Недостаточная «духовность» коринфян связана с их разделениями (3. 3). Коринфяне «плотские». Термин «плоть» в богословии ап. Павла Апостольское служение (3. 5 – 4. 21) Апостольское служение и единство Церкви Образы Церкви а) Божия нива б) Божие строение. Храм Божий Значение Христа и Бога а) «возрастил Бог " (3.6) б) Христос основание здания. Дух Божий живет в храме 4. Место апостолов а) работники на ниве (3. 5–6) б) строители (3. 10). Домостроители (т. е. управители, экономы) тайн Божиих (4. 1–2) Надменность коринфян и смирение апостола. Смирение апостола- подражание Христу. Призыв к подражанию (4. 16) Нравственные нормы христианской жизни Отношение к блудодеянию (5. 1–13; 6. 9–20) Коринфский кровосместник. Мнение о нем толкователей (архиеп. Аверкий. С. 206) Опасность пребывания такого грешника в христианской общине. Образ закваски и параллели с пасхальными обрядами ( Исх. 12. 15–19 ). Предание грешника сатане (что это значит? См. архиеп. Аверкий. С. 206) Апостол призывает «не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается» грешником, а не с грешниками вообще. (Объяснить, почему) Чем особенно опасно блудодеяние: а) тело христианина – часть Тела Христова. Тела – «храм живущего (...) Святаго Духа» б) «Совокупляющийся с блудницею становится одно тело (с нею)», разрушая при этом единство Тела Христова в) «Всякий грех , какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» Брак и безбрачие (7) Брак как средство от похоти: «(Во избежание) блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» Совет апостола: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены». Две связанные между собой причины а) «Время уже коротко» (7. 29). «Проходит образ мира сего» (7. 31) б) «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (7. 32–33). То же самое и о жене Запрет развода с неверующим супругом, если он согласен жить с христианкой. Причины запрета Семинар 8. Об идоложертвенном. Поведение на богослужебных собраниях (Вечеря Господня; духовные дары). О воскресении (1 Кор 8–16)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Но, как мы знаем, Господь эти слова сказал не только одному Петру, но и другим апостолам, как не только Петру Он сказал, что он будет «ловцом человеков» (Мф. 4. 19). Мы неслучайно называем нашу Церковь не только Святой, не только Единой, но еще и Апостольской, потому что она зиждется на этом апостольском основании, ибо Господу было так угодно, чтобы через апостолов нам была передана Его святая вера. Ведь если бы Господь хотел, Он бы мог Сам оставить для нас Евангелие, написать для нас заповеди, которые мы бы читали как слово, исходящее из уст Самого Бога. Но, как мы знаем, Господь не оставил после Себя никаких письменных документов − Он оставил по Себе память, которую апостолы должны были преложить в свидетельство о Нем, о Его деяниях, о Его словах, о Его Божественном облике и о спасении, которое Он даровал Своей жизнью, смертью и воскресением всему человеческому роду. После того, как Господь Иисус Христос воскрес, как свидетельствует евангелист Иоанн, Он много раз встречался с апостолами. И один раз Спаситель спросил Петра – того самого Петра, который трижды отрекся от Него: «Любишь ли ты Меня?» Он задал этот вопрос трижды, так что Петр опечалился, поскольку в словах Господа услышал сомнение: действительно ли ты любишь Меня? А если ты любишь Меня, то как же мог отречься от Меня? И Петр трижды ответил: «Я люблю Тебя», и в третий раз сказал: «Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21. 15-17). Ибо Господь ведал, что, несмотря на немощь человеческую, которую проявил Петр, когда Христос был предан на страдания и распятие, тем не менее, этот ученик продолжал любить Его горячо и сердечно, всем своим сердцем. Господь сказал ему: «Паси овец Моих» (Ин. 21. 17). Эти слова Петр услышал от Христа трижды, и они воспринимаются в святоотеческой традиции как восстановление Петра в апостольском достоинстве. О том, что происходило дальше, после воскресения Христова, мы узнаём из книги Деяний апостолов. Первые главы в ней посвящены апостолу Петру, и мы видим в них совсем другого Петра, чем тот, о котором рассказывали нам евангелисты. Это уже не тот сомневающийся и колеблющийся человек, который задает вопросы, − это человек, который дает ответы. Мы видим его во главе апостольской общины, он возглавляет собрание учеников, которое на место отпавшего Иуды избирает другого апостола. Он  в день Пятидесятницы произносит от имени двенадцати апостолов проповедь, обращенную к народу израильскому, говоря о том, что Господь Иисус Христос, которого из зависти предали на смерть первосвященники и книжники, воскрес из мертвых. И несколько тысяч человек тогда уверовали во Христа.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-che...

Но обратившись к Петру сказал»... б) В толковании на евангелие Иоанна Ориген из сего же евангелия Назореев приводит еще слова Спасителя: « мать Моя – Дух св. взял меня за один из волосов моих и вознес на великую гору Фавор». в) Еще изречение Спасителя: « будьте добрыми купцами». 2) У Иеронима, который не только видел и читал сие евангелие, но и перевел его с сиро-халдейского на греческий и латинский, – а) сказание о крещении И.Христа: мать Иисусова и братья Его говорили Ему, пишется в евангелии Назореев, Иоанн Креститель крестит во отпущение грехов; пойдем, примем и мы его крещение. Иисус сказал им: в чем Я согрешил, чтобы идти Мне креститься от Иоанна? Если только Я говорю не по неведению. И после: Когда Иисус вышел из воды, Дух Святый сшел на Него, почил на Нем и сказал Ему: Сын мой! я ожидал Тебя во всех пророках, чтобы, когда придешь, почить мне на Тебе: ибо Ты мой покой и мой Сын Первородный, царствующий вечно. 3) Еще сказание об Иакове: по воскресении Своем Господь пришел и явился Иакову; поскольку Иаков клялся, что он не вкусит хлеба от того часа, как пил чашу Господню, доколе не увидит Его воскресшего из мертвых... и немного спустя: – Господь сказал: принесите хлеба. Принесли хлеба и Он благословил, и преломил, и дал Иакову праведному и сказал: любезный брат, вкуси от хлеба, – Сын Человеческий воскрес из мертвых. Очевидно сие сказание есть предание христиан иерусалимских, у которых Иаков был епископом. Таким образом можно судить и о других прибавлениях, находящихся в евангелии назореев. Надобно заметить, что Иероним пользовался им для объяснения себе некоторых мест в греческом переводе евангелия Матфея, напр. слова πιοσιος, – или Mф. XXIII , Захарии сына Варахиина – вместо чего в евангелии назореев стоит: Захарии сына Иоиадова, что согласно с свидетельством ветхо­заветным. Епифаний свидетельствует, что Назореи имели евангелие Матфея весьма полное; что напротив то, которым пользовались Евионеи, было очень не полно, повреждено и искажено; что родословия Иисуса Христа и всего того, что у Матфея предшествует истории крещения Иоаннова, в нем не было; что оно начиналось следующими словами: человек именем Иисус будучи около 30 лет – избрал нас: Он, пришед в Капернаум и вошед в дом Симона Петра, сказал: проходя вдоль по озеру Тивериадскому Я выбрал себе Иоанна и Иакова сынов Зеведеевых, Симона, Андрея и Фаддея, Симона Зилота и Иуду Искариотского: Я призвал и тебя, Матфей, когда ты сидел на мытнице своей и ты Мне последовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Но это если ты знаешь, кем ты научен, кто тебе его истолковал, кто тебе его передал и кто тебя наставил. В этом плане апостол Пётр говорит, чем может обратиться Писание, если ты не получил его от кого-то очень важного, если нет этой преемственности апостольской. Если ты не принял учения, как понимать Писание, то есть само толкование Писания – Священное Предание, которое Дух истины раскрыл внутри Церкви. В своем послании Апостол Пётр говорит: «Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения» ( 2Пет.3:14–17 ). Оказывается, Писание может быть полезным только в одном случае: если ты был наставлен в учении Церкви и знаешь, кем ты наставлен. Он должен быть авторитетом, столпом в Церкви, его должны принимать все. Допустим,  Иоанн Златоуст  известен во Вселенской Церкви, и нет Церкви, в которой его не принимают, – я имею в виду единой соборной апостольской Церкви. И так очень много великих учителей. Допустим, давайте возьмём Мартина Лютера. Мартин Лютер в единой соборной Церкви никто, еретик, мы не можем его слушать. И здесь очень важно, от кого ты получил толкование Священного Писания. Алексей Волков: Даже протестанты не все воспринимают Мартина Лютера. Александр Кушу: Неважно, Жан Кальвин, Джон Смит, Джозеф Смит, Елена Уайт, Джон Миллер – их множество, я могу всех поименно от I века до XVII века назвать, и даже уже ХХ века в России всех сектантов, ересиархов могу назвать. Но суть не в этом, суть в том, что очень важно, чтобы те, от кого ты научаешься пониманию Священного Писания, были правопреемниками, теми, которые наследовали и рукоположение.

http://azbyka.ru/way/moj-put-k-pravoslav...

Отсюда, само собой разумеется, получают свое объяснение те свидетельства Св. Писания, в которых указывается, что в чрезвычайных земных «взысканиях» Божиих грешника, на его погибельном пути, вяыскуется Богом сам грешник, как духовно-нравственная личность, во «благое» себя – «вечное» и в предварение «суда Божия» после своей смерти. «Есть слух, – писал Ап. Павел коринфским христианам, – что у вас появилось блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. Я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Кор.5:1 …5): толковать этот чрезвычайный апостольский суд в том смысле, что коринфский указываемый грешник отлучен, дескать, был только от церкви, так как христиане, дескать, смотрели на Церковь как на Царство Духа Божия, а всех неверующих считали находящимися под властию диавола, почему и отлучение от Церкви признавали, дескать, «преданием во власть сатаны», – значило бы не только затемнять смысл и значение сего чрезвычайного апостольского суда, но и становиться, давая столь натянутое толкование прямому значению апостольских слов, в противоречие с целью самого суда, которая ясно указана самим Апостолом, именно – «чтобы дух его, коринфского грешника, был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа». Если при этом предполагать, что Апостол предвидел раскаяние коринфского грешника, потому, дескать, он и говорит о «спасении его духа», каковое раскаяние его, действительно, впоследствии и последовало ( 2Кор.2:6–11 ), – то на это должно сказать, что сие предположение не только ни на чем в данном случае не основано, но и устраняется положительным словом здесь же самого Апостола, ибо Апостол прямо указывает на «день Господа нашего Иисуса», каковым днем обозначается в Св. Писании день второго пришествия Иисуса Христа на землю, или день страшного суда Божия ( 2Пет.3:10 ; 1Кор.1:8 ; 2Кор.1:14 ; Флп.1:6 ) Следовательно, на примере в данном случае апостольского суда мы имеем прямое указание на то, что взыскание грешника чрезвычайным судом Божиим на земле, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Почему мы противопоставляем апостола Павла и Христа? Разве не Сам Христос доверил Павлу апостольское служение? О чем именно был спор? Проблему кто-то из форумчан сформулировал достаточно остро: «Известно, что апостол Павел писал против гомосексуализма, но Сам Христос что-нибудь говорил против гомосексуализма?» Читаю ответные реплики. Читаю в надежде, что кто-нибудь возразит: «Почему мы противопоставляем апостола Павла и Христа? Разве не Сам Христос доверил Павлу апостольское служение? Павел – истинный апостол Христов, а не самозванец какой. Послания апостола Павла богодухновенны, списывать их со счетов христиане не вправе». Никто не написал ничего подобного! Неужели нам всё равно, когда апостола Павла опять ставят под сомнение? Мы забыли, что послания этого апостола относятся к самому древнейшему слою священного новозаветного Писания? Его послания с благоговением прочитаны Церковью, когда Четвероевангелие было еще устным преданием. Павловы послания вместе с Евангелием вошли в Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Древняя Церковь не отделяла одно от другого. Не противопоставляла первоверховного апостола – Христу. Почему в наши дни это делается? Из-за каких-то современных научных данных? Нет. Из-за желания казаться современным и казаться причастным к науке. Еще я ждал, что на форуме кто-нибудь приведет слова Христа по затронутой злободневной проблеме. Не дождался. Правда, в изречениях Христа слово «мужеложество» мы не можем буквально указать. Вот у апостола Павла сказано буквально: «Не обманывайтесь: ни блудники… ни мужеложники (ρσενοκοται)… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10). Припомним слова Христа, которые ставят всё на свое место И что же, значит, нечего нам ответить?! Найдется что ответить, только захотят ли услышать… Припомним слова Христа, которые ставят всё на свое место – и сам злободневный вопрос, сформулированный на форуме, и лежащее в его основе всеразъедающее сомнение в апостольском слове. Вспомним, как Христос посылает апостолов благовествовать и укрепляет их: «Если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя… из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» (Мф. 10: 14–15).

http://pravoslavie.ru/80586.html

Поэтому каждый, кто хочет стать настоящим православным богословом, отнюдь не пренебрегая данными науки и богатым опытом ученых богословов, будет все же в первую очередь следовать мудрому совету великого святителя св. Кирилла, архиепископа Александрийского, который говорил: «Самым правильным делом нашим будет то, если мы, обратившись к словам святых Отцов, постараемся принять их за главное руководство и, испытывая самих себя: в вере ли мы, наши собственные рассуждения будем сколько возможно тщательнее сверять с их верными и непорочными мыслями». Но и сами святые Отцы, эти вернейшие хранители Священного Предания, с величайшим вниманием и усердием приникали к источникам еще более высокого б о г о д у х н о в е н н о г о апостольского богословия, которое есть не творчество человека, хотя бы и богопросвещенного, но воистину живое и действенное слово Божие ( Евр. 4:12 ), хотя и выраженное в наших человеческих словах и понятиях. Одним из дивных образцов этого наивысшего, апостольского богословия являются те священные книги, которые написаны великим апостолом любви святым евангелистом Иоанном Богословом. Невозможно в кратком слове не только раскрыть всю глубину его учения о Боге, о мире, о цели нашего существования, но и сделать сколько-нибудь достаточный по полноте обзор его священного богословия. И потому не дерзая на это, напомню лишь о немногом. Святой апостол Иоанн возвещает нам, что «Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:8, 16 ) и что Он «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). Святой апостол Иоанн учит нас, что мы, любя мир, как дело рук Божиих, любя людей, как носителей образа Божия, всегда должны помнить и о том, что некогда прекрасный первозданный чистый и осиянный славой Божией мир ныне, после грехопадения, лежит во зле ( 1Ин. 5:19 ). У человека, преданного греху, нередко главное содержание его жизни составляют постыдные удовольствия, неудержимое стремление к стяжательству, к приобретению все новых и новых тленных сокровищ мира сего, а также эгоизм и тщеславие. Апостол напоминает нам, что все это, то есть, »похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца (т. е. от Бога), но от мира«, лежащего во зле ( 1Ин. 2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Представляется, что есть глубокая связь между способом наименования себя первыми христианами («те, кто призывает Имя Господа Иисуса»), древним литургическим употреблением возгласа «Маранафа» и тем значением, которое имеет в христианских литургиях возглас «Кирие елеисон» (Господи, помилуй). Очевидна связь возгласа «Кирие елеисон» с апостольской традицией молитвы во Имя Иисуса. Литургическое призывание Имени Господня или личное призывание Имени Иисусова восходит, таким образом, к истокам христианства и принадлежит к самому раннему ядру духовной жизни Церкви. Призывание это неотделимо от исповедания веры в Господство умершего и воскресшего Христа, что составляет основу апостольской проповеди и христианской веры во все времена. Б) Бог воскресил Его из мертвых Цель главы состоит не столько в разъяснении христологии апостола Павла, сколько в выделении ее троичного измерения, которое имеет первостепенное значение. В первом послании к Коринфянам записано устное предание, полученное самим апостолом («Я первоначально преподал вам, что и сам принял...» ( 1Кор.15:3 ). Он начинает со смерти Христа и доходит до Его Воскресения, которое является начатком всеобщего Воскресения. С одной стороны, апостол Павел пишет, что он не знает никого другого, кроме Христа, и Христа распятого ( 1Кор.2:2 ). Он говорит о Кресте, который есть «юродство для погибающих, но для нас, спасаемых, сила Божия» ( 1Кор.1:18 ); о трудности восприятия проповеди о Христе распятом, поскольку такая проповедь – «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов... Божия сила и Божия премудрость» ( 1Кор.1:23–24 ). С другой стороны, первое послание к Коринфянам завершается исповеданием Воскресения Христа: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» ( 1Кор.15:17 ). Конечно, нет противоречия между кажущейся исключительностью двух утверждений, составляющих два полюса учения апостола Павла о Спасении. Христос умер, но проповедь о смерти Христа совершается в Духе Святом и в силе Божьей ( 1Кор.2:4 ), потому что любовь Божия открывается нам в том, что «Христос умер, когда мы были еще во грехе» ( Рим.5:8 ), Христос возлюбил нас «и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» ( Еф.5:2 ). Христос «Духом Святым принес Себя непорочного Богу» ( Евр.9:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Прочность и правильность дальнейшого, после апостолов, созидания церковного основывается на апостольской преемственности иерархии. Апостольская преемственность иерархии есть первостепенный признак Церкви . Она создает органическую тождественность Церкви всех веков; она показывает, – могли бы мы сказать в переносном смысле, – «наследственность крови», наследственность природы, подобной той, какая идет от предков к потомкам. Она поддерживает, далее, единство предания в учении, в обычаях церковных, в канонах, в богослужебном строе. Но, что важнее всего, этим путем сохраняется преемство благодати Святого Духа, полученной апостолами в день Пятидесятницы. «Не неради о своем даровании живущем в тебе , еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества» ( 1Тим.4:14 ); «воспоминаю тебе возгревати дар Божий живущий в тебе возложением руку моею» ( 2Тим.1:6 ) наставляет апостол Павел своего ученика, епископа Тимофея. Благодать Божия пребывает , живет, преподается в апостольской Христовой Церкви. Здесь, в этом мировом, кафолическом, внешне и внутренне едином Храме, «от божественной силы Его (Христа) даровано нам все потребное для жизни и благочестия» ( 2Пет.1:3 ), и от нас, введенных в созидаемый храм Церкви, требуется в себе «хранить благодать», данную Церкви и ею «служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» ( Евр.12:28 ). Чрезвычайно важно помнить также и то, что, передавая иерархическое преемство путем преемственного рукоположения, апостолы не оставили Церкви. Войдя в Церковь небесную, они не перестают одновременно быть участниками Церкви на земле. Между Церковию на земле и небесною Церковию есть тесная, постоянная, живая связь. «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» ( Евр.12:22–23 ). Для Православной Церкви это не мертвые слова, а подлинная жизнь, жизнь в единстве с небесной Церковию. Апостолы, святители, мученики, праведники, отшедшие в вечную жизнь не перестают быть участниками Церкви на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился. Деян.28:16. Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его.    Многие римские христиане, узнав о прибытии славного Апостола, поспешили ему навстречу до Аппиевой площади, небольшого городка в 42 римских милях (около 60-ти верст) на юг от Рима и Трех Гостиниц местечка, называвшегося так потому, что там были гостиницы для проезжающих, в 10 милях (около 15-ти верст) от Рима.     «Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился». В этом внимании к нему римской братии он увидел добрый залог, что его узы не будут большим препятствием к его апостольской деятельности в Риме. Так исполнилась давнишняя мечта Павла попасть в эту великую мировую столицу.    Узники переданы были, как это всегда делалось, особому военачальнику, одному из префектов преторианцев, в обязанностях которых было принимать и стеречь прибывающих из провинции на суд Кесарев лиц. Но для Павла было сделано исключение: ему позволено было жить особо, отдельно от других узников, в особом помещении и свободно, только с одним воином, вероятно, преторианцем, который должен был надзирать за ним. Такая свобода предоставлена была Павлу, вероятно, вследствие добрых отзывов о нем Феста и Юлия. Павлу было позволено выходить всегда со своим стражем, принимать приходящих к нему, писать послания. Таким образом, он имел некоторую степень свободы, которой и пользовался для своей апостольской проповеди. Беседы Павла с римскими иудеями и заключение книги Деяний (Деян. 28:17—31) Деян.28:17. Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян. Деян.28:18. Они, судив меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти; Деян.28:19. но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010