певницей) кафоликона, где перед ней стояла неугасимая свеча (кандило). На иконах в Новое время воспроизводили Ее облик, сопровождая иллюстрацией монастырского чуда XVII в.- сосуда, переполнившегося елеем. На подобной иконе 1869 г. Пресв. Богородица изображена в изводе Геронтиссы, у Ее ног - композиция: собравшиеся у колодца иноки и селяне-иноверцы, поклоняющиеся Ее иконе на месте обретения; в углу виден сам мон-рь. Икона написана с использованием приемов академической живописи, на особых хартиях размещены легенда о ее обретении, пояснение к изображению кувшина, переполненного елеем. Среди Богородичных икон П. м. много таких, к-рые сопровождаются различными эпитетами. К числу наиболее ранних относится тронный образ Богоматери с Младенцем с 2 ангелами в медальонах, подписанный как Елеуса (Умиление, Милостивая; кон. XV - нач. XVI в.). Большая икона Божией Матери с Младенцем в типе «Одигитрия» (XV в.) на полях имеет изображение Деисуса и фигуры апостолов. Временем работы мастера Феофана Критского (1535-1546) в П. м. датируются иконы темплона, в т. ч. образ Богоматери в составе местного ряда, к-рый носит имя Παντν Χαρ (Всеобщая Радость). В П. м. есть редкий образ (сер. XVI в.) с праворучным вариантом поясного образа Богоматери с Младенцем, подписанный как Παραμυθα (букв. «Увещание»). В традициях барочной живописи Зап. Европы XVII-XVIII вв. исполнен поясной образ Богоматери с Младенцем, Которых коронуют ангелы, с подписью: Παρκλησις (Моление; 1783). К работам мастера Феофана Критского также причисляют икону 40 Севастийских мучеников, извод к-рой традиционен для позднего палеологовского периода и отличается неизвестной по более ранним примерам этой иконографии многоцветностью и колористической сложностью живописи. В 1600 г. проводились большие работы по украшению мон-ря. С ними, вероятно, связано создание большого Креста Распятия с предстоящими (Treasures. 1997. 8.3), а также неск. аналойных икон-таблеток. Среди них - «Воздвижение Креста Господня», дополненное сценой обретения 3 крестов, на обороте сопровождалось сложной композицией, прославляющей равноапостольных Константина и Елену в лике святых.

http://pravenc.ru/text/2578890.html

К сожалению, часто присутствует именно такой акцент: «Мы имеем право пользоваться иконами». Но кто же послужит им – как служат они нам, кто позаботится об их сохранности? Разве мы не имеем никаких обязательств? Говоря подобные слова, вспоминает ли кто-нибудь о том, что через икону происходит молитвенное общение с Вышним миром, что сама икона – дар Небес. И этот дар дан не только для нас. Мы владеем сокровищем – не только для себя. Как и само Православие – дано не только для одного какого-то народа. Иконы благовествуют о Царстве Божием, вере и святости всему миру, всем ищущим Бога и готовым откликнуться на Его зов. При виде ликов, вобравших в себя молитвы многих поколений – «намоленных икон», – чьи-то души прозревают для горнего мира. Но не потому ли мы не ценим это богатство веры, что оно досталось нам туне и щедро: у нас множество священных изображений? Дар требует его благоговейного хранения. И то, что мы просто к нему привыкли и не замечаем, свидетельствует о нашем нечувствии и толстокожести. Но не боимся ли мы своего небрежения? Поэтому прежде чем причт храма возьмет иконы из музейных фондов, он должен подготовиться к их принятию. Каким образом? Некоторые рекомендации мы приводим в главе «Как правильно сохранять иконы». А пока только скажем, что нужно оборудовать ризницу – чистую, сухую; сделать полки, где иконы будут аккуратно храниться. Идеально – когда в храме точно знают: сюда надо поставить икону таких размеров, в тот угол – таких, нужен определенный набор праздничных аналойных икон. Служители храма должны твердо усвоить элементарные правила ухода за ними, что можно и что нельзя делать – как сохранять и заботиться о них, а не как «чистить и дорисовывать». Если же в храме полностью есть иконостас, повсюду стоят иконы, а в него еще передают образа размером 2x1 м или больше, которые некуда ставить – куда их денут? Опять-таки сложат где-то в углу. Нельзя иконы брать необдуманно – пока дают! – иначе они пропадут. Потому что икона привыкает к тем условиям, в которых долго находится. Как мы уже говорили, она адаптируется к сезонным колебаниям окружающей среды.

http://azbyka.ru/kak-pravilno-obrashhats...

Ещё не знаю: какой церкви столичной уделить сии сокровища! . Став на колена пред самым гробом, я прочёл тропарь Святителя: «Правило веры и образ кротости», и молился о его ходатайстве за Державного Императора, ему тезоименитого, Благочестивую Царицу и вес Его Августейший Дом, за Вас и за всех моих близких, особенно за носящих имя Святителя; потом осмотрел внимательно церковь , и признаюсь, грустно было то, что видел: налой стоял пред самым гробом, и на нём лежала икона Святителя, но не древняя, и древней я не нашёл ни одной; и тут же висело серебряное кадило, единственная ценная вещь всей церкви; все будто было готово для молебна, но не кому было служить. Иконостас кое-как складен из досок, и в нём три иконы греческие: Спасителя, Божией Материи и Святителя, не совсем дурно написанные, но уже новейшие; недостаток других заменили несколько русских печатных образов, какие продаются у Спасской башни Кремля: видно, что не богатый поклонник, отклонившийся от пути палестинского, занёс их сюда. В алтаре всё обнажено; несколько малых икон лежало на каменном престоле, прислонённом к стене, где совершается ежедневная литургия, когда бывает игумен. Митрополит же Писидийский, пребывающий большею частью на острове Кастель Россо, служит тут только однажды в год, в день Угодника Божия, и тогда бывает большое стечение народное, со всех окрестных мест, и даже ярмарка в пустынной Мире. Да будет Вам известно, Владыко святой, что к утруждению Вашему, хотя уже обременял Вас многими иными просьбами, я ещё обещал и здесь устроить, по возможности, благолепие сей церкви, и, так как заказан мною иконостас новый в Родосе, то прошу Вас велеть написать четыре небольшие иконы (в аршин¼ длины и ¾ ширины) Спасителя, Божией Матери, Святителя и Предтечи, на золотом поле. Необходимы для них четыре серебряные лампады, и ещё малое Евангелие и крест, с нужною утварью, чашею и дискосом, покровом для престола, занавесом и ризами для священника и диакона. Нужна ещё аналойная икона Святителя в серебряной ризе, чтобы с нею ходить по окрестным селениям, по старому обычаю. Мне не совестно утруждать тем обитель Святителя Николая, яже на Перерве, дабы поделилась своим достоянием с гробовою церковью того, во имя коего она осенена благословением свыше; более совестно мне, видеть, как доселе мы Русские забыли нашего покровителя! Но этим малым частным пожертвованием не должно окончиться усердие наше; нет, я хочу призвать всю Россию для восстановления падшей обители Мирликийской, и прошу Вас огласить письмо моё печатью в Журнале Вашем: Творения Св. Отцов, и отдельными книжицами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мне, уже взрослой, мамин брат Иван рассказал, как он из атеиста стал верующим. Однажды на Троицу он зашёл в церковь, украшенную к празднику зеленью. Служба уже закончилась. Всё благоухающее пространство храма было пронизано солнечным светом. Он стоял у входа и любовался церковной красотой, как вдруг по его сердцу прошла волна незнакомого ему ранее чувства, от которого слёзы градом полились по лицу — благостные, сладкие слёзы. «Я не вытирал их, — рассказывал мне Иван, — а смотрел, как мои слезинки повисают на травинках у моих ног и искрятся в лучах света. С этих пор и стал я в церковь ходить». Таков был приход моего дяди в храм — через прикосновение благодати Божией. Иван… Каждое лето, каждый день — от первого до последнего тёплого дня — переплывал ставок, что расположен недалеко от дома. И так в течение всей своей жизни, как подростком поселился с отцом в Новом Люботине (так назывался тот край города, в отличие от нашего — Старого Люботина). И уже семидесятилетним Иван утонул в самой середине пруда. Прямо на Ильин день — в мой день рождения. Вспомнила я тогда слышанное в детстве: «Нельзя купаться на Ильин день». Отосланная его дочерью телеграмма с печальной вестью в мою квартиру под Петербургом почему-то не дошла. С опозданием я узнала, что дяди Ивана больше нет на свете, когда послала ему письмо, как живому. Мой путь к храму был долгим, трудным, со множеством крутых поворотов В отличие от дяди, мой путь к храму был долгим, трудным, со множеством крутых поворотов. Впервые поставила меня перед Богом бабушка Таня, приехавшая очередной раз к нам в гости из русской глубинки. В школу я ещё не ходила, сидела дома и, видно, расшалилась. — Ну-ка, окорот и сь! — строго одёрнула меня бабушка, после чего взяла за руку, завела из кухни в горницу и поставила у порога. На противоположной стене висела икона, по размеру чуть меньше аналойной. Бабушка благословила этой иконой моих родителей на семейную жизнь. Смотрела бабушка на икону и молчала. Стала смотреть на образ и я. В кустарном деревянном неглубоком киоте тёмного цвета, под стеклом, находилась чёрно-белая фотография образа Спасителя (как я теперь понимаю, «Царя Славы» — со скипетром и державой). Сверху образ был закрыт самодельной ризой из фольги серебряного цвета, исключая лик, длани и часть скипетра. Снизу-вверх по краям ризы образ украшают восковые цветы с лёгким розовым оттенком (теперь родительская икона Спасителя хранится у меня).

http://pravoslavie.ru/154625.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Словарь иконописных терминов А АБРИС - 1. линейный контурный рисунок вспомогательного характера. 2. то же, что контур. АДОРАЦИЯ - жест, означающий молитвенное обращение к Богу: раскрытые ладони с отставленным большим пальцем. В иконографии Богородицы - у икон типа . АЗУРИТ - краска тёмно-синего цвета, медная горная синь. В Риме по месту добычи называлась . В России использовалась под общим именованием . АКРИЛ-ФИСТАШКОВЫЙ ЛАК - лак на основе синтетической полибутилметакриловой смолы с добавлением фисташковой смолы. Применяется в реставрации для покрытия масляной живописи и желтковой темперы. АЛАВАСТР - узкогорлый алебастровый, либо металлический сосуд для хранения благовоний (мира). В иконописи изображается в руках жен-мироносиц и у некоторых других святых. АЛЕБАСТР - минерал снежно-белого цвета, разновидность гипса. АЛЛАПРИМА - приём, используемый в масляной живописи, когда краски наносятся за один сеанс, по непросохшему слою. АНАЛОЙНАЯ ИКОНА - икона небольшого размера, посвящённая какому-либо празднику или святому. Возлагают в храме на аналой в дни этих праздников. АССИСТ - 1. клеящий состав для наклейки золота и серебра на поверхность живописи. 2. не совсем правильно употребляется в значении - лучи и блики, исполненные золотом или серебром и составляющие рисунок одежд, волос, которые символизируют присутствие Божественного света. АУРИПИГМЕНТ, АВРЕПИГМЕНТ, АВРИПИГМЕНТ, УРИПИГМЕНТ, ЖЕЛТЬ, РАУШГЕЛЬБ, РАЖГИЛЬ - минерал золотистого цвета и ярко-жёлтая краска, приготовляемая из него. Чернеет при соединении со свинцовыми белилами. Б БАГОР, БАГР, БОГОР (от багровый - тёмно-красный) - краска вишнёво-коричневого цвета. БАГРЯНИЦА - нить, ткань или одежда красного цвета. С клубком красной нити изображают Деву Марию на иконе Благовещение. БАКАН, БОКАН - неяркая органическая краска растительного происхождения. Чаще всего подразумевается краска тёмно-красных оттенков. БАЛЬЗАМ - сиропообразная липкая жидкость, выделяющаяся из-под коры деревьев хвойных пород. Используется для приготовления лаков.

http://pravicon.com/text-24

К прославлению И. РПЦ в 2001 г. рижским иконописцем прот. Александром Шабельником на основе фотографий 20-30-х гг. XX в. с учетом пожеланий архиеп. Рижского и всей Латвии Александра (Кудряшова) были написаны образы И., ставшие иконографическими образцами. И. представлен в архиерейском богослужебном облачении - в красном саккосе, белом омофоре и митре, с панагией, правая рука с благословляющим перстосложением (с крестом или без него), в левой - закрытое или раскрытое (текст: Мф 5. 11) Евангелие. К перенесению мощей святого в 2003 г. тем же иконописцем исполнен ростовой вариант этой иконографии, помещенный над ракой И. в кафедральном соборе в честь Рождества Христова в Риге. Образ И. этого извода (с крестом и раскрытым Евангелием) с частицей мощей находится в Москве в соборе Покрова Пресв. Богородицы Марфо-Мариинской обители; др. аналогичная икона (И. с благословляющей десницей) - в Латвийской христ. академии в Юрмале. Выносная икона И. с поясным образом святого и неск. аналойных икон находятся в храмах Латвии. Известны 2 иконы И., отличные от распространенной иконографии: на одной И. изображен благословляющим дикирием и крестом, в саккосе с орнаментом и в митре, с панагией на груди. На другой он в черном клобуке, архиерейской мантии и епитрахили, с благословляющей десницей, в левой руке - посох. Лит.: Феофан (Пожидаев), игум. Колокол на башне вечевой: Житие и тр. сщмч. архиеп. Иоанна (Поммера). М., 2005; Житие св. сщмч. Иоанна, архиеп. Рижского. Рига, 2008. В. А. Александрова Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 1851- 1940), архиеп. Харьковский, сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Руской) АЛЕКСАНДР (Трапицын Александр Иванович; 1862-1938), архиеп. Куйбышевский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп.

http://pravenc.ru/text/469171.html

Благочинному Гатчинского округа архимандриту Гурию Канцелярия митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского сообщает резолюцию Высокопреосвященнейшего митрополита Иоанна, положенную на Вашем прошении: “Благодарю за труды. Продолжать наблюдения с записями в книгу чудесных явлений Божией милости в виде исцелений от мира. 17.08.94. Митрополит Иоанн”. На подворье Валаамской обители “Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий!” Послушаем рассказ инока Валаамского монастыря об этом событии, чтобы получить представление о монашеском восприятии подобных знамений: Архитектурный ансамбль на углу Нарвского и Старо-Петергофского проспектов принадлежал прежде подворью Успенского Старо-Ладожского монастыря. В 1931 году оно было закрыто, и в здании размещались сначала швейная фабрика, затем — мебельный комбинат. В 1989 году комплекс передан Спасо-Преображенскому Валаамскому ставропигиальному мужскому монастырю, который открыл здесь подворье. В Рождество 1991 года был освящен левый придел монастырского храма и отслужена Божественная Литургия. Четыре года здесь шли восстановительные работы. 2 апреля 1994 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение центрального престола и всего храма Казанской Божией Матери, где незадолго перед этим чудесно обновилась икона Спасителя, а спустя несколько месяцев — образ Казанской Божией Матери в монастырской книжной лавке. Подворье Валаамского монастыря — Образ Спаса Нерукотворного был пожертвован в монастырь давно, года четыре назад. Уж мы и не помнили точно, кто его принес. Известно только, что принадлежал он одной благочестивой монахине Наталии, ныне уже покойной. Пока не было икон, специально написанных для иконостаса, временно поместили в него все, какие у нас были, и среди них — образ Спасителя. По размеру он больше аналойного, но меньше храмового. Икона XIX века, на деревянной доске, без ковчега. На золотистом фоне абсолютно темный лик Спасителя — до того темный, что даже черты Его было невозможно различить. Как-то раз ко мне подошла работница подворья и сказала, что образ светлеет. Ну что ж, думаю, обновляется и обновляется. Надо относиться к этому осторожно. Нужно еще подождать. Когда она третий раз сказала, я доложил наместнику монастыря архимандриту Панкратию.

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Госдуме России проходит выставка «Преподобный Сергий Радонежский в произведениях мастеров православного искусства» 11.11.2014 С 10 по 14 ноября 2014 года в Государственной Думе Российской Федерации проходит выставка «Преподобный Сергий Радонежский в произведениях мастеров православного искусства», устроенная в соответствии с решением Оргкомитета Русской Православной Церкви и рабочей группы при Президенте РФ об организации празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского в 2014 году. Организаторы выставки: Издательский Совет Русской Православной Церкви; Издательство Московской Патриархии; Искусствоведческая комиссия при Епархиальном совете г. Москвы; Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций; сайт мастеров искусств «Дионисий». На выставке представлены: подарочные альбомы, выпущенные специально к юбилею (Свято-Троицкая Сергиева лавра); кабинетная скульптура «Преподобный Сергий благословляет на бой Пересвета и Ослябю», скульптурный портрет святого, а также иконы из металла, миниатюры выполненные темперой (галерея «Бронзовое чудо»); иконы, выполненные из эмали, облаченные в рамки из скани с эмалью (мастерская «Хризолит», г. Ростов); ювелирные изделия и мелкая пластика («Мастерская Гребенниковых», г. Великий Новгород); аналойные иконы в киотах, а также житийные иконы святого (иконописная мастерская «Русская икона»). На выставке можно увидеть около 40 работ художников: Павла Рыженко, Александра Соколова, священника Андрея Давыдова, Александра Чашкина, а также вышитые иконы мастерских «Лик», «Прикосновение» и «Ковчег». Издательский Совет представит около 60 книг о преподобном Сергии. Также в рамках выставки будет демонстрироваться мультфильм «Пересвет и Ослябя» Издательства Московской Патриархии. Из Свято-Троицкой Сергиевой лавры на выставку доставлена икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 11.11.2014 06:37:50

http://drevo-info.ru/news/18004.html

О местных священнослужителях известно, что в начале 60-х годов здесь служили о.Иоанн Зборанский, игумен Евфимий, игумен Аркадий, о.Григорий Поликарпов, а в начале 70-х годов о.Алексей Карпенко и о.Николай Кущев (ныне здравствующий) Председателем церковного совета долгое время была уже упоминавшаяся Демьянненкова, потом её сменила Мария Федоровна Марченко. Приход жил своей обычной размеренной жизнью, не собираясь до конца разваливаться, как того желали местные уполномоченные, как бы они не пытались очернить преданных церкви людей. Уцелевший в годы советской бесовщины, храм уже в наши дни чуть было не канул в лету от людского забвения. К концу XX века, некогда процветающее село Ильинка опустело, здесь осталось всего лишь несколько домов. Сократился и приход храма, который к этому времени сильно обветшал и стал разрушаться. Храм в буквальном смысле спасло чудо, прославившее его не только на всю Астраханскую область, но и на всю Россию. Плащаница Пока осматриваем храм, на короткое время мысль о запахе мира уходит, но вот двое из паломников подходят и говорят: " Батюшка, смотрите на гробнице (для плащаницы) лежат иконы - от них сильно пахнет миром! " Мы подошли и, действительно здесь лежали три небольшие аналойные иконы, и от двух из них - икон Рождества Христова и Воскресения Христова, шел очень сильный запах мира. В это время о. Валерий воскликнул: " Смотрите, а ведь икона Казанская мироточит, она вся покрыта миром " . Эти слова, как молния, прожгли всех стоящих в храме. Иконы мироточат! Особенно при взгляде со стороны на икону Казанской Божией Матери было видно, как она вся покрыта маслом. Икона, писанная по дереву, казалась литографией по металлу, и вся блестела от выступившего на ней мира. После пришедшего озарения, мы стали обходить все храмовые иконы, и выяснилось, что ещё мироточат иконы: Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», святителя Николая Чудотворца, великомученика и целителя Пантелеимона, а также ножки Спасителя на Распятии у канона. На большинстве икон шло микромироточение, так что были видны только следы от мира, и шел сильный запах, а на иконах Божией Матери " Всех скорбящих Радосте " и великомученика и целителя Пантелеймона видны были даже капельки мира. Они выступали уже прямо на глазах паломников, уверяя их в происходящем чуде.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Казанс...

В XX в. образ И. встречается в группе Ростовских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова), ТСЛ), нач. 50-х гг. XX в., кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). В совр. иконописи сохраняются разработанные изводы и типы изображения И., написаны его единоличные иконы. В ростовском Вознесенском храме находится аналойная икона с поясным изображением И. в светлой ризе, со скрещенными на груди руками, короткие русые волосы и борода (2002, ростовский иконописец С. Ю. Бурлаков). На надгробной иконе (2011, московская иконописная мастерская М. В. Хренова) И. представлен прямолично, в рост, руки сложены крестообразно, риза зеленая, вверху - композиция «Вознесение Господне». Икона написана в традициях искусства Палеха кон. XIX - нач. XX в. Лит.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 1995; Вахрина А. Л. Об иконе «Сергий Радонежский и ростовские чудотворцы» из собр. Ростовского музея-заповедника//ИКРЗ, 1995. Ростов, 1996. С. 63-71; Вахрина В. И. Иконы с датами, подписями, надписями из собр. Ростовского музея//СРМ. 1998. Вып. 9. С. 89-110; она же. Иконы Ростова Великого. М., 2006 2; Иконография ростовских святых: Кат. выст./Сост.: А. Г. Мельник. Ростов, 1998. С. 49, 57, 60. Кат. 29, 37, 40; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 444-447, 460-461; Т. 2. С. 137-138, 308-309; Третьякова А. Л. Среднерус. агиогр. традиция в искусстве XVI-XVIII вв.: Иконография Авраамия Ростовского: АКД. М., 1998; Icônes russes: Les saints/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000; Коробко О. А. Иконопись XVII - 1-й пол. XVIII в. из собр. ГМИР//Ростовский Архиерейский дом и рус. худож. культура 2-й пол. XVII в.: (Мат-лы конф., 21-23 сент. 2005 г.)/ГМЗРК, НИИ РАХ. Ростов, 2006. С. 216-217, 409. Ил. 7, 8; Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского у. XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2008. С. 45, 61, 74, 82, 84, 94, 168, 283, 286, 415, 460, 461, 576; Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 2008.

http://pravenc.ru/text/674886.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010