В нач. XVIII в. нек-рое время К. м. был приписан к Казанскому архиерейскому дому. В нач. 1725 г. судья Казанского архиерейского дома и настоятель казанского Преображенского мон-ря архим. Иона (Сальников или Сальникеев) без ведома Синода, «сам собою», приписал К. м. к вверенной ему обители. Вскоре новый архиеп. Казанский Сильвестр (Холмский) , казанский вице-губернатор Н. Кудрявцев и др. инициировали разбирательство о «самоуправстве» архим. Ионы, в результате чего в 1727 г. К. м. вновь был приписан к Казанскому архиерейскому дому. Указом архиеп. Казанского Сильвестра от 10 нояб. 1727 г. в кельях «малобратственной» обители разместилась Казанская архиерейская славяно-лат. школа (80 учеников, в т. ч. 10 из «новокрещенских детей»). В 1728 г. для школы, в которой к тому времени обучалось до 180 чел., в обители был построен отдельный корпус с покоями для учителей и студентов. Школа содержалась из казны архиерейского дома и частично из монастырских доходов. Для нужд учащихся также была отписана монастырская дер. Сидорово Казанского у. (Там же. Т. 16. Стб. 93). В 1733 г. славяно-лат. школа была переведена из К. м. в казанский Зилантов в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь и в документах стала именоваться семинарией. После 1764 г., при настоятеле игум. Иларионе, мон-рь был оставлен за штатом. В июле 1774 г., во время Пугачёвского восстания , К. м. подвергся разграблению. Частая смена настоятелей в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. также не способствовала благополучию обители. С 16 июля 1806 г. К. м. возглавлял игум. Арсений ( ок. 1830), впосл. настоятель казанского Кизического муж. мон-ря, благочинный казанских мон-рей. В 1818 г. по поручению Синода игум. Арсений был направлен в К. м. для освидетельствования имущества. С 18 нояб. 1820 г. в К. м. настоятельствовал игум. Анастасий, с 17 февр. 1821 г.- игум. Никанор, впосл. проживавший на покое в Седмиезерной пуст., с 22 окт. 1823 г.- игум. Иоасаф, с 17 янв. 1826 г.- игум. Иннокентий, затем возглавлявший Кизическую обитель, с 26 апр. 1829 г.- игум. Аркадий, с 15 марта 1830 г.- игум. Савва, с 19 авг. 1830 г.- игум. Елевферий, с 23 мая 1831 г.- игум. Гедеон. Известно, что в день памяти вмч. Феодора на братской трапезе дозволялись спиртные напитки - херес, портвейн, рябиновые настойки, закупались также сушеная сельдь, паюсная и щучья икра, семга, судак, осетрина (для пирога), сыр, оливки, «капарцы», лимоны (НАРТ. Ф. 838. Оп. 1. Д. 6. Л. 5).

http://pravenc.ru/text/1319822.html

Во время краткого правления венецианцев на Пелопоннесе (1685-1715) проведитор Дж. С. Джанни 17 авг. 1705 г. увез чудотворную икону из М.-С., но вернул ее на следующий день в обитель, после того как внезапно умерла его жена Антонина. Когда в 1715 г. турки изгнали венецианцев из Коринфа, Богоматерь чудесным образом известила об этом проигум. М.-С. Григория и велела ему отправить к победителям посольство, чтобы избежать репрессий, что те и сделали. Статус и владения М.-С. подтверждались в 1741, 1786, 1792, 1798 гг. С XVIII в. монастырь владел подворьем в Смирне - Гелекраси. В 1769 и 1784 гг. хрисовулы валашских господарей закрепили за М.-С. подаренный ему монастырь Успения Пресв. Богородицы (Влах-Серай) в К-поле. В 1786 г. М.-С. приобрел в качестве подворья мон-рь вмч. Димитрия Солунского на о-ве Андигони (Принцевы о-ва). Видимо, большая часть братии проживала на подворьях, потому что в 1715 г. тур. военачальник, прибывший в М.-С. с приказом покарать насельников за поддержку кефалинийских пиратов, застал там только иеромонахов Софрония и Парфения. Военачальник велел отсечь им головы, но меч чудесным образом распался на куски, и турки оставили насельников в покое. Через 50 лет верноподданнические настроения насельников М.-С. сильно изменились. Во время антитур. восстания на Пелопоннесе (1770) монахи во главе с игум. Захарией активно поддержали участников боевых действий. Тогда в обители подвизалось более 100 монахов. В то же время насельники оказали помощь мирным тур. жителям Калавриты, изгнанным из города, хотя сами остались без средств. М.-С. чудом не пострадал в ходе последовавших репрессий, но были разорены мн. его подворья и убиты нек-рые из проживавших там монахов. К 1796 г. число иноков в М.-С. почти удвоилось, о чем можно судить по записи о владениях и сельскохозяйственной продукции мон-ря в Cod. 93 из Геннадиевской б-ки в Афинах. Среди членов тайного «Дружеского общества» (Филики этерия), готовившего национально-освободительное восстание 1821-1829 гг., были постриженики М.-С. (Герман (Пападопулос или Зафиропулос), митр. Христианупольский, протосинкелл архим. Амвросий (Франдзис), Иона, еп. Дамальский, монахи Неофит и Пафнутий (Рувалисы)) и представители мон-ря (игумены Иона (Канеллопулос) и Парфений (Баланос), скевофилакс Григорий и др.). Подворья Влах-Серай и вмч. Георгия Победоносца «ту Карипи» на Принцевых о-вах служили местами собраний этеристов. Проигум. Герасим (Торолос) из М.-С. с 40 монахами участвовал в сражении при Левиди (14 апр. 1821). Он отличился храбростью и в битве при Акрате (7-19 янв. 1823), одними из главных участников которой были проигум. Дамаскин и 50 монахов-мегаспилеотов.

http://pravenc.ru/text/2562754.html

В составе Кормчих Чудовской и др., более поздних редакций сохранилось «Правило» М. (окружное послание?), посвященное дисциплинарным вопросам (нач.: «Благословение Максима, митрополита всея Руси, к всем христианом правоверным»). В нем святитель прежде всего напоминает о необходимости соблюдения поста в среду и пятницу («пяток»); скоромными являются пасхальная седмица, неделя после дня Св. Троицы («но и в сю среду и пяток, иже ли суть благочьстивии от человек, сии не ядять мяса, аще ли ядят сии, несть удръжанно» - ПДРКП. Стб. 139), перед началом Петровского поста. Если день св. апостолов Петра и Павла придется на среду или пятницу, «не достоить христианом мяс ясти, но праздновати святыи день и ясти рыбу» (Там же. Стб. 140). 1 авг. «не ясти мяса, в который день причтется, не ясти ни рыбы», если праздник Успения Пресв. Богородицы придется на среду или пятницу, «не ясти мяса, но Пресвятыя ради Богородиця ямы рыбу» (Там же); мясо предписывалось не есть и в праздник Преображения Господня, на какой бы день он ни пришелся. С началом Рождественского поста на праздник ап. Филиппа, если это будет среда или пятница, «не подобно ясти мяс християном»; в рождественский сочельник мясо и рыбу не едят, после Рождества Христова вкушается мясо «и до Васильева дни» (1 янв.). Если крещенский сочельник придется на субботу или воскресенье, то «по службе Иоанна Златоустаго, хлеб и вино да ядять дондеже по вечерни». На праздник Крещения и в среду и в пятницу «подобает ясти мясо», «в иную среду и пятницу не ясти мяса и до недели, иже пред мясопусты, и сию всю неделю неудръжанно ясти мясо про ересь арьменьскую» (Там же. Стб. 141-142). В заключительной части «Правила» М. обращается к теме церковного освящения брака, считая его необходимым, поскольку «жена спасения ради человечьскаго бысть». В данной части «Правила» отражен тот факт, что церковное таинство Брака обычно игнорировалось в массе рус. населения. М. призывает священников: «...аще и старии суть и младии, да венчяются в церкви» (Там же. Стб. 142). Е. Е. Голубинский предполагал, что последняя часть «Правила», посвященная христ. браку, не принадлежит М., а дописана «каким-нибудь безграмотным писцом по какой-нибудь случайной причине» ( Голубинский. История РЦ. Т. 2. Пол. 1. С. 93-94), однако для таких сомнений никаких серьезных оснований, ни исторических, ни текстологических, не имеется. Как отметил Г. М. Прохоров , «написано Правило простым языком, без цитат Св. Писания и риторических оборотов» ( Прохоров. 1987. С. 254). Почитание

http://pravenc.ru/text/2561548.html

В 10-х гг. XXI в. в М. были произведены реставрационные работы, в ходе которых столп прп. Антония был практически возведен заново (высота ок. 15 м), поставлен крест, устроены малая церковь и 2 кельи для отшельников; появилось много строений бытового назначения; на прилегающей к М. территории отремонтированы и обновлены зальные церкви разных периодов, а также построены новые, включенные в архитектурный ансамбль. В М. с древности отмечали 2 праздника: 19 янв., день памяти прп. Антония, и 16 авг. (на 2-й день после Успения Пресв. Богородицы), престольный праздник, день Гвтаеба (Бога), который продолжался 3 дня и в котором принимало участие значительное число людей, что, по словам неизвестного паломника, «походило на великое переселение народов» (Кавказ. Тифлис, 1856. 67). Настоятели М. Иером. Мартирий (Цулукидзе) (18 июля 1873 - 28 сент. 1879), иером. Герасим (Габуния) (1887 - июнь 1894), иером. (позже архим.) Герман (Иашвили) (8 мая 1900 - 18 дек. 1912, 1918-1946/47), иером. Климентий (Пухашвили) (18 дек. 1912 - 31 мая 1915), архим. Евагрий (Диасамидзе) (1947-1951), игум. Иов (Акиашвили; ныне митрополит Руисско-Урбнисский) (22 июня 1988 - окт. 1989, нояб. 1990 - май 1992), иером. Георгий (Баришвили) (окт. 1989 - нояб. 1990), игум. Иосиф (Киквадзе; ныне митрополит Шемокмедский) (май 1992 - март 1993), мон. Михаил (Габричидзе) (окт. 1993 - 30 мая 1994), иером. Исаия (Чантурия; ныне митрополит Никозский и Цхинвальский) (11 июля 1994 - 5 апр. 1995), иером. Вениамин (Белкания) (23 апр. 1995 - 23 мая 1997), игум. Савва (Кучава) (23 мая - 3 сент. 1997), архим. Вениамин (Белкания) (с 3 сент. 1997). Г. Мачуришвили, М. Сахлтхуцишвили Архитектурный ансамбль М. Архитектурный ансамбль М. состоит из 11 церквей, столпа прп. Антония, колокольни, ограды, келий и подсобных помещений. Монастырский комплекс был окружен оградой длиной до 1400 м с проемами (высота сохранившихся фрагментов до 8 м, ширина - почти 2 м). Уцелела паперть, включенная в ограду; Иоселиани пишет, что она имела фронтон (значительно видоизменена) ( Матиашвили. 1963. С. 6; Иоселиани. 2009. С. 106). Кафоликон в честь Нерукотворного образа Спасителя

http://pravenc.ru/text/2562482.html

Начало воскресных ипакои в греч. Кондакаре письма иером. Симеона. 1288–1289 гг. (Laurent. Ashburnham. 64. Fol. 245v) Начало воскресных ипакои в греч. Кондакаре письма иером. Симеона. 1288–1289 гг. (Laurent. Ashburnham. 64. Fol. 245v) Согласно Евергетидскому Типикону (Athen. Bibl. Nat. 788, 1-я четв. XII в.), в воскресные дни И. гласа пелся после кафизм (к к-рым могли присоединяться полиелей и/или непорочны, считавшиеся наравне с кафизмами) и воскресных седальнов; после И. указаны чтения (не всегда) и степенны (см. статьи: 1, 8, 15 сент., 21 нояб., 26 дек., Неделя по Рождестве Христовом, 7 янв., 9 марта, 29 авг., Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная, сырная - Fol. 2, 5, 33v, 52, 53, 66v, 77v, 85v, 119v, 121v, 122v, 123v, 126v). В описании воскресного бдения (γρυπνα) в период Четыредесятницы св. апостолов (Петрова поста) по 1-м стихословии указан воскресный седален, по 2-м - И. гласа (Fol. 175). Со 2-й по 5-ю неделю Великого поста И. гласа назначен после полиелея (Fol. 133, 134v, 138, 139v). В ряд недель периода Пятидесятницы - о расслабленном, о самаряныне, о слепом - воскресный И. назначался по 3-й песни канона, если не было соответствующего седальна празднуемого в этот день святого, если же был, то воскресный И. должен был петься по полиелее (Fol. 159v, 161v, 163v); тогда же, по полиелее, назначено пение воскресного И. в Неделю св. отец Никейского Собора (Fol. 166v). При совпадении воскресенья с др. празднованием воскресный И. пелся по 2-й кафизме, т. е. средним в последовательности песнопений после стихословий - между воскресным седальном (по 1-й кафизме) и седальном празднования (по 3-й кафизме или по др. части Псалтири). Так, в Неделю Православия указаны воскресный седален по 1-й кафизме, воскресный И. по 2-й кафизме и седален св. пророков по полиелее (Fol. 131v). В Неделю всех святых воскресный И. назначен после 2-й из 2 кафизм (Fol. 171v). На память апостолов Петра и Павла (29 июня) если всего на утрене назначалось 3 кафизмы, то воскресный седален пелся по 1-й кафизме, а воскресный И.- по 2-й, если же звучало 2 кафизмы, то воскресный И. опускался (Fol. 105, 115v). На праздник Успения Пресв. Богородицы если на утрене звучало 3 кафизмы, то по 2-й кафизме пелся воскресный И., а по 3-й кафизме - И. Богородицы (Fol. 115v).

http://pravenc.ru/text/673735.html

по благоустройству епархии «весьма полезными» и посчитал целесообразным учредить для Каменец-Подольской епархии викариатство. 31 мая 1836 г. ректор Минской ДС архим. Евгений (Добротворский) был рукоположен в викарного епископа Винницкого. В марте 1837 г. К. был вынужден просить дозволения отправиться на лечение в Одессу и в паломничество к киевским святыням, для чего Синод исходатайствовал ему 3 тыс. р. Состояние здоровья К. вызывало беспокойство митрополита Московского, к-рый прилагал усилия к переводу его ближе к столице. С 7 по 27 июля К. проходил лечение в Одессе, однако оно не пошло на пользу. На обратном пути остановился в Киево-Печерской лавре , где его принял митр. Киевский Филарет (Амфитеатров) . В Киеве К. и митрополит встречали имп. Николая I. В этот период К. много времени уделял чтению творений св. отцов, составлению проповедей, пересмотру «Толкования на Послания ап. Павла к Евреям», к-рое предполагалось издать отдельной книгой, работал над объяснением Божественной литургии. «Случалось нередко,- вспоминал один из священнослужителей,- когда вечером оставался один и никого у него не было, посылал за лучшими воспитанниками, жившими в бурсе, заставлял их приносить свои сочинения, разбирал оные, делая свои замечания, указывал писателей, которыми должно руководствоваться, и тут же дарил им книги, способствующие к развитию заданного наставниками предложения, если таковые были в его библиотеке» (Там же. С. 290-291). В апр. 1840 г. К. был вызван в С.-Петербург для присутствия в Синоде. На медицинском совете, собранном в Каменце-Подольском в связи с крайним обострением болезни К., врачи признали необходимым проведение операции. 14 июля, несмотря на опасность для здоровья, К. выехал из Каменца-Подольского, 14 авг. прибыл в С.-Петербург и в тот же день представился членам Синода, на следующий день, в праздник Успения Пресв. Богородицы, служил литургию. Трижды в неделю он присутствовал на заседаниях Синода, в праздничные и воскресные дни совершал богослужения, занимался епархиальными делами. Синод поручил ему подать замечания на сочинения тех студентов МДА, к-рые являлись кандидатами на получение степени магистра. Из-за болезненного состояния К. обратился за помощью к архим. Никодиму (Казанцеву) . Строгие замечания архим. Никодима, лишь слегка исправленные К., в рапорте последнего были представлены Синоду. Критический отзыв К. о преподавании в МДА вызвал недовольство митр. Филарета, к-рый решил лично пересмотреть сочинения.

http://pravenc.ru/text/1840315.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОФАН II (XV в.), патриарх К-польский (4/5 мая 1440 - 1 авг. 1443), униат. Возможно, М. происходил с Крита ( Τωμαδκης. 1951. Σ. 119-120). М. был митрополитом Кизическим в 1436-1440 гг. (1-е упоминание в этом качестве - 17 февр. 1436: Hunger. 1955. S. 298, 300) и управляющим Анкирской митрополией в 1438-1439 гг. Основной источник сведений о Патриаршестве М.- воспоминания о Ферраро-Флорентийском Соборе великого экклисиарха Сильвестра Сиропула, ярого противника унии и оппонента М. Сиропул отзывался о личных качествах М. весьма положительно. По его словам, «все почитали и уважали его как благоговейного, божественного и достойного мужа», а в его отпадении от истинной веры виновны «некоторые из императорских родственников, которые нашептали ему [излишние надежды]» ( Сильвестр Сиропул. 2010. С. 301-302). М. был избран членом греческой делегации на Ферраро-Флорентийский Собор, принимал участие во встрече патриарха К-польского Иосифа II с папой Римским Евгением IV 8 марта 1438 г. ( Laurent. 1971. P. 236), поставил подпись под документом об объединении Церквей (Quae supersunt Actorum graecorum. 1953. P. 465). По свидетельству Сиропула, пребывание М. в Италии было отмечено дурными предзнаменованиями: во Флоренции у него таинственным образом пропали схимническое облачение и дарохранительница, а по пути в Венецию после подписания унии утонул один из моряков с корабля, на к-ром находился М. В Венеции в день Успения Пресв. Богородицы М. самочинно совершил службу с поминовением папы Римского ( Laurent. 1971. P. 524). Предшественник М. на К-польской кафедре Иосиф II скоропостижно скончался 10 июня 1439 г. в ходе Собора во Флоренции. В апр. 1440 г. как основные кандидаты на кафедру рассматривались М. и митр. Трапезундский Дорофей, придерживавшийся антиуниат. позиций. По свидетельству Сиропула, имп. Иоанн VIII Палеолог вынул жребий с именами Дорофея и М. и представил избрание М. как действие Божественного провидения, но на деле предварительно потребовал от М. письменное признание унии и заранее знал, на котором из кандидатов остановит свой выбор. Ходили слухи, что на обоих жребиях было написано имя М. (Ibid. P. 552). В торжественной процессии в день поставления нового патриарха (4 мая согласно Сиропулу: Ibid. P. 554; 5 мая согласно анонимной поствизант. хронике: Schreiner. 1975. S. 632) принимал участие папский посланник Кристофоро Гаратони, и это вызвало возмущение горожан. 15 мая 1440 г. с М. отказались совершать службу с поминовением папы Римского антиуниаты свт. Марк Евгеник и митрополиты Антоний Ираклийский и Дорофей Трапезундский. После этого Марк и Антоний покинули столицу и удалились в свои митрополии, а великий экклисиарх Сильвестр Сиропул оставил службу.

http://pravenc.ru/text/2563450.html

м. занимали госпиталь и школа военной разведки, в 50-60-х гг.- Задонский психоневрологический интернат. В перестроенном Троицком соборе находились кинозал для больных, медицинские учреждения, столовая и кухня, на сохранившемся 1-м ярусе колокольни - сушилка. Угловые башни были снесены до уровня ограды, трапезная, старый настоятельский корпус и деревянный Тихоновский храм разобраны. В сев.-зап. части территории у ограды были построены 2-этажный больничный корпус и др. здания. Часть надгробий с уничтоженного монастырского кладбища использовалась при закладке фундаментов новых построек. Одно из надгробий, высеченное из белого камня в виде аналоя с лежащими на нем крестом и Евангелием, было оштукатурено и приспособлено под постамент для бюста В. И. Ленина. После 1989 г. Задонский психоневрологический интернат был переведен в построенный рядом медицинский комплекс. В 20-80-х гг. XX в. паломничество к источнику свт. Тихона не прекращалось, несмотря на снос часовни, корпусов и купели и даже оцепление пикетами милиции. После обращений митр. Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) к властям Липецкой обл. решением зам. председателя Липецкого облисполкома М. Т. Наролина от 29 апр. 1991 г. сохранившиеся постройки З. м. безвозмездно передавались РПЦ. Первое богослужение состоялось 19 авг. 1991 г. в надвратном Преображенском храме. Решением Синода от 2 окт. 1993 г. З. м. был возобновлен как женский, 17 янв. 1994 г. зарегистрирован в органах юстиции (ГАЛО. Ф. Р-2241. Оп. 4. Д. 5. Л. 1). В нояб. 1998 г. З. м. посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В обители проживают настоятельница игум. Зинона (Деева) и более 50 насельниц. Митр. Мефодий (Немцов) 17 апр. 1993 г. освятил восстановленный Троицкий собор, 18 нояб. 2001 г.- центральный придел в нижнем храме собора в честь Успения Пресв. Богородицы. Нижние придельные престолы во имя свт. Николая Чудотворца и св. Иоанна Предтечи были освящены иерейским чином, а 28 мая 2007 г., в день Сошествия Св. Духа, еп. Липецкий и Елецкий Никон (Васин) освятил главный престол во имя Св.

http://pravenc.ru/text/182471.html

(Новицкий Сергей Васильевич; 4.09.1900, с. Кривичи Минской губ.- 14.10.1976, Чебоксары), архиеп. Чебоксарский и Чувашский. Из семьи священника, брат сщмч. Валериана Новицкого. В 1914 г. окончил Слуцкое ДУ, поступил в Воронежскую ДС, через год перешел в Минскую ДС, где учился до ее закрытия. В 1919-1921 гг. работал учителем в начальной школе в с. Печураны Минской губ., к-рое после подписания в 1921 г. Рижского мирного договора оказалось на территории Польши. В 1921-1928 гг. по благословению Минского и Туровского еп. Мелхиседека (Паевского) нес послушание псаломщика в церкви с. Дарево Пинской епархии, одновременно продолжал богословское образование: в 1922-1924 гг. учился в старших классах Виленской ДС, к-рую окончил по 1-му разряду, в 1925-1929 гг. был студентом правосл. богословского фак-та Варшавского ун-та. В авг. 1928 г. вступил в число братии Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры , где 15 сент. того же года был пострижен в монашество, на следующий день рукоположен во иеродиакона, 25 дек.- во иеромонаха. 15 июля 1929 г. вошел в состав духовного Собора лавры с назначением на должность правителя дел Собора. С 6 марта по 26 окт. 1931 г. нес послушание настоятеля собора в г. Остроге Волынской епархии, затем вернулся в лавру. 17 мая 1934 г. возведен в сан архимандрита. 15 июля 1936 г. был назначен настоятелем Покровского храма во Львове и благочинным правосл. храмов Галиции. Имея хорошие муз. способности, во всех местах своего служения организовывал профессиональные хоры, во Львове создал миссионерское уч-ще и вел активную миссионерскую работу среди униатов. В июне 1937 г. был отозван в Почаевскую лавру, где нес послушания преподавателя иноческой 6-классной богословской школы и законоучителя в 7-классной народной школе при лавре. В дек. 1937 г. в Варшавском ун-те защитил магист. дис. «Об изменяемости канонов православной Церкви». В 1939 г., после присоединения Зап. Украины к СССР, В. вместе с др. клириками, ранее входившими в юрисдикцию Польской автокефальной православной Церкви, воссоединился с Московской Патриархией.

http://pravenc.ru/text/150303.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ Прп. Игнатий Киево-Печерский. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер В. Белецкий. 1756 г. (РГБ) Прп. Игнатий Киево-Печерский. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер В. Белецкий. 1756 г. (РГБ) († ранее 1434, Киево-Печерский мон-рь), прп. (пам. 20 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий, архим. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря. И. упомянут в 1-м известном помяннике Киево-Печерского мон-ря кон. XV - нач. XVI в. ( Голубев С. Т. Древний помянник Киево-Печерской лавры. К., 1892. С. 4). Изображение И. имелось в стенописи древнего монастырского Успенского собора. Время настоятельства и кончины И. определяется на том основании, что его преемник архим. Никифор I упомянут как настоятель в лаврской рукописи, переписанной в 1434 г. Иосифом ( Запаско Я. Н. Украïнська рукописна книга. Льbib, 1995. С. 295). Биохимическое обследование св. мощей Киево-Печерских святых, проводившееся в 1982 г., показало, что И. преставился в возрасте ок. 60 лет. В кратком жизнеописании И., основанном на надписи, переписанной в XVII в. с его надгробной доски, сообщается: «Преподобный Игнатий, архимандрит Печерский, за святое свое житие одержал дары чудотворения от Бога и молитвою своею многих недужных исцелял, такожде и кому его просфору, которою он служил, дано вкусити, исцеление приимал. По смерти тут есть положенный телом, а душою в небе со Христом, и молится о нас» ( Модест (Стрельбицкий), еп. Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцов Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 1885. С. 37). Местная канонизация подвижника совершилась в XVII в., когда киево-печерский архим. ( Варлаам Ясинский ; 1684-1690, впосл. митрополит Киевский) установил празднование Собору преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, тогда же была составлена служба Собору. В 5-м тропаре 1-й песни канона преподобным отцам Дальних пещер И. прославляется как «пастырь иночествующих и целитель болящих». Общецерковное почитание святого установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Существуют тропарь и кондак И., написанные, по-видимому, в XVII в. Отдельный день памяти святому - 20 дек. установлен во 2-й пол. XIX в.

http://pravenc.ru/text/293409.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010