принимает и проповедует только то, что ему подходит. Оно отвергает учение Христа и несет на себе вечное осуждение . Католики, «всегда вводящие новшества» суть «восставшие против Евангельского учения» 349 , – как говорит Константинопольский Собор в 1722 г. Патриарх Константинопольский, Григорий VI рассматривает «принципы папства (­догматы)... всегда противоборствующими духу Евангелия и учению святых Отцов и Вселенских Соборов» 350 . Папа поднимает себя выше Святого Предания . 24 января 1647 г. папа Иннокентий X постановлением Sancti Officii предал анафеме «как еретика каждого христианина, который дерзнет уверовать в учение Апостола Павла относительно авторитета его апостольского сана» 351 . Тремя веками раньше, папа Иоанн XXII в 1327 г. и папа Климент VI в 1351 г. предали анафеме «каждого человека... который дерзнет отрицать, что Апостол Павел находился в бесконтрольном распоряжении абсолютной власти первого папы, Апостола Петра» 352 . Так. Папский произвол достиг того, что он более не признает авторитета Святого Писания и, более того, запрещает его чтение , к тому же отвергает Святое Писание как вредную и мрачную книгу . Духовный отец говорит P.B. Convalier " y: «...оставьте Библию , чтобы не продолжалось опасное воздействие ее на души ваши. Она как огонь, который, когда не освящает, жжет и обугливает... и богословы наши подтверждают, что Писание являет собой мрачное облако, занавес, там, где эти самые безбожники еще не могут укрепиться» 353 . Непризнание папством Писания, Христа, Апостолов составляет осуждение папства сегодня и навсегда. 2) потому что папство искажает и портит Святое Писание

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/osuz...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010