Он говорит им: «это Я», – они отступили назад и пали на землю ( Ин.18:6 ). Так, Он сначала ослепил их и показал, что Он мог избежать, а потом предал Себя, чтобы ты знал, что Он не по необходимости, или принуждению, или насилию приступивших подвергся этому, но добровольно, по собственному предызбранию и желанию и по давнему приготовлению к этому. Для того и пророки были предпосылаемы, и патриархи предсказывали, и словами и делами крест был предызображаем. И жертвоприношение Исаака означало крест; поэтому и сказал Христос: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» ( Ин.8:56 ). Патриарх возрадовался, увидев образ креста, а Он отказывается от самого креста? И Моисей побеждал Амалика потому, что показывал образ креста; и бесчисленное множество событий можно видеть в Ветхом Завете, которые предызображали крест. Для чего же было так, если Тот, Кто имел быть распятым, не хотел этого? Последующее возбуждает еще больше недоумений. Сказав: «да минует Меня чаша сия», Он присовокупил: «впрочем не как Я хочу, но как Ты»( Мф.26:39 ). Здесь, буквально, мы находим два противоположные одно другому желания, т.е. Отец желает, чтобы Он был распят, а сам Он не желает. Между тем везде мы видим, что Он желает одного и того же с Отцом, предызбирает одно и то же с Ним. Так, когда Он говорит: «дай им, как Я и Ты едино,.../так/и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:11,21 ) – выражает не что иное, как то, что у Отца и Сына одна воля. И когда Он говорит: «не Я говорю но Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела эти» ( Ин.14:10 ), – выражает тоже. И когда Он говорит: «не Сам от Себя» ( Ин.7:28 ), и: «Я ничего не могу творить Сам от Себя» ( Ин.5:30 ), – выражает не то, будто Он не имеет власти говорить или делать – нет – но хочет показать с точностью, что Его воля согласна с волею Отца и на словах, и на деле; и во всех распоряжениях одна и та же у Него с Отцом, как уже неоднократно мы объясняли, потому что слова: «не Сам от Себя», означают не лишение власти, а согласие. Как же здесь Он говорит: «впрочем не как Я хочу, но как Ты»?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Сущность Бога Одна, а Лиц именно несколько, хотя в Них нет счета, – так учат святые отцы. Обратите внимание на следующий библейский стих: «…дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа» (Кол. 2: 2). Некоторые считают, что счет в Лицах есть, так как сказано: «Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня» (Ин. 14: 28). Подобный текст надо сопоставлять с другими и путем смысловых совмещений находить золотую середину. Давайте проведем подобное сравнение: «Отец Мой более Меня» (Ин. 14: 28), и: «Я и Отецодно» (Ин. 10: 30), и следующий стих: «Я не один, но Я и Отец» (Ин. 8: 16). Здесь явно говорится о двух природах во Христе – Божественной и Человеческой. То, что Божественная и Человеческая природа Христа (при соблюдении неслиянности) реально существует, подтверждают и показывают два следующих текста: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (Ин. 14: 9); и другой текст: «…ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2: 9). Об отсутствии счета в Лицах Святой Троицы (1+1+1) святой Иларий пишет: «Если мы допустим сотоварищество – то есть множественность, – мы исключим идею единичности и одиночества». Святитель Амвросий добавляет: «Когда мы говорим, что Бог один, то единство исключает множественность богов и не предполагает количества в Боге». То есть схема: 1+1+1 – недопустима; схема: 1-й, 2-й, 3-й – еще более недопустима. Приемлемо только: 1=3 или 3=1. Следовательно, когда Сын Божий страдал, возрастал, алкал и жаждал, то здесь проявлялась Его истинная Человеческая природа. А когда мы читаем: «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин. 8: 24 – сравните с Втор. 32: 39; Ис. 43: 10), – по-гречески «это Я» звучит как «Я есть». Речь идет о Том, в руках Которого и жизнь, и смерть. Он Сам говорил о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь» (Откр. 1: 8). Есть подобное свидетельство о Христе и в Ветхом Завете: «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: “Господь – оправдание наше!”» (Иер. 23: 5–6). Здесь имя Христа предлагается четырехбуквенным именем Ягве . Вы можете проверить это по любому изданию еврейского текста Библии.

http://pravoslavie.ru/93462.html

26). Однако с предельной конкретностью учение о Троичности Божества передано в словах воскресшего Христа, обращенных к апостолам: «...идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф 28. 19-20). Знаменательно, что слова о Св. Троице связаны с Крещением. Обряд омовения существовал уже в иудаизме того времени (в частности, для прозелитов из язычников), причем, вероятно, он сопровождался произнесением крещальной формулы, являющейся кратким изложением веры. Единство Отца, Сына и Св. Духа Для описания единой божественной природы Лиц Св. Троицы позднейшая христ. традиция выработала термин «единосущный» (μοοσιον; см. ст. Единосущие ). Несмотря на отсутствие этого термина в Евангелиях, мысль о единосущии Лиц Св. Троицы выражена в них достаточно ясно. Единосущие Отца и Сына отмечено в Евангелии от Иоанна, где Христос, обращаясь к иудеям, говорит: «Я и Отец - одно» (Ин 10. 30). Из контекста евангельского повествования можно заключить, что Христос имел в виду Свое равенство Богу, и именно так поняли Его слова иудеи, которые хотели побить Его камнями за богохульство (Ин 10. 31, 33). Раскрывая тему единства Отца и Сына, Христос говорит: «...Отец во Мне, и Я в Нем» (Ин 10. 38), Отец, имея «жизнь в Самом Себе», дает также и Сыну «жизнь в Самом Себе» (Ин 5. 26). Сын исполняет просьбы верующих, обращенные к Отцу во имя Сына, что служит к прославлению Отца в Сыне (Ин 14. 13-14). Свидетельство о равном достоинстве Св. Духа и Сына Божия содержится как в описании Крещения Христа в Иордане (Мф. 3. 16; Мк 1. 10; Лк 3. 22), так и в Его обещании ученикам послать иного Утешителя (Ин 14. 16, 26). «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю Вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15. 26), в этих словах - утверждение единосущия Св. Духа с Отцом («Который от Отца исходит») и различия Лиц Пресв. Троицы. Раскрывая троичность Божества, НЗ исповедует единство Божества. Так, в ответ на вопрос о том, «какая первая из всех заповедей», Иисус Христос указывает на заповедь о любви к единому Богу: «...слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый» (Мк 12.

http://pravenc.ru/text/344423.html

Аз же ведех, яко всегда мя послушаеши ) (Ин. 11:41, 42). Так как Я молился, чтобы миновала чаша смерти, то, чтобы ты не думал, вследствие молитвы о миновании чаши, будто дело креста стало слабым, Я делаю сомнительный вывод из Своей молитвы, и говорю: « Впрочем, не как Я хочу, но как Ты ». Отцу Своему Я приписываю власть над смертью, хотя сам имею власть положить душу Свою, и власть имею опять взять ее. Я покрываю Свое божественное достоинство духовными листьями, покрываю властность Своего божества человеческими словами, говорю: « не как Я хочу, но как Ты ». Он, слепец не знал, что Моя воля и Отца Моего одно: « Все, что имеет Отец, есть Мое » ( вся, елика имать Отец, моя суть ) (Ин. 16:15), и: « Я и Отец — одно » ( аз и Отец едино есмы ) (Ин. 10:30). Впрочем, не как Я хочу, но как Ты . Он повесит зерно хлебное, и когда поглотит Меня, увидит, что сам удавливается тройной петлей». Но может быть кто–нибудь из слушателей спросит: «Неужели Христос посмеялся над диаволом, или возможно ли было насмехаться над ним?» Ему мы скажем: прочитай Писание, и найдешь, что сам Отец говорит Моисею: « что Я сделал в Египте » ( видишь, елико наругахся Египтяном ) (Исх. 10:2). Так и Господь посмеялся над диаволом и демонами. Нужно было, чтобы он был осмеян, как безумец, за свое великоречие и слова: « Силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин; и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул » ( крепостью Моей сотворю и разумом рук моих отъиму пределы языков, и вселенную всю как гнездо возьму, и яко оставления яйца возму, и никого не будет, иже противу мне речет ) (Ис. 10:13, 14). Нужно было, чтобы он и демоны были осмеяны, чтобы обнаружилось, что в таких своих похвальбах они неразумнее даже детей. Поэтому и не знали, что делали: « ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы » ( аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли ) (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Параллелизм, как поэтический прием, уходит своими корнями в ту же семитическую стихию, с которой мы связали и синтаксическое построение Ин. Достаточно вспомнить библейские псалмы, даже в переводе на европейские языки: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей — и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего — и от греха моего очисти мя: яко беззаконие мое аз знаю, — и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших, — и лукавое пред тобою сотворих...» и т. д. (Пс. 50).    Можно сказать, что, прибегая к параллелизму, Евангелист Иоанн свидетельствует лишний раз о своем еврейском происхождении. Но важно другое. В семитическом мире, в частности, в Ветхом Завете, параллелизм был поэтическим средством. Он сообщал тому литературному произведению, в котором он применялся, ритмическое звучание. Такое ритмическое звучание он сообщает и Ин. Можно указать и другие элементы Иоанновского ритма: прежде всего, многочисленные повторения. В гл. I свидетельство Иоанна Предтечи повторяется на протяжении шестнадцати стихов три раза и почти теми же словами: «Сей был Тот, о Котором я сказал, что идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня» (Ин.1:15), «Он-то идущий за мною, но который стал впереди меня» (Ин.1:27). «Сей есть, о котором я сказал: за мною идет муж, который стал впереди меня, потому что он был прежде меня» (Ин.1:30). Очень часто слова держатся друг за друга как звенья одной неразрывной цепи. Например: «овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. То, что Отец Мой дал Мне, — больше всего; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отецодно» (Ин.10:27—30). Ритм и здесь, в строгом смысле слова, не звуковой, а смысловой. Если мы будем искать аналогий в царстве звука позднейшей европейской поэзии, мы невольно вспомним дантовские терцины. Почему Евангелист Иоанн держался за ритм? Не потому ли, что ему нужно было выразить невыразимое словом? Там, где изнемогает язык понятий, входит в свои права музыка.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

     Здесь кое-кто может наивно вступиться: " Но все же все три религии имеют нечто единое: все три исповедуют Бога Отца! " Но с точки зрения Святой Православной веры это нелепость. Мы всегда произносим: " Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице " . Как мы можем разделять Отца и Сына, когда Иисус Христос утверждает: Я и Отец - одно (Ин. 10, 30); и св. Иоанн - апостол, евангелист, богослов, апостол любви - ясно говорит: Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца (1Ин. 2, 23).      Но если бы и все три религии называли Бога Отцом: кому же Он истинный Отец? Для евреев и мусульман Он Отец людей в плане творения; в то время как для нас, христиан, Он, во-первых, прежде основания мира (Ин. 17, 24) Отец Господа нашего Иисуса Христа (Еф. 1, 3), предопределил усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа в плане искупления (Еф. 1, 5-7). Какое же тогда сходство между Божественным отцовством в христианстве и в других религиях?      Другие могут сказать: " Но все равно, Авраам поклонялся истинному Богу, и евреи через Исаака, а мусульмане через Агарь являются потомками этого верного поклонника Бога " . Здесь нужно разъяснить несколько подробностей: Авраам отнюдь не поклонялся Богу в форме безличного монотеизма иных религий, но в форме Святой Троицы. Мы читаем в Священном Писании: И явился ему Господь у дубравы Мамре... и он поклонился до земли (Быт. 18, 1-2).      В каком виде был Бог, Которому поклонялся Авраам? В безличной форме или в зримом видении Триединого Божества? Мы, православные христиане, с благоговением произносим этот текст Ветхого Завета о явлении Святой Троицы в день Пятидесятницы, когда украшаем наши храмы ветвями, символизирующими древние дубы, и когда прославляем Святую Троицу, явившуюся древле в виде Трех Ангелов, так же как наш отец Авраам прославлял Его! Происхождение от Авраама по плоти было бы для нас бесполезно, если бы мы не были возрождены водами крещения в веру Авраамову. А вера Авраамова была вера в Иисуса Христа, как сказал Сам Господь: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался (Ин. 8, 56).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Здесь кое-кто может наивно вступиться: " Но все же все три религии имеют нечто единое: все три исповедуют Бога Отца! " Но с точки зрения Святой Православной веры это нелепость. Мы всегда произносим: " Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице " . Как мы можем разделять Отца и Сына, когда Иисус Христос утверждает: Я и Отец - одно (Ин. 10, 30); и св. Иоанн - апостол, евангелист, богослов, апостол любви - ясно говорит: Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца (1Ин. 2, 23). Но если бы и все три религии называли Бога Отцом: кому же Он истинный Отец? Для евреев и мусульман Он Отец людей в плане творения; в то время как для нас, христиан, Он, во-первых, прежде основания мира (Ин. 17, 24) Отец Господа нашего Иисуса Христа (Еф. 1, 3), предопределил усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа в плане искупления (Еф. 1, 5-7). Какое же тогда сходство между Божественным отцовством в христианстве и в других религиях? Другие могут сказать: " Но все равно, Авраам поклонялся истинному Богу, и евреи через Исаака, а мусульмане через Агарь являются потомками этого верного поклонника Бога " . Здесь нужно разъяснить несколько подробностей: Авраам отнюдь не поклонялся Богу в форме безличного монотеизма иных религий, но в форме Святой Троицы. Мы читаем в Священном Писании: И явился ему Господь у дубравы Мамре... и он поклонился до земли (Быт. 18, 1-2). В каком виде был Бог, Которому поклонялся Авраам? В безличной форме или в зримом видении Триединого Божества? Мы, православные христиане, с благоговением произносим этот текст Ветхого Завета о явлении Святой Троицы в день Пятидесятницы, когда украшаем наши храмы ветвями, символизирующими древние дубы, и когда прославляем Святую Троицу, явившуюся древле в виде Трех Ангелов, так же как наш отец Авраам прославлял Его! Происхождение от Авраама по плоти было бы для нас бесполезно, если бы мы не были возрождены водами крещения в веру Авраамову. А вера Авраамова была вера в Иисуса Христа, как сказал Сам Господь: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался (Ин. 8, 56).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/906/...

Церковь земная, видимая – это не только общество православных людей, верующих во Христа, «но Дух Божий и благодать Таинств, живущих в обществе»6. Поэтому и видимая Церковь по своей сути видима только верующему. Для неверующего человека Таинство есть только обряд, и Церковь – только общество людей. А. С. Хомяков говорит: «Верующий, хотя глазами тела и разума видит Церковь только в ее внешних проявлениях, но сознает ее духом в Таинствах и в молитве, и в богоугодных делах. Поэтому он не смешивает ее с обществом, носящим имя христиан…»7   • Почему нет праздника, посвященного Богу Отцу? Есть праздники, посвященные Богу Сыну, Господу Иисусу Христу, есть праздник Святой Троицы, есть праздник Святого Духа. А почему нет праздника, посвященного Богу Отцу? Обращаясь к Своим ученикам, Иисус Христос говорит: Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам (Ин. 14, 10–11). Сын Божий имеет теснейшее общение со Своим Небесным Отцом и никогда не разлучался с Ним. Отец говорит в мире через Сына. Их воля и желание всегда едины: Я и Отецодно (Ин. 10, 30). И вот еще слова Христовы: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю (Ин. 14, 13–14). Тут мы соприкасаемся с тайной: молимся мы Богу Отцу, а выполняет наши молитвы Божий Сын. Именно Он в земном мире открывает людям Бога Отца и творит Его волю. В Своей первосвященнической молитве Господь говорит, обращаясь к Своему Небесному Отцу: Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить (Ин. 17, 4). Дело это – совершение спасения человеческого рода. Важнейшие события этого дела спасения Православная Церковь отмечает как свои великие праздники. Поэтому нельзя считать Рождество Христово, Крещение, Преображение и другие великие праздники днями, посвященными чествованию Иисуса Христа. Это было бы полным непониманием внутренней жизни Церкви Христовой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Церковь земная, видимая – это не только общество православных людей, верующих во Христа, «но Дух Божий и благодать Таинств, живущих в обществе» . Поэтому и видимая Церковь по своей сути видима только верующему. Для неверующего человека Таинство есть только обряд, и Церковь – только общество людей. А. С. Хомяков говорит: «Верующий, хотя глазами тела и разума видит Церковь только в ее внешних проявлениях, но сознает ее духом в Таинствах и в молитве, и в богоугодных делах. Поэтому он не смешивает ее с обществом, носящим имя христиан…» Почему нет праздника, посвященного Богу Отцу? Есть праздники, посвященные Богу Сыну, Господу Иисусу Христу, есть праздник Святой Троицы, есть праздник Святого Духа. А почему нет праздника, посвященного Богу Отцу? Обращаясь к Своим ученикам, Иисус Христос говорит: Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам ( Ин.14:10–11 ). Сын Божий имеет теснейшее общение со Своим Небесным Отцом и никогда не разлучался с Ним. Отец говорит в мире через Сына. Их воля и желание всегда едины: Я и Отецодно ( Ин.10:30 ). И вот еще слова Христовы: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю ( Ин.14:13–14 ). Тут мы соприкасаемся с тайной: молимся мы Богу Отцу, а выполняет наши молитвы Божий Сын. Именно Он в земном мире открывает людям Бога Отца и творит Его волю. В Своей первосвященнической молитве Господь говорит, обращаясь к Своему Небесному Отцу: Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить ( Ин.17:4 ). Дело это – совершение спасения человеческого рода. Важнейшие события этого дела спасения Православная Церковь отмечает как свои великие праздники. Поэтому нельзя считать Рождество Христово, Крещение, Преображение и другие великие праздники днями, посвященными чествованию Иисуса Христа. Это было бы полным непониманием внутренней жизни Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/katehizacija/o-nashej-v...

Значит, не раз называл Отец Своего Сына сыном, как единственного Сына, и этими словами как бы рукой указывал Своего Единородного, очевидно, ради тех, кто покушается разделить Его с Отцом, кто утверждает, что безвременный родился во времени, кто причисляет к твари Создателя твари, кто порабощает освободителя, кто изобретает второго сына. Потому-то постоянно и подтверждается: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение: того послушайте» (Мф. 17:5; Мрк. 9:7; Лк. 3:22, 9:35). Если Он скажет: «Я и Отецодно» (Ин. 10:30); если Он скажет: «Видевший Мене видел Отца» (Ин. 14:9); если Он скажет: «Я во Отце, и Отец во Мне» (Ин. 14:10, 11, 10:38), слушайте Его. Если Он скажет: «пославший Меня» (Ин. 12:49) «Отец... более Меня» (Ин. 14:28) — удивляйся Его смотрительному снисхождению. Если Он скажет: «сие есть тело Мое, которое за вас предается» (Лк. 22:19), и: «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:28) — слушайте Его. Не как бы отделяя плоть Свою от божества, говорит Он это, потому что не отделяется плоть в этих словах, но телесное присвояется Божеству и Божественное усвояется телу, и не другому кому-либо то и другое принадлежит помимо Его. Если Он скажет: «душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26:38); так как Он усвоил Себе наши ду­шевные состояния, сами по себе непостыдные, — слушайте Его. Никакого ведь нет в Нем разделения между плотью и божеством; все Богоприличное и человеческое мы исповедуем и возводим к единому лицу и единой ипостаси и природе воплотившегося Бога нашего Иисуса Христа. Этому научены мы от Бога и Отца; этому наставлены от единородного Сына Божия; в этом утверждены мы Духом Святым; это возвещено священными писаниями, это проповедано святыми отцами.    Итак, это мы приняли, это узнали, это и будем содержать. Зачем же сражаемся мы попусту друг с другом? Зачем поражаем друг друга — мы, наученные любить и ненавидящих нас? Зачем, забывая веровать, состязаемся о вере? «Рожден, не рожден; пострадал, но не пострадал; воскрес, но не воскрес».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010