Что касается последнего, то автор отмечает только крупнейшие факты жизни Лавры в управление того или другого петербургского митрополита: построение или расширение той или иной церкви, роспись ее, а также смены наместников. Таким образом, былое Лавры в этом периоде изображено далеко не со всех сторон. Если судить по этим очеркам, то можно подумать, напр., что вся жизнь Невской Лавры за длинный период управления ею м. Исидора (1860–1892) свелась к смене девяти наместников и к постройке и перестройке нескольких церквей. Автор, характеризуя IV период, предупредил нас, что он может быть беднее предыдущих по своему содержанию, потому что в XIX в. «все главнейшие стороны деятельности Александро-Невской Лавры, получив самостоятельную организацию, выросли, окрепли и, по естественному порядку жизни, обособились. Церковно-административная деятельность отошла к консистории. Школьное обучение сложилось в самостоятельную цепь духовно-учебных заведений. Церковно-назидательное издательство перешло в руки высших органов церковного управления и духовной науки. Образовались самостоятельные установления флотского и заграничного духовенства. И Александро-Невская обитель, как прародительница, оставалась среди выросших своих чад, ею вскормленных, предоставив каждому из них соответственное поле деятельности и сама сосредоточившись на молитве и благотворении» (814). Нельзя, понятно, спорить против того, что жизнь Невской Лавры в XIX ст. сделалась скуднее и беднее содержанием по сравнению с XVIII ст., но едва ли можно согласиться, что вся она свелась к молитве и благотворению. Если просветительная, напр., деятельность отошла от Лавры, то не совсем исчезла: сохранились некоторые отношения ее к духовным школам петербургским, в которых существуют лаврские стипендии. Нельзя миновать и такой факт, как существование в стенах Лавры комитета духовной цензуры. Но об этих и подобных проявлениях просветительной деятельности Лавры в XIX ст,.равно и о других сторонах ее жизни, хотелось бы читать систематические очерки, подобно сделанным в изложении первых трех периодов, не разыскивая сведений по интересующим вопросам по всем главам IV периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

В Александро-Невской лавре прошел семинар «Принципы выздоровления от созависимости в семье пьющего человека» июня 2009 В.А. Цыганков обратил внимание участников семинара: «Выздоровление от созависимости в семье пьющего человека – это процесс, отдельные шаги которого можно предсказать. Очередность этих шагов, несомненно, будет разной для каждого человека. Однако, вероятнее всего, каждому в той или иной степени может помочь следующие принципы выздоровления 9 июня в Школе трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре прошел семинар " Принципы выздоровления от созависимости в семье пьющего человека " . Вел семинар психолог, доктор философии Владимир Анатольевич Цыганков. В.А. Цыганков обратил внимание участников семинара: " Выздоровление от созависимости в семье пьющего человека - это процесс, отдельные шаги которого можно предсказать. Очередность этих шагов, несомненно, будет разной для каждого человека. Однако, вероятнее всего, каждому в той или иной степени может помочь следующие принципы выздоровления от созависимости, проверенные опытом, жизнью многих выздоравливающих людей. Вот что следует сделать: 1. Осознать созависимые модели. И для начала нужно понять две простые истины: - как правило, созависимостью болеют все члены семьи пьющего человека; - в основе разнообразных симптомов созависимости лежат одни и те же психологические и духовные причины, и они сами по себе не исчезают. 2. Найти себе квалифицированную помощь и поддержку. Она нужна потому что: - от нездоровой созависимости, которая обычно уходит корнями в детство и глубины духовного устроения, трудно избавиться самостоятельно; - непросто также отказаться от типичных ошибок в созависимых отношениях и выстроить здоровые отношения. 3. То, что алкоголезависимый человек может сделать сам, он должен делать сам. Не решайте ЗА НЕГО его проблемы. Потому что: - делая вместо пьющего члена семьи то, что он не только может, но и должен исполнить сам, вы отнимаете у него возможность личностно роста, способствуете, чтобы человек оставался в нездоровом, инфантильном состоянии;

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=196...

В Александро-Невской лавре реставрируют подпорную стену июля 2020 Реставрация 200-метровой восточной стены Александро-Невской лавры , которая отделяет монастырский двор от Никольского кладбища, близка к завершению. Этой теме был посвящен пресс-тур, прошедший 15 июля. Как объяснил председатель КГИОПа Сергей Макаров, за время своего существования подпорная стена пришла в плачевное состояние. Из-за постоянного намокания фундамента и стен кирпичная кладка сильно пострадала, а сама стена почти " легла " на территорию кладбища. Работы начались в прошлом году. Проводится реставрация кирпичной кладки и штукатурной отделки стены, ограды, центрального и южного входов с восстановлением утраченных элементов декоративного оформления, крылец, кованых решеток и ворот. Главный архитектор компании-подрядчика " Стройтехуслуги " Ирина Воинова рассказала, что причиной разрушения кирпича могло быть изменение технологии строительства в XIX веке: с этого времени при работах с кирпичом начали использовать цемент вместо известковых растворов, поэтому кирпичная кладка стала медленнее высыхать. Другой причиной плохого состояния стены стало то, что в советское время на территории монастыря располагались гаражи. Они вплотную примыкали к стене, вода с них попадала на ограду, в зависимости от погоды то замерзая, то оттаивая, что не могло не способствовать разрушению кладки. В процессе реставрации произведено понижение уровня земли со стороны Никольского кладбища, выполнены противоаварийные работы, расчищен испорченный кирпич, произведены работы по гидроизоляции, восстановлена лицевая кирпичная кладка. В настоящий момент ведутся работы по реставрации центрального крыльца. Интересной находкой стало открытие подлинных лестниц, ведущих в подвалы по обеим сторонам от него. В советский период они были изменены. Под центральным крыльцом располагаются подземные коллекторы, изначально отводившие воду с территории вокруг Троицкого собора. При разборке пришедших в негодность бетонных конструкций советского периода были найдены ступени из путиловского известняка (природный камень серо-зеленого цвета с вкраплениями желтых и розовых оттенков, добывается в Путиловском карьере близ Санкт-Петербурга) и кирпичная конструкция основания спусков. Все сохранилось в достаточно хорошем состоянии с возможностью восстановления.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Управление другой, Алавердской, епархией поручено Сигнахскому митрополиту Иоанну Бодбелю. Прочие 11 грузинских епархий вошли в состав вновь учреждённых Мцхецкой и Алавердской епархий, а управлявшие ими митрополиты и епископы уволены с пожизненными пенсиями. Прибывший с католикосом, кандидат архиерейства, нетерпеливо дожидался вознаграждения за свои труды, но оно ещё было отсрочено. 8 Июля, по докладу князем Голицыным ходатайства католикоса, состоялось Высочайшее повеление «сообщить католикосу, что ныне в Грузии нет праздных епархий, а ежели архимандрит Досифей выучится по-русски, – как известно, что он уже сим занимается – то тогда можно посвятить в епископы, оставив здесь, дабы с пользой мог быть употреблен со временем на службу в Святейшем Синоде по делам Грузинского духовенства». Вместе с тем Высочайше повелено поместить его жительством в Александро-Невской Лавре и производить ему в пенсион по 2 тысячи рублей ассигнациями ежегодно. Досифей счёл себя обиженным этими распоряжениями и заявил, что назначенный ему пенсион недостаточен и не соответствует должностям им занимаемым; между тем и управляющий Грузией маркиз Ф.О. Паулуччи уверял его, что ему будет определён пенсион, по крайней мере, в 6 тысяч рублей. Князь Голицын доложил об этой претензии 2 Сентября Государю и получил повеление объявить Досифею, что «ежели он не может здесь сим пенсионом жить, то может возвратиться в Грузию». – Это было ещё до отъезда католикоса. С.-Петербургский митрополит Амвросий, по Высочайшему повелению, дал Досифею помещение в Невской Лавре, но, не зная, зачем этот архимандрит прислан к нему, месяца через два обратился к князю Голицыну с запросом: какое Государь Император соизволил сделать ему предназначение? Князь Голицын разъяснил ему обстоятельства дела и в заключение сообщил, что если Досифей приобрёл достаточное сведение в русском языке, то от митрополита зависит войти о нём с представлением в Святейший Синод. Амвросий немедленно сделал представление, и 31 Декабря 1811 г. состоялось Высочайшее повеление о посвящении Досифея в епископа с тем, чтобы он именовался епископом Горийским, викарием Грузинским, но пребывание имел здесь в Александро-Невской Лавре и службу Божию отправлял в С.-Петербургской епархии с согласия митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Мансикка В. Житие Александра Невского. Разбор редакций и текст. СПб., 1913. 137 с. Маркс К. Разоблачения дипломатической истории XVIII века. URL: http://scepsis.net/library/id_878.html Матузова В.И., Назарова Е.Л. Крестоносцы и Русь, конец XII в. –1270 г.: Тексты. Перевод. Комментарий. М.: Индрик, 2002. 447 с. Махнач В.Л. Основание Сарайской (Крутицкой) епархии: забытые причины//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. 1999. 11. С. 124–128. Мэн Дж. Чингисхан. Жизнь, смерть и воскрешение М.: Эксмо, 2006. 416 с. Назарова Е.Л. Крестовый поход на Русь 1240 г. (Организация и планы)//Восточная Европа в исторической перспективе. М.: Языки славянской культуры, 1999. 324 с. Назарова Е.Л. Псков и Ливония в 40-е – 90-е годы XIII в.//Civimas et castrum ad Mare Balticum. Baltijas arheoloijas un vstures problmas dzelzs laikmeta un viduslaikos. Рига, 2002. С. 591–609. Най Дж. Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике. М.: Тренд, 2006. 397 с. Нарочницкая Н.А. Великие войны ХХ столетия. Ревизия и правда истории. М.: Вече, 2010. 352 с. «Невская битва 1240 г. вполне могла быть, но о ней рассказывает единственный источник». Интервью с И. Н. Данилевским//Историческая экспертиза. 4 (13). 2017. С. 324–329. Несин М.А., Фомичёв М.В. О некоторых дискуссионных вопросах и мифах, относящихся к Невской битве 1240 года (К 780-летию Невской битвы)//Novogradia. 2020. 1 (5). С. 71–131. Нестеренко А.Н. Мифологемы Невской битвы//Гуманитарный вестник (МГТУ им. Н.Э. Баумана): Электронный журнал. 2016. 4 (42). URL:http://hmbul.ru/articles/356/356.pdf Никита Хониат. История. Царствование Исаака Ангела. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/Xoniat/2_1.htm Никитин А.Б. Христианство в Центральной Азии (древность и средневековье)//Восточный Туркестан и Средняя Азия. История. Культура. Связи. М., 1984. С. 121–137. Никитин А.Н. Центрально-Европейские походы в освещении монгольских источников эпохи Угэдэй-каана (1228/29–1241) и Гуюка Далай-хана (1246–1248)//Источниковедческая компаративистика и историческое построение. М., 2003. С. 239–241.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Школа реставрации ИКОМОС открылась в Александро-Невской лавре 23 июля 2019 г. 17:21 22 июля 2019 года в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге открылась Международная школа ИКОМОС (ICOMOS — International Council of Monuments and Sites) для молодежи, интересующейся сохранением историко-культурного наследия. Участники — петербургские студенты и волонтеры Эрмитажа. От имени наместника монастыря епископа Кронштадтского Назария гостей приветствовал его помощник по реставрации Алексей Одинцов. «Сохранение культурного наследия — процесс, который невозможно закончить, его можно только приостановить, — отметил он. — Но в бесконечности этого процесса мы прежде всего должны отдавать себе отчет в том, что делаем, зачем и для кого. Главное, чтобы пользователи культурных объектов понимали, чем обладают. Лавра — памятник, вернувший себе изначальное предназначение и сохраняющийся в этом состоянии». Заместитель председателя петербургского Совета ИКОМОС Елизавета Алехина рассказала, что международный совет был создан в 1965 году, через год после принятия Венецианской хартии — основного документа по охране культурного наследия. В советский период под эгидой Министерства культуры существовал российский ИКОМОС, затем был создан национальный комитет этой организации. Петербургское отделение появилось в 2010 году. Начальник сектора сохранения исторической среды КГИОП Виктория Пушкина рассказала об истории включения северной столицы России в перечень объектов культурного наследия ЮНЕСКО — этому событию в 2020 году исполнится 30 лет. Председатель Союза реставраторов Санкт-Петербурга, руководитель компании «АжиоПроект» Нина Шангина выразила уверенность, что из среды участников школы вырастут профессионалы. По ее словам, охрана памятников — это признак цивилизованного мира. Состоялись мастер-классы по реставрации известняково-путиловской плиты и макетированию. Международная школа ИКОМОС будет работать до 27 июля при поддержке фирм «Ажио» и «Рунит», а также службы волонтеров Эрмитажа. Основные площадки проекта — Александро-Невская лавра и Шуваловский парк. В мастер-классах, дискуссиях и практических занятиях примут участие волонтеры международного лагеря под эгидой ЮНЕСКО, который одновременно работает в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Александро-Невской лавре состоялся семинар «Зрелая и проблемная семья» декабря 2009 Семинар был построен на основе книги Вирджинии Сатир «Как строить себя и свою семью», которая впервые увидела свет в 1972 году в США и с этого времени обрела заслуженное признание. 7 декабря в Митрополичьем корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в рамках программы " Православная школа психологии и медицины " прошел семинар " Зрелая и проблемная семья " . Вел  семинар - психолог, доктор философии Владимир Анатольевич Цыганков. Семинар был построен на основе книги Вирджинии Сатир " Как строить себя и свою семью " , которая впервые увидела свет в 1972 году в США и с этого времени обрела заслуженное признание как прекрасное пособие, позволяющее разрешить множество загадок семейного общения. Книга В. Сатир была издана на 12 языках и даже набрана шрифтом Брайля, чтобы люди, лишенные зрения, могли ее прочитать. Вирджиния Сатир была блистательным популяризатором семейной психотерапии. Она верила, что очень многое люди могут изменить к лучшему. Свою профессиональную задачу она видела в том, чтобы показать те направления, по которым желающие смогут пойти в своей работе по самосовершенствованию. Как образно пишет В. Сатир, семейная жизнь напоминает айсберг. Большинство людей видит лишь его малую надводную часть и обманывает себя, думая, что видит его целиком. Некоторые догадываются, что айсберг - несколько больше, но не знают, что же именно представляет собой его невидимая часть. Не зная всех тонкостей семейной жизни, можно направить ее опасным курсом. Подобно движениям опытного моряка, который должен учитывать форму и размеры скрытой части айсберга для того, чтобы корабль спокойно прошел по намеченному курсу, жизнь семьи зависит от того, насколько она понимает, осознает и учитывает чувства, потребности, намерения, побуждения и мысли каждого своего члена, а они нередко скрыты именно в подводной части, заслонены от нас повседневными событиями, привычными словами, действиями и поступками.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=197...

В Александро-Невской лавре состоялась встреча православной общественности с врачом Н.А. Малаховой ноября 2009 Доктор Н.А. Малахова отметила: «Современная медицина достигла значительных результатов в лечении острых болезней и хирургических состояний. Одновременно с этим некоторые обстоятельства общественной, хозяйственной, деловой и частной жизни людей приводят к ухудшению здоровья населения. 18 ноября в Митрополичьем корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в рамках вечернего цикла лекций православных врачей под названием " Здоровье православному человеку " по программе " Православная школа психологии и медицины " состоялась встреча православной общественности с врачом Наталией Алексеевной Малаховой. Доктор Н.А. Малахова отметила: " Современная медицина достигла значительных результатов в лечении острых болезней и хирургических состояний. Одновременно с этим некоторые обстоятельства общественной, хозяйственной, деловой и частной жизни людей приводят к ухудшению здоровья населения. Медицина во многом является отражением этих особенностей современной жизни. Люди не только в России, но и во всем мире привычно сваливают ответственность за свою жизнь и здоровье на специалистов, общество или государство. Например, пытаются объяснить распространение алкоголизма исключительно общественными, социальными явлениями в нашей стране. На мой взгляд, это чрезвычайно пагубная позиция. Человек  сам выбирает, как жить, во что верить, приносить или не приносить радость другим людям, развиваться или не развиваться как личность и т. д. Считаю очень важным познакомить людей с гомеопатией. Это метод, сложный для врача, но вполне доступный по стоимости для пациентов, так как лекарства почти бесплатны по сравнению с фармпрепаратами. Кроме того, при использовании гомеопатических препаратов исключается какое-либо токсическое действие химических веществ на организм. И даже, более того, рекомендую читать доступные книжки по гомеопатии, так как на бытовом уровне, в случае травм, простуд, острых аллергических состояний гомеопатические лекарства могут быть применены по простым схемам.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=197...

По благословению митрополита в том же зале в среду 17 января состоялось второе подобное собрание, но в значительно более широком составе. Оно было открыто рассказом самого владыки о визите к нему чиновника комиссариата призрения М.С. Иловайского. Посланец A.M. Коллонтай без обиняков заявил, что «с сегодняшнего дня лавра переходит в ведение народа. Для жительства митрополиту отводится меньшее помещение. «Я, – говорит митрополит, – сказал, что если мне прикажут оставить лавру, то готов с посохом в руках оставить ее. Надеюсь, верующие люди приютят меня». Митрополит обратился к собравшимся с вопросом, как ему поступить: оставить занимаемые им покои или нет. «Раздается гром голосов: «Не оставляй, владыко, помещения, которое дано тебе народом. Мы не допустим, чтобы наш избранник скитался, как нищий!» " 660 . Более того, собрание вынесло постановление: «Признавая настоящее положение Петроградского Митрополита в Александро-Невской Лавре, в качестве стороннего и даже зависимого лица, не соответствующим ни достоинству первого выборного митрополита, ни интересам самой епархии, возбудить ходатайство через особую депутацию пред Его Святейшеством Патриархом Всероссийским или даже пред Священным Всероссийским Собором о возвращении Александро-Невской Лавры из ведения Синода в ведение Петроградского Митрополита и епархии» 661 . Столь же единогласно было принято предложение настоятеля Казанского собора протоиерея Философа Орнатского не ограничиться посещением воскресной службы в храмах Александро-Невской Лавры, а устроить в нее 21 января крестные ходы из всех городских церквей. На 19 января митрополит Вениамин включил в свой рабочий график встречу в 3 часа дня с протоиереями Скорбященской церкви «на Стеклянном» – ее настоятелем о. Петром Скипетровым и о. Владимиром Покровским. Однако в тот самый день Лавра стала эпицентром событий, которые всколыхнули весь церковный Петроград. Несмотря на массовые резолюции протеста со стороны верующих, «народные комиссары» вновь направили вооруженные силы на захват обители. На сей раз отряд матросов и красногвардейцев был «придан» вышеупомянутому комиссару-экспроприатору М.С. Иловайскому. Около часа дня тот явился прямиком к владыке Вениамину и по-хозяйски потребовал «очистить митрополичьи покои». «В ответ на это митрополит заявил, что он может протестовать против посягательств на право православной церкви только христианскими мерами. Во всяком случае он, будучи избран на митрополичью кафедру, считает долгом охранять лаврское имущество, которое принадлежит обществу православных людей, являющихся живыми членами церкви. Если нужны для благотворительных целей лаврские помещения, то это не является достаточным основанием для реквизиции всего лаврского имущества. Иловайский в ответ повторил свое требование и заявил, что, если оно не будет выполнено, он вынужден будет применить силу» 662 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Александро-Невской лавре прошел семинар «Созависимость при алкоголизме. Что это такое?» июня 2009 Приставка «со» в слове «созависимость» означает «зависимость вместе с кем-то». Когда близкий вам человек зависим от алкоголя, наркотиков, азартных игр и тому подобных средств, изменяющих сознание, вы начинаете испытывать зависимость от него самого, становитесь созависимым человеком. 10 июня в Школе трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре прошел семинар " Созависимость при алкоголизме. Что это такое? " Вел семинар психолог, доктор философии Владимир Анатольевич Цыганков. В.А. Цыганков обратил внимание участников семинара: " Слово " зависимость " мы слышим часто: наркотическая зависимость, алкогольная, табачная, игровая, телевизионная и так далее. А что называется созависимостью? О том в православной среде известно пока еще не многим. Это обстоятельство было бы не столь важно, чтобы на него указывать, если бы… Если бы практически в каждой современной российской семье кто-то не страдал от таких опасных заболеваний, как наркомания, алкоголизм, игромания и прочих патологических зависимостей (или не имел реальную опасность ими заразиться). Приставка " со " в слове " созависимость " означает " зависимость вместе с кем-то " . Когда близкий вам человек зависим от алкоголя, наркотиков, азартных игр и тому подобных средств, изменяющих сознание, вы начинаете испытывать зависимость от него самого, становитесь созависимым человеком. Исследования говорят о том, что у созависимых людей развиваются специфические болезненные состояния на всех уровнях личности - физическом, психическом и духовном. Созависимость при алкоголизме можно представить так: алкоголь - зависимый от него человек - созависимый от пьющего человека близкий другой человек Скандалы, конфликты, эмоциональная отчужденность, взаимные обвинения, отказ от исполнения своих ролей в семье, невозможность строить перспективные планы - эти и подобные им события катастрофически влияют на жизнеспособность семьи с созависимыми отношениями. Семья, находящаяся в состоянии кризиса, отличается тем, что противоречия в ней обостряются, нарастает неустойчивость семейной системы.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=196...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010