Григория еп. великой Армении. В Октябре: 5-го, св.м. Харитины; 9-го, преп. Андроника и Афанасии; 10-го, свв.мм. Евлампия и Евлампии; 13-го, свв.мм. Карпа, Папилы, Агафапола и Агафоники; 15-го, св. преп.м. Лукиана; 17-го, св. преп.м. Андрея Критского ; 19-го, св.м. У ара; 22-го, священ.муч. Аверкия, еп. Иерапольского; 24-го, св.м. Арефы; 25-го, свв.мм. Маркиана и Мартирия; 27-го, св.м. Нестора; 29-го, св.преп. Анастасии Римляныни; 30-го, св.м. Епимаха. В Ноябре: 2-го, свв.мм. Акиндина, Пигасия, Анемподиста, Елпидифора и Афония; 4-го, преп. Иоанникия великого; 7-го, св.мм. Иерона; 9-го, преп. Матроны и Феоктисты Лезвианыни; 10-го, св.м. Ореста; 11-го, св. великомученика Мины; 15-го, свв.мм. Гурия, Самона и Авива; 18-го св.м. Платона; 22-го, свв.мм. Киликии, Валериана, Тивуртия и Максима; 24-го, св. великомученика Меркурия; 26-го, преп. Алипия столпника. В Декабре: 3-го, преп. Иоанна молчальника; 8-го, преп. Потапия; 10– го, свв.мм. Мины, Ермогена и Евграфа; 11 -го, преп. Даниила столпника; 11-го, св. Спиридона еп. Тримифунтского; 13-го, свв.мм. Евстратия, Авксентия, Мардария и Ореста; 14-го, свв.мм. Фирса, Левкия, Каллиника, Филимона, Аполлония и пр.; 15-го, священ.муч. Елевферия; 19-го, св.м. Вонифатия; 20-го, св. Игнатия Богоносца ; 21-го, св.м. Иулиании; 22-го, св. великомученицы Анастасии узорешительницы; 23-го, свв. десяти мм. иже в Крите; 23-го, свв. 20.000 мм. Никомедийских; 29-го, преп. Маркела, игумена обители не усыпающих; 30-го, св. девицы Анисии; 31-го, преп. Мелании Римляныни. В Январе: 2-го, св. Селивестра, папы Римского; 5-го, преп. Аполлинария; 7-го, повесть о честной, крестившей Господа руце св. Иоанна Предтечи; 8-го, свв.мм. Иулиана и Василиссы; 9-го, св.м. Полиевкта; 10-го, преп. Маркиана пресвитера; 11-го, преп. Феодосия великого; 13-го, свв. мм. Ермила и Стратоника; 15-го, преп. Иоанна Кущника; 22-го, св. апостола Тимофея, единого от 70-ти; 23-го, св. Климента Анкирского. В Феврале: 1-го, св.м. Трифона; 6-го, св.м. Агафии; 6-го, свв.мм. Фавсты, Евкласия и Максима; 7-го, преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Дмитриев день перевоза не ждет (сибирск.) . Дмитриев день поголу (без снега), святая – теплая (замоск.) . Дмитриева суббота по снегу, и святая по снегу. В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит (яросл.) . Дмитриева суббота – кутейникам работа (поминки, по Куликовой битве и общие) . 28. Неонилы и Параскевы: молятся о хороших женихах (то же 24 нояб. св. великом. Екатерины и 30-го св. ап. Андрея Первозв.) . Парасковии льняницы: мнут лен и приносят первинки для приклада в церковь. 29. Аврамия овчара, праздник овчаров. Анастасии овечницы. Анастасии римляныни, заступницы овец. 30. Юровая, праздник иртышских рыбаков. Праздник охотников, пороша. Волки стаями предвещают голод, мор, войну. Ноябрь. Курячьи именины; курячий праздник. Братчины, козмодемьянское пиво. Управляются,с домовыми, либо выживая, либо задабривая его. 1. Козьма и Демьян с гвоздем. Начало зимы, первые морозы. Козьма-Демьян с мостом, Никола с гвоздем. Козьма закует, а Михайло раскует (оттепель 8 ноября) . Козьмы и Демьяна рукомесленников, курятников. На Козьму и Демьяна курячьи именины: носи попу цыпленка. Козьма и Демьяна да жен мироносиц – куриная смерть (режут кур) . На Козьмодемьяна курицу на стол (тамб.) . Если на Козьмодемьяна лист остается на дереве, то на другой год будет мор. 8. С архистратига скот загоняют на зимний корм. Оттепели: михайловские, введенские, михайловские грязи. День архангела Михаила с полумостом. С Михайлова дня зима не стоит, земля не мерзнет. Со дня Михаила архангела зима морозы кует. Во что Михаила, в то и Никола (день недели) . 9. С Матрены зимней зима встает на ноги, налетают морозы. Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепелям. Если на Мартынов день гусь выйдет на лед, то будет еще плавать на воде. 11. Феодор Студит землю студит. На Студита Феодора студит по двору. 12. Если дождь на Иоанна Милостивого, то оттепели до введенья. 14. Иней в Филипповну – урожай овса (ворон.) . 15. Гурий на пегой кобыле (грязь и снег) . 16. На св. Матвея зима потеет. На Матвея земля преет.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Ответов: 2. Последний ответ: Образ св. справа от нас - Анастасия , но не Узорешительница вмц. Это Анастасия Римляныня,Солунская (Фессалоникийская),прмц (преподобномученица). отм.Окт.29 и 30 старого стиля. Добавлено на опознание: 2017-09-23 13:17:55 Владелец: Tatyana82 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Добрый день. Помогите пожалуйста определить икону и примерный год ее написания. Ответов: 1. Последний ответ: Икона " Собор Архангела Михаила или Собор семи Архангелов " . Конец 19 века. http://pravicon.com/icon-718 Добавлено на опознание: 2017-09-23 11:38:56 Владелец: vyacha07 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Крещение Господне Добавлено на опознание: 2017-09-14 21:07:03 Владелец: denis32 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: икона передается по роду примерно с 1900года Ответов: 2. Последний ответ: Скорее это Преподобный Нил Столобенский Добавлено на опознание: 2017-09-09 09:23:12 Владелец: darialapina20 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона старинная. Ничего о ней не знаю. Ответов: 1. Последний ответ: Предположительно, икона Пресвятой Богородицы " Праворучица " . Конец 19 века. http://pravicon.com/icon-268 Добавлено на опознание: 2017-09-04 13:32:40 Владелец: Cafealfa1 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2017-09-04 13:32:37 Владелец: Cafealfa1 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Утоли моя печали. Возможно, 19 век. Добавлено на опознание: 2017-09-04 13:32:24 Владелец: Cafealfa1 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2017-09-04 13:32:14 Владелец: Cafealfa1 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2017-09-04 13:32:02 Владелец: Cafealfa1 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2017-09-04 13:31:46 Владелец: Cafealfa1 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет...

http://pravicon.com/unknown/23

В III веке прославился своими подвигами св. Никон. Родом из Неаполя, он после св. крещения отплыл на остров Хиос, где на горе Ганос был крещен епископом Кизическим Феодосием, укрывавшимся в пещерах от гонения со множеством иноков. " По приятии крещения святого блаженный Никон живяше в пещерном том монастыре, учася божественным книгам и иноческому присматриваяся житию: таже и сам облечен бысть во иноческий образ кротости ради своей " . Пред кончиной Феодосий поставил его во епископа. После того св. Никон, " всех монахов поемши " , отплыл в Сицилию и высадился близ горы Тавроменийской. Там при речке Азинос он нашел " место безмолвно и красно " , где и продолжал свои подвиги. Скончался мученически. Память его 23 марта. Св. Галактион и Епистима — из г. Емеса в Финикии. Св. Галактион, будучи христианином, по воле родителей был обручен с язычницей Епистимой. Обратив ее ко Христу, он убедил ее вести девственную жизнь. Ночью они удалились из дома и пришли к Синаю, и там близ горы Публиона Галактион вступил в мужской монастырь, а Епистима — в женский. " Подвиги его и труды кто изрещи может? Никогда не видет бысть празден, но или делаше что монастырю потребно, или моляшеся; пост его бе безмерен, иногда бо во всю седмицу не вкуси. Толикий же целомудрия и чистоты своея бе хранитель, яко во вся лета постничества своего соблюдашеся опасно, да не видит лица женска... " Впоследствии Галактион и Епистима сподобились мученического венца. Память их 5 ноября. Св. Пансофий, родом из Александрии, по смерти отца своего Антипата, раздав все свое имущество, удалился в пустыню. Скончался мучеником в царствование Декия. Память его 15 января. В то же царствование пострадал за Христа инок диакон Авив. Память 6 сентября. Св. Анастасия Римляныня. Близ Рима " на уединенном и незнаемом " месте находился женский монастырь. Круглой сиротой Анастасия трех лет была взята на воспитание игуменией Софией. Она выросла красавицей, но, " вся уметы вменивши, уневестися Христу и день и ночь в молитвах служаше " . На 21 году от роду скончалась мученически. Память ее 29 октября.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/956/...

Ныне мне сказано Н.Н.: Греха вы (я) не сделали, добра желали духовенству. Я за вас молюсь, как могу, и чувствую себя спокойнее. Вечером были спокойные беседы... Некоторые советовали послать письмо Патриарху, но я считал это преждевременным. Решил написать завтра, и то в общем духе, чтобы не решать ничего без моего объяснения. СЕДЬМАЯ ЛИТУРГИЯ Пятница Во все богослужение мысли были сосредоточены на главнейшем вопросе для души: о греховности. Вот где единственное зло: грех. А прочее все не существенно. И это было очевидно. И зрел я себя ясно. Но сознание своего недостоинства не было мучительным, а лишь смиряло меня... И смиряло так, как этого не бывает при благоприятных условиях. И встали передо мною тщеславные помыслы: как они показались действительно пустыми! ложными, вредными... И хотелось выбросить их из души, как безумие. Нужно смиряться: есть множество оснований к этому... Смирение - правильный путь. Вот в этих мыслях прошла вся Литургия... И поплакалось немного. А если смиряться, то значит - и терпеть должно все, что Бог пошлет. А смиряться есть за что. За Литургией (во время запричастна) читалось поразительное житие св. мученицы Анастасии Селукской (? Римляныни - С. Ф.). Ее трехлетним младенцем приняли в монастырь. Игумения София постригла ее. Когда Анастасии было 12 лет, наступило гонение Декия. Монахини с игуменией разъехались, а отроковица осталась. И вытерпела жесточайшие гонения... Просто читать страшно: отрезали груди, ноги, руки, а сначала выдернули все ногти на них... Потом язык отрезали. Она попросила пить воды, и какой-то Кирилл подал ей. Его тут же убили за это... И как все терпели мученики? Поразительно! Непостижимо! Ныне принесли сведения будто на меня послали жалобы. И даже говорили по телефону, обвиняли меня... Буду ждать. ВОСЬМАЯ ЛИТУРГИЯ Суббота Чтобы не забыть: вчера я прочитал письмо с рассказом о конце житий монахов монастыря, где я был настоятелем... В скорбях великих прожили они. Один был в десяти тюрьмах, но по суду все же освободили: не нашли за ним вины. И вообще нужно знать, что нормальным, т. е. обычным путем жизни христианина нужно считать не благополучие, а скорби - в этой юдоли. Припоминается из стихов Лермонтова: Ангел душу младую в объятиях нес для мipa печали и слез.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1042...

Юная мученица Анастасия смиренно вышла навстречу вооруженным воинам 11 ноября. ПРАВМИР. Преподобномученица Анастасия Римляныня в младенчестве лишилась родителей, и ее взяла под свое покровительство настоятельница женского монастыря, София. Игумения воспитала Анастасию в горячей вере, в страхе Божием и послушании. В то время началось гонение на христиан императора Декия (249–251). Градоначальник Пров, по велению императора, приказал привести к себе святую Анастасию. Благословленная на страдальческий подвиг за Имя Господне своей старицей-наставницей, юная мученица Анастасия смиренно вышла навстречу вооруженным воинам. Пров, увидев ее молодость и красоту, пытался сначала лестью соблазнить ее и заставить отречься от веры Христовой: «Зачем ты губишь свои годы, лишаясь наслаждений? Что за прибыль отдавать себя на мучение и смерть за Распятого? Поклонись нашим богам, будешь иметь благородного мужа, жить в славе и почете». Святая твердо ответила: «Мой муж, мое богатство, жизнь и мое веселие – Господь мой Иисус Христос, и страхом мучений ты не отлучишь меня от Господа!». Начались жестокие пытки. Святая страдалица мужественно переносила их, славя и воспевая Господа. В ярости палачи отрезали ей язык. Народ, видя бесчеловечные издевательства над святой, вознегодовал, и правители города вынуждены были прекратить пытки, обезглавив мученицу. Тело святой Анастасии было брошено за городом на съедение диким зверям, но Бог не допустил глумления над святыми останками. Игумения София, извещенная Господом, нашла истерзанное тело преподобномученицы и с двумя помощниками-христианами предала его земле. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 9 июня, 2021

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

Блаженнейший митрополит Владимир посетил Житомирскую епархию 28 июня 2010 г. 10:45 26 июня 2010 года Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир посетил Житомирскую епархию и совершил Божественную литургию в Свято-Анастасиевском женском монастыре г. Житомира. Его Блаженству сослужили архиепископы Белоцерковский и Богуславский Митрофан , Львовский и Галицкий Августин , Житомирский и Новоград-Волынский Гурий , епископы Уманский и Звенигородский Пантелеимон  и Переяслав-Хмельницкий Александр , духовенство епархии. По завершении богослужения Предстоятель Украинской Православной Церкви обратился к присутствующим с архипастырским словом, в котором поделился размышлениями о значении почитания святых в жизни верующих людей. «Почитание святых, которое было в Церкви от ее начала, а особенно — мучеников, есть дар Божий. Святые воспитывают нас своей жизнью, своими трудами, своими подвигами, которыми они достигли совершенства и святости», — отметил, в частности, Блаженнейший владыка. Затем состоялся крестный ход к монастырскому кладбищу, где Блаженнейший митрополит Владимир совершил освящение креста у могилы основательницы обители схимонахини Рафаилы (Чернецкой) и заупокойную литию по приснопоминаемой игумении. Покидая обитель, Блаженнейший митрополит Владимир благословил верующих и окропил их освященной водой. Свято-Анастасиевский женский монастырь, расположенный на территории бывшего туберкулезного санатория на окраине Житомира, был учрежден Священным Синодом Украинской Православной Церкви 30 марта 1999 года. Первой настоятельницей монастыря стала схимонахиня Рафаила (Чернецкая, †2005). С детства прикованная к инвалидной коляске, она посвятила себя молитвам и приняла монашество. Духовные сестры матушки, ухаживавшие за ней на дому, образовали монашескую общину, которой со временем был передан упраздненный санаторий. К матушке Рафаиле, стяжавшей особый дар молитвы, за утешением и советом приезжали издалека. Сегодня трудами насельниц здания бывшего санатория обретают черты церковной архитектуры, строятся новые помещения. В одном из старых корпусов обустроен храм прп. Сергия Радонежского, на территории сооружена колокольня, возводится собор св. прмц. Анастасии Римляныни, покровительницы города Житомира, с нижним приделом прп. Серафима Саровского. По материалам официального сайта УПЦ Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1187878.ht...

Мы должны были слушать всенощную, накануне царского дня, в главном соборе села Лыскова, празднующем Преображению; он стоит на отдельном холме, где было прежнее жилье княжеское и даже малое укрепление, как бы городище. Служба совершалась соборно, в богатых облачениях и с домашними певчими Князя, так что и в Нижнем не видал я подобного служения. Все это занимало почтенного хозяина, который был как бы настоятелем всех церквей своего богатого села, строго наблюдая за их благочинием и неопустительною службою: утешительно видеть такую заботу о святыне. После всенощной, я просил Князя показать мне все его сокровища духовные, хранящиеся в ризнице соборной, и протоиерей с клиром открыл для меня в алтаре всю святыню, принесенную в Россию, царственными предками Князя. Весьма жаль, что при жизни Грузинского протоиерея, который долго находился при соборе, не были переведены надписи, с древнего церковного языка Грузинского, а теперь в Лыскове никто не умеет разобрать их и, таким образом, неизвестны названия многочисленных частиц мученических. Их особенно много собрано в так называемом О-сонис-цхате, или драгоценном серебряном кивоте, осыпанном бирюзою, который, в виде нарамника Первосвященников Иудейских, носили на персях духовники царские в походах пред Царями Грузии; но вместо имен сынов Израилевых, вставлены частицы мощей. Между драгоценною святынею еще хранится перст Святого Иоанна Предтечи, также в богатом кивоте, осыпанном бирюзою, и ручка Св. Анастасии Римляныни, и часть мощей мученика Стефана Нового. Но главное сокровище всегда носит на себе Князь: это две большие части животворящего древа, сложенные крестообразно, который прислал некогда великий Император Константин, чрез Патриарха Антиохийского Евстафия, первому Христианскому Царю Грузии Мириану, когда обратился он проповедью Св. Нины. Крест сей вложен в двойной кивотец, из коих внутренний великолепно осыпан крупными лалами, изумрудами, жемчугом и бирюзою, с Грузинскою надписью, которую также не могут разобрать; но вероятно это молитва Животворящему Кресту , с именем Царя, который его украсил. Не может быть ни малейшего сомнения в достоверности сего честного древа, потому что со времен Царя Мириана, т.е. с 325 года в течение XV столетий, он переходил преемственно от Царя к Царю, по праву первородства, будучи всегда носим на персях, и поэтому сохранился в старшей линии Карталинской, хотя после Вахтанга-Законодателя, удалившегося в Россию, младшая линия Кахетинская наследовала царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

    (:. И святыя мученцы параскеви.    Идеже храм, подобне поется.    Тропарь, глас 4.    Премудрая и всехвальная Христова мученца параскева, мужескую крепость приемши, женскую же немощь отвергши, диавола победи, и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте, и огнем сожгите: аз бо радующися иду ко христу жениху моему, тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша.    Кондак, глас 3. Подобен: дева днесь: Всесвятое и непорочное мучение принесши, яко вено пречестное безсмертному жениху христу, ангельское ликостояние возвеселила еси, и победила еси демонския козни: сего ради тя честно верою чтим, мученце параскево многострадальная.     29. святыя преподобномученцы анастасии римляныни: И преподобнаго отца нашего аврамиа затворника.    Стихиры мученцы, 3, глас 8. Подобен: Что вы наречем: И преподобнаго 3, глас тойже. Подобен: о преславнаго чудесе! На стиховне октоиха. Тропарь мученцы, глас 4: Агница твоя Иисусе: септемвриа в 17-й день. Слава, преподобнаго, глас 8: В тебе отче: сего месяца в 1-й день. На Утрени, канон октоиха един, на 6: И святых два: мученцы, глас 8: И преподобнаго, глас тойже. По 3-й песни,    Кондак мученцы, глас 3. Подобен: дева днесь: Девства водами очищена преподобная, мученичества кровьми, анастасие, венчавшися, подаеши сущим в нуждах, недугов исцеление и спасение, приступающим от сердца: крепость бо тебе подает Христос, источаяй благодать приснотекущую,    И седален, глас 8. Слава, преподобнаго. По 6-й песни.    Кондак аврамия, глас 3. Подобен: дева днесь: Во плоти яко ангел на земли явился еси, и пощением был еси яко древо насажденное, водою воздержания добре возрастився, теченьми твоих слез скверну омыв: сего ради явился еси приятелище божественное, аврамие, духа.    И икос. По 9-й песни, светилен, и на стиховне, октоиха. На Литургии, прокимен, глас 6: честна пред господем смерть преподобных его. Стих: Что воздам господеви о всех: Апостол к галатом, зачало 113: Плод духовный: Аллилуиа, глас 6: блажен муж: Стих: Сильно на земли будет: евангелие матфеа, зачало 43: Вся мне предана суть: Причастен: В память вечную: (:.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

мучеников – «в царство Максимианово» – и заимствован рассказ о посещении св. Евлампием идольского храма, о падении там идола Марса и о том, как велико было число уверовавших во Христа и затем умерших от меча язычников 461 . В житии св.м. Анастасии Римляныни из великих Миней заимствованы некоторые подробности нападения слуг игемона Прова на монастырь св. Софии, требование их: «Старица, даждь нам девицу Анастасию», и мольба Софии – помедлить «два часа», чтобы приготовить св. деву; вопрос игемона: «Что есть Анастасия?» и слова его: «Тако ли светлому отвещаваеши властелину?»; молитвенный возглас Анастасии: «Помилуя мя, Боже»; новый вопрос игемона: «Анастасие, добре ли ныне тебе есть?»; первый случай изнеможения святой, ее просьба – дать ей пить и милосердие Кирилла (у Метафраста Кирилл только один раз дает пить Анастасии); приказание – отсечь руки и ноги мученице и ее слова перед урезанием языка 462 . Встречаются подобные жития и во второй книге Четиих-Миней, но здесь великие Минеи-Четьи большею частью указываются уже в ссылках на источники. Напр., житие преп. Евфимия великого (20 января) составлено, как значится в ссылке, по Метафрасту и великой Четии-Минее, где находится первоисточник Метафраста – Житие Кирилла Скифопольского в славянском переводе. Святитель составлял свое житие по Метафрасту, но латинский текст сравнивал и проверял по великой Минее. Об этом яснее всего свидетельствуют замечания, внесенные Святителем в тот экземпляр Сурия, которым он пользовался. На с. 492 первого тома Сурия, где сообщается о том, как царица Евдокия, получив от Преподобного предсказание о скорой ее кончине, поспешила закончить устрояемый ею храм в честь св. первомученика Стефана и, освятив его «в январе», через четыре месяца действительно скончалась, – Святитель на отдельной бумажке делает такое замечание к тексту: «Подобно июля 15-го, а не ианнуария, бо аще по ианнуарии в четыри месяцы умерла, то умертвие ее прилучится в маю и не добре бы исполнилось пророчество святого, же – яко у Чете лежит, пред зимою умрешь, а если июля 15-го, яко в Чете положено, то умерла ноября, альбо ближей, а так слушней исполнение пророчества святого».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010