Французский писатель посетил Россию дважды: в конце 50-х и начале 60-х годов XIX века. Его заметки об этих путешествиях до сих пор читаются с большим интересом, но наиболее живую реакцию, пожалуй, вызывает самое оригинальное и самобытное в его книге – восприятие писателем русского церковного искусства: иконописи, фресок, зодчества, пения. Православный храм поразил французского писателя прежде всего своим сверкающим иконостасом. Теофиль Готье отмечает иконостасы даже в часовнях: сияние их видно сквозь раскрытые двери еще с улицы. Внутри церковь представляется ему " золотой пещерой " или " золотой печью " . Это впечатление создается именно иконостасом, который горит " глыбой серебра и золота " . " Леса свечей, созвездия люстр, – пишет он, – разжигали золото иконостасов, внезапные молнии металлических отблесков смешивались с лучами света, создавая ослепительное свечение " Отдаленное представление о внутреннем освещении русского храма, считает писатель, может дать собор святого Марка в Венеции. Заметно, что писатель видит только наружный, чисто внешний облик алтарной преграды, он обращает внимание на материал, на конструкцию, но от него совершенно ускользает значение, религиозный смысл, идея иконостаса, его молитвенный, а не композиционный строй. Как отмечалось в главе, посвященной Н.Полевому, глубокий смысл иконостаса наиболее полно и богословски точно выявил священник Павел Флоренский. Он писал: " Иконостас есть видение. Иконостас есть явление святых и Ангелов – ангелофания, явление небесных свидетелей... Иконостас есть сами святые " . Пышность иконостаса отодвинула на задний план, даже совсем затмила для Готье главное в иконостасе – быть не только и не просто напоминательным изображением святых, а местом их невидимого, но реального присутствия, быть мощным активным призывом к вере и молитве для каждого входящего в храм. Следует, правда, оговориться, что большая часть иконостасов, которые видел Готье, была действительно настолько пышно и богато украшена резьбой, подчас очень затейливой, золотом, серебром, что все это затушевывало и даже подавляло иконопись, тем более если это были " живоподобные " или живописные иконы XVIII-XIX веков. Богатейшие иконостасы XIX столетия находились в резком контрасте с молитвенной аскетической простотой иконостаса, например, Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, находясь перед которым невозможно не почувствовать его тайный мистический смысл и духовный молитвенный призыв. Хотя Готье был в этом соборе, описал его иконостас, но и здесь он увидел прежде всего драгоценные камни, золото, серебро. Изображения святых, похожие в глазах писателя-романтика на привидения, живут какой-то своей странной и суровой жизнью, таинственной и непонятной

http://radonezh.ru/radio/2019/07/11/20-4...

Санкт-Петербург. Домовая церковь Александра Невского при Православной общеобразовательной гимназии. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. «Гимназия» расположилась в типовом здании бывшего детского сада оборонного предприятия «Звезда» постройки 1977 года. В небольшом двухэтажном здании под храм отвели помещение в левом крыле первого этажа. Поскольку храм является домовым, если не сказать домашним, то при его устройстве использовали мотивы ранневизантийского храма VII-XII веков с ещё не получившим развития иконостасом. До настоящего времени храмов такого типа дошло крайне мало, в их числе – храм XII века с древней алтарной преградой в хорошо известном искусствоведам греческом монастыре святого преподобного Мелетия. В 2003 году ремонт помещения под храм, производимый на средства учредителя, завершили. Подняли над полом солею и установили алтарную преграду в форме фасада алтарной сени с изящными деревянными столбами – колоннами с архитравом, на котором укрепили иконы деисусного чина. От своих ранневизантийских прототипов домовый храм отличается наличием вполне канонических царских врат с традиционной композицией " Благовещение " . Как и в церкви преподобного Мелетия на алтарной преграде закреплены две иконы. В случае школьного домового храма – это иконы «Казанская Божия Матерь» и «Спас Нерукотворенный». От алтарной завесы по предложению председателя Совета по православному образованию и воспитанию Елены Михайловны Гундяевой и священника Алексея Валерьевича Фомина решено было отказаться. Причём вполне осознанно. Ещё в одиннадцатом веке хартофилакс и синкел храма святой Софии в Константинополе Никита писал известному богослову и монаху Студийского монастыря Никите Стифату о том, что в некоторых монастырях появился новый обычай закрывать завесами алтарь так, что стало невозможным видеть священников. Самое интересное – обоснование этого: алтарь необходимо закрывать от мирян, потому что только священнослужители достойны созерцать священнодействия в алтаре. Здесь же сочли очень важным то, чтобы учащиеся не были отгорожены от происходящего в алтаре и осознанно входили в практическую часть православной литургики.

http://sobory.ru/article/?object=21908

Не удалось извлечь искомое из базы (((

— Скажите, а почему не прегражден доступ в алтарную часть храма? Почему свободно можно заходить в алтарь?- А мы не храм (!), а музей. Половина России — мертвые города и села — места, где заброшены и не восстановлены храмы. Места, где храмы отданы под музеи и выставки. Здесь по-настоящему больно находиться: в прекраснейших соборах, воздвигавшихся для служения Богу, не слышна молитва, не совершается Литургия, только туристы, позевывая, толпятся у прилавков с сувенирами. Время от времени в обществе, преимущественно в интернете, вспыхивают бурные скандалы, вызванные небрежной реставрацией или записью фресок в действующих храмах. Действительно, суть храмовой реставрации иногда (нечасто) отличается от музейной. Цель музейной реставрации – максимальная консервация первоначального произведения, цель храмовой – воссоздание целостности образа, перед которым будет возноситься молитва. Однако табличка «памятник архитектуры» — не гарантирует того, что этот памятник не будет находиться в ужасающем запустении. Музейная консервация нередко приводит к тому, что памятник архитектуры стоит без малейшего, даже самого необходимого, вмешательства извне. Село Кидекша под Суздалем, храм свв. Бориса и Глеба, построенный в 1152 году – больше 850 лет назад, находящийся под охраной ЮНЕСКО. Храм с порога источает запах сырости. Почти не видно на стенах святых ликов, осыпаются стены, только там, где некогда была солея, лежит табличка: «Не наступать!». А вот бывший алтарь – святая святых – никак не отгорожен, здесь все туристы и фотографируются. Храм разрушается не только извне, попирается самый смысл святыни. Диалог с билетершей: — Скажите, а почему не прегражден доступ в алтарную часть храма? Почему свободно можно заходить в алтарь? — А мы не храм (!), а музей. — Но это же просто кощунственно! — А сейчас везде кощунство. Горько, тяжело, больно смотреть на такие памятники архитектуры. Тяжело видеть и храм неподалеку – во Владимире – превращенный в музей стекла. Внутри евроремонт, на месте алтаря цветок из стекла, а стены храма снаружи заросли мхом.

http://pravmir.ru/merzost-zapusteniya-il...

29 мая в столице открывается выставка «Православная икона России, Украины, Беларуси» 19 мая 2008 г. 16:28 Министерство культуры РФ , Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственная Третьяковская галерея, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник проводят выставку «Православная икона России, Украины, Беларуси». Открытие выставки пройдет в Москве и приурочено к Дням славянской письменности. Затем выставка будет экспонироваться в Киеве и Минске. Сроки экспонирования: Основная цель проекта — показать своеобразие, а, главное, родство в области изобразительного искусства трех братских народов, имеющих одни корни, общие истоки и общего наставника — Византию. Самые древние из экспонируемых на выставке памятники сохранились в коллекции Третьяковской галереи — они и составят раздел ранних икон и представят многообразие искусства древнерусских художественных центров — Ярославля, Суздаля, Великого Новгорода, Пскова, Москвы в XIV–XVI столетиях. Посетители выставки познакомятся с изображениями общечтимых святых — князей Бориса и Глеба (первых канонизированных русских святых), их отца киевского князя Владимира Святославовича, крестившего Русь, митрополита Ростовского Димитрия (в миру — Даниила Туптало), автора-составителя широко известного труда «Четии Минеи». Организаторам выставки представляется важным показать общие для трех культур иконографические изводы — «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Одигитрия», «Богоматерь Ильинская Черниговская», «Успение» и др. Такие памятники, как семифигурный новгородский «Деисусный чин» XVI века, сложная подробная композиция «Рождество Христово» второй половины XVII века, «Иконостас» XIX века, где изображена алтарная преграда храма, состоящая из семи ярусов, отражают своеобразие русского иконописания. Зародившийся на Руси в XIV веке высокий иконостас позднее появился в православных храмах братских народов. Включенные в экспозицию выставки памятники украинской иконописи знакомят с ее разнообразием и самобытностью, а также предоставляют возможность проследить пути развития иконописи на протяжении XVI-XIX веков от поствизантийского времени до эпохи барокко — времени расцвета национальной культуры. Киево-Печерский историко-культурный заповедник представит иконы из различных регионов Украины — Волыни, Галиции, Киева и Киевщины, Черниговщины, которые являлись ведущими художественными центрами на разных этапах эволюции национальной школы иконописи.

http://patriarchia.ru/db/text/409231.htm...

Вагай. Церковь Иоанна Богослова. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь св. апостола Иоанна Богослова в селе Богословском (село Богословское к концу XVIII в. слилось с селом Вагайским) была заложена из кирпича в 1778 году на средства и по проекту экономической вотчины комиссара геодезии сержанта Андрея Абарина, который был также автором проекта церкви Семи отроков, построенной на Завальном кладбище в Тобольске в 1776 году. Завершено строительство церкви в 1779 году. Главный ее престол освящен во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, приделы в трапезной – во имя св. пророка Илии и св. мученика Андрея Стратилата. К приходу села Вагай, по сведениям на 1913 год, было приписано 16 деревень. В деревнях Старопогостовской, Журавлевой, Домниной были часовни, а в деревне Домниной вдобавок строился деревянный храм во имя Живоначальной Троицы. Вагайский храм имел 216 десятин пахотной земли. Для причта имелось 3 дома. В штат входили 2 священника, диакон, 2 псаломщика. По информации вагайского краеведа Владимира Крапивина, вагайская церковь сначала была деревянной: «До постройки каменного храма в 1779 году, в Вагае существовала деревянная церковь с одноименным названием. Велись приходные и расходные книги. Начаты они в 1740 году. Приходная окончена в 1779 году, а расходная годом позже. Что характерно, в расходной книге не отражено строительство каменного храма. Вероятно, постройки возводились за счет Тобольского Знаменского монастыря, чьей вотчиной в то время была деревня Вагай». Архитектура храма с чертами барокко по своему характеру близка тобольским церквям. Геометрически четкие прямоугольные объемы бесстолпного одноглавого храма, алтаря, трапезной и притвора образуют традиционную продольно-осевую трехчастную композицию. Из-за отсутствия колокольни в ней доминирует высокий одноэтажный четверик храма, примечательный членением четырьмя ярусами окон. Организация внутренних пространств построена на контрасте относительно невысокой сводчатой трапезной и необычайно стройного светлого храма с удлиненным куполом на тромпах и парящим вверху световым барабаном. Особенностью интерьера храма является наличие в нем высокой каменной алтарной преграды. Прежние иконостасы и утварь утрачены.

http://sobory.ru/article/?object=20832

Д.В. Айналов Архитектура § I. Базилика, открытая графом А.С. Уваровом в 1853 году 1 (Общий план Производя в продолжении трех осенних месяцев 1853 года раскопки в Херсонес, граф А.С. Уваров открыл 2 большую базилику в северо-западном углу городища, на высоком берегу моря, частью обрушившемся от действие морских прибоев. Базилика в плане оказалась трехнефной с одной абсидой и ровными плечами. Северный угол здание обвалился в море. В настоящее время этот угол еще более обрушился в море, однако, ясно, что на месте северного угла и плеча не было полукружие боковой абсиды, так как сохранившиеся часть плеча ровная. Боковые нефы отдалялись от среднего 11 колоннами, остатки которых, равно как и заложенные бутом простенки между ними, обнаружены при этой первой раскопке и показаны на рисунке, приложенном к отчету о раскопках 3 . В абсиде открыты мраморные пилястры и плиты от алтарной преграды, a в южном нефе – роскошный мозаичный пол, снятый с места и перевезенный в Императорский Эрмитаж зимою того же года 4 В настоящее время базилика представляет крайне убогую развалину, и потому, прежде чем перейти к подробному исследованию ее, считаем необходимым произвести подлинное описание базилики, сделанное графом А.С. Уваровым при открытии ее. Это описание представляет единственный верный источник сведений о развалинах базилики и состоянии, в котором эти развалины были открыты. Рис. 3 « Церковь , разрытая в прошлое лето», говорит граф А.С. Уваров, «лежит в северной части города, так, близко к морю, что обрушившаяся часть берега увлекла за собою угол этого здание. Выстроенная по плану древних базилик (рис. 3), она имеет в длину до внутреннего притвора 16 саж. 2 12 1 / 2 арш., а в ширину 10 саж. 112 1 / 2 арш. Два ряда, в одиннадцать колонн каждый (а – d, b – с), идут во всю длину храма и разделяют его на три продольные части: срединную или собственно храм и на две боковые галереи. На колонах написаны имена граждан, пожертвовавших деньги на устройство их; видно, что жертвовали обыкновенно на несколько колонн, по пятисот динарий. Таковых надписей восемь, и только одна из них, составляет исключение, относясь, провидимому, к устройству одной только колонны. Она оканчивается буквами ХТ, которые, может быть, означают 300 халков. Правописание этих надписей, например, φιλοτειμιησμενος вместо φιλοτιμησμενος, κεονας вместо κιονας показывает упадок греческого языка. Следующие имена еще более убеждают в этом мнении, потому что носят явные следы римского влияние: Валериан, сын Валерие, Маркиан, сын Гайя. Наконец, последнее доказательство, что колонны сии и надписи принадлежат к IV столетию есть слово динарий (ΔΗΝΑΡΙΟΣ), употреблявшееся повсеместно при Константине Великом ».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова Храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова - домовый храм православной гимназии «Радонеж» - трудно заметить снаружи: нет над ним купола, не выдается вперед полукругом алтарная апсида. Но, тем не менее, храм в гимназии есть, хоть и расположен он в бывшем спортзале типового детского сада.  Как храм из неотремонтированного помещения без подсвечников, без особой утвари, с алтарной преградой, сколоченной из детских шкафчиков, со свисающими с потолка канатными крюками, превратился в благообразную домовую церковь - это отдельная история.  Над «преображением» храма трудилось несколько поколений выпускников гимназии, большую лепту в создание храма внесли и прихожане. Храм - неотъемлемая часть жизни любого православного верующего. В гимназии день каждого ученика начинается в храме, с общей утренней молитвы. О том, насколько это важно, как благотворно это влияет на ребенка, свидетельствуют и родители, и учителя. В православной гимназии ребенок получает уникальную возможность сочетать учебу с церковной молитвой. Каждая учебная неделя начинается с молебна. Дети принимают участие в воскресных и праздничных литургиях: читают на клиросе, помогают петь, мальчики прислуживают в алтаре. Все это ради главного – совместной молитвы, исповеди и причастия. С сентября 1993 г. в храме начали регулярно совершаться богослужения.  Престолы: 26.09/9.10 и 8/21.05 - память Апостола Иоанна Богослова. Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни: Литургия в 9.00 и Всенощное бдение в 17.00. Протоиерей Алексий Сысоев Первым настоятелем стал первый директор гимназии, протоиерей Алексий Сысоев.  Иерей Артемий Сахаров В феврале 2007 г. иерей Артемий Сахаров, клирик Храма Всех Святых в Красном Селе, вскоре после своего рукоположения в сан был назначен настоятелем гимназического храма. С этого времени в гимназии снова возобновляется традиция регулярного участия школьников в богослужениях. 

http://old.gymnasia-radonezh.ru/church/

Добрые вести Православия: первая половина сентября 2007 г. Хорошие новости первых недель сентября связаны со строительством храмов, восстановлением справедливости, православным образованием и социальным служением Православной Церкви в России, Румынии, Болгарии, Черногории, Кипре и Объединенных Арабских Эмиратах. Эскизный проект церкви во имя святого апостола Филиппа в Шардже (ОАЭ) Началось строительство русского православного храма в ОАЭ 9 сентября митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил освящение закладного камня первого русского православного храма на Аравийском полуострове, в Объединенных Арабских Эмиратах, в городе Шардже. Договоренность о строительстве церкви была достигнута еще в апреле 2004 года, и в декабре 2005 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил учредить здесь приход. В настоящее время русскоязычная община ОАЭ насчитывает около 10 тысяч человек. Православные службы на церковнославянском языке проводятся в Никольском храме Антиохийского Патриархата в Абу-Даби, а также в армянском храме в Шардже. Для этого туда приезжает настоятель русской церкви из Тегерана игумен Александр (Заркешев). Предполагается, что строительство храма будет завершено в 2009 году, и он будет освящен во имя апостола Филиппа, принесшего в I веке в эти земли весть о Христе. В регионе Аравийского полуострова русскоязычные православные общины есть также в Кувейте, Бахрейне и в Йемене . Хотелось бы верить, что и там со временем появятся православные храмы. В Болгарии освящен храм, перестроенный из мечети При стечении сотен людей митрополит Пловдивский Николай в селе Узунджово совершил чин освящения церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь была построена около 1500 года, но 93 года спустя турки ее разрушили и на ее месте построили мечеть. В 1906 году посольство Турции передало помещение мечети Болгарскому государству, после чего началось ее переустройство в христианский храм. Ныне полностью завершена и внешняя и внутренняя отделка. На алтарной преграде церкви впервые в Болгарии вырезана молитва глаголическими буквами .

http://pravoslavie.ru/5031.html

История человечества, или какой иконостас правильный? В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ и Лариса ГАЧЕВА, иконописец. 11 марта, 2010 В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ и Лариса ГАЧЕВА, иконописец. В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ. Как рос иконостас Иконостас Форма, высота, стиль иконостаса зависят от того, в каком храме он будет возведен. «Иконостас — это часть архитектурного облика храма, — говорит Лариса Гачева. — Создание иконостаса начинается с изучения архитектуры, истории, стиля того храма, куда он будет помещен. В идеале иконостас должен быть связан со стилистикой оформления храма, быть сомасштабен его пропорциям. В древности иконостас проектировали архитекторы. Сейчас не так много церковных архитекторов, поэтому бывает, что образ иконостаса делают иконописцы или монументалисты, которые проектируют всю систему росписей храма, но в любом случае конструкцию иконостаса должен разрабатывать или конструктор, или архитектор». Выбор у тех, кто создает иконостас, огромен. Конструкции иконостасов и состав икон в нем изменялись множество раз. Первые сведения об отделении алтаря от остального пространства храма преградой или завесой относятся к IV веку. В византийских храмах алтарные преграды были невысокими, они состояли из парапета, колонок и каменной балки, называющейся «темплон». В центре ставился крест. По сторонам алтаря обычно помещались иконы Христа и Богоматери. Со временем на темплон начали ставить иконы или на нем самом вырезали рельефные изображения. Крест стал заменяться иконой Христа, а она, в свою очередь, — деисисом (от греч. «прошение, моление» — композиция из трех икон: в центре Христос Вседержитель и к нему в молитве обращены: слева Богородица, справа Иоанн Креститель. — Ред.). Иногда по бокам от деисиса размещался ряд праздничных икон (например, в монастыре святой Екатерины на Синае), иногда к деисисному чину прибавлялись отдельные иконы святых.

http://pravmir.ru/ikonostas/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010