Эту истину наглядно подтверждает то, о чем поведал нам евангелист Марк, дополняя рассказ евангелиста Матфея. Отец отрока не обладал могучей верой в чудотворную силу Иисуса Христа. Это ясно показывает его обращение к Нему: »если что можешь, сжалься над нами и помоги нам«. И Господь не упрекнул его за слабость его веры, но лишь обратил его внимание на исключительную важность веры, хотя бы она и была еще далека от совершенства. Он сказал отцу отрока: »если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас, – говорит евангелист, – отец отрока воскликнул со слезами: верую Господи! помоги моему неверию« ( Мк. 9:22–24 ). И этого было достаточно, чтобы Господь совершил чудо исцеления ради этой Им же Самим чудесно умноженной и укрепленной веры. Господь имел власть над нечистыми духами и мог одним Своим словом врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Мы же не можем, конечно, рассчитывать на безотказное обладание силой чудотворения и должны молитвенно обращаться за помощью к Нему, вверяя Ему и самих себя и тех, кому хотим помочь, ибо Он все видит, все знает и потому, спасительно дарует каждому то, что для него полезнее: здоровье или недуг, благополучие или невзгоды, успехи или кажущиеся неудачи. Но мы призваны бороться со злом, »не давать места диаволу« ( Еф. 4:27 ), вносить в жизнь мира добро, показывать пример чистой скромной и неукоризненной жизни, делать все, чтобы повсюду святилось и прославлялось благословенное Имя Божие. Если мы будем верно исполнять этот свой долг, тогда по благодати Божией и в каждом из нас, и во всех людях доброй воли будет возникать и умножаться спасительная вера, для которой нет ничего невозможного и которая, будучи »любовию споспешествуема« ( Гал. 5:6 ), каждому, кто старается быть верным Призвавшему его, откроет »свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа« ( 2Пет. 1:11 ). Аминь. Читать далее Источник: Воронов Ливерий, прот. Проповеди//Христианское чтение (Спец. вып. памяти прот. Ливерия Воронова). 1996. 11. С. 5-190. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

10:3). И опять: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс.36:25). То же обещает и Господь, говоря: «не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф.6:31—33). Он обещает, что ищущим Царства и Правды Божией все приложится: ведь все Божие; следовательно, имеющий Бога ни в чем не будет иметь недостатка, только бы сам не отстал от Бога. Так, Даниилу, когда он был ввержен в ров львиный по велению царскому, изготовляется обед Промыслом Божиим и человек Божий насыщается среди зверей алчущих, но щадящих его (Дан.14:30—39). Так, Илия питается во время бегства: преследуемый, он получает пропитание в пустыне от воронов, которые служат ему, от птиц, которые приносят ему пищу.     Св. Григорий Нисский. Но возразит кто-нибудь: возможно ли в той чистоте, какая в бесплотных силах, преуспевать получившими в удел жизнь во плоти, когда душа по телесным потребностям погружена в тьму забот? Поэтому то, кажется мне, как бы устраняя такую невозможность, Господь в последующих словах разрешает кажущееся затруднительным в предстоящем деле. Ибо этими словами в повелении просить насущного хлеба предлагается нам, думаю, учение, что довольство малым и умеренность по закону бесстрастия равняется тому, чтобы не иметь ни в чем нужды по естеству. Ангел не просит в молитвах Бога о подаянии ему хлеба, потому что одарен естеством, не имеющим нужды в чем-либо подобном, а человеку повелено просить, потому что делающееся пустым непременно имеет нужду в наполняющем. Скоротечен и преходящ состав человеческой жизни, вместо отделившегося требует возобновляющегося. Поэтому, кто в услужении естеству не увлекается сверх необходимости суетными заботами, тот ненамного ниже ангельского чина по жизни, в довольстве для себя малым подражая ангелам, ни в чем не имеющим нужды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2923...

150 . Старец же святой апа Шенуте увидел Деву Святую Марию, причем чаша с водой стояла перед ней. Она окунала в нее руки апы Псоте и кропила водой на овощи, говоря так: «Растите вверх и не прекращайте (расти)!». После этого она пожелала ему мира и удалилась в славе великой. Тогда понял наш отец апа Шенуте, что святой апа Псоте – избранный праведник, и Господь Иисус с ним во всех делах, которые он творит. 151 . Случилось еще однажды, что сидел наш отец апа Шенуте, говоря с мирянами, и ворон спустился на судно над ними и закричал. Тогда один из людей, сидевших с нашим отцом, взглянул вверх на ворона и сказал: «Добрая весть в твоем клюве, (о) ворон?». 152 . Наш отец же апа Шенуте вздохнул, говоря: «О глупость, овладевшая сынами человеческими! Откуда этому ворону знать добрую весть? Разве он посланник твоего отца? Нет, мой сын, не положи в своем сердце в другой раз слушать эту птицу, но она взывает к Господу, чтобы Он уготовил ей пропитание. Разве ты не слышал псалмопевца Давида, говорящего: „Тот, Который дает пищу животным и птенцам воронов, тем, которые призывают Его“» 194 ? 153 . Ибо многие люди ищут знамения в крике птиц, и в солнце, и в луне, и в звездах. Это все – дурное идолопоклон-ство, ибо написано: «Душа, которая будет делать это, да истребится душа та из народа» 195 . И многие еще надеются на князей этого мира, что никакое зло не постигнет их. Они не знают, что если Бог отвратит Свое лицо от них, они не смогут устоять и один час. Ибо написано: «Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих, ибо их дух изыдет из них, и они возвратятся в землю: в день тот погибнут все их помышления. О, блажен тот, помощник которого – Бог Иакова, и твердо его упование на Господа его Бога» 196 . 154 . Случилось еще, когда наш отец апа Шенуте пошел в пустыню, вот Господь Иисус явился ему и говорил с ним. Когда же они шли вместе, они пришли к мертвому, лежащему на горе. Наш отец апа Шенуте повергся ниц и поклонился Господу, говоря: «Мой Господь и мой Бог, уже много лет прохожу я мимо этого мертвеца и не знаю, кто бросил его в этом месте».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

3, 1). И поистине от такового " ночью " возьмут душу, ибо он не имеет озаряющего света богопознания, но находится в ночи богатстволюбия и омраченный ей захватывается смертью. Так, кто собирает сокровища для себя, тот по справедливости называется безумным и не успевает привести в исполнение свои намерения, но в самое время составления планов решительно исторгается из среды живых. Но если бы он собирал для бедных и для Бога, с ним не было бы так поступлено. Поэтому будем стараться " богатеть в Бога " , то есть на Него уповать, Его считать нашим богатством и хранилищем богатства. Не будем говорить: блага " мои " , но блага Божии. Если же блага Божии, то не будем отчуждать Бога от Его благ. Богатеть в Бога - значит веровать, что если я и все (свое) отдам и истощу, то и тогда ни в чем необходимом у меня не будет недостатка. Ибо сокровищница моих благ есть Бог: я отворяю и беру, что нужно. И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело - одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? Мало-помалу Господь восходит к учению о высшем совершенстве. Заметь же порядок. Он научил беречься любостяжания и присовокупил притчу о богатом в доказательство того, что желающий очень многого - безумен. Простирая учение далее, Он не позволяет нам заботиться и о необходимом. Как диавол, начиная с малых грехов, ввергает нас и в большие, почему и назван он у Иова (Иов. 4, 11) " могучий лев " , так, напротив, Господь, разрушая дела его, научает прежде бегать великих грехов, а потом указывает и начала их. Заповедав нам беречься любостяжания, доходит и до корня его, то есть заботы, чтобы и корень пресечь, и говорит: " посему говорю вам " . Поскольку, - говорит, - безумен тот, кто назначает сам себе продолжительную жизнь и, обольщаясь этим, желает большего, каков был помянутый богач, потому Я вам говорю: " не заботьтесь для души вашей, что вам есть " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

3. Человек как особое творение Божие   Необходимо отличать самую сущность повествований о сотворении Человека ( Быт. 2, 7 ; Быт. 1, 26–28 ) и их цель от формы изложения, в которой эти повествования даны. Сущность повествований о творении человека Богом состоит в утверждении, что человек есть особое творение, самое совершенное из всех существ, обитающих на земле, более того, являющееся завершением и венцом творения вообще. Человек есть творение. С одной стороны, как и любое другое творение, он находится в зависимости от Бога, как своего Творца; с другой стороны, он имеет данное ему относительно автономное бытие, имеет собственное значение неповторимой личности, обнаруживает собственное поведение. Человек, по своему происхождению, состоит в неразрывной связи с прочим творением. И в то же время между человеком и всем прочим (земным) творением имеется неустранимое внутреннее различие. Связь человека с прочим творением выражается в Священном писании тем, что: – человек возникает из земли . «И создал Господь Бог человека из праха земного» ( Быт. 2, 7 ). Образование человека из праха земного говорит о бренности его существа в условиях не преображенного мира. О том, что из себя представляла «персть», из которой Бог образовал человека, Священное Писание не говорит;   – человек связан с землей в своей жизнедеятельности. Важным назначением его является возделание земли (см. Быт. 2, 5 ). Под этим нужно понимать не просто земледельческую обработку земли. Человек призван также овладевать землей ( Быт 1, 28 ), проявлять заботу о ней, познавать окружающую его природу и разумно совершенствовать ее; – человек по телесной стороне его существа возвращается в землю ( Быт. 3, 19 ). Это возвращение изображается сначала как возможность телесной смерти, – в случае, если человек окажется не на высоте своего призвания и лишит себя условно дарованного ему бессмертия. «А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт. 2, 17 ). Когда же человек согрешил, то эта возможность перешла в неизбежную действительность, и Господь сказал человеку:

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   Итак, когда прекратилась подача ему пищи чрез воронов, и прошло много времени, опять Илия переселяется в другое место и уходит под давлением голода и делается просителем язычницы, и притом вдовы и бедной. И Бог, желая, чтобы он сделался более человеколюбивым, после того как тогда иудеям запре­щено было общение с язычниками, возвещает пророку, что он должен был предпринять в будущем: «встань , — говорит, — отсюда, и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя» (3Цар.17:9), чтобы, услышав: «язычнице», он погнушался такого пропитания и стал просить Бога о даровании дождя. Однако, и эти слова не смягчили его и он спешит туда, где его ожидало гостеприимство язычницы. И еще более замечательно то, что Бог внушает вдове сразу встретить его, голодного, суровыми словами, всеми мерами располагая его к милосердию. Что же говорит ему язычница? «Жив Господь Бог твой» (3Цар.17:12). Откуда взялись у язычницы эти слова: «жив Господь Бог твой!» (Очевидно), Бог предварительно показал ей пророка в видении; не это ли и означает сказан­ное Богом пророку: «Я повелел там женщине вдове кормить тебя» (3Цар.17:9)? Показал Бог жене предварительно образ пророка, его внешний вид, рост, просьбу, с какою он обратится. Поэтому, когда явился пророк, вспомнила вдовица показанное в виде­нии, увидела его таким, каким он показался ей в видении. Убедившись отсюда, что это было божественное откровение, она тотчас при появлении пророка на его просьбу отвечала: «жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем» (3Цар.17:12). Слова скорее отказа, чем подаяния. «У меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем» . Ничего другого, говорит, нам не остается, когда съедим эту горсть, кроме смерти. Эти слова должны были произвести впечатление на Илию. Она больше меня страдает от голода, подумал он; я голодаю хотя один, а она вместе с детьми бедствует. Да не буду я виновником смерти для той, которая окажет мне гостеприимство. И что же? Как я уже сказал, он умягчается этими словами, в его сердце возникает забота о человеколюбии. «Мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю» (3Цар.17:14). Теперь уже не далеко отодвигает дарование дождя. Прежде чем он обуздан голодом, он не допускал Божьего человеколюбия до дарования дождя, но говорил: «в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3Цар.17:1). Те­перь же допускает, и даже указывает начало разрешения, правда только указывает, а не присоединяет просьбы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3345...

   Когда людям в мужественной борьбе с грехами удается, при содействии Христовой благодати, воцарить мир в своей душе, они делаются истинными миротворцами и подлинно блаженными, потому что стали сынами Божиими. Нет большего и иного вечного блаженства для человеческого существа, чем стать сыном Божиим, ведь тем самым он делается общником богатства своего Небесного Отца, и его божеству нет конца ни в мире сем, ни в мире горнем. Господь раскрыл это благовестие, преподав Свою спасительную заповедь о миротворчестве: «Блаженны миротворцы; ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф.5:9).    Живя в этом мире, Спаситель возвестил Богочеловеческую истину: Бог — это единственное богатство человека; человек же, провозглашающий богатством творения или вещи и наживающий их как благо, но не богатеющий Богом, погибает вечной погибелью (см. Лк.12:16-21). Так как по естеству человек есть существо богообразное, то он способен жить не вещами и не от вещей, а Богом и от Бога (см. Лк.12:15). Своей Богочеловеческой жизнью на земле Спаситель явил и удостоверил, что Богочеловеческая «нищета» во всем вещественном — это сила, спасающая от греха и смерти. Нищий имением, Господь предупреждал хотящих следовать за Ним: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8:20; Лк.9:58). Евангелие спасения досточудный Господь возвещает, в первую очередь, нищим (см. Лк.7:22, 4:18). Посылая Своих учеников на проповедь Евангелия, Он дает им заповедь о нищете: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха» (Мф.10:9-10; ср.: Мк.6:8-9; Лк.9:3, 10:4). Да и всем Своим последователям заповедует Он евангельскую нищету, всей сущностью опирающуюся на всеблагого Промыслителя, на Бога Вседержителя: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться. Душа больше пищи, и тело — одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?... Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!» (Лк.12:22-24, 27-28; Мф.6:25-31).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

“Я был молод и состарился”, говорит пророк Давид ( Пс. 36:25 ) “и не видал праведника оставленным и потомков его, просящими хлеба.” Господь не заповедует ничего трудного и неисполнимого. Потому, как раньше говорил: если любите любящих вас, то ничего великого не делаете, ибо и язычники тоже творят; так и теперь представляет язычников для того, чтобы обличить нас и показать, что Он от нас требует самого необходимого (св. Златоуст): Потому что всего этого ищут язычники. Они не знают Бога истинного, не понимают что Он заботится о каждом Своем создании, живут только земной жизнью, поэтому им простительны такие попечения. “Станем есть и пить, ибо завтра умрем,” ( 1Кор. 15:32 ) – так рассуждают они. А вы должны стоять выше их. Впрочем, Христос Спаситель после того, как сильно укорил Своих слушателей, с другой стороны и утешает их, говоря: Потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом . Не сказал: знает Бог, но знает Отец, чтобы возбудить в них больше надежды; ибо если Бог есть Отец, и притом Отец всеведущий и попечительный, то не может презреть сынов, находящихся в бедах, когда даже люди, будучи родителями, не делают этого. Если скажешь, что потому должно заботиться о пище и одежде, что они нужны, то я напротив скажу: по сему-то самому, что они необходимы, ты и не должен много о них заботиться. Ибо какой отец не захочет доставить необходимого своим детям? Поэтому уже Бог непременно подаст все нужное. Ибо Он творец природы и совершенно знает ее нужды. Мы, имея Промысл Божий, не должны малодушествовать. “Имеющий Бога, – говорит св. Киприан, – ни в чем не будет иметь недостатка, если сам не отступит от Бога. Так Даниилу, когда он был ввержен в львиный ров, изготовляется обед промыслом Божиим, и человек Божий насыщается среди алчущих зверей. Так Илия питается во время бегства, он получает в пустыне пищу через воронов: птицы приносят ему пищу. “Кто же, – спрашивает бл. Августин, – действительно живет по духу правил, которые дает нам Спаситель? Тот кто помнит, что только излишняя заботливость осуждается, а не труд, который благословен Богом.”

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

  4. Назначение человека. Понятие о славе Божией   Бог, обладающий всей полнотой бытия и жизни, создал мир не вследствие необходимости или потребности в каком-либо их восполнении, но свободно и исключительно по Своей бесконечной благости. «По преизбытку благости, – говорит святой Иоанн Дамаскин , – Бог восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости» 23 . Иными словами, Бог , Который есть любовь ( 1Ин. 4, 8, 16 ), сотворил мир, и в частности человека, для того, чтобы он был объектом Его любви . В таком именно смысле нужно понимать следующие утверждения Слова Божия: «Все сделал Господь ради Себя» ( Притч. 16, 4 ) или: Бог – «Тот, для Которого всё» ( Евр. 2, 10 ).   Любовь Божия к миру и человеку вызывает, в качестве естественной ответной реакции, любовь, сознательное устремление человеческого духа или – в случае низших форм бытия – безотчетное тяготение их к Источнику жизни и любви, ибо – как говорит Апостол – «все из Него, Им и к Нему » ( Рим. 11, 36 ).   Блаженный Феодорит говорит, что «Господь Бог не имеет надобности в восхваляющих», однако благоговение и восхищение разумных творений Божиих величием Его дел не может не выражаться в возношении Богу сердечной хвалы и благодарения. Вознося своему Творцу, по примеру Ангелов, славословия и хвалебные гимны, человек склонен и всю вселенную побуждать к прославлению Господа: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его все ангелы Его; хвалите Его вся силы Его. Хвалите Его солнце и луна, хвалите Его вся звезды и свет… Хвалите Господа от земли… огонь, град, снег… горы и все холмы, древа плодоносна… царие земстии и все люди… да восхвалят имя Господне» ( Пс. 148, 1–13 ) 24 .   В послании к Евреям апостол призывает христиан «непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его ( Евр. 13, 15 ). Вместе с тем он убеждает их прославлять Бога всей своей жизнью, всеми своими способностями: «Прославляйте Бога и в телах ваших и душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор. 6, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

А иному бесстыдный и недремлющий враг нашего спасения вложит в сердце и еще более лукавую мысль: – Ведь ты не монах и не подвижник. Посмотри, сколько людей живет вокруг тебя таких, которые не только не молятся и не постятся, но и вообще не веруют в Бога. Неужели же они все погибнут? А чем же ты хуже других? Что можно сказать о такого рода самооправданиях и самоизвинениях? Скажем, лучше всего, словами св. первоверховного ап. Петра: «Братие! Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Пет. 5:8 ). Истинная причина той беспечности, с которой мы относимся к богопреданным уставам Св. Церкви, лежит без сомнения в том, что мы даже и не представляем себе своего бедственного духовного состояния. По множеству грехов, страстей, нечистых влечений, привычек, скверных мыслей мы более всего напоминаем собой тех несчастных прокаженных, которые были с ног до головы объяты сплошной неисцельной язвой и по закону Моисееву должны были находиться вне населенных мест и предупреждать всякого проходящего криками: нечист! нечист! Благодать Божию, подаваемую нам в храме во свв. Таинствах и др. священнодействиях мы принимаем не с благоговением, как величайшую милость Божию, которой мы недостойны, а как нечто должное и обыкновенное, без всякого смирения и страха Божия. Мы не чувствуем живой потребности в исправлении, в покаянных слезах, в очищении души нашей от греховной нечистоты, в тщательном приготовлении себя к вечности. А между тем может быть и к нам применимы грозные слова обличения, сказанные некогда Господом через св. апостола Иоанна Богослова возгордившимся грешникам из Лаодикийской церкви: «Знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат ... и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг»« ( Откр. 3:13–17 ). Братие! «Испытывайте самих себя, в вере ли вы?» – говорит в послании к Коринфским христианам св. апостол Павел ( 2Кор. 13:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010