Кард. Габриеле Палеотти. Кон. XVI в. Неизв. художник (Университетский архив, Болонья) Кард. Габриеле Палеотти. Кон. XVI в. Неизв. художник (Университетский архив, Болонья) В Болонье кард. Г. Палеотти проводил ежегодные синоды, основал диоцезальную семинарию; он требовал от священников вести достойный образ жизни и регулярно наставлять мирян в католич. вере, оказывал помощь беднякам во время эпидемии чумы. При Палеотти получившие широкое распространение братства мирян были преобразованы в религиозные конгрегации, контролируемые духовенством. В Равенне при архиеп. К. Бонкомпаньи также проводились регулярные пастырские визитации, созывались провинциальные Соборы и синоды. Священникам вменялось в обязанность постоянно находиться в приходах, регулярно служить мессу, исповедовать и причащать мирян, наставлять их в католической вере и организовывать классы для их катехизации. Публичному осуждению стали подвергаться те прихожане, к-рые редко исповедовались и причащались. Идеи церковной реформы были активно восприняты на Пиренейском п-ове. Среди наиболее активных испанских реформаторов были епископы Памплоны Альваро Москосо (1550-1561; в 1561-1564 епископ Саморы) и Диего Рамирес Седеньо де Фуэнлеаль (1561-1573), епископы Куэнки Мигель Муньос (1547-1553) и Бернардо де Фреснеда (1562-1571; в 1571-1577 епископ Кордовы; в окт.-дек. 1577 архиепископ Сарагосы), архиепископ Бургоса кард. Франсиско де Мендоса Бобадилья (1550-1566) и др. В Португалии сторонником церковных преобразований был Бартоломеу Фернандиш дуж Мартириш, архиеп. Браги (1559-1590). На Пиренейском п-ове прелаты-реформаторы всегда пользовались покровительством королевской власти, особенно при кор. Филиппе II, являвшемся твердым сторонником К. Решения Тридентского Собора быстро распространились в Речи Посполитой благодаря усилиям кард. Станислава Гозия († 1579), убедившего польск. кор. Сигизмунда II Августа (1548-1572) усилить борьбу с Реформацией. По приглашению кардинала в страну прибыли иезуиты; в 1564 г. в Браунсберге (ныне Бранево, Польша) была основана иезуитская коллегия (Collegium Hosianum). С 70-х гг. XVI в. выпускники этой и других иезуитских коллегий (они нередко учились и в Римской коллегии ордена) занимали важные посты в церковной иерархии и способствовали церковной реформе в стране. Среди них Петр Костка, еп. Хелмский (Холмский) (1574-1595), Станислав Розражевский, еп. Куявский (Влоцлавекский) (1581-1600), кард. Ежи Радзивилл, еп. Кракова (1591-1600), его преемники на Краковской кафедре Бернард Мацеёвский (1600-1606; в 1604 возведен в достоинство кардинала; в 1606-1608 архиепископ Гнезненский) и Марцин Шишковский (1616-1630), Бенедикт Война, еп. Виленский (1600-1615), Павел Волуцкий, еп. Куявский (1616-1622).

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Аксамит : князья Аксамит и Бархат [см. Бархат] Ивановичи Мещерские, 1540 г., Тверь Аксамит – восточная ткань, золотая или серебряная, с травами и разводами Алабердеев Яков, новокрещен, 1600 г., Новгород Алаберды Богдан и Феодот Алабины : Ефрем Федорович, 1579 г., Ряжск; Алабины в XVI–XVII вв. в Рязани, где в бывшем Каменском стане на р. Алешенке находится селение Алабино [см. Кленя] Ср. балабка – булка из белой муки Алабухин Ждан [см. Ждан], дозорщик, 1584 г., Шелонская пятина Алабуха; ср. Алабины и Алабыш Алабыш (Алабыч), Алабышевы : кн. Федор Федорович Алабыш Ярославский, конец XV в., ему принадлежало сельцо Афанасьевское Московского уезда, ныне село Алабышево; Гридя [см. Гридя] Алабышев, дьячок, 1546 г., Волок Ламский; Алабыш Колобов [см. Ко лоб] сын Перепечин [см. Перепеча], в 1550 г. получил поместье под Москвой Олабыш – круглый хлебец из кислого теста (Даль). Таким образом, алабыш – колабыш, колоб, колобок Аладьин см. Оладья Алай : Артамон Иванович Алай Михалков [см. Михалков], 1574 г., Переяславль; Осип Никитич Алай Львов, умер в 1606 г.; Андрей Игнатьевич Алай Челищев [см. Челищев] Алай – собственное имя Алалыкины : Темир [см. Темир] Алалыкин, суздалец, в 1572 г. в бою под Молодями взял в плен мурзу Дивея – родственника крымского хана Девлет-Гирея; в XVI–XVII вв. Алалыкины в Суздале и Костроме Алала – вздор; алалыка – картавый; балалыка – ябедник, сплетник (Даль) Алатор : Алатор и Сунгур [см. Сумгур] Ивановичи Бедаревы [см. Бедарь], 1546 г., Кострома Алаторь, алахарь – пройдоха, дармоед (Даль); ср. алабор – устройство, порядок (Даль) Алашеевы : Яков Тимофеевич, 1585 г., Арзамас; Семен Иванович, новокрещен, татарин, 1623 г., Кашира; Родион, подьячий Поместного приказа, 1631 г. Албеков Семен Дмитриевич, стряпчий, 1678 г., Тула Албуга см. Олбуга Албыч, Албычевы : Албыч Андреевич Баскаков [см. Бас каковы], 1572 г., Алексей и Митрофан Албычевы, конец XV в., Суздаль; Албычевы в XVI–XVII вв. Тула, Епифань и Галич [см. Бетюк] Алгаза Антонов Костихин, крестьянин, 1525 г., Гороховец

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Оменков Лавр, крестьянин, 1495 г., Новгород Ометюк Иван Семенович Кулебакин [см. Кулебакин], 1548 г., Звенигород Омешатов Иван, городовой приказчик, 1574 г., Кашин Онанка см. Оманка Онищины , 1525 г., Каргополь Онуча, Онучины : Семен Иванович Онуча Данилов, первая половина XVI в.; Онучины, вторая половина XVI в. и позже, Нижний Новгород; 1565 г., Казань; конец XVI–XVII в., Арзамас [см. Ветхий] Оншутин Сухой [см. Сухой], крестьянин, 1502 г., Белоозеро Оня Осип Афанасьев, крестьянин, 1600 г., Арзамас Опалевы : Никита Семенович, 1550 г.; Яныш [см. Яныш] Замятнин [см. Замятня], 1586 г., Новгород [см. Немир, Неустрой, Одежа] Опалишин Асташ, дьячок, первая четверть XV в., Переяславль Опалкин Смирной [см. Смирной], посадский человек, 1608 г., Нижний Новгород Опара, Опарины : Опара, XVI в., в Новгороде несколько лиц; Потеха [см. Потеха] Иванович Опарин, 1599 г.; Иван Опара, крестьянин, 1643 г., Кострома Опара – закваска, тесто в кващне Опас Небытов [см. Небытов], казнен в 1570 г., Новгород Опахало Кирилл, крестьянин, 1498 г., Новгород Опенок ( Оценок ? – С. В.) Сумаков (Сумороков) [см. Сумак, Суморок], писчик, 1502 г., Белоозеро Опишин Игнатий, крестьянин, 1495 г., Новгород [Ср. Безопишин] Оплач , крестьянин, XVI в., Новгород Ср. оплачка – оплакивание покойника Оплачеевы ( Оплечуевы ), XVI в., Новгород и Псков; Тимофей, городовой приказчик, казнен в 1570 г., Псков Опляшихин Григорий, таможенный целовальник, 1632 г., Соль Вычегодская Опочинины : Дмитрий Степанович, писарь, середина XV в., Углич; Грязной [см. Грязной] Опочинин, подьячий, позже дьяк, 1566–1576 гг.; Опочинины, XV–XVII вв., Углич и Кашин Опранин Федор Семенович, 1577 г., Суздаль Опура , поп, первая половина XV в., Соль Галицкая Ср. деревня Опурина возле Солигалича Опурить – помочиться (Даль) Опухлый , крестьянин, 1498 г., Новгород; Третьяк [см. Третьяк] Опухлый, крестьянин, 1572 г., там же Опухта, Опухтин (позже – Апухтины ): Федор Юрьевич Опухта, родоначальник фамилии Апухтиных, начало XVI в.; Азей [см. Азей] Лукьянович Опухтин, 1612 г., Волхов

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Филигрань: Гербовый щит с литерой R под короной и между двух лилий — Брике, 8987 (1493—1523 гг.). 10) РГБ, ф. 205 (Собр. Общества истории и древностей Российских), 191 (л. 61—82 об.) — первая четверть XVI в. Без начала, текст начинается со слов: «…боку слышах глас глаголющь: Сергие. Он же удиви–ся о необычном в нощи званию». Филиграни: Единорог — Брике, 10100 (1518 г.); Голова быка под буквой Т — Брике, 15184 (1510—1527 гг.); Литера W под короной — Брике, 9158 (1494—1555 гг.). 11) РНБ, собр. Общества любителей древней письменности, Q.778 (л. 609 об. — 664 об.) — 30–е годы XVI в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под трилистником — Лихачев, 1574 (1530 г.). 12) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 287 (4°) (л. 39—109 об.) — вторая четверть XVI в. Описание см. в разделе Проложной редакции. 13) ГИМ, Музейское собр., 2187 (л. 80—136 об.) — сер. XVI в. Филигрань: Рука под короной — типа Брике, 10975 (1550 г.). 14) РНБ, собр. Н.Я. Колобова, 293 (л. 215—272) — 50—60–е годы XVI в. Филигрань: Сфера под звездой — Брике, 14008 (1559 г.). 15) РНБ, Софийское собр., 1469 (л. 108—123 об.) —50—60–е годы XVI b. Текст доведен до главы «О поставлении на священничество святого», кончается словами: «о семъ убо негодоваше и пръстом уда–ряа въ оконц, симъ назнаменаше свое пришествие». Филигрань: Рука под звездой, на руке буквы RN — Брике, 11365 (1557 г.). 16) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 787 (л. 63—113 об.) — около 1562 г. На л. 119 об. — 120 об. помещен текст Пасхалии, начинающейся с 7071 г. Филигрань: Рука под короной — Брике, 10985 (1564 г.). 17) ГИМ, собр. Е. В. Барсова, 1403 (л. 47—83) — кон. XVI в. Филигрань: Литеры BRA в картуше под лилией — типа Брике, 7068 (1595 г.). 18) ГИМ, собр. А. И. Хлудова, 239 (л. 168—192 об.) — кон. XVI в. Филигрань: Гербовый щит под короной, на щите литера В, под щитом надпись в картуше Nicolas Lebe — Лихачев, 1957 (1594 г.). 19) РГБ, ф, 310 (Собр. В. М. Ундольского), 373 (л. 1—64 об.) — кон. XVI в. Начало утрачено, текст начинается словами: «…убо от днии изыде отрокъ Варфоломи проходитися, яко же б ему обычаи».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Кир.-Бел. 530/787. Требник. Середина XVI в. 8°. 170 + 4 ненумерованных листа. Филиграни: 1) Перчатка, вид: Лихачёв, 1571 (1530 г); 2) Кувшин с литерами PD, вид: Брике, 12791 (1558–1563 гг.); 3) Кувшин, тип: Лихачёв, 1680 (1543 г ). Записи: 1-й ненумерованный лист – «Потребник Германовскои Масалскаго»; оборот верхней крышки переплёта – зачёркнутая запись (нрзб.) Содержание: л. 64–65 – поновление инокам; л. 65–160 об. – чин исповеди; л. 65 об.–68 об. – поновление инокам; л. 69–75 об. – поновление инокам; л. 82–86 – поновление священникам и дьяконам; л. 137–144 – епитимийные правила; л. 145–147 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 147 об.–149 об. – вопросник мужчинам (М-КБ 530/787); л. 150–152 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 152 об.–156 – вопросник мужчинам (М-Калик./); л. 156–156 об. – краткий вопросник инокиням (КрЧЖ- Соф. 868 ); л. 156 об.–160 об. – поновление. Издание: Корогодина М.В. О создании памятников покаянной дисциплины в древнерусской письменной традиции//Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: Редактор и текст. СПб., 2000 Вып. 3. С. 114–116 (епитимийные правила). Кир.-Бел. 532/789 Требник. XVI в. Конволют: 1) л. 1–112 третья четверть XVI в.; 2) л. 113–154 – XII в ; 3) л. 155–168 – XVI в.; 4) л. 169–176 – XVI в. 4°. 178 + I л. Переплёт – сумка. Филиграни: первая часть: 1) Лилия в щите, тип: Брике, 7150 (1554–1571 гг.); 2) Рука с короной, тип: Брике, 10975 (1550 г.); 3) Перчатка с короной, вид: Лихачёв, 1749 (1551 г.); 4) Кувшин с растением, не отожд.; вторая часть: Орёл одноглавый, не отожд.; третья часть: Щит с подвеской b, не отожд.; четвертая часть: Колесо, не отожд. Запись: л. 1 – «Германовскои Каликина» (?). Содержание: л. 2–24 – чин исповеди; л. 5–14 об. – поновление инокам. Кир.-Бел. 547/804. Исповедальник. Конец XVI и первая треть XIIb. 8°. 156 л. Филиграни: I) Кувшин с литерами и цветком, не отожд.; 2) Кувшин с одной ручкой, литерами РО (?) и полумесяцем, тип: Брике, 12804 (1588 г); 3) Кувшин с одной ручкой, цветком и литерами DI, не отожд.; 4) Кувшин с двумя ручками, литерами PD и цветком, тип: Брике, 12791–12792 (1558–1574 гг.); 5) Кувшин с двумя ручками, цветком и датой 1596, вид: Брике, 12884 (1596 г.) Л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Житков Иван, приказчик, 1608 г., Нижний Новгород Жито Иван Никитич Бороздин [см. Борозда], боярин, конец XV в., Тверь; от него – Житовы [см. Пьяный, Телица] Жихан Семенович Заболоцкий [см. Заболоцкий] Ср. жихаться – гнуться, колебаться, качаться Жихарь : Василий Долматович, великокняжеский дьяк, 1475 г.; Жихарь Семенович Кисловский [см. Кисловский], конец XV в.; Иван Андреевич Белеутов [см. Белеут], первая половина XVI в.; Жихарь Саблин [см. Сабля], 1577 г.; Жихаревы, помещики, 1624 г., Касимов [см. Голиков] Жихарь – зажиточный старожил, удалец, насмешник (Даль) Жихач , крестьянин, 1545 г., Новгород Жичка Степан, земский целовальник, 1596 г., Суздаль Жмакин Василий, отдельщик поместий, 1565 г., Кострома; писец, 1569 г., Белев Жмакать – бить, колотить, валять (Даль) Ср. шмякать Жмурка кн. Михаил Петрович Волконский, 1574 г. Жовкин Тимофей, царский конюх, 1573 г. Жогунин Ананий, крестьянин, 1527 г., Звенигород Жолвачев Петеля [см. Петеля], крестьянин, 1564 г., Заонежье [Ср. Желвачев] Жолна Федор, крестьянин, 1498 г., Новгород [Ср. Желна] Жолоб см. Желоб Жост см. Жест Жох, Жохов : Данило Родионович Жох Квашнин [см. Квашня], боярин вел. кн. Марьи Ярославны, середина XV в.; Иван Дмитриевич Жохов, 1616 г. Жох – 1) плут, 2) вахлак, 3) кромка, ребро (Даль) Жук, Жуков – очень распространено в XV–XVII вв. [см. Грибака, Кика, Копть, Левшин, Ленков, Семехов, Тарбей, Широкий] Жукола Захарович Новосильцев [см. Новосилец], середина XVI в.; Иван Федорович Наумов, 1550 г. Жукола – черная корова; жуколица – жужелица [Ср. Жекула] Жулеба Андрей Тимофеевич Остеев [см. Остей], боярин, 1472 г.; от него – Жулебины [см. Овца, Ческеня] Ср. село Жулебино под Москвой Жулист Федор, крестьянин, 1612 г., Арзамас Жуль, Жулев : Иван Жуль, крестьянин, 1612 г., Вологда; Жуль, крестьянин, 1545 г., Новгород; Жулевы, крестьяне, начало XVII в., Переяславль Журав Михаил, крестьянин, 1545 г., Новгород Журавкин см. Жеравкин Журавль, Журавлев : Иван Журавль, 1646 г., Арзамас; Пятуня Журавлев, подьячий, 1630 г. [Ср. Жаравлев]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Победоносная война против крымской колонии Ромейской Империи с целью по праву победителя, а не просителя принять Святое Крещение и вступить в Христианский Брак с Ромейской Царевной Анной Романовной, чудесное исцеление Великого Князя Владимира произвели неизгладимое духовное потрясение, побудившее уже всю Великокняжескую Дружину вслед за своим Государем принять Христианство. Как минимум с IX столетия Крым входил в зону ближайших геополитических интересов Руси, к тому же в Крыму тогда проживали тысячи русичей. Но с середины XIII столетия ордынский Крымский Юрт стал основной перевалочной базой для работорговли тысячами русских пленников. А с конца XV века зловещую эстафету в работорговле приняло Крымское ханство. Полная мобилизация давала Крымскому ханству до 150 тысяч воинов, в походах под предводительством хана участвовало практически всё взрослое мужское население Крыма. Для исторически образованного и национально мыслящего русского человека годы 1480, 1482, 1485-1487, 1489, 1490, 1493, 1494-1499, 1500, 1502, 1503, 1505-1517, 1519, 1521, 1524, 1527, 1531-1537, 1539, 1541, 1542, 1544, 1547, 1548, 1550-1552, 1555, 1557-1574, 1576-1578, 1580-1587, 1591-1596, 1606-1608, 1609, 1611-1616, 1619-1626, 1628, 1629, 1632-1634, 1637, 1640-1645, 1648, 1649, 1651-1665, 1667-1684, 1688, 1691-1694, 1696, 1698, 1711, 1713-1737, 1739, 1756-1763, 1769 - не просто хронологический перечень: каждым годом данного перечня в весенне-летний сезон совершался кровавый крымско-татарский набег на те или иные земли Руси и потом России, включая масштабные походы 1517, 1521, 1537, 1552, 1555, 1571, 1572 и 1591 годов, которые ставили своей целью полное уничтожение нашего государства. За 290 лет крымско-татарских набегов сотни тысяч мирных русских крестьян и горожан были захвачены в плен и проданы в рабство в страны Европы, Азии и Севера Африки. Маршал Франции герцог Антуан III де Грамон, с шестнадцати лет неоднократно воевавший в качестве наемника в разных странах, был в польско-татарской армии во время похода в 1663-1664 годов на Русские земли. Он по-французски куртуазно описал обращение крымских татар с русскими пленными:

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/10/...

Эдмунд Кампион. Гравюра М. Лерха. 1631 г. (Британская б-ка) Во Франции, где 1-я провинция была основана в 1555 г., орден также пользовался поддержкой франц. королей (начиная с Генриха III (1574-1589) королевские духовники были, как правило, из числа И.), однако против его деятельности выступали Парижский парламент (высший суд) и Парижский ун-т, часто отстаивавшие позиции галликанизма . Орден поддерживали и нек-рые франц. прелаты, напр. Клермонский еп. Гийом Дюпра в 1550 г. подарил И. свой особняк в Париже, где в 1563 г. открылась иезуитская коллегия (с 1564 после судебного разбирательства, начатого по инициативе Парижского ун-та, недовольного популярностью бесплатного образования, предоставляемого И., коллегия стала называться Клермонской, а не «коллегией Об-ва Иисуса», т. е. вошла в состав ун-та; в наст. время - лицей Людовика Великого). В период религиозных войн во Франции И. часто обвиняли в подстрекательстве к религ. погромам, в частн. к Варфоломеевской ночи , хотя в наст. время исследователи опровергают эти обвинения. В 1594 г., после покушения на франц. кор. Генриха IV , совершенного Жаном Шастелем, бывш. воспитанником иезуитской коллегии, по решению Парижского парламента И. были изгнаны из Парижа и ряда областей Франции, хотя причастность ордена к покушению доказать не удалось. В 1603 г. запрет на деятельность И. был снят (орден пользовался покровительством кор. Марии Медичи и ее окружения); в 1608 г. по просьбе кор. Генриха IV на 6-й генеральной конгрегации была учреждена Французская ассистенция ордена, включавшая в себя 4 провинции (Аквитанскую, Лионскую, Тулузскую и Иль-де-Франс). После гибели короля в 1610 г. обвинения против ордена были возобновлены в связи с тем, что нек-рые иезуитские писатели (Х. де Мариана, Франсиско Суарес ) оправдывали в своих трудах тираноубийство, однако И. публично осудили эту теорию. С сер. XVII в. И. вели активную полемику с последователями янсенизма . Самым ярким моментом этой полемики стали «Письма к провинциалу» Б. Паскаля - сатирическое произведение, направленное против этики и практики ордена. Папа Римский и власти Французского королевства выступили тогда на стороне И.

http://pravenc.ru/text/293585.html

Основные теологические работы Беза: Recueil en sommaire des signes sacres (1561); Du droit des Magistrats sur leurs sujets, ecrit monarchomaque dans lequel il justifie le droit des huguenots a resister a la tyrannic (1574); Histoire ecclesiastique des Eglises Reformees de France dans laquelle il propose l’idee de loi fondamentale (1580); Chrestiennes Medimamions, Medimamions sur les psaumes penitentiels, ecrites sur le mode de la paraphrase, genre litteraire tres developpe au XVI е siecle (1581). Переписка Беза с 1539 по 1582 г. издана в серии « Travaux d’humanisme et Renaissance» ( Correspondence. T. 1–23. Geneve, 1960–2001). 754 Основные труды Нокса: An Epistle to the Congregation of the Castle of St Andrews; with a Brief Summary of Balnaves on Justification by Faith (1548); A Vindication of the Doctrine that the Sacrifice of the Mass is Idolatry (1550); A Godly Letter of Warning or Admonition to the Faithful in London, Newcastle, and Berwick (1554); Certain Questions Concerning Obedience to Lawful Magistrates with Answers by Henry Bullinger (1554); A Faithful Admonition to the Professors of God’s Truth in England (1554); A Narrative of the Proceedings and Troubles of the English Congregation at Frankfurt on the Maine (1554–1555); A Letter to the Queen Dowager, Regent of Scotland (1556); A Letter of Wholesome Counsel Addressed to his Brethren in Scotland (1556); The Form of Prayers and Ministration of the Sacraments Used in the English Congregation at Geneva (1556); The First Blast of the Trumpet Against the Monstrous Regiment of Women (1558); A Letter to the Queen Dowager, Regent of Scotland: Augmented and Explained by the Author (1558); The Appellation from the Sentence Pronounced by the Bishops and Clergy: Addressed to the Nobility and Estates of Scotland (1558); A Letter Addressed to the Commonalty of Scotland (1558); On Predestination in Answer to the Cavillations by an Anabaptist (1560); The History of the Reformation in Scotland. 5 vols. (1559–1566). 755 Как пишет M. Вебер, «Готхайн с полным основанием называет кальвинистскую диаспору «рассадником капиталистического хозяйства»», каковой вывод подтверждается историей Франции, Шотландии, Нидерландов, США и т.д.; «поразительна, – пишет Вебер, – связь между религиозной регламентацией жизни и интенсивным развитием деловых способностей у целого ряда сект, чье «неприятие мира» в такой же степени вошло в поговорку, как и богатство» (см.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. С. 68–69). «В результате мы приходим к удивительному выводу: зародыши современного капитализма надо искать... как раз в тех странах, где официально господствовали явно враждебные ему теории» (Вебер М. История хозяйства; Биржа и ее значение. М., 2007. С. 322).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Vol. 9. Col. 629-638). По просьбе польск. протестантов К. также создал 2 трактата, в которых он опровергал еретические взгляды Франческо Станкаро (1501-1574) и его последователей. В июне 1560 г. К. направил в Польшу трактат «Ответ польским братьям о том, в каком смысле Христос есть Посредник, с целью опровержения заблуждения Станкаро» (Responsum ad fratres Polonos, quomodo mediator sit Christus, ad refutandum Stancaro errorem//Ibid. Col. 333-342); в марте 1561 г. К. был составлен «Ответ служителей женевской церкви польским знатным лицам и Франческо Станкаро по поводу спора о Посреднике» (Ministrorum ecclesiae Genevensis responsio ad nobiles Polonos et Franciscum Stancarum Mantuanum de controversia mediatoris//Ibid. Col. 345-358). В этих сочинениях К. с позиций христ. представления о единстве Ипостаси Христа опровергал основное положение учения Станкаро, согласно которому Христос был Посредником лишь как человек, в то время как Его божественная природа принимала ограниченное участие в деле спасения (подробнее см.: Tylenda. 1973; Edmondson. 2004. P. 16-39). VI. Прочее. Среди др. полемических сочинений К. наиболее значимым является трактат «О соблазнах, вследствие которых некоторые ныне удерживаются, а некоторые и вовсе отвращаются от чистого евангельского учения» (De scandalis quibus hodie plerique absterrentur, nonnulli etiam alienantur a pura evangelii doctrina//CO. Vol. 8 . Col. 1-84; крит. изд. франц. текста: Des scandales. 1984). В этом сочинении, к-рое К. задумал написать в 1546 г., но смог завершить и издать лишь в 1550 г., он предлагал ответ на различные обвинения в адрес протестантов и объяснял их происхождение. По его словам, некоторые люди критикуют протестантизм, потому что не готовы принять Евангелие и жить по нему; другие соблазняются, видя внешние нестроения, связанные с распространением протестантизма (расколы, бунты, безнравственное поведение и т. п.), и неспособны понять его внутреннюю истину; третьи привыкли к внешним обрядам и ритуалам, узаконенным в католицизме, и не собираются отказываться от внешнего ради внутреннего.

http://pravenc.ru/text/1320173.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010