Господь в день Пятидесятницы рождает и созидает Свою Единую Святую Церковь. Именно в ней обитает истинное Христово учение и полнота Даров Святого Духа. Церковь – Тело Христово и семья Христова, вне ее нельзя обрести бессмертную благодатную жизнь. Церковную жизнь и церковные общины по благословению Спасителя созидали Апостолы – посланники Божии. Вся Церковь является Апостольской, потому что послана Божиим Сыном в мир нести людям Христову любовь и Вечную Жизнь. Каждый христианин – член Христовой Апостольской Церкви тоже посланник Божий к страдающему человечеству. Спаситель научил Своих учеников, послал их к людям с Божиим Словом и дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь ( Мф.10:1 ). Апостол Павел, который обрел веру уже после Воскресения Христова, Самим Богом был научен Евангелию. Об этом он писал Коринфянам: Ибо я от Самого Господа принял то€, что и вам передал ( 1Кор.11:23 ). В другом месте того же Послания апостол Павел еще раз обращает внимание верующих на то, откуда пришло их духовное знание: Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял ( 1Кор.15:3 ). Об этой священной традиции Вечной Жизни, принятой от Христа, возвещает Священное Писание: Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим ( 2Фес.2:15 ). Нельзя приобрести спасение – можно его принять в Церкви и только в ней научиться спасаться. Но чтобы эта священная традиция и знание пути спасения могли сохраниться на века, они должны верно передаваться из поколения в поколение. Следовательно, необходимо преемство лиц, которые являются хранителями священной традиции. Апостол Павел пишет об этом Тимофею: И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить ( 2Тим.2:2 ). Учение спасительной веры апостолы передали Церкви, а в ней оно должно храниться неповрежденно через последовательную преемственность людей, которым поручено сохранение Евангельского учения в первоначальной чистоте.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Господь Иисус умывал ноги Своим ученикам, Петр воспротивился этому: Тебе ли, Господи, умывать мои ноги? Не умоешь ног моих вовек. Когда же Господь сказал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною, он впал в другую крайность и воскликнул: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову ( Uh. XIII, 8, 9 ). При предсказании Господом Иисусом о малодушном рассеянии Его учеников, Петр сказал Ему: Господи, почему я не могу идти за Тобою теперь? Я душу мою положу за Тебя. На это сказал ему Господь: душу свою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от меня трижды ( Uh. XIII, 37, 38 ). Слово Божие неукоснительно вскоре исполнилось, так как он три раза отрекся с клятвой от того, что знает Господа Иисуса. Свой тяжкий грех апостол искупил искренним слезным раскаянием. И, вышед вон, замечает евангелист, он плакал горько ( Mф. XXVI, 75 ). Искреннее раскаяние его было принято Господом, и вот, явившись в день Своего воскресения Марии Магдалине и другим мироносицам, Он дал им следующее повеление: идите, скажите ученикам и Петру... ( Mk. XVI, 7 ). После он снова был утвержден в звании апостольском троекратным повторением следующих слов: паси овец Моих ( Uh. XXI, 16 ). В день Пятидесятницы он обратил своею проповедью к вере во Христа сначала 5000, а потом 3000 душ. Вместе с Иоанном он исцелил хромого при вратах храма, причем обратился к собравшейся толпе с проповедью и бестрепетно свидетельствовал о Христе перед начальниками иудейскими ( Дeяh. IV, 19, 20 ), был заточен в темницу и смело защищался пред синедрионом. Из дальнейшей деятельности ап. Петра видно, что в Самарии он победоносно обличил Симона волхва, в Лидии исцелил расслабленного Энея, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу. Заточенный вторично в темницу и обреченный уже на смерть, он был чудесно освобожден ангелом из темницы. В Иерусалиме он присутствовал на соборе апостольском (540 г.), потом, пробывши несколько времени в Антиохии, проповедовал Евангелие в разных других странах на Востоке и Западе и, наконец, скончался мученически в Риме. Существует предание, что римские христиане просили пред мученической его кончиной спасаться бегством, но Господь в чудесном видении остановил его в сем намерении. Он был осужден на распятие и погребен близ триумфального пути в Риме. В Риме доселе находится древняя темница под названием Мамертинской, которую считают одним из древнейших зданий в городе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

И ещё, братия, – заметьте при этом, – почему священодействующий, равно как и предстоящие алтарю, осмеливаются пред великим Таинством тела и крови Христовой, как умилостивительной жертвы, воссылать к Богу моления не только о благах духовных, но и о благах настоящей жизни? Это потому, что все нужды человека в настоящей жизни, все лишения, недостатки, болезни и проч., произошли по причине греха, – от праведного гнева Божия, излившегося на род человеческий за его грехи. Но Иисус Христос есть умилостивление за грехи всего мира: а потому и приступаем, по апостольскому слову, с дерзновением к престолу благодати, да приимем милость, и благодать обрящем, во благовременну помощь ( Евр.4:16 ). И Иисус Христос, во время земной жизни Своей, благоволил показать, что сила Его заслуг простирается не только на сообщение благ духовных, но и на облегчение нужд временных: ибо все Его чудотворения это доказывали; Он исцелял всякого рода болезни, изгонял бесов, укрощал ветры, насыщал голодных и тому подобное, так что и в буквальном смысле пред лицом мира сбывались на Нём пророческие слова Исаии: Той недуги наша прият, и болезни понесе ( Ис.53:4 ). И молитвы, прошения и моления о живых и умерших святая Церковь возносит пред бескровною жертвою по Апостольскому установлению, как это видите уже из того, что сие делает св. Соборная и Апостольская Церковь . Сии моления составляли принадлежность бескровного жертвоприношения от времён апостольских, как видим сие в Литургии, сохранившейся в постановлениях апостольских и в Литургии Иерусалимской, сохранившейся преданием под именем Литургии Апостола Иакова. Даже в словах святого Павла апостола можем видеть мы заповедь о совершений молитве пред жертвою тела и крови Христовой, когда Апостол в особенную обязанность поставляет св. Тимофею, епископу Ефесскому, «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую, безмятежную, во всяком благочестии и честности», и побуждает к тому так: сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, Иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити ( 1Тим.2:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И кто станет отвергать, что Иисус словами: «идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» ( Мф. 4:19 ) – преисполнил своих Апостолов некоторой Божественной силой (δυνμει τιν θε)? На эту именно силу указывают и следующие слова Павла, которые мы приводили уже выше: «И слово мое», – говорит он, – «и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша» утверждалась «не на мудрости человеческой, но на силе Божией» ( 1Кор. 2:4–5 ). Все это как раз соответствует изречениям пророков, которые предвозвестили проповедь Евангелия: «Господь даст слово: провозвестниц великое множество. Цари воинств бегут» ( Пс. 67:12 ) дабы исполнилось пророчество, которое гласит: «быстро течет слово Его» ( Пс. 147:4 ). Действительно, мы видим, что «по всей земле прошло вещание» (φθγγος) Апостолов Иисуса и «до пределов вселенной слова их» 157 . Вот почему и те, которые слышат слово, возвещенное с силой, сами проникаются силой и проявляют ее в своей жизни и настроении, в своей борьбе за истину, доводящей их даже до смерти. Есть, впрочем, люди, не обладающие таким настроением, несмотря на то, что они возвещают о вере в Бога через Иисуса: они не владеют силой Божией и только по видимости преданы слову Божию. LXIII. Цельс называл Апостолов Иисуса «людьми бесславными, мытарями, лодочниками самой сомнительной нравственности». И на это мы можем дать такой ответ. Очевидно, из желания унизить значение (Апостольского) учения ему заблагорассудилось относиться с доверием к тем местам Писаний (Апостольских), которые согласны с его собственными желаниями, и, наоборот, не доверять Евангелиям, чтобы иметь таким образом возможность отвергнуть столь очевидную Божественность (Апостольского учения), возвещенную в этих именно книгах. Но ведь любовь к истине со стороны писателей (Евангелий) ему можно было бы видеть уже из того факта, что они рассказывают в них о собственных дурных качествах; уже на основании этого он мог бы убедиться также и в необычайности (их учения).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

Ибо это именно и есть в истинном и в собственном смысле кафолическое (на каковой смысл указывает и самое значение слова), которое обнимает все почти всецело. Но это будет в том случае, если мы последуем всеобщности, древности и общему согласию.” Но, как было сказано, западная Церковь , с IX века и после, ввела у себя чрез папство разные еретическая учения и новшества, и таким образом отделилась и удалилась от истинной православной Христовой Церкви. Посему необходимо вам обратиться и придти опять к древнему и неповрежденному церковному учению, чтобы достигнуть вечного спасения во Христе. Вы хорошо это поймете, если внимательно размыслите о том, что заповедует восхищенный на небеса апостол Павел в послании к Фессалоникийцам, говоря: итак, бpamie, стойте и держите предания, которыми вы научены или словом, или посланием нашим ( 2Фес. 2:15 ); еще и в послании к Галатам пишет тот же божественный апостол: удивляюсь, что вы от призвавшаго вас благодатию Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово ( Гал. 1:6–7 ), Но удаляйтесь от этих превратителей истины евангельской: такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных ( Рим. 16:18 ). И возвратитесь, наконец, в недра единой святой и апостольской Церкви Божией, которая состоит из совокупности отдельных, по всему православному Миру богонасажденных, как виноград благопроизрастающих, неразрывно между собою единством общей спасительной веры во Христа, союзом мира и духом соединенных святых Божиих церквей, чтобы и вам достигнуть вожделенного во Христе спасения. И прославится тогда в нас преславное и пресвятое имя пострадавшего за спасете мира Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 25 . Мы же, благодатью и благоволением всеблагого Бога сподобившиеся пребыть членами тела Христова, т. е. единой святой соборной и апостольской Церкви Его, будем твердо держаться апостолами и святыми отцами преданного благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Ибо это именно и есть в истинном и в собственном смысле кафолическое (на каковой смысл указывает и самое значение слова), которое обнимает все почти всецело. Но это будет в том случае, если мы последуем всеобщности, древности и общему согласию». Но, как было сказано, западная церковь , с 9 в. и после, ввела у себя через папство разные еретические учения и новшества, и таким образом отделилась и удалилась от истинной православной Христовой Церкви. Посему необходимо вам обратиться и прийти опять к древнему и неповрежденному церковному учению, чтобы достигнуть вечного спасения во Христе. Вы хорошо это поймете, если внимательно размыслите о том, что заповедует восхищенный на небеса Апостол Павел в послании к Фессалоникийцам, говоря: итак, братие, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим ( 2Фес. 2:15 ); еще и в послании к Галатам пишет тот же Божественный Апостол: удивляюсь, что вы от призвавшаго вас благодатию Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово ( Гал. 1:6–7 ). Но удаляйтесь от этих превратителей истины евангельской: такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных ( Рим. 16:18 ). И возвратитесь, наконец, в недра единой, святой и апостольской Церкви Божией, которая состоит из совокупности отдельных, по всему православному миру богонасажденных, как виноград благопроизрастающих, неразрывно между собой единством общей спасительной веры во Христа, союзом мира и духом соединенных святых Божиих Церквей, чтобы и вам достигнуть вожделенного во Христе спасения. И прославится тогда в нас преславное и пресвятое имя пострадавшего за спасение мира Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 25 . Мы же, благодатью и благоволением всеблагого Бога сподобившиеся пребыть членами Тела Христова, то есть единой, святой, соборной и апостольской Церкви Его, будем твердо держаться Апостолами и святыми Отцами преданного благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Ибо это именно и есть в истинном и в собственном смысле кафолическое (на каковой смысл указывает и самое значение слова), которое обнимает все почти всецело. Но это будет в том случае, если мы последуем всеобщности, древности и общему согласию». Но, как было сказано, западная Церковь , с IX века и после, ввела у себя чрез папство разные еретическая учения и новшества, и таким образом отделилась и удалилась от истинной православной Христовой Церкви. Посему необходимо вам обратиться и придти опять к древнему и неповрежденному церковному учению, чтобы достигнуть вечного спасения во Христе. Вы хорошо это поймете, если внимательно размыслите о том, что заповедует восхищенный на небеса апостол Павел в послании к Фессалоникийцам, говоря: итак, братие, стойте и держите предания, которыми вы научены или словом, или посланием нашим ( 2Фес. 2:15 ); еще и в послании к Галатам пишет тот же божественный апостол:удивляюсь, что вы от призвавшаго вас благодатию Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово ( Гал. 1:6–7 ), Но удаляйтесь от этих превратителей истины евангельской:такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных ( Рим. 16:18 ). И возвратитесь, наконец, в недра единой святой и апостольской Церкви Божией, которая состоит из совокупности отдельных, по всему православному Миру богонасажденных, как виноград благопроизрастающих, неразрывно между собою единством общей спасительной веры во Христа, союзом мира и духом соединенных святых Божиих церквей, чтобы и вам достигнуть вожделенного во Христе спасения. И прославится тогда в нас преславное и пресвятое имя пострадавшего за спасение мира Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 25 . Мы же, благодатью и благоволением всеблагого Бога сподобившиеся пребыть членами тела Христова, т. е. единой святой соборной и апостольской Церкви Его, будем твердо держаться апостолами и святыми отцами преданного благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Как же примирить это видимое противоречие апостольского свидетельства? Оно примиряется тогда, когда мы в одном видении объединяем оба смысла христианской эсхатологии — «исторический» и тот, который открывается в благодатном духовном опыте Церкви. И тогда эсхатологическим возвещением является само Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, то есть благовестие о пришествии в мир Спасителя. «Последний» — это Христос. Так, в книге Тайнозрителя, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, о Христе говорится, что Он есть Первый и Последний («протос» и «эсхатос»), Который был мертв, и се, жив (Откр 2. 8). И Сам Господь говорит: Я есмь Альфа и Омега…, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр 1. 8). Таким образом, «последние времена» — это прежде всего та полнота времен (Гал 4. 4), когда является Сын Божий, который в Воплощении становится Сыном Человеческим. А значит — и истинным, Богопомазанным Царем. С пришествием Царя-Христа приходит и Царство Божие. В первый раз оно приходит не приметным (Лк 17. 20) для внешнего мира образом. Более того, мир отвергает Христа как Спасителя и Искупителя. Но Царство Божие находит место внутри каждого ученика и последователя Христова, среди нас, христиан (Лк 17. 21). С этой точки зрения «последнее время» — это время искупительного деяния Сына Божия и создания Церкви Христовой на камне апостольского исповедания. Так, апостол Петр говорит: Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас (1 Пет 1. 8–20). В то же время воцарение Бога в Церкви еще не есть победа Царства Божия во всем мире. Церковь есть присутствие Царства Божия на земле, но «мир сей» — в евангельском смысле этого понятия – остается вне Церкви. Мир, который «во зле лежит», в котором царствует грех и побеждает тление, — этот мир пребывает в ожидании конца, завершения своей истории. Именно в этом мире должен явиться Антихрист. Однако в Церкви, которая пребывает в этом мире, царствует Спаситель Христос.

http://patriarchia.ru/db/text/57599.html

На этом исповедании и вере зиждется спасительная евангельская проповедь всех Апостолов и их преемников. Вот почему восхищенный на небеса Апостол Павел, как бы изъясняя это изречение Господа, богодухновенно говорит: По данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, основание положил, а другой строит... никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор. 3:10–11 ). В другом же смысле основанием наученных во Христе верующих, которые суть члены Тела Христова, или Церкви ( Кол. 1:24 ), он называет всех вообще Апостолов и пророков: Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем ( Еф. 2:19–22 , Ср. 1Пет. 2:4 ; Откр. 21:14 ). Но если таково богодухновенное апостольское учение об основании и Главе Церкви Божией, то вполне естественно, что и святые Отцы, твердо державшиеся Преданий апостольских, не могли иметь или допустить мысли о высшем главенстве Апостола Петра и епископов римских или давать какое-либо иное, совершенно неизвестное в Церкви, противное истине и Православию толкование вышеприведенному евангельскому месту, равно не могли сами собою измыслить странного догмата о высших преимуществах римского епископа как преемника будто бы Апостола Петра, тем более, что Апостол Петр вовсе не был основателем Римской Церкви: история ничего не знает об апостольской деятельности его в Риме. Скорее, Римская Церковь основана была Апостолом языков Павлом, через его учеников; по крайней мере апостольское служение его в Риме определенно известно ( Деян. 28:15 ; Рим. 1:9; 15:15–16 ; Флп. 1:13 ). 15 . Божественные Отцы, уважая епископа Рима, только как епископа главного в империи города, оказали ему почетное преимущество председательства пред всеми прочими епископами, но при этом смотрели на него просто как на первого по степени епископа, то есть первого между равными. Эти преимущества впоследствии усвоены были и епископу Константинополя, когда этот город сделался столицей римского государства, как свидетельствует о том правило Четвертого Вселенского Халкидонского Собора, где между прочим говорится: «то же самое постановляем и определяем о преимуществах святейшей Церкви того же Константинополя, нового Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Недостаточная «духовность» коринфян связана с их разделениями (3:3). Коринфяне «плотские». Термин «плоть» в богословии ап. Павла V. Апостольское служение (3.5 – 4:21) 1. Апостольское служение и единство Церкви 2. Образы Церкви а) Божия Нива б) Божие строение. Храм Божий 3. Значение Христа и Бога а) «Возрастил Бог» (3:6) б) Христос основание здания. Дух Божий живет в храме 4. Место апостолов а) работники на ниве (3:5 – 6) б) строители (3:10). Домостроители (т. е. управители, экономы) таин Божиих (4:1 – 2) Надменность коринфян и смирение апостола. Смирение апостола – подражание Христу. Призыв к подражанию (4:16) VI. Нравственные нормы христианской жизни 1. Отношение к блудодеянию (5:1 – 13; 6:9 – 20) Коринфский кровосместник. Мнение о нем толкователей (архиеп. Аверкий, С. 206) Опасность пребывания такого грешника в христианской общине. Образ закваски и параллели с пасхальными обрядами ( Исх. 12:15 – 19 ). Предание грешника сатане (что это Значит? См. архиеп. Аверкий. С. 206) Апостол призывает не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается» грешником, а не с грешниками вообще. (Объяснить, почему) Чем особенно опасно блудодеяние: а) тело христианина – часть Тела Христова. Тела – «храм живущего Святаго Духа " б) «Совокупляющийся с блудницею становится одно тело (с нею)», разрушая при этом единство Тела Христова в) «Всякий грех , какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» 2. Брак и безбрачие (7) Брак как средство от похоти: «(Во избежание) блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» Совет апостола: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены». Две связанные между собой причины а) «Время уже коротко» (7:29), «Проходит образ мира сего» (7:31) б) «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (7:32 – 33). То же самое и о жене Запрет развода с неверующим супругом, если он согласен жить с христианкой. Причины запрета Семинар 8. Об идоложертвенном. Поведение на богослужебных собраниях (Вечеря Господня; духовные дары). О воскресении (1 Кор. 8 – 16)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010