Представители мирян и духовенства третьего благочиннического округа Богучарского уезда, пребывая [в] спокойной и радостной работе, спешат выразить Временному правительству доверие, и не за страх, а за совесть будут повиноваться и исполнять все его распоряжения. С нетерпением ждем тот момент, когда спокойно свободный народ выскажет свою волю в Москве, сердце России, [на] Учредительном Собрании. И все мы во имя блага Родины подчинимся и тому решению. Да поможет Господь Бог первому народному правительству. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 97. Л. 167. Подлинник. 592. Телеграмма М.В. Родзянко съезда духовенства 43-го благочиннического округа Томской епархии 19 апреля 1917 г. Съезд духовенства 43 [-го] благочин[ническ]ого округа Томской епархии приветствует в лице вашем Временное правительство, вырвавшее дорогую родину из цепей рабства, [давшее] ей свободу. И всецело присоединяется к нему. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 154. Подлинник. 593. Телеграмма М.В. Родзянко духовенства 1-го Макарьевского благочин-нического округа Костромской епархии 19 апреля 1917 г. Духовенство первого Макарьевского [благочиннического] округа Костромской епархии приветствует вас, уважаемый Михаил Владимирович, как председателя Государственной Думы вместе с лучшими представителями ее, имевшего мужество для спасения нашей родины порвать узы царизма, угнетавшего своей тяжелой рукой жизнь государства и Православной русской церкви. Духовенство молит Бога об укреплении ваших сил по созданию новой свободной России и новой Православной русской церкви. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 157. Подлинник. 594. Телеграмма председателю Совета министров князю Г.Е. Львову съезда духовенства и мирян П-го благочиннического округа Осташковского уезда Тверской губернии Третья декада мартавторая декада апреля 1917 г. Благородные могучие порывы лучших людей возродили Россию. Возглавляемое вами Временное правительство мудро выводит страну на светлый путь свободного гражданского ее устроения. Поднимается светлая заря новой свободной жизни и в церкви Христовой. Духовенство, церковные старосты и миряне округа 807 Осташковского уезда, собравшись на благочиннический съезд, стоят перед новыми задачами приходской жизни на началах свободы. Объединенные в горячем стремлении принести все силы своей души на благо Родины, просим принять наши приветствия и всемерную преданность Временному правительству.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Резолюц. 19 окт. 1866 г. Орлов . изд. стр. 64. 232 Проект инстр. благочин. церквей § 63. Душ. Чт. 1872 г. 1, 451; ср. резолюц. 3 сент. 1830 г. «предписать священнику, что и при всех возможных случаях должно ему назидательным словом стараться чуждающихся церкви привлекать и возвращать в ее матернее недро.» Юбил. сборн, стр. 265. 237 Письмо м. Филарета к архиеп. Твер. Алексию, Москва, 1883 г. стр. 149. Такие же точно отношения к раскольникам, т.е. чуждые всякой начальственности и официальности, м. Филарет признает наиболее целесообразными и со стороны архиереев. «Более удобства обращает, пишет он в одном из своих мнений по вопросам о расколе, и менее угрожает затруднениями не начальственное и формальное, а простое, добровольное сношение архиерея с раскольником, которого архиерей, по любви ко спасению душ, тщательно поищет и в котором кротко и миролюбиво примет разномыслящего, в котором и раскольнику менее будет повода поступать раздражительно, в котором наконец, и оскорбительное слово или действие раскольника менее будет иметь значения, как неприятность в приватном сношении, a не оскорбление прямого начальника». Собр. мнен. и отз. т. III, стр. 182. Такой же способ сближаться и беседовать с раскольниками: «кротце, по общежитию» советует м. Филарет и в частном письме к преосв. Евлампию Екатеринбургскому. Чтен, в общ, люб. дух. просв. 1877 г. отд. III – материалы, стр. 5. 238 Проект, инстр. благочин., § 63. Душеп. Чт. 1872 г. ч. II, стр 451; ср. Собран, мнен. и отз. т. V, ч. 2, стр. 583, § 3. 244 Резолюц. 16 мая, 1851 г. Душ. Чт. 1891 г., II ч.. 440 стр., ср. резолюц. 28 июня, 1835 г. Душ. Чт. 1872 г. ч. I., стр. 350. То же самое м. Филарет советует и архиереям; см. письмо его к Евлампию (Пятницкому) , еп. Екатеринбургскому, в котором он пишет: «пособий светского начальства православию осмотрительно и умеренно требовать надлежало». Чт. в общ. люб. дух. просв. 1877 г. III отд., материалы, стр. 9; ср. пис. его к преосвящ. Алексию Тверскому (стр. 269), где он пишет: «помощь гражданской власти надобно просить (только) против обличенных совратителей и против оказательства раскола».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

35 . Обязанности благочинного по отношению за наблюдением по ведению церковного хозяйства и исполнением правил церковным старостой, равно как и отношение старост к благочинному подробно изложены в §§ 48, 49, 50 и 51 инструкц. церковным старостам и в инструкц. благочинному. Благочинный обязан порученные его смотрению церкви посещать дважды в год, примечая и наведываясь все ли так делается, как в его инструкции предписано, и поступает во всем непременно повыше описанному в его инстр. (инстр. благочин. § 45). Благочинный обязан надзирать за старостами церковными, дабы сборы и расходы в данные от консистории книги записывались и никаких расходов без ведома причта, а больших и без согласия прихожан не чинили, чтобы церковный староста был снабжен Высочайше утвержденною Инструкцией, сообразно с которою и должен во всем поступать и наблюдать: А) сообразно ли с сею инструкцией ведется запись по книгам прихода и расхода церковных и свечных доходов и денег, собираемых от доброхотных дателей по особо выданным книгам, также записывается-ли приход и расход полагаемых на умерших венчиков и разрешительных молитв, которых в церкви всегда должно быть достаточное количество; Б) Сумма свечная, кошельковая и вся вообще церкви принадлежащая в таком-ли порядке хранится, как предписано инструкцией церковного старосты, т.е. за замком-ли и церковною печатью, хранящеюся в церкви в заведывании священнослужителей, a излишние отсылаются-ли в кредитные учреждения; В) с ведома-ли священно и церковно-служителей производятся мелочные расходы, a более значительные с разрешения-ли епархиального начальства; Г) нет-ли по приходу и расходу церковных сумм также венчиков и разрешительных молитв, какой-либо заимообразной раздачи а по свечным доходам и, не замечается-ли упадка оных против прошлого года и ежели окажется, то немедленно дознавать причину и доносить; Д) исправно ли с правилами отчетности ведутся приходо-расходные книги и по тем церквам, где получаются вспомогательные оклады, жалование, руга и правильно-ли производится раздел оных и своевременно-ли отдается отчет в них куда следует; Е) количество церковной земли, оброчные угодья и капиталы, положенные кем либо, на вечное обращение из процентов в пользу причтов или церквей, показываются-ли по клировым ведомостям, а церковные планы зданий, земель, межевые книги по описям; Ж) где имеются дома, лавки, мельницы, леса, луга, земли и другие угодья, с торгов-ли отдаются в наймы и с разрешения-ли епархиального начальства. (Инстр. благочин. § 43).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 Прежде чем духовная власть не сказала своего слова об известном событии, заключающем в себе признаки совращения, может иметь место только полицейское дознание или могут быть приняты полицией меры, предписанные в Уст. о пред. и прес. прест. (Св. Зак. т. XIV), но не может быть речи о начатии уголовного следствия именно потому, что даже приблизительно не решен вопрос, преступно ли самое событие, о котором идет речь? Совращение, о котором говорится в ст. 1006, может, согласно Улож. о наказ., означать: 1) как совращение из православного в иное христианское исповедание, так и в особенности 2) совращение в какую-либо ересь иди секту. Ст. 1006, требующая для начатия уголовного следствия разрешения Епархиального Начальства и тем устраняющая произвол со стороны низших органов власти, как гражданских, так и духовных, вполне согласна с теми правилами, которые содержатся в наставлении, данном 15 октяб. 1858 г. для руководства по делам о расколе. Так, в самом первом § этого наставления говорится: «в деле раскола гражданское начальство действует единодушно с духовным». В § 3 этого наставления сказано: «приходское духовенство ни в каких делах по предмету раскола не обращается с требованиями или доносами к светским властям, а входит по таковым делам с донесениями к своему епархиальному архиерею, и он со светским начальством входит в сношение только в обстоятельствах действительной важности и в определенных случаях совращения в раскол или в случаях соблазнительного для православных доказательства раскола». (Судеб. Уставы, изд. Государ. Канцел. С. ПБ. 1867 г , ч. II, стр. 368–370). 11 Детей раскольников с православными можно венчать и без согласия родителей первых (Высоч. утвержд. опред. Св Син. 28 окт. 1842 г.), но не иначе, как по присоединении к правосл. Церкви и когда дадут обязательство неуклонно пребывать и воспитывать детей в Православии (Инструк. благочин. 1 прим. к 18 прав.). 12 а) В видах удержания чад правосл. Церкви от раскольнических заблуждений, приходское духовенство должно следить за выставляемыми при дверях полицейских или волостных правлений (ст. 12 прав. прил. к ст. 1093, т. IX, изд. 1876 г) объявлениями о раскольниках, желающих записать брак свой в метрическую книгу, и по справке, не числится ли этот раскольник в списке православных прихожан, или не состоит ли он в браке, венчанном в правосл. Церкви, заявлять надлежащей власти в установленный законом семидневный срок о могущих встретиться препятствиях ко внесению раскольничьего брака в метрическую полицейскую книгу (Ук. Св. Син. 24 мар. 1875 г. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

пресв. приход. § 84) 53 . Но священник может совершатьТаинство Миропомазания не иначе как при посредстве мира, освещенного епископом. Отсюда возникает обязанность священника соблюдать: 1) прежде всего постановления Церкви относительно хранения мира, освященного епископом, 2) а потом правила относительно употребления св. мира, – помазания им других лиц. 1) Св. миро, полученное от епархиального начальства (от ключаря кафедрального собора чрез благочинных) 54 , должно храниться в алтаре на престоле (обыкновенно близ ковчега с запасными дарами) с честью и предосторожностью, подобающими святыне, в сосуде серебряном или хрустальном (Уст. Дух. Консист. ст. 39; Инстр. благочин. § 1). Так как Миропомазание соединяется с Крещением, а Крещение иногда совершается в частных домах, то часть св. мира, хранимого на престоле в сосуде серебряном, хрустальном или по крайней мере оловянном, вливается в небольшой стеклянный сосудец 55 , хранимый вместе с другим небольшим сосудцем для св. елея в так называемом крестильном ящике. Из предосторожности, чтобы при совершенииТаинства Крещения и Миропомазания не употребить св. елей вместо св. мира и наоборот, сосуды для св. елея и св. мира должны быть различны по своему внешнему виду, а еще лучше с надписями – на одном должна быть надпись «св. елей», а на другом – «св. миро». Стеклянные сосуды со св. елеем и миром должны замыкаться стеклянными пробками, а отнюдь не воском, потому что воск тает и мало-помалу будет опускаться в св. елей или в св. миро. Для помазания св. елеем и св. миром следует употреблять стручцы и притом отличающиеся один от другого по внешнему виду, а не заменять таких стручцов перышками, потому что перышки неудобны при помазании младенца. Крестильный ящик с сосудцами для св. елея и св. мира и прочими хранящимися в нем вещами должен содержаться в опрятности, чистоте и исправности 56 . 2) Чрез Миропомазание низводятся благодатные дары Св. Духа, возращающие и укрепляющие человека в жизни духовной; а так как без благодати Св. Духа никто не может преуспевать в жизни духовной, тоТаинство Миропомазания признается необходимым для всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Ни попа, ни наставника, ни даже уставщика у них нет, а есть только начетчица – девица, которая отчасти руководит ими, но особенного влияния и значения среди них не имеет. В отношениях с православными они большей частью уклончивы и вступать в разговоры о предметах веры совсем отказываются. Из селений Новозыбковского уезда, кроме вышеуказанных более заметных пунктов беглопоповщины, может быть отмечено еще с. Старый Кривець, в котором проживает одно семейство беглопоповцев, состоящее из 4 душ, – да и это семейство не из коренных жителей этого села, а из мещан пос. Клинцов, занимающихся в Кривце арендою земли. В 4 благочин. округе Сосницкого уезда есть незначительное число беглопоповцев (человек до 15), которые обыкновенно для исполнения своих треб уезжают в раскольнические слободы. Из этого краткого обзора беглопоповщины в Черниговской епархии видно, что она еще очень значительна по количеству своих последователей, но очень бедна и малозначительна своим внутренним содержанием, совсем почти не имея в своей среде необходимо-существенного для поддержания и продолжения своего существования, т.е. беглых попов. А потому нет ничего удивительного, что последователи беглопоповщины удобно поддаются воздействию на них пропагандистов австрийского священства, а нередко и беспоповщинских наставников, тем более что многие из беглопоповцев по своим внутренним содержанием, совсем почти не имея в своей среде необходимо-существенного для поддержания и продолжения своего существования, т.е. беглых попов. А потому нет ничего удивительного, что последователи беглопоповщины удобно поддаются воздействию на них пропагандистов австрийского священства, а нередко и беспоповщинских наставников, тем более что многие из беглопоповцев по своим воззрениям отстоят весьма недалеко от беспоповщинских доктрин, каковы, напр., лужковцы. Беспоповцы. На ряду с поповцами по австрийскому священству и беглопоповцами в разных посадах, слободах и селениях Черниговской епархии продолжают существовать в значительном количестве и беспоповцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Примечание. Благочинный обязан наблюдать над старостами церковными, где имеются дома, лавки, мельницы, леса. луга, земли и другие угодья, с торгов ли отдаются в наймы и с разрешения ли епархиального начальства (инстр. благочин. § 43 п. ж.). 148 . Недвижимые имущества, принадлежащие церквам ненужные для их употребления могут быть отдаваемы в наем не долее однако же как на двенадцать лет по распоряжение приходских священно-служителей, церковного старосты и почетнейших прихожан. Внутренние церковные здания не могут однако же быть отдаваемы в наем под торговые и трактирные заведения (т. X, ч. I, ст. 1711 изд. 1887 г.). Примечание. Арендный договор, заключенный на 12 лет с оговоркой в нем прав арендатора по истечении арендного контракта, удержать арендуемое имение за собою еще на 12 лет является арендным договором, заключенным на 24 года, а потому неправильным и со ст. 1691 и 1692 т. X, ч. I не согласным (гражд. кассац. департ. реш. 18 Окт. 1873 г.). 149 . При отдаче в оброчное или арендное содержание недвижимых и вообще оброчных статей, принадлежащих церквам, консистория входит в подробное соображение предполагаемой отдачи в арендное содержание, обозревает выгоду и законность условий контракта, и представляет свое заключение епархиальному архиерею (т. X. ч. I ст. 1712 зак. о сост. изд. 1887 г.; уст. дух. коне, ст.106, 126 и 137). 150 . Договор найма недвижимого имущества, составляется письменно со включением всех условий, договаривающимися постановляемых (там же ст. 1700). Договор найма подписывается обеими договаривающимися сторонами самими или их поверенными (там же ст. 1701). 151 . В местностях в коих не введено в действие положение о нотариальной части договор найма по подписании, представляется к засвидетельствованию у маклера, или, где оного нет в присутственное место (там же прим. к ст. 1701). Примечание 1. Договор, подписанный только одною из договаривающихся сторон, не делает его действительным, если другая сторона, подписавшая договор приняла его к исполнению (реш. гражд. кассац. департ. 1875 г. 805).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. духовного увещания, растворенного любовью, кротостью и долготерпением; е) таковые духовные увещания делать, пользуясь благоприятными случаями; ж) приобретать уважение и доверие раскольников рассудительным и беспристрастным образом мыслей и действий, опытностью, скромностью, сострадательностью и другими сему подобными свойствами; з) ни под каким видом не вмешиваться в их раскольнические требы, ниже в какие-либо полицейские распоряжения о противозаконных действиях, преследование коих не есть дело духовенства, и и) ни в каких делах по предмету раскола не обращаться с требованиями или вопросами к светским властям, но доводить о том до сведения своего епархиального архиерея (Ук. Св. Син. от 5 апр. 1845 г.) 8 . Обязанности пастырской учить прихожан вере и Закону Божию как нельзя более соответствует и обучение детей в школе. Посему епархиальному начальству вменяется в обязанность располагать и поощрять приходское духовенство к заведению и поддержанию при церквях училищ в виде простом и приспособленном к народному быту, для обучения детей поселян чтению, молитвам и началам катехизиса. Подобные училища заводить по возможности при монастырях мужских для детей служительских и прочих мужского пола, а при женских монастырях для детей женского пола (Уст. Дух. Консист. ст. 14). Священнослужители, со своей стороны, должны прилагать всякое старание к устроению при церквях церковно-приходских школ и ревностно заниматься обучением своих прихожан основным правилам веры и благочестия (сравн. § 48 Инстр. Благочин.) 9 . Церковно-приходские школы, открытые и открываемые духовенством, и находятся в заведовании духовенства (Указ. Син. от 30 июла 1862 года) 10 . Что касается до начальных народных школ, устраиваемых при пособии Мин. Нар. Просвещ. и земств, то духовенство приглашается оказывать все свое содействие к умножению и благоустройству этих школ (Ук. Св. Син. Ц. В. за 1875 г. 2) 11 и способствовать к упрочению религиозно-нравственного направления в них. Положение о начальных народных школах, Высочайше утвержденное 1874 года 25 мая/6 июня представляет приходским священникам или особым законоучителям с утверждения епархиального начальства право преподавать закон Божий в этих училищах 12 ; в силу того же положения духовные лица могут обучать в училищах и другим предметам, кроме того указанное положение сохраняет за духовенством и право участия в управлении народными училищами в лице своих представителей, назначаемых членами училищных советов,·наконец, оно вверяет местному епархиальному архиерею высшее наблюдение как за преподаванием закона Божия, таκ и вообще за религиозно-нравственным направлением обучения, предоставляя ему и лично обозревать училища или поручать это особо назначенным им духовным лицам (Ук. Св. Син. в Ц. В. 1875 г. 2. Срав. положение о начальных народн. школах Высочайше утвержд. 1874 г. 25 мая/6 июня 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Какие особенные сведения и документы должны быт требуемы священниками для повенчания браков лиц, обращающихся к ним с этою целью из других приходов православных или иноверных? На каких основаниях и какие лица могут быть венчаемы священниками по паспортам? Об обязанности священников помечать на паспортах лиц, венчающихся в их приходах, о повенчании таковых, с кем именно, когда и где и т. д. Какие особенные условия должны быть наблюдаемы каждым священником, чтобы не повенчать кого-либо по паспорту подложному? О письменных свидетельствах, какие должны быть представляемы священнику желающими вступить в законный брак чиновниками гражданского и военного ведомств. – По каким видам священники могут венчать простых солдат, находящихся в отпуску, или вдовых солдаток? О приписке к известному участку для отбывания воинской повинности лиц, желающих вступит в супружество ранее 20-ти летнего возраста. – О венчании тех, кои оставлены супругами по безвестному отсутствию последних, а также в случае ссылки одного из супругов за преступление. – О бракоразводных, свидетельствах, какие должны быть требуемы священником в случае вступления кого-либо в брак по расторжении предыдущего. – Общие замечания о свидетельствах на вступление в брак, какие прежде требовались от крестьян, ремесленников, купцов и мещан, и т. п. § 35. Если к священнику обращается для повенчания лице из другого соседнего прихода того же города, или селения, или уезда, то священник прежде всего при этом должен обращать внимание на лета человека, имеющего у него венчаться, – и если бы обратились к нему с этою целию жених или невеста, особенно из простого звания, которые не могли бы представить каких-либо других законных свидетельств о своем совершеннолетии, каковы напр. аттестаты, или послужные списки, то в таком случае священник должен требовать от них метрического свидетельства об их рождении, и только после этого венчать, по обычаю. – Таким же точно образом и иноприходные лица, особенно из мещан или крестьян, коим пришлось бы венчаться не у своего священника, должны представлять сему последнему от приходского своего священника надлежащее удостоверение в том, действительно ли они холосты или вдовы, и если вдовы, то после какого брака, а в ближайших приходах, где прихожане роднятся между собою, к сему должно быть присоединено еще свидетельство об оглашениях, произведенных местным священником на счет предстоящего их брака, и о том, что по этим оглашениям окажется (сравн. ниже, об оглашениях, Отделен. VII, §§ 47–49). – И эти все сведения должны быть отбираемы священником не только от соседних православных священников, но, в случае браков смешанных, также и от священников неправославных, без всякого ограничения (Инстр. благочин. 1860 г. § 18, примеч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

П. Могилы, стр. 446. Сравн. Правосл. Исповедание его же, ч. I отв. на вопр. 90; там же отв. на вопр. 118. Преосвящ. Евсевия Беседы о седми спасит. таинств. стр. 535–536). При сем, причащение больного должно быть совершаемо также как и в других случаях, по уставу особенного в Требнике чина, како причастити больнаго. §15. Священники участвующие в совершении Таинства Елеосвящения должны помнить, что в то время, когда первый священник читает молитву освящения елея (Господи, милостию и щедротами), то и все другие должны читать оную совместно, только тихо; потому каждый из них должен иметь свою книгу, чтобы удобнее было делать это, не стесняя других и не производя беспорядка. §16. Для того, чтобы по уставу (см. выше §11), священники могли произносить молитву: Отче Святый врачу и телес... и в тоже время помазывать больного, они должны непременно изучить эту молитву всю наизусть: ибо, как справедливо замечает Петр Могила , «тяжко есть, паче же и не удобно и книгу в руце держати, и на ню чтя зрети, купно же и помазовати.“ – При сем, советует тот же Архипастырь, священник не должен начинать помазание больного вместе с началом молитвы, «но когда прийдешь к этим словам: исцели помазанием сим раба твоего имярек от обдержащия его душевныя и телесныя болезни..., помазуй во первых чело, а потом и другие члены, но не спеши окончанием молитвы, так чтобы, помазывая другие члены, вместе окончить и молитву“ (Требн. Могилы, стр. 446–447). §17. На западе России, некоторые священники, не следуя буквально ясному уставу православных требников, а придерживаясь постановлений, унаследованных из требников униатских, когда совершают Таинство Елеосвящения в единственном числе, без участия других священников, то помазывают больного только один раз после последнего Евангелия. Но сие положительно противоречит и древнему преданию и обычаям Церкви православной, и есть ни что иное, как явное подражание церкви западной, в которой больные действительно помазываются только однажды (срав. богослужебн. благочин.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009