Красная армия Так, за короткое время революционным агитаторам удается собрать идеально выдрессированную, железно дисциплинированную армию фанатиков, настоящую «армию машин» – первую такого рода армию в Европе. В Средние века война была делом исключительно дворян, рыцарского сословия. Но крестьянские войны в Германии времен Лютера показали, какой мощный потенциал сокрыт в революционной энергии масс. Армия Кромвеля и стала таким собранным из крестьянских масс тараном для сноса старого мира. Любопытно, что в народе соединения Кромвеля получат название «Красная армия» (за красный цвет строго регламентированных мундиров). Войско же Карла за белый цвет рыцарских кафтанов окрестят «Белой гвардией». Американские южане будут считать себя потомками кавалеров короля Карла и возводить к нему свою аристократическую традицию. В то же время северяне – янки – очевидные потомки пуритан Кромвеля, как и вся «синагога Линкольна», как презрительно называли своих врагов южане. Вся эта «рифма» красных и белых может показаться курьезом истории. Но это, конечно, не курьез. Классики марксизма много внимания уделяли Английской революции и первой серьезной революционной войне в Европе. А прилежно учившийся у Кромвеля Троцкий не только заимствовал название и идеологический принцип армии своего революционного предшественника, но и политический институт комиссаров-пропагандистов. Но вернемся к Кромвелю. 14 июня 1645 года в битве у деревушки Нэзби его «Красная армия» разобьет «Белую гвардию» Карла. Пытаясь собрать новую армию, Карл в январе 1646-го будет выдан Кромвелю шотландскими наемниками-протестантами за огромную сумму (называют от 100 до 400 000 фунтов стерлингов). Через три года после беспрецедентного судебного процесса суд, состоящий целиком из людей Кромвеля, приговорит Карла к смертной казни. 30 января 1649 года король будет казнен. Символично, что принесением этой «сакральной жертвы» будет ознаменован первый же год Вестфальского мира. Так убийство закланного «по закону» короля (ведь все прочное строится, как известно, на жертвенной крови) ляжет в основание нового порядка Европы.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/21/krovoz...

Одно из писем датировано 16 июня 1647 года. «От O.K. (Оливера Кромвеля) к Эбенезеру Пратту». Вот текст письма: «В обмен на финансовую поддержку буду бороться за разрешение евреям вернуться в Англию. Но это невозможно, пока Карл жив. Но его нельзя казнить без суда, достаточные основания на данный момент не существуют. Поэтому я советую его убить, но сам не буду заниматься поиском человека, готового это сделать, хотя я согласен помочь организовать его побег». На это письмо был послан ответ следующего содержания. «12 июля 1647 г. Для O.K. от Э. Пратта. Предоставлю финансовую помощь, как только Карл будет убран и евреям разрешен въезд. Убийство слишком опасно. Карлу надо предоставить возможность попытаться совершить побег. Это даст повод для суда над ним, после того как он будет схвачен и казнен. Поддержка будет щедрой, но, до тех пор пока суд не начался, вряд ли стоит обсуждать условия» (Lord Douglas A. Plain English, North British Publishing Co., от 3 сентября 1921 г.). В «Заде» суда События в Англии развивались именно так, как и предполагала эта переписка. Тихая война между королем и парламентом, желавшим ограничить королевскую власть, вспыхнула сразу, как только Карл вступил на престол в 1625 году. Прокатолическая политика короля настроила против него английские и шотландские реформатские группы. В 1642-м Гражданская война полыхает уже в полную силу. После ряда поражений, следующих за битвой при Нэйзби (14 июня 1645 г.), Карл оказывается в руках шотландских протестантов, которые за большую сумму в январе 1647 года передают короля комиссарам парламента. С этого времени парламент держит Карла под почетным арестом в Гольмби. Однако 3 июня люди Кромвеля, угрожая силой, забирают короля. Дизраэли пишет, что план похищения короля принят Кромвелем 30 мая на секретном совещании. Карл оказывается в Хэмптон-Корт, а 11 ноября (как и было задумано заговорщиками) бежит, направляясь к губернатору острова Уайт полковнику Роберту Хэммонду. Король считал Хэммонда человеком лояльным, однако тот заключает Карла под стражу. Все это, как пишут английские историки (Холлис, Лудлоу), было исполнением замыслов лорда-протектора, так что король «каждый раз попадал в ловушки, поставленные для него Кромвелем» (Дизраэли).

http://ruskline.ru/opp/2024/02/21/krovoz...

5. История религии с христианской апологетикой; 6. История и разбор русского сектантства и раскола; 7. Каноническое Право; 8. Литургика с историей христианского искусства; 9. Церковное проповедничество и научение истинам веры; 10. Христианская гимнология: чтение богослужебных книг на церковно-славянском языке и церковное пение; 11. Древние языки: чтение греческого текста Священного Писания и сочинений Святых Отцов Церкви на греческом и латинском языках; 12. Древнееврейский язык: чтение избранных мест из Библии ; 13. Чтение иностранной богословской апологетической и полемической литературы (католической, протестантской, англиканской); § 5. Курс обучения в Православном Богословском институте трехлетний. § 6. В Православный Богословский институт принимаются лица православного исповедания, не моложе 18 лет, прошедшие полную среднюю общеобразовательную школу или обладающие соответствующими познаниями. § 7. Православный Богословский институт находится в ведении Святейшего Патриарха и содержится на средства, отпускаемые приходскими общинами всех епархий Русской Православной Церкви. § 8. В Православном Богословском институте состоят следующие должностные лица: ректор, проректор, профессора и преподаватели, секретарь, делопроизводитель, библиотекарь, бухгалтер и заведующий хозяйственной частью. § 9. Оклады содержания личному составу, как и размеры расходов по институту, определяются ежегодно в сметном порядке. § 10. Всеми делами Православного Богословского института управляет Совет, по главе с ректором, через избираемое Советом из своей среды Правление, как свой исполнительный орган. Предварительная разработка ученых и программно-учебных предположений, происходит в Ученом Совещании из наставников института. §11. Совет Православного Богословского института, под председательством ректора, составляют: проректор и все профессора, и преподаватели института. § 12. В Правление Православного Богословского института под председательством Ректора входят: проректор; представитель от наставников по избранию Совета; секретарь и заведующий хозяйственной частью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЦГАМЛИ Украины. Ф. 127. Оп. 1. Д. 312. Л. 10–16, 20–27. Копия. 170. [«Сведения [уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Минской области И. Гунько] о действующих церквях, молитвенных домах и монастырях и о недействующих церковных зданиях Русской Православной Церкви по Минской области на 1 июля 1945 г.»] [Не ранее 1 июля] 1945 г. 336 Наименование районов Молитвенные дома и действующие церкви Недействующие церкви В т[ом] ч[исле] открыто за отч[етный] период Из них занято для хоз[яйственных] и культ[урных] целей г. Борисов г. Минск Бегомльский р-он Березинский Борисовский Дзержинский Заславльский Крупский Лагойский Минский Плещеницкий Пуховичский Руденский Смолевичский Тренский Холопеничский Червеньский Итого: Примечание: Обновленческих, автокефальных действующих церквей, действующих монастырей и духовных школ на территории Минской области не имеется. Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР по Минской области И. Гунько НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 3. Л. 73. Подлинник. 171. [«Сведения [уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Минской области] И. Гунько о духовенстве по Минской области»] [Не ранее 1 июля ] 1945 г. 337 Служители культа, зарегистрированные при действующих церквах п/п Церковные ориентации Епископы Священники Дьяконы Псаломщики Примечание Обновленцы Автокефалисты Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР по Минской области И. Гунько НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 3. Л. 73. Подлинник. Помимо представителей православного духовенства патриарху Алексию сделали визиты представители армянской церкви, еврейской общины, англиканской церкви и мусульман. Патриарх Алексий был награждён высшим орденом Ливанской республики – орденом Кедра степени великого полководца. Таким же орденом, но степенью ниже, был награжден и сопровождавший патриарха архиепископ Тульский Виталий. Пребывание патриарха Алексия в Дамаске совпало с имевшим место там вооруженным конфликтом между сирийским населением и французскими войсками. Благодаря энергичным мерам, принятым нашим посланником т. Солод[ом], патриарх Алексий и его спутники были благополучно вывезены из Дамаска.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1885-1892 гг. палаты мирян (Houses of Laity) возникли при обеих конвокациях англ. духовенства - Кентерберийской и Йоркской. На основе конвокаций и обеих палат мирян в 1904 г. возник Представительный Церковный совет (Representative Church Council), преобразованный в 1919 г. в Национальную ассамблею. В 1921 г. была проведена реформа церковного самоуправления: в приходах в обязательном порядке создавались советы с участием мирян. В 1947-1967 гг. Национальная ассамблея получила функции верховного апелляционного суда в вопросах доктрины Церкви, богослужения и церковной дисциплины, принадлежавшие ранее светскому органу - юридическому комитету Кабинета министров. По Акту о синодальном управлении (Synodical Government Measure Act, 1965), одобренному парламентом, Национальная ассамблея в 1969 г. была преобразована в Генеральный синод Церкви Англии , получивший право законодательной инициативы в церковных вопросах. Сохранив в силе Книгу общих молитв (в редакции 1662), Национальная ассамблея, а затем Генеральный синод и парламент приняли постановление о допущении альтернативных форм богослужения (Alternative and Other Services Measure, 1965) с последующими разъяснениями по этому поводу в 1967, 1968 и 1971 гг. В 1968 г. вышла 1-я Книга молитв альтернативной службы (Alternative Service Book). С 1974 г. альтернативные формы богослужения разрешены на постоянной основе. В том же году был принят. акт парламента «О Церкви Англии (ее богослужении и доктрине)» (The Church of England (Worship and Doctrine) Measure Act), впервые признающий юридическое право самой Церкви в лице Генерального синода вносить изменения в вероучение и изменять порядок богослужения. Вероучение Доктрина А. Ц. представляет собой уникальное сочетание положений, присущих как католич., так и протестант. (лютеран. и кальвинист.) вероучениям. Наиболее авторитетными источниками, излагающими основные положения вероучения А. Ц., являются Книга общих молитв и «Тридцать девять статей», к-рые не во всем согласуются друг с другом, т.

http://pravenc.ru/text/115120.html

348 В каком состоянии находится религиозное просвещение народа и богословское развитие пастырей церкви в рассматриваемых нами патриархатах? Тому и другому, конечно, способствуют школы, но школы в этих патриархатах до последнего времени были в пренебрежении, а потому указанное дело не могло иметь успехов. – Что касается Александрийского патриархата, то, если не ошибаемся, до XIX-ro века там не было православных школ. За неимением этих последних, некоторые патриархи, как наприм., Кирилл Лукарис отправляли православных молодых людей, жаждущих просвещения, в Англию, пользуясь тем, что английское правительство само предлагало Александрийской патриархии оказывать помощь в рассматриваемом отношении. Но вскоре закрыт был и этот путь в получении образования православными юношами патриархата. Найдено было, что нецелесообразно православным учиться у не православных. В этом отношении очень любопытно письмо патриарха Паисия (1668–1676 г.) к какому-то англиканскому пресвитеру Вениамину (Вильяму?). «В 1673 г. мы получили от вас, пишет Паисий, некоторые книги и положили их в библиотеке. Потом в разные времена мы получили два письма, в коих вы писали, чтобы друзья эллинов посылали туда к вам молодых остроумных детей, способных к изучению философии и священного богословия по древнему изданию (преданию?), основанного на эллинских философах и древних отцах —439— нашей кафолической Христовой церкви. Недоумевая же, каких вы разумеете отцов и какое учение, мы получили некоторую книгу под названием Исповедание англиканской церкви, прямо противоречащую священному учению древних святых, чего мы не принимаем. Отсюда мы подозреваем, что если кто отправится к вам для учения, тот не возвратится православным. Подозревая же сие, мы не решаемся привести всего в действие. Ибо справедливость требует, чтобы учащие преподавали учащимся у них всё то, что они сами думают и учат. А может ли кто правильно преподавать то, чего он не понимает и чему он не верит. Сия-то пропасть разделяет тех и других. Мы с самого начала и поныне неизменно чтим божественные и священные правила св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тезис 26 – «Не вопрос о «Филиокве» вызвал разделение между Церквами». Тезис 27 – «Следовательно, «Филиокве» как богословское частное мнение не может считаться «непреодолимым препятствием» для восстановления общения между Восточной Православной и Старокатолической Церквами (т. е. Восточной и Западной)». В 1902 и 1904 годах Константинопольский Патриарх Иоаким обращался ко всем Православным Церквам с двумя посланиями (энцикликами), где вопрошал о их отношении к разным христианским исповеданиям и Церквам, в том числе и к старокатоликам. Ответы Русской Церкви (от 1903 и 1905 гг.) представляли собой солидные богословские доклады в весьма положительном и конструктивном духе (...). Комиссии не были распущены. Петербургская комиссия продолжала существовать и заниматься старокатолическими и англиканскими вопросами. 7 января 1910 года Синод своим Указом напомнил Комиссии о необходимости продолжать работы и запросил ее мнение об ответе старокатоликов. При сопоставлении тезисов Петербургской комиссии с замечаниями Роттердамской комиссии оказалось, что Церкви Православная и Старокатолическая: а)      единомысленны в исповедании догмата о Святом Духе; б)      признают друг за другом условную свободу богословских мнений, и это не должно быть основанием для церковного разобщения и отлучения друг от друга. В докладе отмечалось, что при наличии взаимного понимания степень такого единомыслия может быть признана достаточной для решения вопроса о взаимном сближении и желательном объединении. Комиссия выразила пожелание, чтобы Святейший Синод нашел благовременным «подвинуть хотя бы на шаг разрешение сорокалетнего вопроса о воссоединении старокатоликов – не еретиков, а лишь, по невинному своему несчастию, раскольников с Православною Церковью Восточной» 295 . По смыслу этого последнего ответа (доклада) Петербургской Богословской комиссии, одобренного Синодом (от 1913 г.), перспектива успешного завершения переговоров со старокатоликами становилась вопросом недалекого будущего, так как между старокатолической и православной сторонами не было каких-либо спорных вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

е. кроме вселенских) образцы учения и богослужения: книгу общих молитв с катехизисом, форму посвящения и 39 членов, – хотя составляющие преимущественное наследие церкви англиканской, но принятые более или менее всеми церквами нашего исповедания» 33 . Чтобы оценить нам по достоинству истинное значение настоящего заявления, нужно лишь взглянуть на список тех епископов, которые были участниками Ламбетской конференции 1888 г. и от имени которых, таким образом, издавалось это заявление. Там мы увидим, что из всех 145 епископов конференции – 38 были иерархами церкви американской 34 . Едва ли после этого можно отрицать, что американскою церковью приняты символические книги англиканства, а потому мы ещё раз приходим к заключению, что автор был не прав, излагая учение этой церкви по сочинениям богословов и оставляя в стороне её символические книги. Допущенная автором неправильность в постановке неизбежно отражается на самом существе исследования и потому изложение рассматриваемого им учения не всегда соответствует действительности. Обычный приём автора, неизменно повторяющийся в главах третьей, четвёртой, пятой и шестой его исследования, состоит в том, что по тому или другому догматическому вопросу сперва излагается учение англиканской церкви с невыгодной для него характеристикой, а затем этому учению противопоставляется учение церкви американской, как в большинстве случаев более определённое, более правильное и вообще представляющее собою некоторый прогресс по сравнению с учением англиканским. Однако такое сравнение не может дать читателю правильного понятия об истинном положении дела, так как англиканское учение автор изображает только на основании «членов веры», не обращая ни малейшего внимания на их толкование англиканскими богословами; а учение церкви американской, наоборот, излагает исключительно по сочинениям богословов, совершенно забывая столь же признанные этою церковью «члены веры». Само собою разумеется, что, при таком приём, во многих случаях автор по отношению к обеим церквам оказывается неправы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Не всегда точен автор в передаче на русском языке английских терминов, На стр. 18-й напр. он мирян-чтецов (1ау readers) превращает в мирян проповедников; на стр. 123-й допускает странное выражение, что по учению Аполлинария «И. Христос не владел рациональной человеческой душой», оставляя без перевода слова Стона «а rational human soul» (стр. 68); на стр. 270-й слова «become», " convertere« переводит словами «бывают», «являются», тогда как слово convertere имеет совсем иной смысл, уничтожающий всё значение предшествующего рассуждения автора в данном месте; на стр. 371-й, в благодарственной молитве, слово переводит словом «чрезмерную», что совсем не подходит к божественной любви, о которой идёт здесь речь; на стр. 373-й дарственные и вкладные документы (instruments of donation and endowment) называет грамотой о построении храма и т. под. Некоторые недостатки и неисправности рассматриваемого труда, отмеченные в настоящем отзыве исключительно в интересах возможно-более полного и всестороннего освещения затронутого автором серьёзного вопроса, конечно, не заслоняют присущих исследованию профессора Керенского достоинств. К числу этих достоинств должно отнести: 1) Полноту исследования. Если сопоставить то, что даёт читателю автор в качестве учения англиканской церкви по её символическим книгам, и всё то, что он излагает на основании сочинений американских богословов, то получается достаточно полное, ясное и характерное изображение всей вероисповедной системы англо-американской церкви, изложенное с надлежащею обстоятельностью и в строго научном порядке. Такого полного и систематического изложения в нашей богословской литературе доселе не было, и его появление имеет тем большую цену, что события последних лет в истории междуцерковных сношений с особенной настойчивостью выдвигают вопрос о необходимости возможно более близкого и основательного знакомства с вероучением и церковною жизнью тех вероисповеданий, которые проявляют живое стремление к сближению и даже, быть может, к соединению с Православным Востоком. Книга профессора Керенского отвечает прямо на запрос времени и потому сослужит не малую службу всем тем, кто близко интересуется современными между церковными вопросами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Во время лёгкой «разминки» прощупываю соискателя. – Ваша работа написана по истории западных исповеданий. Одну из глав предваряет эпиграф – четверостишье Осипа Мандельштама. Почему Вы поместили его строки в своё сочинение, посвящённое протестантизму? Он что – был англиканским епископом или лютеранским суперинтендантом? – Лютеранским. Мне всё ясно, как говорится, «тушите свет». Примерно в эти же годы никому тогда не известный армейский капитан Виктор Резун (Суворов) держал экзамен в Военно-Дипломатическую академию, где готовили кадры для ГРУ (Главное разведывательное управление). Вот фрагмент его диалога с экзаменаторами. – Кто такой Чехов? – Это снайпер из 138-й стрелковой дивизии 62-й армии. – А Достоевский? – Странные вопросы. Кто не знает Достоевского? Николай Герасимович Достоевский – генерал-майор, начальник штаба 3-й ударной армии 346 . Есть такое понятие – «профессиональный кретинизм». В случае с Мандельштамом он был «непрофессиональным». Ещё два-три подобных вопроса, и «клиническая картина» ясна. Члены совета высказываться не торопятся, – кому охота связываться с «тёмной лошадкой»? Соискателя просят на время удалиться, и я беру слово. – Однажды одно высокое лицо – я не имею права назвать имени, – но очень высокое лицо, читало доклад в Хельсинкском дворце конгрессов (там, где когда-то были подписаны «Хельсинкские соглашения»). Речь шла о межцерковных отношениях, и в докладе было упомянуто о первом православно-лютеранском собеседовании «Арнольдсхайн-1» (ФРГ, 1959 г.). Дойдя до этого хитрого слова, высокое лицо запнулось, а потом с трудом выговорило: «Арнольд Хаим!», после чего, поведя усами, недовольно посмотрело на своего референта: что это мне подсунули! И всем стало ясно, что высокое лицо только озвучивает доклад, и что писали его другие люди. В этом нет ничего зазорного – общеизвестно, что людям такого уровня доклады пишут спичрайтеры. Главное – владеть терминологией (кстати, владыка Никодим владел ею блестяще). А мой «подзащитный» не владеет материалом, зато обрёл гордыню и возомнил себя «высоким лицом».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010