Служба существует и помещается в месячной Минее, а акафист имеется в рукописи и составлен лет десять назад при покойном настоятеле архимандрите Лаврентии». Далее архимандрит Леонид просит высокопреосвященного Исидора «благословить намерение напечатать отдельной книжкой службу и акафист св. праведному Иакову и исходатайствовать у Св. Синода позволение выполнить усердное желание, вызываемое и посетителями обители, и удобствами совершать отдельное молитвословие угоднику Божию». Преосвященный Исидор препроводил представленный ему акафист в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет на рассмотрение. 16 апреля 1885 года член Санкт-Петербургского комитета духовной цензуры архимандрит Арсений доложил комитету, что им рассмотрена сданная Высокопреосвященным митрополитом Исидором рукопись «Акафист преподобному Иакову, Боровичскому чудотворцу». «Произведение это, – писал в своем отзыве архимандрит Арсений, – по содержанию вполне согласно с достоверными историческими сказаниями о мощах преподобного Иакова, изложено приличным, употребительным в богослужебных книгах славянским наречием, проникнуто чистыми и назидательными чувствованиями. И потому акафист мог бы быть представлен в Св. Синод». Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет согласился с отзывом архимандрита Арсения и представил рукопись акафиста в Синод при донесении от 19 апреля 1885 года за 500. Святейший Синод поручил рассмотрение рукописи преосвященному Серафиму, епископу Самарскому. Преосвященный Серафим сделал в рукописи исправления. 14 августа/8 сентября 1885 года Синод определил: «Разрешить названному архимандриту напечатать акафист св. Иакову, Боровичскому чудотворцу, для местного употребления в отдельной книжке вместе со службой, помещенной в месячной Минее, но не иначе, как со сделанными в рукописи исправлениями». Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан 9 сентября 1885 года 240 . 84 Акафист свв. благоверным князьям Феодору, Давиду и Константину, Ярославским чудотворцам 11 октября 1885 года преосвященный Ионафан, архиепископ Ярославский, препроводил в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет при прошении рукописный акафист благоверным князьям, Ярославским чудотворцам Феодору, Давиду и Константину и просил комитет разрешить акафист к отпечатанию для молитвенного употребления в подведомственной ему Ярославской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

радуйтеся, спасение и славу от Господа восприемшии. Радуйтеся, Василие и Константине,/земли Ярославския чудотворцы прехвальнии. Кондак 8 Странницы земнии, Василие и Константине блаженнии, знатность рода своего презревше, ко гордому языческому властителю на поклон ради народа и блага Отечества своего ходили есте, и жестокосерднаго правителя милостива сотворили есте, темже мудрость вашу похваляем и память вашу светло празднуем, Богу же, Владыце всех, поем радостно: Аллилуия. Икос 8 Весь град удивися, чудо велие созерцая, како два сокровища, в земли сокрытая, подобно двема солнцема, возсияста, егда людие обретоша святыя мощи ваша, чудная двоице, Василие и Константине пресветлии; темже молим вы, Божии работницы и друзи Христови, даровати граду утверждение, всем верою вас почитающим грехов оставление и Царствию Божию присвоение, да воспеваем вам похвальную песнь сицевую: Радуйтеся, странницы земнии и человецы небеснии; радуйтеся, скории заступницы наши и учителие сердечнии. Радуйтеся, яко мощи ваша жизнь вечную людем возвещают; радуйтеся, яко тыя скорбь душевную на радость прелагают. Радуйтеся, крини сельнии, чистотою на земли процветшии; радуйтеся, цвети прекраснии, святынею жития своего возблагоухавшии. Радуйтеся, источницы духовнии, в жизнь вечную присно текущии; радуйтеся, скории молитвенницы, благодатную помощь верным подающии. Радуйтеся, Василие и Константине,/земли Ярославския чудотворцы прехвальнии. Кондак 9 «Восхвалятся преподобнии во славе и возрадуются на ложах своих», — тако возвести божественный Давид роду человеческому, сего ради на доброе житие ваше взирающе, яко преподобных вас ублажаем, святии славнии Василие и Константине, вы бо в веселии вечнем пребывающе, научаете нас с любовию пети Богу: Аллилуия. Икос 9 Ветии многоглаголивии умолкоша, не возмогают бо рещи славу, дарованную вам от Господа, юже око человеческое не виде, ухо человеческое не слыша и яже на сердце человеку не взыде; темже вы, яко финикси многоплоднии, во дворех Господних процвели есте; сего ради молим вы, святую двоицу, Василие и Константине, поминайте ны, земныя сродники ваша, поющия вам похвалу сицевую:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

486 Lenhoff G. Early Russian Hagiography: The Lives of Prince Fedor the Black. Wiesbaden: Harrassowitz, 1997. 487 Ibid. P. 438. В другом месте, правда, оговаривается, что заказ на составление Пространного жития Антония поступил в последнее десятилетие XV в. (p. 441). 488 Kloss B. M. Description and Classification of the Manuscripts Lenhoff G. Early Russian Hagiography: The Lives of Prince Fedor the Black. Appendix B. P. 386–425. 491 Matejic M. Slavic Manuscripts from Fekula Collection. Columbus, Ohio, 1983. P. 158. Рукопись указана нам Г. Ленхофф. 493 В Лаврентьевской летописи смерть Федора Ростиславича отмечена под 6808 ультрамартовским годом (ПСРЛ. Т. I, вып. 2. Л., 1927. Стб. 485). 501 Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития. С. 223–224. 21 Каган М. Д., Понырко Н. В.,. 502 Рождественская М. В. Описание сборников XV в. книгописца Ефросина ТОДРЛ. Т. 35. Л., 1980. С. 7–105. 515 Клосс Б. М., Лурье Я. С. Русские летописи XI-XV вв. Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. С. 117–119. 516 Клосс Б. М., Назаров В. Д. Рассказы о ликвидации Ордынского ига на Руси в летописании конца XV в. Древнерусское искусство XIV-XV вв. М., 1984. С. 308–313; Они же. Летописные источники XV века о строительстве московского Успенского собора Государственные музеи Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1989. Вып. 6. С. 30–38. 520 ПСРЛ. Т. 25. М.; Л., 1949. С. 196. Аналогично в Ермолинской летописи и сходных с нею (ПСРЛ. Т. 23. СПб., 1910. С. 121–122). 521 См.: ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. С. 299, 300, 301, 345 (3 раза). О характере употребления термина «гражане» в Успенском летописце см.: Клосс Б. М., Назаров В. Д. Рассказы о ликвидации Ордынского ига на Руси в летописании конца XV в. С. 310. 524 Там же. С. 301. Почти дословно в статье о ярославских чудотворцах, но в противоположном смысле: «И оттоле начаша дивитися и возвестиша всем, и нача-ша звонити. И поидоша вси народи с честию покланяющеся, и целоваху мощи их, и оттоле [не] положиша их в землю, но в том же гробе, на поклонение и лобзание мощей их и на исцеление недужным. И възвестиша епископу Трифону Ростовскому .., той же неверием обдержим, не имяше веры». А перед этим сказано, что князь Александр «гробницу хотяше устроити каменну и покровом драгим окрыти его и свещи поставити» (Там же. С. 276).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тон этого колокола соответствует ноте До (ut или С), находящейся на второй добавочной снизу линии нотной системы с басовым ключом и весьма близко подходит к малой терции ut=130,5 нормального диапазона la,=108,75 простых колебаний 608 . Колокол этот имеет то особенное достоинство, что, кроме основного тона До, дает еще верхний гармонический тон, составляющий чистую большую терцию, соответствующую ноте Ми, находящейся между третьею и четвертою линиями нотной системы с ключом басовым. Этот верхний тон – большая терция Ми становится особенно слышною тогда, когда мы удаляемся от сего колокола, во время благовеста в него. Второй колокол «Полиелейный», в 1000 пудов, вылит в 1683 году, в Ростове. Около головы и около краев сего колокола есть рельефная славянская, вязью, надпись. Вверху вокруг головы написано: «Лета з а (7191. – 1682 г.) октября в а (1) день, при державе великих государех царех и великих князех Иоанне Алексеевич е и Петре Алексиевиче всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцех и при благоверных государынях царицах и великих княгинях Наталии Кириловне», а внизу вокруг краев написано: «Марфе Матфеевне и при святейшем великом господине Иоакиме патриархе Московском и всея России, тщанием и радением преосвященнаго Ионы, митрополита Ростовскаго и Ярославскаго, лит сей колокол в Ростове к соборней и апостольстей церкви Честнаго и Славнаго ея Успения и к великим Ростовским чудотворцем Леонтию, Исаию, Игнатию; а лил сей колокол мастер Филипп Андреев и с сыном своим Киприаном, а весу в сем колоколе тысяща пуд». Диаметр отверстия или поперечник основания этого колокола – 4 аршина. Диаметр его вершины внутри 2 аршина. Высота колокола внутри, от основания до верху, 3 аршина 3 вершка. Толщина звуковой части или вала, где ударяют языком, 5 вершка. Число простых колебаний, которые производит сей колокол в течение секунды, при 12° Реомюра,=163,28. Тон этого колокола соответствует ноте Ми (mi, или Е), находящейся на первой добавочной снизу линии нотной системы с басовым ключом

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

694 И. Игнатович – Волнения помещичьих крестьян от 1854–1863 гг., Минувшие годы, 1908 г., 5–6, 7, 9, 10, 11.   Ясинский – К истории крестьянских движений в России. 695 1. Малороссия, Новохоц. у., сл. Воскресеновка, п-ков Слюсаревых и Поповых, 1810 г.; 2. Вологодск. губ., п-ка Яковлева, 1812 г.; 3. Пермск. губ., заводоск. крестьяне, 1812 г.; 4. Новгородск., Кириловск. у., п-ка Лескова, 1813 г.; Малороссия, Льговск. у., сл. Консля и Зогряцк., п-цы Анненковой, 1813 г.; Оренбургск, Беторецк. завод Пашкова, 1813 г.; (3 случая): 5. Пензенск., Инсарова окр., д Гекашев-Помян, г. л. Обрезкова, 1814 г.; Смоленск., гр. Каменский, 1814 г.; (2 случая); 6. Полтавск., с Жуково, Стасовец, Кирьякова, 1815 г.; Тверская, Камышинск. окр, п-ков Вишневских, 1815 г.; Рязанск., Скопинск. Коннозаводск. волости, с. Чернав, 1815 г.– Тамбовск., п-ка Иванова, 1S15 г.; Оренбургск., Бузулукск. у., д. Самодуровка, Нагадкиной, 1815 г.; Пензенск, Краснослободск. у., с. Ефаево, Удельные кр., 1815 г.; Тамбовск., Моршанск. у., Муравьевой-Апостол, 1815 г.; Тамбовск., Засепкой, 1815 г.; Курск., Льговск. окр. Денисьева, 1815 г.; Пензенск.. Мокшанск. окр., с. Купли, Мясоедовой, 1815 г.; Вятск., завод Яковлева, 1815 г.; Костромск., Костромск. у., Нерехтск. у., с. Никольское и Чернозаводское, гр. А. Головкина, 1815 г.; Смоленск.. Липецк, удельного Прик., 1815 г.; Смоленск., д. Медведок. удельн. вед., 1815 г.; Ярославск., Угличская вотчина, Демидовских Вышних Наук Училища, 1815 г. (15 случаев): 7. Новгородск. губ., Новгор. у., Бурегск. Удельного Приказа, 1816 г.; Слободск. укр., Ахтырск. у., д. Брянцовка, Логачева и Плачковского, 1816 г.; Воронежск., Сенявина, 1816 г.; Орловск., с. Красная Рыбница, Шуманских, 1816 г.; Курск., разн. п-ков, 1816 г.; Тамбовск., гр. Воронцова, 1816 г.; Орловск.. Экономич. кр-не разн. деревен, 1816 г., (7 случаев). 8. Рязанск., Касимовск. у., Дурасова, 1817 г.; Минск., Давыдгородок., Л. Радзивилла, 1817 г.; Псковск. губ. и у. казен. кр-не. 1817 г.; Оренбургск., Бузулукск. у., Дертавина, 1817 г.; Псковск., Опочецк.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Демиург (гр. Demiurgos) – при гностиците – творец, създател на света; при платониците – върховен разум, творческа сила. Демон (бяс) (гр. зъл дух. дявол, сатана) – В древната класическа литература демонът е добър бог или същество с божествена сила, но в Евангелията демоните винаги са враждебни на Бога. Техният водач е Велзевул (Сатана). Хората, обладани от демони, проявяват симптоми като нямота, епилепсия и ненормално поведение. Деструктивен (разрушителен) култ – разновидност на религиозния култ, чиято практика (религиозна, както напр. «Семейството» или комерческа, както напр. при движението «хърбалайф») е призната от авторитетни институции в дадено общество (народ) за разрушителна 1) по отношение на личността в дадено общество, нейното духовно, психическо и/или физическо здраве; 2) по отношение на самото общество със създадените от него традиционни структури, учреждения и институции, култура, норми на обществен порядък и нравственост, ценности и начин на живот. Вж. също секта. Деций Траян (Гай Мессий Квинт Траян Деций) (лат. Gaius Messius Quintus Trajanus Decius) (ок. 200–251) – римски император (249–251), влязъл в историята най-вече като организатор на първото систематическо гонение на християните. Диаспора (гр. «разсейване, разпръсване») – християни, които живеят извън пределите на църквата, към която юрисдикционно принадлежат. Дикирий – двусвещник – свещник с две свещи, с които архиереят благославя, символизиращ Божественото и човешкото естество на Господ Иисус Христос. Виж също: църковна утвар. Св. Димитрий Мироточиви – Солунски Чудотворец († 306 г.) – светец, великомъченик, особено почитан от древност от всички балкански народи. Родом от Солун. По времето на императора-гонител на християните Диоклетиан (286–305) заемал поста градоначалник на Солун. Получил заповед да преследва християните, но вместо това той станал техен защитник. Заради вярата си в Христа св. Димитър бил затворен в тъмница и убит (прободен с копие). Извън речника: Св. Димитър Солунски. Св. Димитрий Ростовски ( Дмитрий Ростовский , 1651–1709) – до приемането на монашество Даниил Савич Туптало – именит руски църковен писател и проповедник от времето на Петър I, одухотворен богослов, философ и поет, светител, Ростовски-Ярославски митрополит (от декември 1651 до 28 октомври 1709). Завършил Киево-Могилянската духовна академия. През 1668 г. приел монашество, бил игумен в редица манастири в Малорусия. Оглавявал дълго време Ростовската катедра и бил представител на «старата школа» руски архипастири, които поддържали император Петър I в държавните му дела. През 1702 г. бил избран за митрополит на Ростов. Тук той основал първата в Русия духовна семинария с преподаване на гръцки и латински езици. Автор на много духовни съчинения, сред които множество слова и «Духовна азбука». Главен труд на живота му са «Четьи-Минеите» (Житията на светците), които имате възможност да четете в български превод и на страниците на Pravoslavieto.com. Извън речника: Св. Димитрий Ростовски.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Ему было недостаточно одного уменья писать книжным языком: изложив свою повесть по-церковнославянски, но без риторического добрословия, он подобно Досифею Соловецкому или Герману Столбенскому, целые годы продержит ее в своей келии, боясь явиться перед читателем в неустроенном виде, пока не найдет опытного мастера, который покроет его рассказ блеском широких словес. «Како везти к архиепископу, пишет Досифей о своем труде, стыжуся, понеже истину написах, но удобрити якоже бы сложно недоумехся». Слагатель самых витиеватых житий всего усерднее просит у читателя снисхождения к простоте своего пера, «понеже извитая словесем не вем, ни решения притчам навыкох, ни у философов учихся, грамотикия же и риторикия никогдаже прочитах». Любопытно, что в древнерусской литературе житии первый голос, хотя раздавшийся в пустыне, против философского извития, наполняющего «воздух словесы», поднял приезжий литературный мастер: в предисловии к житию соловецких чудотворцев Максим Грек одобряет Досифея именно за простоту изложения, которой тот стыдился, и, противополагая ее суетной философской речи, прибавляет: «Наши же христианския похвалы, Богу приносимыя и святым Его, аще и проста бывают неухищренными глаголы, но благодарна и нескрыта и явствена всем на пользу слышащим». Зато недостаток биографических сведений, при уверенности в литературном искусстве, никогда не останавливал древнерусского писателя; напротив, Андрей Юрьев взялся за новую редакцию жития князя ярославского Феодора, чтобы создать блестящий памятник витийства во вкусе времени, но не воспроизвести вполне и тех известий о князе, какие автор нашел в старом кратком житии его. Общие места житий не ограничиваются назидательными отступлениями: они открываются там, где при первом взгляде могут показаться биографические факты. Типический образ святого, как он рисуется в житиях, слишком известен, чтобы воспроизводить его здесь во всей полноте. В нем рядом с чертами индивидуальными, имеющими значение действительных фактов, легко заметить черты общие, однообразно повторяющиеся едва ли не в каждом житии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Сфера культуры должна быть представлена произведениями культуры в различных её направлениях, а не быть набором развлечений, как это имеет место быть на территории США. С видеоприветствием к собравшимся обратился депутат Государственной Думы, руководитель КФР Н. П. Бурляев. Игумения Переславского Никольского женского монастыря Евстолия (Афонина) проинформировала присутствующих о крестном ходе к 600-летию явления Годеновского креста по регионам России. Крестный ход охватывает всю Россию и Белоруссию и проходи с севера на юг – от Мурманска до Севастополя и с запада на восток – от Бреста до Владивостока. А закончится он в Москве. Два дня назад крестный ход с копией Годеновского креста прибыл в Санкт-Петербург. Матушка рассказала о торжественном праздновании юбилея явления чудотворного креста на Сохотском болоте в 1423 году и строительстве собора в Годеново, где сейчас пребывает святыня. Директор Ивановской на Лехте средней школы (Ярославская область), сектертарь Союза писателей России, протоирей Владимир Мартышин рассказал об истории явления Годеновского креста, значении этого события для судьбы России. Главный редактор портала «Русская народная линия», академик ПАНИ А.Д. Степанов говорил о необходимости восстановления в стране русских традиций. Он отметил, что сложилась парадоксальная ситуация, когда власть обгоняет патриотическую общественность в формулировании задач будущего. Он обратил внимание на некоторые ф акты. В частности, президент России назвал Запад «сатанинской цивилизацией», а Россию «самобытным государством-цивилизацией», в ближайшее время в Петербурге будет установлен памятник «пламенному реакционеру», автору формулы «Православие, самодержавие, народность», министру просвещения царской России С.С. Уварову. А патриотическая общественность тратит силы и время наборьбу «красных» и «белых». Один из организаторов Круглого стола, председатель СПб отделения Союза писателей России (СПР) и координатор СПб отделения КФР, академик ПАНИ Б.А. Орлов высказал мнение о необходимости активизации патриотического воспитания и роли писательского сообщества, КФР в этом направлении. Он напомнил собравшимся о патриотических мероприятиях СПб отделения СПР, в том числе, с участием с 2015 года писателей Донбасса на Международном книжном салоне. Роль писательского сообщества крайне велика в этой сфере и должна быть поддержана государством.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/13/ru...

Месяц иулий Иулиа 1. Молитва святым мучеником, безсеребренником Косме и Дамиану. Из акафиста К вам, святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвеником о спасении нашем, мы недостойнии прибегаем, и припадающе усердно вопием: не презрите моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впадших и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатыя Своя милости: избавите нас от всякия скорби и болезни, зане неоскудную благодать исцелений от Господа и Спаса нашего Иисуса Христа прияли есте, твердыя ради веры вашея и мученическия ради кончины. Услышите убо нас молящихся, и благоприятным ходатайством вашим испросите у Христа Бога благочестивейшему, самодержавнейшему, великому государю нашему, императору Николаю Александровичу здравие и спасение, на враги победу и одоление, и всему царствующему дому Божие благословение. Таже и всем нам от Господа вся благополезная в житии нашем временнем, наипаче же ко спасению вечному належащая испросити, да сподобимся молитвами вашими кончину христианскую безболезнену, непостыдну и мирну улучити и да избавимся от козней диавольских и вечныя муки, безконечнаго же и блаженнаго Царствия Небеснаго наследницы да будем. Ей, угодницы Божии! не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающыя: аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите молитвами вашими, да плоды достойны покаяния приносяще, в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне и присно и во веки веков. Тропарь, глас 8 Святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, посетите немощи нашя: туне приясте, туне дадите нам. Иулиа 3. Молитвы святым благоверным князем Василию и Константину, Ярославским чудотворцем Молитва 1 Святии страстотерпцы Христовы и чудотворцы, благовернии князи Василие и Константине! Яко доблии воини Христовы, доблественне, в телеси суще, подвизастеся: верою же и благочестием и всеми делы благими, яко светильницы сияюще, лукаваго победисте и вся его разженныя стрелы угасисте.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

Подвигом добрым подвизался еси, страстотерпче Христов Георгие, и веры ради обличил еси мучителей нечестие: жертва же благоприятна Богови принеслся еси. Темже и венец приял еси победы, и молитвами, святе, твоими всем подаеши прегрешений прощение. Ин тропарь, глас 4 Яко пленных свободитель и нищих защититель, немощствующих врач, царей поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога спастися душам нашым. Априлиа 23. Молитва святей мученице царице Александре. Из канона святей мученице Церкве святыя укрепление и мучениц славо, преславная царице Александро! К тебе во умилении сердец наших припадаем, и твоего затсупления у Господа о нас молим. Аще бо чистоте твоей не поревновахом, и безбоязненнаго исповедания твоего не приобщихомся, паче же многими прегрешеньми и лютыми паденьми и отступствы гнев Божий привлекохом: но не хощем во гресех наших умрети, и на твой подвиг взирающе, паки на одоление страстей наших ополчаемся. Сие же ведуще, яко кроме благодатныя помощи ничтоже благое сотворити возможем, тую помощь нам от Господа подати тя просим. Ты бо, страстотерпице святая, велие ко Владыце дерзновение стяжала еси, яко прославившая его в чистоте души твоея и в телеси твоем страдальчестем, отреклася еси славы и чести мipa сего, возлюбивши богатство и похвалу Христовы. Темже от того богатства и нашей нищите духовная подаждь дарования, и от безмерных прегрешений жизнь нашу соблюди, мир и безмятежие нам испроси, от нужды и уныния нас предстательством твоим огради, друг ко другу нас в послушании и братолюбии настави, и ко Господу очи сердец наших всегда возводи, во еже славити нам Отца и Сына и Святаго Духа державу, и твое теплое предстательство, во веки веков. Тропарь, глас 4 Царства земнаго славу презревши, единаго Христа, нас ради распятаго, возлюбила еси, и того мужественне исповедующи, венцем увенчалася еси, всеблаженная царице Александро: темже и ныне престолу Царя славы на небесех предстоящи, молися о спасении душ наших. Априлиа 25. Молитва преподобному Сильвестру игумену, Обнорскому чудотворцу, чтомая в церкви села Воскресенскаго на Обноре, Ярославския епархии

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010