Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь Анапавса в Метеорах. Нач. XVI в [греч. Αναπαυσ], муж. мон-рь во имя свт. Николая в комплексе Метеорских мон-рей (Стагонская и Метеорская митрополия Элладской Церкви). Мон-рь расположен на скале высотой 85 м недалеко от с. Кастраки, в 5 км от г. Каламбака. Название А. происходит либо от имени одного из ктиторов, Никанора Анапавса, либо от греч. слова «νπαυση» (успокоение, отдых). Самое раннее письменное упоминание о мон-ре встречается в житии прп. Афанасия Метеорского (XIV в.). Соборный храм (кафоликон), освященный в честь свт. Николая, был сооружен в XIII-XIV вв. Новая ц. свт. Николая, как следует из надписи над входом из нартекса в храм, была построена в нач. XVI в. Дионисием, митр. Ларисским († 1510), и иером. Никанором, экзархом Стагонским. Крестово-купольный храм в том же веке был расписан на средства иеродиак. Киприана выдающимся живописцем критской школы Феофаном Критским . Адам нарекает имена животным. Феофан Критский. Фреска на зап. стене кафоликона свт. Николая. Нач. XVI в. Адам нарекает имена животным. Феофан Критский. Фреска на зап. стене кафоликона свт. Николая. Нач. XVI в. В нартексе на сев. стене изображена сцена Второго Пришествия, на зап.- успение прп. Ефрема Сирина и Адам, дающий имена животным. На др. стенах представлены святые, преподобные, успение свт. Николая и сцены чудес Христовых, а также ктиторы: Дионисий Ларисский и Никанор Стагонский рядом с Богородицей и прп. Афанасием Метеорским. На территории мон-ря находятся также храмы прп. Антония Великого и Иоанна Предтечи, трапезная, кельи. Пришедший в упадок после XVI в. мон-рь долгое время оставался закрытым. С 1960 г. начались работы по расчистке фресок. В 1969 г. вновь зазвонили колокола на монастырской звоннице; в 1972 г. открыт храм свт. Николая, где совершается Божественная литургия. В 2000 г. в мон-ре подвизался 1 монах, игумен архим. Поликарп (Венетис). Лит.: ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 538; Νικοννος Ν. Μετωρα. Αθναι, 1992. Σ. 60-65, 102-111; Μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1997. Τ. 1. Σ. 202-205; Κκορης Δ. Θ. Ορθδοξα Ελληνικ Μοναστρια. Αθναι, 1997. Σ. 107; Κοκκνης Σ. Τ μοναστρια τς Ελλδος. Αθναι, 1999. Σ. 31-33. А. Ю. Никифорова Рубрики: Ключевые слова: АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь) АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь)

http://pravenc.ru/text/114772.html

1546 г. Мастера Феофан Критский и Симеон Мч. Папила. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца мон-ря Ставроникита, Афон. 1546 г. Мастера Феофан Критский и Симеон Наиболее древнее свидетельство церковного почитания К. и П. зафиксировано в сир. Мартирологе 411 г., где память мучеников К., П. (имена даны в искаженной форме: вместо К.- Кирилл, названный епископом, вместо П.- Павел) и Агафоники приводятся под 13 апр. В Мартирологе блж. Иеронима память мучеников без Агафодора встречается трижды: 12 марта, 12 и 13 апр., каждый раз с искажением имен: 12 марта вместо П. указан Павел (Paulus), вместо Агафоники дана форма муж. рода (Agathonus) с указанием, что они пострадали в пров. Асия. Под 12 апр. П. вновь назван Павлом, далее следует имя Исаак (Isaac), к-рое Делеэ предложил считать искажением слова «диакон» (diaconus), Агафоника названа здесь Агафоном (Agathonis). Под 13 апр. К. назван еп. Поликарпом (Policarpus), П.- Павлом диаконом, Агафоника не упоминается. По мнению болландистов, дата 12 марта возникла на основе того, что в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского святые упоминаются после рассказа о сщмч. Пионии, память к-рого обозначена в Иеронимовом Мартирологе под этим же числом (MartHieron. Comment. P. 140). Мч. Карп. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Мч. Карп. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) В Мартирологах Флора Лионского (сер. IX в.; Quentin. 1908. P. 292, 379), Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.; Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 246; Quentin. 1908. P. 481) и Узуарда (2-я пол. IX в.; MartUsuard//PL. 123. Col. 929) П. назван Папирием (Papirius), память мучеников (без Агафодора), но с добавлением памяти мч. Иустина Философа приводится под 13 апр. В Римском Мартирологе (60-е гг. XVI в.) кард. Цезаря Барония под 13 апр. содержится память Карпа, еп. Фиатиры, Папила, диакона, его сестры Агафоники, их слуги Агафодора и мн. других. В Синаксаре К-польской ц. память К., П., Агафодора и Агафоники содержится под 13 окт.

http://pravenc.ru/text/1681131.html

Contr. Eun. III 2. 53. 8-54. 7). Свт. Григорий Нисский. Роспись кафоликона мон-ря Ставроникита на Афоне. Мастера Феофан Критский и Симеон. 1546 г. Свт. Григорий Нисский. Роспись кафоликона мон-ря Ставроникита на Афоне. Мастера Феофан Критский и Симеон. 1546 г. Такие события, как распятие и вознесение, в к-рых проявились существенные свойства 2 природ Христа, «произошли с одним Лицом: от иудеев - страдание, от Бога - прославление, а не так, что один пострадал, а другой был прославлен вознесением» ( Idem. Contr. Eun. III 3. 42. 7-43. 1). В воплощении «Всевышний смирил Себя соединением с нашей смиренной природой; ведь, соединившись с образом раба, который принял, и став с ним единым, Он усваивает Себе страдания раба» ( Idem. Adv. Apollin.//GNO. T. 3. Pt. 1. P. 160. 13-16; ср.: Флп 2. 7). Хотя воплощение было действием Сына, оно произошло по воле Отца и содействием Св. Духа: «Сила Всевышнего (т. е. Сын.- А. Ф.) через Святого Духа свыше осенила, то есть вообразилась в человеческой природе» ( Idem. Adv. Apollin.//GNO. T. 3. Pt. 1. P. 139. 27-29). II. Двойство природ. Не менее определенно Г. учил о двух природах, природных свойствах и действиях Христа Спасителя. Он указывал, что в Свящ. Писании Христос равным образом называется и Сыном Божиим, и Сыном человеческим. Это означает, что «само имя Сына показывает равное причастие обеим природам; ибо как Он называется Сыном человеческим по причине сродства Его плоти с той [плотью], от которой Он родился, так Он мыслится и Сыном Божиим по причине соединения Его сущности с той [сущностью], от которой Он осуществился… Ведь ничто так не показывает [Его] Посредником Бога и человеков… как имя Сына, которое равным образом подходит той и другой [Его] природе, как божественной, так и человеческой» ( Idem. Contr. Eun. III 1. 91. 7-92. 9). Если во Христе «был весь человеческий состав, поскольку Он был искушен во всем подобно нам, кроме греха, то совершенно необходимо считать, что в Нем были и все характерные признаки высшей сущности» (Ibid. 93. 4-9). В споре с Аполлинарием Г. отрицал представление об одной природе Христа: «Если в противоположных свойствах наблюдается природа того и другого, я имею в виду [природа] плоти и Божества, то как же две природы будут одной?» ( Idem. Adv. Apollin.//GNO. T. 3. Pt. 1. P. 196. 3-5). Свойства и действия каждой из двух природ познаются неслитными, так что «Божество, соединившись с человеческой природой, и этим становится, и тем остается» ( Idem. Or. catech. 24. 31-32).

http://pravenc.ru/text/166529.html

Лавры (на юж. стене углового юго-зап. компартимента (мон. Феофан Критский, 1534/35)), в росписи трапезной мон-ря Ставроникита (мон. Феофан Критский и сын Симеон, 1545/46). На Афоне сохранились житийные изображения П. В.- 2 сцены на одном из центральных сводов в лити (к югу от входа в наос) кафоликона Хиландара: учреждение святым мон-ря и его проповедь инокам за трапезой, 1321/22 г. (переписаны в 1803/04; см.: Τουτς, Θουσστρης. 2010. Σ. 187). В Др. Руси образ П. В. представлен не только в памятниках монастырского происхождения. В составе избранных святых П. В. включен в один из древнейших сохранившихся лицевых (шитых) походных иконостасов, к-рый датирован 2-й четв. XV в. (ГИМ, частично - в ГММК). На этой лицевой иконе-пелене он изображен седым, с раздваивающейся бородой средней длины, подобно прп. Савве Освященному, его платье - цвета охры, риза темно-розовая, правой рукой он благословляет, в левой держит свиток ( Попов. 2014. С. 360). Интересно, что в состав изображений на этом шитом иконостасе были включены помимо П. В. фигуры прп. Варлаама и прп. Иоасафа, царевича Индийского, обращенные друг к другу, что сближает ансамбль шитых икон с фресками Успенского собора на Городке в Звенигороде (ок. 1400), где те же преподобные сопоставлены с композицией «Явление ангела прп. Пахомию». Вместе с др. преподобными, Саввой Освященным и Симеоном Столпником, П. В. изображен на лицевой стороне 2-сторонней иконы-таблетки новгородского письма кон. XV в. (ГТГ): он - в центре, правая рука в жесте благословения чуть выдвинута вперед из-под плаща. К редким примерам относятся миниатюры Лицевого летописного свода (Лицевой хронограф; РНБ. F.IV.151. Л.189, 70-е гг. XVI в.), где преподобный написан вместе с др. иноками, «начальниками» егип. монашества, насельниками Нитрийской пуст.- Пафнутием Великим, Онуфрием Великим, Аммоном, Паламоном, Марком Бессмертным. Среди святых, святителей и преподобных П. В. стоит в нижней части левой створки складня с перламутровой резной раковиной-панагией в центре письма строгановских мастерских 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2579862.html

Но и помимо таких ясных примеров и многочисленных памятников художественной деятельности критян XVI, XVII и XVIII веков, весьма естественно a priori гадать, что Крит давал все возможные удобства для процветания на нём изящных искусств и в частности церковной живописи, наиболее других необходимого искусства для всего православного востока, находившегося в это время в период страшного порабощения физического и морального. Как бы там ни было, но факт образования и процветания школы церковной живописи на Крите в XVI и последующих веках стоит вне всякого сомнения. Отсюда, особенно же после 1541 г., когда Селим II высадился со своими войсками в Крите и произвёл сильное опустошение, зографы-художники переселяются и находят для себя приют и широкий простор для деятельности в монастырях Афона, Синая, Патмоса, в Каире, Константинополе, Александрии и во всех других городах, где только обитали люди, говорившее греческим ромейским языком. Следы их художественной деятельности сохраняются и доселе. Критянин монах Феофан с сыном Симеоном в 1535 г. расписывали Богородичный храм в лавре св. Афанасия Афонского , в 1546 г. – обитель Ставро-Никитскую, а в 1564 г. – храм Ксенофского монастыря. Архимандрит Антонин готов признать за произведение кисти того же монаха Феофана живопись в монастыре Кутлумушском, как весьма сходную с живописью Ставроникитской, Лаврской и Ксенофской 66 , а преосвященный Порфирий считает весьма вероятным, что живопись трапезы в лавре св. Афанасия, ныне крайне испорченная и во многих местах замазанная известью, исполнена те же монахом Феофаном 67 . В XVII в. был на Афоне даровитый художник Николай критянин, с именем которого можно связывать иконопись Всесвятского храма близ Кареи в кельи, построенной иеромонахом Гавриилом, уроженцем румелийским из села Карпиниси 68 . Кисти этого художника принадлежит икона: « ϑεα λειτουργα» 69 , поступившая в наш Церковно-археологический Музей из собрания покойного преосвященного Порфирия Успенского . Иконы критских художников мы видели в Каире в патриаршем храме, при входе в гинекон, в монастыре св. Георгия в старом Каире, где, между прочим, имеется чудотворная икона Богоматери, приписываемая евангелисту Луке, с подписью, однако, критского художника 1727 года, в некоторых церквах Константинополя и Иерусалима. Но главным образом художественная деятельность критских зографов после Афона сосредоточилась в синайском монастыре, где даже создалась целая школа живописи, существовавшая в XVII и даже в XVIII столетиях и от которой сохраняется весьма значительное количество икон и до настоящего времени. Причины этого обстоятельства заключаются в следующем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

А.И.Виноградов Имя св. Андрея Критского очень известно в церковной литературе. Как красноречивый вития (песнописец и творец многих богослужебных канонов, особенно Великого канона) даже более – создатель этой последней литературной формы церковно-богослужебных песнопений 1 , св. Андрей занимает видное место в истории греческой литературы византийского периода. Но при всей литературной известности имени святого отца, его жизнь и деяния освещены в исторических памятниках очень скудно. За исключением одного места в Хронике Феофана где под 712 годом упоминается Андрей, митрополит Критский, нет ни одного исторического указания, которое с большей или меньшей точностью определяло бы время и обстоятельства жизни святителя Андрея. Литературные труды самого Андрей Критского дают, конечно, материал для биографических сведений о нем, но лишь отчасти: самостоятельного значения в данном отношении творения Андрея не имеют и могут служить для составления его жизнеописания лишь косвенно, подтверждая известное предание о святом отце и взаимно объясняясь этим преданием. Поэтому, главным источником сведений о житии святителя Андрея Критского является для нас церковное предание о нем, сохраняемое в синаксарях богослужебных книг, а также и в церковных песнопениях в честь Андрея 2 . Приступая к составлению жизнеописания Андрея, святителя Критского, я имею в виду положить в основу повествования сообщения синаксаря греческих (и славянских) богослужебных книг 3 поскольку подтверждаются и оправдываются они Хроникой Феофана 4 , творением самого Андрея 5 , песнопениями, в честь его составленными для церковно-богослужебного употребления 6 и некоторыми другими литературно-историческими указаниями. Те скудные свидетельства предания и истории, какие имеем мы об Андрее Критском , приурочивают время его жизни к шестому вселенскому собору, и при том так, что этот собор является в середине жизни святого отца, служа гранью между двумя половинами его деятельности: с одной стороны, уединенной монашеской, а с другой – общественной, в степенях церковной иерархии. Таким образом, время жизни святителя Андрея относится ко второй половине VII-ro и началу VIII-ro вв. Синаксарное предание называет Андрея современником иерусалимского патриарха Софрония († ок. 640 г.), представляет его участником шестого вселенского собора, а затем уже членом константинопольского клира и пастырем Критским; Феофан упоминает о нем, как митрополите Критском, под 712 годом, а сам Андрей, своим стихотворным посланием к дьякону Агафону 7 , содержанием которого служит благодарность за присылку для переписки актов шестого вселенского собора, показывает близость своего времени и интересов к этому собору. Упомянутое послание к Агафону тем более важно для нас, что в нем Андрей называет акты собора συλλεγντα πρσφτως (недавно составленными) 8 , а имя дьякона церкви константинопольской Агафона встречаем мы в числе нотариев шестого собора 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

    3 поколение: 1. Преподобные Анастасий Синаит и Андрей Критский. 2. Синай (Палестина, Сирия). 3. Творения Преподобного Анастасия Синаита (особенно «Вопросы и ответы» и «Слово на Преображение»). Поучения и песнопения Преподобного Андрея Критского, Деяния VI Вселенского Собора. VIII ВЕК     1 поколение: 1. Преподобный Исаак Сирин, Святой Герман, Патриарх Константинопольский. 2. Сирия (и Палестина), Константинополь.     3. Поучения Святого Исаака Сирина (там же о жизни современных ему Подвижников), Творения Германа Константинопольского, Житие Преподобномученицы Феодосии, Творения Иоанна Дамаскина (ранние).     2 поколение: 1. Святой Иоанн Дамаскин, Преподобномученик Стефан Новый и другие Вифинские Подвижники. 2. Палестина, Вифиния. 3. Творения и песнопения Святого Иоанна Дамаскина и Космы Манумского, Жития Стефана Нового и Иоанна Дамаскина.     3 поколение: 1. Преподобный Платон Исповедник (и Преподобный Феодор Студит), Святой Тарасий, Патриарх Константинопольский, Преподобный Феофан Сигриан, Преподобный Стефан Чудотворец. 2. Вифиния, Палестина. 3. Слово о Преподобном Платоне (Слово о матери) и другие ранние творения Феодора Студита (частью Житие Феодора Студита). Житие Святого Тарасия Константинопольского. Деяния VII Вселенского Собора. Житие Преподобного Стефана Чудотворца. IX ВЕК     1 поколение: 1. Преподобный Феодор Студит, Святой Никифор, Патриарх Константинопольский, Преподобные Феодор и Феофан Начертанные, Феофан Сигрианский, Святой Феодор Эдесский. 2. Вифиния, Константинополь, Палестина. 3. Творения и Жития Феодора Студита и Патриарха Никифора. Жития Феодора и Феофана Начертанных и Феофана Сигрианского.     2 поколение: 1. Преподобный Иоанникий Великий, Святой Мефодий, Патриарх Константинопольский, равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян. Святой Феодор Едесский. 2. Вифиния, Константинополь, Сирия (Палестина). 3. Жития: Преподобного Иоанникия Великого, Равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян; Святого Мефодия, Патриарха Константинопольского, Житие и творения Святого Феодора Едесского, Житие Николая Студита.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Примеры эти, нам кажется, достаточно ясно обнаруживают существующую связь Акафистного песнопения с произведениями Фотия; поэтому мы можем считать его не только установителем Акафистного праздника, но, с большою вероятностью, и составителем самого знаменитого песнопения. Однако и независимо от вопроса, кому принадлежит это произведение, важно, что похвалы Богородицы по большей части заимствованы из разных церковных пений, относящихся к эпохе не ранее восьмого и девятого веков. В нем встречаются выражения, почти буквально заимствованные из пения святых, например Андрея Критского , Иоанна Дамаскина , Феофана Начертаннаго, из слова на праздник Введения Богородицы святого патриарха Тарасия, дяди по отцу святого Фотия. Одним словом, Акафистное песнопение Богородице – это мозаика из разных пений различных песнопевцев. Мы заканчиваем наше исследование, приводя несколько примеров 100 . Акаф. ст. 14 и 15: χαρε το πεσντος δμ νκλησις, χαρε τν δακρων τς Εας λτρωσις (радуйся, падшего Адама воззвание, радуйся, слез Евиных избавление). Иоанн Дамаскин в Θεοτοκριον стр. 15: Παρθνε χαρε σεμν, του δμ νρθωσις κα τν δακρων τς Εας παλλαγ. Там же стр. 70: χαρε ’Αδμ γερσις κα Εας το θρνου ναρεσις. Феодор Студит там же стр. 45: χαρε δμ νκλησις κα Εας λτρωσις. Акаф. стр. 16, 17: χαρε ψος δυσανβατον νθρωπνοις λογισμος χαρε βθος δυσθερητον κα γγλων φθαλμος (радуйся, высото, неудобовосходимая человеческими помыслы, радуйся, глубино, неудобозримая и ангельскими очима). Иоанн Дамаскин в Θεοτοκ, стр. 100: χαρε βθος μτρητον, χαρε ψος ρρηκτον κα γγλοις γνριστον. Акаф. ст. 20: χαρε στρ μφανων τν λιον (радуйся звездо, являющая солнце). Дамаскин (там же стр. 97): χαρε στρ ν τ κσμ τν λιον μφανων. Акаф. ст. 41: χαρε γφυρα μετγουσα τος κ γς πρς ορανν (радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо). Андрей Критский в Θεοτοκ, стр. 61: χαρε γφυρα ζων πρς ορνιον τος θνητος μετγουσα. Иоанн Дамаскин (там же стр. 87): χαρε γφυρα θνητος ζων πρς θεαν μεταγαγοσα. Он же в другом месте (там же стр. 14): χαρε γφυρα ζων πρς τν θνατον βροτσς πανγουσα. Андрей Критский (там же стр. 21): χαρε θεα γφυρα θνητος μετγουσα μνη πρς ζων τν γρω. Ему подражает Феофан (там же стр. 51): χαρε γφυρα θνητος πρς ζων μετγουσα. Митрофан видоизменяет ст. Андрея так: χαροις γφυρα μετγουσα ζων πρς τν νθεον (там же стр. 67). Иосиф подражает сравнению Дамаскина так (стр. 7): χαρε γφυρα πντας πρς τν ζων πανγουσα πρεσβεαις σου.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

Св. Анастасий, Архиепископ Антиохийский, писатель 6 века, основываясь на предании, говорит, «что сотворение человека было в 25–й день марта; а посему и Гавриил в этот день послан был благовестить Деве нетленное от Нее воплощение Спасителя и предвозвестить Ей имеющее совершится через Нее спасение людей. Ибо прилично, чтобы согрешивший и воссожден был в такое же время, в какое создан» 48 . В день Благовещения Церковь торжествует совершение спасения, для которого низшел в сей нерукотворенный храм (Деву) Великий Обитатель. «Днесь, поет Св. Церковь , спасения нашего главизна, и еже от века таинства явления...» 49 . Церковные ораторы – Афанасий и Кирилл Александрийские , Анастасий Антиохийский , Исихий и Андрей (Критский) Иерусалимские говорили в этот день о плодах пришествия Сына Божия в мир. Герман, Архиепископ Константинопольский, называет его праздником из праздников 50 . Анастасий говорит: «ныне мы празднуем Благовещение Святой и Непорочной Деве, начало нового бытия для всего мира: поскольку ныне все приведено в свой порядок, все получило прежнюю красоту. Творец наш ради нас соделался подобным нам, дабы привести нас в прежнее состояние, возобновить в нас Свой образ и представить его в красоте и пр.» 51 . В древности многие считали, что в этом празднике Бог начал творение мира, а поэтому настоящим днем начинали счет времени после весеннего равноденствия, с него начинали церковное новолетие 52 . Богослужение праздника Православная Церковь , благоговейно созерцая в празднике Благовещения Пресвятой Богородицы начало и основание нашего спасения и благодарственно преклоняясь перед неизмеримым милосердием Божьим, изменившим для этого спасения, кроме естества человеческого даже сам Образ Невидимого Бога в видимый и осязаемый, радостно и торжественно восхваляет настоящее событие в своих песнопениях и молитвословиях, положенных на сей день. Молитвословия и песнопения, употребляемые и в настоящее время, составляли: Иоанн монах, Византий, Анатолий, Иоанн Дамаскин , Андрей Критский , Феофан и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Спасителя в Цаленджихе (1384-1396, мастер Мануил Евгеник), однако здесь О. представлен средовеком, в пурпурных тунике и плаще, как воин он держит вложенный в ножны меч, а П. молод, безбород, в белой тунике и пурпурном плаще. Редкий вариант изображения О.- как средовека с недлинной бородкой сохранился в июльском минологии (под 16-м днем) на фреске ц. св. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре Вел. Новгорода (1467). Образ О. включен в программу росписи ряда афонских храмов. В кафоликоне (у сев. входа) мон-ря Ставроникита (1545/46, мастера Феофан Критский и Симеон) он написан как мирянин в шитых золотом античных одеждах, с крестом, у него длинные седые волосы и средней длины борода. Очевидно, к этому изображению восходит образ О. в лицевой части Строгановского иконописного подлинника (1-я четв. XVII в.) (см.: Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869): средней длины борода с раздвоением на конце, длинное платье, короткая туника поверх длинного хитона и плащ, застегнутый по центру, плат в опущенной правой руке. Мученичество святых есть и в росписях трапезной Великой Лавры, в сев.-вост. пастофории (2-я четв. XVI в., мастер Феофанис Критский (Стрелицас-Бафас)). У мастера Дзордзиса Фукаса в росписи кафоликона мон-ря Дионисиат (1547) О. облачен в богатые одежды с шитьем и узорочьем, помимо плаща и длинного хитона на нем короткая белая туника с вышивкой, он молод; в притворе-лити кафоликона мон-ря Дионисиат (1546/47, у входа в парекклисион Акафиста Пресв. Богородицы) и в мон-ре Дохиар (1567/68, на юго-вост. крестовом своде лити) мучение святых показано как казнь через волочение лошадьми (они привязаны к конским хвостам). В сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) оба святых описаны как молодые: О.- «аки Дмитрий» (т. е. вмч. Димитрий Солунский), П.- «аки Флор». В подлиннике С. Т. Большакова под 9 нояб. названы оба мученика, а в лицевой части П. представлен вместе с прп. Матроной под 10 нояб. как молодой безбородый мученик. В руководстве В. Д. Фартусова (1910) О. рекомендовано изображать молодым, а П.- с небольшой бородкой. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 188; Большаков. Подлинник иконописный. С. 46; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 70; BiblSS. Vol. 9. Col. 1177-1180; Менолог. С. 172, 195, 283, 325, 379. Сл. 98, 234; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. Табл. 3. С. 24; Τοτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρερριον ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αινας. Αθναι, 2010. Σ. 91, 247, 345, 381; Bakirdzis Ch. e. a. Mosaics of Thessaloniki: 4th-14th Cent. Athens, 2012. P. 66-73. Fig. 32-37. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2578439.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010