Шора-Бекмурзин Ногмов называет изображенного на статуе знаменитого витязя (нарта) Баксаном и относит ее к IV веку. Он утверждает, что на греческой надписи, сделанной внизу памятника, можно было разобрать имя Баксана. В честь этого героя была, по преданию, названа река Баксан. Однако некоторые исследователи высказали сомнение в том, что эта статуя сооружена в IV веке. Археолог Уваров считал надпись и крест на статуе позднейшими христианскими прибавлениями, а в отношении самого «истукана» высказался, что он, наверно, принадлежит к раннему времени христианства. Г. Филимонов , по аналогии с другими крестными памятниками Кабарды, относит статую к XII веку. Еще один уникальный археологический памятник Северного Кавказа – древний город Маджары (на месте которого находится г. Прикумск). Судьба этого хазарского города необычайно интересна. Посетивший его в 1726 – 1727 гг. полковник Гербер составил рисунок сохранившихся, правда, в полуразрушенном состоянии, городских строений. Ученый П. Паллас в 1780 году также еще застал тут 32 больших дома и 10 башен. Кроме того, он обнаружил крупные мавзолеи. Одно из каменных сооружений по своей архитектуре очень напоминало христианский храм. Находки на развалинах металлических крестов, употребляемых в православных храмах, надгробных плит с изображением креста говорят о том, что и здесь некогда пустило корни христианское учение. Однако начавшаяся в конце XVIII века русская колонизация края пагубным образом отразилась на участи Маджарских строений. Русские поселенцы на реке Куме варварски истребили остатки городских зданий, употребив их на свои постройки. После основания тут в 1799 году города Святой Крест из кирпича, взятого с маджарских развалин, были построены армянская церковь св. Георгия и ряд домов. Превосходный квадратный кирпич, каменные плиты с надписями были безжалостно расхищены местными жителями на печи и дома. Священник Семилуцкий снял клинообразную надпись с каменной плиты, служившей порогом в крестьянском доме. В 1889 году, после основания в г. Святой Крест Мамай-Маджарского монастыря часть кирпичей была использована для сооружения монастырских зданий. Древние руины таяли на глазах. Если в 1837 г., по словам Прозрителева, в развалинах церкви еще видны были на стенах изображения святых, то побывавшая в этом районе в 1839 г. француженка Адель Омер де Гелль в своей книге «Путешествие по прикаспийским степям и Южной России» пишет, что от знаменитых Маджар «теперь ничего не осталось, даже кирпича – все унесли жители для своих построек». Правда, в 1848 г. архитектор А. Архипов обнаружил развалины христианского храма с фресковой живописью на стенах. Он пишет о найденном при съемке местности углублении, имевшем вид правильного восьмиугольного креста, и считает его основанием древнего христианского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основан монастырь был в 1882 г. по благословению Преосвященного Германа (Осецкого), епископа Кавказского и Екатеринодарского, первоначально в ознаменование избавления от гибели Александра II при покушении на него народовольцев во главе с Софьей Перовской 2 апреля 1879 года . Однако новое покушение на Государя народовольцами 1 марта 1881 г. окончилось его гибелью. Поэтому было решено устраивать монастырь в память императора-мученика . Одновременно монастырь созидался и в память святого благоверного Великого князя Михаила Ярославича Тверского (в иночестве Матфея), убитого в Золотой Орде 22 ноября 1318 года . О гибели князя в Твери узнали лишь в 1319 г., поэтому в разных источниках годы гибели Князя разнятся. В житии святого сохранились сведениия, что тело невинно и предательски убиенного в Золотой Орде племянником Великого князя Георгием (Юрием) московским при перевезении его в Москву для погребения находилось ночью в Маджарах . При этом скорбный путь тела святого Великого князя-мученика сопровождался рядом чудесных событий . В первую ночь над его телом, намеренно оставленным под открытым небом на растерзание многочисленным степным хищникам, даже не приблизившимся к нему, сопровождавшие тело русичи и татары видели два сходящихся и расходящихся светлых облака, а днем над ним стояла необыкновенная радуга. На вторую ночь, уже в караван-сарае Маджар, над телом стоял светящийся столп. На третью ночь в месте, называемом Бездежа, один из стражей, лежавший на санях рядом с телом, неожиданно был далеко отброшен невидимой силой . …Преосвященный Герман уделял очень большое внимание миссионерской деятельности в епархии, особенно распространению христианства среди инородцев. Он первым из епархиальных епископов лично посещал калмыцкие кочевья и поселения. Распорядился, чтобы священники близлежащих к ним приходов брали калмыцких мальчиков на воспитание и обучение, и сам содержал одного калмыка, обучавшегося в духовном училище . За 15-летнее управление Кавказской епархией преосвященного Германа миссионерская деятельность активизировалась также усилиями созданного им в 1873 г. в Ставрополе Свято-Андреевского братства. В задачи братства входило в первую очередь просвещать иноверцев, проживающих на территории епархии, рассылая православную литературу и другие средства к познанию и принятию православной веры.

http://bogoslov.ru/article/2558080

Счет часов в Древней Руси начинался с восхода солнца. Поэтому первый час в зависимости от времени года и восхода солнца по современному исчислению времени мог соответствовать различному времени: с трех часов ночи до восьми часов утра. Так как события происходили в конце ноября, то седьмой час дня в Древней Руси – четырнадцатый час по современному времяисчислению. 115 Борис и Глеб, сыновья великого князя Владимира I, невинно убиенные двоюродным братом Святополком Окаянным. Первые святые Русской Православной Церкви. Михаил Тверской был прямым потомком Всеволода Большое Гнездо, Юрия Долгорукого, Владимира Мономаха , Ярослава Мудрого, равноапостольного великого князя Владимира – Крестителя Руси, а следовательно, родственником святых князей Бориса и Глеба. 116 Михаил Черниговский (? –1246 гг.), сын князя Всеволода Святославича Чермного, был великим князем черниговским с 1224 по 1234 гг. Несколько раз стоял во главе Новгорода. Боролся за киевский княжеский престол. Во время нашествия Батыя бежал в Венгрию. По возвращении на Русь отправился в Орду, где за отказ исполнять татарские языческие обычаи и стойкое исповедание христианской веры вместе со своим спутником боярином Федором был убит. Причислен к лику святых. По одной из версий (см. прим. 4), мать Михаила Тверского Ксения была внучкой Михаила Черниговского. 117 По мнению В.Б. Виноградова (см. прим. 50), «летописная речка Адежь (Горесть) соответствует реке Ачалук, находящейся в нескольких километрах северо-западнее кочевища Узбека, на прямом пути от Сунженского берега к Маджарам (через Моздок или Нижний Джулат). – Тверская старина, 1996, 14–15, с. 21. 119 «Прежние Маджар, ныне селение Парасковея. В развалинах города Св. Крест, по местному преданию, жили издревле козары – язычники, вытесненные христианами-маджарами, а последние в свою очередь также вытеснены татарами: здесь, говорят, существовали три храма, принадлежавшие помянутым народам, сменившим один другого». – Борзаковский. Указ, соч., с. 333. «Мамай–Маджарский Воскресенский монастырь, близ заштатного города Святого Креста (Карабаглы), Прасковейского уезда, около развалин татарского города Мамай–Маджары. Основан в 1879 г. епископом Ставропольским Германом в память святого князя тверского Михаила, тело которого на пути в Тверь находилось в г. Мамай–Маджарах и здесь прославилось чудесами». – Булгаков С. Н. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – СПб, 1913, частъ II, с. 1535. «Святой Крест, название г. Буденновска до 1920». – Советский энциклопедический словарь. М., 1980, с. 1192.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

окончилось его гибелью, поэтому было решено устраивать монастырь уже в память императора-мученика. Одновременно монастырь созидался и в честь святого благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского (в иночестве Матфея), убитого в Золотой Орде племянником великого князя Георгием (Юрием) Московским в 1318 (1319) г. В Софийской первой летописи, повествующей о событиях на Руси 852-1418 гг., сохранились сведения, что тело великого князя Михаила Тверского при перевезении его в Москву для погребения двое суток находилось в Маджарах. При этом были отмечены несколько чудесных событий. В первую ночь русичи и татары, сопровождавшие тело князя (намеренно оставленное под открытым небом на растерзание многочисленным степным хищникам, которые однако даже не приблизились к нему), видели над ним два сходящихся и расходящихся светлых облака. Днём над телом стояла необыкновенная радуга, а на вторую ночь, уже в караван-сарае Маджар, над телом стоял светящийся столп. Позже на этом месте в Маджарах была возведён православный храм. Указом Кавказской духовной консистории 129 от 29 сентября 1879 г. монастырь был основан в урочище Мамайские Маджары на земле заштатного города Святой Крест (сегодня - г. Будённовск). По этому же Указу он наделялся земельным участком в 50 десятин, которые были пожертвованы армянским обществом города Святой Крест. Существовал документ от 10 июня 1879 г. 405, подписанный старостами г. Святой Крест Кахачевым и Арзимановым, в котором, между прочим, написано: «С живой радостью принимаем мы близко к сердцу весть о том, что на землю эту выпал жребий воздвигнуть православный монастырь... Дабы дать возможность осуществить на деле благое намерение Преосвященного Германа ... городское общество постановляет: отвести под устройство монастыря 50 дес. земли, где существуют развалины Мамайского города Маджары, и землю эту отдать в полную неотъемлемую собственность его» . Со своей стороны жители соседних русских селений обещали содействие к учреждению обители и деньгами, и трудами, и некоторые лица уже стали предлагать принять от них жертву в пользу обители.

http://sobory.ru/article/?object=38750

На днях получено мной письмо из Кубанской области села Покойного от священника Сежелуцкого – моего родственника, в котором между прочим он пишет, что по поручению Преосвященного Германа 423 производил раскопку Маджар древней столицы Капчакского Царства; развалины эти находятся в пяти верстах от его селения. Известие это меня заинтересовало, потому что в Маджарах пребывали некоторые время мощи Св. Благоверного Князя Михаила Тверского, пред которыми Господь удостоил и меня помолиться и участвовать в обнесении этой Святыни вокруг Тверского собора. При раскопке нашли только камень с изображением восьмиконечного креста, и обозначилось мест, где был храм, углублением, имеющим вид тоже восьмиконечного креста. Раньше года три, священник Сежелуцкий нашел там вазу об осьми ручках красной меди, каменную банку на подобие ступки и несколько каменных плит частью из белого мрамора с древними надписями. Археологический Съезд, бывший в Тифлисе, разобрал эти надписи, и оказались письмена: арабские, мадьярские и кипчакские. В нынешнем году одну надпись представил в VI Археологический Съезд, бывший в Одессе при Новороссийском Университете. Владыка наш 424 для образования публики начал беседы по субботам на всенощных и избрал церковь в Институте благородных девиц. Декабря 1-го, 8-го и 15-го говорил о различии между образованием и просвещением, о том, что истинное просвещение заключается в познании Бога «да знают Тебе единого Истинного Бога и Его же послал еси Иисус Христа», – 3-я беседа, особенно поразительная, была о безверии нашего времени. Публики было немного, но самая избранная, начиная с губернатора, вице-губернатора и других почетных лиц.» 27-го ч. получил я письмо от Ректора Моск дух. акад., прот. С. К. Смирнова. От 24-го ч. писал он в ответ на мое письмо от 11-го числа: «Имею честь принести Вам усерднейшее поздравление с великим праздником Рождества Господня и желаю Вам препровождать оный в совершенном здравии и полном благополучии. Я полагал, что Вы дни торжества проведете в своей пастве и имел мысль повидаться с Вами в Твери. А в Петербурге для Вас отдыха не будет, по всей вероятности, потому что у Вас на руках бумаги Митрополита Филарета, от которых Вам трудно будет оторваться. Интересно знать, далеко ли подвинулись ваши работы по этому предмету.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

710 Маджары – ныне городище на р. Куме, кавказской губ. георгиевского уезда. По местному преданию и по разным памятникам в глубокой древности жили здесь козары-язычники, потом маджары (венгерцы, угры, остяки), частью христиане, их вытеснили татары. Не вдали от Маджар найдены каменные кресты с надписями Ис. Хс., и плиты с крестами, и даже греческие богослужебные книги. Запис. археол. общ. 9, 390–394. Северный архив 1820 г. 2, 169. 712 Собр. л. 3, 72; 5, 215; 7, 197. «Далече бо земля и не бе кому вести довести. На другое же лето в. к. Юрий – приведе с собою к. Константина». Это сопоставление мыслей показывает, что другое лето считается с кончины кн. Михаила, с 22 нояб. 1318 г. В Ростове возвратившийся Юрий, конечно, мог быть в половине сентября 6828=1319 г. Собр. л. 4, 59. 714 Мощи св. князя обретены были в 1632 г. когда строили новый собор. А во время моровой язвы 1655 г. было перенесение св. мощей, не 1 сент., а 30 сентября. Царского 106. 123., где и служба св. князю на 22 нояб. В минее Макария уже видим под 22 нояб. «убиение св. князя Михаила тверского». Тоже в святцах устава и псалтыри 16 в. у Толстого 1, 100. 113. 716 Беляева в. к. Александр невский, во времен. общ. ист. кн. 4 Μ. 1849 г. Кирилла, жизнь св. князя Александра невского – в хр. чт. 1852 г. 2, 437–460. То и другое сочинение – с указаниями на источники, между которыми первое место принадлежит сказанию о благ. кн. Александре, писанному современником (нап. у Полевого в прил. 4 т. ис. стр. 42–61). 717 В хр. чт. 1852 г. 2, 446. Дядя кн. Александра Василий Всеволодовича напрасно сочтен за того св. кн. Василия, которого мощи в Ярославе, точно также и св. Константин Всеволодович – не дядя к. Александра – См. 3 июля. 718 Собр. л. 4, 33. 34. Здесь сказано, что татары были «у Игнача креста, – за 100 верст от Новгорода». По шоссейной линии от Крестцов до Новгорода 78 верст, но это – линия без объездов и поворотов, а не таковы были дороги отдаленного от нас времени. 720 Собр. л. 4, 35. Arndt Liuland Chronik. 2, 42. 45. Bonnelt Russisch–lifland. Chronologie 1. s. 58. 2. 73. 76.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Открылся псалом: " Сердце мое смутися во мне, и страх смертный прииде на мя " . " Что значит этот псалом? " - спросил князь у священников; те, чтоб не смутить его еще больше, указали ему на другой псалом: " Возверзи на господа печаль свою, и той тя пропитает и не даст вовеки смятения праведному " . Когда Михаил перестал читать и согнул книгу, вдруг вскочил отрок в вежу, бледный, и едва мог выговорить: " Господин князь! Идут от хана Кавгадый и князь Юрий Данилович со множеством народа прямо к твоей веже! " Михаил тотчас встал и со вздохом сказал: " Знаю, зачем идут, убить меня " , - и послал сына своего Константина к ханше. Юрий и Кавгадый отрядили к Михаилу в вежу убийц, а сами сошли с лошадей на торгу, потому что торг был близко от вежи, на перелет камня. Убийцы вскочили в вежу, разогнали всех людей, схватили Михаила за колоду и ударили его об стену, так что вежа проломилась; несмотря на то, Михаил вскочил на ноги, но тогда бросилось на него множество убийц, повалили на землю и били пятами нещадно; наконец один из них, именем Романец, выхватил большой нож, ударил им Михаила в ребро и вырезал сердце. Вежу разграбили русь и татары, тело мученика бросили нагое. Когда Юрию и Кавгадыю дали знать, что Михаил уже убит, то они приехали к телу, и Кавгадый с сердцем сказал Юрию: " Старший брат тебе вместо отца; чего же ты смотришь, что тело его брошено нагое? " Юрий велел своим прикрыть тело, потом положили его на доску, доску привязали к телеге и перевезли в город Маджары, здесь гости, знавшие покойника, хотели прикрыть тело его дорогими тканями и поставить в церкви с честию, со свечами, но бояре московские не дали им и поглядеть на покойника и с бранью поставили его в хлеве за сторожами; из Маджар повезли тело в Русь, привезли в Москву и похоронили в Спасском монастыре. Из бояр и слуг Михайловых спаслись только те, которым удалось убежать к ханше; других же ограбили донага, били как злодеев и заковали в железа (1319 г.). В 1320 году Юрий возвратился в Москву с ярлыком на великое княжение и привел с собою молодого князя тверского Константина и бояр его в виде пленников; мать и братья Константиновы, узнавши о кончине Михаила и погребении его в Москве, прислали просить Юрия, чтоб отпустил тело в Тверь; Юрий исполнил их просьбу не прежде, как сын Михаилов Александр явился к нему во Владимир и заключил мир, вероятно на условиях, предписанных московским князем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002   003