31 окт. 1858 г. И. был назначен переводчиком Оренбургской пограничной комиссии. Изучение казах. языка и повседневное общение с казахами определило еще одно направление его научной и просветительской деятельности. В 1859 г. он был переведен на должность чиновника для контроля в Киргизской степи той же комиссии, с апр. по сент. того же года участвовал в экспедиции по вост. берегу Каспийского м. и в переговорах с туркменами. В 1860 г. в Казанском ун-те была воссоздана кафедра турецко-татарского языка, по инициативе ректора А. М. Бутлерова совет ун-та просил назначить на должность профессора И. 6 сент. 1861 г. приказом министра народного просвещения он был назначен исправляющим должность экстраординарного профессора, в 1863 г. утвержден в должности. В 1867-1872 гг. редактировал «Ученые записки Казанского университета». Одновременно в 1863/64 и с 1865/66 до кон. 1869/70 уч. г. И. был экстраординарным профессором татар. и араб. языков КазДА (в 1864/65 уч. г. не преподавал из-за конфликта с ректором архим. Иннокентием (Новгородовым) ). И. был уволен из академии после введения устава 1869 г. и сокращения вакансий востоковедов. В 1872 г. оставил службу в ун-те. В том же году добился от министра народного просвещения Д. А. Толстого открытия Казанской инородческой учительской семинарии (с 1884 - Казанская учительская семинария), 19 авг. утвержден ее директором, занимал эту должность до конца жизни. В 1870 г. И. был избран чл.-кор. С.-Петербургской АН, в 1875 г.- почетным членом КазДА. В 1881 г. С.-Петербургская АН предлагала ему звание академика по востоковедению, но И. отказался, т. к. звание академика требовало постоянного проживания в столице и лишало его возможности руководить Казанской инородческой учительской семинарией и заниматься миссионерской деятельностью. После тяжелой болезни скончался в своей казенной квартире. В Захарие-Елизаветинской ц. Казанской учительской семинарии его отпевал Чебоксарский еп. Никанор (Каменский). И. похоронен у правого придела ц. во имя Ярославских чудотворцев на Арском кладбище Казани, могила сохранилась и почитается верующими, особенно кряшенами и чувашами. Архив И. по поручению Гурия Казанского святителя братства систематизировал П. В. Знаменский (ныне хранится в НАРТ). Переводческая, педагогическая и миссионерская деятельность

http://pravenc.ru/text/389465.html

Когда окончилась служба, ему доложили, что пришли граждане Ростовские и желают благодарить его за посещение их города и за служение. Преосвященный с обычной своей приветливостью благодарил за благодарение и за радушный прием и, несколько побеседовав с ними, благословил их и, отпустив, ушел к себе писать письма, которые поручал мне взять с собой в Москву. Он писал к нашему Московскому владыке и к князю Владимиру Андреевичу Долгорукому, которому посылал в благословение икону большого размера, точную копию с древней иконы Ярославских чудотворцев, благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина. Дописав свои письма, преосвященный передал мне их. Было уже 11 часов вечера, мне уже было нужно собираться на железную дорогу, и лошади меня уже ожидали. Помолившись Богу, преосвященный напутствовал меня своим святительским благословением. Мне было очень грустно расставаться, но заметив, что и он был взволнован и смущен, я поспешил с ним проститься у лестницы, до которой мы дошли. Я спустился и еще раз посмотрел вверх: преосвященный провожал меня взглядом и продолжал благословлять. Ночь была светлая и тихая. Я дожидался прихода поезда не более получаса и, выехав из Ростова в 12 часов ночи, прибыл в Москву в 9 часов утра, октября 21 числа. Я немедленно отправился к владыке с просфорой и с письмом от архиепископа Ярославского. Владыка прежде всего спросил меня о здоровье преосвященного, о его помещении, и я рассказал ему, как умел, все что видел и что преосвященный, несмотря на свое сожаление, что оставил Москву, не только примирился со своим новым положением, но даже, как заметно, доволен и помещением, и приемом граждан, и всем городом. Потом я благодарил владыку за то, что он благоволил меня отпускать и рассказал ему, где побывал и что это путешествие не повредило моему здоровью, но напротив того, утвердило меня в мысли, что мое здоровье совершенно восстанавливается. Владыка очень милостиво повторял мне и не один раз, чтобы я берег себя и пуще всего заботился бы о своем здоровье.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Комедия на димитриев день. (Антипролог). Многобожие. Мире слатко живущии хотящ знати,//Многобожием главным велю нарицати;//Во всей бо подсолнечной аз есмь прославленно,//Зане боги моими стался умноженно,//О Кроне, и Зевесе и Фебе хвалюся,//О Ареи и Ермии честно быти мнюся,//Добрый авсилипия, (Добрыя вси ми тыя?) Ерот, Дионис преславный,//Ираклий, и Апполон всему миру явный.//Тии Многобожие мене прославляют,//Которым и богини купно подражают.//Ира и Артемида купно Персефона,//Афина, Имармена с ними-же Помона,//Церес плодовитая, Флора дая цветы,//Величают во мире многими мя леты,//Те мною окружают венчанную главу//И весть посылают в смертную славу. Православие. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа//Всемогущаго Бога, в Троице Единаго заклинаю тя://Престань прельщати народы,//Изчезнь с боги твоими в вечныя годы.//Силу Бога моего изволиш познати,//Се зри честь твою за боги//Наступивши моими сокрушаю ноги. (М.) Силою Христа Бога увы (есмь) руганно. (П.) (И)диж з бога своими во ад попранно. (М.) Бози мнози, днесь мне помозите,//Своей чести, моея не уничтожите! (П.) (И)зыди благочестивых ногою попранно,//Во ад вечный за хитрость свою поруганно. (М.) (К)то бех велий яко аз? (П.) (К)то Бог велий яко Бог наш!//Небес Бога Сына//И Духа Свята чудотворящих едина. Пролог. (В) Солуне граде, прежде Христа стаде//Великодушной, сей есть пастырь ограде//Святы Дмитрии, славны воевода,//О спасении людскаго народа//Пекийся, богов безбожных ругает,//Бога истиннаго Христа прославляет.//От чресл матере знать того наученный,//За Христа копием быти прободенны,//Прободеннаго Христа подобство носящи,//Христоподобне от зловеров терпящи.//Максимиана в идолах нечистота,//Смерть бесмертную терпит душа иста.//Сие подобие зде ныне явится,//К слышащих к слуху слух да приводится,//Наипаче того от коль имя знаем,//Благословящих рук его желаем. (Явление I). (Максимиан). (В)есте, яко скипетр сей поручиша мне бози,//Иже обретаются (в) власти моей мнози,//Тии мя златовидным венцем своим венчаша,//И сею порфирою честно одеяша,//Теми на сем преславном месте есм сажденный,//Богами безчисленными ублагословленный,//Тщанием, желанием Диоклитиана//По бозех дастся, да весть мир Максимиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Житие Димитрия Ростовского было впервые напечатано в 1786 г. в первом «Собрании разных поучительных слов и сочинений св. Димитрия, митрополита Ростовского» 759 . Исследователи, в том числе и И.А. Шляпкин, долгое время считали, что текст Жития, опубликованный в Собрании сочинений 1786 г. и неоднократно переиздававшийся как отдельным изданием, так и в составе Собраний сочинений писателя, а также при «Летописце келейном» и в составе других сочинений святителя (в качестве своеобразного «предисловия» к изданиям), принадлежит перу Арсения Мацеевича 760 . Однако даже беглый текстологический анализ этих текстов показывает, что печатное житие (в дальнейшем будем называть эту редакцию Жития Димитрия Ростовского Синодальной) написано не Арсением Мацеевичем , а другим автором. Профессор А.А. Покровский в 1913 г. на заседании Ярославской губернской архивной комиссии прочитал доклад «Новые данные по вопросу о св. Димитрии Ростовском », посвящённый первому изданию сочинений митрополита 761 , где на основе архивных материалов показал, что первое издание его сочинений являлось инициативой частного лица – Якова Афанасьевича Татищева, который для этого издания подготовил и новый текст Жития Димитрия Ростовского 762 . А.А. Покровский, в свою очередь, опубликовал в переводе на русский язык Житие, написанное Арсением Мацеевичем , известное и используемое Я.А. Татищевым. К сожалению, Покровский не указал шифра рукописи, по которой он его издал, это была первая и единственная публикация данной редакции Жития Димитрия Ростовского 763 . На самом деле Житие Димитрия Ростовского в редакции Арсения Мацеевича было достаточно широко распространено в рукописной традиции. Нам известны следующие его списки: РГИА, ф. 796, оп. 33, 222, л. 342−353 об.; РНБ, собр. ОЛДП, 528, л. 4−29; собр. Колобова, 197, л. 21−54 (без нач.); 198, л. 1−14 об.; собр. Михайловского, Q. 365, л. 30−51 (без нач.); собр. Титова, 43, л. 59−84 об.; 238, л. 25−38 об.; 512, л. 1−12; 845, л. 1−23 об.; собр. Тиханова, л. 1−19; РГБ, ф. 310 (собр. Ундольского), 1269, л. 1−12; ГАЯО, колл. рукописей, оп. 1, 351 (992), л. 1−49; 25 Национальная библиотека Украины, ДА 713/Муз. 317 Л, л. 1−33; ДА 714/Муз 682 Л, л. 9−31 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Судебные места, которым приходилось рассматривать случаи злоупотребления помещичьей власти, слишком снисходительно относились к деяниям помещиков, обрушиваясь всей строгостью закона на крестьянина. Суд дворян над провинившимися дворянами, который пытался культивировать Александр I в начале своего царствования, еще меньше мог обеспечить интересы крепостной массы от всевозможных покушений и поползновений со стороны тех же дворян – помещиков. Отдавая на суд Ярославского дворянства дело Побединского, Александр I напрасно надеялся, что «в недостаток гражданского закона», заимствуя основание суда в правилах чести, совести и человечества, не даст оно (дворянство) в нем места ни ослаблению, ни пристрастию при определении соразмерности деянию наказания. Наиболее строгим наказанием являлось наложение опеки на имение помещика. По закону 1817 г. опеку может наложить генерал-губернатор, военный губернатор, управляющий гражданской частью, а где их не было – дворянские собрания. Однако в опеку попадали имения помещиков, которые переходили все границы. Но не всегда преступное деяние помещика находило должное возмездие: помещик имел много средств избежать наказания, к тому же они чувствовали себя настолько независимыми и свободными в своих деяниях, в пределах своего поместья, что часто пренебрежительно относились к распоряжениям местных властей, поэтому не всегда оказывалось возможным сломить упорство и своеволие помещиков. Крепостная девка тит. сов. Томашевичевой, Пр. Пузырева, жаловалась Феодосийской полиции, что помещица причиняет ей побои и заковала в кандалы. Полиция потребовала подписку, чтобы помещица «без ведома полиции людей своих не наказывала»: в даче такой подписки помещица отказалась. 18 человек крестьян ниже- —468— городского помещика Бобоедова жаловались в 1810 г. Один из них показывал, что помещик вынудил у него 500 р. с. с тем, чтобы не отдавать в рекруты брата его, с которого он также требовал 1000 р., при этом бил по два раза в сутки палками и прутьями и, заковав в железа, держал в них два месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Большинство действующих лиц росписи одеты в костюмы горожан XVII: высокие сапоги, рубахи, подпоясанные кушаком, и пестрые порты из цветной набойки. На библейских царях надеты кафтаны и шубы времен царя Алексея Михайловича. В украшении алтаря художники проявили гораздо больше сдержанности, придав его живописи строгую репрезентативность. В конхе алтарной апсиды изображена литургическая сцена «Великий вход» («Да молчит всякая плоть человеча»). В апсиде торжественная композиция из 15 больших фронтальных фигур вселенских патриархов. Над алтарным окном поясное изображение «Христос Архиерей». На западной стене композиции «Явление неопалимой купины Моисею», «Спас на убрусе» с надписью на греческом языке и «Явление серафима пророку Исайе». В конхе жертвенника сцена «Христос в потире», символизирующая причастие, над конхой «Предста царица». На северной стене жертвенника «Страсти Христовы». В апсиде архидиаконы и поминальная надпись с 28 именами представителей рода Скрипиных. На западной стене композиции «Преломление хлеба» и «Шествие в Эммаус». В диаконнике, в приделе Варлаама Хутынского, в 15 клеймах на стенах иллюстрировано его житие. В алтарной конхе литургическая сцена «Малый вход» («Ныне силы небесные невидимо служат»), в апсиде изображения новгородских и московских чудотворцев, на алтарной преграде композиция «Преломление хлеба апостолом Петром». В приделе праведников Гурия, Самона и Авива над фамильной усыпальницей Скрипиных в своде написано огромное «Отечество». Роспись стен, разбитых на 4 широких (1,8 м) яруса, посвящена сценам житий и мучений титульных святых придельного храма. В конхе алтаря «Христос в потире», в апсиде избранные святые, в амбразуре алтарного окна «Благовещение». Над конхой прямо на стене написаны два верхних яруса придельного иконостаса. В окне придела представлены соименные святые храмоздателей Скрипиных. Стилистически стенопись придела Гурия, Самона и Авива близка к живописи шатрового Ризположенского придела. Последний, несмотря на свои миниатюрные размеры, является шедевром ярославского декоративного искусства.

http://sobory.ru/article/?object=00213

В мае 1905 года в престольный праздник храма 9 числа по резолюции Высокопреосвященного Иакова архиепископа Ярославского и Ростовского состоялось освящение нового иконостаса церкви сооруженного на средства местных прихожан, служащих и рабочих фабрики Кузнецова. Осенью 1905 года на фабрике случилось несчастье, сильным пожаром были уничтожены все производственные корпуса, которые в то время были все деревянными. В результате пожара значительно сократилось количество рабочих занятых на фабрике, многие были вынуждены уехать с фабрики из-за недостатка рабочих мест, а оставшиеся могли работать, только посменно сменяя друг друга. И если прежде, по свидетельству причта, церковные службы посещались богомольцами усердно и в большом количестве, то после пожара их количество значительно сократилось. В 1906 году намеченные планы по строительству нового отдельного здания школы пришлось пересмотреть. Занятия по-прежнему проводились в церковном классе и том же наемном помещении. В строительный сезон этого года на фабрике возводятся новые кирпичные фабричные корпуса, и открывается в них производство, что позволило увеличить число работавших до прежней нормы. Изменившаяся ситуация на фабрике не изменила положение в приходской фабричной церкви. Члены причта по-прежнему отмечают уменьшение богомольцев в сравнении с прежними годами. В августе 1907 года администрацией фабрики было исполнено пожелание о строительстве нового здания школы. В это же время было доложено епархиальному училищному совету о её пожелании во вновь выстроенном здании открыть взамен одноклассной церковно-приходской школы двухклассное министерское училище. В ноябре первого числа Высокопреосвященнейшим Тихоном архиепископом Ярославским и Ростовским местный священник был утвержден законоучителем во вновь открытом министерском училище, а церковно-приходская школа прекратила свое существование. Уже 11 ноября этого года состоялось открытие министерского двухклассного училища во вновь выстроенном для него здании на участке земли, примыкавшему к церковной земле и в этот же день здесь начались занятия.

http://sobory.ru/article/?object=39928

5-е Святого мученика Конона Огородника Родом из Назарета Галилейского, жил и трудился в Памфилии, в городе Мандоне, занимаясь огородничеством. Нравом был прост, некнижен, но боялся Бога и хранил заповеди Его. В гонение Декия (251 г.) воевода Публий велел схватить его и принуждал принесть жертву идолам; и когда Конон пребыл твёрдым в своём исповедании, то ему вбили гвозди в ноги и заставили бежать. Мученик изнемог, пал на колена и, помолившись, предал дух свой Богу. Св. муч. Конона Исаврийского, супруги его Анны, и Онисия Родители Конона – Нестор и Нада, жившие в селении Видании, в 80-ти поприщах от Исаврии, были современниками Апостолов. Конон, обручённый родителями своими с избранной ими для него невестой – Анной, хотя и исполнил волю их и вступил с нею в брак, но всей душой преданный единой заботе о будущей жизни в вечности, жил с женой своей, как брат с сестрой, подобно ангелам, служа и работая Богу, По смерти же отца своего, св. Нестора, который был замучен язычниками за исповедание веры Христовой, похоронив также жену свою и мать, он посвятил всю остальную жизнь свою до глубокой старости – Богомыслию и строгому подвижничеству в трудах, посте и молитве. Облагодатствованпый от Бога даром великих чудотворений, посредством их обратил он к Христу жителей Исаврийских. Когда же настало гонение на христиан и в Исаврию прибыл воевода Мигдон и начались страдания мучеников, между которыми первый пострадал Онисий, то предан был истязаниям и Конон за сопротивление принести жертвы языческим богам. Исавряне, услышав об этом, вооружились и хотели убить воеводу, но тот спасся бегством. Конона же они нашли связанным и тело его покрытым ранами и окровавленным. С благоговением припали они к мученику, целовали раны его и собирали кровь, желая освятиться ею... Конон же скорбел, что не допустили его пострадать до конца. Верующие отнесли его на его родину, в селение Виданию, и заботились об исцелении его. Он прожил после того ещё два года и скончался, оплакиваемый просвещёнными им (во II веке).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Месяц иуний Иуниа 8. Молитва пред коною Пресвятыя Богородицы Ярославскою О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, небесе и земли Царице и града нашего Ярославля Всемощная Заступнице! Приими хвалебное пение сие от нас недостойных рад Твоих, и вознеси молитвы нашя ко престолу Бога и Сына Твоего, да миллостив будет неправдам нашым и пробавит благодать Свою чтущым свечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющымся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойнии от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко несомненней и скорей Заступнице нашей, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и всю жизнь нашу по Христе Бозе предаем, ныне и присно и во веки веков. Иуниа 11. Молитвы пред коною Пресвятыя Богородицы Милующею, или Милостивою, или Достойно есть Молитва 1, из акафиста О Пресвятая и Премилостивая Владычице Богородице! Припадающе ко святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе: вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды нашя, и яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам безпомощным: умоли Сына Твоего и Бога нашего, да не погубит нас за беззакония наша, но да явит нам человеколюбно Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, православному же царю нашему Николаю Александровичу на вся враги победу и одоление. И якоже древле призрела еси милостивно на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Тя пред пречистою иконою Твоею, и Ангела к нему послала еси, да научит его воспевати песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели: тако и ныне приими наше усердное молитвословие, Тебе приносимое, о Царице Всепетая! Простри ко Господу богоноснии Твои руце, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси, и умоли Его избавити нас от всякаго зла. Яви, Владычице, Твою милость к нам: болящыя исцели, скорбящыя утеши, бедствующым помози, и сподоби нас благочестно житие сие земное совершити, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие наследити, матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Молитва 2

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

О преизящный и предивный чудотворче Российския земли, преблвженне и преславне княже Данииле, скорый помощниче и теплый в бедах заступниче, спасаяй нас, наследие твое, от всяких бед молитвами твоими! Тебе вси людие твои просим и молимся, и надежду на тя имуще, почитаем и прославляем тя, и твое великое о нас ко Господу предстательство величаем: таже исповедуем тебе быти изобильнаго чудес источника, скораго православным заступника, алчущым питателя, убогим благодетеля, вдов и сирот предстателя и заступника, нищих неоскудеваемаго богатителя, болящих врача непостыднаго, скорбящих утешителя и всем с верою тя призывающым крепкаго помощника. Убо и нам прибегающым под кров твой и молящымся тебе помози: вемы бо, воистину вемы, яко многоможет молитва праведнаго поспешествуема во благое. Тебе же праведнаго предстателя имуще и ко твоему теплому ходатайству и заступлению смирено притекающе, умильно просим тя: о преизрядный угодниче Христов, всехвальне княже Данииле! Многомощными твоими молитвами исходатайствуй здравие и спасение благочестивейшему, самодержавнейшему, великому государю нашему, императору Николаю Александровичу всея России, супруге его, благочестивейшей государыне императрице Александре Феодоровне, матери его, благочестивейшей государыне императрице Марии Феодоровне, наследнику его, благоверному государю цесаревичу и великому князю Алексию Николаевичу и всему царствующему дому. Даруй им невидимым твоим предстательством на супостаты победу, и тишину во днех их подаждь, царство же их миром огради: царствующий же град, тобою основанный и тобою созданный, и вся люди твоя молитвами твоими невредимы сохрани, и святую обитель сию добре утверди, юже сам возградил еси, и в ней подвиг добрый совершив, многоцелебныя твоя мощи по смертиоставил еси, и во всем сию богоугодну покажи. Услыши и нас молящихся тебе, и яви предстательство твое о нас к Вышнему, и помози нам, блаженне, во еже избавитися нам и невредимым быти от всех прилогов диавольских, и Небеснаго Царствия молитвами твоими наследие улучити, да с тобою купно Прославльшаго тя и Давшаго тебе чудес исцеления благодать, Господа нашего Иисуса Христа: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Марта 5. Молитва святому благоверному князю Феодору и чадом его Давиду и Константину, Смоленским и Ярославским чудотворцем

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010