а) на пра­ведного Ноя с семейством, которого сохранил Господь от по­гибели во время всемирного потопа ( Быт. 7:18; 8:4 ); б) на отца верующих Авраама, с которым всегда была десница Божия, укреплявшая его среди всех искушений, и избавлявшая его от бедствий ( Быт. 12:1; 22:2 ); в) на целомудренного Иосифа, проданного братьями своими и отведенного в Египет, а потом исповедавшего пред братьями: вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро ( Быт. 50:20 ); г) на царя и пророка Давида, столь ясно видевшего над собой перст Божий, особенно во время гонений от Саула и от собственного сына Авессалома, и так часто исповедующего это в псалмах (см. Пс. 17:22; 26:33; 102 и др.); д) на пророка Илию, чудесно получавшего себе пропитание от воронов (3 Цар. гл. 17), и потом от ан­гела (гл. 19); е) на всех святых Апостолов, которые, чувствуя над собой особенный Промысл Божий, свидетельствовали: мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем ( 2Кор. 6:9–10 ). 2 . “Но если, действительно, говорят, есть особенный Промысл Божий о человеке, и если Бог, как правосудный, более печется о праведниках, нежели о грешниках, то отчего же не видим этому подтверждения в самой жизни? От чего пра­ведники часто бедствуют на земле, а грешники благоденствуют и пользуются всеми дарами счастья?” Против этого недоумения, которое слышится издревле и так часто повторяется, кроме сказанного уже нами прежде (в § 21), заметим еще: 2 .1. Мы часто ошибаемся в своих суждениях о людях добродетельных и людях порочных, потому что о тех и других судим по одной наружности, будучи не в состоянии про­никнуть в самое их сердце и знать тайные дела их. Добро­детельными нередко считаем тех, которые носят на себе только личину благочестия, и умеют искусно прикрывать свои пороки, хотя втайне постоянно им предаются; а грешными и нечести­выми – тех, которых, при всей их невинности, чернит кле­ветою зависть и злоба, или которые, может быть, только однажды по неосторожности запятнали себя каким-либо резким противозаконным поступком, и потом искренне в нем раскаялись, и ревностно ведут благочестивую жизнь. Один Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей ( 1Пар. 28:9 ); один Он и может безошибочно судить, кто истинно пра­ведные, и кто грешные.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

а) на праведного Ноя с семейством, которого сохранил Господь от погибели во время всемирного потопа (Быт. 7:18; 8:4); б) на отца верующих Авраама, с которым всегда была десница Божия, укреплявшая его среди всех искушений, и избавлявшая его от бедствий (Быт. 12:1; 22:2); в) на целомудренного Иосифа, проданного братьями своими и отведенного в Египет, а потом исповедавшего пред братьями: вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро (Быт. 50:20); г) на царя и пророка Давида, столь ясно видевшего над собой перст Божий, особенно во время гонений от Саула и от собственного сына Авессалома, и так часто исповедующего это в псалмах (см. Пс. 17:22; 26:33; 102 и др.); д) на пророка Илию, чудесно получавшего себе пропитание от воронов (3 Цар. гл. 17), и потом от ангела (гл. 19); е) на всех святых Апостолов, которые, чувствуя над собой особенный промысел Божий, свидетельствовали: мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем (2 Кор. 6:9—10). 2. «Но если, действительно, говорят, есть особенный промысел Божий о человеке, и если Бог, как правосудный, более печется о праведниках, нежели о грешниках, то отчего же не видим этому подтверждения в самой жизни? От чего праведники часто бедствуют на земле, а грешники благоденствуют и пользуются всеми дарами счастья?» Против этого недоумения, которое слышится издревле и так часто повторяется, кроме сказанного уже нами прежде (в § 21), заметим еще: 2.1. Мы часто ошибаемся в своих суждениях о людях добродетельных и людях порочных, потому что о тех и других судим по одной наружности, будучи не в состоянии проникнуть в самое их сердце и знать тайные дела их. Добродетельными нередко считаем тех, которые носят на себе только личину благочестия, и умеют искусно прикрывать свои пороки, хотя втайне постоянно им предаются; а грешными и нечестивыми — тех, которых, при всей их невинности, чернит клеветою зависть и злоба, или которые, может быть, только однажды по неосторожности запятнали себя каким либо резким противозаконным поступком, и потом искренне в нем раскаялись, и ревностно ведут благочестивую жизнь. Один Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей (1 Пар. 28:9); один Он и может безошибочно судить, кто истинно праведные, и кто грешные.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

а) Священство Христово выражается, прежде всего, Его ходатайством на небесах: «Христос вошел не в рукотворенное святилище, ... но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» ( Евр. 9, 24 ), «Он есть Ходатай нового завета» ( Евр. 9, 15 ). б) Вместе с тем священство Христово составляет таинственное основание и видимых жертвоприносительных действий, совершаемых новозаветным священством в земной Церкви: когда священник совершает бескровную евхаристическую жертву, то, произнося молитву «Никто же достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю славы…» (во время Херувимской песни), где говорится: «Ты бо еси Приносяй и Приносимый, и Приемляй и Раздаваемый, Христе, Боже наш…» , он выражает веру Церкви в то, что невидимым Совершителем Евхаристии является Сам великий Первосвященник исповедания нашего (см. Евр. 3, 1; 4, 14 ) Господь Иисус Христос. Вопрос : В чем состоит сущность первосвященнического служения Господа Иисуса Христа? Ответ : Служение первосвященника и приносимые им жертвы прообразовали в Ветхом Завете примирительное служение Мессии – Господа Иисуса Христа, составляющее сущность Его искупительного подвига, в котором Он был и Архиереем (Первосвященником) и Жертвой, принесенной за грехи людские. Господь Иисус Христос примирил Правду Божию с человеком, сняв с каждого возрождаемого в таинстве святого крещения его вину, обусловленную как унаследованной им, так и лично приобретенной греховностью. Вместе с тем, Господь открыл путь к примирению человека с Богом, предоставив человеку возможность пользоваться очистительной благодатной божественной помощью, врачующей поврежденную грехом природу нашу. Таким образом, примирение является актом двусторонним. Это – примирение Бога (Его Правды) с человеком и человека с Богом: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их,… и как бы Сам Бог увещавает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор. 5, 19–20 ). Вопрос : Где Мессия называется Примирителем?

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

А Симон? Он вдали, во дворе сидит и греется у огня вместе со слугами архиерейскими, желая «видеть кончину». Но что сделалось с его мужественным, исполненным решимости сердцем! Не стало рядом с ним Учителя, и оскудело его мужество. Взяли от него Господа – и он дрожит от страха, как бы не признали его и не объявили пред всеми, что и он Его ученик. А затем? Затем звучат эти роковые, безумные слова: – Я не знаю этого Человека! И тотчас запел петух. А св. Лука говорит нам, что в этот самый момент Христос, обратившись, взглянул на Петра. И вспомнил Петр и свое неразумное обещание, и предостерегающее слово Господа. А облилось сердце его кровию и затрепетало в ужасе и отчаянии, и он »изшед вон, плакася горько». Один Господь знает, как измучилась и настрадалась душа Симона за те дни, которые протекали от минуты его отречения до явления Спасителя на море Тивериадском. Не подлежит только никакому сомнению, что в душе его произошла та полная «переоценка ценностей», после которой уже не бывает возврата к старому, к прежним падениям и заблуждениям. Троекратное вопрошение Симона, по разумению Православной церкви, было актом восстановления Петра в его апостольском достоинстве, которое он как бы временно утратил через свое отречение. Троекратному отречению соответствует троекратное испытание его верности. – Симоне Ионин! Любиши ли Мя паче сих? – спрашивает его Спаситель в первый раз. Не осталось ли в твоем сердце того неразумного превозношения пред другими апостолами, которое звучало некогда в твоих словах: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». – Ей, Господи! Ты веси, яко люблю Тя, – скромно отвечает Симон. Он уже не думает, что его любовь ко Христу чище, сильнее, постояннее, чем у других. Он понимает, что без содействия благодати Божией он такой же точно немощный и слабый человек, как и его собратия, и что все они вместе, слабые и немощные, одинаково дороги Христу, одинаково ценны в очах Божиих, если только пребывают в нелицемерном братолюбии. Но этого первого испытания мало для Господа. Он хочет испытать Симона еще более решительно. Ведь любовь должна быть жертвенной. И Симону в будущем предстоят такие тяжкие испытания. Ведь обет, данный им в словах »хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя«, обет нарушенный в прошлом, должен быть исполнен впоследствии. Ведь ему надлежит возвестить истину всей земле, пронести слово Евангельское до концов вселенной, надлежит много пострадать за это слово и запечатлеть свою верность Христу мученической кончиной. Так вот любит ли Петр Его теперь, после всех пережитых ужасов, такою жертвенною любовию, которая воодушевит его на радостное перенесение неисчислимых скорбей и страданий и удержит его от малодушия и новой измены?

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

А спросить Его боялись. Вот так было сформировано мнение о Мессии, как о политическом освободителе, и преодолеть это они никак не могли. И даже уже осталось несколько мгновений пребывания Господа на Земле – опять за ту же тему: не в сие ли время Ты сейчас бросишь клич, уготовляешь царство Израилю? – Опять только в земном плане. Последняя Вечеря и прощальная беседа, которая заканчивается молитвой. Вот после этого уже сами страдания. Вот Вечеря, умовение ног. Смотрите: « Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его» ( Ин. 13:1 ), – Еще не пришел час Мой (см. Ин. 8:20 )– это Он говорил раньше. Еще не пришел час Мой (см. Ин. 7:6, 30 ), даже Матери говорил: еще не пришел час Мой (см. Ин. 2:4 ). Смотрите, это, по-моему, во 2-й главе от Иоанна – не на браке ли в Кане Галилейской? Давайте-ка посмотрим: Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? – Вина нет у них. И вдруг: что Мне и Тебе, Жено? Покойный отец Ливерий Воронов , догматист прекрасный, говорил: ведь эти слова значат: ну и что? Пусть так. Пусть так – если не хватает вина. А Она продолжает: – Что скажет Он вам, то сделайте. А Ей Он говорит: – Не пришёл час Мой. – То есть показывает Матери, что Ему нельзя диктовать. Каждая мать желает видеть детей своих в послушании – прекрасно, но здесь отношение особое. Это не только Её Сын, но и Бог. Еще не пришел час Мой, что Мне и Тебе, Жено? – женщина. Вот, никакие родственные отношения . Когда Моисей давал благословение левитам – Левииным коленам, – вы посмотрите, что там сказано, – это же просто поразительно! И вот священникам бы это надо взять сейчас обязательно посмотрите Второзаконие – Второзаконие, 33-я глава. Он, , как и Иаков, перед смертью даёт благословение народу – каждому колену. И вот смотрите, 8-й стих: «И о Левии сказал [о священническом колене. Что сказал?], туммим Твой и урим Твой на святом муже Твоем, которого Ты искусил в Массе, с которым Ты препирался при водах Меривы», – это помните тот момент, когда вместо того, чтобы сказать скале: дай воду, – он в раздражении ударил по ней жезлом. И вот это и было нарушением воли Божией, так что они оба с Аароном лишились права и войти в землю обетованную.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Бескровной Жертвой называет святую Евхаристию 7-й Вселенский (2-й Никейский) собор, а также Трулльский собор (в 28 и 32 правилах). Также называют Евхаристию и многие молитвы, содержащиеся в древних чинопоследованиях литургии. Вопрос : Как следует понимать слова Господа об Евхаристии: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22, 19 ; 1Кор. 11, 24–25 )? Ответ : Эти слова не означают одного лишь восстановления в памяти спасительных событий, уже совершившихся («Крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение») или имеющих совершиться согласно Откровению («второе и славное паки пришествие»). Слово «воспоминание» имело в богослужении Ветхого Завета особый смысл, а именно смысл представления чего-либо пред лице Божие с целью снискать милость и благоволение Всевышнего путем своего рода напоминания о вере и надежде просителя. «Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ... полную горсть муки с елеем и со всем ливаном, и сожжет сие священник в память на жертвеннике; это жертва, благоухание, приятное Господу» ( Лев. 2, 1–2 ). Дым от жертвы, восходя вверх, как бы напоминал Богу о приносящем жертву и преклонял к нему милость Божию. Сожигаемая часть жертвы носила название «в воспоминание» или «в память». В Новом Завете, по мысли отцов и учителей древней Церкви, также происходит как бы непрерывающееся напоминание Богу о людях и человеческих нуждах, которое совершает Сам Вечный Первосвященник Нового Завета (см. Евр. 7, 25–26 ) Господь Иисус Христос. И Господу угодно, чтобы это ходатайство Его за людей совершалось не только на небе, но и в процессе евхаристического жертвоприношения на земле. При этом жертвенным даром служат уже не какие-либо вещественные приношения, а собственные Его Тело и Кровь, принесенные однажды за весь мир на Голгофе и чудесное воспроизводимые на алтарях христианских храмов. В таком случае слова «в Мое воспоминание» означают: совершайте это священнодействие, т.е. Евхаристию, так, чтобы оно было Моей жертвой воспоминания за вас пред Отцем, – следовательно, совершайте его в точном соответствии с его установлением на тайной Вечери.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Благодать Божия, подаваемая в таинстве брака, содействует христианским супругам в продолжении всей их жизни свято исполнять взаимные обязанности друг к другу. Тем самым она содействует к достижению целей брачного союза Таинство Священства Вопрос : Что такое таинство священства? Ответ : Таинство священства есть такое священнодействие, в котором, чрез соединенное с молитвой возложение архиерейских рук на голову правильно избранного и посвящаемого, низводится на него божественная благодать, сообщающая ему божественное полномочие и силы совершать таинства и пасти стадо Христово. Таинство священства называется также рукоположением, или (греч.:хиротонией. Вопрос : Что называется церковной иерархией? Ответ : Церковной иерархией, или церковным священноначалием, называется в Православной Церкви совокупность лиц, облеченных правом учить, священнодействовать и управлять, или, по крайней мере, участвовать в церковном учительстве, священнодействии и управлении. Церковная иерархия называется также клиром, а входящие в её состав лица – священнослужителями, или пастырями. Восполнение иерархии совершается через таинство священства. Вопрос : Какими местами Священного Писания можно подтвердить богоучрежденность пастырства и богоустановленность таинства священства? Ответ : Апостол Павел, обращаясь к пастырям Ефесской церкви (при встрече с ними в Милите), говорил им: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (т.е. «епископами»), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20, 28 ). О первосвященнике тот же Апостол говорил так: «Никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом» ( Евр. 5, 4 ). Вообще о различных иерархических лицах (которые в древней Церкви было больше, чем теперь) говорится в послании к Ефесянам: «Он (Господь) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями ... на дело служения, для созидания Тела Христова» ( Еф. 4, 11–12 ). Вопрос : Что такое степени священства? Сколько степеней священства существует теперь в Православной Церкви?

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

«Бог, – говорит Дееписатель, воспроизводящий речь ап. Петра в доме Корнилия сотника, – Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом; потому что Бог был с Ним» ( Деян. 10, 38 ). Будучи знамениями силы Божией, чудеса Господа являлись, в то же время, и предуказаниями того будущего благодатного преобразования мира и рода человеческого, которое последует за кончиной нынешнего века. Когда свершится исполнение времен и произойдет великий и последний суд над миром, тогда, по Слову Божию, явятся новое небо и новая земля, «на которых обитает правда» ( 2Петр. 3, 13 ), где не будет уже ни болезней, ни печалей, ни воздыхания (см. Ис. 35, 10 ; Откр. 21, 4 ). Чудеса, совершенные Господом, являются удостоверением или залогом того, что Он осуществит и будущие величайшие чудеса: обновление природы, воскрешение всех умерших, полную победу над всеми врагами Своего Царства, дабы ввести всех искупленных Им в вечную блаженную жизнь. Воскресение Иисуса Христа По разрушении Иисусом Христом ада последовало Его воскресение из мертвых, воссоединение Его человеческой души с пречистым телом, которое лежало во гробе, но восстало прославленным, светоносным и бессмертным. Воскресение Иисуса Христа – истина, на которой, как на глубочайшем основании, зиждутся все наши христианские верования и упования. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор. 15, 14 ), – говорит св. ап. Павел. Воскресение Христово есть беспримерное чудо, выделяющееся из всех чудес, которые когда-либо видел и слышал мир. Конечно, велики и чудеса, совершенные Господом при Его земной жизни, но все эти чудеса, даже и самое дивное из них – воскрешение мертвых к временной жизни, творили и пророки (Илия, Елисей), и некоторые из апостолов (ап. Петр, воскресивший Тавифу, – см. Деян. 9, 36–42 ), хотя, конечно, и не своей силой, как Христос. Но невозможно было и представить себе, чтобы кто-либо воскресил себя к вечной жизни. Воскреснуть самому, своей собственной силой, как воскрес Христос, и воскреснуть в жизнь вечную – возможно только для Того, Кто, будучи человеком, в то же время есть истинный Бог, Владыка жизни и смерти. «Через воскресение из мертвых» Он открылся Сыном Божиим ( Рим. 1, 4 ), – говорит Апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Бог, говорит он, благ к ним и смягчается немногими их слезами, а это укрепляет их в их идолослужении. Жив Господь Бог Израилев , говорил он, в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову (3 Цар. 17:1). Затем, Бог как бы возражал ему: что же, Илия, если они умилостивят Меня покаянием, если Я увижу их проливающими слезы и кающимися в своих согрешениях, разве Я не пошлю тотчас дождя? Нет, жив Господь Бог Израилев , разве только по моему слову (ст. 1). Жив Господь . Они, говорит, привязаны к идолам, а я клянусь Твоим божеством. Покажи, какую силу имеет клятва Тобою, чтобы чрез это они убедились в безсилии своих идолов. Нет, жив Господь Бог Израилев, в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову . Ты не отменишь, говорит, наказания, как только покажется Тебе (угодным) (потому что Тебе угодно быть человеколюбивым), но только тогда, когда я буду просить о них, когда я присужу, когда они обнаружат достаточное сердечное покаяние. Бог принял в уважение пророческое запрещение, исполнил клятву, данную Его именем. И вот Владыка всех стеснялся, с одной стороны уважая пророка, а с другой милосердуя о народе, наказываемом голодом. Что же делает Он тогда? Вместе с народом наказывает и пророка, чтобы и сам, подвергнувшись тому же наказанию, он скорее сознал бы несовместность своего заклятия с человеколюбием, наказывает вместе с народом и пророка, но облегчает для пророка это наказание, в самом способе исполнения человеколюбия проявляя и Свою мудрость. В самом деле, Он питает пророка при помощи птиц, ненавидящих детей; ведь ворон — родитель, не любящий детей, и не выкармливает тех, кого рождает. На это именно намекая, пророк дважды говорил: (дает Господь пищу) и птенцам ворона, призывающим Его (Пс. 146:9). Так как птенцы ворона, да и все вообще птенцы, не в состоянии собирать себе пищу, но о тех заботятся родители, а воронята лишены родительского попечения, и, тем не менее, род воронов сохраняется и без родительского воспитания, то Давид, показывая человеколюбие Божие, приписывает пропитание их Богу.

http://predanie.ru/book/219416-tom-6-kni...

" Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего ради очищения нас от грехов наших... Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас« ( 1Ин. 4:8–10, 19 ). Древний мир не был в полном неведении о Боге. Что возможно знать о Нем естественному человеческому разуму, было известно и язычникам. Но как показывает история религий, свидетельствующая об их религиозном опыте, Божество чаще всего представлялось им страшной и даже губительной силой, требующей умилостивления посредством жертв, в том числе и человеческих. И только немногие лучшие представители язычества возвышались до более высокого представления о Божестве, наделяли его более человечными чертами и чтили того «Неведомого Бога», о жертвеннике которому упоминал в своей знаменитой речи, произнесенной в афинском ареопаге, св. апостол Павел ( Деян. 17:23 ). Представления о Боге в ветхозаветном избранном народе были, конечно, гораздо более чистыми и возвышенными. Однако и они не возвышались до мысли о том, что Бог есть «любовь и самое существо любви» (митр. Филарет), и потому древние израильтяне не знали и той великой и радостной истины, которая открылась только в христианстве и которую возвещает нам в своем соборном послании св. апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии ... Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1Ин. 3:2, 1 ). Дарованное нам усыновление, дающее нам право обращаться к Богу, как к нашему Небесному Отцу, позволяет нам надеяться на милосердие Божие и тогда, когда по немощи воли мы оказываемся не на высоте христианского призвания и впадаем в те или иные грехи. »Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин. 1:9 ). Свидетельствуя о безграничной любви Божией к Его творению и особенно к человеку, как носителю образа Божия, Апостол утверждает однако, что эта любовь не относится безразлично к расположению нашего сердца, к нашему нравственному настроению. Он со всей определенностью указывает на три великие препятствия к нашему духовно­нравственному совершенствованию, становящиеся преградой для изливающейся на нас любви Божией. Эти три препятствия суть: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» ( 1Ин. 2:16 ). И понятно, что Церковь Христова особенно ценит стяжание добродетелен, противоположных этим трем порокам, ценит развитие и укрепление в нас целомудрия, воздержания и смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010