Но я не могу так поступить, потому что Ваши интересы для меня не менее, если не более, дороги, чем собственные. По вопросу о певчих дело налаживается благодаря созданному «Союзу во имя св. Софии». Кажется, этот союз имеет будущее… Образован уже совет союза. Вчера было собрание, полное сочувствия; председателем совета – Кутейников, тов[арищ] председателя – Фиников 84 . Вчера уже собрали небольшую сумму – около четырёхсот р[ублей]. Постепенно захватим широкую область, будем защищать и арх[иерейский] дом, и епарх[иальный] дом. Скоро Вам пришлём проект устава. Наконец, двор и корпус Лихудовский очищается, грузят ежедневно воинов по восемь, и теперь уже двор значительно опустел. Потом будем просить о том, чтобы корпус не замещали чем-либо неприятным для нас. Из епархии сообщения, терзающие нервы. Расстрелян священник Павел Кушников. Об этом убийстве донёс благочинный; я потребовал подробного донесения об обстоятельствах и о том, что было сделано приходом и благочин[ническим] советом к предотвращению этого ужасного убийства. Идут сведения об арестах, о захватах. Наряду с этим и здесь жить становится всё труднее и тягостнее, налоги на землю, на которой построены дома, требования относительно прислуги, предполагаемый ежемесячный подоходный налог и т. д. А поступлений никаких. Я лично с 1-го января ничего не покупаю… Вероятно, Вам сообщено, что с[ело] Никитинское взято на учёт и там всё реквизировано… И никакие противодействия не имеют успеха. Мы совершенно беззащитны. Предвижу, что то же будет и с подворьем Хутынского монастыря, я уже не говорю о том, что теперь каждый воз сена вывозится из монастыря под контролем местных крестьян. Словом, «народ-богоносец» даёт себя чувствовать во всех областях. Торжество Православия прошло у нас очень хорошо, народу было очень много. Первая седмица прошла в службах очень молитвенно, я в первый раз в эти дни служил в соборе, и мне очень понравились службы, и пение очень умилительное. Народу на канон и на Преждеосвященную литургию ходило довольно много, особенно на канон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это в основе... Непродуманность видим и в частностях проекта, и прежде всего в вопросе именно о важнейшей организации: о „приходе“. Преследуя свои цели, новое общество хочет „содействовать прихожанам к (в) определению (и) точных границ столичных и городских приходов согласно желанию прихожан, в силу синодального указа от 6 авг. 1890 г. (Ц. В. 1903. 82)“. Как возможно определить границы приходов согласно желанию прихожан? „Желание“ прихожан не определяется „границами“; а если „желанием“ определять границы, то они не могут быть „точными“. Расчертить город на приходы можно, но это фактически не разграничит прихожан: насильно нельзя заставить ходить в ту, а не в другую церковь . А если записывать по желанию, то может случиться, что пастырю придётся отыскивать овец по всем закоулкам города, а иному совсем остаться без пасомых... Естественная нужда разбивает народ на отдельные посёлки; ограничившись случайными границами, создаётся приход, которому волей-неволей приходится сплачиваться объединяться. Этих естественных границ в городе нет; там расчерчивают приходы консистория и благочин- —341— ный. Но слишком ли много заинтересована Церковь в охранении этого расписания? Если Церковь добивается жизни, а не мёртвого порядка, то зачем она будет требовать, чтобы люди сходились к пастырю-усыпителю душ и не смели пойти туда, где они чуют источник воды живой? Если приход действительно должен быть „ячейкой церковной жизни“, живым органом, то он должен определяться составляющими его силами любви и духа, а не разрисованным в консистории планом. Если приход есть церковь в миниатюре, то он всё равно должен носить на себе печать кафоличности, универсальности, а не совпадать непременно с известными земскими или полицейскими частями. Он живёт духом, им и определяется, а где дух, там и свобода... Приписать прихожан к определённому храму нужно: это может способствовать образованию и чисто-церковного прихода, но очевиднее всего эта внешняя мера может достичь только внешних результатов: разделение приходов нужно для целей и церковного управления, и общественно-юридического порядка. Так что хотя слово „приход“ может иногда означать и малую церковную общину, но главное и постоянное его значение, однако, не внутреннего духовного, а – внешнего характера, слишком близко существа церковной жизни не затрагивающего.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При Сретенской церкви имеется неприкосновенного капитала в билетах в пользу притча 1350 руб. и в пользу церкви 150 руб. Земли пахотной и луговой не имеется, но под усадьбами притча в 54 квартале 6, 7, 11 и 12.   В приходе при 177 дворах числится муж. пола 560, жен. пола 592.  По штату 1873 г. в притче положены 1 священник и 1 псаломщик. Окладная книга 1676 г. лист 353. Рапорт благочин. собор. прот. Митрофана об освящении им придела при Сретенской церкви в г. Скопине. Рукопись, хранящаяся в Семинарской библиотеке под 14. Известие о колич. церквей в Рязанской епархии за 1734 г. под 1071. Рукопись, хранящаяся в Рязанской Ученой Архивной Комиссии. Книга записн. ставлен. 495 и 497. Клировые ведомости с 1880–90 гг. Опис. г. Скопина, Алексеева стр. 26.  И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», том 2, стр. 160-161 Сейчас Сретенская церковь  является кафедральным собором Скопинской епархии Рязанской митрополии. Сретенский храм в Скопине – едва ли не единственный кафедральный собор в России, освященный в честь отмечаемого ныне праздника. Одно из древнейших поселений Рязанской земли – город Скопин – празднует сегодня престольный праздник кафедрального собора основанной в 2011 году Скопинской епархии. Собор Сретения Господня местные жители называют одной и архитектурных жемчужин своей малой родины. Сретенский храм (тогда еще деревянный) был построен в городе в первые годы XVIII века. Прошло почти восемьдесят лет − деревянную церковь разобрали и перенесли неподалеку в село Кремнево, а почти на том же месте, в десяти саженях, начали строить каменный храм. «В 1782 году дозволено было города Скопина Воскресенскому протопопу Митрофану Алексееву освятить на новом антиминсе придельную церковь св. Николая», − говорится в одном из сохранившихся до нас архивных документов. Примечательный факт: начало строительства каменной церкви в честь Сретения Господня пришлось на 1778 год, когда Скопин официально получил статус города. Произошло это через пятьсот лет после того, как, по данным археологов, здесь появилось первое поселение, с рвами и земляными валами для защиты от нападений кочевников.

http://sobory.ru/article/?object=17808

Син. 1856 г. Сент. 80 9765; Ук. 1868 г. Сен. 14 Опред. Св. Син. от 16 янв. – 19 февр. 1881 г. В тех случаях, когда епархиальное начальство найдет необходимым дать книгу для сбора доброхотных подаяний в пределах всей своей епархии, то такая книга выдается за шнуром и печатью, с означением в ней имени и прозвания того лица, которому такой сбор доверен и на определенное время, а именно, не более как на год. С сей книгой доверенное лицо, выбранное обществом из среды местных прихожан с согласия причта и одобренное местным уездным полицейским начальством со стороны поведения и благонадежности, может собирать подаяние, с соблюдением следующих правил: 1) собирать подаяние только в пределах своей епархии 195 ; 2) собирать не далее того срока, на который дана книга; 3) никому книги сей для сбора не передавать; 4) личными просьбами, если подаяния собираются для монастырей, не осмеливаться обременять государя императора; 5) сборные по книге деньги вносить в приходо-расходные книги и употреблять на тот предмет, на который собраны. По окончании срока сборную книгу представлять для счета и свидетельства записанных в ней денег в Консисторию; при представлении сборной книги в Консисторию чрез благочинного, последний в своем донесении должен объяснить, все ли собранный деньги записаны в церковные книги и под какими номерами (Уст. Дух. Конс. ст. 55; Инстр. благочин. Прим. к § 3; Уст. о пред. и пресс. прест. ст. 34 в XIV т.). 196 Другие способы сбора доброхотных подаяний на церковные постройки или безусловно запрещаются, или дозволяются с разрешения же епархиального начальства. Так, без разрешения епархиального начальства запрещается печатать в газетах воззвание на сборы доброхотных подаяний (Ук. Св. Син. 1868 г. июл. 8 дн. 197 . Нигде ни в городах, ни в уездах с образами, со свечами или книгами для сбора на церковные строения, монастыри или другие богоугодный заведения без особого надлежащего разрешения, отнюдь не ходить. Нарушители сего подвергаются ответственности на основании 48 ст. о наказ., налагаем. миров. судьями. Запрещается старостам ходить по приделам и ярмаркам с образами для сбора денег (Ук. Син. 1765 г. окт. 31 12:501) 198 ; запрещается устроять столбы с кружками без особых разрешений архиерея (Ук. Син. 1836 г. июня 13, 7:143); устроенные столбы с кружками для сбора пожертвований в пользу церкви должны быть упразднены, а вновь устроены с дозволения архиерея могут быть только в таком случае, когда в бедном приходе предстоит постройка новой церкви и такой способ сбора представляется необходимым, – и притом с условием, чтобы на священно- церковнослужителей и церковного старосту возложена была обязанность иметь нужную осторожность против могущей быть покражи (Ук. Син. 1868 г. 12 дек. 75); кружки, поставленные на день в оградах, должно убирать на ночь в церковь (Ук. Син. 1842 г. 20 янв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

В 1722 году по его повелению Святейшим Синодом в конференции с Сенатом составлены были особые предположения о церковном письме. Предположено было: 1) епархиальным архиереям вменить в особую обязанность заботиться об улучшении иконописания и допускать в церковь только иконы хорошего и правильного письма; 2) учредить особого главного надзирателя, супер-интенданта, над всеми иконописцами, которые обязаны повсюду представлять этому надзирателю свои опыты и не иначе, как с его позволения, пускать их в продажу; 3) под начальством супер-интенданта по городам поставить низших надзирателей для испытания иконописцев, без чего к иконописи не допускать; 4) запретить делать иконы резные и отливать из металлов, кроме распятия и барельефов, и то на высоких местах храма; 5) не дозволять писать одни символические изображения вместо лиц, ими изображаемых, напр. агнца вместо Спасителя (Полн. собр. закон. 4079; ср. 4154). Указанные постановления несколько раз подтверждались и в настоящее время сохраняют за собой силу действующего права; не видно только, чтобы было исполнено предписание об учреждении главных и низших надзирателей за иконописцами, за которыми теперь должны наблюдать благочинные (Инструк. благочин. пункт 7-й). Надзор же за литографированием икон, по общему правилу, подлежит духовной цензуре. 3дания, назначаемые для общественного христианского богослужения, делаются церквами или храмами только через особый акт – религиозное освящение. Закладка или основание церкви сопровождается особыми обрядами, молитвами и водружением креста под главной частью или алтарем; а само освящение состоит главным образом в помазании ее стен снаружи и внутри св. миром и в положении под престолом частицы от мощей 45 . С момента освящения церковь становится res sacra u habcerдa остается с таким юридическим характером, не может быть обращена на другое назначение. В церкви освященной некоторые части и предметы делаются совершенно недоступными или неприкосновенными для мирян; таковы царские двери, через которые никто не может проходить, кроме лиц, священнодействующих (за исключением государя императора, который в день священной коронации проходит через них к престолу и там причащается); далее, неприкосновенен для мирян и даже низших клириков престол со всеми на нем находящимися предметами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Лебедин. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:не позже 1765. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Сумская область, г. Лебедин, район Покровской церкви Координаты: 50.578823, 34.462642 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Лебедин или в Лебедин, выходить на автостанция " Лебедин " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Георгиевская церк. постр. в 1765 г. старан. прихож.; деревян., двухпрестольн. От Харьк. в 151 в. Земли усадебн. 304 кв. саж., пахот. нет. Прихож. м. п. 956, ж. п. 922. Причта по штату полож.: священ. и псалом. Жалов. священ. 107 р. 80 к., псаломщ. 29 р. 40 к. Помещ. для свящ. церковн., у псалом. собствен. Церк.-приход. шк. Приход. попечит. нет. Свящ. Аполлоний Гончаревский 36 г. Студ. семинар. Свящ. с 1888 г. Состоит членом благочин. сов. и завед. и законоуч. местной церк.-приход. шк. Послед. нагр. скуфья 1900 г.; на настоящ. месте с 1891 г. Псалом. в сане диак. Иоанн Федоров 52 л. Из высш. отдел. духов. учил. Пономар. с 1868 г. при сей церкви, псалом. с 1879 г. и диак. с 1885 г. Церк. стар. крест. Иаков Горошко с 1892 г. Источник: " Справочная книга для Харьковской епархии " 1904 года Эта небольшая размерами (15,5 м длиной, 8,5 м шириной и 15 м высотой), «ходового» (распространенного) типа церковка стояла в бывшей пригородной слободе Довгаловке. Неприхотливые, скромные архитектурные формы ее производили впечатление интимно мягкого строения. Построена в 1765 г. из дуба. Архивы церкви не сохранились. Известно, что в 1866 г. ее капитально ремонтировали: заменили нижние венцы сруба, заново обшили, пристроили с запада, юга и севера три придела. План церкви состоит из центрального восьмигранника, вытянутого по оси юг-север, шестигранного алтаря и такого же притвора. У притвора и алтаря ширина тоже превышает длину. Бабинец шире алтаря (его внутренняя ширина равна ширине алтаря вместе со стенами), к тому же в восточной части притвор шире, чем в западной (на границе с короткими гранями). Центральный сруб имеет на границе с алтарем короткие, а на границе с притвором почти метровой длины рюкзаки. Просветы в срубах стен между центром и притвором и алтарем высоки, завершены циркульной формы «аркой». Однако объем притвора и алтаря воспринимается все же отделенно от центра. Стены притвора – спокойных пропорций – переходят в легкий упругой формы залом, завершающийся стройным, ярко освещенным, правильной в плане формы восьмериком, покрытым широким плафоном. Алтарь дублирует – с небольшими склонностями – формы и размеры притвора. Верхи алтаря и притвора – полуразвитых форм.

http://sobory.ru/article/?object=59214

Выросши на почве штундизма, адвентисты, однако, относятся к последователям его с ненавистью. «На днях, пишет в своем докладе благочин. 20 кр. Звенигор. у. от 15-го июня 1908 г. за 396, штундобаптисты из деревни Поповки (Чаплинского прихода), приходившие на молитвенное собрание в с. Бужанку к своим единоверцам на обратном пути в д. Семеновке принуждены были выдержать сильный диспут по вопросу о субботе и воскресении с Семеновскими адвентистами, едва не окончившийся рукопашным боями. Не так давно мне приходилось вести беседу с одним из представителей Киевских адвентистов проповедником Шмидтом. Когда в разговоре с ним я коснутся Киевских штундобаптистов и спросил его мнения о них, то, к своему удивлению, услышал самую мрачную характеристику их. Напомнив мне слова Спасителя о книжниках и фарисеях, Шмидт сказал, что по лицемерию и злобности своей они не далеко ушли от своих иудейских родоначальников. Обходя море и сушу и совращая людей в свою веру, они, сказал Шмидт, делают и своих последователей негодными для царства Божия. Замечательно, что тот же Шмидт о православных чрезвычайно высокого мнения, как о народе в высокой степени религиозном, искреннем и незлобивом. Для знакомства с вероучением адвентистов лучшим пособием могут служить те многочисленные брошюры и листки, которые в настоящее время изданы на русском языке миссионерским трактатам обществом в Гамбурге, названия которых следующие: 1) «Библейское чтение о настоящей истине», 2) «Библейский указатель важнейших учений о вере», 3) «Состояние мертвых», 4) «Блаженное упование христианина», 5) «Суббота нового завета», 6) «Какой день ты празднуешь и почему», 7) «Второе пришествие Иисуса Христа» 8) «Полная вера», 9) «Путь в святой град, указанный прор. Даниилом» и др. Как секта в России сравнительно новая, не только удаляющая православного русского человека от Церкви Христовой, но подрывающая его национальное самосознание и навязывающая ему иго ветхозаветного еврейства, адвентизм требует серьезной с ним борьбы православной миссии и всестороннего изучения его истории и вероучения, которые пока только начали разрабатываться в нашей противосектантской литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Новая Архангело-Михайловская церковь построена в 1811 г. стараниями помещика Алексея Тимофеевича Якубинского. Каменная, с деревянной колокольней, оштукатурена внутри и снаружи, ограда вокруг церкви каменная построена вместе с церковью. Расстояние до Харькова 129 в. от ближайшего почтово-телеграфного отделения с. Тростянец - 4 версты. Земли пахотной 33 десятины. прихожан м.п 375 д. и ж.п. 370 д. Священник по штату не положен, обслуживает приход священник Благовещенской церкви с. Тростянец, школы и попечителей нет, к церкви относится хутор Машково. Церковный староста крестьянин Иван Крупчан с 1903 г. В нынешнем храме хранится: Евангелие Л.п. 1650 г., цветная Триодь Ч п. 1685 г., Молитвослов М.п. 1689 г., требник «святой памяти Петра Могилы, митрополита киевского», Л.п. 1699 г., Октоих М.п. 1727 г., Часослов К.п. 1742 г. В ней один престол по имени Архангела Михаила, праздновался 8 ноября. До 1914 г. была приписана к Благовещенской церкви села Тростянец. Указом Синода от 12 сентября 1914 г. за No 15310 обращена в самостоятельную. По штату принадлежит священник и псаломщик. Зарплата священника 300 руб., псаломщика 100 руб. Пахотные земли сдаются в аренду за получаемый доход в 250 руб. в год. Церкви принадлежит деревянная, обложенная кирпичом, сторожка в ограде церкви и каменный дом священника, построен Юлием Леопольдовичем Кенигом, что также принадлежит церкви. В 1914 г. в храме священник Евгений Петрович Архангельский, псаломщик Иван Васильевич Капустянский, староста Ермолай Данилович Таран. На 1914 г. прихожан из Радомли и хутора Машково - 995 душ. Священники Архангело Михайловской церкви: 1732 г.- Макарий Иванов; 1753 г.- Афанасий Якубович; 1807 г. - Ладенков Гаврил Емельянович; 1848 г.- Григорий Левицкий; 1858 г. - Михаил Гнедич; 1898 г.- Федоров Василий Александрович, Архангело-Михайловская церковь с. Радомля, Ахтырского у., 2-й благочин. округ. Священник приписан к Благовещенской церкви с. Тростянец; 1898 г. - Яновский Александр Васильевич, Архангело-Михайловская церковь с.

http://sobory.ru/article/?object=58989

§8. Веществом для Таинства Крещения должна быть вода – естественная, как-то ключевая, речная, также морская, или получаемая из снега, льду, дождя, росы, и т.п. Со своей стороны священник должен наблюдать при этом, дабы вода эта была прежде всего всегда чистая, и кроме сего не была смешана с другою какою-либо жидкостью, как-то вином, спиртом, духами и т.п. (Правосл. Испов. Петра Могилы , о Крещении). Совершать Крещение кроме воды в другой какой-либо жидкости, как это допускается у лютеран, у нас решительно не дозволяется (Правос. Богословие пр. Макария, о Крещении §203). Впрочем подогревать холодную воду во время зимы и вообще для соответственной теплоты никогда не запрещается (инструкция Благочин. §15), а в случае несчастия можно крестить младенца и переваренною водою, также и водою нечистою из лужи, и т.п. §9. Вода, предназначаемая для Крещения, должна быть непременно всякий раз освящаема для этой цели обычным водосвятием, полагаемым для сего в требнике в чинопоследовании Св. Крещения. Если при этом, во время совершения Таинства Крещения, случится несколько младенцев вместе, то все они могут быть крещаемы в одной и той же воде, но с тем, чтобы мужской пол был крещаем  прежде, а потом женский. Но как только после этого совершение Таинства будет доведено до конца, то в таком случае для другого младенца всего лучше освящать также и другую свежую воду. Только в случае крайней надобности младенца можно крестить таковою готовою уже водою, или водою Богоявленскою, или другою освященною водою, а в самых крайних случаях и простою, неосвященною водою, лишь бы только при этом она была естественная и вместе с сим соблюдены были непременно все условия православного Крещения по уставу (см. §6. Требн. Могилы, о крещении). Держать освященную воду в купели по седмице и более дней, как это делали некоторые священники, для последующих крещений, отнюдь не прилично и не достойно святости Таинства. §10. Елей, употребляемый для Таинства Крещения, всегда должен быть чистый, свежий и несмешанный ни с какою другою жидкостью. Нельзя для этого употреблять какое-либо масло напр., льняное, подсолнечное и даже лампадное, и т.п. Всего лучше в этом случае приобретать масло, прованское, или оливу, которое, сообразно своему назначению, освящается особою молитвою, нарочито для этого полагаемою в чинопоследовании Крещения. Впрочем, раз освященный таким обр. елей уже более не освящается, пока не окажется надобности употреблять другой новый свежий елей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

– Слова нет, что новый порядок кажется иногда неудобным в практическом отношении и на первых порах представляется иногда стеснительным, для установившихся временем обычаев. Но дело в том, что А) по буквальному смыслу монастырского закона (п. 12 инструкц. благочин. мон.) начальствование настоятеля должно быть отеческое и духовное, имеющее ц ель ю не один внешний порядок (в управлении), но душевное спасение иноков и всех ближних и Б) по правилам святых Апостолов (§ 38 и 41) главный распорядитель церковного имущества в епархии есть Епископ, а Настоятель монастыря по 118 ст. уст. Дух. Конс. есть только руководитель монастырского хозяйства. Смотря на положение дела с церковно-приходской точки зрения, и в предупреждение действительных затруднений с практической стороны, Консистория не находит основания признать докладную записку Архимандрита Исаакия заслуживающею уважения и потому заключила: прежде состоявшееся о выборе Оптинского Казначея, при участии Вашем и всей принявшей пострижение в монашество Вашей братии, и при посредстве доверенного от местного Епископа Тихоновского Архимандрита Моисея и указами Консистории от 1 Сентября за 6848 и 6849 объявленное постановление Епархиального Начальства привести в точное исполнение.» В исполнение этого указа 4 Октября 1890 года происходило в Пустыни избрание Казначея, каковым был избран по большинству голосов (60 из 70) Иеродиакон Ксенофонт 37 . Выбор утвержден указом Консистории от 18 Октября 8095. По характеру болезни о. Амвросий мог бы возвратиться в Оптину Пустынь только в теплое летнее время. (Менее 18 градусов комнатного тепла он не мог выносить). Проведя осень 1890 и лето 1891 г. в постоянных трудах и заботах по приведению в порядок дел для пользы Общины, о. Амвросий делал несколько попыток к возвращению в Оптину Пустынь, но всякий раз крайняя немощь препятствовала отправиться в путь, хотя и недалекий. Он не щадил своего слабого здоровья, принимал посетителей и богомольцев и преподавал им духовное утешение и целение. Уже будучи в предсмертной болезни, он все еще заботился о делах Общины; даже в Октябре, за несколько дней до кончины, он переслал два письма, в которых продиктовал: в 1 -м, от 1 Окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009