К концу 20-х годов исполнительным комитетом г. Тюмени проводится кампания по закрытию всех религиозных объединений и передачи их молитвенных зданий Горкомхозу для использования на культурные нужды города. В период с 1930 по 1946 годы с некоторым перерывом в церковном здании находился Дом культуры Зареченского района. Последующая судьба храма была в руках администрации овчинно-шубного завода и только 5 июля 1976 года Вознесенская (Георгиевская) церковь берется под государственную охрану, как памятник архитектурно-монументального искусства местного значения. В том же документе указано, что Вознесенская церковь вновь передается овчинно-шубному заводу, а последний, в свою очередь, использовал ее под склад. Спустя 66-лет после закрытия и использования не по назначению, молитвенное здание 24 июня 1996 г. передается Тобольско–Тюменской епархии. В 1999 году образовывается церковный совет из 20 человек. Сегодня в Вознесенском храме регулярно совершаются богослужения, продолжаются реставрационные работы, приход храма живет полноценной жизнью и развивается. Современное состояние [ править править код ] Вознесенско-Георгиевский храм для города Тюмени уникален. Он имеет четыре алтаря и два этажа. Центральный алтарь первого этажа освящен в честь святого Великомученика и Победоносца Георгия, боковые приделы – в честь Рождества Божией Матери (алтарь левого придела) и Преображения Господня (алтарь правого придела). Верхний алтарь освящен в честь Вознесения Господня. Святыни [ править править код ] Икона святителя Иоанна Тобольского К сожалению, все имущество храма в 1920-е годы было реквизировано и теперь безвозвратно утрачено. Не сохранились ни иконы, ни фрески, ни утварь. И все же в Вознесенско-Георгиевском храме есть уникальные святыни – старинные иконы святителя Феодосия Черниговского и святителя Иоанна Тобольского. Икону святого Феодосия передал в дар храму прихожанин. Долгие годы она хранилась у него, как семейная реликвия. Эта икона было очень темной. После того, как она была установлена в храме, начался чудодейственный процесс ее обновления.Сейчас на иконе можно увидеть орнамент, цветовую палитру, надписание. Что удивительно, на лике святого сохранилось темное пятнышко, что свидетельствует о ее чудесном обновлении – если бы икону реставрировали, то пятно, конечно, не оставили бы.

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенско-Ге...

Теперь обратим внимание на внутреннюю сторону храма. Широкая зала разделена на две части, северную и южную, столбами, между которыми ставятся в зимнее время стелянные перегородки, чтобы была теплою южная часть залы, где алтарь Николая Чудотворца. Этот алтарь отделяется от залы старинным позолоченным иконостасом в пять ярусов икон. В северной зале на восточной стороне, между аркою, ведущею в большой квадрат, и северною стеною залы, в углу приставлен новый алтарь во имя Иоанна Предтечи в 1851 году... Иконостас алтаря Успения Божией Матери старинной резной работы, вызолоченный листовым золотом, о шести ярусах икон... На северной и южной стенах находятся стенные иконы Иисуса Христа страждующего, на западной стене около входа картина Архангела Михаила, поражающего сатану, и икона Николая Чудотворца. Над хорами изображена вечеря Господня. Эта древняя живопись сохранилась до настоящего времени... " Потом автор снова сравнивает Успенско-Николаевский собор с новыми храмами. Для него это храмы, построенные в 1850 - 1870-х годах, и делает вывод: " ... очевидно, что Успенский собор города Белгорода по многим частям своим не имеет сходства с новыми храмами. Такие храмы, какой Успенско-Николаевский собор, встречаются в древних русских городах и строились в XVI-XVII столетиях, а отдельные черты подобной архитектуры попадаются на северо-востоке России из времени до монгольского нашествия... Мы по справедливости можем поставить Успенско-Николаевский собор Белгорода в ряд замечательных памятников церковной архитектуры " . Да! Успенско-Николаевский собор был славен не только своей историей и своей архитектурой, но и благолепием, и богатством. Книги богослужебные были пожалованы императорами и Великими князьями. Евангелия в дорогих окладах, московской печати 1685, 1698, 1701 и 1716 годов. Утварь церковная - серебряная, дарохранительницы оловянные, необычный подсвечник с надписью на арамейском языке, привезенный кем-то из Иерусалима... В 1911 году В. Машуков, публикуя в журнале " Русский паломник " свои заметки " Белгород и его святыни " , указывает на особенность старинного собора: " высокий деревянный иконостас... с позолоченным двуглавым орлом над Царскими вратами. Иконостасы в обоих приделах, находящихся в трапезе, уже новые, но над Царскими вратами правого Николаевского придела также утвержден орел. Орлы помещены на Царских вратах, вероятно, в воспоминание того, что император Петр I жертовал 100 рублей на строение храма... "

http://sobory.ru/article/?object=13465

В службе по месяцеслову вынос креста и поклонение ему в праздник воздвижения представляются таким образом: накануне «во время вечера» и, как будет видно далее, именно перед началом малой вечерни, «иерей входит в сосудохранильницу и полагает честный крест с благоуханными василки на жертвенник, на мисе». Затем следует малая вечерня, по окончании которой «екклисиарх со иереем, диаконом и параекклисиархом входит в жертвенник... и кадив честный крест... взимает его с блюдом на главу, вносит в олтарь... и полагает... на святой трапезе на евангельском месте». Таким образом совершаются два переноса креста: один из сосудохранильницы (скевофилакия, ризницы) в жертвенник перед малою вечернею и другой, – из жертвенника в алтарь и на престол, после малой вечерни. Как смотреть на это двукратное перенесение и было ли оно на самом деле? Ни рукописные, ни печатные уставы, как греческие, так и славянские, не знают о таком обычае, и мы полагаем, что его никогда не было, как нет и теперь. В названных источниках говорится только об одном переносе креста из сосудохранильницы в алтарь, после малой вечерни, и этот обряд представляется таким образом: «τυ αυτη ημερα (13 сентября) μετα την απολυσιν του μιρου εσπερινου απερχεται ο ιερευς αι ο ελησιαρχης συν τω χανδηλαπτη εν το σευουλαιω... λαμβανουσιν το τιμιον ξυλον του σταυρου αι ερουσιν αυτο εις την ελησιαν αι τιϑεασιν επανω της αγιας τραπεζης» (Т. е. в тот же день по отпуске малой вечерни приходит иерей и екклисиарх с кандиловжигателем в сосудохранильницу... берут честное древо креста и несут его в церковь и полагают на св. трапезе. Сосудохранильница, где сберегалась церковная утварь, находилась вне алтаря и не имела с ним связи, а потому, для перенесения из нее креста в алтарь, нужно было пройти с ним через церковь ). Так говорится в печатном уставе греческом. С ним согласны древние рукописные как славянские, так и греческие, за исключением разве синод. устава 330, по указанию которого вынос креста из скевофилакия совершался после шестопсалмия и с некоторыми особенными обрядами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

К церкви села Екатерининского приписаны кроме села, деревня Попцово и Асаново (Матово), прежде входившие во владение одних помещиков. В 1791-1856 годах екатерининский приход значился приписанным к соседнему мишинскому, а с 1874 года мишинский приписан к нему. Существовавшая прежде в селе Злыхине Покровская деревянная церковь сгорела в 1791 году и на ее месте устроена деревянная часовня. Новый помещик, приобревший село Злыхино,  Дмитрий Иванович Сессаревский, возобновил эту часовню и, по смерти жены, в память ее, соорудил новую деревянную церковь во имя великомученицы Екатерины и снабдил ее церковною утварью (1855 год). Но через два года (17 ноября 1857 года) она погорела, причем иконостас, утварь, книги и документы были спасены. Тогда Сессаревский, с благословения владыки, устроил временный храм в своем доме и приступил к постройке каменного храма, однако не успел докончить его. Храм был окончен второй женой Сессаревского, Елизаветой Платоновной (1860 год). Он отстоит от села Екатеринского на расстоянии и ¼ версты, имеет квадратную форму с двумя выступами - для алтаря и паперти; наверху посередине церкви находится колокольня, утвержденная на 4 внутренних столбах. Наружные стены храма и колокольни украшены колонками, пилястрами, карнизами, подоконниками и пр. из белого камня. С трех сторон церковь обсажена акацией и обнесена насыпью с городьбой. Внутри церковь имеет хоры и троечастный алтарь - части его разделены поперечными стенами с большими пролетами. В одной находится главный алтарь, в другой (левой) придел (Екатерининский) и в третьей - исповедальня, под которой находится фамильный склеп Сессаревских. Амвонов нет. Все иконостасы - нового устройства. Из святых икон уцелели некоторые из церкви погоревшей в 1791 году, но все возобновлены. Из церковной утвари нет предметов, достопримечательных по древности. Почти вся утварь и священные облачения поступили в церковь от Д.И. Сессаревского. Церковной библиотеки нет. Между документами не встречается ни одного древнего. Метрические книги хранятся с 1857 года.

http://sobory.ru/article/?object=22500

Устройство храма и церковная утварь Устройство храма Несмотря на все многообразие форм и архитектурных стилей, используемых при строительстве храмов, внутреннее устройство православного храма всегда следует определенному канону, сложившемуся в Византии приблизительно к началу второго тысячелетия и не претерпевшему существенных изменений. Традиционный православный храм разделен на три части: алтарь, среднюю часть (собственно храм) и притвор-нартекс. В древних храмах притвор был местом, где во время богослужения молились оглашенные и кающиеся – те, кто не причащался за Евхаристией. По Уставу, в притворе положено совершать некоторые части богослужения, в частности литию за всенощным бдением. Панихиды (краткие заупокойные богослужения) тоже должны совершаться в притворе, хотя на практике их чаще всего совершают в одном из боковых приделов храма. Во многих современных храмах притвор или вовсе отсутствует, или полностью сливается с центральной частью храма. Это связано с тем, что функциональное значение притвора давно утеряно. В современной Церкви оглашенные и кающиеся не существуют в качестве отдельной категории верующих, а потому отпала и нужда в притворе как отдельном помещении. Центральная часть храма представляет собой место, где во время богослужения находятся миряне. В древности в центре храма совершалась литургия оглашенных; там же произносились проповеди , епископ читал молитвы над оглашенными и верными, а также больными и одержимыми; там же диакон произносил ектении. По сути, именно центральная часть храма была местом, где в основном происходило богослужение; лишь собственно Евхаристия совершалась в алтаре. Впоследствии большинство церковных служб было перенесено в алтарь, однако некоторые части богослужения все еще совершаются на середине храма. На утрени и всенощном бдении в воскресные и праздничные дни на середине храма совершается полиелей и помазание верующих святым елеем. Евангелие читается диаконом также на середине храма. При архиерейском служении на середине храма совершается встреча и облачение архиерея, а также вся начальная часть литургии до малого входа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Новоживотинное. Церковь Михаила Архангела. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты До начала XVIII века Новоживотинное было небольшой деревенькой. По благословлению святителя Митрофания Воронежского в мае 1703 года деревянную архангельскую церковь перенесли из села Староживотинного в деревню Новоживотинную, заменив имеющуюся здесь небольшую православную часовню. С переводом церкви, Новоживотинное получило статус села. В 1780 году здесь построили каменную Михаилоархангельскую церковь. Это подтверждает грамота, датированная 1762 годом от преосвященного Иоанникия на " исправление сломанного ветром церковного купола " . Деревянная церковь была разобрана и продана в село Швырево Землянского уезда. Новый храм был построен на средства помещицы Анны Львовны Веневитиновой в стиле позднего барокко. Церковь была двухпрестольной, главный алтарь был освящен в честь Архангела Михаила. Придельный алтарь был освящен во имя трех святителей и чудотворцев Московских - Петра, Алексия и Ионы. В отличии от главного алтаря, придел был теплым и предназначался для зимних богослужений. В середине XIX века на деньги Алексея Владимировича Веневитинова придельный алтарь был перестроен и улучшен. Сохранилось описание, составленное священником из села Чертовицкое Федором Владимировым: " ...Колокольня при сей церкви каменного здания со шпилем, выкрытым белою англицкою жестию и со взлащенным крестом. Паперть внутри оштукатурена и покрашена. Пол в оной плитяной, дверь окованная железом... " По данным Справочной книги для духовенства Воронежской Епархии за 1900 год, в штате церкви числился священник Николай Михайлович Скрябин и псаломщик Петр Андреевич Пчелинский. Церковные земли включали в себя 33 десятины. В 1890 году Веневитиновыми была построена церковно-приходская школа. В 1920-х годах церковная утварь была конфискована, а в последующие годы церковь полностью оказалась разграбленной. В 1930-х годах начала работать антирелигиозная пропаганда. В 1931 года жители Новоживотинного и других близлежащих поселков, подписали письмо с требованием закрыть в селе церковь и год спустя Архангельская церковь была превращена в колхозное зернохранилище. С июля 1933 года воронежский завод имени Коминтерна ежегодно организовывал в Новоживотинном пионерский лагерь, который размещался в здании церкви. Храм простоял в селе вплоть до войны, когда был разрушен. Во время хрущевских гонений на церковь церковь была окончательно разобрана по кирпичику.

http://sobory.ru/article/?object=09481

Прихожане успели спасти лишь церковную утварь 21 июня. ПРАВМИР. Деревянный храм сгорел в красноярском селе Большой Балчуг. По данным МЧС, причиной возгорания стал грозовой разряд. Возгорание произошло вечером 20 июня. Площадь пожара составила 300 кв. м. Люди не пострадали, но здание церкви сгорело полностью. До приезда пожарных храм пытались потушить прихожане, сообщает «Сибирское Агентство Новостей» . «Когда загорелся храм, верующие пытались потушить огонь своими силами. Когда стало понятно, что огонь слишком сильный, они вошли в храм и стали спасать церковную утварь, в том числе и из алтаря. Спасти не удалось только иконостас и сам алтарь, но главное что уцелели напрестольные кресты и Евангелие, ведь без них не проводится ни одно богослужение», – рассказал настоятель Михаило-Архангельского собора Железногорска протоиерей Роман Нещерет. Храм Покрова Богородицы был построен в 1912 году. В советские годы в нем располагалось хранилище для зерна. Церковь уже пережила несколько пожаров. В 1986 году здание храма было признано объектом культурного наследия регионального значения и взято под госохрану. В 2011 году церковь отреставрировали. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 21 июля, 2022 7 июля, 2022 22 февраля, 2024 2 февраля, 2024 9 января, 2024 26 июня, 2023 27 октября, 2022 26 сентября, 2022 23 августа, 2022 21 июля, 2022 7 июля, 2022 22 февраля, 2024 2 февраля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-krasnoyarskom-sele-o...

6) Серебряные священные сосуды — потир, дискос, звездица, лжица, два блюдца, и 6 оловянных блюд — вклад в обитель настоятеля Никольского Песношского монастыря архимандрита Феодотия (род его записан в старинных монастырских синодиках). На каждом из сосудов есть цитированная надпись о жертвователе. Указан везде 1697 год. Древний храм Рождества Христова, ныне св. равноапостольных Кирилла и Мефодия Особая пристройка соединяет с северной стороны монастырскую колокольню с двухэтажным, небольшим сравнительно храмом Рождества Христова. Эта церковка почти квадратная. Снаружи можно судить об этом по пилястрам, обозначающим длину самого храма. С восточной стороны его удлиняет апсида, снаружи составляющая как бы одно с храмом. С запада примыкает притвор. Давно построен храм. Только ушли шведы из города в последний раз, как через три года выросли его стены. Когда в 1625 году делалась опись города, храм уже существовал. Толсты, как и все древние, церковные стены. Белая гладь их ровна, однообразна. Только два пилястра с северной стороны, да два карниза несколько разнообразят их. Над храмом возвышается двухскатная кровля, пере­ходящая над апсидою в полуконусообразную, а над нею одна небольшая глава. Два маленькие окна тускло освещают алтарь. В самом храме окна большого размера и устроены в последнее время. Внутри храма над стенами подымаются каменные своды с аркою посредине. Небольшой иконостас о двух ярусах окрашен масляною краскою, а по резьбе на нем идет позолота... Среди иконостаса старинной формы гладкие, глухие царские врата с обычными изображениями. В алтаре, в запрестолии, находится каменный уступ, заменяющий седалище для священников. В 1892 году храм этот был уступлен монастырем для отправления богослужений Старорусскому Духовному Учи­лищу, и тогда же он, с благословения Владыки Новгородского Феогноста, был переименован в честь св. Кирилла и Мефодия, первоучителей словенских. В настоящее время Богослужение для учеников Училища отправляется в Сретенском храме. Внизу, в подцерковье, с давних пор были службы монастырские — подвал со слесарнею, потом хранилось ка­зенное вино и, наконец, уже в 1835 году, усердием архимандрита Антония, подцерковье было обращено в церковь во имя св. бессребреников Козьмы и Дамиана на память об упраздненном Козьмодамианском монастыре с древним храмом в честь св. бессребреников. Внутреннее расположение в храме — подцерковье было совершенно таково же, как и вверху. Сыро, мрачно было в нем, и скоро совер­шенно истлела церковная утварь и образа. Несколько раз поновляли радетели церковь, но все-таки к 1891 году она пришла в совершенный упадок и с разрешения начальства была упразднена с тем, чтобы помещение, где находилась церковь, держалось в приличной опрятности. Св. престол и иконостас были тогда разобраны и по ветхости уничтожены, а боле сохранные иконы и утварь вынесены. В настоящее время в подцерковьи — кладовая пищевых продуктов.

http://sobory.ru/article/?object=57035

Орша. Церковь Рождества Христова. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Первоначально на станции Орша был построена деревянная церковь. К 1914 г. возвели каменный пятикупольный храм. В 1930 г. храм закрыли и отдали в пользование вокзала. В здании была открыта закусочная. В 1941 г. был разрушен центральный купол, а в 1955 г. храм был взорван. Сейчас на его фундаменте стоит магазин " Чыгуночник " . В 1998 г. митрополит Филарет освятил место будущего храма. В 2000 г. была образована церковная община, зарегистрирован Устав Прихода храма Рождества Христова. 22 мая 2000 г. храм был открыт временно в специально оборудованном вагоне, в этот день была отслужена первая Божественная Литургия. Осенью 2009 г. был заложения фундамент каменного храма Рождества Христова. По материалам сайта храма rh hram.by Осенью 2009 года после заложения фундамента настоятелем храма Рождества Христова был назначен иерей Вячеслав Енухов. С тех пор, по мере возможностей, ведется строительство церкви. На сегодняшний день устроен фундамент и подвальное помещение, возведены стены храма, закончены кладочные работы, залита основа купола. 7 апреля 2017 года произошел пожар во временном храме-вагоне. Приход понес большие потери. Во время пожара настоятелю храма иерею Вячеславу Енухову вместе с сотрудником МЧС удалось проникнуть в алтарь через запасной выход и вынести из алтаря Антиминс, Дарохранительницу с Дарами, Евангелие и крещальный ящик с Миром. Святыни в результате пожара не пострадали. Когда пламя было притушено, сотрудники МЧС позволили священнослужителям пройти вовнутрь храма и вынести оттуда иконы, богослужебные книги, церковную уцелевшую утварь. Многое удалось спасти, большинство вещей пострадало только от копоти и воды, и огнём тронуто не было. Максимально пострадала свечная лавка. Всё, что в ней находилось, свечи, книги, иконы, утварь, сгорело. Сильно обгорели балки перекрытия над лавкой, пострадала частично кровля и купол. Сильно закопчены стены и потолок. Все спасенные предметы были перенесены в нижний этаж строящегося храма. http://rh-hram.by/index.php?page=history Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Приписные: 1) храм блж. Матроны Московской (молитвенная комната в доме-интернате для инвалидов и престарелых) - Витебская обл., г. Орша, пер. Дальний, 6 2) храм прав. Иоанна Кронштадтского - Витебская обл., г. Орша, ИК-12 3) храм апп. Петра и Павла - Витебская обл., г. Орша, ИК-8 sppsobor.by --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=30098

Санкт-Петербург. Собор Петра и Павла (старый). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Сестрорецкий оружейный завод, основанный Петром Великим в 1721 г., находится в 26 верстах от Петербурга, против Кронштадта, на песчаной отлогости, в 2 верстах от Финского залива. Назван по имени реки Сестры, которая, вытекая из болот Финляндии, разделяется в 60 верстах выше завода на два рукава: один впадает в реку Воксу, другой с именем реки Сестры, делает крутой поворот с юго-востока на северо-запад, снабжает водою все мастерские и в 4 верстах ниже завода впадает в Финский залив. Местность завода понравилась Петру Великому и он в 1720 г. приказал выстроить на мысе, вдающемся в залив, по плану, им составленному, трехэтажный каменный дворец и в нем церковь. В описании Сестрорецка, составленном командиром завода, сказано, что, по кончине Петра, дворец опустел и понемногу разрушился, украшения и утварь его были сданы в гофинтендантскую контору, иконостас и вся церковная утварь пожертвованы в Сестрорецкую церковь. Из остатков здания заводское начальство выстроило в 1782 г. каменную церковь Петра и Павла, вместо прежней, деревянной, существовавшей с основания завода. О деревянной же церкви известно только, что она в 1730 г. была вновь построена, вместо прежней, сгоревшей 4 января того же года. Кроме Петропавловской церкви, была здесь другая деревянная церковь Николая Чудотворца, устроенная в 1734 г. на православном кладбище, длиною в 12 саж., шириною в 4 и высотою в 10 саж. Обе церкви, при общем пожаре Сестрорецка, 15 июля 1868 г. сгорели; Никольская сгорела до основания, даже колокола ее расплавились. Имущество и антиминсы спасены старанием причта и церковного старосты. До 1871 г. служба совершалась в деревянном бараке, устроенном из уцелевшей от пожара каменной часовни, обращенной, с разрешения митрополита Исидора, в алтарь. Нынешняя церковь во имя Петра и Павла каменная, заложена 29 июня 1871 г. и освящена 26 июня 1874 г. митрополитом Исидором. Постройка церкви по плану, высочайше утвержденному 6 мая 1870 г., производилась под наблюдением епархиального архимандрита Карпова, подрядчиком Козловым.

http://sobory.ru/article/?object=36058

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010