Ис.29:13 . «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо мною есть изучение заповедей человеческих». Объяснение. Здесь разумеются предания старцев, – древних мужей, не согласные с Божественной истиной или учением: Тит.1:9 . Господь говорит книжникам и фарисеям – иудейским старцам: «преступаете» заповедь Божию... Мф.15:3:6 ; Мк.15:6 , но этим не отрицаются всякие наставления старцев и отцов: 2Ин.1:1 ; 3Ин.1:1 ; Ин.7:22 . Смешивать одно предание с другим нельзя, так как под именем Священного Предания разумеется Слово Божие: 1Фес.2:13 . Не всё то записано в Евангелии, что необходимо для нашего спасения Лк.9:11 . «Но народ, узнав, пошёл за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял». Объяснение. Здесь подтверждается, что далеко не всё записано евангелистами, чему учил Господь: Ин.20:30:21:25 ; очевидно, в беседе о Царствии Божием Господь многие такие наставления давал, которые впоследствии и другим людям передавались устно апостолами: 1Фес.2:13 . Ин. 20:31. «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». Объяснение. Что не вполне достаточно для спасения рода человеческого одного писанного, можно видеть и из предыдущего 30 стиха, и особенно из Ин.21:25 ; из этих мест видно, что далеко не всё то записано, что творил и чему учил Иисус; значит, этими словами не имелось в виду отвергнуть Священное Предание: 2Фес.3:6 , а лишь внушалось, что и тех чудес, которые описаны в Евангелии, достаточно для того, чтобы уверовать, что Иисус Христос есть воистину Сын Божий. По Преданию писал апостол Лука своё Евангелие: Лк.1:2–3 ; учили соблюдать и хранить Священное Предание прочие святые апостолы: 1Кор.11:2 ; 1Ин.2:24 . 2Ин.1:12 . «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна». Объяснение. Отсюда видно, что многое важное и полезное для утверждения в жизни христианской не заключено было апостолами в письмена: Деян.20:31 ; а что заключено туда, то заключено по нужде: 3Ин.13–14 ; при невозможности иного лучшего способа сообщения устного наставления. Это устное апостольское наставление и есть Предание, хранить которое настойчиво умоляет нас апостол Павел: 2Фес.3:6 ; 1Тим.6:20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Как тут не вспомнить довольно распространенное в наши дни (к сожалению, не только в среде протестантов, но и в широких массах) заблуждение, что апостолы и их последователи в первые века совершали Богослужение бесчинно и вне какой-либо традиции? Действительно, при поверхностном прочтении Нового Завета кажется, что ни Сам Спаситель, ни апостолы не следовали каким-то формальным правилам в своей молитвенной и Богослужебной жизни. Да и вообще, эта сторона их жизни будто находится «за кадром» Писания. Это может показаться весьма странным для протестантов, исповедующих ложный принцип «sola scriptura» (раз Писание – это единственное, что Бог нам дал в качестве руководства, то почему Он не объяснил нам там толком, как Ему служить и как Ему молиться?), но совершенно не должно удивлять православного читателя, знающего о Священном Предании. Священное Предание и «предание человеческое» Для поверхностного читателя Библии сама идея Священного Предания может показаться противоречащей новозаветному учению. Можно вспомнить огненные, клеймящие фарисеев слова Иисуса в Мф 15:»…Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?… Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» Или вот, уже апостол Павел в Кол 2:8 осуждает «предание человеческое»: «Смотрите, (братия,) чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу.» Но у апостола Павла есть и другие слова о предании (2Фес 2:15): «Итак, братия, стойте и держите предания , которым вы научены или словом , или посланием нашим.» (курсив наш) Очевидно, что в Кол 2:8 и в 2Фес 2:15 речь идет о двух совершенно разных преданиях. Кроме предания человеческого есть еще и Предание Божественное, Священное. Последнее имеет две формы – «словом» и «посланием». Именно существование словесного Апостольского Предания проясняет, почему в Новом Завете почти не затронуты практические аспекты молитвы и Богослужения. Апостолы и их ученики прекрасно знали, что любой практической деятельности гораздо легче учиться под руководством опытного учителя, чем по книгам. Поэтому им не было нужды писать о том, как молиться или служить Богу — они это показывали своим личным примером.

http://pravmir.ru/zachem-my-xranim-preda...

Но гностики узурпировали этот мотив, извратив понимание знания, подчеркнув исключительность знания, сместив к нему все акценты. Против горделивого знания выступал еще апостол Павел: «знание надмевает, а любовь назидает» ( 1Кор. 8:1 ). Любовь превыше знания. «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор. 13:8 ). Подлинно, ценно то знание, которым движет любовь. Иоанн Богослов в Первом послании писал: «Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:7–8 ). Но гностикам было чуждо христианское понимание любви. Для них любовь – это одна из страстей, аффект, от которого необходимо избавляться. Любовь – проявление несовершенства, недостаточности, неполноты. Она происходит от нужды. Но христианская любовь – это любовь от избытка, любовь жертвенная, не ищущая своего. Именно через эту любовь человек может познать Бога. Борьба Церкви с гностицизмом Гностическая экспансия в Церковь способствовала тому, что Церковь четко определила источники истинного христианского знания, начала формулировать, систематизировать свое учение 70 . Источниками христианского знания являются Писание и Предание. Во многом благодаря гностикам, использовавшим различные апокрифические книги, начал складываться новозаветный канон священных книг. Кроме того, Церковь четко выразила свое отношение к Ветхому Завету: и Ветхий, и Новый Завет являются единым Священным Писанием, поскольку происходят от одного источника – от Единого Бога. Критикуя гностиков, христианские писатели обращали особое внимание на Предание. Предание Церкви не противоречит ее Писанию. Истинным является только Предание Церкви. Критерием истинности Предания является его общеизвестность, а не сокрытость. Подлинное учение известно всем Церквам во всем мире, а потому оно едино у всех. Разноголосица гностических учений сама собой свидетельствует об их неподлинности, ложности. Истинное церковное учение сохраняется в Церкви благодаря апостольскому преемству, которое можно проследить в каждой Церкви от самого ее основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Переданное слово было принято от Господа: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал ( 1Кор.11:23 ), и лишь живое и действенное слово Божие ведёт человека к спасению. Потому для человека важно не пренебрегать этим Преданием слова Божия, чтобы не уклониться от истины. К этому и призывает апостол: Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас ( 2Фес.3:6 ), – и хвалит тех, кто этого Предания держится: Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор.11:2 ). Протоиерей Александр Сорокин о важности следования апостольскому Благовестию, переданному Господом, пишет так: «Важно держаться „здравого учения“, каким является первоначальное апостольское Благовестие, не превращая его в мёртвую букву, но актуализируя всегда новое звучание его духа» 198 . Через Священное Предание открывается наилучшее понимание Истины: никто не может назвать (познать) Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор.12:3 ). В данном контексте, по словам Владимира Лосского , Священное Предание объясняется как «жизнь Духа Святого в Церкви, жизнь, сообщающая каждому верующему способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем Ей Свете, а не в естественном свете человеческого разума» 199 . Вот ещё одно место, где апостол Павел восклицает в Послании к Тимофею о хранении Предания: О, Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания ( 1Тим.6:20 ). Здесь подчёркивается то, что, оставив Священное Предание, человек продолжит свою жизнь, предавая её пагубному человеческому преданию. Это важная мысль: те, кто отрицает Священное Предание, уклонились в огромное количество различных сект, каждая из которых трактует ту или иную цитату Священного Писания на свой лад, вплоть до противоречий внутри и вне своей секты, пренебрегая опытом Церкви, которая дышит и живёт Духом Святым уже более двух тысяч лет (речь идёт о Новозаветной Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Св. Апостолы проповедовали откровенное учение не в нескольких только местах, не перед многими только лицами, и отнюдь не тайно, напротив, они пронесли его по всем странам тогдашнего мира, возвестили во всех языках, со всею ясностью (Мф. 10:27), и как требовала самая их проповедь , старались предавать Божественные истины всем и каждому желающему спасения. При таких обстоятельствах затеряться или испортиться какому-либо Апостольскому, особенно важному, преданию, во всей Церкви, по всему христианскому миру, очевидно, было невозможно. Если бы, положим, известное предание Апостольское, например, о том, какой нужен хлеб для таинства евхаристии, затерялось или исказилось в одной местности, то оно могло сохраниться во всей целости в другой. Далее, нужно иметь в виду ту горячую приверженность всех христиан, особенно первых веков, к преданному Апостолами учению, – ревность, которую так хвалит апостол Павел, например, в Коринфянах: хвалю вас братие, – пишет он им, – что вы все мое помните, и держите предания так, как я предал вам ( 1Кор. 11:2 ; 1Фес. 1:8 ; Кол. 1:4–6 ; Рим. 1:8 ). К такой заботливости о сохранении устно преданного Апостольского учения естественно располагали христиан: а) самое достоинство этого учения, в котором они видели слово Божие; б) внушения Святых Апостолов стоять и держаться преданий ( 2Фес. 2:15 ), и вместе строгие угрозы на противников: если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема, пишет Св. Павел Галатам; как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал. 1:8–9 ), – так крепко ограждали свое учение Св. Апостолы от всякого искажения; оно столь высоко и необходимо для спасения человека, как слово Божие, что его не могут изменить ни сами Апостолы, ни даже Ангелы с неба. Итак, повторим, целость новозаветного Священного предания несомненна, и хранилище его составляет вся Церковь Христова, которой и вверено это предание. Труднее, по видимому, уяснить себе неповреждённость предания в Ветхом Завете, так как предание это пережило слишком много времени, и, как увидим ниже, в течение почти 4000 лет не имело той, очевидной для каждого, гарантии за свою неповреждённости, какую имеет за себя предание Новозаветной Церкви (разумеем по преимуществу отсутствие во все означенное время письменности в ветхом завете).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Свящ. Чтобы Предания, какие мы держим, назвать человеческими, как вы называете, и осудить их, как бесполезные, для этого надо прежде узнать их. Не так ли, православные? Разве можно осуждать то, чего не знаем. Прежде суда всегда бывает дознание. Собеседники наши не хотят даже и слышать, какие у нас в церкви Предания, человеческие или Божественные, а уже осуждают их. Мол. Ну, пожалуй, послушаем, что вы скажете о своих преданиях; только опять повторяем: доказывайте от Божьего писания, мудрований человеческих слушать не будем. Свящ. Мы начнём с тех, пророческих слов, сказанных Спасителем, которые вы к нам приложили. Тут надо обратить внимание на то, кого и за что обличал Христос, – нас, или ещё кого? Возьмём сначала эту главу и евангелие от Матфея; для ясности прочитаем по-русски: Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. – Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? – Знайте, – ни у Моисея и нигде в Библии нет запрещения брать хлеб неумытыми руками, а книжники и фарисеи иудейские, по Преданию своих старцев, считали это за грех. У нах были даже Предания, противные закону Божьему. Читайте дальше: Бог заповедал: почитай отца и мать; и злословящий отца или мать смертью да умрет ( Исх. 20:12, 21:16 ), А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или матерь свою. Таким образом, вы устранили заповедь Божью преданием вашим. Мол. Так ли? Тут что-то не понятно. Свящ. Извольте, я поясню. Книжники и фарисеи, под видом благочестия, учили юношей так: если отец или мать твоя попросит у тебя на пропитание себе овцу или тельца, или что другое, – ты скажи только: это я обрёк в дар Богу. Таким образом, можно ничего не давать отцу – матери, и за это Господь не взыщет. По этому-то случаю Христос и сказал им: вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего... Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далече отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. А мы разве так учим? Слышали ль и вы, православные, от нас подобное учение – против закона, против совести? Никогда не услышите. Предание в нашей православной церкви совсем не то, какое имели иудеи от старцев своих. Предание мы храним, говорю, апостольское, а св. апостолы получили его от Христа Спасителя. Значит Предание у нас не человеческое, а Божественное. На это есть доказательства в Св. Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/beseda-s...

«…я от Самого Господа принял то, что и вам передал» (1 Кор. 11, 23), говорит ап. Павел. 1.1. Священное Писание о Священном Предании, понимание Священного Предания у раннехристианских авторов В книгах Нового Завета слово «предание» обозначает не процесс передачи, а само передаваемое, в первую очередь передаваемое учение: «…стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15); «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам» (1 Кор. 11, 2). Такой же смысл в это слово вкладывают и ранние отцы Церкви. Сщмч. Поликарп Смирнский († 15б) пишет «о преданном изначала слове» [ 33 ], а сщмч. Ириней Лионский († 202) говорит о «предании, которое происходит от апостолов и сохраняется в церквах через преемство пресвитеров», об «апостольском предании», о «церковном предании от апостолов» [ 34 ]. Источником Предания является Сам Бог. Господь Иисус Христос в Первосвященнической молитве говорит, обращаясь к Своему Отцу: «Слова, которые Ты дал мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно» (Ин. 17, 8). Согласно Тертуллиану, учение веры «церквами принято от апостолов, апостолами от Иисуса Христа, Иисусом Христом от Бога» [ 35 ]. Таким образом, Предание по своему содержанию полностью совпадает с содержанием апостольской проповеди [ 36 ] и, следовательно, представляет собой Богооткровенное учение, во всей полноте открытое во Христе. 1.2. Божественное Откровение — принцип единства Священного Предания Хотя в Новом Завете (2 Фес. 2, 15) и в творениях свв. отцов [ 37 ] иногда говорится о «преданиях» во множественном числе, Предание нельзя рассматривать как совокупность отдельных истин веры, различных по своему содержанию. Принципом единства Предания является Божественное Откровение, которым обусловлено как внешнее, формальное единство Предания с точки зрения его происхождения, так и внутреннее единство со стороны его предмета и содержания. Цель Божественного Откровения не сводится к сообщению людям отдельных вероучительных, нравоучительных, исторических, канонических и так далее истин, главная цель — в том, чтобы все «уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20, 31). Первой и центральной истиной Предания является тайна Откровения Бога в Иисусе Христе и спасения через Него человеческого рода. Эта тайна, «сокрытая от веков и родов, ныне же открытая святым» (Кол. 1, 26), выступает в Предании как источник и основание его внутреннего единства [ 38 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

16:6). На этом исповедании и вере зиждется спасительная Евангельская проповедь всех апостолов и их преемников. Вот почему восхищенный на небеса апостол Павел, как бы изъясняя это изречение Господа, богодухновенно говорит: По данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, основание положил, а другой строит… никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор. 3:10–11 ). В другом же смысле основанием назданных во Христе верующих, которые суть члены Тела Христова, или Церкви ( Кол. 1:24 ), он называет всех вообще апостолов и пророков: Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем ( Ефес. 2:19–22 . Ср. 1Петр. 2:4 ; Апок. 21:14 ). Но если таково богодухновенное апостольское учение об основании и Главе Церкви Божией, то вполне естественно, что и святые отцы, твердо державшиеся преданий апостольских, не могли иметь или допустить мысли о высшем главенстве апостола Петра и епископов римских или давать какое-либо иное, совершенно неизвестное в Церкви, противное истине и православию толкование вышеприведенному евангельскому месту, равно не могли сами собою измыслить странного догмата о высших преимуществах римского епископа, как преемника будто бы апостола Петра, тем более, что апостол Петр вовсе не был основателем Римской церкви: история ничего не знает об апостольской деятельности его в Риме. Скорее, Римская церковь основана была апостолом языков Павлом, чрез его учеников; по крайней мере апостольское служение его в Риме определенно известно ( Деян. 28:15 ; Рим. 1:9; 15:15–16 ; Филип. 1:13 ). 15 . Божественные отцы, уважая епископа Рима, только как епископа главного в империи города, оказали ему почетное преимущество председательства пред всеми прочими епископами, но при этом смотрели на него просто как на первого по степени епископа, т. е. первого между равными. Эти преимущества впоследствии усвоены были и епископу Константинополя, когда этот город сделался столицей римского государства, как свидетельствует о том правило IV Вселенского Халкидонскаго собора, где между прочим говорится: «тоже самое постановляем и определяем о преимуществах святейшие Церкви того же Константинополя, нового Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

2) апостолы представляли свидетельства не только о воскресении Иисуса Христа, но и о Его земной жизни. Быть очевидцем земной жизни Христа – непременное условие, чтобы считаться апостолом. Апостолом, по словам Петра, мог стать «один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» ( Деян. 1:21 ). свидетельства одного из очевидцев, как правило, бывает недостаточно, чтобы представить событие во всей его полноте. Поэтому при воссоздании события показания разных свидетелей дополняют одно другое; 3) Павел не был свидетелем земной жизни Иисуса, но Воскресший явился ему по дороге в Дамаск и лично даровал ему апостольские полномочия. Что касается земной жизни Христа и событий Пасхи, то Павел опирается на рассказы других апостолов. Предания и прямое откровение Господа для него связаны между собой, поскольку Бог возвещает о Себе и через апостольское предание. Поэтому сведения, почерпнутые им из предания, Павел рассматривает как получ. от Самого Господа: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал» ( 1Кор. 11:23 ; ср. 1Кор. 7:10.25 ; 1Кор. 9:14 ; 1Фес. 4:15 ). Апостол принял рассказ о воскресении и о Вечере Господней от свидетелей. Но в самой передаче предания участвует вознесенный Господь; 4) свидетельства о начале оформления канона и фиксиров. формулы исповедания веры можно видеть в самом НЗ. В одном из своих ранних посланий Павел обращается к Церкви с увещеванием: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом [устная традиция], или посланием нашим [апостольские послания]» ( 2Фес. 2:15 ). Павел требует, чтобы к его собств. посланиям относились как к авторитетному руководству: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании» ( 2Фес. 3:6.14 ). Он также предписывает зачитывать свои послания, как это было принято только в отношении ветхозаветного Писания: «Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям» ( 1Фес. 5:27 ). Совокупность нормативной (изложенной в НЗ) апостольской традиции составляет «апостольское учение», о котором сказано, что древняя Церковь постоянно пребывала в нем ( Деян. 2:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

5 . Отказываясь исповедовать Господа нашего Иисуса Христа, единородного Сына Божия и Бога нашего, одним из Святой и единосущной Троицы, последователи скверного учения нечестивого Нестория обличают и обнаруживают сами себя, ибо они говорят, что Он лишь по благодати является Сыном Божиим, и учат, что один есть Бог Слово и иной есть Христос. Мы анафематствуем и их самих, и их учение, и тех, кто мыслил или мыслит сейчас согласно с ними, ибо все таковые чужды Святой Кафолической и Апостольской Церкви Божией. 6 . Ибо все иереи Святой Кафолической и Апостольской Церкви, а также благочестивейшие архимандриты священных монастырей, следуя святоотеческому Преданию и ни в чем не изменившие и не намеренные изменить ничего из доныне господствовавших, как было сказано, церковных установлений, единогласно исповедуют, учат и проповедуют, что Господь наш Иисус Христос , Единородный Сын Божий и Бог наш прежде [начала] веков и вне времени рожденный от Отца, в последние дни сошедший с небес, воплотившийся от Духа Святого и святой славной Приснодевы и Богородицы Марии, вочеловечившийся и распятый есть один из Святой и единосущной Троицы . 7 . Мы знаем, что Он единосущен Отцу по Божеству и Он же единосущен нам по человечеству, доступен страданию по плоти и Он же недоступен страданию по Божеству, что Он принимает поклонение со Отцом и Святым Духом. Ибо мы не знаем одного Бога Слова, а иного – Христа, но одного и того же, единосущного Отцу по Божеству и Его же единосущного нам по человечеству, доступного страданию по плоти и недоступного страданию по Божеству. 8 . Он совершенен в Божестве и точно так же совершенен в человечестве. Мы принимаем и исповедуем единение по ипостаси. 9 . Итак, поскольку Единородный Сын и Слово Божие, прежде [начала] веков и вне времени рожденный от Отца, Сам сошел с небес в последние дни и воплотился от святой славной Богородицы Марии и вочеловечился, а значит Господь наш Иисус Христос истинно и подлинно есть Бог, посему мы именуем святую славную Приснодеву Марию истинной и подлинной Матерью Божией, не потому что Бог Слово получил от Нее Свое начало, но поскольку Бог Слово в последние дни сошел с небес и от Нее воплотился, родился и вочеловечился.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/ed...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010