Ваш Н. Гиляров Печатается впервые по автографу: РГИА. Ф. 1574. Оп. 1. Д. 73. Л. 11–12 об. 6 (1е) 25 янв(аря) 1867, Москва. Податель письма есть Алексей Иванович Забелин, экс-редактор «Виленского вестника», 2615 изгнанный из Западного края за свое несочувствие к евреям. Из разговора с ним можете, многоуважаемый Константин Петрович, узнать довольно интересного. Вчера было у нас первое полное собрание новых распорядителей. Шло дело чинно и даже чиннее прежнего; и не удивительно, – не было и не могло быть халатности, по причине присутствия посторонних лиц. Кн. Оболенского 2616 и Симанского, 2617 впрочем, не было. Самое приятное изо всего было принесенное Ал(ексеем) Осиповичем 2618 известие, что предлагает себя в надзирательницы одна старушка-помещица, 2619 желающая так же, как и покойная Катерина Ивановна, 2620 послужить Богу какою-нибудь жертвою. Это опять клад. Подробности весьма интересные Вы, вероятно, получили или получите в скорейшем времени от А(лексея) Осиповича, которого, по правде сказать, нельзя довольно благодарить за отыскивание таких кладов. Что Вы скажете о новой московской газете, и в особенности о тех из передовых статей, которые принадлежат Вашему покорному слуге, 2621 именно о монастырях и о вероисповедном вопросе в Зап(адном) крае? Любопытно бы слышать Ваше мнение и Ваш совет. Искренно уважающий Вас Н. Гиляров Печатается впервые по автографу: РГИА. Ф. 1574. Оп. 1. Д. 73. Л. 13–13 об. Приложение 1. Письма архимандрита Иакова (Кроткова) к К. П. Победоносцеву 1 (7) 21 февр(аля) 1866 г. Милостивый Государь Константин Петрович! Благодарю Ваше Превосходительство за внимание к моему сыну и за милостивое письмо Ваше ко мне. Князь Оболенский 2622 хорошо принял А(ндрея) Ал(ексееви)ча, 2623 но в просимом месте отказал, предложив, однако же, место кассира, и дозволил подать прошение о перемещении под его покровительство. Прошение подано 15 февр(аля); я 17 числа сам поехал к Князю и узнаю, что место кассира займет какой-то Голубков, 2624 а Кроткову надобно подождать месяца два, пока откроется вакансия. Делать нечего. Будем ждать и надеяться. По уважению к Вам, Князь сделает, что обещал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

" При помощи Божией все можно сделать " , — замечает разумея, без сомнения, обращение Диоклетиана в христианство. Феона помышлял также и об обращении императрицы, жены Диоклетиана, в христианство. Он и на этот счет делает некоторые внушения Лукиану. " Когда император посещает императрицу или императрица императора, тогда вы, т. е. христиане придворные, и в особенности прислуга, должны соблюдать строгую благопристойность и в словах, и во взорах. Путь императрица увидит вашу благопристойность, подивится вашей скромности и прославит в вас Господа нашего Иисуса Христа " ______________________ Epistola Theonae episcopi Alexandrini ad Lucianum. Оно напечатано на латинском языке в Патрологии Миня. PG. Т. X. Col. 1569–1574. В письме прямо не сказано, о каком императоре в нем речь, но, по мнению ученых, например Неандера (Allg. Gesch. d. Religion und Kirche. Gotha, 1856. B. I. S. 78.), оно вполне приличествует времени Диоклетиана. Также в письме не выяснено, каким епископом был Феона, но так как известно, что во времена Диоклетиана епископом Александрийским был Феона, то основательно полагают, что именно он и был автором рассматриваемого письма. Ibid. Col. 1570–1571. Ibid. Col. 1571. Ibid. Col. 1572–1573. PG. Т. X. Col. 1573. Ibid. Col. 1574. ______________________ Конечно, в этом письме Феона, когда выражает чаяние о переходе императорского дома к Церкви, высказывает лишь свое субъективное суждение, основывающееся на том факте, что многие из язычников при дворе обращались в христианство, тем не менее это суждение очень важно, потому что оно показывает, как велики были надежды христиан на такого государя, каким был Диоклетиан. Смотря на благополучие христиан при Диоклетиане до гонения, Евсевий (VIII, 1) восклицает: " Благосостояние христиан с течением времени при Диоклетиане упрочивалось, с каждым днем приходило в силу и величие, и никакая ненависть не стесняла его, никакой злой демон не был в состоянии вредить " . Итак, благосклонность императора Диоклетиана к христианам в первую, большую часть его царствования и гонение при конце его правления являются странным противоречием в политике Диоклетиана: гонение представляется каким-то скачком в его правительственной деятельности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Несомненно также, что турки, по недостатку просвещения, должны были мириться с допущением в провинциальную и даже центральную администрацию (придворные, драгоманы, евнухи) греков и др. христиан 335 . По политическим соображениям, турки противодействовали католической пропаганде и тем содействовали охранению греческой церкви 336 ; но худшие времена наступили при преемниках Магомета II (1481 г.), даже после Баязета II, отличавшегося кротким и миролюбивым характером (1481–1512), при Селиме I (1512–1520), Солимане I (1520–1566), Селиме II (1566–1574) и Мураде III (1574–1595) 337 ), особенно с Солимана I, при котором началось усиленное обращение церквей в мечети и постройка мечетей при Мураде и его преемнике Магомете III, когда возникла в серале даже мысль об устройстве Сицилийской вечерни для христиан Оттоманской империи 338 ; шло усиленное обращение в магометанство (еще при Магомете II обращали насильно 10-летних мальчиков); появились даже факты мученичества 339 ; небольшая поголовная подать, наложенная при Магомете II, была увеличена втрое и в конце XVI в. составляла уже 30 драхм (с 12 лет 340 ), не считая целого ряда второстепенных сборов, от исправного платежа которых зависело право пользования имуществом и право исповедывать свою религию 341 . § V С завоеванием Византии турками власть константинопольского патриарха возвысилась и усилилась. Он стал полным господином над высшим и низшим духовенством; он является, по смыслу бератов, верховным главой и судьей нации в политическом отношении; он становится для греков как бы преемником византийских императоров, истинным властителем греческого народа. С подчинением же остальных патриархатов (1517 г.), константинопольский патриарх получил и над ними такую власть, какой не имел раньше. Так образовалось своего рода «церковное государство», как бы государство в государстве, а столичный патриарх представлял как бы сколок с римского папы 342 . При всем том положение христианского населения становилось бедственным. Хотя в Константинополе на первых порах появилась патриаршия школа, но просвещение пало до того, что самый язык свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Считается, что Нанак первым произнёс вступление к Japji, которое сикхи в молчании повторяют каждое утро: «Нет бога, кроме одного Бога, имя Которого – Истинный, Творец, бесстрашный и безгневный, бессмертный, нерождённый, самосущий, великий и щедрый. Истинный был в начале, Истинный был искони. Истинный есть, Истинный был, о, Нанак, и Истинный пребудет» (ibid.). Далее рассказывается, что через три дня Нанак вышел из леса и, после дня молчания, произнёс: «Нет индуистов и нет мусульман». Это стало началом его миссионерской деятельности по обращению в веру Индии, Персии и Аравии. Он скитался по городам, распевая свои песнопения под аккомпанемент небольшого струнного инструмента. Десять гуру. Нанак назначил своего наёмника, а тот – своего, и так образовалась последовательность Десяти гуру: Нанак (1469–1538), Ангад (1538–1552), Амар Дас (1552–1574), Рам Дас Содхи (1574–1581), Арджун Мал (1581–1606), Харговинд (1606–1644), Хар Радж (1644–1661), Хари Кришен (1661–1664), Тегх Бахадур (1664–1675), Говинд Радж Сингх (1675–1708). Затем последовательность прервалась; Говинд Радж не оставил сыновей и не назначил преемника. Библия сикхов. Гуру Арджун, пятый Гуру, собрал для этого много священных песней и текстов. Собирание их продолжалось и далее, пока его не закончил Говинд Радж, десятый Гуру. Этот сборник, в котором изложено учение сикхизма, называется Siri Guru Granth Sahib (также «Адигрантх»). Учение и обрядность сикхизма. Составными частями учения сикхизма являются монотеизм, медитации, доктрина °реинкарнации с её концепциями сансары и кармы (см. Mather, 257–58). В группировке более строгого сикхизма, именуемой Хальса, соблюдаются правила пяти «К»: 1) kesa – длинные нестриженые волосы; 2) kangha – расчёска; 3) kacha – короткие штаны; 4) kacku – металлический браслет; 5) kirpan – меч, оружие. Сикхам запрещено поклоняться иконам, хотя предметом религиозного поклонения становится «Адигрантх». Храмы сикхов называются Gurdwaras. Особое священное время, обычно по утрам, отведено для молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Экземпляр книги исчез 10 мая из отдела старопечатных и редких изданий Национальной библиотеки Украины имени Вернадского 16 мая. ПРАВМИР. Экземпляр первой напечатанной на территории Украины книги был украден в Киеве. Из фондов Национальной библиотеки Украины имени Вернадского украден экземпляр книги «Деяния и послания апостольские», изданной в 1574 году Иваном Федоровым во Львове. Первая книга, напечатанная на территории нынешней Украины, известна также как «Апостол». Экземпляр книги исчез 10 мая из отдела старопечатных и редких изданий Национальной библиотеки Украины имени Вернадского. Об этом заявил директор библиотеки Владимир Попик, передает ТАСС. Пресс-секретарь управления Национальной полиции в Киеве Оксана Блищик рассказала РИА Новости, что отсутствие книги обнаружила заместитель по научной работе. Возбуждено дело по статье «Кража». Опрошены сотрудники библиотеки. Определяется сумма ущерба. Иван Федоров (1520–1583) — первый книгопечатник Русского царства, а «Апостол» — его первая книга. По указу Ивана Грозного Федоров основал Московскую типографию, где в 1564 году была издана первая точно датированная напечатанная в России книга. Потом Федоров уехал в Великое княжество Литовское, где основал типографию во Львове. Там в 1574 году увидело свет второе издание «Апостола». Львовское издание «Апостола» содержит в себе также послесловие от самого Ивана Федорова, где он рассказывает о гонениях («Не от Государя, но от многих начальник и священоначальник, которые на нас зависти ради многие ереси умышляли»), которые его «…от земли, отечества и рода нашего изгнали в края доселе неведомые». Львовский «Апостол» был издан тиражом около 1000-1200 экземпляров, сейчас известно примерно о 120 сохранившихся из них. В фондах Национальной библиотеки им. Вернадского хранится пять экземпляров, но все они неполные. Кроме того, экземпляры книги есть в книгохранилищах Львова, Харькова, Днепропетровска, а также в других странах, в том числе в России, Белоруссии, Польше, Болгарии, США. Книга издана в крупном формате, оригинальное издание состояло из 278 листов, включая 264 пронумерованных.

http://pravmir.ru/iz-biblioteki-v-kieve-...

В нескольких школах Москвы (например, в 1465-й или в лицее 1574) эта модель уже работает, в других (в 2009-й и «Ковчеге») она стартует в нынешнем учебном году, но мест катастрофически не хватает. Государство, провозгласившее инклюзию, пока не спешит выделять на нее бюджетные средства. «Какие-то золотые получаются ваши аутисты, если каждому еще и тьютора оплачивать – такие слова почти все мы слышали от чиновников и директоров школ. При этом индивидуальное сопровождение ребенка в учебном процессе – это не наша прихоть, а рекомендация государственных же специалистов», – рассказывает Юлия Радионова, активная сторонница внедрения модели ресурсных классов (ее сын учится в лицее 1574). «В нашей школе, – продолжает Юлия, – и оборудование классов, и оплата специалистов почти полностью ложатся на плечи родителей и фонда «Выход», причем директор лицея Денис Клоков считает эту ситуацию абсолютно нормальной. Его позиция проста: вам нужно – вы и ищите средства. Он не готов обращаться в Департамент образования с заявкой на финансирование, хотя в его школу пришли в этом году новые дети с особенностями, и им требуются новые классы». В фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход» зимой 2015 года обратилось целых пять инициативных групп родителей с просьбой профинансировать ресурсные классы. Стоимость одного такого проекта — порядка 6 млн рублей. Фонд предложил родителям написать коллективный запрос в Департамент образования Москвы с описанием модели ресурсного класса и заявкой на финансирование. Запрос назвали «Инклюзивная молекула» и «Выход» стал активно его продвигать. Боевой август В июне на встрече с президентом фонда «Выход» Авдотьей Смирновой руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина полностью поддержал проект и предложил конкретные шаги по его реализации. 1 сентября 2015 года дети с РАС должны были сесть за парты в общеобразовательных школах. Но дальше благих намерений дело не пошло. «Мы ждали приказа департамента о старте проекта, что будет создана рабочая группа и проектный офис, но так и не дождались», – говорит Ольга Погонина, один из инициаторов запроса «Инклюзивная молекула» и член родительской организации «Контакт».

http://pravmir.ru/inklyuzivnaya-molekula...

Основы устава К. были намечены на капитуле в Альбачине в 1529 г. В 1536 г. в римском монастыре св. Евфимии был составлен 1-й устав К., т. н. Евфимианские конституции, определявшие жизнь ордена до 1552 г. и отличавшиеся крайней строгостью. Призыв к пустынножительству и нищенствующему образу жизни дополнялся необходимостью для членов ордена проповедовать беднейшим слоям населения. Новый устав, принятый в 1552 г. под влиянием идей католич. Контрреформации , смягчил нек-рые требования Евфимианских конституций. Тогда же было предусмотрено создание орденских школ для повышения уровня образования монахов. К. уделяли особое внимание медитации: ее главными темами были Страсти Христовы, конец света, Страшный Суд и спасение человека. Из аскетических упражнений К. практиковали самобичевание и строгие посты. Внешним проявлением строгого образа жизни были отказ от брадобрития, ношение крестообразного одеяния и сандалий. В первые годы существования К. были в оппозиции к францисканцам-обсервантам, к-рые пытались добиться ареста М. да Башо и запрета на его проповедь в Анконской марке. Однако при поддержке папы Климента VII новая община продолжила свою деятельность, хотя на нее были наложены ограничения, касавшиеся прежде всего распространения идей К. Буллой «In suprema» от 16 нояб. 1532 г. обсервантам был запрещен переход в общину К. С 1537 по 1574 г. действовал запрет на создание общин К. за пределами Италии. Несмотря на это, число К. быстро росло. В 1535 г. в Италии было ок. 700 членов общин К. (основную их часть составляли бывш. обсерванты). К 1571 г. численность К. достигала 3300, а к 1587 г.- ок. 6 тыс. чел. После отмены запрета на деятельность К. к северу от Альп новые общины возникли во Франции (1574), в Испании (1577-1578), в Швейцарии (1581), в Тироле (1593), в Богемии (1599), в Юж. и Зап. Германии (нач. XVII в.), в Ирландии (1615). В XVII в. общины К. были образованы в Вост. Европе. В 1-й пол.- сер. XVII в. миссии К. появились на территории совр. Канады (1632) и совр. амер. шт. Виргиния (1650). Широкое распространение орденских обителей способствовало укреплению позиций К. в иерархии францисканцев. Быстрый численный рост ордена поставил вопрос об изменении и о приведении в соответствие с новым статусом ордена его устава. Генеральный капитул 1643 г. принял новую редакцию монашеских конституций К. (действовали по 1908) и уравнял в правах предальпийские и заальпийские провинции ордена. В 1626 г. был издан 1-й сборник литургических текстов К.

http://pravenc.ru/text/1470367.html

Споры принимали слишком горячий характер; собеседующими являлись люди сомнительного правоверия, а иногда и прямо находившиеся под запрещением,– в своих речах, они дозволяли себе резкие суждения относительно правительства или господствующей церкви, или издевались в сатире на них, а возбуждающие речи эти и даже иногда еретические мысли слушались толпою собравшихся мирян и разносились потом повсюду, усиливая и без того возбужденное настроение. Такое положение дела и побудило наконец королеву Елизавету употребить свою власть для возможного укрощения опасного волнения. В марте 1574 года, архиепископ Паркэр, по желанию королевы. обращается к Паркгэрсту, епископу Норвичскому, в епархии которого особенно заметно было усиление конференций и их влияние, с требованием, чтобы он прекратил в своем округе эти суетные пророчествования (vain prophesyings), так как королева выразила на этот счет архиепископу свою решительную волю. Но епископ Норвичский, отличавшийся несколько пуританским настроением, не захотел подчиниться приказу архиепископа и искал себе поддержки у своих лондонских друзей, членов королевского совета. Результатом его обращения было послание к нему, подиисанное Сандисом, епископом, Лондонским, и тремя светскими членами совета: Фрэвснсом Ноллисом, Томасом Смитом и Вальтером Мильдмэем, в котором они отстаивали несомненную пользу конференций и убеждали его не запрещать их. Несмотря на поддержку влиятельных друзей и на собственное не желание Паркгэрст не мог, однако отстоять конференции и в июне 1574 года должен был издать на имя своего канцлера приказ, в котором, ссылаясь на заявленную ему архиепископом Кентерберийским волю королевы, требовал повсеместного прекращения конференций во всей своей епархии, Таким, образом воля правительства была исполнена, хотя несомненно обнаружилось, что конференции имели н своих сторонников. Но одною частною мерою относительно епархии Норвичской вопрос, конечно, не исчерпывался и, два года спустя. он. снова выступил наружу, приведя на этот раз к резкому столкновению с королевою преемника Паркэра, архиепископа Грайндаля.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

После бегства К. из Англии его лит. спор с Уитгифтом продолжался. В качестве ответа на «Возражение» К. Уитгифт задумал создать новое обширное сочинение, в котором он намеревался полностью разгромить аргументы К. В переписке Уитгифт заявлял, что работа К. отличается «вопиющими пропусками, ложными ссылками на авторов, вздорными и недопустимыми интерпретациями Писания и учителей»; К., по его словам, недостает логического искусства, умения вести рассуждение, вообще образованности и начитанности (см.: Ibid. P. 103). Вслед. этого Уитгифт посчитал своей обязанностью подробно разобрать весь текст К. до мельчайших частей. Желая при этом отразить весь ход дискуссии, Уитгифт избрал для нового произведения особую форму: он разделил его на Предисловие и 23 тематических Трактата; в каждом разделе последовательно приводились: 1) фрагмент из «Увещания»; 2) разбирающий его фрагмент из «Ответа» Уитгифта; 3) направленный против аргументации Уитгифта фрагмент «Возражения» К.; 4) ответ Уитгифта на «Возражение» К. Начав работу над сочинением летом 1573 г., Уитгифт смог завершить ее к февр. 1574 г., когда трактат был издан под названием «Защита Ответа на Увещание, направленная против Возражения Т[омаса] К[артрайта]» (The Defense of the Answere to the Admonition, against the Replye of T. C.). Поскольку в сочинении Уитгифта вслед. его особой структуры представлен весь ход полемики вокруг «Увещания», оно является наиболее важным источником сведений о полемике; все идейные расхождения, существовавшие между англ. епископалами и пресвитерианами в 70-х гг. XVI в., рассмотрены здесь в систематической, последовательной и удобной для исследовательского анализа форме (научное изд. сочинения: JWWorks. Vol. 1 - Предисловие и Трактаты I-VI; Ibid. Vol. 2 - Трактаты VII-X; Ibid. Vol. 3 - Трактаты XI-XXIII). Ответом К. на «Защиту» стали 2 сочинения: вышедшее в 1575 г. «Второе возражение» (The Second Replie) и опубликованное в 1577 г. «Продолжение второго возражения» (The Rest of the Second Replie). В этих произведениях К. преимущественно разбирал различные вопросы, связанные с организацией церковных общин и церковной дисциплиной; поскольку они были изданы в континентальной Европе, широкого распространения и известности в Англии трактаты не получили, хотя и пользовались некоторым успехом у пуритан. Возможно, вслед. незначительного эффекта от их выхода Уитгифт решил не продолжать спор и оставил их без внимания. Последний ответ К. со стороны епископалов был дан спустя 20 лет, когда выдающийся англикан. теолог Ричард Хукер (1554-1600) в пространном соч. «О законах церковной организации» (Of the Lawes of Ecclesiastical Politie), над к-рым он работал более 15 лет и к-рое осталось незавершенным, подробно проанализировал и подверг богословской критике содержание всех созданных К. в ходе полемики с Уитгифтом произведений. К. в Гейдельберге, Базеле, Антверпене и Мидделбурге (1574-1584)

http://pravenc.ru/text/1681191.html

Царь принужден был выслать против них воевод с большим числом ратных людей; козаков казнили и ловили, другие разбежались, как волки, по выражению летописца, и одна толпа их отправилась вверх по Волге, где получила приглашение от Строгановых вступить к ним в службу и согласилась с радостию. Это предложение пришло не ранее весны 1579 года, хотя, собственно, можно было ожидать, что Строгановы станут прибирать охочих козаков гораздо ранее, именно с 1574 года, когда они получили царскую грамоту, дававшую им право распространять свои промыслы и по ту сторону Уральских гор. Но эта медленность объясняется легко событиями в роде Строгановых. Яков и Григорий Аникиевы умерли; остался третий брат, Семен, с двумя племянниками, Максимом, сыном Якова, и Никитою, сыном Григория, причем, как видно, Никита не жил в большом согласии с дядею Семеном и двоюродным братом Максимом. Козаки явились к Строгановым в числе 540 человек под главным начальством атамана Ермака Тимофеева; другие атаманы были: Иван Кольцо (который, по словам царской грамоты к ногаям, был присужден к смертной казни), Яков Михайлов, Никита Пан, Матвей Мещеряк. Они пришли в Чусовские городки в конце июня 1579 года и оставались здесь до сентября 1581 года. В это время, по словам летописца, они помогали Строгановым защищать их городки от нападения дикарей: в июле 1581 года 680 вогуличей под начальством мурзы Бегбелия Агтакова напали нечаянно на строгановские владения и начали жечь деревни, забирая в плен людей, но ратные люди из городков с успехом напали на них и взяли в плен самого мурзу Бегбелия. Из слов же царской грамоты 1582 года оказывается, что Строгановы не довольствовались только обороною своих городков, но посылали отряды воевать вогуличей, вотяков и пелымцев. После поражения Бегбелия Строгановы решились отпустить козаков, Ермака с товарищами, за Уральские горы для достижения той цели, с какою отцы их испросили царскую грамоту в 1574 году. По словам летописи, 1 сентября 1581 года Строгановы, Семен, Максим и Никита, отпустили на сибирского салтана козаков, Ермака Тимофеева с товарищами, придавши к ним ратных людей из городков своих – литовцев, немцев (пленных), татар и русских, всего 300 человек, а в целом отряде с козаками было 840 человек; Строгановы дали им жалованье, снабдили съестными запасами одеждою, оружием, пушечками и пищалями, дали проводников знающих сибирский путь, и толмачей, знающих бусурманский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010