3) Но в отношении к клирикам судебная власть епископа должна быть понята иначе, именно: он подвергал их взысканиям, которые не имели значения и силы наказаний, налагаемых по суду, и судебная власть епископа не имела значения и силы формального суда (вторая 4) Судебная власть епископа не имела характера неподвижности и неизменности, но судные, а равно и административные права епископа могут и расширяться, и суживаться и даже совершенно терять свое действие (т. е. возможно и уничтожение епископства в Православной церкви?), как и отменены бывшие прежде хорепископы. Творчество каждой Церкви в развитии своих административных и судебных установлений всегда должно казаться законным и уместным (пер вая 5) Замена власти епископа пресвитерскою и в частности передача епископами некоторых своих прав пресвитерам, составляют обыкновенные явления в церковной практике, требуются существом церк. устройства и усматриваются в практике древней Церкви, когда епископы не являлись сами на соборы, производившие суд, а посылали вместо себя уполномоченных и в практике Русской церкви, в которой некоторые иерархи иногда имели наместников из лиц пресвитерского сана, производивших и судные дела (третья Составитель записки, собирая свои доводы из разных мест, из газет и журналов, очевидно, надеялся, что вернее убедитъ и в согласии комитетских предположений с канонами и в возможности не стесняться канонами, а руководствоваться теориею творчества. Само собою разумеется, что когда кто задается столь противоположными целями и задачами, недостигнет ни которой. Составитель записки достиг не этих двух, а третьей цели, которой может быть и желал – его записка оказывается не объяснительною, а затемнительною. Этой цели он достигает с успехом, смешав вместе три разнородные и взаимно противоположные теории: более этого затемнить истину и прямые, ясные указания правил и других церковных источников невозможно. Как невозможно действовать в одно и то же время тремя разными орудиями без вреда для самого себя и без выгоды для противника, то вследствие этого закона и составитель объяснительных записок дал противному мнению весьма чувствительные и значительные выгоды к собственному вреду.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Из сих узаконений явствует, что благочинные призваны к ближайшему участию в благоустройстве церковных школ и не только не имеют законных оснований уклоняться от участия в сем важном деле, Монаршим доверием возложенном на приходское духовенство, состоящее под их ближайшим руководством, но по долгу службы обязаны всемерно споспешествовать делу развития и упрочения церковных школ в их кругах. 2) Будучи самостоятельными в круге дел церковно-административных, благочинные должны быть ближайшими сотрудниками уездных наблюдателей церковных школ в наблюдении за народным образованием в своих округах, оказывая наблюдателям всякое законное содействие в исполнении возложенных на них обязанностей. 3) При обозрении церквей своего округа, благочинный должен обозревать и церковно-приходские школы и школы грамоты, обращая внимание на все условия существования школы, а о результатах обозрения доносить уездному отделению епархиальнаго училищного совета. 4) Пользуясь своим влиянием среди местного населения, благочинный должен располагать сельские общества и частных лиц к пожертвованию на церковно-приходские школы, а церковных старост и церковные причты – к увеличению обязательных взносов от церквей в пользу сих школ. 5) В тех случаях, когда церковные причты, или церковные старосты, не обнаруживают должного усердия к делу начального народного образования в духе православной Церкви и к исполнению распоряжений уездного наблюдателя по устройству и содержанию церковных школ, благочинный, как ближайший начальник заведующих школами и законоучителей, диаконов и церковных старост, может делать им внушения, а лиц, заявивших свое усердие и ревность к благоустройству школ, поощрять представлением к наградам. 6) Благочинный должен располагать подведомое духовенство к развитию существующих церковно-приходских попечительств и к открытию новых, разъясняя при этом, что содействие народному образованию в духе православной Церкви должно составлять одну из существенных задач сих попечительств. 7) Благочинные обязаны оказывать содействие уездному наблюдателю в собирании статистических сведений о приходах и причтах, а также, в случае надобности, в сообщении подведомому духовенству распоряжений епархиального училищного совета, епархиального наблюдателя и уездных отделений.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

2) Учение секты воспитывает в последователях ее, «в коренных русских людях, отказавшихся от Христа, христианства и своей национальности», враждебное отношение к православной вере, вместе с тем и к общественному строю русской жизни, так что жидовствующие не считают себя подданными русского Царя, а пленниками России, и ежедневно молятся о скорейшем избавлении их от русского ига и водворении в земле обетованной. Все чаяния жидовствующих прикованы к земным благам, к наживе. 3) В своем семейном и общинном быту жидовствующие совершенно утрачивают исконные черты русской народности и самобытности, перевоспитываясь до полного сходства с евреями, от которых усвоили не только внешние формы жизни, но и внутренние, вредные в общественном отношении, качества семитической расы. 4) Учение секты жидовствующих, проповедуя потворствующее чувственности многоженство, допускает и легкие разводы, что вредно отражается на семейном устройстве и на судьбе детей. 5) Независимо от вышеизложенного, секта жидовствующих склонна к прозелитизму (распространению), и последователи ее не перестают проявляться, как между православными, так и между другими сектами, например, молоканами и штундистами. Указывая на мнимую вечность Закона Моисеева и на успех в промышленности и наживе еврейской нации, жидовствующие легко совращают в свою секту простых людей. Наоборот, случаи возвращения из упомянутой секты, совершенно порвавшей связь с православием и народностью, и живущей своею замкнутой кагальной жизнью, не часты: миссионерская же борьба с этим лжеучением весьма затруднительна. Значительное число жидовствующих проживает в Астраханской губернии (в Царевском и Черноярском уездах), а также на Кавказе. Миссионерский съезд, обсуждая степени вредности лжеучения жидовствующих, приняв во внимание, что секта отторгает сынов православной Церкви в нехристианское исповедание, воспитывает русских коренных людей в противонациональном, вредном не только для Церкви, но и для государства, духе еврейства, полагал, что секту эту следовало бы отнести по закону к разряду наиболее вредных, а акт совершаемого русскими жидовствующими раввинами обрезания над детьми – к преступлениям, предусмотренным статьей 1482 улож. о наказ. (о членовредительстве). При этом соответственным было бы со стороны правительственной власти, в видах пресечения развития столь вредной в социальном отношении секты, восстановление действовавших ранее административных распоряжений о недозволении субботникам отлучек с мест постоянного жительства без особого всякий раз разрешения губернаторов, о недопущении строить особые молитвенные дома для кагальных молельных собраний, заводить свои домашние школы, иметь у себя в услужении православных несовершеннолетнего возраста, а также распространение на жидовствующих и всех тех ограничений по торговле (торговля спиртными напитками – любимое занятие их), какие приняты в отношении коренных евреев в Империи. III. Секта хлыстов

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sushhest...

Конституция РСФСР 1918 г. окончательно закрепила отделение школы от церкви, а постановление ВЦИК и СНК РСФСР 1929 г. «О религиозных объединениях» полностью отменило все остававшиеся немногочисленные религиозные свободы. Запрещалось не только преподавание религиозных дисциплин в учебных заведениях, но и организация внутри религиозных обществ детских, юношеских, женских молитвенных, библейских, литературных, рукодельческих, трудовых, обучающих религий и других собраний, групп, кружков, отделов, а также устройство экскурсий и детских площадок, открытие библиотек и читален. Преподавание религии допускалось исключительно в духовных учебных заведениях, да и то под тотальным контролем властей. Вплоть до второй половины 80-х гг. ХХ в. верующих ограничивали в получении высшего образования; на молодых людей, желавших поступить в немногочисленные духовные учебные заведения, оказывалось идеологическое, психологическое и административное давление; распространенной практикой было объяснение подобных желаний психическими заболеваниями со всеми вытекающими последствиями. Поставив целью полное искоренение религии и понимая, что она воспринимается людьми через воспитание и обучение. Советская власть жестко следила за соблюдением законодательства об отделении школы от церкви и постоянно подтверждала этот принцип в своих высших правовых актах (ст. 124 Конституции 1936 г., ст. 50 Конституции 1978 г.). Постановление же ВЦИК и СНК РСФСР 1929 г., запрещавшее религиозным объединениям буквально все, связанное с обучением религии, просуществовало до 1990 г. и утратило юридическую силу лишь с принятием Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий». Советское и российское законодательство о свободе совести перестроечного периода не отменило принципа отделения школы от церкви, но значительно расширило сферу возможности религиозного просвещения и образования. Статья 6 Закона СССР от 1 октября 1990 г. «О свободе совести и о религиозных организациях» отменила дискриминационные положения религиозного законодательства 1929 г. в отношении религиозного обучения: «Доступ к различным видам и уровням образования предоставляется гражданам независимо от их отношения к религии. Граждане могут обучаться религиозному вероучению и получать религиозное образование на языке по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Религиозные организации, имеющие зарегистрированные в установленном порядке уставы (положения), вправе в соответствии со своими установлениями создавать для религиозного образования детей и взрослых учебные заведения и группы, а также проводить обучение в иных формах, используя для этого принадлежащие или предоставляемые им в пользование помещения».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Б) Митрополичье управление в настоящее время существует в следующих поместных церквах: кипрской, сербской, черногорской, болгарской, молдаво-волахской и в православной церкви в пределах Австрийской Империи, (например, в церкви буковинской). Власть митрополита в этих церквах принадлежит епископу главного города области с православным населением. Митрополит пользуется первенством чести в ряду прочих иерархов, обладает, по отношению к последним, некоторыми видами особой власти, имеет право созывать соборы и председательствовать на них, испытывать кандидатов во епископы и т. д. Соборы составляются или из епископов области или же из представителей иерархов, духовенства и народа для деятельности законодательной, административной и судебной. Собрания епископов митрополий для решения вопросов догматических и канонических называются соборами архиерейскими. При митрополичьем управлении существуют разного рода вспомогательные учреждения, например, попечительства и учебные советы (в австр. влад.), аппелляторская консистория (в сербском королевстве) и т. п. В) Отличительные особенности синодального управления состоят в том, что во главе церковного устройства стоит не одно лицо, a насколько лиц, составляющих особое высшее духовное учреждение в поместной церкви. В настоящее время такая форма церковного управления находится в греческом королевстве (в элладской церкви) и в России. Автокефальность элладской церкви признана в 1852 году. Элладский Синод руководится в своих действиях особым регламентом, рассмотренным в парламенте и утвержденным королем, и состоит из 5 членов, из которых один (обыкновенно афинский митрополит) называется «председателем», остальные «советниками». Для присутствия в Св. Синоде вызываются епархиальные архиереи по очереди в порядке их старшинства в архиерейском сане. При Синоде находится прокурор, назначаемый королем и состоящий в зависимости от министра духовных дел. Синоду, как высшему церковному правительству, предоставляется власть законодательная, административная и судебная. § 25. Устройство церковного управления в России

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

Не получив удовлетворения этой просьбы, Иосиф, в июле 1832 года, подал Блудову энергичную записку. В этой записке он предложил подчинить Греко-униатскую коллегию ведению Святейшего Синода, в котором бы заседал, по делам своей церкви, митрополит Булгак, униатские же епархии присоединить постепенно к православным епархиям. Эта просьба не была уважена. Правительство затруднялось допустить одно только гражданское или административное (помимо духовного) подчинение православному Синоду иноверной униатской церкви, чтобы таким неопределенным соединением полутора миллиона униатов не произвести соблазна среди сорока миллионов православных и не вызвать кривотолков со стороны раскольников. Эта записка Иосифа произвела, однако, сильное впечатление. По прочтении её, Государь сказал Блудову: «это обвинительный акт против меня и тебя». В октябре того же года Иосиф подал другую записку, в которой настаивал на скорейшем упразднении излишних базилианских монастырей, на уничтожении весьма вредного для униатской церкви права ктиторства польских помещиков, на запрещении униатскому духовенству служить в костелах, на обеспечении содержанием униатских семинарий и на замене некоторых высших духовных лиц, пропитанных латинством, настоящими униатами. Иосифа, с нетерпением ждал ответа на эти две записки, но еще с большим нетерпением – последствий ревизии Иосафата Жарского, которая могла дать делу превратное направление. Но представленный Жарским отчет о ревизии 37 монастырей успокоил преосвященного. Жарский нашел упадок дисциплины в базилианском ордене, происходящий от уменьшения числа монашествующих, множество латинских нововведений в богослужении, в церковных облачениях, в устройстве храмов, и тут же предлагал средства для улучшения нравственного и хозяйственного состояния монастырей. Глава пятая. Решительные действия Литовского греко-униатского епископа Иосифа Семашки по воссоединению униатов, 1833–1837 I. 1833 Постановление Греко-униатской коллегии по поводу отчета Жарского. Деятельность Жировицкого кружка.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Это большой и сложный вопрос. Но, чья бы ни была ответственность, какова бы ни была новизна ситуации, основные начала церковного устройства не могут зависеть от них. И те пункты, которые мы перечисляем ниже, суть столь основоположные, что всякий отход от канонического и исконного их понимания равносилен, как уже сказано, отходу от православного Предания. 3 . Первым таким пунктом надо признать вопрос о связи прихода с епархиальной и вообще общецерковной властью. Практически это вопрос о так называемых «независимых приходах» или же о приходах, которые форму этой связи устанавливают самолично, своими уставами. Общая тенденция сводится здесь к утверждению, что исконное церковное понимание прихода как части более обширного организма – епархии, Церкви – противоречит американским законам, особенно же законам о корпорациях. Приход «инкорпорируется» 345 по законам своего штата, и это же делает его поневоле административно независимым и самоуправляющимся. Но всякому мало-мальски знакомому с американским законодательством вообще и с законодательством о религии в частности очевидно, что это часто повторяющееся и открыто защищаемое утверждение есть следствие либо невежества, либо злостного умысла. a. Американский принцип отделения Церкви от государства дает полную возможность каждому религиозному обществу устраивать свою жизнь и свое управление в согласии со своими правилами и вероучением. b. «Инкорпорирование» отнюдь не делает приход «самостоятельной и самодовлеющей» единицей, ибо все зависит от того, какое общество «инкорпорируется» и, следовательно, не «инкорпорация» определяет структуру данного общества, а, напротив, структура и основные принципы этого общества определяют форму «инкорпорации». Иными словами, все зависит от того, как мыслит и определяет себя сам приход, и всякие ссылки на американский закон бессмысленны, ибо закон только и имеет своим назначением оградить и сделать законным уже с правовой точки зрения это самоопределение группы верующих. Об устройстве и администрации Американской Православной Церкви гражданский закон не говорит ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Епархиальные архиереи. Под Епархией разумеется та церковная гражданско-административная единица, где все православное население и вся церковная область подлежит ведению архиерея, законом поставленного и имеющего пребывание или кафедру в пределах этого округа. В древней России церковно-административные округа, управлявшиеся епископами, были чрезвычайно обширны, обнимая собою целые княжества. В настоящее время Епархии совпадают с губерниями и областями. Исключение составляет лишь церковное управление Привислянского края, Прибалтийских губерний, Северо-западного края и Финляндии, где все губернии целого края управляются одним епархиальным епископом, с титулом архиепископа. Всего в настоящее время около 60 епархий. Епархиальный архиерей назначается в русской церкви или по личному усмотрению высочайшей власти или по докладу св. Синода, который выставляет 3-х кандидатов; из них Государь назначает одного. Епархиальный архиерей обязан иметь постоянное жительство в предлах епархии; он может отлучаться в другую епархию не долее 8 дней, причем обязан каждый раз об этом донести Синоду. В отпуски он может быть увольняем Синодом от 8–29 дней, на большие отпуски требуется высочайшее разрешение. Согласно 12 правилу VI вселенского собора он должен быть безбрачен, хотя это не значит, что он обязательно должен быть посвящен в монашество. Особенным его правом служит право рукополагать в диаконы, пресвитеры, поставлять в низшие должности клира, освящать св. миро для совершения таинства миропомазания, освящать храмы, с возложением в них мощей и антиминсы (это – четыреугольный из льняной или шелковой материи плат, на котором изображается положение Христа во гробе, по углам помещается изображение четырех евангелистов, а на верхней стороне вшиваются частицы мощей). Власти его подчинены все члены церкви, все учреждения православной церкви, духовно-учебные заведения и церковно-приходские школы, монастыри епархии, за исключением ставропигиальных, братства и церковно-приходския попечительства. Епархиальный архиерей выдает священникам и диаконам ставленные грамоты; постригает или разрешает постригать в монашество; разрешает построение церквей в селах и городах (кроме столиц) и перестройку обветшалых храмов , за исключением древних, устройство домовых храмов, молитвенных домов и часовенъ. Перемещение архиерея из одной епархии в другую совершается не иначе, как по инициативе св. Синода; по силе 14 и 15 правил апостольских просить о том самому архиерею запрещается.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/konspe...

9 марта 1918 г. за 690 помощник народного комиссара имуществ Республики предписанием своим в хозяйственный отдел того же комиссариата наряду с другими распоряжениями предлагает исполнить следующее распоряжение: Пункт 3. Выделить из суммы быв. Министерства двора кружечный капитал и передать его в духовно-административную организацию быв. придворного духовенства вместе с домом призрения вдов и сирот. Пункт 4. В заведывание этой же организации передать все благотворительные учреждения, существующие при быв. придворных церквах. Пун[кт] 5. Все церковные капиталы сохранить при церквах, как имеющие специальное назначение. Пун[кт] 6. Сохранить за духовно-административной организацией быв. придворного духовенства в доме чинов быв. М[инистерст]ва двора помещения для канцелярии, архива и 4-х служащих лиц, как оплаченные из кружечного капитала, а также и те церковные дома и квартиры, на устройство которых вложены капиталы духовенства. Пун[кт]7. Сохранить за той же организацией на прежних началах часовню Спасителя, что в первоначальном дворце императора Петра I. Во втором заседании Большой коллегии Народного комиссариата имуществ Республики от 10 мая с. г. постановлено: Все капиталы быв. придворного духовенства (так называемые кружечные и сиротские капиталы) передать исполнительному органу, созданному на новых демократических началах из представителей высшего и низшего духовенства, псаломщиков и церковных сторожей из всех местностей, где были учреждения быв. придворного духовенства. 26 (13) мая с. г. от исполнительного комитета московского отдела по организации быв. придворного духовенства в Комиссариат имуществ Республики поступило прошение, в коем исполнительный комитет просит привести в исполнение распоряжение помощника комиссара имуществ Республики от 9 марта с. г. за N° 690. При этом исполнительный комитет заявляет, что по вручении ему мандата на ведение и распоряжение капиталом и имуществом всей организации быв. придворного духовенства им немедленно будет организован съезд всей названной организации для выработки порядка управления имуществом и капиталами на демократических началах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Что скажет Тибет?!»… «Что скажет Монголия?!»… – вопиют защитники покровительства антихристианских и антирусских учреждений в православной России… 1 «Но вера – вере рознь, а также важно практически выражение вероисповедания и его форма. Весьма часто явление культа и формы его складываются в известные учреждения, имеют особых представителей, которые влияют на гражданскую культурную и экономическую жизнь народа. В пределах этих всякое правительство имеет право контролировать самые проявления культа. Мало того, его прямая обязанность является предупредить всякое злоупотребление культом, всякое шарлатанство, эксплуатацию и разорение народа». 2 Духовные и светские органы печати сообщают, что в непродолжительном времени в Святейшем Синоде и в прочих высших правительственных учреждениях будут рассматриваться проекты, разработанные в лето 1885 года Иркутским съездом Сибирских епископов и губернаторов, с целью устранения причин, затрудняющих обращение в христианство и обрусение сибирских инородцев. Современная печать извещает, что, кроме намеченных этим съездом мер, касающихся административного устройства инородцев и требующего утверждения в законодательном порядке, – признается необходимым: безотлагательно ввести в степные инородческие думы, управы и родовые управления представительство из христиан с правом голоса во всех вопросах и протестах, когда определения язычников оказывается стеснительными или обидными для христиан; упразднить между инородцами должности не предусмотренные законом и обременяющие инородцев; уничтожить степные думы в Иркутской губернии; отмежевать новокрещенным земли с достаточным запасом для будущих крещенных инородцев и воспретить ламам отправлять идолослужение вне дацанов или, так сказать монастырей их. Предполагаемые преобразования, в особенности по Иркутскому генерал-губернаторству, возбуждены настоятельными и действительными потребностями местной жизни. Проекты этих преобразований, имеющие одинаковое значение для всей Сибири, ближайшим образом вызваны постановлениями означенного Иркутского съезда епископов и губернаторов и так как интересы государства православно-русского в Сибири особенно тесно и даже неразрывно связаны с интересами православной церкви и неотразимо влияют друг на друга, то проекты этих преобразований имеют и церковный и государственный характер. Так что преобразования, касающиеся особенно церковных вопросов, находятся в очень большой зависимости от органов власти государственной и по этому, слышно, постановления Иркутского собора епископов, затрагивающие и возбуждающие вопросы законодательного характера, будут публиковаться только по мере разрешения возбужденных вопросов в законодательном порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010