The real question – the only real question for Orthodox Christians – is whether the central goal in crossing the great oceans to come to Canada was an Orthodox Christian goal at all. For Saint Brendan and his company, the first Orthodox Christians in Canada, the purpose of the trip was clear. For us, immigrants, and the children of immigrants, we must ask only if we are the inheritors of the legacy of the saints who made the dangerous journey to this land, or whether we are the inheritors of the spirit of the shopping malls, which steal away so much of our heritage, our time, our children, and our hopes. Saint Brendan, pray for us! ____________________________________ For a more thorough investigation of the pilgrimage of Saint Brendan, download the audio lecture by Hieromonk Ambrose (Father Aleksey Young) entitled The Uniqueness of Celtic Monasticism, available at www.asna.ca/angloceltic . Code for blog Since you are here… …we do have a small request. More and more people visit Orthodoxy and the World website. However, resources for editorial are scarce. In comparison to some mass media, we do not make paid subscription. It is our deepest belief that preaching Christ for money is wrong. Having said that, Pravmir provides daily articles from an autonomous news service, weekly wall newspaper for churches, lectorium, photos, videos, hosting and servers. Editors and translators work together towards one goal: to make our four websites possible - Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru and Pravmir.com. Therefore our request for help is understandable. For example, 5 euros a month is it a lot or little? A cup of coffee? It is not that much for a family budget, but it is a significant amount for Pravmir. If everyone reading Pravmir could donate 5 euros a month, they would contribute greatly to our ability to spread the word of Christ, Orthodoxy, life " s purpose, family and society. Also by this author Today " s Articles Most viewed articles Functionality is temporarily unavailable.

http://pravmir.com/st-brendans-journey-i...

1069 б –1070 а Буквальный перевод 1070 аб 277 2 CD претык. и испр. 1-е 278 2 AB Буквальный перевод 1072 б –1073 а Заимствовано с незначительным сокращением 1073 б –1074 а 279 1 BCD Буквальный перевод 1074 а –1075 а 279 1 DE 2 A 1075 аб 279 2 BC 279 2 DE 280 1 AB Заимствовано с распространением и переделками 1077 б –1078 а Буквальный перевод 1079 а –1080 а 278 1 E 2 A 1080 аб 1080 б –1081 а 280 1 C 2 A 1081 аб 1081 б –1082 а Буквальный перевод Таким образом, трактат «Камня веры» о наказании еретиков представляет собою весьма близкое и большею частию буквальное воспроизведение Disputationes Беллярмина. Некоторая самостоятельность обнаружена автором только в полемическом отделе трактата: именно – возражения 3-е (стр. 1073 а ) и 4-е (1073 аб ) первой главы, 6–9 (1076 аб ) и 13–16 (1078 а –1079 б ) второй и ответы на них не имеют для себя параллельных мест в творении Беллярмина. Что же касается до влияния католического на воззрения Яворского, то оно ясно выразилось в усвоении им основной мысли трактата – о законности смертной казни еретиков. Но как ни настойчиво проводится она в Disputationes и в «Камне веры», тем не менее остается мало доказанною и недостаточно обоснованною в том и другом произведении. Так, доказательства из св. Писания, приводимые Беллярмином и Яворским в ее пользу, нельзя признать твердыми и бесспорными. В частности – цитаты из Ветхого Завета говорят о наказании идолопоклонников и ложных пророков, притом по непосредственному повелению Божию, что не может быть приложимо к еретикам церкви христианской. Новозаветные свидетельства приводятся троякого рода: один ( Мф.18:17 ; Ин.2:15 ; Рим.13:4 ; 2Тим.2:16–17 ; 1Кор.5:5 ; 1Тим.1:20 ), если и могут быть относимы к еретикам, то доказывают меньше того, что хочет доказать «Камень веры», т. е. утверждают, что еретиков должно удалять из общества верующих, или предавать каким-либо исправительным наказаниям, но не содержат мысли, что еретиков следует казнить смертию; другие ( Деян.5:1–10; 13:8–11 ) говорят о чрезвычайных действиях св. Апостолов, совершавшихся по вдохновению от Духа Св., и не могут быть рассматриваемы, как правила и законы, по которым бы церковь могла определять свои отношения к еретикам; третьи, ( Мф.7:15 ; Деян.20:29 ; Ин.10:1 ) только отчасти и только при поверхностном, чисто формальном, их понимании, могут благоприятствовать мысли «Камня веры», так как аналогия между разбойниками и волками с одной стороны, и еретиками с другой – едва ли может быть проведена в отношении к наказанию еретиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

У путешествий святого Брендана есть практическая задача. Преподобный плывёт от одного чуда к другому, а в самом конце его ожидает не какая-то предопределённая или вынужденная остановка, но необходимое познание бесконечности чудес Божьих. Сама по себе идея поиска чудес Божьих довольно стара (и по сей день ищут на Арарате Ноев Ковчег, а на дне Иссык-Куля – серебряную раку с мощами апостола Матфия и т.д.). Путешествие святого Брендана должно научить тому, что чудес в мире больше, чем может вместить человеческий разум. Негативные и позитивные эпизоды значимы одинаково, с точки зрения характера чудесного. Всё, что происходит, должно преодолеваться знанием о цели путешествия, если оно как-то препятствует плаванию, и служить свидетельством Промысла Божия, если оно способствует навигации. Читателю средневековых текстов желательно быть в состоянии припомнить тот контекст, в котором слова из цитат оживают и обретают своё значение. Как правило, таким контекстом является христианское смирение. Монахи святого Брендана не полагают себя в центре ими наблюдаемого мира. Они не «вписываются» в этот мир, но пытаются вписать его в мир собственных, в том числе географических, представлений. Для святого Брендана, как и для многих других, жизнь была непрекращающимся паломничеством («белое мученичество»). Человек – это странник в стране собственной «убогости», в стране «непохожести»; во Христе он может и должен, в идеале, быть подобным Господу. Соотечественник святого Брендана, ирландский поэт Десмонд Иган, спустя почти полторы тысячи лет написал об этих кельтских ощущениях так: И в Ирландии есть места, где не поют птицы, Где прошлое прорастает в настоящее, Где столетия трепещут листвой, Где странники встречают странников... «Холокост осени» (Перевод Анатолия Кудрявицкого) На Дингле птицы поют весь день. Особенно звонко – утром, после ночного ливня и ветра. Дингл – поразительное, даже при всеобщей ирландской «волшебности», место. Несмотря на то, что это полуостров, кажется, океан окружает его полностью, со всех сторон. Повсюду ветер: его шорох в редких деревьях, в шёпоте волн и шуме долин. Древность здесь застыла часовней Галларуса (храм VII века на самом западном окончании Дингла), вечность – в скалистой бухте святого Брендана (Brendan Bay) и на вершине его горы (Brendan Hill). На полуострове существовали деревянные постройки монашеских поселений и келии морских пустынников. Из них ничего не сохранилось, кроме храма-часовни – символа Дингла – формы перевёрнутой лодки. Её послание глубоко: Плавание продолжается всегда, и даже когда вы вернулись, – ваш дом должен напоминать корабль, поставленный на берег для солнечной просушки и очищения от мусора океана. Жизнь – путешествие, и час отплытия в последний вояж неизвестен.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В X веке Лотарингия, простиравшаяся тогда к северу вдоль берега Рейна, была той землёй, где перегрины развивали свою миссионерскую деятельность. Ими были основаны монастыри в Меце, Вердене, Перроне, Трире, Утрехте. Благодаря своему центральному месторасположению, она создала своеобразный мост между романо- и германо-язычными народами, проводником по которому были кельты-христиане. (Так Бог действует в истории человечества. В V веке до н.э. Он увёл воинственных кельтов из Европы на острова, сохранив от римского и варварского нашествия, а потом лучшие из них вернулись для проповеди Евангелия.) В созданных обителях рукописи «Плавания» неоднократно копировались и распространялись дальше по континенту. Личность святого Брендана стала настолько популярной, что в 948-м году его имя было дано новой епархии (на реке Хафель), дошедшей до нас в названии города Бранденбург. Существует более сорока рукописей «Плавания», сделанных не только латынью, но на среднеанглийском и среднеголландском. Спустя несколько столетий о святом Брендане появляется ещё два рассказа на других национальных языках. По-своему интересен первый: «Вояж святого Брендана» (Le Voyage de saint Brendan). Он, по сути, всего лишь свободная, ничем принципиально не отличающаяся версия «Плавания». Второй текст датируется 1150-м годом, и это уже совершенно независимая история. Также неизвестный автор (в некоторых книгах онименован Бенедиктом, но установить личность документально довольно сложно) назвал своё повествование «Путешествием святого Брендана» (The Vojage of saint Brendan, далее – «Путешествие»). Он писал на среднефранкском диалекте, где-то в районе Рейнланда. «Путешествие» существует в трёх вариантах. Среднеголландский и германский тексты сложены стихами (оба представлены двумя манускриптами), и ещё один германский рассказ – в прозе. Самый простой путь: предположить, что «Путешествие» не что иное, как свободное переложение «Плавания», и его автор ничего не знал про утраченный оригинал. Земля Рейнланд-Пфальц находится западнее современной Баварии. В 1076-м году в Регенсбург прибыл ирландский монах Марианн Скотт и основал там монастырь святого Петра. Спустя несколько лет эта кельтская обитель выдвинула свои форпосты в Нюрнберг, Вену и Киев. От Нюрнберга до места, где создали «Путешествие», даже для того времени не далеко (300–400 км), и «Плавание» было, без сомнения, знакомо франкскому автору.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это употребление крестного знамения основывается на том, что св. Крест есть охрана христиан от злых демонов и всяких бедствий (209 аб ). Учат, наконец, отцы церкви о характере православного почитания Креста: «мы христиане», говорит, напр., св. Леонтий, епископ Неаполя иже в Кипре, «образу Креста кланяющеся, не древа естество почитаем: но знамение и перстень и образ самого Христа, смотряюще на Крест, распеншемуся Крестом покланяемся» (209 б –210 а ). (Гл. V). В-четвертых, – на основании чудес, совершавшихся силою св. Креста. Из церковной истории известию, что обретение царицею Еленою Креста Господня сопровождалось воскресением мертвого. Во времена Константина Великого и последующих византийских императоров св. Крест был носим на воинских знаменах, как символ победы (212 б –213 б ). Что касается чудес, совершенных силою крестного знамения, то свидетельства о них так многочисленны, что «вся невозможно собрати в малую книжицу, тыя бо и великою книгою объяти едва мощно» (222 б ). Так, от крестного знамения уничтожалась сила яда (214 б –215 б , 221 б –222 а ), исцелялись различные болезни (215 б –216 а , 220 аб ), ослаблялось вредоносное действие огня (216 а ), укрощались дикие звери (там же), языческие идолы падали и рассыпались, а обитавшие в них бесы оставляли свои храмы (216 а –217 а ), так как знамение крестное особенно страшно и нестерпимо для злых духов (217 а –218 б , 219 аб , 222 аб ); осенение крестным знамением прекращало как волнение морское (218 б –210 а ), так и движение греховных помыслов в душе человека (220 б –221 б ). 1) Если христиане не стыдятся псповедывать Иисуса Христа Распятого, то не должны иметь в пренебрежении и Крест Христов (224 а –225 а ). «Како могут сия быти, срамлятися Креста, а не срамлятися укрестованного? Может ли быти укрестованный, по елику укрестованный, без креста»? (224 а ). 2) «Всяк любяй знаменанную вещь, любит и знамение тоя. Но Крест есть знамение Христа распят аго» ( Мф.24:30 ; Кол.2:14–15 ); поэтому должен быть в чести у христиан (225 а –226 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Между евреями многие имели имена, начинавшиеся со слова «аб», «абу», например: Аб-Ирон, Аб-Ихаел, Аб-Ишуй и проч. Итак, Абуд существует многие тысячи лет. Коротка история его. Греческий царь Иустиниан построил в нем церковь в память Успения Пресвятой Богоматери. Сдается, что по его же почину она почтена достоинством протопресвитерии, наравне с Вифлеемом, Еммаусом, Фекое и прочими приснопамятными церквами. Это достоинство Абуд имел в 1146 году, по заверению тогдашнего писателя Нила Доксопатра. В 11871188 году пощадил абудскую святыню египетский султан Саладин. Потом с начала XVI века, когда греки стали первенствовать у Св. Гроба в Иерусалиме, протопопское достоинство абудской церкви было забыто. И ныне никто из иерусалимских владык не ведает сего. Я, первый, вспоминаю об этом достоинстве, и желаю, чтобы оно возвращено было Абудской церкви, пережившей много веков и много бедствий и хорошо сохранившейся до наших дней. 25, Пятница. Сегодня я обрадован абудским открытием, но немного утомленный разъездами туда и сюда и учеными исследованиями, возвратился в Иерусалим в три часа пополудни. На пути сюда видимы были следующие селитвы, бывшие и существующие: дер-Икдам – развалины, Тибине – развалины, Чобар – деревня, Бет-Еллу – деревня же и селища: Карава, Арура, Асфуа, Бир-ес-Зейт, Джифна (Гофна), Рамалла, ер-Рам и Шуефат. 29, Вторник. Надобно когда-нибудь удосужиться и написать рассуждение: 1. о титулах Константинопольского патриарха: Οκουμενικς, Παναγιτατος, – Вселенский, Всесвятейший; 2. о частой смене вселенских владык; 3. о подати их Оттоманской Порте; 4. о порывах их к попранию народностей; 5. о праве дарить церквам самоглавенство, – ατοκεφαλα; 6. о судебном и дипломатическом языке Великой церкви Константинопольской; 7. о заслугах вселенского престола в отношении к православным церквам в Сирии, Палестине, Египте, на Афоне и Синае, в Молдавии и Валахии, в Сербии, Грузии и России; 8. об охлаждении между Востоком и Севером. Где причины сего грустного явления? Не виноваты ли мы? 30, Середа.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Е.Р.М. 16 января 2016, 00:25 Странно на православном сайте читать обмен рецептами красоты - какую пудру выбрать и какой макияж предпочтительнее для " православных дам " . И прикрывать все это забой о ближнем и тягой к трансцендентной Божественной красоте. А может все же быть честнее? И признать всякое желание приукрасить свою внешность слабостью? И относиться к этому как к слабости? Светлана С. 14 января 2016, 13:13 Иоанна АБ14 января 2016, 08:00. Ещё раз согласна с Вами. Я тоже хотела написать нечто подобное, вот только подумалось, что всегда найдётся тот, кто обернёт мои слова против меня. Иоанна АБ 14 января 2016, 08:27 К.Р.:/" Пламенеющие и жаждущие духовного подвига " в нашей дискуссии вообще не участвуют. Они, в отличии от нас с Вами, делом заняты (в тех же самых хосписах), а нее на форумах лясо точат.//Те, у кого есть время, кто не должен рожать и воспитывать детей и работать, чтобы прокормить их, идёт и помогает в хосписе. А другой переведёт деньги на ремонт протекающей крыши и установку сантехники (взяв их из бюджета своей семьи). Третий забьёт багажник своей машины продуктами, канцтоварами и бытовой химией и 4 часа по бездорожью будет везти их в далёкий детский дом, четвёртый - ... и так далее. Но вы видите только одного: того, кто сам работает в детском доме или хосписе, а всех остальных считаете зажравшимися бездельниками. Поверьте, у каждого СВОЙ подвиг, и не всегда он на виду. Светлана С. 14 января 2016, 06:59 Иоанна АБ, я с Вами согласна, просто некоторые люди не умеют смиряться с тем, что не смогли доказать свою правоту, зато других смирять очень любят))). Благодарю, что дополнили более глубже мой комментарий о Елизавете Федоровне. КР, кто ж тут обижает сестер милосердия. По моему они тоже очень не плохо выглядят, белые платочки, светлые аккуратные платьица, улыбки на лицах. Иоанна АБ 13 января 2016, 23:48 К.Р., вы обиделись... Простите! Мне показалось или в самом деле? - вы просто не любите красоту. Но ведь мир, созданный Творцом, красив. Не просто разумен, функционален, но именно красив, избыточно красив! И человек красив. И эта красота - дар Божий человеку. И сама красота - дар, и способность её воспринимать - тоже дар. А вы этот дар отметаете за ненадобностью. Упорно разводите в разные стороны красоту внешнюю и внутреннюю. Очень жаль... Простите ещё раз!

http://pravoslavie.ru/89407.html

В конце речи о св. отцах церкви, в доказательство мысли, что как честь образа, так и его хуление восходят к первообразному, приводится рассказ о поступке св. Стефана, игумена Авксентийской горы с царским изображением на монете и делается замечание об авторитете, который должны иметь св. отцы церкви для всех верующих, как со стороны их жизни, так и учения веры (37 б –40 а ). (Гл. V). В-четвертых – на основании историй церковных и чудес, совершавшихся чрез св. иконы. Из церковной истории известно, что в христианской церкви с самых первых времен ее существования были св. иконы, и чрез них совершались бесчисленные чудеса. Так, князь Едесский Авгарь получил исцеление от болезни чрез молитву пред Нерукотворенным образом Спасителя (40 б ); св. Лука написал несколько икон Божией Матери, просиявших многими чудесами (40 б –41 а ); царь Константин был обращен в христианство явлением ему во сне св. Апостолов Петра и Павла, которых он узнал по иконе, показанной ему епископом Сильвестром (41 аб ); св. Иоанн Златоуст имел у себя в келии икону св. Ап. Павла и в составленной им литургии учит покланяться и лобызать иконы Спасителя и Божией Матери, (41 б –42 а ); свв. Мария Египетская и Евстафий Плакида обращены были на путь святой жизни чрез чудеса от икон Божией Матери и распятия И. Христа (42 а ); от иконы Спасителя, бывшей в городе Вирите и подвергшейся оскорблению со стороны иудеев, совершались исцеления; одному пустыннику, страдавшему от нечистых помыслов, бес обещал освободить от них под условием, если он не будет молиться пред иконою Божией Матери (42 аб ); по молитвам пред иконами дарованы были христианам неоднократные победы над врагами (43 аб ). Вообще – чрез св. иконы было совершено столько чудес, что «удобнее есть исчислити звезды неба, листвие древес, траву всея земли, песок вскрай моря, неже чудеса при иконах: Христовой, Богородичной, Никола а святителя и прочиих угодников Божиих исписати» (44 а ). Между тем чудеса не могут служить свидетельством и доказательством ложной веры (44 б –45 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Либеральные журналы также высказались против мнений аб. Гома. «Revue de l’instruction publique» в статье 8 июля 1852 года обращается к противникам классического образования с следующими словами: «если вы не хотите знать того, что приличествует духовенству, стремящемуся управлять душами, то откажитесь от притязания учить. Предоставьте миру искать себе знания в иных школах, чем ваши, потому что мир – не монастырь. Он живет жизнью не отшельническою и созерцательною; он мыслить, действует, трудится; он имеет свободные профессии и приготовляется к ним, изучая то, что может иметь образовательное значение. Управляйте его совестью, возвышайте его благочестие, объясняйте ему священное писание, но не занимайтесь его воспитанием. Мы незнаем, будет ли ваше красноречие, когда вы откажетесь навсегда от изучения языческих писателей, более убедительно, чем красноречие Фенелона, и более блистательно, чем красноречие Боссюэта; мы не знаем, будете ли вы сильнее поражать заблуждения и иметь большую власть над душами, чем св. Григорий и св. Августин, когда вы отвергли Гомера и Вергилия. Но одно верно: воспитание мира будет потеряно для вас навсегда» 118 . «Каждый волен в своих вкусах», писал De-Gacy в журнале «Débats» 26 июня 1852 г. «Univers» имеет полное право в отношении литературы, искусства, политики и других высших проявлений деятельности человеческого духа предпочитать век Людовика святого веку Людовика XIV и писателей того времени – Паскалям, Боссюэтам, Фенелонам, Расинам. Точно также аб. Гом имеет полное право отдавать предпочтение латинским поэтам средних веков пред Вергилием и Горацием, а св. Григорию Великому пред Цицероном, потому собственно, что первые не обращали внимания на метр, ритм и просодию, а второй не давал себе труда избегать солецизмов и барбаризмов. В этом случае погрешают только против здравого смысла и развитого вкуса... Но когда во имя религии восстают против всякого процесса ума, когда унижают век, который потомство справедливо почтило названием «великого», это нам кажется более опасным для самой церкви, чем даже исчезнувшее вольтерианство. Если бы мы были такими, какими представляет нас «Univers», если бы мы питали в душе безотчетную ненависть к религии, нам было бы очень приятно видеть усилия аб. Гома доказать, что дело варварства и дело христианства – одно и тоже» 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

2) «Кто предания Апостол и Отец святых, Кто соборная правила и уставы церковныя отмещет: такового вера есть суетна, лжива и душепагубная. Но ваша вера обновленна, противницы, такова есть. Убо ваша вера есть суетна, лжива и душепагубная» (61 аб ). Для доказательства итого силлогизма «Камень веры» берет в пример учение лютеран об иконах и об Евхаристии и утверждает, что на основании одного только св. Писания лютеране не могут доказать ни справедливости своего учения, ни ложности учения православного (61 б –63 б ). 3) Лютеранская церковь не есть истинная церковь Христова, так как Лютер не был призван Богом к устройству или обновлению церкви, не сотворил ни одного чуда для доказательства своего небесного посланничества, даже не отличался святостию жизни, а последователи его, кроме того, разделились на множество различных, несогласных друг с другом сект (63 б –71 б ). 4) Лютеране не могут отрицать «знамений вещей бывших, настоящих или будущих», потому что о них многократно говорит св. Писание ( Быт.9:13, 17:10–14 ; Исх.31:13 ; Пс.59:6, 85:17 ; Рим.1:20 ) и потому должны признавать иконы, как «знамения лиц небесных» (71 б –72 а ). 5) Св. иконы должны быть почитаемы и признаваемы за их благодетельное влияние на возбуждение благочестивых мыслей в человеке (72 б –74 б ). 6) Последователи Кальвина признают в Евхаристии образ тела и крови Христа; поэтому должны принимать и живописный образ Иисуса Христа (74 б ). 7) Лютеране не могут отрицать умственных образов и представлений о вещах, а потому должны признавать и изображения внешние (75 а –76 б ). 8) Св. иконы должны быть признаваемы и потому, что «любимого лица, всегда любимое есть присутствие, аще не в существе, то ноне во образе, или в некоем знамении воспоминателном» (76 б ). 9) Все, что познается нами, получается чрез впечатления внешних чувств: «чувства суть аки некая врата, ими же входить во ум всяко познаваемо. Аще убо хощеши умети во уме Христа, почто от отес его изгоняеши, не хотящь взирати на икону того?» (77 аб ). 10) Книги св. Писания лютеране имеют в великой чести, а потому должны с таким же уважением принимать и св. иконы: «обоя бо восперяют ум к небесным, оная убо чтением, сия же зрением» (78 аб ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010