Вообще, от седящего одесную Отца Искупителя ниспосылается нам «все потребное для жизни и благочестия» ( 2Петр. 1, 3 ). С ниспосланием Духа Святого и Сам вознесшийся на небо и седящий одесную Отца Господь наш никогда не прерывал, не прерывает и не прервет самых тесных и животворных отношений с верующими в Него. Он всегда был, есть и будет оставаться невидимой Главой созданной Им на земле Церкви. «Се , – говорит Господь, – Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28, 20 ). Наконец, приняв, как Богочеловек, участие в господстве и мироправлении своего Отца, Господь имеет в Своей Божественной власти средства направлять все события истории, все жизненные силы людей к тому, чтобы защищать и распространять Свое всеблагое Царство, чтобы для всех послушных Ему быть, а для вновь приходящих к Нему стать «виновником спасения вечного» ( Евр. 5, 9 ), чтобы помогать верующим в борьбе с грехом, чтобы содействовать успехам евангельской проповеди. И царственная власть Его некогда преодолеет всех врагов Его Царствия. «Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» . Он окончательно «упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» , т.е. царство сатаны. «Последний же враг истребится – смерть» . И когда все будет покорено Христу, тогда последует суд Его над миром. После же того «и Сам Сын покорится Покорившему все Ему» и «предаст Царство Богу и Отцу» ( 1Кор. 15, 24–28 ). Загробная участь младенцев «Все младенцы, умершие после крещения, – говорят восточные патриархи, – несомненно получат спасение, по силе смерти Иисуса Христа. Ибо, если они чисты от греха, как от общего, потому что очищаются божественным крещением, так и от своего собственного, ибо, как дети, не имеют еще своего произволения и потому не грешат, то, без всякого сомнения, они спасутся» 55 . В молитвах и песнопениях чина погребения младенцев ясно выражена уверенность Церкви в том, что младенцы, омытые водою и Духом в крещении и принявшие Святого Духа в миропомазании, становятся участниками небесных благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Вопрос : В чем заключалась цель служения Господа Иисуса Христа как Пророка? Ответ : В том, чтобы засвидетельствовать истину и сообщить людям полноту Божественного откровения как словом, так и делом. Отвечая на вопрос Пилата, Господь сказал: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» ( Ин. 18, 37 ). Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1, 18 ). Ап. Павел в послании к Евреям пишет: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» ( Евр. 1, 1–2 ). Вопрос : Чем Господь существенно отличался от ветхозаветных пророков? Ответ : а) Тем, что обладал истиной Сам, как единосущный Отцу по Божеству, тогда как ветхозаветные пророки светили миру заимствованным от Бога светом и в такой лишь мере, в какой каждый из них получал его от Бога. В ответ на вопрос апостола Фомы во время прощальной беседы Господь сказал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин. 14, 6 ). Передавая впечатление, которое производило на слушателей учение Господа Иисуса Христа, ап. Иоанн Богослов говорит: «И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» ( Ин. 7, 15 ). б) Тем, что учение Его было обращено, по существу своему, ко всем людям, а не только к иудеям, с которыми Он имел дело непосредственно. «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин. 1, 9 ). в) Тем, что Он учил со властью: «Он учил, ... как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» ( Мф. 7, 29 ; сравн.: Лк. 4, 32 ). Если ветхозаветные пророки начинали свои речи словами: «Так говорит Господь...», то Христос говорил: «Истинно, истинно говорю вам...» Отличая Себя от пророков, как подвластных Ему служителей слова, Спаситель говорил, например: «Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб » (см. Исх. 21, 24 ). А Я говорю вам: не противься злому» ( Мф. 5, 38–39 ). Вопрос : Какими словами Господь начал Свою проповедь в Галилее? Что значит слово: «евангелие»?

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Вопрос : Где и почему Священное Писание называет «Рабом » Божиим Самого Мессию? Ответ : О «рабском» образе служения Мессии говорят следующие места: «Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на Себе понесет» ( Ис. 53, 11 ). «Он, будучи образом Божиим,… уничижил Себя Самого, приняв образ раба…» ( Флп. 2, 6–7 ). Вочеловечившись, Сын Божий беспрекословно исполнял волю Отца Своего, показав, таким образом, наивысший по совершенству пример «рабства» Богу, то есть, истинной свободы, жизни по любви, всецелой жертвенности. Вопрос : Как следует понимать утверждение, что евангельский закон заменил собой закон Моисеев? Ответ : Понять его помогают слова Господа: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф. 5, 17 ). «Исполнить» – значит не просто, наряду с другими, исполнять или выполнять предписания закона, хотя Господь делал и это: соблюдал праздники, давал подать на храм – пока такое выполнение не оказывалось в противоречии с принципом: «суббота для человека, а не человек для субботы» ( Мк. 2, 27 ). «Исполнить» – значит и восполнить недостающее, усовершить не вполне совершенное. Господь довел до конца дело домостроительства спасения людей, лишь в виде начатков (избрание и воспитание народа Израильского, прообразы и пророчества) совершавшееся в дохристианские времена. Этим Он сделал излишним «ветхий» Завет. Евангелие заменило ветхозаветный закон, исполнив его, ибо «закон был для нас детоводителем ко Христу» ( Гал. 3, 24 ). Вопрос : Что в Ветхом Завете имело непреходящее значение? Ответ : Непреходящее значение имели: возвещенные в Ветхом Завете (хотя и частично) истины веры; религиозно-нравственная сторона закона – единобожие как основа всецелого посвящения себя Богу, устремленность к грядущим мессианским временам, сменившаяся в новозаветное время деятельным последованием Христу – Искупителю и Господу; основные заповеди – Десятословие; наконец, самый дух любви к Богу, составлявший основание закона. Вопрос : Всё ли отменено из обрядового закона Ветхого Завета?

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Вопрос : Как совершается таинство покаяния в Православной Церкви? Ответ : По чинопоследованию Русской Православной Церкви, епископ или священник над исповедавшим свои грехи читает краткую молитву, в которой испрашивает ему отпущение грехов и примирение с Церковью, и после этого, наложив на главу кающегося епитрахиль, совершает «тайну святого покаяния» словами: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо (имя рек), вся согрешения твоя; и аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь» . Вопрос : В чем состоят невидимые действия таинства покаяния? Ответ : Благодатное действие Святого Духа, соединяющееся с видимым разрешением от грехов, состоит в отпущении кающемуся грехов и в примирении его с Церковью. Само собой разумеется, что прощенный и примиренный с Церковью христианин должен всячески остерегаться в дальнейшем возвращения к прежним грехам: «Согласуясь со своей совестью, он обязан от одной исповеди до другой, сколько возможно, стараться об исправлении своей жизни» 50 . Поскольку в таинстве покаяния возвращается христианину оправдывающая и освящающая благодать, дарованная ему в крещении, но умаленная или даже потерянная через грех, то в древности некоторые называли таинство покаяния «вторым крещением» (отцы 5-го Карфагенского собора) . Таинство Брака Вопрос : Что такое «тайна брачного союза» и что такое «таинство брака»? Ответ : Православная Церковь отличает тайну брачного союза от брака, как таинства. Брачный союз двух лиц, мужа и жены, любящих друг друга, обещавших друг другу взаимную верность и соединивших свои жизни с целью основания семьи и честной совместной жизни, установлен благословением Божиим вскоре после сотворения первого человека: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку. И сказал человек: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей... Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» ( Быт. 2, 18, 22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Вопрос : Какое правило запрещает вторично рукополагать в одну и ту же степень? Ответ : 68-е апостольское правило так говорит о неповторимости священства: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, приемлет от кого-либо второе рукоположение: да будет извержен от священного чина и он, и рукоположивый». Таинство Елеосвящения Вопрос : Что такое таинство елеосвящения? Ответ : Это священнодействие, в котором, при помазании тела священным елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая болезни тела и немощи души. Вопрос : В каких случаях следует совершать елеопомазание (елеосвящение) над больными? Ответ : Елеосвящение совершают в тех случаях, когда христианин находится в тяжелой изнурительной болезни или испытывает большой упадок сил в связи со старческим возрастом, особенно же когда он ощущает душевное смятение и страх перед возможным наступлением смерти. Не следует думать, что елеосвящение можно совершать только над безнадежно больными. Ведь целью этого священнодействия является призывание на больного благодати Божией в надежде, что «молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» ( Иак. 5, 15 ). Впрочем елеосвящение может преподаваться и безнадежно больным. В этом случае больной получает некоторое успокоение в душе и облегчение страданий, что помогает ему лучше приготовиться к исходу из настоящей жизни. Елеосвящение совершается только в том случае, если больной находится в сознании и ясно понимает, что происходит. Вопрос : Когда установлено таинство елеосвящения и где в Священном Писании дается наставление о его совершении? Ответ : Таинство елеосвящения установлено святыми Апостолами по воле Господа Иисуса Христа. О его совершении над больными говорит св. ап. Иаков в своем соборном послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5, 14–15 ). Вопрос : В чем состоит видимая сторона таинства елеосвящения?

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Вопрос : Кем установлено таинство миропомазания? Ответ : Святыми апостолами в соответствии с волей Господа Иисуса Христа. Апостольская Церковь видела в этом священнодействии обильное облагодатствование крещеных, или принятие ими Духа Святого (см. Деян. 8, 15–17; 19, 2–6 ). Господь Иисус Христос обещал всем верующим, что после совершения Им дела искупления они будут получать в Его Церкви необходимые для них дары Святого Духа. В последний день иудейского праздника Кущей Господь возгласил пред множеством народа: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» . А евангелист Иоанн Богослов так поясняет эти слова: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин. 7, 37–40 ). Нет сомнения, что в те 40 дней между воскресением и вознесением Господа, когда Он являлся апостолам и говорил им о Царствии Божием (см. Деян. 1, 3 ), ученики Христовы получили и благословение Спасителя на совершение таинства подаяния Святого Духа, и необходимые указания на самые способы совершения этого таинства. Вопрос : Из каких мест Священного Писания видно, что таинство подаяния Духа Святого совершалось хотя и в связи с таинством крещения, но особо, в виде отдельного священнодействия? Ответ : Это видно из повествований книги Деяний святых апостолов, находящихся в её 8-й и 19-й главах. В главе 8-й рассказывается о том, как один из семи «диаконов», т.е. служителей, о поставлении которых апостолами говорится в 6-й главе, а именно Филипп благовестник (сравн.: Деян. 21, 8 ), после успешной проповеди о Христе в Самарии крестил уверовавших самарян. «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» ( Деян. 8, 14–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Вопрос : Может ли повторяться таинство елеосвящения? Ответ : Да, может. В Православной Церкви елеосвящение не рассматривается как «последнее помазание» (это наименование употребительно в Римо-Католической Церкви). Оно признается таинством повторяемым, так как человек в течение жизни может неоднократно подвергаться заболеваниям, вызывающим изнурительное состояние. Вопрос : Связаны ли с таинством елеосвящения какие либо особые обязательства (например, невступление в брак и т.п.)? Ответ : Если принявший таинство елеосвящения выздоровеет, то самый факт принятия таинства не налагает на него особых обязательств (например, чтобы он не вступал в брак, или не имел законных супружеских отношений в браке) кроме общего нравственного обязательства, связанного с предупреждением Спасителя: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Ин. 5, 14 ). Смерть телесная и бессмертие души Жизнь каждого человека неизбежно оканчивается телесной смертью ( Рим. 5, 12 ). Но телесная смерть не есть окончательное уничтожение человека как живой личности: душа умершего, временно разлучившись с телом, переходит в иной мир, где и продолжает жить, хотя и в новых для неё условиях. Эту истину выражают известные слова Господа Иисуса Христа, сказанные саддукеям: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы» ( Лк. 20, 38 ). Истина о личном бессмертии и личной загробной жизни души предполагается учением о человеке как носителе образа Божия. Бог имеет вечное и нескончаемое бытие, а человека Бог создал «для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» ( Прем. 2, 23 ). Душа не могла бы быть образом Божиим, если бы не имела бессмертного назначения. Та же истина предполагается и учением об искуплении: вся вера наша была бы суетна, мы были бы самыми несчастными существами в мире, если бы не было бессмертия, если бы мы только в этой жизни надеялись на Христа (см. 1Кор. 15, 14–19 ). О бессмертии души говорят также относящиеся к телесной смерти человека выражения Священного Писания, как «изведение души из темницы» (см. Пс. 141, 7 ), «исход» (см. Лк. 9, 31 ), «отшествие» (см. 2Тим. 4, 6 ; см. 2Петр. 1, 15 ), «разрешение» от уз тела (см. Флп. 1, 23 ). Сюда же нужно отнести и следующее место из книги Екклесиаст: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» ( Еккл. 12, 7 ). О действительности загробной жизни по смерти тела с несомненностью говорит евангельское повествование о явлении во время преображения Господа не только взятого живым на небо пророка Илии, но и умершего, подобно другим людям, Моисея, которые беседовали с Ним об исходе Его, предстоявшем Ему в Иерусалиме (см. Лк. 9, 30–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Вопрос : Что такое таинство покаяния? Ответ : «Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов самим Иисусом Христом» 49 . Вопрос : Кем, когда и как установлено таинство покаяния? Ответ : Таинство покаяния установлено Господом Иисусом Христом в первый день по Его воскресении. Вечером этого дня, «когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» Затем, показав обрадованным ученикам руки и ноги и ребра Свои, для полного убеждения их в действительности Своего Воскресения, Господь сказал им вторично: «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» ( Ин. 20, 21 ). Тотчас вслед за этим в Евангелии от Иоанна следуют два стиха, в которых говорится об установлении Спасителем таинства покаяния: «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20, 22–23 ). Вопрос : Почему при таинстве покаяния необходимо устное исповедание грехов кающимся? Ответ : В таинстве покаяния кающемуся подается врачевание его духовных недугов. «Здесь врачебница, а не судилище», – говорил св. Иоанн Златоуст . Больной телом, желая исцеления от болезни, сам рассказывает врачу о своем состоянии. Подобно этому и грешник, если искренне желает исцеления от духовных болезней, должен искренно открывать грехи свои пред духовным врачем, т.е. епископом или священником. «Если исповедуем грехи наши, – говорит св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, – то Он (Бог), будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (см. 1Ин. 1, 9 ). «Принявшие от Бога власть решить и вязать, – говорится в 102-м правиле Трулльского собора, – должны рассматривать качество греха и готовность согрешившего к обращению и затем уже употреблять соответствующее недугу врачевание». Кающийся должен исповедоваться чистосердечно, не утаивая своих грехов и не пытаясь себя оправдывать. «Насколько, – говорит Тертуллиан , – исповедание грехов облегчает, настолько утаение отягчает». Образ истинного покаянного настроения дан нам в лице мытаря, который отнюдь не оправдывал себя, но «стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» ( Лк. 18, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Вороны, приносящие небесный хлеб Вороны, первые упоминаемые в Библии птицы, появляются также в Новом Завете. Важную роль они играют и в истории пророка Илии (3 Цар 17). Когда пророк, желая остановить почитание Ваала в Израиле и восстановить почитание истинного Бога, чтобы показать силу Божию, предрёк, что не будет ни дождя, ни росы, разве что только по его (Илии) слову, он по повелению Господа удалился в пустынное место, где жил у потока Хорафа, пил из него, а вороны утром и вечером приносили ему хлеб и мясо. Вороны, слушающиеся Господа и подчиняющиеся Его повелению кормить пророка, убедили Илию, что сила Бога гораздо более значительна, чем он полагал. Большую икону Илии и ворона нам подарила молодая гречанка, обучавшаяся в Лондоне художественной реставрации. Вскоре выяснилось, что она прекрасно подготовленная, вдохновенная и великолепная иконописица. Перед возвращением в Афины она, трудясь по ночам, с молитвой, как и полагается иконописцу, писала эту икону, вкладывая в неё свою душу. Она следовала иконописной традиции, согласно которой хлеб, который вороны приносят Илие, часто изображается подобным манне, небесному хлебу, питающему израильский народ в пустыне (Исх 16). Божий человек, уйдя в пустыню, питался только тем, что даёт ему Бог. Удивительно, но животный мир — соучастник Божиего милосердия. В Евангелии говорится, как вороны живут в заботе Бога: Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их (Лк 12:24). Когда Господь говорит, насколько человек ценнее птиц (Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц — Мф 10:29,31; ткж Лк 12:6), мы замечаем часто встречающуюся в Евангелии тонкую иронию — цена птиц намного меньше цены слуги или раба, и тем не менее… А сколько историй рассказывают о дружбе монахов и диких созданий! В житии первого христианского отшельника Павла Фивейского тоже встречаются вороны. Когда к Павлу, жившему в возрасте 113 лет у ручья в шалаше из пальмовых листьев, пришёл другой отшельник, 90-летний Антоний, к ним слетел ворон и положил между ними хлебный каравай. Павел воскликнул: “Уже шестьдесят лет я ежедневно получал кусок хлеба, а сегодня, в честь твоего прихода, Христос удвоил порцию для Своих верных воинов”. Блаженный Иероним заканчивает житие Павла рассказом о двух львах, которые вырыли могилу для погребения отшельника.

http://pravmir.ru/referat-dzh-iton-krug-...

Вот перед нами исполненный живой веры в Господа иерихонский слепец Вартимей. Господь услышал его вопль о помиловании, призвал его к Себе и говорит ему: «Чего ты хочешь от Меня?» Слепец сказал: «Господи! Хочу, чтобы мне прозреть». Иисус сказал ему: «Прозри!» И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога. А вот другой слепец, с немощной и робкой еще верой, которого привели к Спасителю в окрестностях Вифсаиды Юлиевой. Господь взял его за руку (заметьте: прикоснулся к нему!), вывел вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки (т. е. вторично прикоснулся к нему), и спросил его: видит ли что? Он взглянул и сказал: вижу, но неясно; вижу проходящих людей, но так смутно, как будто бы это были качающиеся от ветра деревья. Тогда Господь снова (в третий раз!) возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. Вы видите, братие, что иногда достаточно одного лишь слова Господа, и наступает полное прозрение. Но гораздо чаще бывает так, что человек слабый и немощный в вере получает полное прозрение не сразу, а лишь после целого ряда благодатных прикосновений, по мере возрастания и укрепления его веры. Может быть, и нам, грешным, нужно еще много раз прикоснуться или, точнее, ощутить прикосновение к нам Господа во свв. таинствах, во св. Причащении, чтобы удостоиться, наконец, окончательного духовного прозрения. Поэтому не будем ослабевать в вере и надежде на милость Божию, но станем неотступно молить Господа не гнушаться нашей нечистотой, но простирать Свои пречистые длани для уврачевания наших духовных очес. Умоляя Господа просветить очи нашего сердца, мы просим Его также даровать нам дух неосуждения наших ближних. «Даруй ми... не осуждати брата моего!» О том, насколько это важно для нашей духовной жизни, для нашего спасения, да научит нас следующий святоотеческий рассказ. Один монах, проведший жизнь свою в лености и небрежении, впал в тяжкую болезнь и приблизился к смерти. В том монастыре, где он жил, был обычай всем собираться к одру умирающего и не покидать его, доколе он не испустит свой последний вздох.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010