Глава первая. Панихида и агрипния Ночь как благоприятное время для сосредоточенной молитвы упоминается в ветхозаветном Писании: «Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во время ночи. Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа. Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю» ( Пс. 133, 1–3 ). В новозабетном Писании имеется шесть упоминаний о ночной молитве. Во всех случаях она происходила в связи с чрезвычайными обстоятельствами и была ознаменована видимым «благословением с Сиона» – явлением славы Божией. Первый случай – молитва Иисуса Христа после насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек. Она предшествовала Его чудесному хождению по морю Галилейскому ( Мф. 14, 23–33 ; Мк. 6, 42–52 ; Ин. 6, 15–21 ). Второй случай – молитва Иисуса Христа, предшествовавшая Его славному преображению ( Лк. 9, 28–37 ). Третий случай – Его молитва в саду Гефсиманском накануне Его крестных страданий ( Мф. 26, 36–45 ; Мк. 14, 32–41 ; Лк. 22, 40–46 ), о которой евангелист Лука говорит: «И находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (22, 44). Эта молитва настолько укрепила Его человеческую природу, что пришедшие Его связать, услышав Его слова «это Я», «отступили назад и пали на землю» ( Ин. 18, 6 ). Четвертый случай – чудесное освобождение ангелом апостола Петра из темницы. Оно совершилось ночью в то время, когда «многие собрались и молились» в доме Марии, матери Иоанна, называемого Марком ( Деян. 12, 4–17 ). Пятый случай – чудесное освобождение из темницы апостола Павла и его спутника Силы. Оно сопровождалось великим землетрясением, поколебавшим основание темницы, и произошло «около полуночи», когда «Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их» (16, 25–34). Шестой случай имел место в Троаде, когда апостол Павел и его ученики собрались в ночь на «первый день недели», т. е. на воскресный, для совершения Евхаристии. Во время затянувшегося на всю ночь синаксиса сидевший в оконном проеме юноша Евтих, заснув, упал с третьего этажа и смертельно разбился. Апостол Павел воскресил умершего и, совершив после этого Евхаристию, «беседовал довольно, даже до рассвета» ( Деян. 20, 7–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Закрыть Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих 20.04.2024 8 Время на чтение 3 минуты Фото: Из личного архива автора О необходимости и форме диалога между конфессиями с нами говорил Христос, Сам и устами своих апостолов. Давайте рассуждать просто, руководствуясь христианской логикой. Кто это такие – «другие конфессии»? По словам святого апостола Иоанна Богослова, это «самосвяты», и «они прокляты» (первый евангельский пример – николаиты). А еще они раскольники, про которых святой ученик апостола Петра – Игнатий Богоносец сказал: «Грех раскола даже мученической кровью не смывается». Вот так категорично сказал – раз и навсегда. Когда они появились? Не вчера. А это значит, что мы их, по нашему правилу любви христианской, уже увещевали всеми евангельскими способами и не один раз. Диалог ли, монолог ли был, но мы им уже всё объяснили, и они всё про себя знают. Прошло время, они до сей поры «другие», не с нами, а это значит, что они для нас, по словам апостола Павла, «хуже язычников». Апостол же нас учит, что «с таковыми даже за стол есть не садись», не говоря уже о богословском диалоге. Братья ли они нам? Нет, уже не братья, а «самосвяты проклятые». Именно поэтому слова пророка о том, «что добро, что хорошо? Чтобы братья жили вместе», к ним не относятся, ведь они хуже язычников, а про язычников пророк Давид объясняет, что «боги язычников суть есть демоны». Как антихрист в свое время будет притворяться добреньким Христом, так и демоны, водящие другие конфессии, всегда и конкретно сейчас притворяются ангелами, говорят о Христе, а творят дела тьмы под видом дел света. Апостол вопрошает, утверждая: «Разве может быть нечто общее между Христом и велиаром – сатаной?». Наш ответ вторит ему: «Нет!». Причем про этих «многих», которые придут под именем самого Бога и от Его имени, Христос еще при жизни среди нас предупреждал: «Вы не верьте им. Они пришли обмануть, запутать и погубить». Так мы понимаем, что в подобном диалоге кроется огромная опасность для чистоты нашей веры, ибо простые человеческие отношения могут залить наше духовное зрение елеем человеческо-демонского обаяния, и человеческое, может пусть и временно, но взять верх над Божьим, как это было, например, во времена Ферраро-Флорентийской унии с католиками. Как это сейчас произошло с патриархом Константинопольским Варфоломеем и его епископами, ударившимися в криптокатоличество.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/20/mi...

«Кто санкционировал ваш перевод?» С церковнославянского на русский – чего мы боимся Правда ли, что народ не хочет, и есть ли в христианстве особый священный язык 27 января, 2020 Правда ли, что народ не хочет, и есть ли в христианстве особый священный язык Недавно на епархиальном собрании Москвы Святейший Патриарх Кирилл отметил, что паремии и Апостол во время богослужения можно читать по-русски – если прихожанам и клиру это по душе. Новость вызвала резонанс в сети: раздавались возгласы от «давно пора перевести все на русский язык» до «вы ведете к расколу в Церкви». Мы поговорили с известным блогером и писателем игуменом Силуаном (Тумановым), который в своем блоге публикует молитвы и разные части богослужения в русском переводе. Игумен Силуан считает, что русский и церковнославянский языки дополняют друг друга, объясняет, почему библейские кружки не могут стать столь же эффективным инструментом катехизации, как литургия, и убежден, что «Херувимскую» стоит переводить только в учебных целях. Игумен Силуан (Туманов) - председатель Издательского совета Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма свв. ап. Петра и Павла в Шуваловском парке (СПб), кандидат богословия, публицист и блогер, церковный композитор, автор многочисленных книг и статей, член Союза журналистов России. — Самый простой аргумент против перевода богослужения на русский язык — «народ не хочет». Народ и правда в своей массе против? — Надо уточнить, что не существует «народа вообще». Есть разные люди разного уровня культуры, разной степени образованности. Кто-то хочет, кто-то нет. Кто-то видит проблему в непонятности языка, кто-то проблемы не видит, считая, что и так «все понятно» и «не надо мутить воду». Каждый абсолютно искренен, у каждого есть набор ярких и справедливых доводов. Но всё это члены единой Православной Церкви, никто не лучше и не хуже. Надо уметь слышать друг друга.  Нельзя «вычеркивать из Церкви» за то, что человек хочет молиться Богу на том или ином языке. Ситуация сложная, и одним радикальным действием, махнув шашкой, что-то решить трудно. Очевидно одно: надо работать, надо что-то делать. В любом случае кому-то это будет нужно, и удастся, как говорил апостол Павел, быть «всем для всех, чтобы любыми способами спасти хотя бы некоторых». (1 Кор. 9:22). Перевод молитв на русский язык, составление новых молитв и их распространение — это, во-первых, работа на вырост, а во-вторых, та работа, которая уже и сейчас нужна многим. 

http://pravmir.ru/kto-sankczioniroval-va...

О духовном и телесном подвиге христианина. Сегодня с вами архимандрит Мельхиседек (Артюхин). 24.03.2014 07:09:35 Кульков Сергей Андреевич Добрый день, дорогие братья и сестры. Добрый день, слушатели радио «Радонеж». Сегодня мы работаем в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы, или присылать свои вопросы по смс. И сегодня на связи с вами архимандрит Мельхиседек (Артюхин). Настоятель Оптинского подворья при храме Петра и Павла, что в Ясеневе и строящегося Покровского храма, что также находится в местечке Ясенево.  Сегодня, когда я шел на передачу, меня остановила одна женщина, окинула меня взглядом и спросила: батюшка, а вы прозорливый? А у меня уже склероз, наверное, старческий, и мне послышалось, что она спросила: вы прожорливый? Я говорю: да, прожорливый. А ей теперь послышалось: прозорливый. И начала спрашивать про мужа, про детей, про работу. Развестись ли ей, работу ли поменять, и прочее. Вот так у нас завязался духовный разговор. Поэтому сегодня у нас разговор пойдет и о прожорливости, и о прозорливости. О духовном и телесном подвиге христианина. Апостол Павел однажды сказал: «многие соревнуются и многие бегут на ристалище, но только один получает победный венец. Так и я теку к почести вышнего звания, чтобы получить венец. И чтобы мне не напрасно подвизаться. Ибо незаконно подвизающиеся не увенчиваются». Он говорит: я подвизаюсь, чтобы получить почесть высшего звания. А с греческого языка это звучит: подвизаюсь, значит- занимаюсь аскетикой, телесным и духовным подвигом. Вот, недавно закончились Олимпийские игры. Соревнования, тренировка тела. Духовные и телесные результаты. Кто выше, кто быстрее, кто ярче…. А апостол Павел нам говорит, что мы тоже должны соревноваться, и я тоже должен подвизаться. Я теку к почести высшего звания. Забывая задняя и простираясь вперед. А если мы спросим сами себя, вот сегодня вечером, те из нас, кто остались не возле телевизора, а с нашей любимой радиостанцией Радонеж. Вот мы простые миряне. А как нам подвизаться в сегодняшней жизни? Как нам уподобиться хоть немножечко святым отцам, которые тоже подвизались? Прежде всего в доброделании, в смирении, любви к Богу. Подвизались в исполнении христовых заповедей. И, конечно же, в посте, в молитве, в псалмопении, в воздержании, в целомудрии, в богослужении, в коленопреклонении. Но все это нужно для нашей духовной жизни, для нашего совершенства. Как говорил епископ Игнатий Брянчанинов: сначала листья, а потом и плоды.

http://radonezh.ru/text/o-dukhovnom-i-te...

Послание к римлянам Начало и первоначальное устройство римской Церкви Одной из первых христианских Церквей была Церковь римская. Достоверное происхождение её скрывается в неизвестности. По свидетельству предания (Clem. Recognit. I, 6), ещё во время общественного служения Иисуса Христа весть о Нем дошла до римских иудеев и расположила их в пользу Его учения; и нет ничего удивительного, что между многочисленными последователями Иисуса Христа, уверовавшими в Него ещё при жизни Его, были римские пришельцы, посещавшие Иерусалим по великим праздникам, и оттуда возвращавшиеся в столицу мира. В день сошествия Святого Духа на апостолов, между многочисленными свидетелями этого чуда, и, значит, между новообращёнными ко Христу, мы видим многих пришедших из Рима иудеев и прозелитов ( Деян.2:10 ). Может быть, из этих пришельцев рассеяния, живших постоянно в Риме, и из других прибывающих в Рим христиан, образовалось там первоначальное христианское общество. Между многими римскими христианами апостол Павел приветствует Андроника и Юнию, своих сродников, прославившихся между апостолами и ещё прежде Павла уверовавших во Христа ( Рим.16:7 ), а также Акилу и Прискиллу ( Рим.16:3 ), римских иудеев, которые были христианами ещё до изгнания евреев из Рима Императором Клавдием около 49 года ( Деян.18:2 ). Но кто дал первоначальное церковное устройство обществу христиан в Риме, неизвестно. Римское же предание, на основании свидетельств Евсевия (Chron. ad ann. 43) и Иеронима (De vir. ill. с. I), считает таким основателем или устроителем Церкви римской апостола Петра, который будто бы в 43-м, и правильнее в 42-м году, при Императоре Клавдии, прибыл в Рим и, утвердив своё пребывание, оставался там до изгнания евреев из Рима. Но так как эти свидетельства трудно согласовать с другими хронологическими указаниями, то обыкновенно их отвергают или обходят молчанием и предполагают, что устройство Церкви римской и утверждение иерархии принадлежит кому-нибудь из ближайших учеников апостольских, прежде прибытия кого-нибудь из апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Слово Божие пусть сеется у вас обильно священник Алексий Хотеев Чтение Священного Писания является необходимой частью православного богослужения. «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью», – говорит св. апостол Павел ( Кол. 3:16 ). Библия состоит из книг Ветхого и Нового Завета. В течение церковного года в храме прочитываются все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса, а также полностью или отчасти многие книги Ветхого Завета. Как во времена апостольские, когда, по свидетельству книги Деяний, слово христианской проповеди нередко сочеталось с ежедневным чтением Священного Писания ( Деян. 17:11 ), так и теперь слово Божие звучит на церковном богослужении ежедневно. Библейский текст читается в храме не по главам, а по особым тематическим отрывкам – «зачалам». Одно зачало может включать в себя целую главу или только ее часть, например, рассказ о каком-либо чуде, пророчество, притчу. Священное Писание читают на службе разные лица. Одни зачала читает священник, другие диакон, третьи чтец. Для удобства чтения привычная нам и достаточно объемная Библия разделена в церкви на несколько частей, каждая из которых представляет особую книгу. «Евангелие» – самая главная часть Священного Писания Нового Завета, в которой изложены слова и деяния Господа Христа, содержит в себе повествования четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Евангелие обычно украшено красивым окладом, на лицевой части которого находится изображение Христа, воскресшего из мертвых, и лики четырех евангелистов. Слово «Евангелие» в переводе с греч. означает «Благая весть» – это проповедь о божественном достоинстве Иисуса Христа, которое явно открылось в Его тридневном воскресении. Евангелие находится в главной части храма – алтаре, на престоле, и символизирует присутствие в храме Христа, Сына Божия, Который в Священном Писании именуется также Словом Божиим ( Ин. 1:1 ). «Апостол» – эта книга содержит другую часть Нового Завета, где помещен рассказ об апостольской проповеди (Деяния) и послания святых апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и 14 посланий апостола Павла. На православном богослужении не читается последняя книга Нового Завета Апокалипсис или Откровение апостола Иоанна. В этой книге, наполненной таинственного содержания, запечатлены видения апостола Иоанна о Втором Пришествии Господа Христа и конечных судьбах нашего земного мира. Поскольку эта книга не совсем воспринимается на слух и нуждается в толковании, то ее чтение за богослужением исключено. Достаточно руководствоваться учением о Втором Пришествии и конце мира, которое находится в Евангелии и апостольских посланиях. Впрочем различные слова и образы из Апокалипсиса вошли в богослужебную поэзию и символику.

http://azbyka.ru/biblejskie-chteniya-na-...

Римская церковь Основание и первоначальная история. Христианство проникло в Рим очень рано. Христианские апокрифы и легенды II и III вв. утверждают, что уже император Тиберий († 37 г.) слышал о Христе и даже, будто бы, хотел сопричислить его к римским огам (см. «Акты Пилата»; Тертуллиан . «Апология», гл. 5; Евсевий. «Церковная история», кн. 2, гл. 2); сюда же относятся легенды о проповеди в Риме свв. Вероники и Марии Магдалины и рассказ Клементин («Recognitiones», кн. 1, гл. 6). При императоре Клавдии (41–54 гг.) в Риме произошли бурные столкновения между христианами из евреев и евреями, вследствие чего все de jure евреи были высланы из столицы. При Нероне (54–68 гг.) христиане стали в Риме очень заметной величиной, вероятно – благодаря апостолу Павлу, «невозбранно» проповедывавшему здесь целых два года, с 61 по 63, (или, по Гарнаку, – с 57 по 59 гг.; см. «Деяния апостолов», гл. 28, ст. 31). Когда Нерон обвинил христиан в поджоге Рима (летом 64 г.), их оказалось здесь, по словам Тацита, «несметное множество» (ingeus multiudo). Кем впервые принесено было христианство в Рим – неизвестно. Тацит говорит, что «подавленное на время (Пилатом) гибельное суеверие прорывалось вновь наружу не только в Иудее, но и в самом Риме», и объясняет это тем, что «в Рим стекается все, что есть в мире ужасного и порочного». Верно тут то, что на Риме как на центре империи, бывшем в постоянных и оживленных сношениях с самыми отдаленными ее окраинами, отражались весьма скоро и сильно вообще все значительные явления духовной жизни провинции, не только «ужасные и порочные», но и высокие и спасительные. Мнение, что основателем римской кафедры, занимавшим ее с 42 по 67 гг., был апостол Петр, мнение, на котором уже с конца II в. и до настоящей минуты римская кафедра основывает свои притязания на исключительно высокое положение во Вселенской церкви, ошибочно. Из Деяний апостольских (гл. 15) и Послания к Галатам (гл. 2) известно, что еще около 50 г. апостол Петр был не в Риме, а в Сирии и Палестине; в Посланиях апостола Павла к Римлянам (писанном в 58 г., или в53 г., по Гарнаку), к Филиппийцам, к Тимофею и др., писанных из Рима в 57–63 или 61–63 гг., нет намека не только на епископство Петра в Риме, но даже вообще на его присутствие здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Скачать epub pdf Петров день             На сегодняшний праздник читается Послание к Коринфянам святого апостола Павла, а в евангельском чтении приводятся слова апостола Петра. И, вслушиваясь в эти слова, мы познаем, что это были за люди. «Если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я. Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я. Христовы служители? (в безумии говорю) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею». Апостол Павел на опыте познал, что сила Божия совершается в немощи. Если человек хочет, чтобы через него творились дела Божии, он обязательно должен отложить свое «я», свою гордыню и предоставить Богу действовать через себя, не мешать Богу действовать. Но человек, как правило, все время говорит: я, я; стремится настаивать на своем мнении, которое по собственной глупости считает правым. Как апостол сказал: «в безумии говорю». Но он сказал о своих заслугах не по тщеславию, а чтобы показать, что если чем и можно хвалиться, то только тем, что принадлежит тебе. На самом же деле те достоинства, которые у нас есть, они не наши. Нас такими Господь создал, это все равно Божие, мы не можем этим хвалиться, а наши есть только наши немощи. И если мы это осознаем, то есть смиримся перед Богом, тогда Господь и сможет через нас действовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

" Слово Твое - светильник ноге моей... " Апостол Павел. Икона из деисисного чина. Новгород. Начало XVI века Апостол Петр. Икона из деисисного чина. Новгород. Начало XVI век Некоторые русские иконы последней четверти XV - нач. XVI вв. таят в себе прием, до сих пор, кажется, никем не истолкованный: гиматий на ноге соответственно у св. Иоанна Предтечи, у апостолов Петра и Павла, реже у Архангела Михаила, предстоящих в Деисисе (иногда и в других сюжетах), написан цветом более ярким, чем сам гиматий. Подобный акцент отсутствует в предыдущие столетия. Методичность его применения многими изографами свидетельствует о не случайности, а, наоборот, о продуманности этого приема. Стало быть, он на что-то указывал, что-то означал. Что? Прежде всего, следует обратить внимание на духовные проблемы, волновавшие русского человека в последние 25 лет XV века. Здесь первой - каждый назовет новгородско-московскую ересь, приверженцы которой получили название " жидовствующие " . За неимением места входить в подробности описания ереси, скажем: она носила антитринитарный, иконоборческий и противоиерархический характер. " Ересь жидовствующих была прежде всего брожением умов. " Явися шатание в людях и в неудобнех словесех о Божестве " , читаем в Никоновской летописи. " Ныне и в домех, и на путех, и на торжищех, иноци и мирстии вси сонмятся, вси о вере пытают " , писал преп. Иосиф " [ 1 ] . И как ересь, возникнув в Новгороде, перекинулась на Москву, так и названный прием сначала появляется у новгородских иконников, потом подхватывается москвичами. Область распространения его довольно заметна. Но коль еретики отвергали иконы, то, понятно, что прием надо рассматривать не в качестве поддержки " жидовствующих " , а как довод, направленный против них. Иконописцы, являясь членами Церкви и частью общества, просто не могли оставаться равнодушными, когда " вси о вере пытали " . Они должны были сказать свое слово, и они его сказали. Почему этот прием ограничивается кругом, как правило, из трех-четырех изображаемых святых? Ведь в деисисном чине помещаются и другие апостолы, а кроме Архангела Михаила, предстоит и Архангел Гавриил, на гиматии которого нет никаких акцентов. И наоборот, св. Иоанну Предтече Дионисий в Ферапонтовском иконостасе распространяет яркое пятно на весь бок - от ноги до руки, тем самым, следовательно, выделяя Крестителя Господня даже из апостолов и Архангелов.

http://pravoslavie.ru/211.html

Толкование на Апостол из второго послания Апостола Павла к Коринфянам, читаемый в восемнадцатую неделю (2Кор.9:6–11) Евреи (те) из обитающих в Иудее, кои уверовали во Иисуса Христа, многие и неизобразимые претерпели страдания от неверовавших единоплеменных им. « Воспоминайте же », писал к ним Божественный Павел, « первыя дни вашя, в нихже просветившеся мног подвиг подъясте страданий » ( Евр.10:32 ). Между прочими же злодействиями неверные, и имущество их расхитивши, привели их чрез то в убожество. « Ибо », говорит тот же Павел, « узам моим спострадасте, и разграбление имений ваших с радостию приясте » ( Евр.10:34 ). Посему ученики, находящиеся в Антиохии, Македонии и Ахаии, посылали вспоможения к живущим во Иудеи нищим ( Деян.11:29 ; Рим.15:26 ). О таковых нищих преимущественно имел попечение Павел, прияв о сем завещание от Апостолов Иакова, Петра и Иоанна ( Гал.2:9–10 ). Он писал о сей милостыне и к Коринфянам: и в первом к ним послании своем учредил способ собирания милостыни, имеющей быть посылаемою к нищим во Иерусалиме. « О милостыни же », рек он, « яже ко святым, якоже устроих Церквам Галатийским, тако и вы сотворяйте. По единей от суббот кийждо вас да полагает у себе, сохраняя, еже аще что благопоспешится: да не егда прииду, тогда собрания бывают » ( 1Кор.16:1–2 ). Во втором же к ним послании своем научил правилам милостыни, и объявил, какие награды приемлют милостивые. Сие содержит в себе ныне чтенная часть послания его. Почему кто внимательно слушать будет толкование сие, тот в точности узнает, какая милостыня благоприятна Богу. 2Кор.9:6 . Братие, сеяй скудостию, скудостию и пожнет: а сеяй о благословении, о благословении и пожнет. Свойства семени и милостыни многое имеют между собою сходство. Как ты сеешь семя в землю, так влагаешь милостыню в руки нищего: и как сеешь зерно единое, а пожинаешь многие, так един динарий даешь нищему, а приемлешь сто. Семя, если останется непосеянным, никакого не приносит плода, если же посеяно будет в землю, приносит плод многообильный. Богатство, если не раздается другим, бывает бесплодно, если же будет роздано нищим, приносит плод безмерно множайший. Ибо даем мы нищему монету, а получаем Царствие небесное. Поелику убо толикое сходство имеют между собою свойства семени и милостыни, посему Божественный Апостол, да преклонит всех к богатодаровитой милостыне, говорил в переносном смысле, сказав: « сеяй », как бы вместо милуяй, « скудостию », значит мало, а « о благословении », много. Кто, говорит он, сеет мало, пожинает мало, а кто сеет много, тот пожинает много, то есть, кто милует мало, приемлет мзду малую, кто же милует богатодаровито, тот приемлет богатодаровитое мздовоздаяние. А дабы никто не думал, что Бог взирает на единое количество милостыни, а не и на душевное расположение милующего, полагает правила милостыни Богу благоприятной, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010