Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), свт. (пам. 12 мая), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730). Сведения о жизни Г. до 712 г. восходят к поздним источникам, однако они не противоречивы и не опровергаются общей информацией об эпохе, поэтому вполне могут соответствовать действительности. Отец Г., патрикий Юстиниан, после смерти имп. Константа II (668) участвовал в заговоре против Константина IV и был за это казнен, а Г. подвергся оскоплению. Высказывалось предположение, что Юстиниан и Г. происходили из семейства Германа, племянника имп. Юстиниана I (527-565), и находились в родственных отношениях как с ним, так и с буд. имп. Юстинианом II (685-695 и 705-711) (Stein). Нек-рые источники говорят о родстве Г. с имп. Ираклием (610-641). Во всяком случае Г. несомненно принадлежал к высшей аристократии. Он стал клириком храма Св. Софии в К-поле, а ок. 705/6 г. был рукоположен на митрополию Кизика. Впервые имя Г. упоминается в близком ему по времени историческом сочинении в контексте Собора 712 г., созванного имп. Варданом Филиппиком для пересмотра решений Вселенского VI Собора 680-681 гг.: среди подписавших деяния Собора 712 г. (вскоре осужденного как монофелитский) помимо председательствовавшего патриарха Иоанна VI приводятся имена 2 епископов - Г. Кизического и прп. Андрея Критского , причем прямо указано, что Г. впосл. стал патриархом. Это известие сохранилось в хронике Феофана Исповедника ( Theoph. Chron. P. 82.12-21), но его необходимо рассматривать с т. зр. источника, к-рый переписывает Феофан. По-видимому, это было некое тенденциозное сочинение, описывавшее историю Византии 685-718 гг., с тем чтобы представить приход к власти имп. Льва III в 717 г. как спасительное событие после мн. лет хаоса и плохого управления. Если автор, близкий к иконоборцу Льву III (не исключено, что это был и сам император), счел нужным особо отметить участие Г. в еретическом Соборе, то это означает, что отношения между патриархом и императором были весьма непростыми уже с воцарения.

http://pravenc.ru/text/164781.html

Успение Пресвятой Богородицы. Галерея образов Праздник Успения Пресвятой Богородицы – светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Богоматери все человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом. Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на небо сохранилось в сочинениях Мелитона Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. Об иконографии Успения Божией Матери можно прочесть в статье Светланы Липатовой «Успение Пресвятой Богородицы: иконография праздника в искусстве Византии и Древней Руси» . vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Монастырь Ставроникита. Афон (автор: Феофан Критский) vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Фрагмент фрески vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Церковь Санта Мария Маджоре, Рим, 1296 год. Фрагмент vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Церковь Санта Мария Маджоре, Рим, 1296 год vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Церковь Санта Мария Маджоре, Рим, 1296 год. Фрагмент vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Константинополь, X век; Париж. Музей Средневековья vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Икона с клеймами. Византия; XV век vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, XIV век vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Патмос, монастырь св. Иоанна Богослова. XV век. vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Пелена. Сольвычегодский историко-художественный музей. XVI-XVII век vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Византия, XI век. Слоновая кость

http://pravoslavie.ru/55704.html

Исполняя поручение, посланники пытались убедить императора отказаться от иконоборчества, в результате Феодор и Феофан были сосланы, а М. С. посажен в тюрьму вместе с его учеником (в греч. тексте - братом) Иовом. Затем имп. Михаил II Травл возложил на него вериги и сослал вместе с учеником в один из «плусиадских» мон-рей, где он претерпел много страданий. После восстановления иконопочитания имп. Феодора просила М. С. стать патриархом, но он отказался и стал синкеллом при патриархе свт. Мефодии. Прожив благочестиво 85 лет, М. С. преставился 18 дек. (в греч. тексте сообщается еще о его игуменстве в к-польском монастыре Хора). Димитрий Ростовский включил в свою «Книгу житий святых» только краткое упоминание о М. С. ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 139). В отредактированных же «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» представлено сказание, созданное, видимо, на основе стишного Пролога или греч. служебной Минеи, но с дополнениями. В частности, описывается отношение Рима к иконоборчеству: папа Римский обратился к патриарху Иерусалимскому Фоме с просьбой содействовать в искоренении этой ереси, и именно поэтому М. С. вместе с Феодором и Феофаном были посланы к императору. Кроме того, уточняется, что основные мучения М. С. и его подвижники претерпели при имп. Феофиле, когда Феодор и Феофан подверглись поруганию и у них была отобрана переписка патриарха Иерусалимского с папой Римским. Л. В. Прокопенко Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2563766.html

Агентство национальных новостей посвятило Великому посту целую серию материалов. Заметка под странным названием « Великий пост: духовное очищение начинается с бани » содержит довольно удивительное утверждение: «В первый день — Чистый понедельник — на Руси был обычай идти в баню, чтобы вступить в Великий пост очищенным духовно». Связь между мытьем в бане и духовным очищением явно не просматривается. В следующем абзаце автор почему-то заявляет, что Первая неделя поста «называется Соборная». Автор говорит о том, что священники напоминают, что цель поста — не только ограничение в пище, а, прежде всего, нравственное очищение души от страстей и греховных помыслов. Далее следует рассказ о чтении Канона Андрея Критского, краткое описание которого дается здесь же: «Это очень большой по объему, разделенный на четыре части канон, в котором вся священная история Ветхого и Нового Завета увидена сквозь призму состояний, грехов, страстей и покаяния человеческой души. Персонажи и события священной истории аллегорически представляют все многообразие духовной жизни человека: от рабства безобразию страстей и порабощения плоти до красоты покаяния и царственной свободы духа, даруемой Богом». Далее появляются статья Татьяны Пелипенко « Великий пост — борьба со своими пороками » и аналитический материал «Анализ религиозной ситуации в России», авторы которого задаются вопросом, кому и зачем нужен Великий пост. «…Смысл поста совсем не в том, чтобы похудеть или телесно подлечиться, - делают они вывод, - Святитель Феофан Затворник называет пост «курсом спасительного врачевания душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого». «Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти… Смысл поста — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель». Небольшой рассказ о значении молитвы Ефрема Сирина мы находим в опубликованной 9 марта заметке об уральских школьниках : «Особая значимость этой молитвы состоит в том, что в ней показана самая суть покаяния.

http://pravoslavie.ru/4939.html

Святитель Андрей, архиепископ Критский (греч. AndreaV o KrhthV, IerosolumithV), как говорит составленное Никитой патрикием житие, родился в семье благочестивых родителей Георгия и Григории. До семи лет ребенок не говорил, и первые слова произнес в семилетнем возрасте после причащения Святых Христовых Таин. Начальное образование получил в Дамаске, где изучил основы грамматики, риторики и философии. Уже в пятнадцатилетнем возрасте святой Андрей поступил в Святогробское братство при храме Воскресения Христова в Иерусалиме; там он был пострижен в монашество, посвящен в чтеца, а затем назначен нотарием и экономом; этим объясняется второе распространенное именование преподобного Андрея – Иерусалимлянин. В 685 г. он вместе с двумя другими иерусалимскими монахами повез в Константинополь принятые Иерусалимской Церковью акты VI Вселенского Собора и был оставлен в столице при храме святой Софии. Здесь он был посвящен во диакона и прослужил в этом сане свыше 20 лет; в его ведении находились сиротский приют и богадельня. При Константинопольском патриархе Кире (706–712) Андрей был хиротонисан во епископа и получил назначение на кафедру в г. Гортина на острове Крит с титулом архиепископа Критского В 712 г. император Филиппик Вардан издал указ, который, под предлогом установления мира в империи, фактически возобновлял осужденную VI Собором ересь монофелитства. Как свидетельствует святой Феофан Исповедник, епископы Критский Андрей и Кизический Герман (будущий святитель, Патриарх Константинопольский), были в числе отвергших деяния VI Вселенского Собора под давлением императора Филиппика. Но это, видимо, было актом недостойной уступчивости (или «икономии»), но не отступничества В 713 г. Филиппика свергли; Православие было восстановлено, списки актов VI Вселенского Собора вновь были разосланы, приняты и подписаны всеми бывшими участниками лжесобора 712 г. Считается, что раскаяние преподобного Андрея в том, что он подписал еретическое определение, было одной из причин составления Великого канона. На Крите архиепископ Андрей строил церкви, в том числе по образцу знаменитой Влахернской в Констанотинополе, устраивал приюты и богадельни. Предание свидетельствует, что по молитвам святителя совершались многочисленные чудеса. Несколько раз святой Андрей совершал поездки в Константинополь; в 740 г. по пути на Крит он заболел и умер на острове Лесбос, где его мощи были положены в храме мученицы Анастасии (ныне эта церковь носит имя святителя). Святого Андрея знали на Руси; русские паломники – анонимный автор «Хождения в Царьград» (конец XIV – начало XV в.) и Стефан Новгородец (путешествовавший в 1348–1349 г.) в своих записках рассказывают об исцелениях от нетленных мощей Андрея, находившихся в Константинопольском монастыре его имени.

http://pravmir.ru/velikij-kanon-istoriya...

Г. 1-й пол. 1343 г. § 13-15. Приводятся святоотеческие цитаты, призванные обосновать различие сущности и энергий. § 16. Автор вновь переходит к теме Фаворского света и обвинениям в «новом богословии». § 17-22. Интерпретация выражения прп. Максима Исповедника, в котором о Фаворском свете говорится как о «символе» ( Maximus Conf. Ambigua//PG. 91. Col. 1165 D). Это вторая спорная цитата из прп. Максима, которому будет уделено много места в дальнейших паламитских спорах, напр., в 1-м антирритике Никифора Григоры или в 3-м слове митр. Феофана Никейского о Фаворском свете. Приводя длинный ряд торжественных эпитетов, напоминающих знаменитый гимн Свету у Григория Паламы в «Антирритиках против Акиндина», М. Г. утверждает, что Свет является природным символом, воспроизводя тем самым теорию, изложенную в «Триадах» свт. Григория Паламы (так же впосл. поступит и митр. Феофан Никейский). Приводя контекст из «Амбигв» прп. Максима, но не имея по сути никаких доказательств в пользу того, что здесь Максим говорит о природном символе, М. Г. включает в дальнейшие параграфы (§ 18-21) длинные цитаты из «Гомилии на Преображение» прп. Иоанна Дамаскина, аналогичного сочинения прп. Андрея Критского, творений свт. Афанасия Александрийского, свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова, свт. Иоанна Златоуста. Цитаты призваны доказать, что Григорий Палама не «новый богослов» и что Свет - Божество «изнутри из сверхбожественного Божества, а не чувственный и не делимый символ» (§ 22), как будто бы утверждает вслед за Варлаамом сам Акиндин (к-рый этого на самом деле не утверждал). Однако ни в одном из приведенных мест из сочинений отцов Церкви видимый очами Фаворский свет не называется нетварным, так что в итоге цитаты не достигают своей цели. § 23. Переход к обвинению в адрес свт. Григория Паламы в утверждении высшего и низшего божеств. В обоснование паламитского богословия М. Г. (как впосл. и сам свт. Григорий на Соборе 1351 г.) приводит цитату (правда, иную, нежели Григорий Палама) из «Ареопагитик» и спрашивает, неужели Акиндин сопричислит к Проклу и Платону Дионисия, если последний говорит о «непричаствуемом Боге», и припишет двоебожие Ареопагиту, словно вводящему причаствуемого Бога, низшего по сравнению с непричаствуемым.

http://pravenc.ru/text/2562250.html

Потом – святой Григорий Богослов , из творений которого взяты мысли на Рождество, Пасху и другие праздники. Потом – имена святых Георгия, Романа песнописцев... Знаменитые авторы многих богослужений – святой Иоанн Дамаскин , святой Косма Маюмский, святой Андрей Критский , святой Иосиф, архиепископ Солунский, брат святого Феодора Студита , и сам он; и многие, многие другие: преподобный Феофан «Творец канонов», епископ Никейский, ученый богослов и страдалец за иконы; Христофор Протосинкрит; Иоанн Евхаитский; некий Николай; инокиня Кассия; Симеон Логофет ; Иоанн Арклийский; Митрофан, автор троичных канонов на полунощницах; святой Софроний, патриарх Иерусалимский; святой Мардарий; Феостирикт-монах; Симеон Метафраст ; святой Симеон Новый Богослов ; Павел Амморейский; Марк-монах; Анатолий; священномонах Игнатий; святой Григорий Синаит ; святой Макарий Великий ; святой Антиох; святой Иоанникий; святой Евстратий; святой Пахомий Великий ; цари-песнописцы Феодор Дука, Лев Премудрый и сын его Константин; потом еще упоминаются – Герман, Киприан. Снова напомним святых Василия Великого , Иоанна Златоуста , Иоанна Дамаскина и святого Ефрема Сирина : у первого много молитв после часов и в Правилах ко Святому Причащению; то же (о Правилах) и у Златоуста... Всем нам известны молитвы святого Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего»... Должно прибавить и имя святого Григория Двоеслова , папы Римского, создателя литургии Преждеосвященных Даров, у коего в «Ныне силы Небесныя» говорится: «Се Жертва тайная совершена (то есть Христос Искупитель) дориносится». И – много неизвестных, безымянных авторов. Правда, в греческих богослужениях (Октоих, обе Триоди, Двунадесятые праздники, Правила ко Причащению и прочее), в большинстве их, указываются имена авторов; хотя много (особенно в стихирах, но не в канонах) и безымянных произведений. Что же касается российских служб, то тут мало указывается авторов: видимо, русские авторы считают себя не авторитетными, чтобы напоминать о своем авторстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Но царь, замечает наш автор, не узаконил злого совета (§4). Вслед затем неожиданно и некстати является на сцену дружина святых. Одни побуждали себя к мученичеству, и во главе их стояла благороднейшая красавица Мария, происходившая из царственного рода (βασιλικωττου γνους καταγομνη), речь которой приведена автором (§ 5). Все воодушевились и каждый из них молил Бога о даровании им терпения доблестно противостоять безбожному; остальные, объятые страхом, рассеялись по селениям, островам и морским пещерам (§ 6). Далее опять следует выписка из Феофана: на 9-м году царствования Лев начал говорить об уничтожении икон. Узнав о том, Григорий, папа старого Рима, воспретил посылать ему подати из Италии и Рима и написал догматическое письмо Льву, говоря, что царю нельзя рассуждать о вере. «Случилось тогда страшное знамение». В час жатвы, 9-го индикта (726 года) из глубины морской между островами Фирою и Фирасиею (в Критском море) как бы из расплавленной печи выступил пар, который, остывая, обращался в камень; дым и воздух пропитались огнем и из под земли в течение многих (у Феофана: τινας) дней вылетали извержения, как камни, по всей Малой Азии, Лесбосу, Авиду и Македонии до моря. Среди огня остров оторванный от материка и ранее не существовавший, соединился с островом «Священным» (ερ, § 7). Но как некогда клокотали Фира и Фирасия, так клокочет и этот (остров Иера) ныне (νν), во времена жалкого богоборца Льва. Анонимово νν объясняется заимствованием из Феофана, но так как и в устах знаменитого хрониста оно неуместно, то приходится допустить, что Феофан пользовался каким-то современным событию рассказом. Лев воздвиг войну против икон, имея помощником Висира; оба они были грубы и невежественны. И в рассказе о патр. Германе агиограф не освободился от влияния Феофановой хроники, но сочиняет более обстоятельные речи Льва и Германа. По его словам, царь прежде всего призвал во дворец блаженнейшего патр. Германа и сказал ему: «какими преданиями или определениями руководствовались наши предшественники на престоле, узаконив изображения икон? Думаю, что они были идолопоклонники, ибо «ни у одного из древних мы не находим чего либо такого»; посему прошу твою отечность (πατρτης) прекратить поклонение иконам и не отказать изложить это всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Федотов Николай, протоиерей см. Николай (Федотов), обн. митрополит Федченко см. Вениамин (Федченко), митрополит Фейхтвангер Лион, немецкий писатель 404 Феликс, прокуратор 386 Феодор (Баженов), обн. епископ 967–968 Феодор (Бекаревич), обн. епископ 504, 968 Феодор (Лукин), обн. епископ 968–969 Феодор (Поздеевский) , архиепископ 249 Феодор (Преображенский), обн. епископ 969 Феодор (Турбин или Трубин), обн. архиепископ 970 Феодор, епископ, настоятель Данилова монастыря см. Феодор (Поздеевский) , архиепископ Феодорит Критский 415 Феодосий (Алмазов), архимандрит, автор воспоминаний 45 Феодосий (Сергеев), обн. епископ 970–971 Феодосий (Феодосиев), архиепископ 74, 782 Феодосий (Шахов), иеромонах 472 ’ Феодосий, епископ см. Феодосий (Феодосиев), архиепископ Феодосий, иеромонах 52 Феодосий, обновленческий епископ Полтавский 115 Феофан (Адаменко Василий Иванович), архимандрит 994–997, 1013, 1017 Феофан (Брюханов), обн. архиепископ 971 Феофан (Туляков), архиепископ см. Феофан (Туляков), митрополит Феофан (Туляков), епископ 45, 245 Феофан (Хомжа), обн. епископ 499 Феофан Затворник Вышенский, свт. 178 Феофан Прокопович , проповедник и государственый деятель 176 Феофан, епископ Калужский см. Феофан (Туляков), епископ Феофилакт (Клементьев), епископ 310, 313, 972–973 Феофилакт, епископ см. Феофилакт (Клементьев), епископ Фесвитянинов Дмитрий, обн. протоиерей г. Кушвы 570 Фетингор 140 Фетисов Н. Н., проф.-прот. 423, 496 Фетисов, проф. 363 Фивейский, обн. проф.-прот. Харьковской епархии 242 Филарет (Домрачев), обн. архиепископ 422, 531, 973–974 " Филарет (Дроздов) , свт., митрополит Московский и Коломенским 99, 178 Филарет (Лебедев), архиепископ 242 Филарет (Романов), патриарх Всероссийский 176, 481 Филарет (Яценко), обн. митрополит 48, 56, 499, 530, 555, 578, 598, 599, 601, 602, 974–975, 1016 Филарет, патриарх Московский см. Филарет (Романов), патриарх Всеросиийский Филарет, митрополит Ростовский см. Филарет (Романов), патриарх Московский Филарет, митрополит см. Филарет (Дроздов) , митрополит

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

«Синаксарь» недели Мытаря и Фарисея считает сотворителем Триоди св. Косму Маюмского, брата св. Иоанна Дамаскина. Этот синаксарь принадлежит автору XIV в. Никифору Ксанфопулу (Ξανθοπουλο?), его мнение недалеко от правды. Существуют три типа Триоди до 1–го издания (Венеция 1522): а) Восточный или Иерусалимский, б) Константинопольский, в) Студийский. 1. Восточная Триодь а) авторы: Св. Андрей Критский (660–740): считается автором жанра канона; автор канона по случаю землетрясения (17 марта) и трипеснцев (триодей) для Страстной Седмицы (ныне на повечериях); Св. Косма Маюмский (епископ в 743): трипеснец Великого Понедельника, двупеснец (диодь) Вел. Вторника и четверопеснцы (тетраоди) Вел. Среды и Вел. Субботы. Св. Иоанн Дамаскин (+799); Андрей Слепой; Стефан Савваитский: тропари κατανυκτικα и самогласны «дня»; Марк Савваитский (палестинский монах, клирик Св. Софии, епископ Отрантский в Италии): дополняет четверопеснец Вел. Субботы. б) рукописи (XI-XII вв.): Barberini 339, Reginensis Pii II 31, Grottaferrata Δ.β/VI. 2. Константинопольская Триодь а) авторы: Феофан Начертанный (палест. монах, епископ Никейский, +845): канон Недели Православия; Св. Иосиф Песнописец (сицилиец, +863); Кассия (Иказия) (константиноп. монахиня): самогласен Вел. Среды и др.; Лев Мудрый (император, +911): самогласны; Симеон Метафраст (+970): стихиры четверга Вел. Канона; Тарасий; Георгий Никомидийский (клирик Св. Софии, епископ с 860 г.) б) рукописи: Vatican 711 (XII в.), Barberini 484/118 (1120 г.) 3. Студийская Триодь а) авторы: Феодор Студийский; Иосиф Солунский (+830): стихиры, седальны, трипеснцы, каноны; Климент Студийский (IX в.); Николай Студийский (IX в.); Антоний Студийский (IX в.); Никифор Каллист Ксанфопул (+1335 г.): автор синаксарей. б) рукописи: Grottaferrata Δ.β.1 (XI в.), Grottaferrata D. p. III (XII в.), Sinai 736/734 (XI в.), Афон: Вел. Лавра 13, Вел. Лавра Г 15, Vatican 786 (1376 г.), Vatican 769 (XV-XVI в.) 4. Триодь смешанного типа а) авторы: предыдущие, особенно Студийские монахи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010