Карея. Общий вид Если и существовал некий орган управления монахами вне Афона, то он достаточно быстро сменился собственно афонским. Первое свидетельство относится к 908 г., когда афонские монахи отправили с ходатайством к императору своего прота Андрея (Actes du Prôtaton. 1975. N 2). О монашеском поселении в К. известно из Жития прп. Афанасия Афонского. В 958 г. архонт Фессалоники, искавший по приказу имп. Никифора II Фоки прп. Афанасия Афонского , обратился к проту Св. Горы как к представителю всех афонских монахов ( Svoronos. 1970. P. 32; Papachryssanthou. 1975. P. 115-116). Прот Стефан понял, что преподобный скрывается под чужим именем, и обещал судье, что Афанасий, за кого бы он себя ни выдавал, примет участие в ближайшем собрании и тогда будет обнаружен; далее поясняется, что собрания «старцев» проходили трижды в год «в лавре, называемой Карейской»: на Рождество Христово, Пасху и Успение Пресв. Богородицы ( Помяловский. 1895. С. 19-20; Noret. 1982. P. 23, 142). Изначально и вплоть до 972 г. все монахи Афона участвовали или по крайней мере обладали правом участвовать в собраниях. По Типикону имп. Иоанна I Цимисхия собрания должны были проводиться раз в год - 15 авг., в день Успения Пресв. Богородицы, число их участников было сокращено (Actes du Prôtaton. 1975. N 7). Тем не менее эта реформа не утвердилась на Афоне, и с нач. XI в. возродилась практика созыва 3 собраний в год. Постепенно сформировалась единая структура управления Св. Горой, включавшая общее собрание, Протат и совет игуменов при проте; она просуществовала без значительных изменений до конца визант. периода (см. подробнее в ст. Афон , разделы «Административное устройство» и «Образование монашеского сообщества»). В сер. X в. собрания монахов проходили в ц. Успения Пресв. Богородицы (храм Протата), в 1153 г. заседания уже переместились в др. помещение (Actes de Lavra. 1970. N 62). Древнейший храм Протата, возможно, возник в кон. IX в. Известно, что между 964 и 969 гг. стратигом Львом Фокой, братом имп. Никифора II Фоки, была воздвигнута новая церковь Протата, т. к. прежняя стала мала для монашеских собраний ( Помяловский. 1895. С. 24, 44; Noret. 1982. P. 28, 146).

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Киржачский в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2013 г. Киржачский в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2013 г. 1 июля 1990 г., в день празднования Боголюбской иконе Божией Матери , в Спасском храме свящ. Стефан Бензюк отслужил Божественную литургию. По благословению архиеп. Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова ; с 2013 митрополит) от 4 июля 1995 г. решением Синода от 27 дек. 1996 г. на территории К. м. был учрежден жен. монастырь, старшей сестрой (позднее настоятельница) назначена инокиня александровского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря Фотина (Сташевская). 15 июля 1995 г., в день празднования Положения честной ризы Пресв. Богородицы, монастырский свящ. Андрей Зацепин совершил первое всенощное бдение в храме Всемилостивого Спаса; на клиросе пели инокиня Фотина и послушница Ирина Лушина (в постриге Магдалина; впосл. настоятельница восстанавливаемого Хмелевского в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» жен. мон-ря в Киржачском р-не Владимирской обл.). 19 июля, в день празднования Собору Радонежских святых, К. м. посетил правящий архиерей и совершил совместную с сестрами молитву. 11 авг. 1995 г. при большом стечении горожан и гостей состоялись архиерейское богослужение, посвященное прп. Роману Киржачскому, и крестный ход. В тот же день архиеп. Евлогий, духовенство и настоятельница встретились с главой администрации города и руководителями местных предприятий и сообщили об открытии жен. монастыря. 31 марта 1996 г. состоялся первый монашеский постриг: старшая сестра Фотина была наречена в честь прп. Марии Египетской. До 24 дек. 2010 г. она возглавляла К. м., с 22 марта 2011 г.- игум. Феодора (Трубач). К 2014 г. в обители проживало ок. 30 сестер. Св. источник прп. Сергия Радонежского Св. источник прп. Сергия Радонежского 12 июля 1996 г. по благословению архиеп. Евлогия группа археологов начала раскопки в усыпальнице Благовещенского собора, на месте погребения прп. Романа Киржачского. 24 нояб. состоялось открытие мощей прп. Романа. По благословению архиеп. Евлогия храм-усыпальницу прп. Романа обустроили в соборном приделе во имя равноапостольных Константина и Елены. 23-25 нояб. 1997 г. в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , архиеп. Владимирского и Суздальского Евлогия и большого количества верующих прошли церковные торжества, посвященные прославлению мощей прп. Романа: освящен храм-усыпальница прп. Романа и состоялся общегородской крестный ход к Никольской ц. в Заболотье.

http://pravenc.ru/text/1840171.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святых ИУЛИАНИЯ († 1406/07), Вяземская, Новоторжская, мц. (пам. 2 июня, 21 дек., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ИУЛИАНИЯ (между 1500 и 1540?), прав. (пам. 6 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), Киево-Печерская, кнж. Гольшанская (Ольшанская) ИУЛИАНИЯ Иустиновна Осорьина (нач. 40-х гг. XVI в. - 1604), Лазаревская, Муромская, прав. (пам. 2 янв., 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КАРП (I в.), ап. от 70 (пам. 26 мая, 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 26 мая и 30 июня; пам. зап. 13 окт.) КАСПЕРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 29 июня, 1 окт., среда Светлой седмицы), чудотворная, святыня Одессы, покровительница морского флота КАССИАН († ок. 1534), игум. Корнилиева Комельского мон-ря, прп. (пам. 16 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КАССИАН (XIV-XVI вв.?), прп., Киево-Печерский (пам. 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), затворник КЕСАРЬ (I в.), ап. от 70 (пам. 8 дек., 30 марта; пам. визант. 29 марта, 30 июня - в Соборе 70 апостолов) КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» (празд. 3(16) мая в память принесения иконы из К-поля, в один день с памятью прп. Феодосия, и 15(28) авг.- в день Успения Пресв. Богородицы), чудотворная, святыня Киево-Печерской лавры в честь Успения Пресв. Богородицы КИККСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Киккотисса, Милостивая], один из наиболее почитаемых чудотворных образов на Кипре (празд. кипр. 8 сент.; празд. рус. 12 нояб., 26 дек.)

http://pravenc.ru/rubrics/123208_13.html

Память И. и А. под 9 сент. впервые встречается в мраморном Неаполитанском календаре (1-я пол. IX в.), отчасти отражающем вост. литургическую практику. С XIV в. память А. появляется в дополнениях к Мартирологу Узуарда под 26 июля (PL. 124. Col. 299-302). Имя Анна упоминается в литаниях каноников базилики св. Петра в Риме (не ранее XII в.). Упоминания имени Анна в мосарабских литургических текстах не дают основания для утверждения о том, что речь идет о матери Пресв. Богородицы. Распространение культа А. во 2-й пол. XIII в. было связано с деятельностью францисканцев, исповедующих учение о непорочном зачатии Девы Марии. С 1-й пол. XIV в. известны ранние лат. гимны (в Бревиариях из Байё и Алансона - Charland. Les Trois légendes. 1898. Vol. 1. P. 360-361) и секвенции в честь А. (Ibid. P. 370-371). Папа Урбан VI в булле «Splendor aeternae gloriae» от 1382 г. учредил почитание А. 26 июля для всей Англии, что, вероятно, было приурочено к браку кор. Ричарда II с Анной Богемской. В Скандинавских странах отмечалось также 9 дек.- день Зачатия прав. А. Пресв. Богородицы. В XIV в. культ А. получил широкое распространение в Швеции благодаря деятельности св. Биргитты Шведской († 1373). Не позднее нач. XV в. в доминиканской среде был составлен 1-й известный рифмованный оффиций А. (Ibid. P. 351-352). В печатном Бревиарии, изданном в Венеции в 1522 г., сообщается, что папа Юлий II (1503-1513) учредил 20 марта особый день памяти И. Однако обе памяти (26 июля и 20 марта) были исключены сначала из Бревиария Киньонеса (1535), а затем из Бревиария папы Пия V (1568) по той причине, что тексты, сообщающие об И., были признаны апокрифическими. Только в 1584 г. папа Григорий XIII восстановил почитание И. 20 марта, а 26 июля отмечался день успения А.; эта память вошла в составленный по распоряжению Григория XIII кард. Цезарем Баронием Римский мартиролог (XVI в.) (MartRom. Comment. P. 104, 306). Полная служба праздника в честь И. 20 марта была составлена в 1622 г., при папе Григории XV , а в 1623 г. он придал празднику в честь А. статус двойного. В 1731 г. папа Климент XII по просьбе имп. Карла VI перенес празднование в честь И. на воскресенье (октаву) после Успения. В 1742 г. была сделана попытка объединить праздники в честь родителей Пресв. Девы. В 1879 г. Лев XIII (носивший до избрания имя Иоаким) поднял статус праздника в честь И. до двойного 2-го класса (duplex secundae classis), а в 1911 г. Пий X перенес празднование И. на 16 авг. Общий праздник в честь И. и А. (26 июля) стал отмечаться только после реформ II Ватиканского Собора. tab

http://pravenc.ru/text/468935.html

построил неск. смолокуренных заводов, сырья для к-рых хватило более чем на 30 лет. В июне 1850 г. по удостоверению Синода И. был пожалован золотым наперсным крестом и награжден палицей, к-рую 21(12?) июня в козловском во имя Св. Троицы мон-ре на него возложил преосвященный Николай. В марте 1851 г. И. был утвержден благочинным, ведавшим делами Санаксарского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери и Чернеевого монастырей, Вышенской в честь Успения Пресв. Богородицы и Саровской пустыней, Темниковской и Кадомской общин (впосл. темниковский в честь Рождества Пресв. Богородицы и Кадомский монастыри). В 1853 г. И., так же как и др. «видным лицам духовного звания», была объявлена «архипастырская признательность со внесением в послужной список». 26 авг. 1856 г. за рачительное исполнение возложенных обязанностей, совмещенных с настоятельской должностью, И. был «всемилостивейше пожалован» золотым наперсным крестом из Кабинета Его Императорского Величества (Личное дело игум. Исаии. Л. 3, 5-6). Еще в 1850 г. И. изготовил для себя кипарисовый гроб. Предчувствуя скорую кончину, в авг. 1856 г. И. испросил 2-месячный отпуск, чтобы попрощаться с родными братьями. 5 сент. того же года И. вместе с иером. Авелем (Ванюковым) прибыл в Оптину пуст. По словам оптинских старцев, «радостно и трогательно было свидание» И. с прп. Антонием и прп. Моисеем. Братья вместе отслужили литургии 8 сент. 1856 г., в день празднования Рождества Пресв. Богородицы, и 14 сент., в день празднования Воздвижения Креста Господня. Насельники с благоговением «смотрели на этот святолепный Собор духовных мужей». На следующий день И. отбыл в Калугу, а затем в Саровскую пуст. (Летопись скита. 2008. Т. 1. С. 387-388). С Великого четверга до Фоминой недели 1858 г. И. ежедневно совершал богослужения, простудился, заболел горячкой. 18 апр. 1858 г. И. был погребен на сев. стороне алтаря Успенского собора. По завещанию И. похоронили рядом со строителем Исаией (Зубковым), т. к. «по любви к нему носил его имя, подражал жизни его, душами они жили нераздельно, теперь и тела их лежат рядом» ( Авель (Ванюков).

http://pravenc.ru/text/674848.html

В Типиконе, принятом в наст. время в РПЦ, уставу о К. посвящена 19-я глава. Согласно этой главе, с 1 по 21 сент. (все даты указаны по ст. ст.) поются К. из канона Воздвижения Креста Господня, с 21 нояб. по 31 дек.- из канона (точнее, канонов: при следующих подряд бденных службах, как, напр., 5 и 6 дек., предписано петь в один день К. из 1-го, а в другой - из 2-го канона) Рождества Христова, с 1 по 14 янв.- из канона Богоявления, с 15 янв. по отдание Сретения (которое приходится на разные даты) - из канона Сретения Господня, с 1 по 6 авг. и с 24 по 31 авг.- из канона Воздвижения Креста Господня, с 7 по 13 авг.- из канона Преображения Господня, с 14 по 23 авг.- из канона Успения Пресв. Богородицы; в остальные периоды года, не считая особых дней, поется общая К. Божией Матери. В наиболее важные праздники, такие как Рождество Христово и Богоявление, имеющие 2 канона на утрене, устав предписывает петь двойную К.: сначала из одного, затем из др. канона. Каждая песнь канона утрени в 1-й день Пасхи должна оканчиваться пением ирмоса сначала одним, затем др. хором, после чего оба хора должны петь этот же ирмос уже вместе и завершать песнь троекратным исполнением тропаря Пасхи. При наличии на утрене К. отменяется «Достойно есть» в конце канона. В богослужебной практике РПЦ К. исполняются в конце каждой песни канона: 1-я - после 1-й, 3-я - после 3-й и т. д. Перед 8-й К. поется стих «Хвалим, благословим...». К. распеваются на те же мелодии, что и ирмосы соответствующих гласов; иногда К. намеренно исполняются более торжественно, чем ирмосы текущего канона. Уставное предписание о двойной К. в наиболее важные праздники соблюдается не повсеместно. В совр. греч. приходской практике все 8 К. обычно исполняются как единое целое в конце канона утрени: по окончании 9-й песни канона поются К. для всех песней с 1-й по 8-ю подряд, после чего читается воскресное или праздничное Евангелие (если есть) и исполняется К. 9-й песни ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 23-24, 55-57). Т. о., в греч. среде К. воспринимаются не как цикл отдельных завершений каждой из песней канона, а как самостоятельное песнопение особого жанра. Поэтому К. могут исполняться в качестве такого песнопения и вне контекста канона утрени. Таковы, в частности, К. предпразднства Рождества Христова (нач.: Χριστς ν πλει Βηθλεμ βρεφουργεται -          ), которые не упоминаются в уставе и не связаны с к.-л. из известных рождественских канонов, но могут исполняться в современной греческой практике в качестве особого песнопения в одно из воскресений перед Рождеством Христовым (в рус. Ирмологии эти тексты также присутствуют, но не имеют реального употребления). Влияние греческого восприятия цикла К. как самостоятельного песнопения в русской традиции архиерейского богослужения можно усмотреть в практике пения всех рождественских К. подряд во время облачения архиерея к службе в день Рождества Христова и проч.

http://pravenc.ru/text/1681349.html

после заседания кафедрального капитула, принявшего это решение. При созданной в 1871 г. второй Германской империи А. с его богатыми историческими традициями рассматривался как символ непрерывности имперской идеи в Германии. Благодаря конкордату между Ватиканом и Германией, заключенному 14 июня 1929 г. папским нунцием Эудженио Пачелли (буд. папа Пий XII ) и премьер-министром О. Брауном, появилась возможность возродить еп-ство в А. Папской буллой «Pastoralis officii nostri» от 13 авг. 1930 г. и особым декретом нунция Э. Пачелли (Dekret des Apostolischen Nuntius in Deutschland betreffs Domkapitel und Circumscriptio der Diözese Aachen) от 31 авг. 1930 г. Ахенская капелла была возведена в ранг кафедральной церкви. Епископом вновь созданного диоцеза, подчиненного архиепископу Кёльна, стал Йозеф Генрих Петер Фогт, бывш. пробст кафедрального капитула и генеральный викарий в Кёльне (1931-1937). Небесной покровительницей Ахенского еп-ства является св. Дева Мария; праздник диоцеза 15 авг.- в день Успения Богородицы. На территории еп-ства проживает более 2 млн чел., из них ок. 1250 тыс. католиков (An. pont. 1999). Реликварий Пресв. Богородицы. XIII в. Большое значение А. как политического и религ. центра империи подтверждается многочисленными дарениями герм. королей и императоров капелле с мон-рем, городской общине А. и окрестным мон-рям (бенедиктинскому (с 1220 цистерцианскому) аббатству Буртшайд и общине августинцев-каноников св. Адальберта). При постройке капеллы имп. Карл Великий послал посольства в Иерусалим и К-поль за реликвиями для нового храма. В 799 г. он, согласно сообщениям хронистов, получил от Патриарха Иерусалимского неск. реликвий с места Воскресения Иисуса Христа, в т. ч. 7 главных святынь, сделавших А. крупнейшим центром паломничества к северу от Альп: одеяние Богородицы в ночь Рождества, пеленки Младенца Христа, окровавленная повязка с чресл Иисуса Христа на кресте, плат, в к-рый была завернута глава св. Иоанна Крестителя (4 «великие» святыни), кожаный пояс Христа, тканый пояс Богородицы, кусок веревки, к-рой Христос был привязан к столбу при бичевании (3 «малые» святыни). Святыни пребывали в реликварии и не выставлялись для поклонения. Перенос их в 1238 г. в новый реликварий св. Девы Марии, подаренный имп. Фридрихом II, позволил проводить торжественные показы реликвий для поклонения верующих (1238, 1242, 1322). С 1349 г. в связи с эпидемией чумы такие показы устраивались каждые 7 лет с 10 по 24 июля, т. е. в течение недели до и после праздника освящения придворной капеллы (17 июля), а также при коронациях и посещениях А. императорами. С XIV в. из-за большого наплыва паломников реликвии демонстрировали со специально построенной галереи, соединявшей башню и здание капеллы.

http://pravenc.ru/text/77174.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство КЕСАРЬ (I в.), ап. от 70 (пам. 8 дек., 30 марта; пам. визант. 29 марта, 30 июня - в Соборе 70 апостолов) КИЕВ столица Украины, административно-территориальная единица, политический, социально-экономический, культурный, научный и правительственный центр страны, кафедра Киевской митрополии УПЦ КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» (празд. 3(16) мая в память принесения иконы из К-поля, в один день с памятью прп. Феодосия, и 15(28) авг.- в день Успения Пресв. Богородицы), чудотворная, святыня Киево-Печерской лавры в честь Успения Пресв. Богородицы КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ НАПЕВ [киево-печерский распев], певч. традиция Киево-Печерской лавры, монастырская ветвь развития киевской церковнопевч. традиции КИЕВСКАЯ НОТАЦИЯ [киевское знамя], нотолинейная система записи одноголосных и многоголосных богослужебных песнопений РПЦ КИЖИ (Гос. историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»), архитектурный комплекс, сооружения к-рого относятся к XVIII-XIX вв. КИЙСКИЙ КРЕСТ созданный по заказу патриарха Никона в 1656 г. в Палестине для Кий-Островского Крестного Онежского мон-ря КИККСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Киккотисса, Милостивая], один из наиболее почитаемых чудотворных образов на Кипре (празд. кипр. 8 сент.; празд. рус. 12 нояб., 26 дек.) КИЛИКИЙСКАЯ АРМЕНИЯ [Киликийское армянское гос-во], средневек. христ. гос-во армян в Киликии (историческая область на юго-востоке М. Азии и на северо-западе Сирии; ныне Турция) (кон. XI - кон. XIV в.) КИНОКЕФАЛИЯ отраженное в античной и средневек. лит. и художественной традициях представление о существах с телом человека и собачьей головой (кинокефалах) КИПР [Республика Кипр], гос-во в Зап. Азии, на о-ве Кипр, расположенном в сев.-вост. части Средиземного м. КИПРИАН († 1406), свт. (пам. 16 сент., 27 мая, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Киевский и всея Руси

http://pravenc.ru/rubrics/123062_40.html

В 60-х гг. XV в. крышу храма отделали медью и свинцом. Также были обновлены двери (Кут. 608. Л. 1-2; Жгенти. 2011. С. 205). На иконе вмч. Георгия из М. сохранилась надпись, в которой упоминается Ишханский еп. Мелхиседек. Поскольку икона утрачена и при описании не была датирована, исследователи полагают, что речь может идти о деятеле XVI в. Мелхиседеке (Сакварелидзе), жившем во время правления в Имерети царя Баграта III (1510-1565). Первоначально он был Гелатским епископом, затем, в период нахождения княжества Самцхе в составе Имерети (1535-1545), занял южногрузинскую церковную Ишханскую кафедру. С 1559 г. упоминается как епископ Никорцминдский. Очевидно, после потери Самцхе царь Баграт III еп. Мелхиседека и других архиереев, которых он поставил на самцхийские кафедры, отозвал в Имерети. Поскольку в 1545 г. Никорцминдскую кафедру занимал предыдущий архиерей, еп. Давид (Сакварелидзе), еп. Мелхиседек, возможно, в этот период (до поставления на Никорцминдскую кафедру) жил в М. и привез туда свою икону, где впосл. и оставил ( Жгенти. 2014. С. 44-47). О высоком значении М. свидетельствует случай, произошедший во 2-й пол. XVIII в. Католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) свт. Иосиф (Багратиони ; 1769-1776) решил примирить своего брата, царя Имерети Соломона I, и проявлявшего сепаратистские намерения рачинского эристава Ростома. Рачинская рать и Ростом с почестями встретили царя на горе Св. Георгия, у стен М. (офиц. процедура примирения состоялась в мон-ре Баракони) ( Амвросий (Хелая). 2011. С. 434). Главным престольным праздником в М., как и в др. мон-рях и церквах во имя вмч. Георгия, являлся мариамоба, который отмечали на Успение Пресв. Богородицы, 15 авг. В этот день в М. собирались квемо-рачинцы и земо-имеретинцы; мн. жертвователи именно на мариамоба заказывали поминовения себя и членов своих семей. Такое почитание Успения Пресв. Богородицы может указывать на существование здесь дохрист. языческого культа, по мнению И. Джавахишвили , связанного с культом Луны; этот праздник в древности отмечали так же в сер. авг. ( Джавахишвили. 1979. С. 88-99).

http://pravenc.ru/text/2564308.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вулкану. Комплекс старого мон-ря на вершине горы Вулкану [греч. Βουλκνου], мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, муж., действующий, принадлежит Мессинийской митрополии Элладской Православной Церкви. Расположен на п-ове Пелопоннес, в 25 км к северо-западу от г. Каламата. Находится на вершине горы вулканического происхождения Итоми на месте святилища Зевса. Предание относит основание мон-ря ко времени правления визант. имп. Льва III Исавра (ок. 726), когда монахи, гонимые иконоборцами, укрывались в горах. Здесь чудесным образом на дереве была обретена икона Божией Матери, названная Вулканиотиссой, по преданию написанная ап. Лукой. Наиболее вероятное время возникновения обители - кон. XIII - нач. XIV в., в 1573 г. В. был причислен к ставропигиальным мон-рям (сигиллий К-польского Патриарха Иеремии II). Храм был воздвигнут в визант. период, представляет собой однонефную базилику с нартексом и сложен из камней языческого святилища. Эта церковь называется также Панагия тис Корифис (Богоматерь вершины) или Эпанокастритисса. В кон. XV - нач. XVI в. и в 1625 г. к кафоликону были пристроены 2 парекклисиона, один - к юго-зап. углу нартекса, второй, во имя св. Иоанна Предтечи,- к сев.-зап. стене церкви. Храм был расписан в 1608 г. братьями Димитрием и Георгием Мосху из Нафплио. В 1625 г. иноки оставили В. из-за его труднодоступного местоположения и нехватки воды и основали новый мон-рь ниже по склону (между селами Валира и Мавромати). Сюда была перенесена чудотворная икона Божией Матери Вулканиотиссы. В 1639 г. К-польский Патриарх Кирилл II Контарис подтвердил статус ставропигиального мон-ря. Построенный в 1701 г. собор (крестово-купольный храм визант. стиля) был освящен в честь Рождества Пресв. Богородицы, однако престольным праздником остается день Успения Пресв. Богородицы (15 авг.). Собор был расписан в 1732 г., но фрески были сильно повреждены турками, захватившими мон-рь по приказу Ибрагим-паши (1825). Монахи В. участвовали в национально-освободительном движении. В 1822 г. они пожертвовали повстанцам 8 тыс. гроссов, во время восстания в Эпире и Фессалии (1854) они послали туда вооруженный отряд из 40 чел. во главе с монахами Софронием, Германом и Филофеем. Во время антиосманского Критского восстания 1866-1869 гг. иноки В. приняли беженцев с Крита. В 1898 г. В. пострадал от пожара, в 1846, 1886, 1965 и 1986 гг.- от землетрясений, в годы второй мировой войны - от германо-итал. оккупации. В 1973 г. храм был заново расписан худож. Д. Яннакопулосом.

http://pravenc.ru/text/161009.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010