Благ Господь и милостив к тому, кто с надеждой прибегает к Его помощи. Нет той просьбы, коей бы не исполнил Господь. Примером тому может служить случай, происшедший 9-го июля 1907 г. в с. Ваулове, Ярославск. губ., с некоей А. А. Быковой, приехавшей из Москвы, невзирая на тяжкий недуг свой. Означенная Быкова в продолжение 18 лет страдала каменной болезнью в печени и подагрой. Болезнь ее была так мучительна, что она не жалела средств своих, чтобы только избавиться от тяжких страданий. Она перебывала почти у всех московских врачей-специалистов и даже у многих иногородних знаменитостей, но нигде не находила желаемого облегчения. Надежда на «сильных мира сего» начинала покидать бедную страдалицу, болезнь же давала о себе чувствовать все сильнее и сильнее. Чувствуя, что никто уже не в силах помочь ей, она обратилась с горячей молитвой к Богу, и Господь услышал ее. Она по внушению Божьему возымела непреодолимое желание побывать у дорогого пастыря о. И. Кронштадтского, возложив на чудодейственную силу его молитвы всю свою надежду и упование. Досточтимый батюшка в это время находился в путешествии на родину. Невзирая на это, пренебрегая страшными мучениями, больная поехала вслед за дорогим батюшкой и достигла его в с. Ваулове. – «Вскоре же по приезде моем, пишет сама Быкова, я увидела пресветлую личность дорогого батюшки и от его молниеносного взгляда упала пред ним на колени, ибо не в силах была устоять на ногах. Какая-то неведомая мне сила тянула меня преклониться пред великим, достойным праведником. Дорогой батюшка властным голосом повелел мне встать, но я не могла. Тогда батюшка вторично сказал: – Тебе говорю, встань! – Чувствуя, как прибывают, по слову его, во мне силы, я мысленно возблагодарила Бога и уже свободно поднялась на ноги. Он же, дорогой батюшка, начал расспрашивать меня: как зовут меня, сколько лет я уже болею. Тут я рассказала ему про свои мучения, сказала, что все доктора отказались лечить меня. – Да, – сказал мне дорогой батюшка, – они тебя лечить не могут, они не понимают этой болезни; будь здорова, – добавил батюшка – Господь тебе поможет; смотри, поговей, а завтра мы с тобой приобщимся св. Тайн Христовых»!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Эти слова, Валерий Павлович, должны быть главным руководством при создании книги о батюшке Серафиме. Она должна быть высокодуховной и предельно достоверной»— так напутствовал меня протоиерей Алексий. О духовных дарованиях самого батюшки, главными из которых были смиренномудрие и нелицемерная любовь к ближним, догадывались не многие. Приведу один только случай. Духовные чада отца Алексия получили заманчивое предложение, связанное с новым трудоустройством,— фантастическая по тем временам зарплата, комфортабельное жилье, льготы и прочие преимущества. Место работы— Чернобыль. Батюшка не благословил их на этот переезд. Так и остались они в северной столице, а через несколько месяцев произошла катастрофа на атомной электростанции… К моменту написания моей книги были известны лишь самые общие сведения о преподобном Серафиме Вырицком чудотворце: знаменитый петербургский коммерсант— священноинок Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры— глубоко почитаемый в народе старец. Практически отсутствовали документальные материалы, касающиеся многих жизненных событий, фактов и дат, не были записаны подлинные свидетельства о чудесных дарованиях старца. Даже о дате и месте рождения святого не было точных данных. О купеческой деятельности и жизни подвижника в миру, его пребывании в Лавре и в Вырице конкретно ничего не было известно. В течение нескольких лет, буквально по крупицам, мне пришлось собирать сведения о жизни подвижника— вести исследования в фондах Российского государственного исторического архива (РГИА), Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб), Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб), в архивном фонде Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (АУФСБ СПб. ЛО), в архивах Санкт-Петербургской епархии и Санкт-Петербургской духовной академии, Рыбинском отделении Государственного архива Ярославской области, в фондах Российской национальной библиотеки, библиотеки Российской академии наук и библиотеки Санкт-Петербургской духовной академии. Так впервые создавалось достоверное жизнеописание великого святого.

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/07/...

В 8-м часу вечера разъехались: я в Отроч, Владыка и Славянские – в Кольцово. Сегодня, 21 сентября, в 4 часа по полудни, Владыка отправился в Москву. На станции железной дороги собрались проводить его: начальник губернии, Авг. Казимирович, барон Каульбарс с супругой, семейство Славянских, в лице 5-ти старших членов, о. архимандрит Гавриил и я. Владыка очень благодарил всех на оказанные ему прием. Вашему Высокопреосвященству он послал приветственную телеграмму на другой день по прибытии в Тверь, т. е. 18 сентября, и ждал ответа на нее. Но, вероятно, телеграмма Владыки не получена Вашим Высокопреосвященством: это могло случиться, потому что она по ошибке адресована на Троицкое подворье». Из Ярославля от 19-го числа писал преосвященный архиепископ Ионафан: «Известный Вашему Высокопреосвященству сочинитель акафистов и благочестивый песнопевец А. Ф. г. Ковалевский прислал мне к празднику и акафист благоверным князем Феодору, Давиду и Константину Ярославским Чудотворцам и искренне выражает желание, чтобы акафист сей был отпечатан. Вчера пред всенощным бдением я —509— 1885 г. прочитал его, и он мне понравился. Благоволите Ваше Высокопреосвященство, обратить внимание на благочестивый труд г. Ковалевского, и если Вы найдете акафист сей достойным отпечатания, то я поспешу прислать прошение в Цензурный Духовный Комитет о разрешении отпечатать его. Есть у меня и другая забота о деле, близко меня касающемся. Наш Ярославский Губернатор Левшин, которого я по временам величал своим викарием, поступил со мной весьма нечестно. Во всеподданнейшем своем отчете за 1884 г. к Государю Императору, он сделал очень непохвальный отзыв о моих предшественниках Преосвященных и обо мне. Вот подлинные слова его: «Возобновление Белой Палаты, а равно и других зданий Ростовского Кремля, по усердию частных лиц начатое и успешно продолжавшееся, и в отчетном году удостоилось Всемилостивейшего одобрения Вашего Императорского Величества. Но оно не только может прекратиться, а возобновленные здания прийти могут в прежнее состояние разрушения, если не обеспечить сохранность всего возобновленного… (И далее) Между тем в течение 32-х лет (т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чтоб к райскому восходу нам уготовать дорогу. 3. Св. Феодор, Смоленский, Ярославский чудотворец . [Был] праведным и милостивым, перед смертью принял схиму и упокоился в 1299 году 141 . Рассуждение Даже мертвые чувствуют и ведают творимые им добрые дела. В этом у христианина не должно быть никаких сомнений. Доброе дело сродни электрическому току: оно распространяется по всему небесному Один царский чиновник Магистриан был отправлен царем в некую [страну] по важному делу. Путешествуя туда, Магистриан увидел на дороге нищего мертвеца, полностью нагого. Умилосердившись над ним, [добрый чиновник] снял с себя рубашку, обвил ею покойника и должным образом его похоронил. Спустя некоторое время несчастный случай произошел с [самим] Магистрианом: он упал с лошади и сломал ногу. Долго лежал он больной в постели. Однажды собралось к нему несколько лекарей, чтобы вместе посовещаться о его недуге. Пришли они к заключению, что ногу следует отнять. В следующую ночь Магистриан не мог спать, но только горевал и плакал. Однако в полночь явился ему некий человек и спросил: «О чем ты плачешь?» Когда Магистриан поведал ему свое горе, незнакомец растер рукой его больную ногу, и она стала здоровой. «Ради Бога, скажи мне, кто ты?» – спросил Магистриан. На это неведомый пришелец ответил: «Взгляни на меня внимательно, разве это не твоя рубашка? Я тот, кого увидел ты нагим и мертвым и закутал в эту рубашку. И вот, за твое доброе дело послал меня Бог исцелить тебя. Благодари Бога!» Созерцание Да созерцаю грех царя Асы и Божие наказание (2 Пар. гл. 16), а именно: 1) как Аса, устрашенный соседним царем, взял золото из Божия храма, чтобы купить им союзника в лице царя сирийского; 2) как сирийский царь, взяв золото, изменил ему (то есть царю Асе) 142 ; 3) как Бог попустил тяжелой болезни поразить Асу. Проповедь о Христовой скорби Душа Моя теперь возмутилась 143 ; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Ин. 12:27 В сей земной не входило ничто более реальное, чем Господь Иисус Христос: ничто более реальное как Бог и ничто более реальное как человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Тот недостаток исторических данных, какой мы видели в истории канонизации наших святых за данный период и на который мы уже не раз указывали, нигде так не затрудняет исследователя, как именно по отношению к вопросу о правилах, которыми у нас в это время руководились при совершении ее. Но кроме этого недостатка материала и данных, исследователь встречает не менее важное затруднение и со стороны самого качества этого материала, который отличается неясностью и неопределенностью. Из истории канонизации святых этого периода можно видеть, что в одном случае применялись одни правила, в другом – совершенно другие, а в третьем, наконец, случае никаких указаний на применение каких бы то ни было правил мы не находим. Так напр., при канонизации св. Петра, митрополита Московского , мы впервые встречаем записывание чудес и чтение их в церкви, при чем в последующее время этого периода мы не всегда находим указания на это. При открытии мощей Ярославских чудотворцев, мы впервые встречаемся с фактом свидетельствования их, который потом уже в этом периоде не повторяется. Точно также, наконец, встречаем пример поверки высшею властию Церкви житий и канонов, именно, при канонизации св. Алексия, митрополита Московского. И записывание чудес, и освидетельствование мощей и эта, наконец, поверка житий, – все это, без сомнения, можно отнести к правилам совершения канонизации. Поэтому, основываясь на вышеприведенных фактах, можно бы, кажется, сделать заключение, что и на самом деле это было так. Но верность и справедливость такого заключения будет очень сомнительна; потому что по единичным фактам применения этих правил, при совершении канонизации, делать заключение к их общему и постоянному употреблению в практике Русской Церкви за все это время, логика нам не позволяет. При таком разнообразии единичных фактов, непохожих один на другой, исследователь попадает в очень затруднительное положение. Не говоря уже о трудности обобщения и приведения их к одному, так сказать, знаменателю, он, с одной стороны, не имеет права обобщить все эти разнообразные факты, а с другой, – и не может совершенно игнорировать их. Единственно возможный выход из этого затруднительного положения, это то предположение, которые мы выше сделали, что в этот период только еще вырабатывались те правила совершения канонизации, которые мы видим существующими в ней в последующее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Черкасы отошли от Пронска к Михайлову (где, вероятно, пребывали постоянно). Воеводы разошлись: Ляпунов отправился в Переяславль-Рязанский продолжать свое дело, а Пожарский – в свой Зарайск. Тогда черкасы ударили на Зарайск, взяли острог, осадили в городе воеводу. Но Пожарский сделал вылазку, выгнал их из острога и прогнал далеко. Сумбулов оставил черкас и убежал в Москву. 63 Современники приписали эту удачу чудотворной силе Николы Зарайского. В феврале князь Иван Куракин, сторонник поляков, воевода в Юрьеве-Польском, вместе с князем Иваном Борисовичем Черкасским услышали, что во Владимире происходит сбор восстания, пошли туда с войском, но весть об их походе в пору дошла в Суздаль до Просовецкого, и он послал на помощь владимирцам своих ратных людей – казаков. 11 февраля под Владимиром произошла битва; Куракин был разбит, Черкасского взяли в плен, остальные разбежались. 64 Неудачно пошло дело королевской стороны и в Новгороде: в первых числах марта польский отряд, который пришел из Великих Лук в Старорусский уезд, узнав, что в Новгороде волнение, спешил на выручку Салтыкова, но новгородцы вышли против него и разбили. 65 Таким образом, первые столкновения русского восстания с врагами могли только ободрить русских. Восточные ополчения выходили из своих земель к назначенным местам скоро. Еще 8 февраля нижегородцы отправили передовой отряд во Владимир. Он состоял из нижегородских дворян, детей боярских, поселенных в Нижегородской земле литвы и немцев, и стрельцов. Затем, 11 февраля, двинулось и все большое нижегородское ополчение вместе с ополчениями окольных городов, тянувших к Нижнему. С ними сошлось воедино муромское ополчение под начальством князя Василия Федоровича Мосальского; в нем, кроме муромцев, были дворяне, дети боярекие, стрельцы и казаки других соседних городов 66 . Они пришли во Владимир 1 марта, а из Владимира, вместе с владимирским ополчением, двинулись к Москве 10 марта. 67 К ним пристали суздальцы под начальством Артемия Измайлова, и пестрая толпа казаков и черкас Просовецкого. Костромичи вышли 24 февраля под начальством князя Федора Волконского. Они прибыли к Ярославлю; там пристало к ним ополчение ярославское и вышло с ними к Москве в начале марта под начальством Ивана Ивановича Волынского, оставив в городе другого Волынского со старыми дворянами. В Романове к ним пристало и романовское ополчение под начальством князя Василия Пронского. Они все вместе прибыли в Ростов, и тут соединилось с ними ростовское ополчение под начальством Федора Волконского. Из Ростова пошли на Переяславль. Переяславцы приняли их с образами и примкнули к ним. Отсюда с новоприбывшими они шли на Александровскую слободу на соединение с владимирцами и нижегородцами. Тут напал на них отряд, посланный из Киржача, где стоял князь Куракин. Они разбили его и наловили пленников. 68

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

На их счастие поляки возвратились от Батневки назад: этим воспользовались устюженцы и стали делать острог день и ночь, рвы копали, надолбы ставили, пушки и пищали ковали, ядра, дробь, подметные каракули и копья готовили; Скопин прислал пороху и 100 человек ратных людей. Но вслед за ними прискакали подъездные люди с вестию, что поляки под начальством Казаковского идут под Устюжну, и действительно, 3 февраля караульные увидали с башен неприятеля, и литву, и черкас, и немцев, и татар, и русских людей. Как дождь напустили они на острог; осажденные с криком: «Господи помилуй!» начали отстреливаться и делать вылазки. Неприятель отступил, но в полдень опять двинулся на приступ и опять должен был отступить. В последний час ночи поляки повели новый приступ, но горожане отбили и его, сделали вылазки, отняли у осаждающих пушку и прогнали за четыре версты от города. 8 февраля, получив подкрепление, поляки снова приступили к Устюжне с двух сторон и снова были прогнаны с большим уроном, после чего уже не возвращались. Как ясно видно из рассказа об осаде Устюжны, горожан подкрепляло религиозное одушевление. До сих пор 10 февраля празднуют они спасение своего города от поляков крестным ходом, в котором носят чудотворную икону Богородицы. Повсюду поведение тушинцев все менее и менее давало возможности выбора между двумя царями – московским и тушинским. Поборам не было конца: из Тушина приезжал один с требованием всяких товаров, за ним из Сапегина стана – другой с теми же требованиями; воеводы не знали, кому удовлетворять, а удовлетворить всем было слишком тяжко, если не совершенно невозможно; воеводы требовали грамот за подписью царскою, в ответ получали ругательства. Сапега играл важную роль: к нему воеводы обращались с челобитными: так, ярославский воевода князь Борятинский писал ему: тебе б, господин, надо мною смиловаться и у государя быть обо мне печальником. Я послал к тебе челобитенку о поместье: так ты бы пожаловал, у государя мне поместьице выпросил, а я на твоем жалованье много челом бью и рад за это работать, сколько могу».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

ПОСТАНОВИЛИ: Определить следующий порядок внесения в месяцеслов дней празднований в честь почитаемых икон: 1. Празднование в честь почитаемой иконы устанавливается: а) общецерковное — определением Священного Синода (с внесением в общецерковный месяцеслов); б) местное, в пределах автономной или самоуправляемой Церкви, Экзархата или Митрополичьего округа, а также входящих в их состав епархий — определением Синода соответствующего канонического образования (с внесением в местный месяцеслов); в) местное, в пределах одной или нескольких митрополий или епархий, не входящих в состав автономных или самоуправляемых Церквей, Экзархатов или Митрополичьих округов — резолюцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (без внесения в месяцеслов). 2. Право ходатайствовать об установлении празднования в честь почитаемой иконы предоставляется: а) для установления общецерковного празднования — Синодам автономных и самоуправляемых Церквей, Экзархатов и Митрополичьих округов, архиерейским советам митрополий во главе с митрополитом, епархиальным собраниям и советам епархий во главе с епархиальным архиереем; б) для установления местного празднования — архиерейским советам митрополий во главе с митрополитом, епархиальным собраниям и советам епархий во главе с епархиальным архиереем, в соответствии с местностью, где предполагается установить празднование. 3. Собранные свидетельства о почитании иконы (в древности и в настоящее время) и о связанных с ней чудесах передаются для изучения вместе с изображениями иконы и исторической справкой в Синодальную комиссию по канонизации святых, которая представляет свое заключение Священному Синоду или Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. Для установления местного празднования в пределах автономной или самоуправляемой Церкви, Экзархата или Митрополичьего округа материалы передаются Комиссиям по канонизации упомянутых канонических образований с представлением заключения местному Синоду.   ЖУРНАЛ 36 СЛУШАЛИ: Ходатайство Преосвященного митрополита Ярославского и Ростовского Вадима, поддержанное Преосвященным епископом Троицким Панкратием, председателем Синодальной комиссии по канонизации святых, о включении в общецерковный месяцеслов празднования явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного.

http://patriarchia.ru/db/text/5820909.ht...

Вышния красоты желающи, нижния сласти телесныя далече от себе отринула еси, и нестяжание паче суетнаго мipa возлюбивши, ангельское житие провождала еси, Гликерие, дево блаженная: моли Христа Бога спастися душам нашым. Маиа 14. Молитва святому Исидору, Христа ради юродивому, Ростовскому чудотворцу, чтомыя в Ростовской Вознесенской церкви, Ярославския епархии Молитва 1 О преблаженный и великий угодниче Христов, святый праведный Исидоре! Восхваляя равноангельное житие твое и преславная от честных мощей твоих истекающая чудеса прославляя, ко святому гробу твоему припадаю смиренно и во умилении зову: радуйся, пресветлая звездо, от запада притекшая и на востоце просиявшая: радуйся, отринувый правоверие, уставы же православия до конца соблюдый: радуйся, бывый яко буий пред очима мipa греховнаго, Божия же премудрости некрадомое сокровище стяжавый: радуйся, суетная и тленная поправый, да восприимеши венец нетления: радуйся, терпением древнему Иову уподобивыйся: радуйся, воине Христов непобедимый, доблестно диавола победивый и вся стрелы лукаваго разжженныя угасивый: радуйся, многия и дивныя цельбы от святаго гроба твоего источаяй: радуйся, смиренномудрием богатеяй и чистоты сосуд избран явивыйся: радуйся, с верою призывающым тя скорый помощниче и заступниче: радуйся, яко течение добре скончал еси, и веру непорочну соблюл еси, и враги безплотныя терпением твоим попрал еси, и мipckaя суетства препобедил еси. Сего ради и святая твоя чистая душа на небеса востече радующися, праведных же лицы сретоша тя веселящеся, и небесная селения светло восприяша: блаженное же и честное тело твое на земли пребывает нетленно, верным исцеления подая. Темже молим тя, богомудре Исидоре, да ходатайствуеши о нас у Христа Бога, еже пребыти граду сему непоколебиму и безмятежну, правоверному же императору нашему Николаю Александровичу на супостаты победу и одоление даровати, и всем православным христианом здравие и благопоспешение подати, да сподобимся вси милости и благодати Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, купно со Безначальным Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Молитва 2

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

Андрей Поликарпович Яблоков (1855–1933 гг.), протоиерей, настоятель кафедрального Благовещенского собора. Отступил с белочехами, после возвращения в Казань в 1920 г. стал священником церкви в честь Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Султанбеков Б. Ф. Загадка стальной двери кафедрального собора//Сталин и «татарский след». Казань, 1995. С. 134–141; он же. Сокровища кафедрального собора (Электронный ресурс: [iv] Архив Управления ФСБ по Республике Татарстан, д. 2–18199, т. 4, л. 342-361об. [v] Бруно Фридрихович Адлер (1874–1942 гг.), этнограф, антрополог, педагог, музеевед, профессор Казанского университета. С 15 декабря 1918 г. директор Казанского музея, в 1919–1922 гг. заведующий Казанским подотделом Всероссийской коллегии по делам музеев, охране памятников искусства и старины. С 1918 г. председатель ОАИЭ при Казанском государственном университете. С 10 октября 1922 г. в научной командировке в Берлине. С середины 1920-х гг. профессор 1-го МГУ, жил в Москве. В 1933, 1938, 1942 гг. арестовывался по обвинению в организации контрреволюционной группы и в участии в антисоветской повстанческой организации, расстрелян. [vi] Петр Максимилианович Дульский (1879–1956 гг.), искусствовед, график, педагог, профессор Казанских государственных художественных мастерских, заместитель председателя Казанского губернского подотдела Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины (1919–1920 гг.), с 1 февраля 1919 г. заведующий художественным отделом Казанского музея. В начале 1920 г. временно исполнял обязанности директора Казанского музея. [vii] Константин Васильевич Харлампович (1870–1932 гг.), историк, профессор Казанского университета, член-корреспондент Императорской Академии наук, академик Академии наук Украинской ССР. С февраля 1922 г. заместитель председателя, с июля 1922 г. по май 1924 г. — председатель Музейного отдела (Музейной комиссии) Татарского наркомпроса; с 1 февраля 1922 г. ученый секретарь, казначей, с 1 августа 1922 г. заведующий отделом и научным архивом Центрального музея Татарской АССР. Арестован 20 сентября 1924 г. по обвинению в препятствовании изъятию церковных ценностей. Как утверждалось в обвинении, «Харламповичу чужда национальная политика советской власти, чужда и Татреспублика с ее нацменьшинствами, для него вся цель жизни – русский народ, христианская религия, великодержавное угнетение мелких народностей». Осужден на 3 года ссылки в Казахстан.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010