В ходе общегородского крестного хода одна из процессий верующих прошла мимо здания Смольного, и Ленин мог лично наблюдать провал первой крупной антицерковной акции. Совнаркому пришлось отреагировать на события. В ночь с 21 на 22 января состоялось чрезвычайное заседание советского правительства, на котором был заслушан доклад о сложившейся в связи с крестным ходом ситуации. После дискуссии народные комиссары решили вопрос о занятии помещений Лавры пока оставить открытым, но из ленинской биохроники известно, что председатель Совнаркома вскоре указал А. Коллонтай на недопустимость самочинных, не согласованных с правительством действий и распорядился подобрать для инвалидов другие помещения. Правда, все эти упреки в адрес Коллонтай в самочинности были безосновательны. Из той же ленинской биохроники видно, что еще в конце 1917 г. в СНК ставился вопрос о передаче монастырей в ведение Наркомата государственного призрения, а 4 января 1918 г. речь шла уже непосредственно о реквизиции Александро-Невской Лавры [xxvi] . Скорее всего на Коллонтай решили возложить ответственность за неудачный исход акции. Большевистская печать также была вынуждена оправдывать действия властей и 21 июня опубликовала официальное сообщение о событиях в Александро-Невской Лавре, в котором утверждалось, что большинство монахов готовы к совместной работе с комиссарами призрения, а упорствует только один епископ Прокопий, который не сдает ни помещения, ни инвентарь. Пространно говорилось о том, что комиссара Иловайского, красногвардейца и какого-то политического эмигранта избили. При этом ни одним словом не упоминалось о том, что в Лавре были расставлены пулеметы и что убили священника только за то, что он осмелился говорить о поругании святынь. Однако замолчать это преступление оказалось невозможно, и СНК опубликовал второе сообщение - об убийстве о. Петра Скипетрова, коренным образом извратив обстоятельства дела. Лживо утверждалось что красногвардеец, окруженный толпой возбужденного народа, убил протоиерея после того, как последний ударил его посохом. Также ложно говорилось, что вскрытие тела о. Петра нельзя было произвести потому, что к лазарету явилась толпа истеричных женщин и угрозами заставила выдать им тело убитого. Врач лазарета, в который доставили тело о. Петра, Ф.А. Верховский указывал, что никакой толпы женщин не было, а прах выдали священникам и диаконам - сослуживцам покойного. Их просьбу о выдаче тела убитого удовлетворили, так как причина смерти была совершенно ясна, и вскрытия не требовалось. 22 января Лавру обследовала для выяснения обстоятельств, при которых был убит протоиерей, следственная комиссия под председательством В.Д. Бонч-Бруевича. Ей пришлось признать, что необходимости в стрельбе не было, и комиссар Иловайский несет ответственность за бездействие в момент убийства [xxvii] .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

ПРОГРАММА СЛАВЯНСКОГО МОЛОДЕЖНОГО СОЮЗА НА 2005 ГОД марта 2005 15 марта на заседании Правления Славянского Молодежного Союза Санкт-Петербурга (СМС СПб), прошедшего под председательством главы СМС СПб архимандрита Назария, наместника Александро-Невской Лавры, была принята следующая программа СМС СПб на 2005 год. 15 марта на заседании Правления Славянского Молодежного Союза Санкт-Петербурга (СМС СПб), прошедшего под председательством главы СМС СПб архимандрита Назария, наместника Александро-Невской Лавры, была принята следующая программа СМС СПб на 2005 год: - 3 апреля - проведение Александро-Невского турнира и реконструкции битвы " Ледовое побоище " на берегу Неву у Петропавловской крепости силами Военно-исторического клуба " Княжеская дружина " , Общества русского кулачного боя и приглашенного беларуского клуба рыцарей Храма; - 26-27 мая - в рамках Дней славянской письменности и культуры провести конференцию с предварительным названием " Славянский мip и молодежь " в помещениях Лавры, учебных заведений, занимающихся славянской культурой, славянского фонда БАН и консульств славянских стран; - 28-30 мая - провести весенний тур Александро-Невского фестиваля православно-патриотической авторской песни, пригласив к участию в нем представителей Беларуси, Украины и других славянских стран, закрепив за ним статус международного фестиваля; - 18-20 июля принять участие в проведении на Куликовом поле российского сбора-лагеря военно-патриотических клубов Ассоциации " Стяг; - 30 июля-10 августа - принять участие в Славянского международного молодежного фестиваля и международном соборе СМС в Витебске и Смоленске; - в середине января - провести Славянский фольклорный фестиваль " Рождество Христово " в Лавре с приглашением фольклорных ансамблей из России, Беларуси, Украины и других славянских стран. На Правлении СМС СПб также была поддержана программа Славянского международного молодежного фестиваля в Витебске в августе 2005 года: - 30 июля - заезд участников фестиваля; - 31 июля - финал Александро-Невского фестиваля православно-патриотической песни;

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=174...

Учит. в Служебн. о случаях недостаточества служащего священника). В антиминсе влагаются части мощей – святых, и таким образом, при совершении бескровной жертвы, на престоле Господь почивает на пострадавших по нём честных мученицех». 1425 К этому относятся столь же краткие, но вполне достаточные для подтверждения и доказательства изложенных мыслей об антиминсе, и подстрочные примечания, и именно одно из них относится к наименованию антиминса трапезою (стр. 8), а другое – к объяснению конца приведенной речи об антиминсе (стр. 9). 1426 Но вот эта краткая, занимающая всего лишь одну страницу, речь вырастает в целую специальную большую книгу «Об антиминсах Православной Русской Церкви». Спб. 1872 г. В большую осьмушку. Стр. 383 и с приложением 25-ти рисунков антиминсов – писанных и печатных. В этом сочинении «с подобающею ученостью, раскрывается – происхождение и древность антиминсов (стр. 1 и дал.); значение анти- минса, как жертвенника (стр. 21 и дал.); чин освящения антиминса (–30 и дал.); обстоятельства, по которым были получаемы от архиерея освященные антиминсы – подвижные (–61 и дал.), и не подвижные (–81 и дал.); хранение старых антиминсов (–100 и дал.); материя и величина антиминсов, нашивные углы на них и развертывание антиминса на литургии (–107 и дал.); рисунки на антиминсах (–229 и дал.); лица, приготовлявшие антиминсы к освящению, хранящие их по освящении и доставляющие их во храм (–260 и дал.): плата за антиминсы (–267 и дал.); сверх того, в приложении находятся: опись антиминсам, находящимся в ризнице Александро-Невской Лавры (–293 и дал.), ведомость, представленная в Святейший Синод преосвящ. Вениамином, архиепископом С.-Петербургским, в 1862 году о том, сколько в С.-Петербурге и у кого именно в партикулярных домах состоит церквей и в какое именование (–377 и дал.), ведомость о церквах, в которые разосланы были антиминсы, отпечатанные с грыдорованной доски, 1752–1754 (379 и дал.), и перечень приложенных рисунков. Надобно заметить, что антиминсы Православной Русской Церкви дотоле не были предметом особенного, именно исторического исследования, при чем главным источником для него служили дела архива Св. Синода, а важнейшим предметом для исследования – собрание антиминсов, хранящихся в ризнице Александро-Невской Лавры, которым и опись сделал первый автор (см. выше). Рисунки антиминсов скопированы (контуром) и выгравированы на камне художником А.А. Редковским. Между печатными рисунками намеренно не приложены лишь те, печатание которых началось в нынешнем столетии и еще находящиеся в «Трудах первого Московского Археологического Съезда» 1869 г. Конечно, в исследовании о. Никольского не помянуто и еще некоторых древних антиминсов. Но этого нельзя ставить в вину исследователю, который не обязан был знать все существующие по всей России антиминсы, а мог вполне удовлетвориться, для построения системы своего исследования, имевшимися у него под руками, с помощью уже весьма важных по центральному положению Св. Синода Русской Церкви данных Синодаль-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ декабря 2003 По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, дважды в год проводятся благотворительные выставки изделий прикладного искусства - Рождественская и Пасхальная. Время работы выставок с 12 до 19 часов. В субботу - до 18 часов. Продолжительность работы выставки 5-6 дней. Выставки размещаются в помещениях и галерее I-ro этажа Митрополичьего корпуса Александро-Невской Лавры. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, дважды в год проводятся благотворительные выставки изделий прикладного искусства - Рождественская и Пасхальная. Время работы выставок с 12 до 19 часов. В субботу - до 18 часов. Продолжительность работы выставки 5-6 дней. Выставки размещаются в помещениях и галерее I-ro этажа Митрополичьего корпуса Александро-Невской Лавры. Участники выставок - епархиальные отделы, воскресные школы (детские и взрослые), приходы храмов и православные творческие коллективы, в которых ведется работа по духовно-нравственному воспитанию. Целью выставок является возрождение культурных традиций православной Руси, поэтому желательно, чтобы на них были представлены не только детские рисунки и поделки, но и изготовленные прихожанами храма изделия прикладного искусства (резьба по дереву, вышивка, кружева, плетение, игрушки, рисунки и др.). Очень просим также представлять работы старинных мастеров, хранящиеся в домах как реликвии. Желательна рождественская или пасхальная тематика изделий. Экспозиция выставки включает в себя: - изделия прикладного и церковного искусства, ремесленные изделия, рукоделие, поделки, игрушки, открытки, подарки к празднику (возможна продажа некоторых изделий); - выставку рисунков в галерее 1-го этажа; - стенды-хроники ( " Наш приход " , " История храма " , " Святыни " , " Летний отдых " , " Праздники на приходе " и др.), в галерее 1-го этажа; - стенды с катехизаторской информацией в галерее 1-го этажа. На выставке планируется: - дежурство священнослужителей и учащихся СпбДАиС;

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=186...

Архив Пн Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством принял участие в учредительном круге Северо-Западного войскового казачьего общества 25 декабря 2023 г. 12:40 23 декабря 2023 года в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре в г. Санкт-Петербурге состоялся учредительный круг Северо-Западного войскового казачьего общества. Его участники обсудили вопросы создания Северо-Западного войскового казачьего общества, принятия его устава, формирования органов управления. На круг прибыли 64 делегата от четырех окружных (отдельских) казачьих обществ Северо-Западного региона Российской Федерации — окружных казачьих обществ «Балтийский отдельный казачий округ — Балтийский казачий союз Калининградской области», «Казачий округ Санкт-Петербурга» и Вологодского окружного казачьего общества, а также отдельского казачьего общества «Областной отдел» (Ленинградская область). Перед кругом был совершен молебен. Богослужение возглавил наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Вениамин . По окончании молебна была совершена заупокойная лития на могиле генералиссимуса А.В. Суворова. Богослужение возглавил ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерей Тимофей Чайкин . Приветствие участникам круга направил председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества, помощник Президента РФ Дмитрий Миронов. «Сплочение казаков, их консолидация для защиты Родины является целью государственной политики. И сегодняшний учредительный круг прямое тому подтверждение», — отмечается в тексте документа. Дмитрий Миронов выразил надежду, что это событие даст новый импульс развитию казачества в северо-западных регионах: «Надеюсь, учредительный круг даст новый импульс развитию казачества в Северо-Западном регионе, а войсковое казачье общество станет значимым слагаемым национальной безопасности, послужит делу победы над неонацизмом». Также было оглашено приветствие председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла . «Отрадно свидетельствовать сегодня историческое событие, нацеленное на укрепление западных рубежей нашего Отечества. Перед каждым из вас, вне зависимости от возраста, пола и занимаемой должности, будет стоять крайне важная и ответственная задача — быть опорой для государства, защитниками для народа, примером для подрастающего поколения и, самое главное, настоящими христианами. Ведь сегодня все общество смотрит на вас, казаков, с надеждой, видя в казачестве последний оплот традиционных духовно-нравственных ценностей, и силу, которая реально может противостоять врагам нашего государства», — подчеркнул архиерей.

http://patriarchia.ru/db/text/6087171.ht...

Вышла в свет книга «Преодоление созависимости» мая 2008 По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в издательстве «Приход» (г. Москва) вышла в свет книга «Преодоление созависимости». Авторы книги – руководитель Школы трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре психолог Владимир Анатольевич Цыганков и заместитель руководителя Школы трезвения врач-фитотерапевт Владимир Николаевич Вишнев. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в издательстве " Приход " (г. Москва) вышла в свет книга " Преодоление созависимости " . Авторы книги - руководитель Школы трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре психолог Владимир Анатольевич Цыганков и заместитель руководителя Школы трезвения врач-фитотерапевт Владимир Николаевич Вишнев. Книга отпечатана в типографии Патриаршего издательско-полиграфического центра (г. Сергиев Посад). Содержание издания построено на основе научных медицинских и психологических знаний, а также личного многолетнего опыта авторов в оказании помощи людям, живущим с алкоголезависимым человеком. Скандалы, конфликты, эмоциональная отчужденность, взаимные обвинения, отказ от исполнения своих ролей в семье, невозможность строить перспективные планы - эти и подобные им события катастрофически влияют на жизнеспособность семьи пьющего человека. Она находится в состоянии кризиса, противоречия в ней обостряются, нарастает неустойчивость семейной системы. Созависимый член семьи (обычно это женщина - жена, мать, дочь) обнаруживает следующие проявления семейного кризиса: - чувство дискомфорта, повышенная тревожность; - неэффективность старых способов взаимодействия с пьющим членом семьи; - резкое снижение уровня удовлетворенности внутрисемейными взаимоотношениями; - ощущение безысходности и тщетности усилий, предпринимаемых с целью изменить ситуацию; - неспособность обнаружить новые, конструктивные выходы из созависимых отношений; - надежда на чудесное исцеление алкоголезависимого члена семьи, никак не связанное с собственными изменениями;

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=191...

Открывается цикл семинаров по возрастной психологии декабря 2008 С 27 января в Митрополичьем корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в рамках программы «Православная школа психологии и медицины» начнется цикл семинаров по возрастной психологии. С 27 января в Митрополичьем корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в рамках программы " Православная школа психологии и медицины " начнется цикл семинаров по возрастной психологии. Семинары проводит психолог Владимир Анатольевич Цыганков, руководитель петербургских Школ трезвения, заместитель председателя Общества православных психологов Санкт-Петербурга. Возрастная психология - раздел психологии, в которой изучаются феномены и закономерности психического развития, особенности перехода от одного периода психического развития к другому на протяжении всей жизни человека - от рождения до смерти. Содержание возрастной психологии обусловлено тем, что она имеет дело с особой единицей анализа - возрастом или периодом развития. Физическое, душевное и духовное развитие человека имеет свои циклы и этапы. В возрастной анатомии и физиологии выделяют периоды интенсивного физического роста. Свою логику и цикличность развития имеет душевная (психическая) жизнь человека. Духовная жизнь человека также имеет внутреннюю логику. Очень много для развития возрастной психологии дает обращение к православному учению о спасении, к святоотеческому наследию, к аскетическому опыту христианских подвижников. Наиболее всеохватное определение человека представляет христианская антропология - традиционное учение Церкви о природе и сущности человека. Христианская антропология неразрывно связана с христианской антропогонией - учением о происхождении человека - и христианской сотериологией - учением о конечной цели его бытия. На цикле семинаров будут рассмотрены особенности возрастного развития человека по периодам:     - младенчество (от рождения до 1 года);     - раннее детство (от 1 года до 3 лет);     - дошкольное детство (от 3 до 6-7 лет);     - младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет);

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=195...

Прошел семинар-тренинг «Стили родительского воспитания» февраля 2008 19 февраля Митрополичьем корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в рамках программы «Православная Школа Психологии» состоялся семинар-тренинг «Стили родительского воспитания». Семинар провел руководитель данной программы психолог Владимир Анатольевич Цыганков. 19 февраля Митрополичьем корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в рамках программы " Православная Школа Психологии " состоялся семинар-тренинг " Стили родительского воспитания " . Семинар провел руководитель данной программы психолог Владимир Анатольевич Цыганков. Стили родительского воспитания - это способы взаимодействия между родителями и детьми. Такое взаимодействие является первым опытом ребенка в познании окружающего мира. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми. На семинаре обсуждались следующие стили родительского воспитания: Авторитетный Отношения между родителями и детьми строятся на искренней, безусловной любви, уважении и доверии. Дети воспитываются в послушании родителям и дисциплине. Мама и папа - авторитет для детей, они являются теми людьми, на кого ребенок всегда может опереться, положиться, на кого будет равняться. Детьми авторитет родителей принимается как их несомненное достоинство. Родители открыты для эмоционального общения, обсуждения с детьми различных вопросов, в том числе установленных правил поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах, учитывают возрастные особенности детей, черты их характера, темперамент. Детей не ругают, не борются с их отрицательными качествами, а взращивают противоположные - положительные. Сынам и дочерям делегируют ответственность, поддерживают их самостоятельность и нередко хвалят. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, естественное расширение прав ребенка гармонично сочетают с увеличением его обязанностей. На примере собственных родителей ребенок с детства усваивает модели поведения, связанные с полом. Не на словах, а на деле убеждается в том, что в мужчине ценятся стойкость, мужество, выносливость, а в женщине - нежность, чуткость, душевная теплота.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=192...

Врачи петербургских Школ трезвения продолжают проводить лекции в Москве марта 2008 29 марта на ВВЦ в Москве, в рамках регулярного цикла лекций-бесед «Здоровье православному человеку» состоялась очередная лекция врача-фитотерапевта, руководителя медицинских программ Школы трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре Вишнева Владимира Николаевича. В лекции принимал участие преподаватель Школы трезвения, врач-кардиолог Петр Витальевич Куранов. 29 марта на ВВЦ в Москве, в рамках регулярного цикла лекций-бесед " Здоровье православному человеку " состоялась очередная лекция врача-фитотерапевта, руководителя медицинских программ Школы трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре Вишнева Владимира Николаевича. В лекции принимал участие преподаватель Школы трезвения, врач-кардиолог Петр Витальевич Куранов. На лекции врача П.В. Куранова речь шла о болях в области сердца и о неотложной помощи. Петр Витальевич рассказал, какие современные лекарственные препараты целесообразно иметь в своей домашней аптечке людям, возраст которых перевалил за 60-70 лет, чтобы избежать серьезных заболеваний сердца - стенокардии и острого инфаркта миокарда. После своей лекции Петр Витальевич провел ряд консультаций кардиологических больных. Многим снял ЭКГ с ее расшифровкой и порекомендовал как лекарственные препараты, так и сердечно-сосудистые лекарственные растения. Доктор Владимир Николаевич Вишнев, подробно рассказал о лекарственных растениях, которые используются в медицине при комплексном лечении атеросклероза. Речь шла о диоскореи и о способах ее применения; о якорцах стелящихся - о том, где это растение растет, как его собрать и использовать; о барвинке - о возможности его выращивания на своем дачном участке. Владимир Николаевич напомнил, что существуют антисклеротические фитопрепраты, приготовленные на основе отечественных лекарственных растений, которые оказывают выраженное антисклеротическое действие, например, " Склеровиш " . Его рекомендуют в виде капель: по 10 капель утром и днем длительными курсами.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=192...

Закрыть itemscope itemtype="" > Борьба за церковнославянский язык В ходе VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры» прошел круглый стол «Церковнославянский язык: вчера, сегодня, завтра» 26.05.2012 934 Время на чтение 5 минут В четверг, 24 мая, в рамках VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры» прошел круглый стол «Церковнославянский язык: вчера, сегодня, завтра» , сообщает наш корреспондент. Ведущий круглого стола кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И.Мечникова Сергей Наумов отметил, что церковнославянский язык стал одной из основных тем конференции. Целью круглого стола, по его словам, является пробуждение интереса к церковнославянскому языку. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры катехизации и религиозного образования, заведующий Методкабинетом, эксперт (МЦКО) Российского православного университета Елена Макарова в своем выступлении заявила, что спасти русскую речь может только изучение церковнославянского языка (ЦСЯ), именно поэтому необходимо возвратить ЦСЯ в школу. Эксперт напомнила, что до 1917 года ЦСЯ был основой всей русской системы образования. В дореволюционное время ЦСЯ не отделялся от русского языка. По ее словам, ЦСЯ является высоким стилем русского языка. В советское время ЦСЯ не преподается. Начиная с 90-х годов XX века, возобновляется его преподавание в православных гимназиях наряду с Законом Божиим. Однако православные гимназии - это, по ее меткому выражению, «капля в море» системы российской системы образования. За последние 10 лет было издано более 50 новых учебных пособий по церковнославянскому языку, не включая репринтные издания. До революции было издано несколько сотен учебных пособий по ЦСЯ. Елена Макарова отметила, что на сегодняшний день можно по пальцам пересчитать специалистов по ЦСЯ. По словам эксперта, сегодня основной задачей является вхождение ЦСЯ в массовую школу. Поскольку введение ЦСЯ как отдельного учебного предмета маловероятно, поэтому необходимо продумать методы внедрения ЦСЯ в школе. Елена Макарова считает, что ЦСЯ можно ввести в школу через межпредметные связи, с помощью включения элементов ЦСЯ в те учебные предметы, которые соприкасаются с церковнославянским языком. Элементы ЦСЯ можно преподавать в рамках таких предметов, как русский язык и литература, история, музыка, математика и география. Эксперт призналась, что при попытках ввести ЦСЯ в школу приходится подстраиваться под существующую систему образования. В связи с введением предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) необходимо продумать возможности преподавания ЦСЯ в рамках Основ православной культуры (ОПК). Например, ЦСЯ можно преподавать при разборе молитвы «Отче наш» в рамках ОПК.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/05/26/bo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010