Радомля, Ахтырского у., 2-й благочин. округ. Священник приписан к Благовещенской церкви с. Тростянец; 1914 г. - Евгений Петрович Архангельский; 1924 г.- Корнеев Николай Иванович. В 1927 г. в храме вел службу Иеромонах Иоасаф (Черченко). Родился в 1882 г. на хуторе Нужновка Скороднянского уезда Белгородской губернии в бедной крестьянской семье. В юности думал жениться, но невеста умерла, и он ушел на Афон. На горе Афона его благословили ехать в Россию. Приехал в Суздаль в Спасо-Евфимиев монастырь, где тогда трудился известный старец Стефан (Подгорный). После кончины Стефана и революции проживал в доме на хуторе и в селе Тростянец Сумской области. Примерно в 1927 г. рукоположен в иеромонаха Епископом Варлаамом (Лазаренко). Владыка за все время рукоположил 24 священника для общин «стефановцев». Священник Иоасаф служил Архангело-Михайловской церкви в селе Радомля. В 1930 г. начались аресты и он скрылся на Донбассе. В 40-х годах был репрессирован и осужден на 10 лет лагерей. В 1930-х годах храм закрыли, затем он с 1932 г. года был приспособлен бывшим колхозом им. Куйбышева под склад минеральных удобрений. Надлежащего содержания и ремонта в помещении бывшего храма не проводилось, поэтому он разрушался. А в 1971 г. было подано заявление от Криничансьного председателя исполкома сельского совета, в который в то время входила деревня Радомля об аварийном состоянии здания церкви на Тростянецкий райисполком. Тростянецким райисполкомом была создана комиссия в составе: ст. инженера Тростянецкого районного сельскохозяйственного управления, главного инженера Тростянецкого районного МСУ-3, главного архитектора района и председателя исполкома Криничанской сельской рады, которые после осмотра предоставили акт следующего содержания: «Фундамент дал неравномерную осадку, от чего в стенах появились трещины. По той же причине дверные арки просели и дали трещины. Деревянные подушки между верхними частями колонн и карнизов пришли в негодность и могут разрушиться. Общая прочность кирпичной кладки нарушилась ввиду потери прочности кирпича.

http://sobory.ru/article/?object=58989

Иоанн с орлом, Св. Матвей с лицом человеко-ангельским, Св. Марк со львом и св. Лука с тельцом. С исподней стороны по средине делается круг, с вычеканным крестом и на четырех углах ножки. В достаточных церквах все Евангелие кругом обделывается в золото или серебро и украшается драгоценными камнями. На престоле также должен стоять ковчег, иначе кивот-дарохранительница, в которой полагаются св. дары – тело Христа Спасителя с кровью, сохраняемые для больных, а в великом посту и для преждеосвященных литургий св. Агнец. Ковчег этот делается из золота или серебра, на подобие гроба Господня, или пещеры, в которой был погребен Господь, и потому называется также «гробницей». Ковчег этот иногда делается на подобие церкви. «Кивот, в нем же имут хранитеся св. Тайны, тело Господне, покровен да будет, и на верху Крест, и всегда с Божественными Тайнами на престоле да стоит, а не на ином где месте. (Изв. учит.)». 9 . Для ношения св. даров в дома к больным делается из золота или серебра, или олова сосуд, называемый «дароносица». В одном отделении этой дароносицы находится ящичек с крышкою для частиц с Даров, а в другом небольшие – потир, лжица и истиральная губа. (II. C. З. 26 дек. 1698 г. 1612 и 16 дек. 1776 г. 14548; инструк. благочин. § 14). На престоле же должно храниться в серебряном внутри вызлощенном или хрустальном сосуде и св. Миро. (Уст. дух. конс. ст. 40). Так как св. Таинство миропомазания соединяется со св. Таинством крещения (Лаодик. 48; Деян.19:5–6 ; Еф.4:30 ; Кирил. Иерусалим. тайн, поуч. 3стр. 450). a крещение совершается не только в церкви но и в домах (II. С. З. 23 марта 1805 г., 21678), то для хранения всех священных принадлежностей, употребляемых при совершении сих Таинств обыкновенно устраивается особый ящик, металлический или деревянный, в который ставятся сосуды со св. миром и елеем; пробки для сих сосудов должны быть металлические, внутри вылощенные, или хрустальные и даже деревянные, но не из мягкого пробочного дерева, а из самого твердого. Чтобы по ошибке при совершении крещения или миропомазания не употребить св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При подании Святых Таин, должно помнить пресвитеру и то, что Святая так строго запрещено продавать, что если бы причащающий потребовал хотя бы «медницу едину», подлежит лишению сана (IV всел. пр. 23), а потому всячески должно остерегаться требовать что-либо за совершение Таинств, но довольствоваться лишь добровольным даянием (О долж. пресв. приходск. §89). Священно-церковнослужители не должны вводить в домы прихожан, при духовных требах, своих жен и других посторонних лиц (Инстр. Благочин. ст. 29). Священнослужители, уличенные в вымогательстве незаконной платы за преподание треб, отрешаются от мест и низводятся в причетники до раскаяния и исправления; а церковнослужители – в первый раз посылаются в монастырь, а во второй исключаются из духовного ведомства (Уст. Духов. Конс. ст. 184). Священно-церковнослужители, которые, по жалобам прихожан, оказываются виновными в неисправности по совершению богослужения и треб, исправляются монастырским подначальством по мере вины; а в тех случаях, когда жалобы сего рода с ясностью не доказаны, но большая часть прихожан просит удалить от Церкви подвергшихся таковым жалобам, они переводятся на другие места, с поручением особому надзору (Там же, ст. 191). Если бы кто из духовенства, во время богослужения, нарушил благочиние (в храме или во время крестных ходов), то, в более важных случаях, о таковых доносится Святейшему Синоду; именно, когда неприличные слова или действия произвели соблазн или остановку в богослужении, – и обвиняемый немедленно подвергается суду в консистории, а о воспоследовавшем решении вновь доносится Святейшему Синоду (Уст. Дух. Консист. ст. 37). Вне церкви, в священном облачении дерзнувший совершать богослужение в нетрезвости и обличенный в сем преступлении, в первый раз – отрешается от места и определяется, с запрещением священнослужения, на причетническую должность, впредь до искреннего раскаяния, исправления и очищения совести перед духовником (Там же, ст. 181). Священник имеет и свои права по наблюдению за порядком и тишиною во время службы Божией 2 ; о нарушениях благочиния он доносит своему начальству или непосредственно может принести жалобу на нарушителей мировому судье и, таким образом, отослать их к суду (т. XIV уст. о предупр. и пресеч. прест. ст. 12); но насильственно выводить из церкви, брать под стражу, заключать под арест – это не входит в круг его прав и обязанности, – это дело полиции, и, следовательно, составляет превышение власти или проступок против должности (Уст. Дух. Консист. изъясн. Ливан. стр. 191).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Одноэтажный, кирпичный, в плане прямоугольный, со сложной системой внутренней планировки. Отдельные помещения отводились под кабинет митрополита, столовую, опочивальню, гостиную, гардероб и тому подобное. В юго-восточной части дома была размещена домовая церковь во имя св. Иоанна Многострадального. Главный западный фасад фланкируют ризалиты с треугольными фронтонами, центральная часть фасада декорирована фронтоном килевидной формы. В конце 19 в. с севера к дому сделана прямоугольная в плане пристройка. Сооружение является оригинальным образцом гражданской архитектуры 19 в. В советское время дом был передан сельскохозяйственному институту, в 1993 г. возвращен церковной общине, которая осуществила ремонтно-восстановительные работы, возродила домовую церковь. Литература: ЦДИАУ, Ф. 128, оп. 1 (общ.), спр. 487, 966, 1146, 1539, 1764-1767, 1794, 1950, 1991, 1993, 2050, 2072, 2084, 2097, 2144, 2189, 2223, 2224, 2550, 2614, 2646, 2995, 2996. 3115; оп. 2 (общ.), спр. 134, 257, 260, 280, 373; оп. 3 (общ.), спр. 781; оп.1 (благочин.), спр. 3467; РГИА (Санкт-Петербург), ф. 799, оп. 33, спр. 609; Болховитинов Е. «Киево-Печерская лавра с присовокуплением разных грамот». – К., 1847 г.; Закревский Н.В. «Описание Киева». - М., 1868 г. – Т. 1 – 2; Иконников В.С. «Киев в 1654-1855 г.г.» – К., 1904 г.; Лебединцев П. «Киево-Печерская лавра в её прошедшем и нынешнем состоянии». – К., 1894 г.; Муравьев А.Н. «Путешествие по святым местам русским». - СПб., 1846 г. «Свод памятников истории и культуры Украины». - К.: 1999 г., т. 1 (Киев), перевод с украинского. В период возрождения монастыря (после 1996 г.) на месте бывшего митрополичьего дома построена новая церковь. Скит Киево-Печерской Лавры, расположенный в лесу на южной окраине Киева, - Голосеевская Пустынь. Удивительная обитель с удивительной судьбой - место монашеских подвигов киевских подвижников благочестия XVIII-XIX веков, а со второй половины XIX столетия - дача Киевских митрополитов. С именем Голосеевской Пустыни связаны имена многих Божьих угодников, просиявших на Киевской земле: Святителей Петра Могилы и Филарета (Амфитеатрова), Митрополитов Киевских и Галицких; преподобных Парфения Киевского (Краснопевцева) и Алексия Голосеевского; блаженных Христа ради юродивых Феофила Китаевского (Горенковского) и Паисия (Яроцкого), а также имена малоизвестных подвижников благочестия. Все они нашли для себя в многолюдном Киеве «сокровенную пустыню спасения» и прожили в ней сокровенную жизнь, освятив своими молитвами и слезами каждую пядь Голосеевской земли. «Здесь носится дух Преподобных Печерских», - говорил о Голосеевской Пустыни преподобный Парфений Киевский. «Она по духу очень напоминает Афон», - сказали об обители и современные паломники-греки.

http://sobory.ru/article/?object=02896

340 Св. Василия Велик. письма, писанные им во время епископства, письмо 163. Созомен. кн. III, гл. 14. 350 Cod. Theod. lib. XVI, tit. 2. с. 1–2. Cod. lust. lib.1, tit. 2. Свод. Зак. ст. 206, том. 9 о состоян. ст. 212. том. 4. 352 О достоверности ханских ярлыков Григорьева – ярлык Менгу Темира и ярлык Узбека. «В лето 6764–е, говорится в IV нов. летописи, приехаща численницы из татар и изочтоша всю землю рускую, только не чтоша игуменов, попов, чернецев». 354 «С честию, – говорит история российского Государства о временах самозванцев, – умирали и воины и граждане и старцы и жены. В Духовенстве особенно сияла доблесть. Мы видели мужество Филарета Епископ тверской Феоктист, крестом и мечем вооруженный, до последняго издыхания, боролса с изменою и взятый в плен удостоился венца страдальческого. Архиепископ суздальский Галактион не хотел благословить самозванца, скончался в изгнании. Добродетельного коломенского святителя Иосифа злодеи влачили привязанного к пушке: он терпел и молил Бога, образумить Россиян. Святитель псковский Геннадий в тщетном усилии обуздать мятежников, умер от горести. Не многие из священников, как сказано в летописи, уцелели, ибо везде противились бунту». Вот один из многочисленных примеров христианской доблести православного Духовенства. Карамзин. Истор. том. XII, гл. 2. Ужасное состояние России. 367 Напр. св. Васил. Вел. 87. Шест. вселенск. Собор. 54. Полн. собрание Закон. Р. Им. 1810 г. январ. 19. 372 Basilic. L.XXVIII, lit. 5 de nuptiis prohibitis, с. 1, 56, 60. Кормч. кн, 2 гл. 49,2, гл. 48, гр. 7, 4, гр. 39, 73. 374 При патриархе Луке; на Соборе в Константинополе (1168) Balsamon. ad Pholii nomocanon. til. 13. cap.2.5. 385 Регламент. о браках правоверных лиц с иноверными. Собр. Зак. 3798, 1811 г. июля 5. Собр. Зак. 24712. 390 Кормч. книга 2, гл. 50 о тайне супружества, лист. 198. Инструкция Благочин. 1806 гл. 3, ст. 125. 401 Древле в нашем отечестве приносили к венчанию, кроме обыкновенных свечей, свечу богоявленскую – вечернюю. Дворцов. разряды 1626 г. т. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Церковный Устав в вечер сырной недели. 355 51 прав. 356 52 прав. Лаодик. Собора. 357 Cod. Theod. lib. 15, tit. 5, leg. 5. 358 Свод уставов благочин., ч. 14, ст. 177 и 178. 359 О зрелищах, — 1 и 2. 360 Const, apost. Lib. 5, cap. 12. См. выше, с. 446. 361 Нов. Скриж. о св. Четыредесятнице, — 6. 362 Lib. 5. cap. 12. 363 Там же, Lib. 5, cap. 17. 364 В 1 правиле в книге правил. 365 Изложение Кафолической веры, 22. Ересь, 29, 5, о монахах. 366 Церковный Устав в Великий пяток. 367 Разговор с Трифоном. 368 Епископ маиумский, живший в 1–й половине 8 века; Маиума близ Газы. 369 Акростих (χρος»начальный», ςχος»стих») — стихотворение, в котором из первых букв каждого стиха составляется целое речение. 370 См. выше в начале этой статьи. 371 См. Синакс. в неделю о мытаре и фарисее. 372 Синаксарь в субботу сырной недели. 373 56 ответ епископу пентапольскому. 374 В слове о посте. 375 22 беседа по случаю низвержения царских статуй, 14, 1. 376 Стихи на синаксарь недели о мытаре и фарисее. 377 Иннокентий. Церковная история, век 5. Богослужение. 378 Стихи на неделю Мясопустную. 379 В 73 беседе. 380 См. церковную службу в седмицу сырную. 381 Синаксарь в субботу сыропустную. 382 По словам блаженного Симеона Фессалоникийского. совершалась в среду и пятницу сыропустной седмицы Литургия преждеосвященных даров. Ответы на некоторые вопросы. В 5 веке о литаниях в неделю сыропустную упоминает Максим, епископ туринский. [triod-16] Слова эти произносятся в паремии среды сырной. 383 ====================== 384 Синаксарь в сырную субботу. 385 Синаксарь в неделю сыропустную. 386 Исторические акты археографическ. экспедиц. об избрании Годунова, 1598 г., том 2, 7. 387 Беседа 4, de quadragesima. 388 Напр., в 1 Новгородской летописи, см. Полное собрание летописей русских. В греческом часослове говорится: τν πρτην βδομδα τς γας τεςςαραχοςτς μες χαθαρν χαλομεν. 389 Понедельник первой седмицы Четыредестницы, песн. перв. трипеснца на утрен. 390 О правилах пощения в первую седмицу Четыредесятницы см. выше. 391

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

гл. 12:13–14; 9:1–11,15. При помощи этих картин адвентисты докладывали, что время пришествия Христова дня наступило, так как все пророчества уже исполнились. Спустя немного времени появилась и книжечка, состоящая из 27 брошюрок в 1/16 листа, переплетенных вместе, под общим заглавием «библейские чтения о настоящем истине», издания «Международного Трактатного Общества» Гамбург, Базель, Баттле, Креск». В этой книжке заключалось полное издание вероучения адвентистов в катехизической форме. С этого времени идеи адвентизма мало-по-малу стали проникать и в села, где они производили громадное впечатление на сектантов штундистов. В 1903–1904 году священники-миссионеры доносили, что многие штундисты перестали праздновать воскресный день и заменили его субботою. Одновременно с этим поступали заявления, что сектанты-штундисты села Сидоровки, деревни Баши и др. перестали употреблять в пищу свиное мясо, а имевшиеся у некоторых свиньи были живыми закопаны в землю. В объяснение такой жестокости сектанты указывали, что слово Божие употреблять в пищу свиное мясо запрещает; продать свиней православным – значит ввести их в великий грех; посему они, чтобы не быть виноватыми в соблазне брата, решили зарыть свиней, ибо даром проливать кровь тоже грех . Увлечение адвентистским учением о необходимости празднования субботы, запрещения есть свиное мясо на первых порах приводило некоторых сектантов к мысли о необходимости обрезания. По донесению благочин. миссионера, некоторые из сидоровских сектантов ходили к одному из соседних раввинов, чтобы получить обрезание и вместе с тем узнать и способ его совершения. Одновременно с появлением адвентизма в Киевской губернии появился он и в Херсонской, где в данное время им заражены: Еремеевский, Бузиновский, Завадонский, Новопокровский Гандрабуровский, Гвоздавский, Лысогорский, Солоновский, Сербуловский, Исаевский и Любомирский приходы. Во всех этих местах адвентизм распространился на счет штундо-баптизма, будучи занесен первоначально в губернию из г. Евпатории 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Но и без всяких предварений о дне кончины каждому должно быть известно, что не очень долго жить нам на земле, потому что смерть медлить не любит: помяни, яко смерть не замедлит ( Сир.14:12 ). Будем же, вместо прихотливых желаний в точности знать время кончины нашей, прилежно молиться, по руководству церкви, чтоб нам даровано было «прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати». (Из слова высокопреосвященного Сергия, митрополита московского, на день Успения Пресвятыя Богородицы). 4. Успенский пост Успенский пост, иначе называемый, Богородичным, пользуется у нас особенным уважением. По строгости своей он занимает первое место после св. четыредесятницы. Так, в Петров и рождественский посты по воскресным и праздничным дням дозволяется употребление рыбы; по вторникам и четвергам допускается вареное с елеем и вино. В успенский же пост рыба вообще запрещается, за исключением праздника Преображения Господня; во вторник и четверток хотя допускается вареное, но без елея, с положительным запрещением вина. Вино и елей разрешаются только для субботы и воскресного дня. Наконец, по понедельникам, средам и пяткам успенский пост доводит ограничение в пище до сухоядения; тогда как петровский и рождественский посты, предписывая в помянутые дни воздерживаться от вина и елея, не запрещают, однако же, употребления вареной пищи. Так как по правилам церкви чем важнее и – так сказать – знаменательнее тот или другой пост, тем он строже, то нет сомнения, что, предписывая сравнительно высшую степень пощения во дни, предшествующие празднику Успения Божией Матери, церковный устав имел в виду внушить христианам мысль о том, что успенский пост имеет особенную важность в ряду других постов в православной церкви. В этом отношении он уступает только св. четыредесятнице, но превосходит прочие два (многодневные) поста, т. е. рождественский и петровский. Соответственно с церковным уставом, успенский пост огражден особенными постановлениями и со стороны гражданских законов. Как известно, в это время, подобно великому посту, запрещаются общественные удовольствия, известные под именем маскарадов, зрелищ (театров) и т. п. (См. «Свод, устав, благочин.» часть IV, ст. 177).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Это возвышение не оканчивается иконостасом, но выдается вперед в самую среднюю часть храма и называется солея ([sωλα, solea), т. е. возвышение. Солея, будучи в соединении с алтарем, служит как бы продолжением его. И как для священнослужителей, во время приобщения их у престола, алтарь уподобляется той горнице, где на вечери были апостолы, так для мирян солея служит горницею, им, возвышенным местом, в которой они вкушают от трапезы Господней. Совершающие службу на солее, точно также и находящиеся в алтаре, возвышаются над предстоящими в храме, и таким образом как бы отделяются от них по своему служению. Место солеи, против Царских дверей, куда диакон выходит для произнесения ектений и для чтения Евангелия 61 , называется амвоном (μβων), т. о. восхождением. Оно называется еще предалтарным амвоном, например, сказано: «Архиерей идет (аще ли стоял на облачальном месте) на предалтарный амвон» (Чин освящения храма, изд. в Москве, 1832 г., лист 40). Амвон изображает те возвышенные места, корабль, гору, с которых Господь проповедовал, и тот камень, с коего благовествовал мироносицам о воскресении Христовом 62 . По краям солеи, против северных и южных дверей, устраиваются места для чтецов и певцов, которые называются ликами (Тип., гл. 2), изображают собою лики Ангелов, воспевающих хвалу Вышнему. Чтецы и певцы называются также клириками (Тип., гл. 2) (κληρικς), избранными по жребию для псалмопения и чтения в храме (как было в древности). Оттого на солее места, где ставятся клирики, называются клиросами (κλρος) 63 . У каждого из двух клиросов для каждого лика стоит святая хоругвь, т. е. икона, висящая на древке, в виде, знамени, изображающая собою победное знамя Церкви Христовой, которая постоянно воюет с врагами спасения. Таким образом хоругви, как знамена, под которыми собираются воины Христовы, стоят в церкви впереди верующих; они и носятся клириками, чтецами и певцами в главе крестных ходов. У клиросов устраивается решетка (Указ Св. Синод. 1805 г., окт. 2. Инструкция Благочин.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Совершение таинства миропомазания (Α=κολουθα τοu μρου) принадлежит только епископам и пресвитерам. Освящают самое миро исключительно одни епископы (Карф. Соб., прав. 6, сн. Прав. Испов., вопр. 105; Прав. Катех.; Грам. Патр., чл. 10. См. об освящении мира выше). Но употребляют св. миро в таинстве, т. е. совершают миропомазание и епископы и священники (Пост. апост. 7, 23). Из мирян же никто, ни в каком случае, даже и в смертной нужде, совершать помазания не может (Грам. Патр., гл. 10; кн.: О должн. приход. Прасв., гл. 3, § 89-й). Святое миро, (Μρου) которое, по освящении его в Москве или Киеве (см. выше), рассылается по церквам, должно в них храниться в алтаре с честью и предосторожностью, подобающими святыне (Устав Духовн. Консист. § 39), в сосуде серебряном или хрустальном (Инструкц. Благочин., 1857 г., § 1). Обыкновенно, оно хранится на престоле. Для тех же случаев, когда требуется совершить миропомазание вне храма, устраивается ящик, называемый мирницей, в которой полагается сосуд с св. миром, и при этом – сосуд с елеем, ножницы, губка и сучец для помазания. Чтобы по ошибке, при совершении крещения или миропомазания не употребить св. миро вместо елея и наоборот, сосуды для того и другого или делаются неодинакового вида или имеют надписи, на одном: «св. миро», на другом: «св. елей» (Требн. м. Петра Могилы , изд. 1646 г., о крещении, л. 16). Обыкновенно делаются и два сучца или кисточки для помазания – одна св. миром, другая – св. елеем. Все крещаемые имеют нужду в миропомазании; поэтому в Православной Церкви оно не отлагается на известное время, а соединяется с крещением (2 Всел. Соб., прав. 7; 6 Всел. Соб., прав. 95; Лаодик. Соб.. прав. 46; Прав., Испов., вопр. 105). Совершается же таинство миропомазания отдельно от крещения только в следующих случаях: а) когда возрастные присоединяются к Православной Церкви из иноверцев, которые получили правильное крещение, но не были помазаны св. миром 1133 , и б) при помазании Царей на царство. Миропомазание, бывающее сряду после крещения, совершается таким образом: после облачения новопросвещенного в белую одежду, священник произносит молитву, в которой просит Бога даровать новокрещешннму «Печать дара Духа Святаго», сохранить его в преподанном ему освящении и утвердить в православной вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009