Желанное постановление было получено в Страстную Пятницу 1925 года. Часы служили еще в молитвенном доме. На его оборудование в свое время тоже было затрачено немало энергии. Он помещался в большом доме, снимаемом общиной. Дом был расположен глаголем, и алтарь пришлось устроить посредине, в прямом углу на стыке двух комнат. Потому иконостас был сделан не в виде прямой стены, а полукруглым, обнимающим алтарь с трех сторон. В числе прихожан оказался искусный резчик по дереву, и иконостас, сделанный из кедрового дерева, был весь резной, так же как и подсвечники, красивая дарохранительница в виде пятиглавого храма и даже сосуды. Чтобы Святые Дары не могли попасть на дерево, внутрь Чаши вставили большую фаянсовую чашку с расширяющимися наверху краями. Теперь все это нужно было переносить. Отслужив велии часы, сразу начали переселение в церковь. Некоторые из прихожан даже домой не заглянули в этот день. Переносили церковную утварь, приводили в порядок церковь, мыли полы. Когда наконец все было сделано, церковь освятили и тут же, хотя и с большим опозданием, начали вечерню с выносом Плащаницы. А во время пасхальной заутрени в освещенное алтарное окно кто-то выстрелил из охотничьего ружья. Одна из дробинок оцарапала висок четырнадцатилетнего сына отца Константина, прислуживавшего в алтаре. В окрестностях Самары борьба началась раньше, чем в самом городе. Так, в группе сел было дано распоряжение перейти на новый стиль с 8/21 ноября 1922 года, т. е. вместо празднования Архистратигу Михаилу праздновать Введение. В селе народ показал свой протест прямо во время службы. Конечно, службу совершали Введению, этого прихожане остановить не могли, но икону праздника беспрестанно заменяли. Только что кто-нибудь уберет и заменит образом Архистратига Михаила. Вовсе не подчинялся этому распоряжению только священник отец Павел Пий. В самой Самаре долго шла борьба за храмы, наконец за обновленцами закрепились кафедральный собор и Покровская церковь. Причем вновь приехавший обновленческий архиерей Александр Анисимов, как тогда говорили, «брал собор штурмом». Очевидцы и участницы этих

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

В 1717 году при Симеоновской церкви устроена была тёплая церковь и освящена во имя святого Николая Чудотворца. В 1724 году во время великого пожара, от которого в Переславле сгорели «многия святыя церкви и множество дворов и торговые ряды, все без остатку», сгорела и Симеоновская церковь с тёплою трапезою. Из прошения, поданного в синодальный казённый приказ священником этой церкви Сергием Стефановым с приходскими людьми, видно, что при этой церкви было два придела: в честь Рождества Христова и Феодора Стратилата, что она «построена была обещанием блаженныя памяти царя Феодора Алексеевича», что вся церковная утварь сохранилась от пожара. Но вследствие «малоприходности» в 1726 году синодальный казённый приказ определил приписать Симеоновскую церковь к Сергиевской. Но священник, вопреки этому распоряжению, просил разрешить построить на погорелом месте новую церковь, ссылаясь на то, что выстроить её обещается прихожанин ратман Пётр Маликов, он же обещается довольствовать священнослужителей «против указу и духовнаго регламанту», что он, священник, имеет от своих прихожан «довольствие своё безнужное». Просьба священника была уважена, и в 1728 году церковь была выстроена и освящена протопресвитером Преображенского собора Феодором Потапьевым. В 1771 году, с разрешения преосвященного Геннадия, епископа Переславского, на средства прихожан начата постройкою каменная церковь, сохранившая свой первоначальный наружный вид и до настоящего времени. Церковь эта пятиглавая, двухэтажная, алтарь имеет три выступа; посредине церковных стен идёт пояс, отделяющий верхний этаж от нижнего; по углам гладкие столбики, высеченные из кирпича; у окон наличники с карнизами, а над ними лепные лики ангелов; у окон верхней церкви железные одиночные затворы. Алтарь отделяется от храма каменною стеною. Иконостас старинный, украшен разными изображениями ангелов. Царские двери с резными изображениями Благовещения Пресвятой Богородицы и четырёх евангелистов; над ними резное изображение Господа Саваофа и четырёх ликов ангелов.

http://sobory.ru/article/?object=00440

Верхняя сферическая половина кадила покоится на нижней в виде крышки, изображающей собой кровлю храма, увенчанную крестом, с прикрепленной к нему цепочкой, поднимающей и опускающей верхнюю часть кадила. Эта цепочка проходит свободно в отверстие круглой бляшки с большим кольцом; на бляшке крепятся соединяющие полусферы кадила цепочки; на ней же подвешивается кадило. Концы цепочек укрепляются на нижней половине кадила, под основанием которой, а также в других местах прикрепляются шарики, называющиеся звонцы, с металлическими ядрами, вложенными в них. Во время каждения они мелодично звенят. Материал, из которого изготавливаются кадильницы – золото, серебро, бронза. Свой современный вид кадило получило лишь к X–XI векам. До этого времени кадило не имело цепочек, представляя собой сосуд с ручкой для ношения, а иногда и без нее. Кадильница без цепочек, с рукоятью имела название нация, или кацея (греч. тигель). Уголь, ладан и даже состояние угля имеют свое конкретное таинственно-символическое значение. Так сам уголь, его состав, символизирует земную, человеческую природу Христа, а воспламенившийся уголь – Его Божественное естество. Ладан же знаменует собой молитвы людей, приносимые Богу. Благоухание фимиама, разливающееся ввиду плавления ладана, означает то, что приносимые Христу человеческие молитвы благосклонно приемлются Им за их искренность и чистоту. Уголь для каждения Кадило Кацея В молитве на благословление кадила говорится: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже прием в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Эти слова свидетельствуют о том, что благовонный дым кадила – это видимый образ, заключающий в себе невидимое присутствие благодати Духа Святого, наполняющей храм. Каждение совершается рукой священника, держащей кадило, поступательным движением вперед и назад. Производится каждение перед иконами, священными предметами священно- или церковнослужителями, а также прихожанами, стоящими в храме. Каждение бывает полным, когда кадят алтарь и весь храм по периметру и малым, при котором кадят алтарь, иконостас и предстоящих (находящихся в храме на богослужении людей). Особое каждение совершается у стола с хлебами, вином, пшеницей и елеем на литии, с начатками плодов – на праздник Преображения Господня, у наполненных чаш – во время водосвятия и во многих других случаях. Каждый вид каждения имеет свой чин, т. е. порядок его совершения, предусмотренный Уставом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Описанные ощущения знакомы и нашим современникам, которые нередко жалуются на отсутствие скамеек. В некоторых русских православных храмах, впрочем, имеются сиденья, расположенные вдоль стен и предназначенные для пожилых и немощных прихожан. Однако обычай садиться во время чтений и вставать только в наиболее важные моменты богослужения для большинства храмов Русской Церкви не характерен. Он сохраняется лишь в монастырях, где для монахов вдоль стен храма устанавливаются стасидии – высокие деревянные кресла с откидным сиденьем и высокими подлокотниками. В стасидиях можно как сидеть, так и стоять, опираясь руками на подлокотники, а спиной на стену. Нет, как кажется, ничего зазорного в том, чтобы стасидии или сиденья иной формы были установлены и в приходском храме. Это не только сделало бы православное богослужение более «гуманным» по отношению к верующим, но и возродило бы одну из особенностей древнего богослужебного чина. Стены центральной части храма обычно украшены фресками или мозаиками. В восточной части храма находится иконостас, отделяющий среднюю часть храма от алтаря. Перед иконостасом расположена солея – возвышение для священнослужителей. Центральная часть солеи, представляющая собой, как правило, полукруглый выступ, называется амвоном. Отсюда произносится проповедь ; здесь же совершаются некоторые священнодействия, например малый и великий входы на литургии; с амвона произносится отпуст – заключительное благословение в конце каждого богослужения. Правую и левую стороны солеи образуют клиросы – места, где обычно размещаются хоры. Во многих православных храмах за богослужением попеременно поют два хора, которые располагаются соответственно на правом и левом клиросах. В некоторых случаях дополнительный клирос строится на уровне второго этажа в западной части храма: в этом случае хор оказывается позади присутствующих, а священнослужители – впереди, что создает своеобразный стереоэффект. В центре нижнего яруса иконостаса располагаются двери, в русской традиции называемые царскими вратами; в греческой традиции их называют «святыми дверьми». Происхождение наименования «царские врата» не совсем ясно. Некоторые полагают, что в этом названии отражен символизм великого входа, изображающего крестный путь Спасителя, «Царя царствующих» и «Господа господствующих», Который «приходит заклатися и датися в снедь верным». Другие считают, что центральные врата алтаря получили название «царских» из-за того, что через них в алтарь входили цари и императоры. Действительно, в русской практике императоры во время церемонии коронации входили в алтарь через царские врата: в алтаре они причащались вместе со священниками, принимая Тело Христово в руки и приобщаясь Крови Христовой из чаши (так же поступали и императрицы). В Византии же «царскими» назывались врата, ведущие из притвора в центральную часть храма, либо двери, через которые император входил в храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

К числу замечательных икон нового храма нельзя не отнести и небольшую, но богато украшенную икону Св. Троицы, что утверждена вверху иконы преподоб. Арсения и св. муч. Царицы Александры. Она в 1884 году поднесена священником и прихожанами Арсению Арсеньевичу Глушкову, когда после пяти трехлетий своего ревностного служения в должности церковного старосты, он сложил с себя эту должность. Строители храма приняли от супруги его эту икону и поставили на видном месте в молитвенную память о рабе Божием Арсении, как особенно ревностном благотворителе храма. Кроме икон, утвержденных в иконостасе, нельзя не сказать несколько слов и о св. Животворящем Кресте – большом Распятии, поставленном за правым клиросом. Оно писано в 1873 году в Троицкой Сергиевой Лавре; пожертвовано в храм потомственною почетной гражданкой Верой Яковлевною Поповою; (16 июня 1882 г.), а дочерями её Александрою и Клавдиею Гавриловнами богато украшено серебряным с эмалью венцом и препоясанием высокой художественной работы. Массивный бронзовый золоченый подсвечник пред ним– – вклад тех же Поповых. Ими же устроены два большие подсвечника к местным иконам Св. Троицы и Богородицы; все же прочие подсвечники (18) и два паникадила (по 50 свеч в каждом) сделаны на общие средства прихожан. Вся утварь бронзовая, вызолоченная; подсвечники ажурной работы с металлическими свечами. Алтарь. Обширный алтарь возвышается на три ступени; в нем кроме престола, сени над ним, запрестольных икон и подсвечников никаких других вещей нет; жертвенник помещен в северном предалтарии, ризница – в южном; то и другое за завесами. Благочестивое усердие Александры и Клавдии Гавр. Поповых сделало все, чтобы это святое место было достойным великого имени Пресвятой Троицы. Труд, средства и искусство – все принесено в жертву Богу. Среди алтаря утвержден престол деревянный дубовый с верхнею кипарисной доской; одежда на престол приготовлена серебряная высокой художественной работы по рисунку Чичагова: сень над престолом в полном смысле слова величественная; она сделана в мастерской Абросимова, по рисунку Чичагова, в стиле XVII века, бронзовая, вызолоченная, с четырьмя иконами по бокам, писанными Ф.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/n...

Введенское. Покровская Введенская Островная женская пустынь. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:приблизительно 1751 - 1775. Перестроена в 1878. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Петушинский район, Введенское Координаты: 55.92534, 39.120421 Проезд:На территории Свято-Введенской Островной женской пустыни Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В сентябре 1876 года обитель возглавил настоятель иеромонах Иосиф. Он то и решил перестроить и расширить довольно обветшавший Свято-Никольский храм, сооружённый ещё в третьей четверти XVIII века при настоятеле монастыря иеромонахе Клеопе. Новый настоятель через полгода своего назначения явился к Архиепископу Антонию во Владимир с проектом сооружения тёплого храма. После некоторых опытных замечаний и наставлений от лица Владыки решено было храм " ...удлинить с восточной стороны на 8 аршин, старый верх снять, здание возвысить накладкою стен на 3-4 аршина, внутреннюю стену и столбы выбрать, устроить на храме свод шатровидный лёгкий, но прочный, увенчать его позлащёнными главою и крестом, оконные рамы расширить и удлинить, полы выстлать заново, иконостас в главном храме поставить по новому рисунку, в изящном вкусе, придельный же алтарь перенести на хоры, пустив туда свет из окон второго яруса, престолы расшатавшиеся заменить новыми. Лесной материал разрешено было употреблять из собственной монастырской дачи... " Как только наступила благоприятная погода, сразу же приступили к разборке старого церковного здания и подвозу стройматериалов. В числе жертвователей на реконструкцию значатся промышленники Морозовы. Одним из основных благотворителей были московский купец Г.Ф. Тряпкин и его супруга, почётный гражданин И.И. Стахеев, который пожертвовал на возведение храма 2000 рублей, предводитель дворянства Покровского уезда Владимир Николаевич Акинфиев, покровский купец Каргополов и другие. Храму были подарены Евангелия, престольные и служебные облачения, металлические больших размеров хоругви, роскошное паникадило, массивные лампады и подсвечники к местным образам, и другая церковная утварь. Кроме этого стомость всех денежных приношений составила 14 тысяч рублей серебром. В ноябре 1877 года был изготовлен и освящён алтарь на хорах во имя Архистратига Михаила. В храме для отопления были установлены три печи. Полное освящение церкви состоялось в 1878 году. На второй и третий день после освящения церкви в храме были совершены панихиды по усопшему Владыке Антонию, " первом предначертателе всех распоряжений по возобновлению храма " . Отчёт об освящении тёплого Никольского храма во Введенской пустыни был опубликован во " Владимирских епархиальных ведомостях " .

http://sobory.ru/article/?object=05086

  Стоило только нам зайти в собор в честь Андрея Первозванного (на 1000 человек), как владыка Леонтий дал мне знак сме­ло идти в алтарь, готовить проскомидию и служить Литур­гию, что я вскоре и сделал. Через 20—25 минут я открыл цар­ские врата и начал Литургию.   Грек был в шоке…   Он рассказывал о соборе как экскурсовод и вдруг - отркываются Царские Врата!!! Неожиданно раздается возглас на русском языке!    - Благословенно Царство!...   Грек совершенно не ожидал этого слу­жения. Владыка сказал ему, что есть благословение патриар­ха на такое служение, что его вроде бы успокоило. Однако он всё же дал знать об этом своему начальству.     Клирос за Литургией был из четырёх поющих; я помя­нул молящегося грека по имени Феофил. Однако неожидан­ностью для меня стало вот что.   Перед «Отче наш» заполз в алтарь некий монах, у которого ноги были, как плети, — не двигались. Оказавшись у святого Престола, он, с мокрым от слёз лицом, обратился ко мне, чтобы я его непременно причастил. Владыка благословил. На запричастном я его исповедал.   Это был последний инок русского скита, до­живающий здесь свой век, схимонах Сампсон. По прича­щении в алтаре он поведал мне, что нас Бог прислал по его просьбе, дабы умереть причастным Тела и Крови Хри­стовой. Ему было тогда за 80 лет, родом он был из Закар­патья. Хотя греки и поругали нас за Литургию, однако по­том признали её законной и удивлялись, что был такой причастник, как всем им известный схимонах Сампсон.   Собор в честь Андрея Первозванного построен в стиле XIX века. Греки называют его — на турецкий манер — сараем, т.е. дворцом. Действительно, в нём всё по-царски, на высшем уровне — иконы, утварь, роспись, святые мощи. Часть имущества, однако, была вывезена в Ватопед.   По окончании Литургии вернулись в Карею, где отобедали в платной столовой. Сходили на рынок. Чего там только не было, но всё относилось к быту монахов. Впервые увидели церковный товар в греческих лавках со всем его разнообра­зием, чего Россия ещё не видела. Купили в качестве сувени­ров открытки, крестики, иконки, чтобы подарить знакомым.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=476

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. М., Наука. 1998 История церкви связана с переездом старообрядцев-беспоповцев из Литвы в Злынку в середине XVIII века. Они построили несколько больших молелен, одна из которых, возле кладбища, была названа в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В начале 1850-х старообрядческую молельню закрыли, к ней пристроили алтарь, колокольню и возвели купола. Храм стал единоверческим и был освящён также, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. К 1886 году в связи с сокращением числа прихожан богослужения прекратились. Иконы и церковную утварь прихожане забрали к себе домой. Тогда же Святейший Синод принял решение о преобразовании церкви в православную и образовании при ней прихода из жителей посада Злынка, села Петровки и хутора Павловки. В 1903-04 годах на месте прежнего был возведён деревянный храм на кирпичном цоколе, сохранившийся до сегодняшнего времени. Здание выстроено из обтёсанных брёвен. В ограде храма было построено здание церковно-приходской школы на каменном фундаменте с железной кровлей. Работы велись по инициативе жителей, их силами и на их средства. Лес заготавливали прямо на месте. По типу это деревянный ярусный храм с традиционным построением в стиле неоклассицизма, характерным для начала ХХ столетия убранством фасадов. Основной, несколько растянутый в ширину ярус с более узкой завершающей частью несёт широкая часть с гранёным куполом, увенчанным главкой на восьмигранной шее. Пятигранный алтарь, на купольном покрытии которого находится четверик с маленькой главкой, имеет по бокам небольшие пристройки с крыльцом с северной стороны. Над протяжённой трапезной с двускатной кровлей возвышается колокольня. На западном и удлинённых боковых фасадах устроены входные крылечки. Фасады украшены портиками с двумя парами широко раздвинутых к углам колонн и пологими фронтонами. Трёхъярусный сборный иконостас выполнен во второй половине XIX века в духе эклектики, иконы написаны в XIX - начале ХХ столетия. Центральная его часть над царскими вратами выделена иконами с арочным верхом и вогнутой нижней частью. Ярусы разделены карнизами, которые поддерживаются оригинальными колонками. Иконостас завершают три иконы в вычурном псевдобарочном обрамлении.

http://sobory.ru/article/?object=13194

Москва. Домовая церковь Марии Магдалины при бывшем Императорском Коммерческом училище. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Необыкновенно красивое здание Императорского коммерческого училища на улице Остроженка в Москве было построено в конце XVIII века. Изначально это был дом генерал-губернатора П. Еропкина. В 1804 году особняк передали училищу, созданному для обучения детей из мещанских и купеческих семей. После окончания войны 1812 года, пострадавшее от устроенных французами пожаров здание училища, отреставрировали и надстроили третьим этажом. Это сооружение в стиле позднего ампира сохранилось до наших дней. В 1817 году на втором этаже особняка в честь патронессы коммерческого училища, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, была открыта домовая церковь святой Марии Магдалены. В рамках антирелигиозной пропаганды церковь была закрыта в 1920 году, а церковная утварь и всё её имущество были переданы в церковь Знамения, которая располагалась в Переяславской слободе. Здание Императорского училища в последствие передавали различным учебным заведениям. Сейчас здесь находится государственный Лингвистический университет имени Мориса Тореза. Когда церковь ликвидировали, стены в помещении оштукатурили. Долгие годы о храме не вспоминали, пока штукатурка от ветхости не стала осыпаться и обнажать изображения библейских сюжетов. Специалисты из Пушкинского музея и Третьяковской галереи считают, что некоторые из этих картин принадлежат кисти Нестерова и Васнецова. Интерьеры храма отреставрировали, но освящение его пока не проводилось. Императорское московское техническое училище (ныне – Московский государственный технический университет) размещалось в бывшем Слободском дворце – памятнике архитектуры второй половины XVIII века. Церковь Марии Магдалины в стилистике ампир устроили в 1832 г. в одной из зал на третьем этаже. В нее можно было войти с двух сторон по лестницам, ведущим со второго этажа на третий. Церковное помещение разделялось на три части колоннами, облицованными под белый мрамор, и освещалось из купола. Полукруглый алтарь имел над престолом каменный свод, поддерживаемый четырьмя колоннами. Освещался алтарь тремя окнами. Храм славился белым с золотом, в виде полукруга, резным ампирным иконостасом и художественной церковной утварью 1830-х гг. Знатоки церковного искусства отмечали художественную ценность церковных картин на полотне, икон равноапостольной Марии Магдалины и святителя Николая, запрестольного семисвечника, напрестольного креста, кувшина для святой воды и других предметов.

http://sobory.ru/article/?object=26617

В 1861 г. Меминские крестьяне, передав свою мысль о церкви крестьянам соседних деревень, стали, вместе с ними, просить палату государственных имуществ исходатайствовать у епарх. начальства дозволение обратить деревянную часовню Пр. Илии в церковь , с пристройкой алтаря и образовать здесь особый приход. Разрешение на эту просьбу было дано в 1863 г. в указах Свят. Синода за 1634 и духовной консистории за 2341. В новоустроенный приход, состоявший тогда из 164 дворов и 784 душ, назначен был священник и причетник. Церковь была построена в 1863 году, по плану гражданского инженера Бартошевского и, в том же году, 16 декабря, освящена благочинным села Городища священником Сергием Заборовским. Церковь была деревянная, теплая, длиною 9 саж. и 3 четв. аршина, шириною 3 саж. и 2 четв. арш. со стенами; высота ее, с крестом; была 5 саж.; высота колокольни 6 саж. Фундамент был из булыжника. Церковь составлена была из трех, связанных железными скобами, частей: средняя – здание старой часовни, алтарь, пристроенный к восточной стене и – колокольня, в 4 окна, покрытая пирамидальной, четырехгранной крышей. Средняя часть и алтарь покрыты были деревянной, в два ската, крышей и окрашены красной краской; на крыше – глухой купол, с 4 фальшивыми окнами. Снаружи церковь была обшита тесом, окрашена охрой; внутри оклеена обоями, потолок – белой глянцовитой бумагой; пол выкрашен масляной краской. Окон в церкви 7, с железными решетками. В церковь один вход, с запада, крыльцо в 2 ступени. Церковь построена была на средства прихожан, под наблюдением свящ. Василия Ужинского и церковного старосты Терентия Федотова. Вся постройка обошлась в 1 тысячи. Иконостас был еловый, в два яруса, разделенный колоннами на 5 частей. Иконостас и царские врата были пожертвованы в 1863 г. из церкви в Лисине (Царскос. уезда), иконы были писаны на месте. Престол из березы, жертвенник еловый. Антиминс был освящен митр. Исидором. Солея возвышалась на одну ступень; клиросы и солея отделялись деревянною решеткой. По создании каменной церкви, деревянную следовало упразднить. Когда просьба прихожан перенести ее на кладбище не была уважена, тогда они просили оставить деревянную церковь на прежнем основании, обязавшись ремонтировать ее на свой счет. Это было им разрешено в указе духовной консистории от 24 ноября 1873 г., за 4640. Но в 1881 г., убедившись, что старая церковь им не нужна, а ремонт ее дорог, стали просить, чтобы им дозволили, вместо деревянной церкви, устроить в каменном храме придел Пророка Илии, а деревянную церковь обратить в часовню. Это было дозволено указом консистории от 18 января 1882 г., за 125. 12 апреля 1882 г. церковь упразднена, утварь ее и престол перенесены в каменный храм, а здание ее будет переделано в часовню, когда накопится на это сумма. Построение каменной церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010