Согласно указу Д., местные власти выделяли средства для строительства храма, а также скот и все необходимое для совершения регулярных жертвоприношений в храме по закону Моисееву. При этом в указе упоминается пожелание царя, чтобы священники «молились о жизни царя и сыновей его» (Езд 6. 8-10), что свидетельствовало об обычае того времени молиться о верховной власти. Этот обычай соблюдался и впосл. (исключая Хасмонейский период) и символизировал зависимость Иудеи от персид., а впосл. от греч. и рим. властителей. Царствование Д. было для Иудеи спокойным периодом, благоприятным для экономики. Иудеи принимали участие в международной торговле, поддерживаемой персид. властями. В переписи населения Яхуда времен Д. упоминаются не только города в наделах Иуды и Вениамина, но и Бет-Эль ( Вефиль ) Ефрема и селения на севере приморской полосы. В общей сложности в переписи указано ок. 40 тыс. подданных. Дарий II изначально носивший имя Ох, известный также под прозвищем Нот (греч. νθος - внебрачный ребенок; ок. 442-404 гг. до Р. Х.), сын Артаксеркса I от вавилонской наложницы. Правил зап. частью империи с 423 по 404 г. до Р. Х. Его правление не отличалось стабильностью и характеризовалось дальнейшим ослаблением государства, восстаниями в Мидии, Лидии, Сирии и Египте. Мн. папирусы из Элефантины датируются временем его правления. Один из папирусов - 5-го года правления (419 г. до Р. Х.), предписывающий иудеям Элефантины соблюдать Пасху, был издан от его имени (т. н. Письмо о Пасхе - ANET, N 491). Храм в Элефантине был разрушен в 14-й год его правления. Предполагают, что Д. упоминается в Неем 12. 22 как «Дарий Персидский», что позволяет датировать приведенный там список левитов. Во время правления Д. иудейским первосвященником был Иаддуй II. Дарий III Кодоман (ок. 380-330 гг. до Р. Х.), сын Арсама, брата Артаксеркса II, последний царь из династии Ахеменидов. Был возведен на престол Багоем, отравившим в 338 г. Артаксеркса III, а в 336 г. и его сына Арсеса. Потерпел поражение от Александра Македонского в битвах при Иссе (333) и Гавгамелах (331), бежал в Бактрию, где был убит своим родственником Бессом.

http://pravenc.ru/text/171376.html

Место главных святыней Японии есть Иссе. Туда идут толпы богомольцев из всех углов Японии во всякое время года, но особенно они стекаются туда весною. Иссе называют шинтоисским Иерусалимом или Меккою. Главное божество, которому посвящены храмы Иссе, есть Тен-сооко. Его храм называется Дайзинь (жилище великого бога), его называют Иссие-миа (жилище живой души: как душа живет в теле, так Бог – в храме). Храм этот очень древен и прост. В Иссе хранится зеркало, которое по сказанию Аматеразу дала Ниниги, когда послала его на землю. Около храма в Иссе в маленьких часовнях живут канузи (прислужники храма, имеются еще «нечи» – толкователи слова божьего и «тайе» – странноприимцы, заботящиеся о приходящих). К канузи приходит пилигрим, кланяется в землю, от него он может получить проводника, который потом водит его по святыням. Важнейшие храмы в Иссе – в Геку и Найку. Странствуя по святыням, паломник доходит до того, что представляет собою, так сказать, святое святых шинтоизма (шаден – святилище богов). Представим себе платформу, поддерживаемую устоями в шесть футов высоты. На этой платформе стоит здание около пяти сажень в длину и двух с половиною в ширину, оно построено из простого дерева без всяких украшений. В нем помещаются четыре некрашеных деревянных ящика, в каждом находится зеркало, завернутое в глазетовый чехол, ящики прикрыты шелковою тканью. Вот, что соответствует покрывалу Изиды в шинтоизме. Поклонившись главной святыне, помолившись, паломник покупает о-хараи (для себя, близких и знакомых; о-хараи похожи на папиросные ящики вершков, внутри – тоненькие палочки, обернутые бумагою), другие талисманы (куски дерева от священных построек, рисовые почки, принесенные в жертву богам). Эти святыни разносятся из Иссе по Японии и их можно постоянно встречать в частных домах. Богомольцам в Иссе показывают священную пещеру, в которой скрывался Тен-сооко-Дайзинь, в доказательство того, что он не нуждается ни в лунном, ни в солнечном свете, что он сам есть бог. Паломничество в Иссе завершается празднествами, кутежами и даже оргиями в близ лежащих городах Фурумичи и Ямато.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

С площади доносился визг, треск и шорох пуль, глухие удары орудий и гвалт наступавшей орды… За Ниной стояли Амед и Мехтулин. — Я вместе с тобою умру, батюшка… Моё место теперь около тебя… — И мы тоже… Глаза у Амеда горели как у разозлённого волчонка… — Притворите двери! Опять мрак и тишина… — Амед и Мехтулин! — обратился к ним Брызгалов. — Вы бы могли попробовать пробиться и спастись. Вы можете переодеться… — Нет, не будем говорить об этом! — решительно ответил молодой елисуец. — Я умру с тобою… Он было хотел сказать: «с Ниной» — да в последнее мгновение язык его не послушался… — А ты, Мехтулин? — Мы с ним, — кивнул он на Амеда, — кровные братья теперь, и не можем разлучаться… У нас всё вместе — и жизнь, и смерть… Как тихо опять… Земляная насыпь погреба скрадывала звуки. Только через массивную дверь они отражались сюда, но смутно и глухо… Бой идёт уже на башне… Справа доносится озверелый визг диких андийцев… Чу! Это ревут дидойцы налево… Неужели уже ворвались? Неужели сейчас, сию минуту? Брызгалов подошёл к дочери… Обнял, поцеловал её. Она упала перед ним на колени. — Благослови меня! Тихо поднялась его рука над склонившейся головкой девушки… И ему опять почудилось, что вместе с его рукою в темноте порохового погреба чуть-чуть наметились и другие… Смуглая — его жены, и тонкая, бледная, с насквозь проступающими жилками — его матери… «Скоро увидимся!» — мелькнуло в его памяти. Нина осталась на коленях… Брызгалов отошёл, — он зажёг фитиль и пока вставил его в безопасное место, в угол стены… В чёрном мраке он загорелся красным языком, курясь тонкой струйкой удушливого дыма… Красный, зловещий свет, колеблясь, разгонял темноту, в которой смутно рисовались серые мешки с порохом, бочки его, гранаты и картечь позади… Багровое отражение чуть-чуть колыхалась на суровом лице Брызгалова, на бледном, но спокойном — Нины… Она только опустила веки и так застыла… — Послушай… — вдруг послышалось над нею. — Послушай! Она подняла голову, — над нею стоял Амед. — Отчего ты не молишься Иссе?..

http://azbyka.ru/fiction/kavkazskie-boga...

Содержит ли Коран пророчества с предсказаниями будущего, которые доказывали бы его божественное происхождение? Большинство пророчеств в действительности представляют собой призывы военно-религиозного вождя идти сражаться, чтобы Бог даровал победу. Одно существенное предсказание, относительно победы римлян над войском персов при Иссе (Коран, сура 30:1–3/2–4), не исполнилось в указанные пророчеством сроки — «через несколько лет» — и никак не может быть названо неожиданным. Из других пророчеств примечательно только одно — упоминание десяти ночей в суре 89:1/2, которое истолковывают как завуалированное предсказание о десяти годах гонений, испытанных первыми мусульманами. Это. сомнительное толкование, поскольку в данном месте с очевидностью речь идет о паломничестве. Довод на основе единства Утверждения о том, что Коран должен иметь божественное происхождение в связи с его внутренней последовательностью и непротиворечивостью, тоже не слишком убедительны. Как отмечено выше, откровение у Мухаммеда иногда изменялось, например в случае процитированных «сатанинских стихов», где первоначальное откровение позволяло определенным племенам поклоняться языческим богам (ср. Коран, сура 21–23/21–23). Это серьезный вопрос для пророка, который считает многобожие главным грехом. Сама концепция отмены ( mansurh ), когда допущенные ошибки исправляются в последующих стихах (именуемых nasikh ), свидетельствует об отсутствии в Коране единства. В Коране, сура 2:100/106, сказано: «Всякий раз, когда мы отменяем стих или заставляем его забыть, мы приводим лучший, чем он, или похожий на него. Разве ты не знаешь, что Аллах над любой вещью мощен?» Например, так называемый «стих меча» (Коран, сура 9:5/5), предположительно отменяет 124 стиха, которые первоначально призывали к терпимости (ср. Коран, сура 2:257/256). В Коране патетически провозглашается, что «нет принуждения в религии» (Коран, сура 2:257/256), однако в других местах он призывает мусульман: «сражайтесь с теми, кто не верует» (Коран, сура 9:29/29) и «избивайте многобожников, где их найдете» (Коран, сура 9:5/5). Концепция nasikh противоречива тем, что в самом Коране провозглашается: «нет перемены словам Аллаха» (Коран, сура 10:65/64), а именно таковыми словами считается Коран. Ибо «[нет того, кто мог бы изменить слова (и веления) Аллаха]» (Коран, сура 6:34/34 русск. перев. «нет применяющего слова И все же Коран учит доктрине отмены, аннулирования предыдущего откровения последующим.

http://azbyka.ru/koran-predpolagaemoe-bo...

А завтра — оно вот, скоро, совсем уж скоро выродится из сегодня, чиркнет по мутному, живому от комаров окошку барака первым лучом солнца, выпутавшегося из лоскутья туманов, застеливших тундру, отсыпаться, чинить сети, конопатить лодки, мыться в бане — это уже во время оддорной, так коренные жители называют ненастную погоду, когда на реку не выплыть, а пока горячая страда — на реке, как и в крестьянском поле, летний день год кормит. Какое-то время еще торчал в рыбоделе Киряга-деревяга, тукал ногой по настилу, попыхивая трубкой. Распаленный спиртом, он выхвалялся перед резальщицами, которые спустились из поселка по холодку, на малом комаре пороть и солить рыбу. — Семь фасыстов пришыби иссе, и мне бы героя дали! И сто меня потассыло не тем путем?.. — Пьяный, поди-ка, был? — заводили Кирягу-деревягу женщины. — Пьяный? Сто говорис-то? Сообразас? Снайпер на линии огня как огурсик долзен быть! Когда с огневой придес, тогда позалуста, выпей, отдыхай! — Ну дак вот и торопился!.. — Куда? — Огурчиком-то закусить! — Ааа, толковать с вами, серамно сто с пленными! То да потому, то да по тому! — отчаивался Киряга-деревяга и сурово наказывал: — Мотрите, стоб се тут было, как в больнице, систо! — Да иди уж, иди, начальник, намес комля чайник! — прыскали резальщицы. Киряга-деревяга плевался: — Сто за народ! Сто за народ, понимас! — и бросками вышвыривал себя в гору — так зовется на Боганиде, как и на всякой иной земле, берег, подмытый ступенями, дышащий мерзлотой. На горе Киряга-деревяга грустно замирал, глядя куда-то, вспоминая о войне, о фронтовых друзьях. Душный пар от мерзлой земли чем далее в тундру, тем дремней сгущался, вбирал в себя пространства, низкую пестренькую растительность, смешивался с туманами озер и рек. Густой пеленою заволок, укрыл и недвижную, на правое плечо скособоченную фигуру бывшего снайпера, с медалью, прицепленной к телогрейке. Аким выплескивал из неводника воду, выскребал шахтару, рыбью шелуху, потроха, укладывал на место подтоварники в лодке, составлял к рыбоделу весла, подколачивал топором уключины, пережидал, когда отправится на отдых дежурный. Тот не заставлял себя долго ждать, почесываясь, широко зевая, интересовался:

http://azbyka.ru/fiction/car-ryba-astafe...

Единственно существенным предсказанием было предсказание победы римлян над войском персов при Иссе. В суре 30 сказано: «побеждены Румы в ближайшей земле, но они [даже] после [этой] победы над ними победят через несколько лет» (Коран, сура 30:1–3/2–4). Это предсказание не слишком впечатляет (см. Gudel, 54). Согласно Али, «несколько лет» означает от трёх до девяти лет, но реальная победа состоялась не раньше, чем через тринадцать-четырнадцать лет после пророчества. Поражение римлян от персов при взятии Иерусалима относится примерно к 614 или 615 г. Контрудары начались не ранее 622 г., и победа не была полной до 625 г. Это составляет, по меньшей мере, десять или одиннадцать лет, а не те «несколько», о которых говорит Мухаммед. В османовском издании Корана знаки огласовки отсутствуют, они были расставлены лишь много позже (Spencer, 21). Поэтому слово sayaghlibuna, «они победят», может быть при изменении двух гласных прочитано и как sayughlabuna, «их победят» (Tisdall, 137). И даже если игнорировать эту неоднозначность, пророчество не является ни долговременным, ни удивительным. Вполне можно было ожидать, что побитые римляне захотят взять реванш. Чтобы предсказать подобный поворот, не требовалось какой-то особенно глубокой восприимчивости к тенденциям развития событий. В лучшем случае это можно назвать проницательной догадкой. Но как бы то ни было, по всей видимости, не имеется достаточных доказательств того, что это сверхъестественное пророчество. Единственно заслуживающее упоминания из других пророчеств находят в суре 89, где фразу «и десятью ночами» (Коран, сура 89:1/2) кое-кто считает предсказанием о десяти годах гонений, испытанных первыми мусульманами (Ahmad, 374f.). Однако надуманность такого толкования очевидна благодаря тому факту, что даже Али, переводчик Корана, признавал: слова «десятью ночами» обычно понимают как ссылку на первые десять ночей ежегодного Zul- Hajj, священного периода паломничества. Это предсказание никак нельзя назвать ясным и определённым. Свидетельства того, чтобы у Мухаммеда был истинно сверхъестественный дар пророчества, отсутствуют. Его пророчества туманны и небесспорны. Гораздо легче привносить в них определённый смысл задним числом, после события, нежели улавливать этот смысл до того, как что-то произойдёт.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Первый, принадлежащий Смендесу, представляет его молитву мендесскому овну после избрания в жрецы; второй, датированный по царю, имя которого не вставлено, говорит о прибытии в Мендес и торжественной встрече его сына Харнахта, который немедленно идёт в храм и молится божеству. Молитва приводится полностью. Две другие автобиографические надписи, из которых одна начинает персидский период египетской истории, другая его заканчивает, принадлежат к важнейшим произведениям египетской письменности. Это знаменитый текст на ватиканской статуе Уджагорресента, представляющий подлинные мемуары современника первого персидского завоевания. И неаполитанская стела Самтауи-Тефнахта, пережившего второй персидский погром и служившего Александру. Уджа в горресент редактировал свою автобиографию в обычной традиционной форме, остановившись обстоятельно на фактах, которые он находил нужным передать потомству – своё влияние на Камбиса и Дария; превращение первого в правоверного фараона и очищение храма Нейт, путешествие в Сузы и исходатайствование у второго восстановления медицинской школы в Саисе; облегчение положения страны во время «великого ужаса» и традиционное заявление о добрых делах. Гераклеопольский участник битвы при Иссе, напротив, излагает свою современную величайшим политическим катастрофам жизнь в форме благодарственной молитвы своему городскому богу-покровителю, которого он наделяет свойствами верховного все-бога – Сухи, но важны надписи известного князя Фив Ментуемхета, современника эфиопских и ассирийских нашествий, удостоившегося упоминания в ассирийских летописях 222 . Подобно тому, как его замечательный бюст указывает на классические образцы, его надписи следуют древним формам, перечисляя деяния по восстановлению поруганных во время иноземных погромов святынь, по сооружению храмовой утвари. Кратко намекает он на разразившуюся извне бурю; к сожалению, надписи его дошли до нас в повреждённом виде. О заслугах храмам и культу говорит и надпись современника Амасиса Пефнефдинейта, посланного царём в Абидос для приведения в исполнение его благочестивых забот о храме Осириса.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Спасены!.. «С ума сошёл!..» — мелькнуло в голове у Брызгалова. — Спасены!.. — кричал позади Кнаус. — Лезгины бегут по всей линии. Посмотрите сами… Он бросился и стал целовать руки у Нины, у священника. Брызгалов, не выпуская из рук фитиля, выбежал… Он ничего не мог ещё сообразить… Но одушевлённое ура неслось отовсюду, со стен, с башен… со двора… Вон в углу не успевшие выскочить лезгины, скучились как стадо баранов и отбиваются!.. Вон какой-то джигит, с криком, сам отчаянно бросается со стены вниз и плашмя падает на камни без стона… — Что такое? Что случилось?.. С окрестных гор дымятся тревожные сигналы — в аулах зажгли столбы, обёрнутые соломой. — Что такое случилось, что? — всходит комендант на стены. Полуумирающие, обессиленные защитники ничего не понимают. — Тут… вот… дрались мы. Вдруг крики у них… — Какие крики? — Оттуда с гор прискакали какие-то… Орут что-то, вся орда и унеслась прочь… Степан Фёдорович смотрит в долину, — Бог знает, что там творится… Массы андийцев, дидойцев, салтинцев, конных и пеших смешались в одно марево, и все стремятся назад в горы… Расстояние между ними и крепостью растёт и растёт. В паническом страхе, сломя голову, несутся они в ущелья, на пути, ведущие назад в горные узлы таинственного Дагестана… Казалось, что невидимые силы гонят их прочь отсюда, от этих многострадальных стен и башен… — Я знал, что это так будет… Я сказал Нине: «Нина молись Иссе! Исса всё может!» — Да, но в чём дело? И вдруг безумная радость охватила Брызгалова. — Неужели всё спасено?.. И честь, и крепость, его крепость… Неужели же опасности нет?.. Вон к нему ведут какого-то наиба… Видимое дело, в плен взяли. — Ты кто? — спрашивает его Брызгалов. — Салтинец… — Как тебя звать? — Наиб… Джансеид! — Такой молодой и уж наиб?.. — Имам на днях пожаловал… — Отчего вы бежали все? — Судьба, кысмет! Аллах послал победу русским… В ту минуту, когда мы уже были в крепости, когда вам грозила смерть, прискакали к нам вестники, много вестников из наших аулов… И по всем горам загорелись сигнальные шесты… Ваши ворвались в самое сердце Аварии… Салты взято и сожжено… Наших режут… Аулы приносят там покорность… Брызгалову вдруг захотелось обнять этого «врага»… — Наши кинулись назад в горы… защищать свои сакли и семьи… У меня тоже была… Что теперь с нею?..

http://azbyka.ru/fiction/kavkazskie-boga...

При этом обнаруживается стремление, правда очень часто далёкое от научного анализа и исследования, соединить легенду с легендой и на этой основе создать нечто правдоподобное» 630 . Митрохин, в частности, в связи с заявлением Л. В. Шапошниковой, указывает на статью Н. К. Рериха «Легенды Азии», опубликованную в 1941 г. в индийском журнале «Scholar». В ней приводятся многие из записанных Рерихом в Кашмире и других частях Центральной Азии «сказаний об Иссе», однако, Рерих решительно отрицает приписываемое ему открытие «какой-то рукописи времён Христа». Правда, в дальнейшем Н. К. смягчается и замечает, что «в конечном итоге, мы должны быть благодарны даже тем, кто изобрёл сказки о моём открытии рукописи», поскольку подобного рода подходы «создают возможность привлечь внимание к тем жемчужинам духа, которые живут, несмотря на пересечения эпох». В той же работе Рерих также высказывает мнение, что «знаменитая книга Нотовича... вероятно, сочинена на основе различных легенд» 631 . Чем объяснить тот факт, что Рерихов в Лехе и других местах Ладакха встречали с таким почётом? Ведь они были самыми обычными европейскими путешественниками. Нет, совсем не обычными! Рерихи уже облачились в свои лицедейские костюмы и маски: Н. К. стал Махатмой Акдорже («Белой молнией»), Е. И. – Тарой, а Ю. Н. (в прошлом рождении великий полководец Тамерлан) – монгольским «полковником» князем Наруханом, и начали играть назначенные им Морией роли – проповедников и глашатаев «Эры Майтрейи». Так, известно, что, находясь ещё, в Дарджилинге, и затем во время путешествия по Ладакху и Синьцзяйу Н. Рерих, от имени махатмы Акдорже, распространял через монастырских лам и других лиц листовки («тибетские грамоты»), в которых содержался призыв: «Майтрейя идёт!». (В одном только Спити он раздал местным жителям около сотни таких листовок 632 .) Цель подобной акции, вернее мистификации, вполне очевидна – возбудить слухи о странствующих вестниках Северной Шамбалы, послах Гималайского Братства. Кроме листовок Рерихи распространяли также составленные ими «пророчества» вроде следующих: «Так исполняются предсказания предков и писания мудрых.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gimalajs...

Довод на основе пророчеств. Содержит ли Коран пророчества с предсказаниями будущего, которые доказывали бы его божественное происхождение? Подробно это обсуждается в статье Мухаммед: предполагаемые чудеса. Ниже приводятся лишь основные тезисы. Большинство пророчеств в действительности представляют собой призывы военно-религиозного вождя идти сражаться, чтобы Бог даровал победу. Одно существенное предсказание, относительно победы римлян над войском персов при Иссе (Коран, сура 30:1–3/2–4), не исполнилось в указанные пророчеством сроки – «через несколько лет» – и никак не может быть названо неожиданным. Из других пророчеств примечательно только одно – упоминание десяти ночей в суре 89:1/2, которое истолковывают как завуалированное предсказание о десяти годах гонений, испытанных первыми мусульманами. Это. сомнительное толкование, поскольку в данном месте с очевидностью речь идёт о паломничестве (см. пророчества как подтверждение Библии). Довод на основе единства. Утверждения о том, что Коран должен иметь божественное происхождение в связи с его внутренней последовательностью и непротиворечивостью, тоже не слишком убедительны. Как отмечено выше, откровение у Мухаммеда иногда изменялось, например в случае процитированных «сатанинских стихов», где первоначальное откровение позволяло определённым племенам поклоняться языческим богам (ср. Коран, сура 21–23/21–23). Это серьёзный вопрос для пророка, который считает многобожье главным грехом. Сама концепция отмены (mansukh), когда допущенные ошибки исправляются в последующих стихах (именуемых nasikh), свидетельствует об отсутствии в Коране единства. В Коране, сура 2:100/106, сказано: «Всякий раз, когда мы отменяем стих или заставляем его забыть, мы приводим лучший, чем он, или похожий на него. Разве ты не знаешь, что Аллах над любой вещью мощен?» Например, так называемый «стих меча» (Коран, сура 9:5/5), предположительно отменяет 124 стиха, которые первоначально призывали к терпимости (ср. Коран, сура 2:257/256). В Коране патетически провозглашается, что «нет принуждения в религии» (Коран, сура 2:257/256), однако в других местах он призывает мусульман: «сражайтесь с теми, кто не верует» (Коран, сура 9:29/29) и «избивайте многобожников, где их найдёте» (Коран, сура 9:5/5). Концепция nasikh противоречива тем, что в самом Коране провозглашается: «нет перемены словам Аллаха» (Коран, сура 10:65/64), а именно таковыми словами считается Коран. Ибо «[нет того, кто мог бы изменить слова (и веления) Аллаха]» (Коран, сура 6:34/34 русск. перев. «нет применяющего слова Аллаха " И всё же Коран учит доктрине отмены, аннулирования предыдущего откровения последующим.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009