Архимандрит Сергий (Страгородский) отмечал: «Удивительное богатство сосудов в новом соборе. Я думаю, редкий в России собор может теперь равняться с нашим . Мне думается, что не только собор, но даже и все миссийские церкви, какие потом будут открываться лет на сто вперед, можно будет снабдить утварью, особенно сосудами. Да, наши православные умеют жертвовать. Навеки останется памятен для японцев этот щедрый дар Матери-Церкви». Главный алтарь храма был освящен в честь Воскресения Христова, правый придел – в честь Крещения Господня, левый – в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Торжественное освящение собора и центрального алтаря состоялось 24 февраля 1891 года. Храм стал особой достопримечательностью Токио. Местные жители стали называть его «храм – Николая» (Сейдо – Никорай ). При храме была создана обширная библиотека, создан центр по переводу книг, издательский отдел и иконописная мастерская. К началу Русско-японской войны (1904–1905) в Японии уже насчитывалось 178 храмов и молитвенных домов. После окончания войны трудами архиепископа Николая строится еще несколько памятников-храмов на месте захоронения русских воинов. Кантоское землетрясение и сильный пожар 1 сентября 1923 года нанесли огромный материальный ущерб Православной миссии в Токио. Сильно пострадал и храм в честь Воскресения Христова. Пожаром было уничтожено почти все его внутреннее убранство. В огне погиб уникальный иконостас и вся церковная утварь. От сильных подземных толчков рухнул центральный купол храма. Архиепископ Сергий (Тихомиров) писал: «Я вошел в него (в храм) северными дверями; западные двери и паперть были завалены развалинами колокольни. . Во всем соборе не осталось ни вершка несгоревшего дерева. . Железные каркасы купола от жары размякли и обвалились внутрь собора. Колокола расплавились полностью. Металлическая и серебряная утварь вся или расплавилась, или сильно повреждена. Облачения, митры – все сгорело. Велик ли убыток? Колоссальный. Но «колоссальность» потери нужно измерять не стоимостью вещей, а тем, что все это 30 лет, с 1892 года, выпрашивалось, собиралось, тщательно хранилось; что все сгоревшее – «жертвы», «сердца» добрых благодетелей».

http://pravoslavie.ru/40526.html

Огромное скопление народа. Ктитор встречал владыку хлебом-солью. В храме приветствовал владыку краткой речью настоятель. Храм вместителен и благолепен. Утварь достаточна. Облачения ветхие, кроме двух облачений, в которых встречали владыку. Книги исправны. После встречи и многолетия владыка сказал поучение о покровителе храма и села святом Кирилле. Преподав архипастырское благословение каждому молящемуся, владыка посетил дом причта и отбыл далее. Христорождественская церковь села Малобеловодского Владыка совершал всенощное бдение. Звон по приезде. Ночлег. Народу много. Это отрадное явление приходилось наблюдать всюду. Настоятель приветствовал владыку краткой речью. Приложившись ко кресту, владыка проследовал в алтарь, и тотчас началась всенощная. Певчие из среды детей и грамотные взрослые. Чтение и возгласы священнослужителей весьма тихи, так что в отдаленных частях храма едва ли слышны. Храм благолепен. На антиминсе не обозначен храм, для которого он освящен. Снаружи храм требует ремонта. Метрические книги ведутся чисто, но в первой части с 7-го по 10 июня нет иерейских подписей. В приходно-расходных книгах нет к поправкам оговорок. По прочтении Евангелия владыка сказал поучение на храмовую тему. По окончании богослужения, преподав каждому святительское благословение, владыка отбыл к настоятелю храма, где приготовлен был ночлег. В шесть часов утра владыка отбыл в приход петровский. 11 июня. Четверг. Благовещенская церковь села Петровского. 18 верст Владыка совершает литургию. Звон в 7 часов 30 минут утра. Храм полон молящихся. После встречи тотчас началась литургия. Облачился владыка во время чтения часов. За литургией владыка сказал назидательное слово о Благовещении. Антиминс без указания храма, для которого он освящен. Хор из местных любителей. Книги исправны. Церковная утварь достаточна. По окончании литургии владыка посетил церковно-приходскую школу. Испытывал собравшихся учеников, среди которых были и окончившие курс, в знании Закона Божия. Тропарь храмовому празднику многие не знали. Перевести на русский язык не могли молитву ангелу-хранителю, переводили слабо, «аллилуйя» не могли перевести. Многие не могли правильно назвать своего ангела. Заповеди заучены нетвердо. Так что владыка высказал сожаление о напрасно затраченном на учение времени. Из школы владыка посетил лазарет, устроенный и содержащийся местным помещиком Г. Ф. Шмурло. Владыка беседовал с больными солдатами, расспрашивал каждого, в каком бою участвовал, куда ранен. У многих были извлечены осколки шрапнели. Эти осколки и самые пули раненые показывали владыке. Видимо, больные остались довольны посещением владыки. Каждому на память владыка дал крестик. В 1 час дня владыка отбыл из петровского прихода. 8 верст. Троицкая церковь села Кинельского

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

После Отечественной войны 1812 года благочинный докладывал, что «церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом преподобного Сергия Радонежскаго, каменнаго здания, не видав, по благости Божией, неприятельскаго нахождения, 15 декабря 1812 года находилась в целости. Настоящая еще не освящена, а в приделе престол, на нем срачица, одежда и священный антиминс целы. Церковная утварь вся цела, церковная сумма: свечная 30 рублей, кошельковая и кружечная 85 рублей, цела; к отправлению священнослужения потребныя книги имелись. Иконостас, в нем иконы и на них какие были оклады и привесы целы». В это время главный престол храма не был освящен, храм еще продолжали строить на средства помещика сельца Полозова, титулярного советника Сергея Павловича Зорина. В теплой трапезной церкви с южной стороны помещался придел во имя Сергия Радонежского, названный так, очевидно, в честь небесного покровителя храмоздателя. Новый каменный храм освятили 18 октября 1814 года на сохранившемся антиминсе. Что именно произошло с прежней деревянной церковью, почему причтом и прихожанами было принято решение о строительстве каменной – на данный момент установить не удалось. При освящении храма благочинным была составлена полная опись имеющегося имущества церкви: «Церковь зданием каменная и с колокольнею, покрыта железом, внутри оштукатурена. В оной церкви иконостас столярной работы, окрашен под лиловой цвет, по местам резьба позолочена. Царские врата выкрашенные под лиловой же цвет с колоннами вызолоченными, в них образа, в средине Благовещения Божией Матери, внизу Евангелисты и над оными сияние вызолочено». В начале XIX века священником савельевской церкви был Иван Васильев, в 1806 его сменил Петр Афанасьев, при котором состоялось освящение главного престола в честь Рождества Богородицы. Священник Петр Афанасьевич Павлов оставался настоятелем Богородицкого храма до 1841 года, когда его сменил Иоанн Васильевич Ключарев. В ведомости 1872 года настоятелем значится уже Михаил Иосифович Бобцев. В январе 1887 года для Императорской Академии Художеств священником Богородицкой церкви была составлена метрика, в которой подробно описаны архитектурные особенности церкви в Савельеве: «Церковь квадратная, одноэтажная. Алтарь с одним полукружием. Вся построена из кирпича. На церкви одна только глава, покрыта железом, покрашена синею краскою. Окна широкия трое с прямыми перемычками. Три двери: две по бокам холодной церкви и одна проход в теплую церковь. На колокольне колоколов пять». В том же документе и описание интерьера: «Внутри церковь устроена в виде квадратной палаты. В холодной церкви алтарь от храма отделяется каменною стеною и тремя пролетами. В теплой церкви только один придел. Своды в виде круглой дуги без опоры на столбах. Столбов среди церкви нет. Пол в алтаре, храме и притворах одинаковый и лещадный. Помост в алтаре возвышается на две ступени от помоста храма. Стараго стеннаго письма нет. Выписаны в 1885 году письмом живописным».

http://sobory.ru/article/?object=45854

Годовые службы совершались во дни праздников господских, богородичных и святых (напр Апостолов Петра и Павла) и отличались от служб обыкновенных, кроме ектений, некоторыми чтениями из книг пророческих и песнопениями, относившимися к воспоминаемому событию, или к памяти святых, наподобие наших тропарей и величаний. То же самое должно сказать и о службах великопостных, особенно в великие дни последней седмицы, когда воспоминаются страдание, смерть и погребение Спасителя. К службам повременным принадлежали, кроме совершения таинств, разные чинопоследования, напр. чин водоосвящения, погребения, освящения храма, поставления патриарха и др. Отличительную особенность всех их составляло то, что, при совершении их, употреблялись особенные ектении, особенные молитвословия и песнопения. Храмы у сиро-халдейских несториан, были большею частию каменные (встречались иногда земляные, по деревянных не было), всегда обращенные на восток, и разделялись главным образом на две части: собственно храм и алтарь. Алтарь отделяется от храма не иконостасом, но преградою, в которой три входа: две боковые двери и врата посредине. Престол помещается обыкновенно против средних врат, но не на средине алтаря, а у восточной стены его, на которой поверх престола находится распятие. Жертвенника в несторианских храмах нет, ибо вся литургия совершается на престоле; но есть по одну сторону алтаря умывальница, а по другую тандуль (круглое углубление четверти на три в землю) для печения просфор. Престол состоит из четыреугольной каменной доски на каменной же тумбе и покрывается одеждою. Антиминсов с илитонами нет, a вместо них служат четыре небольших креста, делаемых выпукло и квадратом посредине престольной доски и ближе к тому краю, где стоит священнодействующий. Эти кресты обозначаются и на одежде напрестольной особенною вышивкою; самая же одежда не отличается от нашей. Утварь церковную сиро-халдейского несторианского храма составляют: потир, дискос и лжица, крест, евангелие, кадило и подсвещники. Потир и дискос металлические и большею частию оловянные, хотя встречаются и серебряные, тот и другой с крестами, но без всяких изображений, рукоятий и пьедесталов, так что первый похож на большой стакан, а второй – на небольшую тарелку. При совершении литургии, они ставились в квадрат между крестами (что на престоле) рядом и покрывались воздухами, сначала тот и другой особыми, а потом оба одним.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

С о. архимандритом одновременно получает благословение патриарха и первый из диаконов. За русским архимандритом идут, с тою же целью, старейшие святогробские архимандриты, каждый имея в паре одного из диаконов, при чем все они сначала делают земной поклон патриарху, потом получают целование руки патриарха и снова земно ему кланяются. За отсутствием диаконов, в дальнейших парах выходят из алтаря все иеромонахи, пребывающие в Иерусалиме и находящиеся на-лицо в храме Воскресения, так как в процессии обязательно участвуют все они без исключения, чтобы чрез это придать особенный блеск и торжественность пасхальной литании. Все эти духовные лица, возвратившись в алтарь, принимают из рук скевофилакса и его помощников священные одеяния и облачаются в них, причем все архиереи и священнослужители, которые должны участвовать потом и в совершении литургии и утрени на Св. Гробе, облачаются в полное священное одеяние, а остальные надевают на себя лишь епитрахиль и фелонь. Преобладающий цвет священных одеяний в этот день белый (глазет с золотистыми цветами), но, ввиду многочисленности освященного собора, на некоторых из священнослужителей можно видеть облачения и других светлых цветов. При пении 9 песни, к трону патриарха подходят два старейших диакона, в белых стихарях, с разбросанными на них по белому полю букетами золотистых цветов и на боках стянутых розовыми шелковыми лентами, имея в руках дикирий и трикирий. Патриарх выходит из трона, направляется с ними к царским дверям, пред которыми вычитывает обычные входные молитвы пред литургией, и вступает в алтарь для одеяния в полное священное облачение. Патриарх в этот день облекается в великолепный золотого белого глазета саккос, убранный жемчугом и искусно вышитыми шелками на спине его изображениями воскресшего из гроба Христа Жизнодавца. Белая митра, с бриллиантовыми и изумрудными украшениями и финифтяными изображениями четырех евангелистов по бокам, высокой художественной работы, венчает главу патриарха. Соответственно с этим для настоящего богослужения выносится из скевофилакии вся богатая церковная утварь, блещущая драгоценностями и художественностью работы, как-то: патерицы или посохи, дикирии, трикирии, Евангелия, кресты, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

15 января 1919 года в здании больницы-богадельни был открыт сыпнотифозный госпиталь на 50 коек. Позже он был расширен до 250 мест. В 1921 году в здании организуется районная Лечебница. В 1923 году здесь организуется хирургическое отделение. Храм закрывается. Иконостас, церковная утварь и большая часть икон бесследно исчезает. Алтарь главного храма переоборудуют под операционную. Предположительно это случилось 20 апреля 1923 года. В последующие послевоенные годы храм и весь прежний больнично-богаделенный комплекс функционировал как 3-я районная больница. Современное состояние [ править править код ] Современное убранство храма в честь преп. Иоанна Лествичника В 1986 году Совет Министров СССР распоряжением 2310-рс от 23.10.86 года предал Московской Патриархии для нужд Московской духовной академии весь больничный комплекс. На основании этого распоряжения Исполком Загорского Горсовета распоряжением 36-р от 10.3.89 года передал здание больницы-богадельни и Мастеровой (Переходный) корпус на баланс МДА. Московская духовная академия на выделенные Патриархией средства провела наружные ремонтно-восстановительные работы по всему зданию, а внутри здания и храма восстановила первоначальную планировку. Ремонтно-реставрационные работы проведены в период с июня 1988 по февраль 1991 года (без росписи храма). На храме присутствовали не все купола. На оставшихся же не было крестов. Все здание было захламлено мусором. В храме, со стороны верхнего клироса, имелась глухая деревянная перегородка. В 1989 году в здание корпуса были поселены несколько студентов МДАиС. Учебный процесс Московской духовной семинарии в здании бывшей больницы-богадельни (называемом теперь Семинарским корпусом) был начат с 1 сентября 1989 года на третьем этаже корпуса. А со следующего года учебный процесс проходил уже во всем здании. С 1992 года в здание теперь уже Семинарского корпуса была переведена Регентская школа МДА. Все реставрационные работы проведены по благословению ректора архиепископа Дмитровского Александра (Тимофеева) и под руководством зам. ректора по строительству архимандрита Андрея (Сухорукова). В алтаре храма на прежнем месте и по старым размерам (98х98х98) был утвержден престол. Готовясь к торжеству малого освящения, был поставлен каркас иконостаса и расписан алтарь храма. Роспись была осуществлена трудами преподавателей и студентов Иконописной школы МДА. В 1990 – 1991 годах был отреставрирован мраморный пол храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_в_честь_п...

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Дуброво) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Дуброво построен в 1895 году на средства Капитона Ивановича Смирнова. Много лет храм находился в запустении, затем был передан Епархиальному женскому монастырю во имя Иоанна Предтечи города Вязьма. Содержание История [ править править код ] Село Дуброво (Дубравна), принадлежало семье композитора А. С. Даргомыжского. В стороне от села на берегу реки Жижалы стоит Покровский храм в русском стиле, построенный в 1893-1896 годах. Храм был построен на средства уроженца этих мест Капитона Ивановича Смирнова, тайного советника и автора известной в конце XIX века «Всеобщей географии», на месте деревянной Покровской церкви 1700 года. Смирнов пригласил для строительства известного московского архитектора А. И. Гунста. Помогали в строительстве храма местный священник о. Василий Дьяков и помещик Лаврентий Лаврентьевич Блодо. Судьба Покровского храма уникальна: он не прекращал своей деятельности ни во время событий 1917 года, ни в годы советской власти. В конце 20 века храм находился в запустении: были выбиты окна, голуби залетали в храм стаями. Большая часть храма (особенно алтарь) находилось под толстым слоем птичьего помета. Храм много лет не отапливался, разрушались стены и колонны, портился дубовый иконостас. Кровля и кладка храма была разрушена во многих местах, на крышах расли деревья. По благословению митрополита Смоленского Исидора церковь была передана Епархиальному женскому монастырю во имя Иоанна Предтечи города Вязьма . Во время своего визита в Смоленскую епархию Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл благословил настоятельницу монастыря игумению Лаврентию на восстановление храма и возрождение приходской жизни. В течение месяца храм был подготовлен к совершению первой (за многие годы) Божественной Литургии. Было расчищено и приведено в порядок внутреннее помещение храма: расчищен алтарь, вычищено старинное паникадило, подсвечники, отмыт резной иконостас, отреставрированы иконы иконостаса, отремонтированы аналои, панихидный стол, закуплена самая необходимая церковная утварь.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Покрова_П...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗЛЫХИНСКИЙ ПОКРОВСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Злыхино При упоминаемой уже в XVII веке Покровской церкви земли было " 8 десятин в поле, в дву потомуж, сенных покосов на 100 копен " , " земля и луги - дача Романа Матова. Да он же Роман Матов, - замечено в окладной книге, - давает попу с церковники на год руги по 10 рублев денег, да хлеба - ржи 10 четвертей, овса десять же четвертей " . Деревянная Покровская церковь сгорела 1 марта 1791 года. На ее месте была устроена деревянная часовня. С 1791 по 1856 год Злыхино в качестве сельца находилось в составе прихода Никольского храм села Мишино . По благословению архиепископа Гавриила , 23 июня 1854 года помещиком Д.И. Сессаревским было начато строительство новой деревянной церкви в честь вмч. Екатерины, которая была освящена 5 июля 1855 года. При восстановлении, прежде упраздненного, прихода села в 1856 году, указом Св. Синода 24 декабря 12921) в нем были положены один священник и один причетник. 17 ноября 1857 года новая церковь сгорела, причем иконостас, утварь, книги и документы были спасены. Сессаревский, с благословения владыки Гавриила, устроил временный храм в своем доме и приступил к постройке каменного храма. Строительство каменной Покровской церкви, с приделом Екатерининским , было начато 2 мая 1858 года, а окончено 1 октября 1860 года. Он отстоял от села на расстоянии 1/4 версты, имел квадратную форму с двумя выступами - для алтаря и паперти; наверху посередине церкви находилась колокольня, утвержденная на четырех внутренних столбах. Наружные стены храма и колокольни были украшены колоннами, пилястрами, карнизами, подоконниками и пр. из белого камня. С трех сторон церковь была обсажена акацией и обнесена насыпью с городьбой. Внутри церковь имела хоры и троечастный алтарь - части его разделены поперечными стенами с большими пролетами. В одной находился главный алтарь, в другой (левой) - придел (Екатерининский) и в третьей - исповедальня, под которой находился фамильный склеп Сессаревских.

http://drevo-info.ru/articles/18580.html

Колокольня в советское время и в годы " перестройки " служила городской водонапорной башней. Ильинский храм в советское время был перестроен в двухэтажную контору районной электросети. Сейчас весь первый этаж и алтарь полностью освобождены и отремонтированы. Богослужения в этом храме осуществляется с 1 августа 1999 года по воскресным и праздничным дням. На втором этаже проживают служители подворья. К храму с запада в советское время пристроено помещение гаража для легкового транспорта, которое сегодня используется в качестве трапезной. На крыше трапезной смонтирована временная звонница и 5 колоколов весом от 10 до 100 кг. Спустя время в Ильинском храме был сделан основательный ремонт, убрано часть перегородок, расписан алтарь, сделаны потолок и пол, приведены в порядок подсобные помещения. Храм благоукрашен, приобретена утварь, написаны иконы, сделано Распятие, мощевик, аналои, клирос. Неоценимую помощь подворью оказали различные благотворители и меценаты, а также городская администрация. На территории подворья разбиты клумбы и устроен фонтан. Сегодня Ильинское подворье является епархиальным подворьем Николо-Шартомского мужского монастыря, находящегося в селе Введенье Шуйского округа. С сайта: gavposad-kraeved.ru/Гаврилов Посад. Ильинское подворье (с колокольней) Авторы многотомного труда " Историко-статистическое описания церквей и приходов Владимирской епархии " . Вып. 3: Суздальский и Юрьевский уезды. Владимир, 1896 г., историки Добронравов В. Н. и Березин В. В., указывают упоминание в приходских списках Ильинский и Никольский храмы только с 1802 года. В более раннем описании церквей, составленном в 1745 году ключарем Суздальского Богородице-Рождественского собора Ананием Фёдоровым, информации о них нет. Кроме храмов и колокольни, в церковной ограде с 1857 года была построена двухэтажная церковно-приходская школа (сегодня в этом здании расположена районная ГИБДД). Закрытие храмов и последующее их разграбление и уничтожение расположенных между ними церковных захоронений было совершено безбожной коммунистической городской властью в 1936 году.

http://sobory.ru/article/?object=03705

Курапово. Церковь Михаила Архангела. Архангельская церковь Карта и ближайшие объекты История этого храма началась в 1859 году со строительства деревянной церквушки, которая простояла почти полвека. Церковь была приписана к Димитриевскому храму в селе Троекурово. Со временем здание церкви обветшало и требовало реконструкции. Было принято решение полностью снести деревянное строение и на его месте возвести одноэтажную церковь из красного кирпича. Строительство новой церкви началось в 1908 году и продлилось девять лет. Церковь строили на средства, собранные прихожанами, и щедрые пожертвования от местных купцов и ремесленников. Новая церковь поле открытия получила свой собственный приход. Единственный престол был освещен во имя Архангела Михаила. Над главным входом в церковь вторым ярусом размещалась небольшая колокольня. В начале ХХ в. большое количество храмов и соборов было разрушено. Вот и Архангельская церковь в 1923 году попала под разгром. Первым делом были сняты все кресты и колокола для переплавки на металл. Была уничтожена колокольня и главный купол. Большевики согнали местных жителей к церкви и прямо перед входом развели костер, в котором сожгли иконостас, церковную утварь, книги. Часть икон местные жители спасли, спрятав их у себя до лучших времен. В советское время здание трапезной части церкви использовали как сельский клуб. Здесь показывали кино, проводили культурные мероприятия, дискотеки. А часть храма, где был алтарь и престол, использовали под склад. В 2010 году сельский клуб села Курапово из церкви по ходатайству архимандрита Иосифа (Пальчикова), духовника Троекуровского монастыря, и при содействии главы сельской Троекуровской администрации А.А. Беляева переехал в здание, где раньше была начальная школа и библиотека. В 2015 году начался первый этап по реконструкции и восстановлению церкви в Курапово. Над главным входом была возведена малая колоколенка церкви и установлен крест. Заменили окна, часть кровли, внутри укрепили своды здания и стены. В 2016 году была проделана работа по внутреннему благоустройству храма. В приделе трапезной части храма была заложена стена от главного придела храма и где раньше была сцена, устроен алтарь и возведен каркас иконостаса. 

http://sobory.ru/article/?object=17321

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010