Количество дисциплин в семинарии — 23, в академии — 31. Факультативное изучение предметов не практикуется, за исключением академического курса древних (древнееврейского, древнегреческого и латинского) и новых (английского, немецкого и французского) языков. Программа обучения в академии включает в себя много дисциплин, аналогичных семинарским. Ее главным отличием от программы как Московской семинарии, так и других средних духовных учебных заведений нашей страны является более глубокое и всестороннее научно-богословское изучение тех предметов, первое знакомство с которыми учащиеся получают в семинариях. Большое внимание в Московских духовных школах уделяется библейской науке. С Библией учащиеся начинают знакомиться с 1го класса семинарии. Ее изучение продолжается и в академии. В работе над священным текстом главное место отводится экзегезису (толкованию). При этом анализируется не только православная библейская традиция, но и текстуальные традиции инославных христианских Церквей. Вероучение Православной Церкви и богословские положения христианской нравственности рассматриваются соответственно на лекциях по догматическому и нравственному богословию. Поскольку главной задачей духовных школ Русской Православной Церкви является подготовка священнослужителей, учебная программа Московской семинарии включает практическое руководство для пастырей, а одним из академических курсов является пастырское богословие. Канонические положения Православной Церкви, т.е. вопросы ее устройства, иерархической власти, административных полномочий ее членов и др., изучаются на лекциях по церковному праву. Являясь не только членами Церкви, но и гражданами государства, воспитанники семинарии и студенты академии изучают также Конституцию своей страны. В учебной программе духовных школ значительное внимание уделяется истории Церквей и религиозных объединений как христианского, так и нехристианского направлений. Сюда входят: история Русской Церкви, византология, история Балканских Церквей, история западных исповеданий (католичества и протестантизма), история древних Восточных Церквей. Последний предмет включен в программу сравнительно недавно, в связи с расширяющимися контактами между Православной Церковью и так называемыми “дохалкидонскими” Церквами. Кроме церковной истории, в духовных школах изучается отечественная история.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-rechi...

35 См.: доклад в ТКДА. 1883. С. 653 -676. 36 Текст доклада имеется в ТКДА. 1884. С. 357 -430; С. 545 -582. 37 Подробно о деятельности иерархов Софрония, Филарета, Неофита, Мелхиседека и Сильвестра см.: Арсений, еп. Указ. соч. С. 268 -301, 395 — 570. 38 Текст Статута см.: Пальмов. И. С., проф. Основные черты церковного устройства у православных румын в Австро–Угрии//«Хр. Чт.». 1898. Вып. 6 и отдельно. СПб., 1908 39 По шематизму (статистические ежегодники, издаваемые епархиями) 1902 года Буковине насчитывалось: 512533 душ православных, 12 протопресвитерств (благочинии 384 церкви, 340 священников, 103 монаха и 366 народных школ. 40 См.: газ. «Православная Буковина». 1903. На Греко–Восточном Богословском факультете имелись кафедры: Библейской науки и толкования Священного Писания Ветхого Завета; Библейской науки и толкования Священного Писания Нового Завета; Догматического богословия; Нравственного богословия; Практического богословия; Истории Церкви; Церковного права и Восточных языков. Курс обучения был рассчитан на четыре года. 40 См.: газ. «Православная Буковина». 1903. На Греко–Восточном Богословском факультете имелись кафедры: Библейской науки и толкования Священного Писания Ветхого Завета; Библейской науки и толкования Священного Писания Нового Завета; Догматического богословия; Нравственного богословия; Практического богословия; Истории Церкви; Церковного права и Восточных языков. Курс обучения был рассчитан на четыре года. 41 После провозглашения Румынской Православной Церкви Патриархатом в том же, 1925, году был выработан Устав («Положение») Церкви, действовавший до 1948 года, когда был принят новый — нынешний -Устав (о последнем см. ниже). В Устав 1925 года, содержавший 178 статей, входили следующие разделы: 1. Внутренняя и внешняя сущность Церкви. 2. Ее канонический и административный строй. 3. Права Церкви согласно Конституции 1923 года. 4. Священный Синод. 5. Национальный Церковный Совет. 6. Центральный Церковный Совет. 7. Административные деления Церкви и их органы. 8. Избрание епископов и архиепископов–митрополитов. 9. Употребление имущества почивших митрополитов и епископов. 10. Имущество монахов и монахинь. 11. Церковные суды -дисциплинарные и уголовные. 12. Доходы и расходы Церкви, государственная помощь. 13. Имущество Церкви и инспекция. 14. Духовное просвещение. 15. Воинские священники и священники больниц, сиротских приютов и тюрем. 16. Наделение митрополий и еписко–пий участками и лесами. 17. Применение Устава и порядок его изменения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

12) Деловые съезды, устраиваемые для обсуждения культурно и духовно-просветительных, а равно и хозяйственных нужд, утверждённых в надлежащем порядке общин, подчиняются общим правилам о публичных собраниях. Не допускается превращение деловых съездов в молитвенные собрания или религиозные съезды. 13) Министр Внутренних Дел, одновременно с программою подлежащих обсуждению вопросов, утверждает перечень лиц, коим принадлежит право совещательного и решающего голоса и состав руководителей и докладчиков съезда. Директор, в должности гофмейстера Высочайшего Двора (подписал) Ал. Харузин. Чиновник особых поручений (скрепил) Павлов. Верно: Попов. ––––– Циркуляр Министерства Внутренних Дел о правах сектантов на устройство молитвенных собраний и о праве православных присутствовать на сектантских молитвенных собраниях (Департ. Духовн. дел 28 апреля 1910 года. 798 25 Войсковому Наказному Атаману Войска Донского. По докладе мне отзыва Вашего Превосходительства по жалобе уполномоченных Драгиневской общины евангельских христиан-баптистов на оказываемые им местною полицией стеснения к устройству молитвенных собраний, я считаю необходимым дать Вашему Превосходительству следующие по этому предмету разъяснения. 1) Высочайшими актами 17 апреля 1905 г. и 17 октября 1906 г. последователям всех исповеданий и вероучений, принадлежность к коим не наказуется в уголовном порядке, предоставлена свобода исповедания веры и совершения богослужений по обрядам их учений. В соответствии с сим устройство сектантами, не подходящими под действие ст. 96 Угол. Улож., молитвенных и богослужебных собраний, если сии собрания устраиваются в заявленном в надлежащем порядке молитвенном помещении, не нуждается в особом разрешении административных властей. Последние, однако, обязаны наблюдать за тем, чтобы на таковых собраниях не допускалось противозаконных действий, как например: проповедей и речей противогосударственного характера, порицания православной Церкви и т. д. и в случае учинения таковых действий привлекать виновных к уголовной ответственности по ст. 73 и ст. 90 Угол. Улож. изд. 1906 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

И последняя цель – согласование духовного суда со светским, комитетским проектом будет достигнута не вполне. Что же касается до начал церковного устройства, то они будут совершенно поколеблены, так как пресвитер, по устройству Православной церкви, необходимо стоящий в зависимости от его еппскопа, будет выведен из этой зависимости. Недостижимость последней цели, т. е. согласования духовных судов со светскими, по предмету независимости судей от администрации весьма ясно изобличается самим же комитетским проектом. Представляют, будто пресвитеры, духовные судьи и члены духовно-окружного суда будут независимы, неподчинены епархиальному архиерею, и в этом похожи на светских судей, но в тоже время выдают, что они будут уполномоченные своего епархиального архиерея, т. е. дважды подчиненные, дважды зависимые – один раз по служению священническому, другой – по исполнению судебного поручения. Видна несостоятельность этой мысли и в приложении к архиерею, председателю духовно-окружного суда. Краткая записка свидетельствует, что, дабы устранить всякое смешение судебной власти с административною в духовно-окружных судах, предположено постановить правило, что председатель духовно-окружного суда не может принимать участия в делах духовной администрации. Опять предположение и правило не осуществимое: архиерей будет иметь свиту иеромонахов, диаконов, послушников и проч. Каким образом он может быть не администратором сих лиц? Невозможного нельзя сделать возможным. Из этих усилий доказать, что в комитетском проекте примирено непримиримое, и начала нового светского суда и начала церковного устройства, выходят те противоречия и несообразности, какими изобилует в особенности пространная комитетская записка. Главнейшие аргументы к подтверждению мысли о возможности отделения судебной власти от административной, в комитетских записках те же, какие в „Биржевых ведомостях”, в „Голосе” и у г. Барсова в речи. Несостоятельность большей части этих аргументов мы показали выше, при рассмотрении теорий, изложенных в журналах и газетах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

По крайней мере один способ облегчить и существенно улучшить деятельность этих коллегиальных структур мне кажется очевидным: отказаться от председательства ex officio этих собраний митрополитом Константинопольского Патриархата. Выборное или поочередное председательство, несомненно, усилило бы авторитет этих собраний и явило бы соборный дух Православной Церкви. Это убеждение основано не столько на небольшом личном опыте наблюдения за деятельностью подобных структур, сколько на ощущении необходимости соотносить идеалы православной экклезиологии с практикой. Мне посчастливилось несколько раз сопровождать своего архиерея на заседания Ассамблеи православных епископов Франции, и жаловаться на греческого митрополита-председателя у нас нет повода. Несмотря на этот положительный опыт, конкретное свидетельство о православном понимании Церкви и соборности, столь важное в межхристианском контексте, по моему мнению, было бы значительно более убедительным при сменном председательстве. Епископские собрания в диаспоре не являются местным синодом. Канонической властью они не обладают. Как уточняется в документе 2009 г., «Епископские собрания не лишают епископов, их членов, полномочий административного и канонического характера и не ограничивают их прав в диаспоре». Цель собраний – «формирование общей позиции Православной Церкви по различным вопросам, что ни в коем случае не является препятствием для епископов-членов, которые остаются подотчетными своим Церквам, выражать мнение своих Церквей перед внешним миром». Возможные направления работы собраний указаны: «развитие общей деятельности всех православных каждого региона для попечения о пастырских нуждах проживающих там православных, общее представительство всех православных перед инославными и всем обществом региона, развитие богословских наук, церковного образования и т.д.». На примере Ассамблеи православных епископов Франции могу сказать, что эти межправославные структуры действительно полезны и способны плодотворно согласовывать православные инициативы в пастырской и просветительской сфере.

http://bogoslov.ru/article/4847123

Большая группа православных из Вильно задумала совершить паломничество в Почаевскую Лавру, и к 28 июню записалось 140 человек. В тот же день пришло сообщение Министерства путей сообщения, что льготный тариф предоставлен не будет, несмотря на то, что предоставление такого тарифа является обычным делом  318 . Трагическия события на Волыни в конце 1937 г. и на Холмщине и Подлесьи в начале 1938 г. нашли яркое выражение на страницах газеты «Слово», издававшейся Варшавской Митрополией с 1931 г. С июня месяца 1938 г. газета «Слово» стала подвергаться почти непрерывной конфискации. Такая же судьба постигла и остальныя русския газеты в Польше, поскольку оне касались церковных дел. В силу этого газеты «Русское Слово» Варшава и «Русский Голос» Львов стали очень осторожными. Варшавская еженедельная газета «Меч», очень близкая и зависимая от правительства вообще, этого вопроса не касалась. В ноябре 1938 года, в связи с изданием т. н. Внешнего Статута Православной Церкви в Польше – стал  издаваться на польском языке оффициальный «Вестник» Митрополии, и газета «Слово» прекратила свое существование. На страницах «Вестника» никаких сведений о «прискорбных» событиях нет; «Воскресное Чтение» – журнал чисто церковный и душеспасительный. Никакой хроники церковной жизни в Польше не ведет. В прошлом это был боевой орган. Словом произошло полное удушение церковной печати, и на фронте Православия стало тихо – воплей больше не слышно. Постановления Конституции Польской республики совершенно ясны. Польша признает «собственность, как личную отдельных граждан, так и общую союзов граждан, учреждений, самоуправляющихся единиц и, наконец, самого государства, как одну из самых важных основ общественного устройства и правового порядка». (Ст. 99). В прямое нарушение этой статьи административныя власти уничтожают храмы, которые являются собственностью православных приходов «самоуправляющихся единиц» и собственностью самой Православной Церкви. «Всем гражданам обезпечивается свобода совести и исповеданий. Ни один гражданин не может быть ограничен в правах, признанных за другими гражданами, вследствии своего исповедания и религиозного убеждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Круг деятельности консистории по пространству ограничивается пределами епархии. Её ведению подлежат все административные и судебные дела в епархии, кроме тех, которые особыми уставами отведены к области занятий других епархиальных учреждений. Ближайшим образом деятельность консистории исчерпывается следующими предметами: 1) Охранением и распространением православной веры посредством проповеди и поучения. 2) Надзором за благоустройством церкви и благолепием храмов. 3) Участием в управлении епархией, выражающимся в представлении кандидатов в священнослужители и постригающихся в монахи, наблюдении за должностными лицами, рассылке указов по епархии и постановлений высшей власти и т. п. 4) Надзором за правильным ведением хозяйства во всех епархиальных установлениях. 5) Проверкой поступающих из приходов документов и метрических книг и хранением их. 6) Приведением в исполнение распоряжений высшей власти и епархиального архиерея, принятием донесений, отчётов, а также заготовлением донесений, отчётов епархиального архиерея Синоду. 7) Принятием сумм на постройку храмов и т. д. 8) Судом. Самая главная деятельность консистории заключается в отправлении судебных обязанностей. Судебная власть консистории в отношении личного состава не отделена от административной. Объём подсудности можно рассматривать по предметам и лицам. Предметы, подлежащие судебной власти консистории следующие: 1) Дела брачные (относительно факта вступления, удостоверения законности, расторжения брака). 2) Дела об удостоверении событий рождения, крещения и смерти. 3) Дела о поступках и преступлениях, подвергающих членов православной церкви эпитимии. 4) Проступки и преступления духовных лиц в епархии против должности и благоповедения. 5) Бесспорные гражданские иски против духовных лиц и жалобы на неисполнение обязанностей. 6) Взаимные споры, возникающие между духовными лицами по предметам т отношениям церковным. 7) Споры членов церкви и церковных учреждений, по отношениям и правам церковным, о пользовании церковными имуществами, предоставленными церкви; принятие жалоб общин и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_32021.html 04 сентября 2006 Заявление епископа Василия Амфипольского о положении в Оксфорде 24 августа 2006 Источник:  http://www.dioceseinfo.org/dioceseinfo.org " Открытое письмо " , адресованное мне отцом Стефаном Платтом, получило широкую огласку. Я не знаю, кому именно оно было разослано, но несколько человек попросили меня ответить на это письмо. Ситуация требует описания положения с о. Стефаном. Однако, я хочу сказать с полной ясностью, что это не вопрос личностей. Вопрос здесь стоит гораздо шире, и касается важных принципов устройства Православной Церкви. 23 июля, в письме русскому приходу в Оксфорде, я изложил очень кратко три аспекта данной ситуации. Положение о. Стефана по отношению к Сурожу. Последствия, которые нанесли вред епископату и Викариатству. Существование " прихода в приходе " , состоящего из сторонников о. Стефана. В своём открытом письме мне от 18 августа о. Стефан выступил против этих моментов. Положение о. Стефана по отношению к Сурожу. В своем открытом письме о. Стефан ссылается на свое желание " покинуть Московскую Патриархию и присоединиться к Вам используя каноническую отпускную грамоту от Архиепископа Иннокентия, как главы епархии к которой я принадлежал и еще принадлежу. " Такой подход привел к существенным трудностям для Архиепископа Гавриила, исходя от действий о. Стефана и его желания получить отпускную от Архиепископа Иннокентия, таким образом признавая его авторитет. 2) Последствия, которые нанесли вред епископату и Викариатству. О. Стефан совершенно правильно указывает на " разницу в точках зрения " со мной по вопросу канонических отпускных грамот, и тут надо внести короткое пояснение. Каноны об отпускных грамотах. Когда речь идет о " канонических отпускных грамотах " , легко перепутать два понятия. Во первых, существуют относящиеся к вопросу каноны 5-го века и ранее. Во-вторых, существуют административные процедуры, которые считаются достаточным приближением к этим канонам в настоящее время. Для обычных случаев эти административные процедуры вполне адекватны. Но бывают исключительные случаи, и в таких случаях всегда надо возвращаться к самим канонам, для выяснения результатов их непосредственного применения к конкретно стоящей перед нами ситуации.

http://religare.ru/2_32021_1_21.html

Высокопреосвященный Владыко, Милостивый Отец и Архипастырь! Московская духовная академия с особенным уважением приветствует Ваше Высокопреосвященство по случаю сорокалетия Вашей архипастырской службы. С искренней любовью и глубоким уважением она постоянно следила за Вашей мудрою, ревностной и плодотворной архипастырской деятельностью, вследствие чего ещё в 1879 году включила Ваше Высокопреосвященство в число своих почётных членов. Академия чтит в лице Вашем твёрдого и непоколебимого поборника и охранителя церковных канонов и заветов вселенской церкви и радуется мирному преуспеянию церкви в Сербии, – особенно в последнее время, когда Вы, после перенесённых невзгод за верность и охрану заветов вселенской церкви и непоколебимую любовь к единоверной и единоплеменной Вам России, вновь приняли в свои руки кормило управления сербской церковью. Нет надобности исчислять многие и плодотворные труды Вашего Высокопреосвященства, которые направлены ко благу сербской церкви и народности, её просвещению и устройству церковному и гражданскому: довольно напомянуть, что по Вашей инициативе составлен и утверждён 27 апреля 1890 года «Закон о церковных властях восточно-православной церкви в королевстве Сербии». Под Вашим мудрым руководством выработан и свято охраняется соборно-выборный характер устройства сербской церкви, основанный на неизменных началах вселенской церкви. Высоко ценя Вашу ревностную просветительную и административную архипастырскую деятельность в течение прошедших сорока лет и Вашу непоколебимую искренность и любовь к России, и в частности к Москве и её древним святыням и духовно-воспитательным учреждениям, Московская духовная академия выражает Вашему Высокопреосвященству свои искренние пожелания и молит Бога, чтобы Вы ещё много-много лет держали кормило управления сербской церковью в Ваших руках на счастье сербского народа и утешение родной Вам по воспитанию, вере и духу России и на славу всего славянства. (Подписали: ректор академии, инспектор, профессоры и вся академическая корпорация).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Следует признать, что отсутствие в Православной Церкви единого административного центра при всех проистекающих от этого неудобствах в действительности представляет собой одну из важнейших степеней защиты вероучения и строя Православной Церкви от сиюминутных человеческих и политических влияний, о чем недавно сказал в одном из своих выступлений Святейший Патриарх Кирилл. В ХХ столетии русские богословы единодушно свидетельствовали о том, что при внешне правильной соборно-иерархической системе церковного управления реальное равновесие между первенством и соборностью может нарушаться, что не раз бывало в истории, а сама структура Церкви может превращаться в инструмент национальной, государственной и международной политики. Пребывание Поместных Автокефальных Церквей в разных государствах при отсутствии единого наднационального центра власти делает их более независимыми по отношению друг к другу. Если иерархи той или иной Поместной Церкви введут какие-либо сомнительные новшества, другие Поместные Церкви смогут свободно им возразить. Вместе с тем проблема создания эффективно работающих механизмов координации совместных действий Поместных Автокефальных Церквей на всеправославном уровне продолжает стоять очень остро. Интересно, что для решения этой проблемы некоторые русские православные богословы даже предлагали создать постоянно действующий всеправославный синод. — Вы упомянули о различиях в объяснении национального принципа 34-го Апостольского канона и пишете в своей работе о необоснованности догматизации территориального принципа в каноническом устройстве современной Православной Церкви. Объясните свою позицию. — Вопрос о том, какой именно принцип лежит в основе церковного устройства — территориальный или национальный, — стал в XX столетии одним из ключевых для русской экклезиологии, начиная с возникшей в 1906 году на заседаниях Предсоборного присутствия полемики о точном смысле 34-го Апостольского и 9-го Антиохийского правил. Проблема с толкованием этих правил заключалась в том, что 34-й Апостольский канон говорит о епископах всякого «народа» (θνος), в то время как Антиохийское правило — о епископах «области» (παρχα), которые обязаны «ведать» и «почитать» своего первенствующего епископа.

http://patriarchia.ru/db/text/5780119.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010