Из школы в Хандаке вышло очень много выдающихся деятелей – лиц духовного сана и светского звания, которые высоким служебным положением и своими литературными трудами завоевали себе почётное место в истории. Из духовных деятелей после Иоанна Морзиноса особенно выдаются Мелетий Пигас, оказавший большую пользу церкви своими блестящими дарованиями высоконаучными литературными трудами, сначала, при патриархе Александрийском Сильвестре в качестве протосинкела, а потом сделавшись преемником по кафедре названного патриарха, в сане папы александрийской церкви; Максим Маргуний, бывший сначала начальником Хандакской школы, а потом епископ Кифирский, приобрётший в литературе известность своими письмами, полными красноречия и глубоких мыслей и замечательными по лирическому таланту стихотворениями анакреонтического характера; Кирилл Лукарис, слушатель Маргуния, преемник по кафедре александрийской Мелетия Пигаса, у которого он предварительно служил в сане архимандрита пять раз бывший патриарх константинопольский и приобрётший себе громкую известность в борьбе с папистами и лютеранами; Герасим, патриарх александрийский, хорошо образованный богослов, знаток латинского и еврейского языков; Афанасий Пателарий, дважды занимавший престол патриарха константинопольского Мелетий Сирил учитель и иерокерикс великой церкви, принимавший деятельное участие на ясском соборе в 1642 году в качестве легата патриарха константинопольского, в критике «Исповедания веры» Петра Могилы , киевского митрополита, знаток греческого и азиатского языков, автор многочисленных церковной исторических и литературных или литургических сочинений Мелетий длинный, заведывавший Хандакской школой; Иоанникий, патриарх Александрийский; Нектарий, синайский архиепископ – игумен и патриарх иерусалимский с 1661 года, автор многих прекрасных церковно-исторических работ; Иеремия Какавела, известный иерокирикс великой церкви; Герасим Влах, о котором упоминает Евгений; Авраамий, священник, философ и богослов, проповедник Евангелия и Николай Попандопуло-Комнин, священник, образованнейший философ и превосходный богослов, служивший долгое время украшением падуанского университета, в котором он занимал первую кафедру. Из светских очень многие получили своё первоначальное образование в этой школе синайского монастыря, но из них мы называем Николая Каллиаки окончившего образование в Риме, бывшего профессора риторики в Падуе Фому Катанского, профессора философии в Падуе и др. (Κωνσταντ. А´ εκδ. Θεοδωρ. Μ. Αριστοκλ. ν Κωνστ. 1866 ε, σελ. 363–365.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Св. Василий Великий в одной из своих проповедей говорил: «Почему при сотворении нам не была дарована неспособность грешить, так, чтобы не могли согрешить, даже если бы хотели? Но ведь ты и твоих слуг не тогда ценишь, когда держишь их в узде, но тогда, когда они добровольно исполняют свои обязанности. Так и Богу угодна не добродетель, по природной необходимости совершаемая, а упражнение в добре. Добродетель есть не следствие природной нужды, а дело свободного решения: свободное же решение зависит от нас. А то что в нашей возможности есть именно свободная воля». 104 Св. Ефрем Сирин писал даже: «Когда Бог сотворил человека, то, дав ему свободу действовать по собственной воле, Он сделал его сотворенным богом». 105 А у много более древнего церковного писателя мы находим следующие строки: «Поскольку в этом мире некоторые приходят к свету и чрез веру соединяются с Богом, а другие уклоняются от света и сами отдаляются от Бога, то Слово Божие приходит и всем приготовляет приличное жилище – тем, которые находятся в свете, чтобы наслаждались им и его благами, а тем, которые во тьме, чтобы терпели ее бедствия. И поэтому Он говорит, что сущие по правую сторону призываются в Царство Отца, а тех, которые по левую сторону, Он пошлет в огонь вечный, ибо они сами себя лишили всех благ». 106 В одном из важнейших вероучительных документов Православной Церкви мы читаем: «Бог предварительно подает просвещающую благодать, которая доставляет человеку познание Божественной Истины и учит его сообразоваться с нею (если он не противится) и делать добро, угодное Богу, чтобы получить спасение, не уничтожая свободной воли человека, но предоставляя ему повиноваться ее действию». 107 В Православном исповедании Восточной Церкви митр. Петра Могилы , принятом на Ясском соборе 1645 года, и утвержденном в 1662 г., написано также: «И теперь в воле каждого состоит – быть добрым чадом Божиим или злым и сыном диавола. Все сие зависит от выбора и власти человека, но так, что к доброму благодать Божия наклоняет человека, а от зла отклоняет его, не делая, однако, принуждения его свободе». 108

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Митрополит Могила также приготовил к изданию «Православное исповедание веры», или катехизис, который подвергался обсуждению на Киевском Соборе 1640 г. и Ясском 1643 г., был разослан для проверки и одобрения восточных Патриархов, но напечатан был только в 1662 г. в Амстердаме на греческом языке. Появление такой книги было весьма полезно и необходимо для православных, особенно в то опасное время, когда им постоянно приходилось встречаться с разными религиозными заблуждениями латинян, протестантов, кальвинистов и др. сектантов. Ввиду крайней нужды в подобной книге и задержки ее выхода в свет, митрополит Могила вместо нее издал «Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафолических христиан», т.е. краткий катехизис (1645). Исключительно из-под его пера вышла и знаменитая резко полемическая книга «Лифос» («Камень веры»). Появление ее имело весьма важное значение. Это была, можно сказать, полная апологетика Православной Западно-Русской Церкви против тогдашних нападений на нее латино-униатов, а отчасти и ее литурги-ка с объяснением богослужения, таинств, обрядов, ее постов, праздников, устройства храмов и проч. Петр Могила немало заботился об исправлении и издании богослужебных книг, и одним из важнейших его изданий было появление в свет большого требника, известного под названием «Требник Петра Могилы». В нем митрополит Могила поместил: 1) чинопоследования всех семи таинств с присоединением к ним некоторых соприкосновенных чинов; например, к таинству крещения и миропомазания—чины о принятии в Церковь иудеев, еретиков, отступников и раскольников, к таинству елеосвящения — чины молебствия за больных, на исход души, чины погребения священников и мирян и т.п.; 2) чинопоследования различных освящений, как то: освящения воды, церквей и церковных вещей, монастырей, домов, кладезей, кораблей, овощей и проч.; 3) чины молебнов и молитв по разным случаям: в день Пятидесятницы, в день новолетия, во время брани, во время бездождия, голода, моровой язвы и проч. Вместе с этими чинопоследованиями таинств и важнейших обрядов он в нескольких приложениях к ним разъяснил их истинный смысл и значение, перечислил случаи, какие могут встретиться при совершении того или другого таинства или обряда, и преподал наставления, как поступать в таких случаях; наконец, дал наставления священникам, какие мысли и чувства они должны внушать своим прихожанам при совершении того или другого таинства или обряда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

и ясском 1643 г., а затем одобрено четырьмя вселенскими патриархами и двумя патриархами русскими Иоакимом и Адрианом». «Подобным же значением пользуется у нас православный катехизис митрополита московского Филарета, изданный с одобрения Святейшего Синода»... «Исповедание иерусалимского патриарха Досифея было читано и одобрено на иерусалимском соборе 1672 г., а потом в 1723 г. от лица восточных первосвятителей прислано было нашему Святейшему Синоду, как образец точного изложения веры». Серьёзнейший исследователь В. Червяковский (см. его «Римский Катехизис и Православное Исповедание Петра Могилы », Варш. 1889 г.) путём осторожнейшего и внимательного изучения «книги» П. Могилы приходит к выводу: «Православное Исповедание дало православию знамя, возвестив на весь православный мир лозунг, по которому православный мог легко отличить себя от католика и протестанта. В этом всё величие Православного Исповедания, в этом его заслуга не только пред православной Церковью , но и пред лицом всего христианского мира. Напрасными... нам кажутся все нарекания на Православное Исповедание, как книгу», якобы «не чуждую некоторых католических мнений. Православное Исповедание служит зеркалом, правильно отражающим православие, и, как таковое, нерушимо считается в православной Церкви символической книгой, не смотря на некоторое сходство его с Римским Катехизисом. Делать по поводу этого сходства выводы относительно зависимости Православного Исповедания от Римского Катехизиса, как источника при написании первого, при отсутствии несомненных фактов, значит оставлять историческую почву и переходить в область фантазии» (стр. 112–113) (ср. т. 12 «Богословской Энциклопедии», изд. преемников проф. А.П. Лопухина . Птгр. 1911 г., col. 16 внизу: о «Книгах символических в русской православной Церкви» – проф. П. Пономарева)... Все три рассматриваемых «книги» прямо и называют «символическими», например, С. Никитский (в сочинении «Вера православной восточной греко-российской Церкви по её символическим книгам».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Подкреплено оно было «великими подарунками», которые, по свидетельству Ивана Алексеева, поднес Епифаний и митрополиту и господарю. Киевский эконом достиг желаемого: в ясском кафедральном соборе 22-го июля 1724 года Георгий возложил на него омофор. Получив епископский сан, Епифаний писал к львовскому и владимирскому (на Волыни) униатским епископам, прося их позволения жить в их епархиях и посвящать в попы, и затем отправился в Украйну. Здесь он познакомился с раскольниками, которые, нуждаясь в священниках, просили Епифания посвятить избранных ими лиц. Епифаний согласился, разумеется, не даром, и в продолжение какого-нибудь месяца поставил им 14 попов и дьяконов. В сентябре того же 1724 года он был схвачен людьми прежнего своего благодетеля Ванатовича и посажен под арест в Киеве. Киевский архиепископ донес об Епифании святейшему синоду. Синод потребовал его в Петербург. Весной 1725 года Епифаний был привезен в столицу; но не до него тогда было святейшему синоду: вступление на престол Екатерины I и процесс новгородского митрополита Феодосия на некоторое время отдалили решение его дела. Сентября 3го наконец синод лишил Епифания священства и монашества и, как мирянина, передал гражданскому суду в юстиц-коллегии. И здесь дело продолжалось немалое время: лишь в июне следующего 1726 года последовал о нем приговор «высокого сената», по которому «велено онаго Епифания для поминовения блаженныя и вечнодостойныя памяти императорского величества (Петра I), по мнению юстиц-коллегии, от розыска и наказания учинить свободна; только за оныя его важныя вины на волю его не освобождать, но сослать в Соловецкий монастырь и держать тамо до смерти неисходно и употреблять в работу, в какую будет удобен». Из юстиц-коллегии препроводили Епифания в синод, и через семнадцать дней после сенатского приговора синод, или, вернее, Феофан Прокопович, еще раз помиловал земляка своего: для того же поминовения Петра I велено было возвратить ему клобук и камилавку и быть по-прежнему монахом. В Соловках прожил Епифаний почти три года, в числе монастырской братии.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Hermannstatdt, 1805. 2 Bde), содержится много сведений о душевных и духовных качествах митрополита, напр., о том, что он поддерживал нуждавшихся представителей клира и членов их семей, дочери обедневших бояр получали от него довольно значительные подарки, практически заменявшие им приданое и делавшие их свадьбы возможными. Митр. Иаков II скончался в ночь на 12 марта 1803 г., похоронен в ясском митрополичьем соборе во имя вмч. Георгия. Митр. Вениамин (Костаки). Портрет. Кон. Митр. Вениамин (Костаки). Портрет. Кон. 18 марта 1803 г. был поставлен новый митрополит, 34-летний еп. Романский Вениамин (Костаки) . Особой областью попечения митрополита стало духовное образование. Уже в первые месяцы своего предстоятельства митр. Вениамин добился от господаря Александру Мурузи неск. грамот по организации школ в Молдавском княжестве. Были образованы молдав. школа (помимо существующей греческой) при мон-ре Мавромол в Галаце, греческие и молдавские школы в Фокшани и Бырладе. Был увеличен размер бюджетных средств, предназначенных для поддержки школьного образования (сверх уплачиваемого священниками налога), увеличилось число учеников из бедных слоев населения в Греческой академии в Яссах. Под председательством митрополита была образована «епитропия общественного образования». По настоянию митр. Вениамина господарь издал 1 сент. 1803 г. указ, согласно к-рому при мон-ре Сокола близ Ясс была открыта «школа с молдавскими преподавателями» (семинария) для детей священников и диаконов. Все доходы мон-ря планировалось направить на выплаты учителям и на школьные нужды. Также при содействии митрополита господарь выделил семинарии ежегодную субсидию из казны. Соответственно для монахинь, к-рые были перемещены из Соколы в мон-рь Агапия (где игуменией стала сестра митрополита Елисавета (Костаки)), была основана сначала греч. школа, а затем и молдавская. В этих школах могли получать образование и «дочери бояр, мазилов, купцов и других сословий». По сути это были первые жен. учебные заведения в Молдавском княжестве.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

В его Требнике, например, введена молитва святителя Софрония Иерусалимского на Великое водоосвящение, в его Постной Триоди впервые в славянском мире появился полный Синодик в Неделю Православия – один из самых значительных вероучительных документов Православной Церкви. Однако, в то же время были введены под римо-католическим влиянием ряд новых для Православной Церкви чинопоследований, наиболее примечательные из которых – великопостные пассии в воспоминание о Страстях Христовых и отчитка, введенная в Требник. При этом, при владыке Петре была прославлена праведная Иулиания, княжна Ольшанская, он прилагал усилия и к общецерковному прославлению Печерских святых, при нём был составлен Патерик Печерский. Среди многочисленных богословских трудов митрополита Петра особое место заняла защита православных от обвинений в протестантизме и выражение верного учения в катехизической форме. Появление в 1629 году кальвинистского «Исповедания веры» под именем Константинопольского патриарха Кирилла (Лукаря) вызвало смущение в православной среде, обострило полемику римо-католиков против Православия, и побудило митрополита Петра к ответу. Особым поводом стало обличение сочинения отступника от Православия Кассиана Саковича, который обвинял Православие в усвоении реформаторских мнений. В ответ на этот навет митрополит Петр принял деятельное участие в составлении обличительного сборника « Λθος, или Камень», а также в подготовке вероисповедного трактата – т.н. «Исповедания Петра Могилы» (см. подробнее). В 1640 году митрополит Петр собрал Поместный Собор в Киеве, на котором было опровергнуто сочинение Саковича и принято, после некоторых правок, подготовленное православное исповедание веры. На Ясском Соборе в 1642 году это исповедание было далее скорректировано и направлено на перевод и проверку к восточным патриархам. В 1645 году митрополит опубликовал одну из редакций «Исповедания» в Киеве, после чего ряд новых изданий появились на разных языках и получили широкое хождение как важный вероучительный документ Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/

Выезжать из соборной площади в аэропорт было еще труднее, чем въезжать в нее. Народ стоял плотно и только перед фарами автомашин медленно отодвигался, но только на такое расстояние, чтобы можно было прикоснуться хотя бы к машине, где сидели Предстоятели Церквей и иерархи. Один из водителей, убоявшись сбить кого-либо, наехал на железную дверь ворот в ограде площади. Самолет местной авиакомпании прекрасно доставил нас в Бухарест, где нас любезно встретили, и мы снова оказались в своих номерах гостиницы. Утром 15 октября главы обеих Церквей и сопровождающие их иерархи были приняты Председателем Департамента культов Ион Рошиану. В 14 часов состоялся торжественный прием в Патриаршей резиденции в Синодальном зале при участии всех членов Священного Синода и представителей других исповеданий. Среди присутствующих был и Председатель Департамента культов И. Рошиану. Его Блаженство представил обе стороны друг другу и сказал, что настоящее заседание Синода является важным в истории. Оно напоминает о Ясском соборе. Святейший Патриарх Пимен поблагодарил Блаженнейшего Патриарха Иустина и епископат Румынской Церкви за внимание, доброе отношение и пожелали успехов в церковной работе. На память о встрече произошел обмен сувенирами. После приема в Синодальном зале был устроен обед, за которым были иерархи Румынской Православной Церкви, Председатель Департамента культов И. Рошиану, Генеральный инспектор Департамента культов В. (Virgil) Константинеску, Чрезвычайный и Полномоченный Посол СССР Евгений Михайлович Тяжельников, Секретарь Посольства СССР Юрий Анфиногенович Демин, благочинные Бухареста, профессора Богословского института, представители инославных конфессий и др. Во время обеда Предстоятели двух Церквей обменялись речами. Оба Святителя свидетельствовали о братстве двух Церквей, своих народов и выразили глубокую озабоченность ухудшающейся международной обстановкой. Они подчеркнули, что в условиях растущей угрозы всеуничтожающей войны, нового раунда гонки вооружений никто не имеет права оставаться безразличным, а тем более люди Церкви. Блаженнейший Патриарх Иустин в конце своей речи поднял бокал за Ю. В. Андропова и Н. Чаушеску, за мир во всем мире. Все встали и пропели «многая лета». А Святейший Патриарх Пимен, завершая свою речь, пригласил в плане дальнейшего сотрудничества приехать в Советский Союз, быть гостем Русской Церкви Блаженнейшего Патриарха Иустина и провозгласил здравицу за Румынскую Православную Церковь и весь румынский народ, за его счастье и благополучие. И опять все встали и пропели еще раз «многая лета».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Появление такой книги произвело сильное впечатление на Востоке, куда проникла тогда ересь Кальвинская. Коварные лжеучители, под именем Кирилла Лукаря, Патриарха Цареградского, рассевали плевелы, совершенно противные догматам православной Церкви, и, выдавая их за подлинное ее исповедание, соблазняли неопытных. Кирилл, осуждавший новое учение Кальвинов, не решился однакоже явно восстать против, и за нерадение предан был сам анафеме от преемника своего Кирилла Веррийского, но смущение продолжалось. Старанием Иоанна, Господаря Молдавского созван был собор в Яссах (1643 г.), который еще однажды осудил лжеучение Кальвинское. Митрополит Петр Могила , с четырьмя Епископами Русскими скрепили своею подписью акты соборные. По воле Патриарха Парфения Константинопольского, экзарх его, Мелетий Стрига, рассмотрел и исправил окончательно, на Ясском соборе, православное исповедание. Оттоле послана книга сия на утверждение Восточных Патриархов и, с их одобрительными грамотами, возвратилась в Киев, уже по смерти великого подвижника Петра Могилы , который после стольких трудов опочил с миром в лавре (1647 г.), как одно из самых светлых лиц нашей церковной истории. Время его правления, продолжавшееся столько же, сколько и царствование Владислава, хотя и было благоприятно для просвещения духовного Малороссии, но страдания ее в быту гражданском доходили до высшей степени. Правительство Польское, вопреки благонамеренным видам Короля, всеми мерами утесняло несчастную Украину, чтобы смирить сечу Запорожскую, которая одна только, из недоступных островов Днепровских, подымала вольное оружие для защиты своих сограждан и единоверцев. Гетманы ее, один за другим, восставали против жестоких воевод, бились с лучшими полководцами при непостоянном счастье: то наполняли страхом пределы Польши, всюду разоряя костелы, ибо первыми врагами их было духовенство Римское; то попадали сами в руки неумолимых вождей Польских, и кончали жизнь в ужаснейших муках. Но судьба Павлюка, Остраницы и других храбрых атаманов, не устрашала их мужественных преемников, потому что те же неправды нарушали общее терпение, доколе, наконец, не явился в Украине великий муж, ожесточенный лично кровными обидами, который решился, наконец, свергнуть иго Польши и подчинить Малороссию единоверной России.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

1080 Гавриил Север – еп. Филадельфийский. Когда убавилось (благодаря туркам) число жителей Филадельфии, он перешел в Венецию и жил там в качестве представителя греческой церкви, известен своею приверженностью к восточн. церкви. 1083 Письма эти изданы Евсевием Ренодотом. In Opusculis Graecorum. In Observat. de Melet. Pega, patr. Alexandr. pag. 91 sq. 1084 Epistola de immaculatis Mysteriis ad Cyr. Photinum Ingolstadiensem. p. 103. Edit. 1593 г. См. у Kiesl. 381. 1091 Грек, по происхождению Корцирянин, жестокий противник лютеран и реформатов. Принадлежал к числу латинофронов. Жил в начале XVII ст. 1092 Мелетий Сириг – иеромонах, ревностный защитник православия. Участвовал на соборе Ясском 1642 г., где был пособником П. Могилы. 1094 Мелет. Сириг. См. его опровержение исповедания Кирилла Лукариса. Опровержение это санкционировано авторитетом Досифея, патр. Иерусалимского и издано им в 1610 г. См. Малыш. Op. cit. р. 310. 1095 Слова эти сказаны Нектарием по поводу спора Арнольда и Клавдия во Франции о таинстве Евхаристии, которые обратились к третейскому суду патриарха. Nectarii Adversus Calli Claudii injurias P. 178 (см. у Kiesling. Op. cit. pag. 178). В другом сочинении: περ ρχς το ππα, изданном в 1682 г. в Молдавии, Нектарий выясняет, в чем он полагает смысл пресуществление: «Τοτο τ θαμα, ς γμαι, γγονεν ες δεγμα σαφστατον το μεγλου κα περφυς τοτου μυστηρου, το τ συμβεβηκτα μνα το ερο ρτου φθερεσθαι, δε οσα το ρτου παξ μεταβληθεσα κα το παναγου πνεματος πικλσει μετουσιωθεσα ες ληθινν σμα χριστο, φθορν οδεμαν φσταται, λλ’ φθαρτον διαμνει, ς διον Χριστο. (Цит. из указываемого нами ниже издания творений И. Дамаскина. Стр. 270, подстр. примеч.). 1097 Можно считать несомненным, что «Исповедание» написано не Кириллом Лукарисом, а кем-либо из иезуитов с целью очернить Лукариса или же к.-л. из реформатов. Кирилл публично отрекся от этой книги. Признал невинным Кирилла и Иерусал. собор 1672 г. 1100 Вот две выдержки из «Православного Исповедания». 1, …«Самая сущность хлеба и сущность вина прелагаются в истинную сущность тела и крови Христа действием Духа Святого (ατ οσα το ρτου κα οσα το ονου μεταβλλεται ες τν οσαν το ληθινο σματος κα αματος το Χριστο δι τς νεργεας το γου πνεματος) (Испов. ч. I, отв. на вопр. 107).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010